Связь личностных характеристик с выбором профессиональной деятельности выпускников психологов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретический аспект изучения личностных характеристик и их связь с профессиональной деятельностью психолога 6
1.1 Анализ требований к профессии психолога на современном этапе
социально-общественного развития 6
1.2 Обзор исследований профессионально-личностных качеств психологов.... 14
2. Исследование связи личностных характеристик с выбором профессиональной деятельностью психолога 28
2.1 Организация и ход исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
Программа психологического сопровождения 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 67
Представления о профессионале-психологе и основных направлениях и профилях его деятельности 6
1 Теоретический аспект изучения личностных характеристик и их связь с профессиональной деятельностью психолога 6
1.1 Анализ требований к профессии психолога на современном этапе
социально-общественного развития 6
1.2 Обзор исследований профессионально-личностных качеств психологов.... 14
2. Исследование связи личностных характеристик с выбором профессиональной деятельностью психолога 28
2.1 Организация и ход исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
Программа психологического сопровождения 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 67
Представления о профессионале-психологе и основных направлениях и профилях его деятельности 6
Профессия психолог приобретает массовый характер, что свидетельствует о увеличении числа высших учебных заведений и центров переподготовки психологов. Так как профессия психолог стала носить обще доступный характер нежели элитарный, можно сказать что в данную профессию на сей день может прийти любой желающий.
Выпускники психологических вызов, не имеют представления о том, как они будут работать, они не видят реальных возможностей для профессионального развития, и получения положительного опыта в своей профессиональной сфере.
В настоящее время в профессии остается достаточно малый процент студентов психологов, окончивших обучение. Как мы знаем личностные характеристики играют главную роль в выборе профессиональной деятельности психолога. Мы можем выявить связь личностных характеристик с выбор профессиональной деятельности психолога.
Обладают ли психологи, оставшиеся в профессии личностными характеристиками что, помогают им сохранять мотивацию в выборе своей профессии. Задача исследования состоит в том, чтобы выявить какие личностные характеристики влияют на выбор профессиональной деятельности студентов психологов и что поддерживает их интерес к выбранной профессии.
Цель исследования: выявить связь личностных характеристик с выбором профессиональной деятельности выпускников психологов.
Объектом исследования выступают: студенты выпускники психологических специальностей и молодые специалисты психологи (год после окончания ВУЗа)
Предмет исследования: связь личностных с выбором профессиональной деятельности студентов психологов.
Гипотеза: выпускники сохраняют намерения идти работать по специальности и остаются в профессии после года работы (запятую не нужно?) если обладают следующими качествами:
- Ценностные ориентации на служение; (с маленькой буквы)
- Ценностные ориентации на профессиональную компетентность;
- Направленность личности на взаимодействие;
- Мотивация на профессиональное развитие.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Сформировать группу участников исследования; -нет, нужен анализ литературы по теме
2. Подобрать методики исследования;
3. Провести диагностическое исследование;
4. Провести анализ полученных результатов исследования. слово слишком часто повторяется
Для решения исследовательских задач были использованы такие методы и методики:
анализ научной литературы по данной проблеме,
- методика изучения «Мотивации профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А.Реана);
- Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера);
- Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере - «Якоря карьеры» (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова);
- Методика неоконченных предложений;
- Метод математической статистики U-критерий Манна — Уитни.
Научная новизна исследования состоит в том, что были получены практические сведения о связи личностных характеристик с выбором профессиональной деятельностью психологов, которые в настоящее время слабо представлены теоретически в научной литературе, и на основе ранее проведенного теоретического анализа была проведена попытка обобщения и интерпретации данных исследования. Полученные в итоге сведения могут послужить ориентиром для проведения других подобных исследований.
Выпускники психологических вызов, не имеют представления о том, как они будут работать, они не видят реальных возможностей для профессионального развития, и получения положительного опыта в своей профессиональной сфере.
В настоящее время в профессии остается достаточно малый процент студентов психологов, окончивших обучение. Как мы знаем личностные характеристики играют главную роль в выборе профессиональной деятельности психолога. Мы можем выявить связь личностных характеристик с выбор профессиональной деятельности психолога.
Обладают ли психологи, оставшиеся в профессии личностными характеристиками что, помогают им сохранять мотивацию в выборе своей профессии. Задача исследования состоит в том, чтобы выявить какие личностные характеристики влияют на выбор профессиональной деятельности студентов психологов и что поддерживает их интерес к выбранной профессии.
Цель исследования: выявить связь личностных характеристик с выбором профессиональной деятельности выпускников психологов.
Объектом исследования выступают: студенты выпускники психологических специальностей и молодые специалисты психологи (год после окончания ВУЗа)
Предмет исследования: связь личностных с выбором профессиональной деятельности студентов психологов.
Гипотеза: выпускники сохраняют намерения идти работать по специальности и остаются в профессии после года работы (запятую не нужно?) если обладают следующими качествами:
- Ценностные ориентации на служение; (с маленькой буквы)
- Ценностные ориентации на профессиональную компетентность;
- Направленность личности на взаимодействие;
- Мотивация на профессиональное развитие.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Сформировать группу участников исследования; -нет, нужен анализ литературы по теме
2. Подобрать методики исследования;
3. Провести диагностическое исследование;
4. Провести анализ полученных результатов исследования. слово слишком часто повторяется
Для решения исследовательских задач были использованы такие методы и методики:
анализ научной литературы по данной проблеме,
- методика изучения «Мотивации профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А.Реана);
- Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера);
- Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере - «Якоря карьеры» (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова);
- Методика неоконченных предложений;
- Метод математической статистики U-критерий Манна — Уитни.
Научная новизна исследования состоит в том, что были получены практические сведения о связи личностных характеристик с выбором профессиональной деятельностью психологов, которые в настоящее время слабо представлены теоретически в научной литературе, и на основе ранее проведенного теоретического анализа была проведена попытка обобщения и интерпретации данных исследования. Полученные в итоге сведения могут послужить ориентиром для проведения других подобных исследований.
У психологов-практиков мы можем наблюдать что внешняя отрицательная мотивация - «ВОМ» - преобладает у одного человека. Такая мотивация показывает, что их стимулирует к трудовой деятельности не положительные потребности, а стремление избежать негативных воздействий (например, стремление избежать наказания начальником) в отношении выполняемой ими работы. Судя по этому направлению мотивационных потребностей у недавних выпускников, работа поддерживается только благодаря материальным стимулам - получать деньги за работу, но не внутренней потребности трудиться по специальности. Отчасти это подтверждается результатами другой мотивационной потребности - внутренней положительной мотивации - «ВПМ» - преобладает у трех человек. Эта потребность показывает, что недавние выпускники сохраняют внутреннюю потребность в самореализации, в самоутверждении. Внешняя положительная мотивация отсутствует. Этот мотивационный комплекс означает, что у недавних выпускников существует низкая удовлетворенность трудом, связанная с мотивами избегания работы, где их скорее могут негативно оценить не за их профессиональные качества, а больше по их должностным обязанностям. Из-за этого снижается общая мотивация к деятельности, снижается также общий эмоциональный фон, и как следствие, может снизиться общее качество работы.
У будущих психологов картина мотивации несколько иная - у них преобладает преимущественно внутренняя положительная мотивация - у 5 студентов - будущих психологов. Также внешняя положительная мотивация доминирует у 3 будущих психологов, для которых приобретаемая профессия не является соответствующей их личным качествам, и работать по профессии они явно не планируют, из-за сложностей, связанных с профессиональными обязанностями. Только у 2 будущих психологов преобладает внешняя отрицательная мотивация, демонстрирующая, что у этой части студентов профессиональная деятельность воспринимается как необходимость избегать негативных воздействий в отношении будущей работы. Они готовы ориентироваться преимущественно на денежное вознаграждение за профессиональную деятельность, но не готовы заниматься профессиональной деятельностью ради удовлетворения своих потребностей самореализации.
Рассмотрим группу испытуемых, сменивших профессию:
У молодых специалистов внешняя отрицательная мотивация - «ВОМ» преобладает у пяти человек. Это свидетельствует о том, что их стимулирует к трудовой деятельности стремление избежать негативных воздействий в отношении выполняемой ими работы и стимулом выступает получение денег за проделанную работу. Так внутренняя положительная мотивация «ВПМ» преобладает у одного человека. «ВМ»- преобладает у двух людей.
У будущих психологов присутствует у двух человек внешняя положительная мотивация, свидетельствующая о том, что профессия не оправдала их ожидания.
Результаты по методике диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера), показали, что Общее распределение результатов, как у будущих психологов, так и у действующих специалистов, носит схожий характер, и в структуре профессиональной деятельности преобладает направленность на себя - у студентов, выбравших профессию, и у молодых специалистов.
Результаты по методике диагностики ценностных ориентаций в карьере - «Якоря карьеры» (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова), показали, что Ориентация на профессиональную компетентность установлена у восьми студентов (оставшихся в профессии), у двух студентов (сменивших профессию), у психологов-практиков (оставшихся в профессии) выбрали данную ориентацию трое испытуемых и один испытуемый (сменивших профессию). Ориентация на интеграцию стилей жизни, на сохранение гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой, установлена у четырех студентов-психологов (оставшихся в профессии), и трех психологов-практиков (сменивших профессию). Ориентация на менеджмент, на управление людьми, проектами, бизнес-процессами и т.п. установлена у двух студентов-психологов (оставшихся в профессии) и двух студентов психологов (сменивших профессию). Ориентация на стабильность места жительства, на минимум переездов, командировок, ориентация на вызов, на стремление сделать невозможное - возможным, решать уникальные задачи, установлена у трех студентов-психологов (оставшихся в профессии) и у студентов (сменивших профессию) данная направленность отсутствует. Ориентация на автономию (независимость), на стабильность работы, на длительное время, на служение, для того чтобы воплощать в работе свои идеалы и ценности, установлена у двух студентов-психологов (оставшихся в профессии), что касается испытуемых (сменивших профессию), то данная направленность у них отсутствует. Ориентация на служение, для того чтобы воплощать в работе свои идеалы и ценности, установлена у двух студентов-психологов (оставшихся в профессии), у студентов (не выбравших профессию) данная направленностью отсутствует. Что касается психологов-практиков, у (оставшихся в профессии) специалистов данной направленностью обладает четы человека, у специалистов (не выбравших профессию) данная направленностью присутствует у двух респондентов. Ориентация на стабильность работы, на длительное время установлена у двух студентов-психологов (оставшихся в профессии) у студентов, (сменивших профессию) такой направленности не наблюдается. Ориентация на автономию (независимость), установлена у двух студентов- психологов (оставшихся в профессии), что касается испытуемых (сменивших профессию), то данная направленность у них отсутствует. Ориентация на интеграцию стилей жизни, на сохранение гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой, установлена четырех студентов-психологов (оставшихся в профессии), и трех психологов-практиков (сменивших профессию). Ориентация на предпринимательство, на профессиональную компетентность, на менеджмент, на управление людьми, проектами, бизнес- процессами и т.п., установлена у двух студентов-психологов и у двух психологов-практиков, (сменивших профессию). Ориентация на стабильность места жительства, на минимум переездов, командировок, ориентация на вызов, на стремление сделать невозможное - возможным, решать уникальные задачи, установлена у трех студентов-психологов (оставшихся в профессии) и у студентов (сменивших профессию) данная направленность отсутствует.
В ходе исследования были выявлены различия между студентами выпускниками и психологами-практиками (год после окончания ВУЗа). Мотивация студентов выпускников направлена на решение профессиональных задач, на самореализацию. Молодых специалистов мотивирует избегание негативного воздействия в отношении выполняемой ими работы, мотивация поддерживается только благодаря материальным стимулам, но не внутренними потребностями как это просматривается у психологов-практиков. С помощью методики «Якоря карьеры» были получены различия в ценностных ориентациях исследуемых. Так у студентов выпускников преобладает ценностная ориентация на служение, что свидетельствует о мотивации помогать людям. У молодых специалистов преобладает такая ценностная ориентация как менеджмент, что говорит о их направленности к постройке бизнеса и предпринимательства. Сходства у двух групп респондентов присутствуют только по критерию профессиональной направленности, что противоречит выдвинутой гипотезе. Таким образом, мы видим, что выпускники психологи обладают большим количеством личностных характеристик, сохраняющих их мотивацию в выборе профессиональной деятельности. Психологи-практики в большем случае меняют профессию из-за того, что она не приносит достаточного дохода и не удовлетворяют их личностные потребности.
Таким образом, поставленная ранее гипотеза, была частично подтверждена в ходе исследования.
У будущих психологов картина мотивации несколько иная - у них преобладает преимущественно внутренняя положительная мотивация - у 5 студентов - будущих психологов. Также внешняя положительная мотивация доминирует у 3 будущих психологов, для которых приобретаемая профессия не является соответствующей их личным качествам, и работать по профессии они явно не планируют, из-за сложностей, связанных с профессиональными обязанностями. Только у 2 будущих психологов преобладает внешняя отрицательная мотивация, демонстрирующая, что у этой части студентов профессиональная деятельность воспринимается как необходимость избегать негативных воздействий в отношении будущей работы. Они готовы ориентироваться преимущественно на денежное вознаграждение за профессиональную деятельность, но не готовы заниматься профессиональной деятельностью ради удовлетворения своих потребностей самореализации.
Рассмотрим группу испытуемых, сменивших профессию:
У молодых специалистов внешняя отрицательная мотивация - «ВОМ» преобладает у пяти человек. Это свидетельствует о том, что их стимулирует к трудовой деятельности стремление избежать негативных воздействий в отношении выполняемой ими работы и стимулом выступает получение денег за проделанную работу. Так внутренняя положительная мотивация «ВПМ» преобладает у одного человека. «ВМ»- преобладает у двух людей.
У будущих психологов присутствует у двух человек внешняя положительная мотивация, свидетельствующая о том, что профессия не оправдала их ожидания.
Результаты по методике диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера), показали, что Общее распределение результатов, как у будущих психологов, так и у действующих специалистов, носит схожий характер, и в структуре профессиональной деятельности преобладает направленность на себя - у студентов, выбравших профессию, и у молодых специалистов.
Результаты по методике диагностики ценностных ориентаций в карьере - «Якоря карьеры» (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова), показали, что Ориентация на профессиональную компетентность установлена у восьми студентов (оставшихся в профессии), у двух студентов (сменивших профессию), у психологов-практиков (оставшихся в профессии) выбрали данную ориентацию трое испытуемых и один испытуемый (сменивших профессию). Ориентация на интеграцию стилей жизни, на сохранение гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой, установлена у четырех студентов-психологов (оставшихся в профессии), и трех психологов-практиков (сменивших профессию). Ориентация на менеджмент, на управление людьми, проектами, бизнес-процессами и т.п. установлена у двух студентов-психологов (оставшихся в профессии) и двух студентов психологов (сменивших профессию). Ориентация на стабильность места жительства, на минимум переездов, командировок, ориентация на вызов, на стремление сделать невозможное - возможным, решать уникальные задачи, установлена у трех студентов-психологов (оставшихся в профессии) и у студентов (сменивших профессию) данная направленность отсутствует. Ориентация на автономию (независимость), на стабильность работы, на длительное время, на служение, для того чтобы воплощать в работе свои идеалы и ценности, установлена у двух студентов-психологов (оставшихся в профессии), что касается испытуемых (сменивших профессию), то данная направленность у них отсутствует. Ориентация на служение, для того чтобы воплощать в работе свои идеалы и ценности, установлена у двух студентов-психологов (оставшихся в профессии), у студентов (не выбравших профессию) данная направленностью отсутствует. Что касается психологов-практиков, у (оставшихся в профессии) специалистов данной направленностью обладает четы человека, у специалистов (не выбравших профессию) данная направленностью присутствует у двух респондентов. Ориентация на стабильность работы, на длительное время установлена у двух студентов-психологов (оставшихся в профессии) у студентов, (сменивших профессию) такой направленности не наблюдается. Ориентация на автономию (независимость), установлена у двух студентов- психологов (оставшихся в профессии), что касается испытуемых (сменивших профессию), то данная направленность у них отсутствует. Ориентация на интеграцию стилей жизни, на сохранение гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой, установлена четырех студентов-психологов (оставшихся в профессии), и трех психологов-практиков (сменивших профессию). Ориентация на предпринимательство, на профессиональную компетентность, на менеджмент, на управление людьми, проектами, бизнес- процессами и т.п., установлена у двух студентов-психологов и у двух психологов-практиков, (сменивших профессию). Ориентация на стабильность места жительства, на минимум переездов, командировок, ориентация на вызов, на стремление сделать невозможное - возможным, решать уникальные задачи, установлена у трех студентов-психологов (оставшихся в профессии) и у студентов (сменивших профессию) данная направленность отсутствует.
В ходе исследования были выявлены различия между студентами выпускниками и психологами-практиками (год после окончания ВУЗа). Мотивация студентов выпускников направлена на решение профессиональных задач, на самореализацию. Молодых специалистов мотивирует избегание негативного воздействия в отношении выполняемой ими работы, мотивация поддерживается только благодаря материальным стимулам, но не внутренними потребностями как это просматривается у психологов-практиков. С помощью методики «Якоря карьеры» были получены различия в ценностных ориентациях исследуемых. Так у студентов выпускников преобладает ценностная ориентация на служение, что свидетельствует о мотивации помогать людям. У молодых специалистов преобладает такая ценностная ориентация как менеджмент, что говорит о их направленности к постройке бизнеса и предпринимательства. Сходства у двух групп респондентов присутствуют только по критерию профессиональной направленности, что противоречит выдвинутой гипотезе. Таким образом, мы видим, что выпускники психологи обладают большим количеством личностных характеристик, сохраняющих их мотивацию в выборе профессиональной деятельности. Психологи-практики в большем случае меняют профессию из-за того, что она не приносит достаточного дохода и не удовлетворяют их личностные потребности.
Таким образом, поставленная ранее гипотеза, была частично подтверждена в ходе исследования.
Подобные работы
- СТИЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая готовность выпускников
вузов к профессиональной
деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2015 - МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2016 - Исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций, личностных качеств и профессиональной направленности у старшеклассников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВАРИАТИВНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ И ФАКТОРЫ ВЫБОРА КАРЬЕРЫ СТУДЕНТАМИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



