Введение 7
1 Технико-экономическое обоснование 8
1.1 Общая характеристика предприятия 8
1.2 Организационная структура управления предприятием 9
1.3 Анализ деятельности отдела автомобильных перевозок 10
1.4 Анализ потребителей 15
1.5 Оценка финансового состояния предприятия ООО «Локомотив» 17
2 Технологическая часть 31
2.1 Сегментация рынка доставки сборных грузов в междугороднем
сообщении, расчет емкости сегментов рынка 31
2.1.1 Сегментация рынка 31
2.1.2 Расчет емкости сегментов рынка, определение перспективных 34
объемов перевозок и анализ рынка транспортно-экспедиционных услуг.... 34
2.2 Сравнительный анализ вариантов логистических цепочек по основным
направлениям доставки грузов. Выбор наиболее эффективных вариантов. Проектирование логистики доставки грузов по рассматриваемым направлениям 35
2.2.1 Анализ вариантов логистических цепочек 35
2.2.2 Проектирование логистики доставки грузов 42
2.2.3 Проектирование логистики доставки грузов по рассматриваемым
направлениям 44
2.2.4 Проектирование логистики междугородних перевозок грузов 46
2.3 Расчет параметров логистических цепочек доставки грузов 50
2.4 Разработка технологического процесса перевозок грузов, расчет
технического оснащения технологического процесса 64
2.4.1 Разработка технологического процесса перевозок грузов 64
2.4.2 Расчет технического оснащения технологического процесса 69
2.5 Проектирование регионального грузового терминала для обеспечения
доставки грузов в выбранном направлении доставки грузов 73
2.5.1 Планировка транспортного терминала 73
2.5.2 Устройство и организация работы склада 76
2.5.3 Расчет количества погрузо-разгрузочных средств 80
2.5.4 Основные параметры терминала 89
Заключение 96
Список сокращений 99
Список использованных источников 100
В условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям проблема совершенствования методов управления предприятиями производственной инфраструктуры становится одной из наиболее важных. Это относится и к транспортному обслуживанию, поскольку конкуренция в этой отрасли развивается высокими темпами.
Конкурентные преимущества сегодня - повышение качества и снижение себестоимости перевозок, предоставление большого спектра услуг, улучшение обслуживания клиентуры, своевременное реагирование на изменение транспортных услуг на территории страны и региона. Все вышеизложенное обусловливает поиск новых подходов к работе на транспортном рынке.
Одним из таких прогрессивных подходов является логистический подход, ориентированный на увеличение объемов перевозки грузов, повышение доходности и прибыльности работы транспорта.
Логистика - это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Цель логистики заключается в том, чтобы нужные товары имелись в нужном месте, в нужном количестве, в нужный момент.
При доставке такой многономенклатурной продукции появляется необходимость в применении более широкого использования развозочных и сборочных маршрутов средствами автомобильного транспорта.
Наиболее важными показателями качества перевозки грузов автомобильным транспортом являются своевременность выполнения перевозок, сохранность количества и потребительских свойств грузов и экономичность системы доставки.
С первого дня своего существования транспортная компания «Локомотив» осуществляла перевозки именно сборных грузов и не занималась организацией перевозок грузов от какого-либо одного грузоотправителя в объемах, соотносимых с грузоподъемностью того или иного транспортного средства. В данной работе определена целесообразность дальнейшего развития такого сегмента рынка как перевозка сборных грузов с помощью открытия нового направления перевозок грузов по маршруту Красноярск - Екатеринбург в следствии чего появляется необходимость в проектировании терминала в г. Екатеринбург.
В начале был произведен расчет технико-эксплуатационных показателей и производственной программы работы подвижного состава на маршруте протяженностью 2300 км при сквозной и участковой системе перевозок.
Также была рассчитана и проанализирована диаграмма часовой производительности и сделаны следующие выводы: Часовая производитель¬ность при участковом движении в 3 раза выше, чем при сквозном.
По результатам расчетов выявлено, что количество тягачей, необходимых для выполнения данного плана перевозок при сквозном движении составило 2 ед., при участковом - 1 ед. Необходимое количество полуприцепов при сквозном - 2 ед., при участковом - 3 ед.
При выборе варианта движения необходимо также учитывать, что участковая система перевозок требует наличие перецепочной площадки или участка, на котором будет происходить смена водителей, что связано с дополнительными затратами, поэтому организация маршрута по схеме участкового движения наиболее эффективно при интенсивности доставки в выбранном направлении составляющей не менее 1 автомобиля в день. На момент написания бакалаврской работы объем перевозимых грузов составляет 80 т в месяц, тогда интенсивность отправки составляет 1 автомобиль в 7 дней, поэтому целесообразно применение сквозного движения.
Так как компания «Локомотив» не располагает собственным подвижным составом, в проектированном варианте были рассмотрены также аренда автомобилей с водителями и погрузчика. Проведение сервисного обслуживания и ремонта подвижного состава осуществляется силами и средствами арендодателя. В случае поломки арендованного транспортного средства, есть возможность замены его на аналогичный.
В данном проекте были рассмотрены основные требования, предъявляемые к грузовому терминалу. Терминал должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций терминала и достижение высокого уровня рентабельности. Основное назначение терминала - концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей.
Проанализирована структура склада. Склады отличаются друг от друга как размерами и особенностями устройства, так и применяемого оборудования, и организации его работы. В результате проведенных расчетов размеров складского помещения, получены следующие данные: длина 24 метров; ширина 18 метров; общая площадь склада составит 321 м2; вместимость склада 128 тонн; численность грузовых складских единиц 191 единица. Также рассмотрены виды складирования, выбраны полочные грузовые стеллажи
На начальном этапе проектирования технологических процессов терминала в первую очередь следует определить требования к площадям технологических зон. Рассмотрены виды складирования, выбраны полочные грузовые стеллажи. В качестве погрузо-разгрузочного средства был выбран электропогрузчик Bendi B45SE. Благодаря шарнирно-сочленной конструкции, грузоподъемная мачта способна поворачиваться вместе с передними колесами на 180 градусов, что позволяет производить трехстороннюю обработку груза и как следствие приводит к уменьшению ширины межстеллажном проходе до 2 метров. Таким образом, использование погрузчика Bendi позволяет увеличить вместимость склада.
В результате расчета терминального комплекса получены следующие значения: расчетная общая площадь склада SOбщp = 321.3м2; проектируемая общая площадь SO6wnp = 321м2; вместимости склада Е = 128т; высота ярусов в стеллаже кя = 1.62 м; число ярусов в стеллажах Z= 3 ед.; высота склада от пола до низа ферм крыши здания Н - 5,24 м; число стеллажей по длине зоны хранения ng = 9 шт; число проходов между стеллажами по длине зоны хранения ппр = 5 ед.; длина стеллажа в зоне хранения Lcm= 12 м; ширина стеллажной зоны хранения груза /.ш15,8 м.
1. Вельможин. А. В. Грузовые автомобильные перевозки: учебное пособие А. В. Вельможин. В. А. Гудков. Л. Б, Миротин, А. В. Куликов. - М.: Горячая линия - Телеком, 2006. - 560 с.
2. Гаджинский. А.М. Логистика: Учебник / А.М. Гаджинский. - 20-е изд. М.: Издательство - торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 484 с.
3. Горев. А.Э. Грузовые автомобильные перевозки: Учеб, пособие для студ. вуз. / А. Э. Горев, - 5-е изд.. иенр. М.: Издательский центр «Академия». 2008. - 288 с.
4. Гудков. В. А. Основы логистики: учебник / В. А. Гудков. Л. Б. Миротин, С. А. Ширяев, Д. В. Гудков. - М.: Горячая линия - Телеком. 2004. - 351с.
5. Зотов. Л. Л. Грузоведение: Учеб, пособие.Г Л. Л. Зотов. - СПб.; Изд- во СЗТУ. 2008. - 69.
6. Ковалев, В. А. Разработка транспортных технологических схем доставки грузов автомобильным транспортом: Метод. Указания по курсовому проектированию для специальности 21.01.00 - «организация перевозок и управление на транспорте» / Сост. В. А. Ковалев. - Красноярск ИПЦ КИТУ.
2002. - 30с.
7. Кононовой Г. А. Экономика автомобильного транспорта: учеб, пособ. для студ. высш. учеб, заведений / под ред. Г. А. Кононовой. - Москва : Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.
8. Кузьмина. T.C. Складское хозяйство в логистической системе: Учебно-методическое пособие / T.C. Кузьмина - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. - 76 с.
9. Лукинский В.С. Логистика автомобильного транспорта: Учеб, пособие / В.С. Лукинский. В.И. Бережной. Е. В. Бережная и др. - М.: Финансы и статистики, 2004. - 368с.
10. Миротин. Л. Б. Транспортная логистика: Учебник для транспортных
вузов / Под обшей редакцией Л. Б. Миротин. - М.: Издательство «Экзамен».2003. - 512с.
11. Миротин. Л. Б. Логистика : Управление в грузовых транспортно- логистичских системах : учеб. Пособие Л.Б. Миротин,, В И. Сергеев. В. В. Иванов - М.: Юрист. 2002. - 414с.
12. Напхоненко Н. В. Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие / под ред. Н. В. Напхоненко. - Москва : ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2008. - 480 с.
13. Савин В.И. Перевозки грузов автомобильным транспортом: Справочное пособие / В. И. Савин 2-е изд., перраб. и доп - М.: Издательство «Дело и Сервис». 2004. - 544 с.
14. Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования: учебник. / Б.В. Токарев - 2-е над., перераб. и доп. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 512с.
15. Туревский И.С. Экономика отрасли. Автомобильный транспорт: учебник / под ред. И.С. Туревский. - Москва : Форум. 2011. - 288 с.