ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА ОСТАНОВОЧНЫХ ПУНКТАХ УДС Г.КРАСНОЯРСКА
|
Введение
1 Технико-экономическое обоснование 7
1.1 Актуальность обеспечения безопасности и организация движения
на УДС г. Красноярска 8
1.1.1 Минимальные требования ФИСУ к проведению всемирных
зимних универсиад 14
1.1.2 Анализ состояния аварийности на УДС г. Красноярска за
2013 - 2017 гг 16
1.1.3 Анализ состояния аварийности на остановочных пунктах
г. Красноярска 22
1.2 Анализ работ и публикаций по теме обеспечения безопасности на
остановочных пунктах городского общественного транспорта 31
2 Исследовательская часть 33
2.1 Разработка методики исследования состояния и обустройства
остановочных пунктов общественного транспорта 38
2.2 Методы математической обработки статистических данных 47
2.3 Анализ результатов обследования остановочных пунктов городского общественного транспорта в Октябрьском районе
г. Красноярска 49
2.4 Разработка методики комплексной оценки безопасности
остановочных пунктов общественного транспорта 52
2.5 Оценка безопасности остановочных пунктов городского общественного транспорта на участке УДС пр. Свободный,
ул.Копылова, ул. Красной Армии 56
2.6 Анализ методов оценки значимости коэффициентов 72
3 Разработка мероприятий по обеспечению безопасности на
остановочных пунктах городского общественного транспорта 78
3.1 Проект совершенствования организации остановочных пунктов городского общественного транспорта по ул. Красная Армия,
ул.Копылова и пр. Свободный 78
3.2 Мероприятия по повышению безопасности остановочных пунктов
городского общественного транспорта 85
3.3 Расчет противотаранных стационарных боллардов на прочность .... 92
3.4 Моделирование видов ДТП в компьютерной программе для
реконструкции механизма ДТП PC-Crash 96
3.4.1 Функциональные возможности программы для моделирования
и реконструкции механизмов ДТП PC-Crash 96
3.5.2 Анализ видов ДТП на остановочных пунктах в зависимости от
их оборудования с применением программы моделирования PC-Crash 97
3.5 Устройство заездных «карманов» на остановочных пунктах городского общественного транспорта и оценка их эффективности
с помощью программы PTV VISSIM 106
3.6 Проекты автопавильонов для остановочных пунктов городского
общественного транспорта 112
4 Определение экономической эффективности мероприятий по
совершенствованию остановочных пунктов на рассматриваемых участках УДС 119
4.1 Расчет экономии от предотвращения ДТП 120
Заключение 125
Список использованных источников 128
Приложение
1 Технико-экономическое обоснование 7
1.1 Актуальность обеспечения безопасности и организация движения
на УДС г. Красноярска 8
1.1.1 Минимальные требования ФИСУ к проведению всемирных
зимних универсиад 14
1.1.2 Анализ состояния аварийности на УДС г. Красноярска за
2013 - 2017 гг 16
1.1.3 Анализ состояния аварийности на остановочных пунктах
г. Красноярска 22
1.2 Анализ работ и публикаций по теме обеспечения безопасности на
остановочных пунктах городского общественного транспорта 31
2 Исследовательская часть 33
2.1 Разработка методики исследования состояния и обустройства
остановочных пунктов общественного транспорта 38
2.2 Методы математической обработки статистических данных 47
2.3 Анализ результатов обследования остановочных пунктов городского общественного транспорта в Октябрьском районе
г. Красноярска 49
2.4 Разработка методики комплексной оценки безопасности
остановочных пунктов общественного транспорта 52
2.5 Оценка безопасности остановочных пунктов городского общественного транспорта на участке УДС пр. Свободный,
ул.Копылова, ул. Красной Армии 56
2.6 Анализ методов оценки значимости коэффициентов 72
3 Разработка мероприятий по обеспечению безопасности на
остановочных пунктах городского общественного транспорта 78
3.1 Проект совершенствования организации остановочных пунктов городского общественного транспорта по ул. Красная Армия,
ул.Копылова и пр. Свободный 78
3.2 Мероприятия по повышению безопасности остановочных пунктов
городского общественного транспорта 85
3.3 Расчет противотаранных стационарных боллардов на прочность .... 92
3.4 Моделирование видов ДТП в компьютерной программе для
реконструкции механизма ДТП PC-Crash 96
3.4.1 Функциональные возможности программы для моделирования
и реконструкции механизмов ДТП PC-Crash 96
3.5.2 Анализ видов ДТП на остановочных пунктах в зависимости от
их оборудования с применением программы моделирования PC-Crash 97
3.5 Устройство заездных «карманов» на остановочных пунктах городского общественного транспорта и оценка их эффективности
с помощью программы PTV VISSIM 106
3.6 Проекты автопавильонов для остановочных пунктов городского
общественного транспорта 112
4 Определение экономической эффективности мероприятий по
совершенствованию остановочных пунктов на рассматриваемых участках УДС 119
4.1 Расчет экономии от предотвращения ДТП 120
Заключение 125
Список использованных источников 128
Приложение
Система безопасности дорожного движения локализуется в городской среде. Это связано с постоянным увеличением количества автомобилей, что в свою очередь приводит к росту интенсивности движения. Именно на улично¬дорожной сети (УДС) городов происходит наибольшее число дорожно¬транспортных происшествий (ДТП), возникают конфликтные ситуации между транспортными и пешеходными потоками, город является транспортным узлом, включающим различные виды транспорта.
Рост автомобилизации страны, решая задачи по перевозке пассажиров и грузов, ставит проблему обеспечения безопасности дорожного движения. Существующая организация движения г. Красноярска, пропускная способность УДС уже не соответствует той интенсивности движения, которая имеется в действительности. В результате этого на УДС г. Красноярска наблюдаются значительные транспортные задержки.
В сложившейся ситуации можно выделить такие проблемы, как загруженность транспортной сети города, недостаточная система коммуникаций между частями города (правым и левым берегом), а также между его районами, смешение локального и транзитного транспортных потоков. Приток участников и зрителей предстоящей Универсиады-2019, значительно влияет на транспортные задержки и аварийность.
В свою очередь значительная загруженность городской УДС приводит и к увеличению вероятности возникновения ДТП, в том числе и с тяжкими последствиями. Наиболее трагичными ДТП являются происшествия, связанные с наездом на людей в местах их скопления, в частности на остановочных пунктах общественного транспорта.
Целью бакалаврской работы является исследование, анализ и оценка обеспечения безопасности на остановочных пунктах общественного транспорта, совершенствование организации дорожного движения (ОДД) и повышение безопасности движения на УДС г. Красноярска.
Рост автомобилизации страны, решая задачи по перевозке пассажиров и грузов, ставит проблему обеспечения безопасности дорожного движения. Существующая организация движения г. Красноярска, пропускная способность УДС уже не соответствует той интенсивности движения, которая имеется в действительности. В результате этого на УДС г. Красноярска наблюдаются значительные транспортные задержки.
В сложившейся ситуации можно выделить такие проблемы, как загруженность транспортной сети города, недостаточная система коммуникаций между частями города (правым и левым берегом), а также между его районами, смешение локального и транзитного транспортных потоков. Приток участников и зрителей предстоящей Универсиады-2019, значительно влияет на транспортные задержки и аварийность.
В свою очередь значительная загруженность городской УДС приводит и к увеличению вероятности возникновения ДТП, в том числе и с тяжкими последствиями. Наиболее трагичными ДТП являются происшествия, связанные с наездом на людей в местах их скопления, в частности на остановочных пунктах общественного транспорта.
Целью бакалаврской работы является исследование, анализ и оценка обеспечения безопасности на остановочных пунктах общественного транспорта, совершенствование организации дорожного движения (ОДД) и повышение безопасности движения на УДС г. Красноярска.
В данной исследовательской бакалаврской работе в соответствии с заданием решались задачи обеспечения безопасности остановочных пунктов в Октябрьском районе г. Красноярска.
Актуальность темы работы определялась в связи с обеспечением безопасности на предстоящей в 2019 году в г. Красноярске Всемирной зимней универсиады 2019 на основании анализа состояния аварийности на остановочных пунктах и научных работ и публикаций по данной тематике.
В соответствии с разработанной методикой исследования проведено обследование 184 остановочных пунктов в Октябрьском районе г. Красноярска. На всех обследованных остановочных пунктах были обнаружены нарушения требований нормативно-технической документации. Наибольшее количество остановочных пунктов имеют следующие нарушения:
- отсутствие дорожной разметки, соответствующей ГОСТу (183 остановочных пункта);
- отсутствие пешеходных ограждений (137 остановочных пунктов);
- расположение наземного пешеходного перехода относительно остановочного пункта (101 остановочный пункт) (рисунок 2.8).
По результатам обследования были предложены коэффициенты соответствия требованиям безопасности, а также формула итогового коэффициента безопасности (2.3).
В зависимости от значения итогового коэффициента безопасности остановочные пункты распределены по следующим категориям:
1) остановочные пункты низкой опасности (КБ = 0,9 - 1);
2) остановочные пункты повышенной опасности (КБ = 0,7 - 0,9);
3) остановочные пункты высокой опасности (КБ = 0,5 - 0,7);
4) остановочные пункты особой опасности (КБ = 0 - 0,5).
На основании разработанной методики комплексной оценки безопасности остановочных пунктов городского общественного транспорта были проанализированы остановочные пункты по ул. Копылова, ул. Красной Армии и пр. Свободный. Из рассмотренных остановочных пунктов 6% относится к категории высокой опасности и 94% к категории повышенной опасности (рисунок 2.15).
На данный момент состояние остановочных пунктов городского общественного транспорта по ул. Копылова, ул. Красной Армии и пр. Свободный в соответствии с предложенной методикой оценки находится в удовлетворительном состоянии. Лишь 6% из числа обследованных нуждаются в срочной реконструкции.
Разработан комплекс практических мер для ряда остановочных пунктов городского общественного транспорта по изменению их расположения, оборудования, технического обустройства:
- разнесение остановочных пунктов «Сопка», «СФУ» разных направлений на расстояние друг от друга;
- оборудование остановочного пункта «Сопка» по пр. Свободный в сторону ул. Маерчака заездным «карманом»;
- разнесение остановочных пунктов «СФУ» разных направлений на расстояние друг от друга, чтобы пешеходный переход был установлен в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007;
- углубление заездного «кармана» на остановочном пункте «мкр. Западный» по ул. Копылова;
- установка противотаранных стационарных боллардов вдоль остановочного пункта «мкр. Западный» по ул. Копылова;
- установка необходимых дорожных знаков на рассматриваемых остановочных пунктах и нанесение дорожной разметки на рассматриваемых участках УДС по ул. Копылова;
- организация пешеходного движения возле рассматриваемых остановочных пунктов.
С помощью программы моделирования и реконструкции механизмов ДТП PC-Crash произведено моделирование и анализ наездов различных типов транспортных средств на остановочные пункты с отличающимся их расположением. Анализ результатов моделирования показал, что единственный способ обеспечить безопасность пешеходов, ожидающих транспорт на остановочном пункте - это установить заграждения - противотаранные болларды, которые позволяют при превышении скоростного режима остановить автомобиль и предотвратить гибель людей.
Оценка эффективности предлагаемых мероприятий произведена с использованием программы имитационного моделирования транспортных потоков PTV VISSIM. С помощью построенных моделей была доказана необходимость организации заездного «кармана» на остановочных пунктах городского общественного транспорта при загрузке сети более 0,6.
Результаты исследовательской части бакалаврской работы будут использованы автором в магистерской диссертации для продолжения разработки математической модели обеспечения безопасности остановочных пунктов городского общественного транспорта. Материалы бакалаврской работы были представлены на научной конференции с международным участием «Проспект Свободный - 2019».
Актуальность темы работы определялась в связи с обеспечением безопасности на предстоящей в 2019 году в г. Красноярске Всемирной зимней универсиады 2019 на основании анализа состояния аварийности на остановочных пунктах и научных работ и публикаций по данной тематике.
В соответствии с разработанной методикой исследования проведено обследование 184 остановочных пунктов в Октябрьском районе г. Красноярска. На всех обследованных остановочных пунктах были обнаружены нарушения требований нормативно-технической документации. Наибольшее количество остановочных пунктов имеют следующие нарушения:
- отсутствие дорожной разметки, соответствующей ГОСТу (183 остановочных пункта);
- отсутствие пешеходных ограждений (137 остановочных пунктов);
- расположение наземного пешеходного перехода относительно остановочного пункта (101 остановочный пункт) (рисунок 2.8).
По результатам обследования были предложены коэффициенты соответствия требованиям безопасности, а также формула итогового коэффициента безопасности (2.3).
В зависимости от значения итогового коэффициента безопасности остановочные пункты распределены по следующим категориям:
1) остановочные пункты низкой опасности (КБ = 0,9 - 1);
2) остановочные пункты повышенной опасности (КБ = 0,7 - 0,9);
3) остановочные пункты высокой опасности (КБ = 0,5 - 0,7);
4) остановочные пункты особой опасности (КБ = 0 - 0,5).
На основании разработанной методики комплексной оценки безопасности остановочных пунктов городского общественного транспорта были проанализированы остановочные пункты по ул. Копылова, ул. Красной Армии и пр. Свободный. Из рассмотренных остановочных пунктов 6% относится к категории высокой опасности и 94% к категории повышенной опасности (рисунок 2.15).
На данный момент состояние остановочных пунктов городского общественного транспорта по ул. Копылова, ул. Красной Армии и пр. Свободный в соответствии с предложенной методикой оценки находится в удовлетворительном состоянии. Лишь 6% из числа обследованных нуждаются в срочной реконструкции.
Разработан комплекс практических мер для ряда остановочных пунктов городского общественного транспорта по изменению их расположения, оборудования, технического обустройства:
- разнесение остановочных пунктов «Сопка», «СФУ» разных направлений на расстояние друг от друга;
- оборудование остановочного пункта «Сопка» по пр. Свободный в сторону ул. Маерчака заездным «карманом»;
- разнесение остановочных пунктов «СФУ» разных направлений на расстояние друг от друга, чтобы пешеходный переход был установлен в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007;
- углубление заездного «кармана» на остановочном пункте «мкр. Западный» по ул. Копылова;
- установка противотаранных стационарных боллардов вдоль остановочного пункта «мкр. Западный» по ул. Копылова;
- установка необходимых дорожных знаков на рассматриваемых остановочных пунктах и нанесение дорожной разметки на рассматриваемых участках УДС по ул. Копылова;
- организация пешеходного движения возле рассматриваемых остановочных пунктов.
С помощью программы моделирования и реконструкции механизмов ДТП PC-Crash произведено моделирование и анализ наездов различных типов транспортных средств на остановочные пункты с отличающимся их расположением. Анализ результатов моделирования показал, что единственный способ обеспечить безопасность пешеходов, ожидающих транспорт на остановочном пункте - это установить заграждения - противотаранные болларды, которые позволяют при превышении скоростного режима остановить автомобиль и предотвратить гибель людей.
Оценка эффективности предлагаемых мероприятий произведена с использованием программы имитационного моделирования транспортных потоков PTV VISSIM. С помощью построенных моделей была доказана необходимость организации заездного «кармана» на остановочных пунктах городского общественного транспорта при загрузке сети более 0,6.
Результаты исследовательской части бакалаврской работы будут использованы автором в магистерской диссертации для продолжения разработки математической модели обеспечения безопасности остановочных пунктов городского общественного транспорта. Материалы бакалаврской работы были представлены на научной конференции с международным участием «Проспект Свободный - 2019».



