ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретический аспект изучения личностных характеристик и их связь с профессиональной деятельностью психолога 6
1.1 Анализ требований к профессии психолога на современном этапе
социально-общественного развития 6
1.2 Обзор исследований профессионально-личностных качеств психологов.... 14
2. Исследование связи личностных характеристик с выбором профессиональной деятельностью психолога 28
2.1 Организация и ход исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
Программа психологического сопровождения 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 67
Представления о профессионале-психологе и основных направлениях и профилях его деятельности 6
Профессия психолог приобретает массовый характер, что свидетельствует о увеличении числа высших учебных заведений и центров переподготовки психологов. Так как профессия психолог стала носить обще доступный характер нежели элитарный, можно сказать что в данную профессию на сей день может прийти любой желающий.
Выпускники психологических вызов, не имеют представления о том, как они будут работать, они не видят реальных возможностей для профессионального развития, и получения положительного опыта в своей профессиональной сфере.
В настоящее время в профессии остается достаточно малый процент студентов психологов, окончивших обучение. Как мы знаем личностные характеристики играют главную роль в выборе профессиональной деятельности психолога. Мы можем выявить связь личностных характеристик с выбор профессиональной деятельности психолога.
Обладают ли психологи, оставшиеся в профессии личностными характеристиками что, помогают им сохранять мотивацию в выборе своей профессии. Задача исследования состоит в том, чтобы выявить какие личностные характеристики влияют на выбор профессиональной деятельности студентов психологов и что поддерживает их интерес к выбранной профессии.
Цель исследования: выявить связь личностных характеристик с выбором профессиональной деятельности выпускников психологов.
Объектом исследования выступают: студенты выпускники психологических специальностей и молодые специалисты психологи (год после окончания ВУЗа)
Предмет исследования: связь личностных с выбором профессиональной деятельности студентов психологов.
Гипотеза: выпускники сохраняют намерения идти работать по специальности и остаются в профессии после года работы (запятую не нужно?) если обладают следующими качествами:
- Ценностные ориентации на служение; (с маленькой буквы)
- Ценностные ориентации на профессиональную компетентность;
- Направленность личности на взаимодействие;
- Мотивация на профессиональное развитие.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Сформировать группу участников исследования; -нет, нужен анализ литературы по теме
2. Подобрать методики исследования;
3. Провести диагностическое исследование;
4. Провести анализ полученных результатов исследования. слово слишком часто повторяется
Для решения исследовательских задач были использованы такие методы и методики:
анализ научной литературы по данной проблеме,
- методика изучения «Мотивации профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А.Реана);
- Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера);
- Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере - «Якоря карьеры» (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова);
- Методика неоконченных предложений;
- Метод математической статистики U-критерий Манна — Уитни.
Научная новизна исследования состоит в том, что были получены практические сведения о связи личностных характеристик с выбором профессиональной деятельностью психологов, которые в настоящее время слабо представлены теоретически в научной литературе, и на основе ранее проведенного теоретического анализа была проведена попытка обобщения и интерпретации данных исследования. Полученные в итоге сведения могут послужить ориентиром для проведения других подобных исследований.
У психологов-практиков мы можем наблюдать что внешняя отрицательная мотивация - «ВОМ» - преобладает у одного человека. Такая мотивация показывает, что их стимулирует к трудовой деятельности не положительные потребности, а стремление избежать негативных воздействий (например, стремление избежать наказания начальником) в отношении выполняемой ими работы. Судя по этому направлению мотивационных потребностей у недавних выпускников, работа поддерживается только благодаря материальным стимулам - получать деньги за работу, но не внутренней потребности трудиться по специальности. Отчасти это подтверждается результатами другой мотивационной потребности - внутренней положительной мотивации - «ВПМ» - преобладает у трех человек. Эта потребность показывает, что недавние выпускники сохраняют внутреннюю потребность в самореализации, в самоутверждении. Внешняя положительная мотивация отсутствует. Этот мотивационный комплекс означает, что у недавних выпускников существует низкая удовлетворенность трудом, связанная с мотивами избегания работы, где их скорее могут негативно оценить не за их профессиональные качества, а больше по их должностным обязанностям. Из-за этого снижается общая мотивация к деятельности, снижается также общий эмоциональный фон, и как следствие, может снизиться общее качество работы.
У будущих психологов картина мотивации несколько иная - у них преобладает преимущественно внутренняя положительная мотивация - у 5 студентов - будущих психологов. Также внешняя положительная мотивация доминирует у 3 будущих психологов, для которых приобретаемая профессия не является соответствующей их личным качествам, и работать по профессии они явно не планируют, из-за сложностей, связанных с профессиональными обязанностями. Только у 2 будущих психологов преобладает внешняя отрицательная мотивация, демонстрирующая, что у этой части студентов профессиональная деятельность воспринимается как необходимость избегать негативных воздействий в отношении будущей работы. Они готовы ориентироваться преимущественно на денежное вознаграждение за профессиональную деятельность, но не готовы заниматься профессиональной деятельностью ради удовлетворения своих потребностей самореализации.
Рассмотрим группу испытуемых, сменивших профессию:
У молодых специалистов внешняя отрицательная мотивация - «ВОМ» преобладает у пяти человек. Это свидетельствует о том, что их стимулирует к трудовой деятельности стремление избежать негативных воздействий в отношении выполняемой ими работы и стимулом выступает получение денег за проделанную работу. Так внутренняя положительная мотивация «ВПМ» преобладает у одного человека. «ВМ»- преобладает у двух людей.
У будущих психологов присутствует у двух человек внешняя положительная мотивация, свидетельствующая о том, что профессия не оправдала их ожидания.
Результаты по методике диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера), показали, что Общее распределение результатов, как у будущих психологов, так и у действующих специалистов, носит схожий характер, и в структуре профессиональной деятельности преобладает направленность на себя - у студентов, выбравших профессию, и у молодых специалистов.
Результаты по методике диагностики ценностных ориентаций в карьере - «Якоря карьеры» (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова), показали, что Ориентация на профессиональную компетентность установлена у восьми студентов (оставшихся в профессии), у двух студентов (сменивших профессию), у психологов-практиков (оставшихся в профессии) выбрали данную ориентацию трое испытуемых и один испытуемый (сменивших профессию). Ориентация на интеграцию стилей жизни, на сохранение гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой, установлена у четырех студентов-психологов (оставшихся в профессии), и трех психологов-практиков (сменивших профессию). Ориентация на менеджмент, на управление людьми, проектами, бизнес-процессами и т.п. установлена у двух студентов-психологов (оставшихся в профессии) и двух студентов психологов (сменивших профессию). Ориентация на стабильность места жительства, на минимум переездов, командировок, ориентация на вызов, на стремление сделать невозможное - возможным, решать уникальные задачи, установлена у трех студентов-психологов (оставшихся в профессии) и у студентов (сменивших профессию) данная направленность отсутствует. Ориентация на автономию (независимость), на стабильность работы, на длительное время, на служение, для того чтобы воплощать в работе свои идеалы и ценности, установлена у двух студентов-психологов (оставшихся в профессии), что касается испытуемых (сменивших профессию), то данная направленность у них отсутствует. Ориентация на служение, для того чтобы воплощать в работе свои идеалы и ценности, установлена у двух студентов-психологов (оставшихся в профессии), у студентов (не выбравших профессию) данная направленностью отсутствует. Что касается психологов-практиков, у (оставшихся в профессии) специалистов данной направленностью обладает четы человека, у специалистов (не выбравших профессию) данная направленностью присутствует у двух респондентов. Ориентация на стабильность работы, на длительное время установлена у двух студентов-психологов (оставшихся в профессии) у студентов, (сменивших профессию) такой направленности не наблюдается. Ориентация на автономию (независимость), установлена у двух студентов- психологов (оставшихся в профессии), что касается испытуемых (сменивших профессию), то данная направленность у них отсутствует. Ориентация на интеграцию стилей жизни, на сохранение гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой, установлена четырех студентов-психологов (оставшихся в профессии), и трех психологов-практиков (сменивших профессию). Ориентация на предпринимательство, на профессиональную компетентность, на менеджмент, на управление людьми, проектами, бизнес- процессами и т.п., установлена у двух студентов-психологов и у двух психологов-практиков, (сменивших профессию). Ориентация на стабильность места жительства, на минимум переездов, командировок, ориентация на вызов, на стремление сделать невозможное - возможным, решать уникальные задачи, установлена у трех студентов-психологов (оставшихся в профессии) и у студентов (сменивших профессию) данная направленность отсутствует.
В ходе исследования были выявлены различия между студентами выпускниками и психологами-практиками (год после окончания ВУЗа). Мотивация студентов выпускников направлена на решение профессиональных задач, на самореализацию. Молодых специалистов мотивирует избегание негативного воздействия в отношении выполняемой ими работы, мотивация поддерживается только благодаря материальным стимулам, но не внутренними потребностями как это просматривается у психологов-практиков. С помощью методики «Якоря карьеры» были получены различия в ценностных ориентациях исследуемых. Так у студентов выпускников преобладает ценностная ориентация на служение, что свидетельствует о мотивации помогать людям. У молодых специалистов преобладает такая ценностная ориентация как менеджмент, что говорит о их направленности к постройке бизнеса и предпринимательства. Сходства у двух групп респондентов присутствуют только по критерию профессиональной направленности, что противоречит выдвинутой гипотезе. Таким образом, мы видим, что выпускники психологи обладают большим количеством личностных характеристик, сохраняющих их мотивацию в выборе профессиональной деятельности. Психологи-практики в большем случае меняют профессию из-за того, что она не приносит достаточного дохода и не удовлетворяют их личностные потребности.
Таким образом, поставленная ранее гипотеза, была частично подтверждена в ходе исследования.
1. Абрамова, Г. С. Введение в практическую психологию / Г. С. Абрамова. - Москва : Международная педагогическая академия, 1995. - 264 с.
2. Абульханова, К. А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта / К. А. Абульханова // Российский менталитет: Вопросы психологической теории и практики. - Москва, 1997. - С. 56-74.
3. Абульханова, К. А. Психология и сознание личности / К. А. Абульханова // Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности. - М.: Воронеж, 1999. - 224 с.
4. Абульханова-Славская, К. А. Жизненные перспективы личности. / К. А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. - М.: Наука, 1987. - С. 137-145.
5. Абульханова-Славская, К. А. Стратегии жизни / К.А. Абульханова- Славская. - М.: 1991. - 298 с.
6. Аверин, В. А. Психология в структуре высшего медицинского
образования/ В. А. Аверин //Дисс. докт. психол. наук. - СПб.: 1997. - 322 с.
7. Алахвердов, В. М. О формировании психологической культуры у студентов технического вуза / В. М. Алахвердов, Н. В. Беляк, М. В. Иванов // Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе. - Л.: ЛГУ, 1985. - С. 28-46.
8. Бершедова, Л. И. Подготовка практических психологов образования в системе высшего образования Карелии / Л. И. Бершедова // Региональная служба практической психологии. - Самара, 2002.
9. Бим-Бад, Б. М. Антропологические основания теории и практики образования / Б. М. Бим-Бад. - М.: 1994. - 257 с.
Ю.Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
11. Бобнева, М. И. Феноменология ценностных систем личности // Вестник Российского гуманитарного научного фонда / М. И. Бобнева. - 1996. - № 1. - С. 137-147.
12. Богданов, Е. Н. Введение в акмеологию / Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. - Калуга., 2000.
13. Богомолова, Н. Н. Социально-психологический тренинг и проблема познания человеком самого себя / Н. Н. Богомолова, Л. A Петровская // Личность в системе коллективных отношений. - М., 1980.
14. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека / А. А. Бодалев. - М., 1998. - 167 с.
15. Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. - М.: 1995. - 328 с.
16. Бодалев, А. А. Субъективные условия реализации смысла выдающимися людьми / А. А. Бодалев // Субъект действия, взаимодействия, познания. - М.: Воронеж, 2001
17. Бранский, В. П. Социальная синергетика и акмеология / В. П. Бранский, С. Д. Пожарский. - СПб., 2001.
18. Брушлинский, А. В. Исходные основания психологии субъекта и его деятельности / А. В. Брушлинский. // Психологическая наука России XX столетия: проблемы теории истории. Гл. 50. - Москва, 1997.
19. Бурмистрова, Е. В. Проектирование профессиональной позиции психолога в образовании / Е. В. Бурмистрова. // Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1999.
20. Борисова, Е. М. Индивидуальность и профессия / Е. М. Борисова, Г. П. Логинова. - М.: Знание, 1991.
21. Бранский, В. П Социальная синергетика и акмеология / В.П Бранский, С.Д. Пожарский. - СПб., 2001.
22. Волошина, И. А. Групповая работа как форма психологической поддержки человека в ситуации безработицы / И. А. Волошина, О. В., Галицына, В. А. Гребенников, Т. А. Знакова // Вопр. Психологии, 1999. - №4.
23. Дружинин В. Н. Варианты жизни Очерки экзистенциальной психологии / В. Н. Дружинин. - Питер, 2010. - 156 с.
24.3агрядская, Н. Н. Психологическая поддержка старшеклассников при решении ими экзистенциальных проблем / Н. Н. Загрядская // Дисс. канд. психол. наук. Ростов/Дон.: 1999. - 201 с.
25. Исаева, Н. И. Развитие профессиональной культуры психолога образования / Н. И. Исаева. // Дисс . докт. психол. наук. Белгород., 2002.
26. Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя: лекции / Н. В. Кузьмина. - 1967. - 183 с.
27. Климов, Е. А. Гипотеза "метелок" и развитие профессии психолог // Вестник Московского университета / Е. А. Климов // Психология. - 1992. - № 3. - 12 с.
28. Климов, Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие / Е. А. Климов. - М.: 1995. - 224 с.
29. Кирт, Н. Л. Динамика представлений о профессиональной карьере психологов образования в процессе профессионального самоопределения / Н. Л. Кирт. // Дисс. канд. психол. наук. - М.: 2000. - 198с.
30. Кирт, Н. Л. Некоторые особенности профессионального становления будущих психологов / Н. Л. Кирт // Региональная служба практической психологии. - Самара.: 2002.
31. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - Ростов/Дон., 1996. - 509 с.
32. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - Ростов/Дон., 1996. - 509 с.
33. Кузьмина, Н. В. Преподаватели в высшей школе в свете акмеологической концепции качества образования / Под ред. З.И. Рябикиной, В. В. Знакова, Л. Е. Кузьмина, В. Е. Иноземцева // Личность и бытие: теория и методология. - Краснодар., 2003. - С. 99-104
34. Казанцева, Т. А. Динамика прогностических способностей у студентов- психологов в образовательном процессе вуза / Т. А. Казанцева. // Диес. канд. психол. наук. Астрахань., 1999. - 205 с.
35. Минюрова, С. А. Психологическое образование как поддерживающая среда // Развивающаяся психология основа гуманизации образования / С. А. Минюрова. // Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. - Москва, 1998. - С.142.
36. Минюрова, С. А. Психологическое образование как поддерживающая среда // Развивающаяся психология основа гуманизации образования / С. А. Минюрова. // Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. - Москва, 1998. - С.142.
37. Практические рекомендации по составлению программ и ведению групп социально-психологического тренинга. - СПб., 1994. - 44 с.
38. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М.: 1998.
39. Родина О. Н. Профессиональная позиция студентов и выпускников- психологов // Развивающаяся психология основа гуманизации образования / Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж, О. Н. Родина. // Москва.: 1998. - С.196.
40. Толстых, Н. Н. Жизненные планы подростков и юношей / Н. Н. Толстых. // Вопр. психологии. - М.: 1984. - №3.
41. Федоров, В. А. Учет профессиональной направленности студентов при организации педагогического процесса / В. А Федоров // Региональная служба практической психологии. - Самара., 2002.
42.Челпанов, Г. И. Психология. Философия. Образование / Г. И. Челпанов. // Воронеж., 1999. - 528 с.
43. Шиленкова, Н. А. Метод интроспекции в подсознании внутреннего мира психолога / Н. А. Шиленкова. // Автореф. канд. психол. наук. - СПб., 2003. - 26 с.
44. Щедровицкий, Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. - М., 1995.
45. Юрьевич, А. В. «Онтологический круг» и структура психологического знания/ А. В. Юрьевич // Психологический журнал. - 1992. - Т.13. - № 1. - С.10-17.
46. Ануфриева, Р. А. Стиль жизни личности / Р.А. Ануфриева,
Е. И. Головаха, Е. А. Донченко // Теоретические и методологические проблемы. - Киев., 1982.
47. Мешков, Н. И. Мотивация личности как ключевая проблема психологии / Н. И. Мешков, Д. Н. Мешков // Интеграция образования. - 2015.
48. Минюрова, С. А. Психологическое образование как поддерживающая
среда / С. А. Минюрова.; Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. //
Развивающаяся психология основа гуманизации образования. - Москва, 1998. - С.142.
49. Юсупова, О.В. О развитии конкурентоспособности студентов
бакалавриата / О.В. Юсупова // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 2 (151). С. 294-299.