Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социологическое исследование отношения студентов КрасГМУ и врачей первой медицинской практики к этическим основам деятельности врачей

Работа №25148

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы60
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
565
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1.2 Анализ результатов исследований отношения медицинских
работников к этическим основам деятельности врачей. 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА КрасГМУ, УЧАСТКОВЫХ ТЕРАПЕВТОВ И
ПЕДИАТРОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ К ЭТИЧЕСКИМ ОСНОВАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕЙ. 24
2.1. Методические обоснования исследования 24
2.2 Ход исследования: интерпретация полученных данных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА 55


Не секрет, что во все времена деятельность врачей привлекала к себе внимание общественности, к ней относились с почтением (ценили и уважали). Врачам нередко приходится принимать решения, связанные с жизнью, здоровьем, достоинством и правами людей [18]. На протяжении жизни, каждый из нас, сталкивается с необходимостью обращения к медицинским работникам, по различным причинам, надеясь на достойное и уважительное отношение. В настоящее время характер взаимоотношений медицинского персонала и пациента приобретает значение терапевтических и практических факторов [24]. Это связано, прежде всего, с развитием медицинских технологий, когда диагноз ставится на основании инструментальных исследований, и изменением взаимоотношений пациента и врача. В этом случае медицинский работник практически не интересуется моральным состоянием пациента. На этой почве возникает конфликт, появляется проблема, связанная с нарушением профессиональных норм. Возрастает потребность врачебного кодекса, в котором сформулированы правовые и моральные ограничения. Поэтому, необходимо уделять большое внимание кодексу профессиональной этики, его анализу, ведь врачебный кодекс выявляет недостатки нравственных ценностей человека [33].
В данном исследовании мы рассмотрим студентов КрасГМУ, а именно студентов 1 курса КрасГМУ и врачей первой (первичной) медицинской практики, к которым относятся участковые терапевты и педиатры.
В 2015 г. при содействии Центром медицинской профилактики нами было проведено социологическое исследование студентов 1 курса КрасГМУ, участковых терапевтов и педиатров Красноярского края, к этическим основам деятельности врачей.
По данным социологического опроса, на 2014 г. в Красноярском крае зафиксировано, что самое большое количество пациентов в медицинских учреждениях было на приёме у участковых терапевтов и педиатров [29]. Это тот контингент медработников, которым больше всех приходится работать с людьми, в различных условиях. Именно поэтому, из всех врачей первой медицинской практики, обратили внимание на участковых терапевтов и педиатров [17].
Второй контингент, принявший участие в нашем исследовании, были студенты КрасГМУ, а именно студенты 1 курса КрасГМУ . Связано это с отсутствием информации о том, как они относятся к кодексу врачебной этики.
Таким образом, проблема данного исследования - отношение к этическим нормам Кодекса врача; снижение уровня информированности врачей и студентов об изменениях в этическом кодексе врача;
Объект исследования: участковые терапевты и педиатры поликлиник Красноярского края, студенты 1 курса Красноярского государственного медицинского университета.
Предмет исследования: мнения участковых терапевтов и педиатров поликлиник Красноярского края и студентов 1 курса Красноярского государственного медицинского университета об этических основах деятельности врачей.
Цель работы: изучить мнения участковых терапевтов и педиатров Красноярского края и студентов 1 курса Красноярского государственного медицинского университета об этических основах деятельности врачей.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
1. Рассмотреть этическое регулирование деятельности врачей как социологическую проблему.
2. Рассмотреть анализ результатов исследований отношения медицинских работников и студентов к этическим основам деятельности врачей.
3. Охарактеризовать методические обоснования исследования.
4. Провести исследование, интерпретировать полученные данные.
Гипотеза: участковые терапевты и педиатры в большей мере позитивно оценивают значимость этического кодекса, чем студенты 1 курса КрасГМУ.
Ключевые понятия:
- Этика - это система норм нравственного поведения человека или группы людей [5].
- Врачебная этика - часть общей этики рассматривает вопросы нравственности врача, включая совокупность норм его поведения и морали, чувство профессионального долга и чести, совести и достоинства [17].
- Медики первой (первичной) медицинской практики - это врачи обеспечивающие первую медицинскую помощь и имеющие соответствующую специальность по диплому (участковые врачи терапевты и педиатры; медсестры; хирурги и другие) [6].
- Участковый терапевт - врач - специалист, получивший подготовку по вопросам диагностики, лечения и профилактики болезней внутренних органов [8].
- Участковый педиатр - врач специалист, получивший подготовку по вопросам охраны здоровья ребёнка, диагностики, профилактики и лечения детских болезней [12].
- Пациент - лицо, обратившееся за медицинской помощью или находящееся под медицинским наблюдением [1].
- Этический кодекс врача (далее Кодекс) - чёткие нравственные ориентиры профессиональной деятельности, призванные способствовать консолидации врачебного сообщества, повышению престижа и авторитета врача в обществе [33].
Методом исследования является - анкетный опрос студентов 1 курса КрасГМУ и участковых терапевтов, педиатров Красноярского края. Обработка результатов опроса с помощью программы SPSS с использования различных методов статистического анализа. На этапе анализа эмпирических данных применялись методы описательной статистики.
Структура работы
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, список использованных источников из 46 пунктов, заключения и приложения. Объем работы - 60 страниц. В первой главе рассматриваются методологические и теоретические подходы к изучению врачебной этики. Во второй главе, описываются этапы анализа проведенного социологического исследования.
Теоретико-методологические обоснования работы.
Теоретической основой послужили труды и тексты зарубежных и отечественных исследователей: В.И. Вернадский, И.Кант, Э.Фромм, Иванюшин А.Я., Кондратьев В.П., Кутько И.И., Медик В.А., Нежметдинова Ф.Т, Остропо С. С., Поттер В.Р., Смирнов В.В., Фирсов В.Р., Фролов И.Т., Ф. Фокуяма, Ю. Хабермас, Чернышевский Н.Г., Шаров М.Н., Шамов И.А., современные отечественные философы: Верякина В.П., Водопьянова Н. Е., Гусейнов А.А.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель настоящей работы заключается в изучении мнения участковых терапевтов и педиатров Красноярского края и студентов 1 курса Красноярского государственного медицинского университета об этических основах деятельности врачей.
Участковые терапевты и педиатры более осведомлены об этических основах деятельности врачей, так как в своей практике опираются на врачебный кодекс. Представления специалистов более объективны, чем у студентов. Однако стоит отметить, что в современных условиях, с внесением изменении и поправок, даже хороший специалист не всегда может назвать, положения врачебного кодекса. В общем, врачи сомневаются в существовании норм этики врача; считают, что честь врача в современном мире не уважается; считают, что панибратские отношения с пациентом допустимы. Терапевты и педиатры с осторожностью, подходят к рассмотрению своей профессиональной деятельности, следовательно, они стараются соблюдать этнический кодекс врача в соответствии с прописанными в нем статьями.
Медицинская этика в представлении молодых специалистов (студентов) - нормы, которыми можно, пренебрегать. Ведь среди студентов оказалось больше тех, кто: считает, что профессию врача можно рассматривать как бизнес; считает, что допустимо принимать подарки от пациентов; считает, что при определенных обстоятельствах, возможно, изменить принципам профессионального долга врача; считает, что эвтаназия не противоречит нормам врачебной этики. Данные представления не соответствуют медицинскому кодексу врача. Следовательно, представления студентов, являются ложными (неправильными).
В нашей стране отношение медицинских работников к этическим основам деятельности врачей неоднозначное. Если рассматривать взаимоотношение пациента и врача можно заметить, нарушения связанные коммерцией. Коммерциализация медицинской деятельности, ставит под сомнения традиционные ценности. Кроме того, длительный период существовала бесплатная медицина, с переходом на рыночные отношения в здравоохранении услуги врача становятся платными, что разочаровала большинство актуальных и потенциальных пациентов. На сегодняшний день, врачи положительно относятся к платным медицинским услугам. Стоит отметить нехватку времени и квалификации врачей. Низкое качество медицинского обслуживания, врачи связывают с нехваткой оборудования, а так же с недоверие пациента к врачу, позднее обращение к специалисту. Нарушения этики между коллегами, что ведёт к снижению эффективности лечения. Только половина врачей знают нормативные акты, что говорит о низкой информированности врачей. В ходе исследовании нами был рассмотрены этические кодексы врача. Проанализирована литература, рассмотрены исследования. Социология важна в изучении таких проблем как: нарушение моральных и этических норм Кодекса врача; снижение уровня информированности врачей и студентов, об изменениях в этическом кодексе врача; отсутствие актуальных методических источников информирования студентов и врачей. Социология помогает выявить отношения медицинского работника к коллегам, к пациентам, родственникам больных и т.д. Следовательно, социология занимает одно из значимых мест в изучении этических основ деятельности врачей.
Результаты изучения мнений респондентов, об этических основах деятельности врачей, могут служить одним из оснований для разработки практических рекомендаций для студентов - медиков и начинающих врачей.
Результаты изучения мнений респондентов, об этических основах деятельности врачей, могут служить одним из оснований для разработки практических рекомендаций для студентов - медиков и начинающих врачей.



1. Академик. [Электронный ресурс]: Энциклопедия. - Режим доступа: http://human_ecology.academic.ru. (дата обращения: 11.04.2016).
2. Аникин, Д. А. Зубанова, С. Г. Этика [Электронный ресурс]: Конспект лекции //Лекция № 1.Основные понятия этики. - Режим доступа: http://www.libook.info/page.ru. (дата обращения: 28.03.2016).
3. Баканова, А. Кодекс профессиональной этики врача// А. Баканова // Франция. Кодекс профессиональной этики врача - Электрон. журн. - С- Медиа: НМП, 2013. - Режим доступа: http://www.nacmedpalata.ru. (08.05.16).
4. Большая советская энциклопедия. [Электронный ресурс]: Медицинский словарь. - Режим доступа:http://bse.slovaronline.com/(14.05.16).
5. Венедиктов, Д. Д. Эволюция и горизонты этики здравоохранения // Биомедицинская этика / Д.Д. Венедиктов, Б. М. Чекнев; под ред. В. И. Покровского, Ю. М. Лопухина - Москва: Медицина, 2002
6. Грандо, А. А. Врачебная этика и медицинская деонтология / А. А. Грандо. - Киев: Высшая школа, 1988.
7. Гусейнов, А. А. Этика: учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. - Москва: Гардарика, 1998. - 472 с.
8. Деонтология в медицине /под ред. Б. В. Петровского: В 2 т. Т. 1.- Москва: Медицина, 1988.
9. Здравоохранение в регионах Российской Федерации: механизмы финансирования и управления / Г. Е. Бесстремянна, А. С. Заборовская, В. А. Чернец, С. В. Шишкин. - Москва: Поматур, 2006.
10. Заховаева, А. Г. Гуманизм медицины и гуманизирующее образование / А.Г. Заховаева // Успехи современного естествознания. - 2013. - №5. С. 49-51.
11. Звездкина, Э. Ф. Великие пророки и мыслители / Э. Ф. Звездкина // Вопросы философии: академическое научное издательство. - Нижний Новгород, 2010. №4. - С 3 - 9.
12. Иванюшкин, А. Я. Профессиональная этика в медицине / А. Я. Иванюшкин // Философские очерки. / Москва, 1990. С. 191 - 200. Кодекс. [Электронный ресурс]: Этический кодекс. - Режим доступа: http://www.med- pravo.ru. (дата обращения: 29 .04.2016).
13. Кодекс врачебной этики: сборника информационных материалов / СНО ММА им. И. М. Сеченова - Москва, 1999. - Режим доступа: http://www.med74.ru.(дата обращения: 29.03.2016).
14. Кассирский, И. А. О врачевании / И. А. Кассирский. - Москва: Аслан, 1995.
15. Канищева, О. В. Ценности и оценки в социологии медицины: дис. конд. соц. наук: 14.00.52 / Конищева Ольга Владимировна. - Волгоград, 2004.
16. Медицина. [Электронный ресурс]: Справочник: учебник для высших учебных заведений. "Феникс", Ростов-на-Дону, 2004. - Режим доступа: http://geum.ru. (дата обращения: 01.05.2016).
17. Медик, В. А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / В. А. Медик, В. К. Юрьев. - 3-е изд., перераб. и доп. - 2012. - 288 с.
18. Медицина и право. [Электронный ресурс]: Этический кодекс. - Режим доступа:http://web.snauka.ru.(дата обращения: 02.03.2016).
19. Миронов, П. И. Этическая экспертиза клинических исследований: Хельсинская декларация // науч. журнал / Медицинский вестник/ Медицина и здоровье. - Башкортостан,2009. -Т.4, №6. С.
20. Нежметдинова, Ф. Т., Исланова Н. Н. Право и медицина: биоэтические основы. — Казань, 1998. — С. 125-145.
21. Общество. [Электронный ресурс]: многопредмет. журн. / Леонид Рошаль о медицине - Электрон. журнал. - Тайга.инфо - Новосибирск, 2016. - Режим доступа: http://tayga.info.ru/(дата обращения: 04.04.2016).
22. Об основах здоровья граждан в РФ. [Электронный ресурс]: фед.
закону от 21.11.2011. №323-ФЗ // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс».- Режим доступа: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. обращения 18.04.16).
23. Остропо, С. С. Новости медицины и фармации / С. С. Остропо // Современные аспекты медицинской этики и деонтологии. - 2009. - №3. - С. 15 - 18. (дата обращения: 18.04.2016).
24. Официальный сайт КрасГМУ [Электронный ресурс]: абитуриенту: поступление, 2015. - Режим доступа: http://krasgmu.ru. (дата обращения: 22.04.2016).
25. Подопригора, М. Г. Деловая этика. Профессиональная этик: учеб пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. - 116 с. (дата обращения: 23.04.2016).
26. Петров, Н. Н. Вопросы хирургической деонтологии / Н. Н. Петров. - Л.: Медгиз, 1956.
27. Петрова, Н.П. История медицинской этики [Электронный ресурс]. Этика // Н.П.Петрова, Т.М. Шаршакова, Гомель, 2012. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru. (14.05.16).
28. Рецепты народной медицины. [Электронный ресурс]: полезная информация - Режим доступа: http://kerosini.ru(дата обращения: 07.04.16).
29. Росстат. [Электронный ресурс]: - Режим доступа
http://www.krasstat.gks.ru/. (дата обращения:1 4.03.2016).
30. Сальников, В. П. Регламентация медицины в России: Историко-правовое исследование. В. П. Сальников, С.Г. Стеценко С. Г. - СПб.: Фонд «Университет», 2002.
31. Смирнов, В. В. О медицинском самоуправлении в США / Лечащий Врач: медицинский научно - практический журнал. - Москва, 2015. - №4. С. 1 - 2.
32. Савина, Л. В. Этика: учебное пособие /Л. В. Савина. - Тула: Селена, 2005. - 192 с.
33. Семашко, Н. Л. Избранные произведения / Н. Л.Семашко - Москва: Медгиз, 1954.
34. Сук, И. С. Врач как личность / И. С.Сук - Москва: Медицина, 1984.
35. Сергеев. Ю. Д. Профессия врача: юридические основы / Д. Ю. Сергеев. - Киев: Высшая школа, 1988.
36. Фирсов, С. В. Саморегулирование в здравоохранении. [Электронный ресурс]: Официальный сайт врача и общественного деятеля. - Режим доступа: http://www.svfirstov.ru. (дата обращения: 12.04.2016).
37. Харди, И. И. Врач, сестра, больной психология работы с больным: под ред. М. В. Коркиной, 1974. С.284. - Режим доступа: http://www.libok.net.ru.(gaTa обращения: 14.03.2016).
38. Циолковский, К. Э. Грезы о земле и небе: сборник / К. Э Циолковский - Тула: Приокское изд - во.1986.
39. Шрейдер, Ю. А. Этика: введение в предмет: учеб. пособие / Ю.А.Шрейдер. - М.: Изд-во «Текст», 1998. -271 с.
40. Этика. [Электронный ресурс]: Консультант плюс. - Режим доступа:http://www.consultant.ru.(дата обращения: 04.04.2016).
41. Эльгаров, А. А. Медицинская этика и деонтология. Нальчик: Кабардино - Балкарский государственный университет, 1985.
42. Эльштейн, Н. В. Диалог о медицине/Н.В. Эльштейн. - Таллин: Валгус,1986.
43. Юдин, Б. Г. Введение в биоэтику: учебное пособие. / Б. Г. Юдин, П. Д. Тищенко. - Москва: Прогресс - Традиция, 1998.
44. Юрьева, Л. Н. [Электронный ресурс]: Медицинская газета: 1971. - Режим доступа:http://medbe.ru.(дата обращения: 02.03.2016).
45. Яровинский, М. Я. Лекции по курсу «Медицинская этика». / М. Я. Яровинский. - Москва: Медицина, 1999.
46. Fairclough N. Critical Discourse Analysis. Boston: Addison Wesley, 1995.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ