Курс «Основы цифровой фотографии и ее обработки» как средство развития творческого воображения у обучающихся 9 -10-х классов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы развития творческого воображения у обучающихся
9-10-х классов в системе дополнительного образования 7
1.1 Анализ научно -педагогической литературы об особенностях развития
творческого воображения у обучающихся 9-10 классов 7
1.2 Особенности обучении в системе дополнительного образования с
учетом психолого -педагогических особенностей обучающихся 9-10-х классов 12
1.3 Особенности изучения компьютерной графики в процессе обучения в
общеобразовательной школе 21
2. Разработка курса «Основы цифровой фотографии и ее обработки» 26
2.1 Разработка программы курса «Основы цифровой фотографии и ее
обработки» 26
2.2 Оценка результатов исследования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
Список использованных источников 72
ПРИЛОЖЕНИЯ А-Ж 76-94
1. Теоретические основы развития творческого воображения у обучающихся
9-10-х классов в системе дополнительного образования 7
1.1 Анализ научно -педагогической литературы об особенностях развития
творческого воображения у обучающихся 9-10 классов 7
1.2 Особенности обучении в системе дополнительного образования с
учетом психолого -педагогических особенностей обучающихся 9-10-х классов 12
1.3 Особенности изучения компьютерной графики в процессе обучения в
общеобразовательной школе 21
2. Разработка курса «Основы цифровой фотографии и ее обработки» 26
2.1 Разработка программы курса «Основы цифровой фотографии и ее
обработки» 26
2.2 Оценка результатов исследования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
Список использованных источников 72
ПРИЛОЖЕНИЯ А-Ж 76-94
Современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого воображения учащихся. Эффективность работы курса в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно - воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой и познавательной деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей и формирование их творческого воображения для развития в дальнейшем навыков решения нестандартных задач и умения творчески мыслить. Развитие творческих способностей учащихся пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Творческое развитие должно выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, развивать творчество становится необходимым.
Для того, чтобы творческий потенциал детей мог развиваться, необходимо создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую среду, в которой из предпосылок рождаются и развиваются способности. Широкими возможностями для создания таких условий обладают курсы дополнительного образования.
Необходимо отметить такие важнейшие задачи курсов, как формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности, необходимых для непрерывного профессионального образования; формирование опыта творческой деятельности; развитие умений выполнять опытно-экспериментальную работу; обеспечение условий для нравственного самосовершенствования.
Опыт творческой деятельности учащихся является ведущей составляющей содержания курсов, в рамках компетентностного подхода, так как через приобретение личностью опыта происходит развитие ценностного отношения к объектам мира, в том числе к миру профессий. Осознанный выбор будущей профессии направлен не только на познание мира профессий, сколько на формирование отношения к той или иной профессии. Это не разовый акт выбора учебного заведения, профессии, а непрерывный процесс определения себя на протяжении всей жизни.
Спектр изучаемых с помощью курсов дополнительного образования областей профессиональных знаний очень широк. Однако особенностью современного информационного общества является интенсивное развитие информатики и информационных технологий, которое требует такого же интенсивного развития умений использования компьютеров в различных областях человеческой деятельности. Базовыми требованиями становятся умения собирать, оценивать, обрабатывать и использовать информацию, в том числе и при работе с цифровой информацией в виде фотографий и различных изображений.
Появление доступных сканеров, цифровых фотоаппаратов, web-камер создало потребность в создании, обработке, восстановлении изображений, полученных с их помощью, а также создании на их основе новых изображений, коллажей с последующим позиционированием фотографий в коммуникативных средах. Умение обрабатывать фотографии, работать с компьютерной графикой является неотъемлемой частью информационной грамотности любого человека.
Являясь элементом содержания раздела школьной информатики «Информационные и коммуникационные технологии», компьютерная графика представлена в основном простейшими программными средствами обработки объектов графики. Большое многообразие профессиональных программных средств обработки объектов растровой графики ставит перед учителем сложные задачи, связанные в первую очередь с необходимостью обоснованного выбора конкретного программного средства, а также с разработкой методов преподавания основ работы с графическим редактором. В учебных пособиях по развитию творческого воображения недостаточно внимания уделяется особенностям развития творческого воображения в ходе изучения курса «Основы цифровой фотографии и ее обработки» как средство развития творческого воображения, что и определило актуальность данного исследования.
Проблема исследования: современные нормы образования выставляют требования к подготовке выпускников школ, которые должны владеть навыками работы в области информационных технологий, связанных с компьютерной графикой. Существуют электронные информационные ресурсы для изучения технологии работы с изображением, а также технологий обработки цифровых фотографий, но недостаточно разработаны учебно-методические материалы для обучающихся 9-10 классов, способствующих развитию у них творческого воображения в процессе обработки цифровых фотографий.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике разработанный курс «Основы цифровой фотографии и ее обработки» как средство развития творческого воображения у обучающихся 9-10-х классов.
Объект исследования: развитие творческого воображения у обучающихся 9-10-х классов.
Предмет исследования: изучение цифровой фотографии и ее обработки как средство развитие творческого воображения у обучающихся 9¬10-х классов.
Гипотеза: мы предполагаем, что курс дополнительного образования «Основы цифровой фотографии и ее обработки» для обучающихся 9-10-х классов способствует развитию творческого воображения учащихся если:
- программа курса предполагает ндивидуально -орентированный подход к обучающемуся, стимулирующий его творческую деятельность;
- программа курса предполагает обсуждение фоторабот, возможности и задачи обработки фотографий;
- творческие задания по обработке фотографий соответствует интересам, характерным обучающимся 9-10 класса, интересам к профессиональной ориентации.
Цель работы определяет ее задачи:
- проанализировать научно -педагогическую литературу об особенностях развития творческого воображение у обучающихся 9-10 класса;
- выявить особенности обучения в системе дополнительного образования с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся 9-10 класса;
- проанализировать особенности изучения компьютерной графики в процесс обучения в общеобразовательной школе обобщить особенности изучения технологии цифровой фотографии и ее обработки, возможности применения в профессиональной сфере;
- разработать программу курса «Основы цифровой фотографии и ее обработки»;
- разработать учебно-методический материал курса «Основы цифровой фотографии и ее обработки»;
- провести анализ результатов исследования.
В процессе работы использовались следующие методы исследований: анализ психолого -педагогической и научно -методической литературы по проблеме исследования, учебников и учебных пособий по информатике; обобщение опыта, полученного в ходе педагогической практики; педагогический эксперимент.
Творческое развитие должно выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, развивать творчество становится необходимым.
Для того, чтобы творческий потенциал детей мог развиваться, необходимо создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую среду, в которой из предпосылок рождаются и развиваются способности. Широкими возможностями для создания таких условий обладают курсы дополнительного образования.
Необходимо отметить такие важнейшие задачи курсов, как формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности, необходимых для непрерывного профессионального образования; формирование опыта творческой деятельности; развитие умений выполнять опытно-экспериментальную работу; обеспечение условий для нравственного самосовершенствования.
Опыт творческой деятельности учащихся является ведущей составляющей содержания курсов, в рамках компетентностного подхода, так как через приобретение личностью опыта происходит развитие ценностного отношения к объектам мира, в том числе к миру профессий. Осознанный выбор будущей профессии направлен не только на познание мира профессий, сколько на формирование отношения к той или иной профессии. Это не разовый акт выбора учебного заведения, профессии, а непрерывный процесс определения себя на протяжении всей жизни.
Спектр изучаемых с помощью курсов дополнительного образования областей профессиональных знаний очень широк. Однако особенностью современного информационного общества является интенсивное развитие информатики и информационных технологий, которое требует такого же интенсивного развития умений использования компьютеров в различных областях человеческой деятельности. Базовыми требованиями становятся умения собирать, оценивать, обрабатывать и использовать информацию, в том числе и при работе с цифровой информацией в виде фотографий и различных изображений.
Появление доступных сканеров, цифровых фотоаппаратов, web-камер создало потребность в создании, обработке, восстановлении изображений, полученных с их помощью, а также создании на их основе новых изображений, коллажей с последующим позиционированием фотографий в коммуникативных средах. Умение обрабатывать фотографии, работать с компьютерной графикой является неотъемлемой частью информационной грамотности любого человека.
Являясь элементом содержания раздела школьной информатики «Информационные и коммуникационные технологии», компьютерная графика представлена в основном простейшими программными средствами обработки объектов графики. Большое многообразие профессиональных программных средств обработки объектов растровой графики ставит перед учителем сложные задачи, связанные в первую очередь с необходимостью обоснованного выбора конкретного программного средства, а также с разработкой методов преподавания основ работы с графическим редактором. В учебных пособиях по развитию творческого воображения недостаточно внимания уделяется особенностям развития творческого воображения в ходе изучения курса «Основы цифровой фотографии и ее обработки» как средство развития творческого воображения, что и определило актуальность данного исследования.
Проблема исследования: современные нормы образования выставляют требования к подготовке выпускников школ, которые должны владеть навыками работы в области информационных технологий, связанных с компьютерной графикой. Существуют электронные информационные ресурсы для изучения технологии работы с изображением, а также технологий обработки цифровых фотографий, но недостаточно разработаны учебно-методические материалы для обучающихся 9-10 классов, способствующих развитию у них творческого воображения в процессе обработки цифровых фотографий.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике разработанный курс «Основы цифровой фотографии и ее обработки» как средство развития творческого воображения у обучающихся 9-10-х классов.
Объект исследования: развитие творческого воображения у обучающихся 9-10-х классов.
Предмет исследования: изучение цифровой фотографии и ее обработки как средство развитие творческого воображения у обучающихся 9¬10-х классов.
Гипотеза: мы предполагаем, что курс дополнительного образования «Основы цифровой фотографии и ее обработки» для обучающихся 9-10-х классов способствует развитию творческого воображения учащихся если:
- программа курса предполагает ндивидуально -орентированный подход к обучающемуся, стимулирующий его творческую деятельность;
- программа курса предполагает обсуждение фоторабот, возможности и задачи обработки фотографий;
- творческие задания по обработке фотографий соответствует интересам, характерным обучающимся 9-10 класса, интересам к профессиональной ориентации.
Цель работы определяет ее задачи:
- проанализировать научно -педагогическую литературу об особенностях развития творческого воображение у обучающихся 9-10 класса;
- выявить особенности обучения в системе дополнительного образования с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся 9-10 класса;
- проанализировать особенности изучения компьютерной графики в процесс обучения в общеобразовательной школе обобщить особенности изучения технологии цифровой фотографии и ее обработки, возможности применения в профессиональной сфере;
- разработать программу курса «Основы цифровой фотографии и ее обработки»;
- разработать учебно-методический материал курса «Основы цифровой фотографии и ее обработки»;
- провести анализ результатов исследования.
В процессе работы использовались следующие методы исследований: анализ психолого -педагогической и научно -методической литературы по проблеме исследования, учебников и учебных пособий по информатике; обобщение опыта, полученного в ходе педагогической практики; педагогический эксперимент.
Данная выпускная квалификационная работа представляет собой методическую разработку для курса «Основы цифровой фотографии и ее обработки» для обучающихся 9-10-х классов реализует дополнительное образование детей, связанное с визуальными технологиями.
Проведенный анализ учебной литературы в теоретической части дипломной работы показал, что редактор Adobe Photoshop в рамках школьной программы практически не рассматривается, хотя и представляют интерес для учащихся. Наблюдается явный недостаток практических заданий, что требует разработки дополнительных курсов изучения редактора Adobe Photosho p и методов работы с цифровыми изображениями.
Также в теоретической части исследований изучено, что дополнительные курсы - это обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения.
Теоретический анализ психолого-педагогические особенности процесса обучения учащихся 9-10-х классов обучения обработке художественной фотографии с помощью растрового редактора в рамках дополнительного образования к школьному курсу информатики показал, что работа с художественными образами, в частности с художественной фотографией, создает возможности использования визуальных образов в воспитательных целях, влияет на мировоззрение учащихся и развивает интерес к обучению и самообразованию, что полностью соответствует требованиям социального заказа на воспитание личности, способной к саморазвитию и самообучению на протяжении всей жизни.
Анализ овладения основами обработки художественной фотографии в редакторе растровой графики Adobe Photoshop школьниками 9-10 классов предусматривал диагностику развития творческих способностей детей по методике оценки творческих способностей Г. Дэвиса и опроснику креативности Джонсона (адаптированный Е.Е.Туник), а также оценку выполнения заданий элективного курса после реализации обучающих занятий программы элективного курса «Основы цифровой фотографии и ее обработки» для обучающихся 9-10-х классов.
Экспериментальной база исследований явилось МБОУ СОШ г. Красноярска. В исследовании принимали учащиеся 9-10 классов численностью 20 человек.
Анализ эффективности программы показал, что в результате реализации Программы количество учащихся, показавших высокий уровень развития творческих способностей увеличилось на 40 (55) %, средний - на 15%. Количество детей с низким уровнем развития творческих способностей снизился на 55 (70)%.
Сравнительные результаты диагностики творческих способностей учащихся старших классов позволяют констатировать, что освоение методов работы с цифровой фотографией и ее обработкой является эффективным методом работы с детьми по развитию их творческих способностей. Методы обработки фотографий растрового редактора Adobe Photoshop позволяют еще более раскрыть у детей интерес к окружающей действительности, к возможности ее отображения в различных видах с использованием различных средств фотографирования, что наряду с приобретением навыков творческой деятельности порождает у детей желание творить и создавать собственные творческие работы.
В процессе работы выполнены все задачи исследования. В результате работы полностью подтверждена гипотеза исследования и реализована его цель.
Проведенный анализ учебной литературы в теоретической части дипломной работы показал, что редактор Adobe Photoshop в рамках школьной программы практически не рассматривается, хотя и представляют интерес для учащихся. Наблюдается явный недостаток практических заданий, что требует разработки дополнительных курсов изучения редактора Adobe Photosho p и методов работы с цифровыми изображениями.
Также в теоретической части исследований изучено, что дополнительные курсы - это обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения.
Теоретический анализ психолого-педагогические особенности процесса обучения учащихся 9-10-х классов обучения обработке художественной фотографии с помощью растрового редактора в рамках дополнительного образования к школьному курсу информатики показал, что работа с художественными образами, в частности с художественной фотографией, создает возможности использования визуальных образов в воспитательных целях, влияет на мировоззрение учащихся и развивает интерес к обучению и самообразованию, что полностью соответствует требованиям социального заказа на воспитание личности, способной к саморазвитию и самообучению на протяжении всей жизни.
Анализ овладения основами обработки художественной фотографии в редакторе растровой графики Adobe Photoshop школьниками 9-10 классов предусматривал диагностику развития творческих способностей детей по методике оценки творческих способностей Г. Дэвиса и опроснику креативности Джонсона (адаптированный Е.Е.Туник), а также оценку выполнения заданий элективного курса после реализации обучающих занятий программы элективного курса «Основы цифровой фотографии и ее обработки» для обучающихся 9-10-х классов.
Экспериментальной база исследований явилось МБОУ СОШ г. Красноярска. В исследовании принимали учащиеся 9-10 классов численностью 20 человек.
Анализ эффективности программы показал, что в результате реализации Программы количество учащихся, показавших высокий уровень развития творческих способностей увеличилось на 40 (55) %, средний - на 15%. Количество детей с низким уровнем развития творческих способностей снизился на 55 (70)%.
Сравнительные результаты диагностики творческих способностей учащихся старших классов позволяют констатировать, что освоение методов работы с цифровой фотографией и ее обработкой является эффективным методом работы с детьми по развитию их творческих способностей. Методы обработки фотографий растрового редактора Adobe Photoshop позволяют еще более раскрыть у детей интерес к окружающей действительности, к возможности ее отображения в различных видах с использованием различных средств фотографирования, что наряду с приобретением навыков творческой деятельности порождает у детей желание творить и создавать собственные творческие работы.
В процессе работы выполнены все задачи исследования. В результате работы полностью подтверждена гипотеза исследования и реализована его цель.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ
ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОРИГАМИ
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование пространственного мышления у детей среднего звена общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства и черчения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018



