Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования стратегии маркетинга на предприятии
1.1 Маркетинг как концепция рыночного управления на предприятии.... 7
1.2. Методические подходы к организации маркетинговой деятельности
предприятия 17
1.3. Классификация и процесс разработки стратегии маркетинговой
деятельности предприятия 25
Глава 2. Анализ реализации функций маркетинга на предприятии
2.1. Общая организационно-экономическая
характеристика предприятия
39
2.2. Оценка рациональности организации маркетинговой деятельности
предприятия 47
2.3. Анализ реализации комплекса маркетинга на предприятия
Глава 3. Анализ факторов маркетинговой среды предприятия и разработка стратегии маркетинга 49
3.1. Оценка конкурентной позиции предприятия 57
3.2. Оценка спроса на продукцию предприятия 65
3.3. Обоснование выбора и планирование стратегии маркетинговой
деятельности предприятия 67
Заключение 77
Список использованной литературы
В современном мире маркетинг стал выполнять очень важную роль. Маркетинг актуален для предприятий в о всех областях экономики. Одним из важнейших элементов организации маркетинговой деятельности является построение и внедрение её стратегии. Стратегию маркетинга можно будет эффективно реализовывать тогда, когда будет существовать устойчивый и стабильный рынок. Но в настоящее время у нас в России ситуация на рынке сложилась таковая: рынок как таковой не развит, отсутствует развитая и отлаженная нормативно-правовая база, слабо развита внешне экономическая деятельность.
Целью бакалаврской работы является обоснование выбора и планирование стратегии маркетинговой деятельности предприятия.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
- определение сущности и видов маркетинговой стратегии;
- анализ маркетинговой среды предприятия;
- выбор маркетинговой стратегии, его обоснование и планирование стратегии маркетинговой деятельности предприятия.
Объектом исследования в данной работе является компания ИП Платонов С.И., основным видом деятельности которого, является заготовка и переработка древесины.
Предметом исследования является процесс стратегического планирования маркетинговой деятельности предприятия.
Сущность маркетинга на современном потребительском рынке состоит в приоритете индивидуальных потребностей над всей производственно¬коммерческой деятельностью предприятия. Поэтому маркетинг должен рассматриваться,как глобальная функция, определяющая содержание всей производственно-сбытовой деятельности предприятия. Поэтому в наше время маркетинг становится, в первую очередь, стратегическим, возрастает 4
целенаправленность и научная обоснованность принимаемых маркетинговых решений, любые краткосрочные планы все в большей мере опираются на долговременные программы, определяющие глобальные цели предприятия на рынке.
Важность изменений в стратегии предприятия определяется противоречием между практическими целями предприятия и существующей ситуацией. В последнее время все больше предприятий прибегают к разработке стратегий развития компании и соответственно к стратегическому планированию.
Именно стратегическое планирование позволяет определить фирме свои цели и то, к чему ей необходимо стремиться, посредством чего развиваться свой бизнес или просто выжить в усиливающейся конкурентной борьбе.
Информационную и методическую базу для работы составляют учебные материалы отечественных и зарубежных экономистов по проблемам маркетинга, стратегического менеджмента, экономики, стратегического планирования, таких как И.Ансоф, И.А.Бланк, О.С. Виханский, Ф. Котлер, Р.А. Фатхудинов, А.Н. Романов, И.В. Семенов, Э.А. Уткин и др., методическая и практическая информация, размещенная на Интернет-сайтах; статистические и финансовые материалы, характеризующие деятельность ИП Платонов С.И.
Структура бакалаврской работы включает: введение, 3 главы, заключение, список использованных источников.
Во введении раскрывается актуальность, определяются цель, задачи, объект, предмет исследования.
В первой главе описываются теоретические основы формирования стратегии маркетинга на предприятии.
Во второй главе проводится анализ реализации функций маркетинга на предприятии.
В третьей главе проводится анализ факторов маркетинговой среды предприятия и разрабатывается стратегия маркетинга для предприятия.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Стратегия маркетинговой Деятельности предприятия-
общие скоординированные действия предприятия, осуществляемые с учетом полного анализа рынка, потребительского спроса, конъюнктуры рынка, анализ конкурентов и потребительских свойств товара. Стратегия разрабатывается на период для решения поставленных стратегических и текущих задач предприятия, с учетом изменений рыночной ситуации и ресурсной базы предприятия.
Формирование маркетинговой стратегии - это необходимые действия для планирования деятельности организации.
Стратегический маркетинг - это комплекс мер, который направлен на достижение высокого результата, в конкретных условиях, при этом позволяет эффективно расходовать средства и сокращать издержки маркетинговой деятельности.
В настоящее время, когда условием экономического развития предприятий является его активная деятельность на рынке, очень становятся знание конечного потребителя и умение предприятий гибко реагировать на все требования этого потребителя. В то же время крайне необходимо изучать возможности и уметь оперативно оценивать эффективность различных форм и методов продажи товаров, своевременно производить работу по формированию запросов населения, повышению престижа торговой фирмы, предприятия. Такой тип экономического поведения предприятий обычно ассоциируется с маркетингом.
Маркетинг популярен и широко применяется в различных сферах человеческой деятельности. Он демонстрирует образцы приспосабливаемости к постоянно меняющимся условиям рыночной конъюнктуры и проявляет готовность на любые преобразования ответить проявлением новой маркетинговой формы, способной в известной мере сгладить, если не разрешить, противоречия производителя и потребителя. Поэтому вопросы определения сущности маркетинга и методов его проведения являются актуальными и требуют уточнения по мере совершенствования рынка.
Возникновение маркетинга тесно связано с возникновением обмена и возникновением рынка. Маркетинг - это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых - удовлетворение человеческих нужд и потребностей.
Разработка стратегии маркетинга - программно-целевой подход к деятельности предприятия. Если такой стратегии нет, предприятие всегда будет плестись в хвосте у своих конкурентов. Если же базовая стратегия выбрана, оно может идти собственным путем. Умение мыслить стратегически является основной характеристикой настоящего менеджера.
Разработка стратегии фирмы очень важна, так как позволяет более эффективно распорядиться имеющимися ресурсами и получить максимально возможную прибыль. В наше время, когда рынок перенасыщен без отлично разработанной стратегии, фирма практически обречена на банкротство. В последнее время все более заметна маркетинговая активность различных фирм, которые пытаются завоевать новые рынки сбыта для своей продукции.
Таким образом, организация маркетинговой деятельности предприятия и её реализация являются важнейшими частями управления организации.
Организация маркетинговой деятельности зависит от ситуации, в которой находится предприятие.
Организация маркетинговой деятельности связан с решением по поводу одного из следующих трех моментов функционирования организации: 1) прекращение определённого бизнеса; 2) продолжение определенного бизнеса; 3) переход в определенный бизнес. При этом предприятие вырабатывает стратегию в следующих областях: 1) лидерство в минимизации издержек производства; 2) специализация в производстве продукта; 3) фиксация определенного сегмента рынка.
Разработка маркетинговой деятельности предполагает уяснение текущей деятельности и анализ портфеля продукции. Выбор осуществляется на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия.
В выпускной квалификационной работе на примере компании ИП Платонов С.И. был проведен анализ развития предприятия.
Из проведенного анализа маркетинговой деятельности фирмы был сделан вывод, что компания занимает прочные лидирующие позиции, имеет достаточно большое количество постоянных клиентов, ее сотрудники прекрасно осведомлены о рыночной ситуации и продукции, с которой они работают, кроме того предприятие обладает собственным офисным и складским помещениями, расположенными выгодно с территориальной точки зрения, а также современным программным обеспечением.Предприятие обладает возможностями по вхождению на новые региональные рынки, однако, ее позиции на рынке подвергаются угрозам со стороны сильных конкурентов, нестабильной экономической ситуации, а также колеблющегося во времени потребительского спроса на продукцию.
Таким образом, в ходе исследования была подробная проанализирована существующая маркетинговая деятельность ИП Платонов С.И.
При разработке плана маркетинговой деятельности предприятия были учтены все вышеизложенные факторы.
Таким образом, были решены поставленные научные задачи и достигнута главная цель работы.
1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика: учебник для ВУЗов. / Г.Л. Азоев. - Москва: Центр экономики и маркетинга, 2014. - 235с.
2. Акулич, И. Л. Маркетинг : учебник / И. Л. Акулич. - Минск :Вышэйшая школа, 2016. - 524 с.
3. Александрова, Е. Н. Формирование системы маркетингового управления в малом бизнесе / Е. Н. Александрова, Т. Б. Филичкина. // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 3. - С. 272 - 274.
4. Ансофф И. Стратегическое управление: учебник / И. Ансофф. - Москва: Экономика, 2013. - 519 с.
5. Березин, И. С. Маркетинг и исследование рынков: учебник / И. С. Березин. - Москва : Русская деловая литература, 2015. - 416 с.
6. Бесходарный, А. А. Эффективность управления маркетингом: методика оценки / А. А. Бесходарный // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2012. - № 1. - С. 44 - 47.
7. Бланк И.А. Управление торговым предприятием./ И.А. Бланк- Москва: Тандем, ЭКМОС, 2013.
8. Бухалков М. Маркетинг:учебник / М. Бухалков. - Москва: Маркетинг, 2015. - 314 с.
9. Виханский О.С. Стратегическое управление./О.С. Виханский. - Москва: Гардарика, 2014. - 569с.
10. Гавриленко, Н. И. Маркетинг: учебник / Н. И. Гавриленко. - Москва: Академия, 2015.
11. Гайдаенко, Т. А. Маркетинговое управление / Т. А. Гайдаенко. - Москва: Эксмо, 2014. - 512 с.
12. Глазов М. М. Маркетинг предприятия : Анализ и диагностика / М. М. Глазов, И. П. Фирова. - Москва: АИД, 2014. - 269 c.
13. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник / Е.П. Голубков. - Москва: Финпресс, 2013. - 688 с.
14. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры / Е.П. Голубков - Москва: Дело, 2015. - 352 с.
15. Голубков Е.П.Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков — Москва: Финпресс, 2013. — 416 с.
16. Горбашко Е.А. Конкурентоспособность промышленной продукции. учеб. пособие/ Е.А. Горбашко. Изд. 2-е. - Санкт - Петербург: СПбУЭФ, 2016.- 365 с.
17. Данько, Т. П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: учебник / Т. П. Данько, М. П. Голубев. - Москва : ИНФРА-М,
2013. - 416 с.
18. Дашков Л. П. Коммерция и технология торговли: Учебник для вузов / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. Изд. 3-е, перераб., доп. - Москва: Маркетинг, 2014.- 452 с.
19. Дородников В.Н. Основы коммерческой деятельности: учебное пособие / В.Н. Дородников - Новосибирск: НГАЭиХ, 2012.- 354 с.
20. Дорошев, В. И. Введение в теорию маркетинга : учеб.пособие / В. И. Дорошев. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 285 с.
21. Егоршин, А. П. Маркетинг организации. / А.П. Егоршин. - Санкт- Петербург : Питер, 2015. - 350 с.
22. Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах / В.С. Ефремов. - Москва: Финпресс, 2016.- 451 с.
23. Зимина, И. П. Роль маркетинга в управлении современным бизнесом / И. П. Зимина // Управленческие науки. - 2014. - № 1. - С. 48 - 51.
24. Ильин А.И. Планирование на предприятии: учебное пособие: В 2-х частях. Часть 1. Стратегическое планирование / А.И. Ильин. - Минск: Новое знание, 2013.- 325 с.
25. Капон, Н. Управление маркетингом : учебник / Н. Капон, В. Колчанов. - Санкт-Петербург : Питер, 2016. - 832 с.
26. Карлоф Б. Деловая стратегия / Б Карлоф. - Москва: Экономика, 2016. - 364 с.
27. Карпова, С. В. Маркетинг и современность : Сборник научных статей / С. В. Карпова. - Москва : Палеотип, 2012. - 296 с.
28. Клейнер Г.Б. Механизмы принятия стратегических решений на предприятиях: (результаты эмпирического анализа) / Г.Б. Клейнейр. - Москва: Экономика, 2015. - 362 с.
29. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. - Санкт-Петербург : Питер, 2015. - 800 с.
30. Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер. - Москва : Вильямс, 2016. - 496 с.
31. Кревенс. Д. Стратегический маркетинг / Д. Кревенс. - Москва : Вильямс, 2015. - 512 с.
32. Кузнецова, Л. В. Основы маркетинга : учеб.пособие / Л. В. Кузнецова, Ю. Ю. Черкасова. - Москва: Вузовский учебник, 2013. - 139 с.
33. 29. Ламбен, Ж. - Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж. - Ж. Ламбен, Р. Чумпитас - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 265 с.
34. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учеб пособие / О.Н. Лихачева — Москва.: ЗАО «ТК Велби», 2013. - 354 с.
35. Мильнер Б.З. Теория организаций. Курс лекций / Б.З. Миьнер - Москва: ИНФРА-М, 2014.-341 с.
36. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление: учебник / Н.К. Моисеева, Ю.П. Анискин. - Москва: Внешторгиздат, 2013. - 451 с.
37. Моисеева, Н. К. Управление маркетингом : теория, практика, информационные технологии : учеб.пособие / Н. К. Моисеева, М. В. Конышева; под ред. Н. К. Моисеевой. - Москва : Финансы и статистика,
2014. - 265 с.
38. Морозов, Ю. В. Основы маркетинга : учеб.пособие / Ю. В. Морозов. - Москва : Дашков и К, 2016. - 148 с.
39. Никитина, Т. Е. Маркетинг на предприятиях и в корпорациях : теория и практика : монография / К. А. Смирнов, Т. Е. Никитина. - Москва : ИНФРА-М, 2012. - 166 с.
40. Ноздрева, Р. Б. Маркетинг: учебник / Р. Б. Ноздрева, Г. Д. Крылова. - Москва: Юристъ, 2014. - 569 с.
41. Организация коммерческой деятельности в инфраструктуре рынка. Теория и современные практики : учебник / В. В. Куимов [и др.]; под общ.ред. В. В. Куимова. - Красноярск СФУ, 2017. - 325 с.
42. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина - Москва.: Маркетинг, 2013.- 412 с.
43. Пантелеева, М.С. Маркетинговая политика предприятия как основа системного подхода к анализу его деятельности / М. С. Пантелеева, С. М. Бороздина // Науковедение. - 2015. - № 2.
44. Парамонова, Т. Н. Маркетинг торгового предприятия: учебник / Т. Н. Парамонова, И. Н. Красюк. - Москва : Дашков и К, 2016. - 284 с.
45. Реброва, Н. П. Основы маркетинга : учебник / Н. П. Реброва. - Люберцы :Юрайт, 2016. - 277 с.
46. Савчук, Г. А. Управление маркетингом на предприятии : учеб. пособие / Г. А. Савчук, Ю. В. Мокерова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал.федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2014. - 112 с.
47. Секерин, В. Д. Основы маркетинга : учеб.пособие / В. Д. Секерин. - Москва: КноРус, 2013. - 232 с.
48. Синяева, И. М. Управление маркетингом : учеб.пособие / И. М. Синяева. - Москва : Вузовский учебник, 2014. - 416 с.
49. Соловьев, Б. А. Маркетинг : учебник / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков. - Москва : Инфра-М, 2015. - 335 с.
50. Соловьев, Б. А. Маркетинг : учебник / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков. - Москва : Инфра-М, 2015. - 335 с.
51. Соловьев Б.А. Основы теории и практики маркетинга: учебник / Б.А. Соловьев. - Москва.: МИНХ им. Г.В. Плеханова, 2012. - 268 с.
52. Стратегическое планирование и управление: учебное пособие. /П.Д. Иванова [и др.]- Санкт Петербург.: Питер Ком, 2012. - -325 с.
53. Стратегическое управление фирмами: учебное пособие / В.Н. Буров [и др.] - Москва: Инфра-М, 2014. - 312 с.
54. Сыцко В.Е. Управление ассортиментом. Комплексная оценка качества и конкурентоспособности товаров с применением ЭВМ: учеб. пособие / В.Е. Сыцко и [и др.] - Гомель: ГКИ, 2014.- 425 с.
55. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов / Пер. с англ., под ред. Л.Г. Зайцевой, М.И. Соколовой. - Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013.- 412 с.
56. Управление маркетингом: учебное пособие / Г.В. Васильев - Москва: Экономика, 2012. - 560с.
57. Управление организацией: учебник /под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - Москва: ИФРА-М, 2013.- 362 с.
58. Уткин, Э.А. Маркетинг: учебник / Э. А. Уткин. - Москва: Тандем, 2014. - 326 с.
59. Уткин Э.А. Стратегическое планирование: учебник./ Э. А. Уткин. - Москва: Тандем, 2015. - 215 с.
60. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. / Р.А. Фатхутдинов - Москва.: ИНФРА-М, 2004. - 312 с.
61. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник / Р.А. Фатхутдинов - Москва: ЗАО “Бизнес-школа “Интел-Синтез”, 2003. - 641 с.
62. Фирсенко С.С. Товарная политика предприятия: учебное пособие / С.С. Фирсенко, Е.В. Щербенко - Краснояр. Гос. торг.-эконом. ин-т - Красноярск, 2008. - 278 с.
63. Хибинг, Р. Маркетинг : учебник / Р. Хибинг, С. Купер. - Москва :Эксмо, 2015. - 846 с.
64. Чепурко, Г. В. Основы формирования маркетинговой деятельности на предприятии / Г. В. Чепурко, Л. А. Суворова // KANT. - 2013. - № 1. - С. 55-57.
65. Чубинский А.Н. Расчетная методика оценки конкурентоспособности продукции / А.Н. Чубинский, О.С. Ракитова // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2002. №4.
66. Шеин В.Н Корпоративный менеджмент. Опыт России и США: учебное пособие / В.Н. Шеин - Москва: Новости, 2003.- 321 с.
67. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. - Москва: ГНОМ- ПРЕСС, 2003.- 457с.
68. Юшкова Л.В. Конкурентный анализ товарных рынков и услуг : учебное пособие / Л.В. Юшкова; Краснояр. Гос. торг.-эконом. ин-т - Красноярск, 2008. - 294 с.