Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Курс «Основы цифровой фотографии и ее обработки» как средство развития творческого воображения у обучающихся 9 -10-х классов

Работа №25187

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информатика

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
565
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы развития творческого воображения у обучающихся
9-10-х классов в системе дополнительного образования 7
1.1 Анализ научно -педагогической литературы об особенностях развития
творческого воображения у обучающихся 9-10 классов 7
1.2 Особенности обучении в системе дополнительного образования с
учетом психолого -педагогических особенностей обучающихся 9-10-х классов 12
1.3 Особенности изучения компьютерной графики в процессе обучения в
общеобразовательной школе 21
2. Разработка курса «Основы цифровой фотографии и ее обработки» 26
2.1 Разработка программы курса «Основы цифровой фотографии и ее
обработки» 26
2.2 Оценка результатов исследования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
Список использованных источников 72
ПРИЛОЖЕНИЯ А-Ж 76-94


Современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого воображения учащихся. Эффективность работы курса в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно - воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой и познавательной деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей и формирование их творческого воображения для развития в дальнейшем навыков решения нестандартных задач и умения творчески мыслить. Развитие творческих способностей учащихся пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Творческое развитие должно выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, развивать творчество становится необходимым.
Для того, чтобы творческий потенциал детей мог развиваться, необходимо создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую среду, в которой из предпосылок рождаются и развиваются способности. Широкими возможностями для создания таких условий обладают курсы дополнительного образования.
Необходимо отметить такие важнейшие задачи курсов, как формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности, необходимых для непрерывного профессионального образования; формирование опыта творческой деятельности; развитие умений выполнять опытно-экспериментальную работу; обеспечение условий для нравственного самосовершенствования.
Опыт творческой деятельности учащихся является ведущей составляющей содержания курсов, в рамках компетентностного подхода, так как через приобретение личностью опыта происходит развитие ценностного отношения к объектам мира, в том числе к миру профессий. Осознанный выбор будущей профессии направлен не только на познание мира профессий, сколько на формирование отношения к той или иной профессии. Это не разовый акт выбора учебного заведения, профессии, а непрерывный процесс определения себя на протяжении всей жизни.
Спектр изучаемых с помощью курсов дополнительного образования областей профессиональных знаний очень широк. Однако особенностью современного информационного общества является интенсивное развитие информатики и информационных технологий, которое требует такого же интенсивного развития умений использования компьютеров в различных областях человеческой деятельности. Базовыми требованиями становятся умения собирать, оценивать, обрабатывать и использовать информацию, в том числе и при работе с цифровой информацией в виде фотографий и различных изображений.
Появление доступных сканеров, цифровых фотоаппаратов, web-камер создало потребность в создании, обработке, восстановлении изображений, полученных с их помощью, а также создании на их основе новых изображений, коллажей с последующим позиционированием фотографий в коммуникативных средах. Умение обрабатывать фотографии, работать с компьютерной графикой является неотъемлемой частью информационной грамотности любого человека.
Являясь элементом содержания раздела школьной информатики «Информационные и коммуникационные технологии», компьютерная графика представлена в основном простейшими программными средствами обработки объектов графики. Большое многообразие профессиональных программных средств обработки объектов растровой графики ставит перед учителем сложные задачи, связанные в первую очередь с необходимостью обоснованного выбора конкретного программного средства, а также с разработкой методов преподавания основ работы с графическим редактором. В учебных пособиях по развитию творческого воображения недостаточно внимания уделяется особенностям развития творческого воображения в ходе изучения курса «Основы цифровой фотографии и ее обработки» как средство развития творческого воображения, что и определило актуальность данного исследования.
Проблема исследования: современные нормы образования выставляют требования к подготовке выпускников школ, которые должны владеть навыками работы в области информационных технологий, связанных с компьютерной графикой. Существуют электронные информационные ресурсы для изучения технологии работы с изображением, а также технологий обработки цифровых фотографий, но недостаточно разработаны учебно-методические материалы для обучающихся 9-10 классов, способствующих развитию у них творческого воображения в процессе обработки цифровых фотографий.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике разработанный курс «Основы цифровой фотографии и ее обработки» как средство развития творческого воображения у обучающихся 9-10-х классов.
Объект исследования: развитие творческого воображения у обучающихся 9-10-х классов.
Предмет исследования: изучение цифровой фотографии и ее обработки как средство развитие творческого воображения у обучающихся 9¬10-х классов.
Гипотеза: мы предполагаем, что курс дополнительного образования «Основы цифровой фотографии и ее обработки» для обучающихся 9-10-х классов способствует развитию творческого воображения учащихся если:
- программа курса предполагает ндивидуально -орентированный подход к обучающемуся, стимулирующий его творческую деятельность;
- программа курса предполагает обсуждение фоторабот, возможности и задачи обработки фотографий;
- творческие задания по обработке фотографий соответствует интересам, характерным обучающимся 9-10 класса, интересам к профессиональной ориентации.
Цель работы определяет ее задачи:
- проанализировать научно -педагогическую литературу об особенностях развития творческого воображение у обучающихся 9-10 класса;
- выявить особенности обучения в системе дополнительного образования с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся 9-10 класса;
- проанализировать особенности изучения компьютерной графики в процесс обучения в общеобразовательной школе обобщить особенности изучения технологии цифровой фотографии и ее обработки, возможности применения в профессиональной сфере;
- разработать программу курса «Основы цифровой фотографии и ее обработки»;
- разработать учебно-методический материал курса «Основы цифровой фотографии и ее обработки»;
- провести анализ результатов исследования.
В процессе работы использовались следующие методы исследований: анализ психолого -педагогической и научно -методической литературы по проблеме исследования, учебников и учебных пособий по информатике; обобщение опыта, полученного в ходе педагогической практики; педагогический эксперимент.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа представляет собой методическую разработку для курса «Основы цифровой фотографии и ее обработки» для обучающихся 9-10-х классов реализует дополнительное образование детей, связанное с визуальными технологиями.
Проведенный анализ учебной литературы в теоретической части дипломной работы показал, что редактор Adobe Photoshop в рамках школьной программы практически не рассматривается, хотя и представляют интерес для учащихся. Наблюдается явный недостаток практических заданий, что требует разработки дополнительных курсов изучения редактора Adobe Photosho p и методов работы с цифровыми изображениями.
Также в теоретической части исследований изучено, что дополнительные курсы - это обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения.
Теоретический анализ психолого-педагогические особенности процесса обучения учащихся 9-10-х классов обучения обработке художественной фотографии с помощью растрового редактора в рамках дополнительного образования к школьному курсу информатики показал, что работа с художественными образами, в частности с художественной фотографией, создает возможности использования визуальных образов в воспитательных целях, влияет на мировоззрение учащихся и развивает интерес к обучению и самообразованию, что полностью соответствует требованиям социального заказа на воспитание личности, способной к саморазвитию и самообучению на протяжении всей жизни.
Анализ овладения основами обработки художественной фотографии в редакторе растровой графики Adobe Photoshop школьниками 9-10 классов предусматривал диагностику развития творческих способностей детей по методике оценки творческих способностей Г. Дэвиса и опроснику креативности Джонсона (адаптированный Е.Е.Туник), а также оценку выполнения заданий элективного курса после реализации обучающих занятий программы элективного курса «Основы цифровой фотографии и ее обработки» для обучающихся 9-10-х классов.
Экспериментальной база исследований явилось МБОУ СОШ г. Красноярска. В исследовании принимали учащиеся 9-10 классов численностью 20 человек.
Анализ эффективности программы показал, что в результате реализации Программы количество учащихся, показавших высокий уровень развития творческих способностей увеличилось на 40 (55) %, средний - на 15%. Количество детей с низким уровнем развития творческих способностей снизился на 55 (70)%.
Сравнительные результаты диагностики творческих способностей учащихся старших классов позволяют констатировать, что освоение методов работы с цифровой фотографией и ее обработкой является эффективным методом работы с детьми по развитию их творческих способностей. Методы обработки фотографий растрового редактора Adobe Photoshop позволяют еще более раскрыть у детей интерес к окружающей действительности, к возможности ее отображения в различных видах с использованием различных средств фотографирования, что наряду с приобретением навыков творческой деятельности порождает у детей желание творить и создавать собственные творческие работы.
В процессе работы выполнены все задачи исследования. В результате работы полностью подтверждена гипотеза исследования и реализована его цель.



1. Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности» // Питер; СПб.; 2009. - 434 с.
2. Психология подросткового возраста : учебник / Б.С. Волков. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2016 — 266 с.
3. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. — М. : Издательство Юрайт, 2016 — 406 с.
4. Сидельникова М. А., Особенности развития творческого воображения младших подростков в системе дополнительного образования // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 201-205. —https://moluch.ru/conf/ped/archive/1 88/995 1/
5. Волков В.М. Возрастные и индивидуальные особенности спортсменов. Л., 1982
6. Семчук Л. А., Янчий А.И. Возрастная психология / Учебно - методический комплекс., ГрГУимЯ. Купалы, Гродно, 200
7. Ефремов, A. A. Photoshop и не только фотография / А.А. Ефремов- СПб: Питер, 2006. - 192 с.
Ефремов, А. А. Фотография и Photoshop. Секреты мастерства / А.А. Ефремов. - СПб: Питер, 2009. - 192 с.
8. Залогова, Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс. Учебное пособие / Л. А. Залогова- М.: «Бином», 2005. - 245 с.
9. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - Серия: Мастера психологии / Е. П. Ильин. - СПб: Питер, 2009. - 434 с.
Карасева, Э. B.Photoshop CS / Э.В. Карасева, И.Н. Чумаченко. - М.: ACT, НТ Пресс, 2005. — 224 c..
10. Карелин, А. М. Большая энциклопедия психологических тестов / А. М. Карелин: Эксмо, 2012. - 416 с.
11. Каспржак, А.Г. Элективные курсы - ответ на запросы ученика и учителя, семьи и государства / А.Г. Каспржак //Директор школы, 2006. - №1. - с.3-9
12. Келби, С. Справочник по обработке цифровых фотографий в Photosho p / С. Келби - М.: Вильямс, 2003. - 368 с.
13. Кислова, В. А. Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства / В.А.Кислова. Дошкольная педагогика, 2013, № 7 (92). С. 21-23
14. Круглова Л.Ю. Формирование творческой самостоятельности
подростков в учреждениях дополнительного образования. Автореф.дис.канд.пед.наук. Челябинск, 1997.- 207 с.
15. Левковец, Л. Б. Уроки компьютерной графики. Photoshop CS / ЛБ. Левковец- Санкт-Петербург : ИНТАН, 2005 (СПб. : ИПФ ИНТАН). - 300 с. : ил.
16. Леготина, С. Н. Графический редактор Photoshop. Элективный курс по информатике. 9-11 классы. 1 и 2 части / С.Н. Леготина- Корифей, 2005
17. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с. - (Серия: Классическая учебная книга)
18. Леонтьев, В. П. Adobe Photoshop - ваша цифровая фотостудия / В.П. Леонтьев - СПб: ОЛМА-Пресс, 2005.- 47 с.
19. Луций, С. A. Изучаем Photoshop / С. A. Луций- СПб: Питер, 2003. - 539 с.
20. Луций, С. A. Самоучитель Photoshop CS / С. A. Луций - СПб: Питер, 2005
21. Макарова, Н. В. Информатика. Учебник. Начальный уровень. 3 издание / Н.В. Макарова. СПб.: 2013 год. - 160 стр.
22. Макарова, Н.В.Информатика и ИКТ. 8-9 класс. 1 издание. / Н.В. Макарова. СПб.: 2011. - 416 с.
23. Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с: ил.
24. Муртазин, И. А. Проектирование элективных курсов с интеграцией информационных и материальных технологий [Текст]: учеб.-метод, пособие / И. А. Муртазин. - Сыктывкар: Изд-во Коми пединститута, 2010. - 58 с.
25. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. / Р.С. Немов - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
26. Панкратова,Т. В. Обработка цифровых фотографий (с CD-ROM) / Т.В. Панкратова СПб: Питер, 2005. - 538 с.
27. Победоносцева, М.Г. Разработка системы элективных курсов по
информатике на старшей ступени общеобразовательной школы: диссертация ...кандидата педагогических наук: 13.00.02 /Победоносцева Мария
Георгиевна; [Место защиты: Ин-т содержания и методов обучения Рос.акад образования]. - Москва,2008. - 144 с.
28. Поляков, К.Ю. Уроки по Adobe Photoshop CS / К.Ю. Поляков Электронное учебное пособие, 2007
29. Поляков, К.Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч / К.Ю. Поляков. - М.: 2013 — 4.1 - 344с., 4.2 - 304с.
30. Пономаренко, С.И. Adobe PhotoShop CS / С.И. Пономаренко - СПб.: БХВ-Петербург, 2009. - 928 с.
31. Семакин, И.Г.Информатика. 7-9 классы: методическое пособие / И.Г. Семакин, М.С. Цветкова. М.: 2012. - 295 с.
32. Соловьева, Л.Ф. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса (+DVD). СПб.: BHV, 2011. - 384 c.
33. Стрелкова, Л. И. Photoshop. Практикум (с CD-ROM) / Л.И. Стрелкова- М.: «Интеллект-Центр», 2004. - 96 с.
34. Тайц, A. M.Adobe PhotoShop CS / A.M. Тайц, A.A. Тайц — СПб.: БХВ-Петербург, 2004. - 688 с.
35. Угринович, Н.Д. Информатика: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. - М.: 2012. - 295 с.
36.Черникова, Т.В. Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов///Профильная школа, 2005. - №5. - с.11-16.
37. Шафрин, Ю.А. Информационные технологии. в 2-х частях
//Учебное пособие. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001 - 340 с.: ил.
38. Штомпель Г.Г. Значение и социальная направленность элективных курсов в современной школе / Штомпель, Г.Г. // Профил.шк. - 2007. - № 2.- С.47-50.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ