Введение 6
1 Теоретическая часть. Теоретические основы эффективности деятельности предприятия 8
1.1 Сущность и значение эффективности деятельности предприятия 8
1.2 Показатели оценки эффективности деятельности предприятия 14
1.3 Пути повышения эффективности деятельности предприятия 22
2. Аналитическая часть. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ИП
Арутюнян Р.В 26
2.1 Характеристика предприятия 26
2.2 Анализ активов баланса 28
2.3 Анализ пассивов баланса 38
2.4 Анализ финансового состояния 40
2.5 Управленческий анализ 48
2.6 Заключительная оценка деятельности предприятия 50
2.7 Вопросы экологии 52
3. Проектная часть. Разработка мероприятий по повышению
эффективности деятельности мини-пекарни «Арутюн» 54
3.1 Экономическое обоснование повышения эффективности
деятельности мини-пекарни 54
3.2 Расчет затратной и доходной части мероприятий 61
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 66
Заключение 70
Список использованных источников 72
Приложение
Развитие теории и практики повышения эффективности деятельности предприятий имеет практическое и теоретическое значение. Осуществление эффективной деятельности в условиях рыночной конкуренции ориентирует деятельность предприятий на потребности в предлагаемой ими продукции и платежеспособный спрос, позволяющий осуществлять расширенное воспроизводство, инвестиционную деятельность, обновление технологий и очень актуально в современных условиях.
Важнейшим направлением аналитической работы предприятия является исследование экономической эффективности его деятельности. На его основе предоставляется оценка конечных итогов предпринимательской деятельности, формируется стратегия предприятия в области рационального использования ресурсов, вырабатываются меры по ее реализации.
Экономическая эффективность - важнейшая характеристика финансово¬хозяйственной деятельности при оценке предприятия со стороны внешней среды. Показатели экономической эффективности деятельности всецело определяют конкурентоспособность и потенциал организации при осуществлении делового сотрудничества. Они предоставляют возможность оценить гарантированность интересов предприятия и его контрагентов в экономическом отношении при реализации предпринимательской деятельности.
Повышение экономической эффективности создает необходимые условия для расширения и обогащения материальной базы народного благосостояния посредством повышения производительности труда, увеличения фондоотдачи, экономии финансовых средств и улучшения качества продукции.
Взгляд на предприятие с точки зрения расширения его масштабов, представляет перспективный подход, как для научного исследования, так и для определения основных направлений повышения эффективности его деятельности. Что, в свою очередь, обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является индивидуальный предприниматель Арутюнян Рафик Вачаганович, основным видом деятельности которого является производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения - мини-пекарня «Арутюн».
Предметом исследования является его хозяйственная деятельность.
Цель работы заключается в разработке предложений по повышению эффективности деятельности мини-пекарни «Арутюн».
Для выполнения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
- изучить теоретические основы эффективности деятельности предприятия;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ИП Арутюнян Р.В.;
- обосновать экономическую необходимость повышения эффективности деятельности мини-пекарни «Арутюн»;
- определить основные мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия;
- рассчитать затратные и доходные параметры предложенных мероприятий;
- оценить их эффективность.
Для исследования и разработки поставленных задач исходными данными явилась бухгалтерская отчетность и данные внутреннего управленческого учета ИП Арутюнян Р.В. за 2015-2016 годы, которые были обработаны и обобщены для получения необходимых выводов и разработки предложений.
Одной из центральных проблем экономики является повышение эффективности деятельности предприятия. Для успешного решения многообразных экономических и социальных задач нет другого пути, кроме резкого повышения эффективности всего общественного производства.
Суть эффективности производственно-хозяйственной деятельности определяется экономистами как достижение максимальных результатов в интересах общества при минимально возможных затратах.
В первой части выпускной квалификационной работы была рассмотрена сущность и значение эффективности деятельности предприятия, изучены основные показатели оценки эффективности деятельности предприятия и определены пути ее повышения.
Во второй части работы был проведен комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности ИП Арутюнян Р.В.
Сумма имущества предприятия в 2016 году составила 3 175 тыс. руб. Большая часть имущества предприятия представлена внеоборотными активами, которые на 100% состоят из основных средств.
Предприятие работает преимущественно на собственном капитале.
Основную часть дохода мини-пекарни «Арутюн» приносит производство хлеба.
Финансовым результатом деятельности предприятия в 2016 году стала чистая прибыль в сумме 1 744 тыс. руб.
Комплексная оценка деятельности предприятия, проведенная в аналитической части работы, позволила выявить ряд проблем в управлении экономической эффективностью предприятием и определить основные пути их решения.
В ходе анализа были определены такие проблемы как некачественная политика управления оборотными активами предприятия в краткосрочном плане и нерациональное использование полезной площади имеющегося в собственности помещения.
При решении обозначенных трудностей в проектной части работы было проведено исследование рынка хлебопекарной продукции, на основании которого был сделан вывод о том, что увеличение объемов производства весьма актуально в сложившихся условиях рынка.
Перед мини-пекарней «Арутюн» стоит задача занять прочную позицию на рынке хлебобулочных изделий с увеличенным объемом продукции, основной упор в реализации которой должен делаться на низкие цены при сохранении ее качества.
Решение обозначенной задачи увиделось в приобретении двух новых печей для производства кондитерских и хлебобулочных изделий. Это позволит повысить эффективность деятельности предприятия за счет увеличения объемов производства и снижения себестоимости единицы продукции, а также решить вопрос рационального использования свободных площадей.
Общие затраты на приобретение двух ротационных печей «Муссон- ротор» модели 99Н-01и введение в штат одного сотрудника составят 2 005,3 тыс.руб.
Финансирование мероприятия осуществляется за счет собственных и заемных средств.
Период окупаемости затрат на приобретение основных средств составил 6 месяцев.
Оценка эффективности инвестиционного проекта позволила сделать вывод о том, что реализация проекта по повышению эффективности деятельности мини-пекарни «Арутюн» за счет внедрения нового оборудования - эффективное мероприятие. Вовлечение собственных и банковских средств в мероприятия по приобретению оборудования позволит увеличить объем производства хлебобулочных изделий в соответствии с потребностями рынка, тем самым, повысить эффективность и улучшить финансовое положение предприятия.
1. Аренс, А. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / А. Аренс, Дж. Лоббек. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 405 с.
2. Абрютина, М. С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб. пособие / М. С. Абрютина, А.В. Грачев. - М.: Дело и сервис, 2015. - 125 с.
3. Алексеева, М. М. Планирование деятельности фирмы: учеб. пособие / М. М. Алексеева. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 305 с.
4. Баканов, М. И. Теория экономического анализа: учебник / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 269 с.
5. Басовский, Л. Е. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / Л. Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 307 с.
6. Бердникова, Т. Б. Маркетинг: учебник / Т. Б. Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 205 с.
7. Бернстайн, Л.А. Анализ финансовой отчетности./Под ред. Л.А. Бернстайна. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 317 с.
8. Булатов, А. С. Экономика: учеб. пособие / А. С. Булатов. - М.: Бек, 2014. - 123 с.
9. Вакуленко, Т.Г. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений/Под ред. Л.Ф. Фоминой. - СПб.: Герда,
2013. - 288 с.
10. Гиляровская, Л. Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия/ Под ред. Л.Т. Гиляровской. - СПб.: Питер, 2014.
11. Грищенко, О. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / О. В. Грищенко. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2016. - 322 с.
12. Ефимова, О. В. Финансовый анализ: учебник для вузов / О. В. Ефимова - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2012. - 352 с.
13. Ковалев, А. И. Анализ финансового состояния предприятия: учебник для вузов / А. И. Ковалев, В. П. Привалов - М.: Центр экономики и маркетинга,
2014. - 198 с.
14. Ковбасюк, М. Р. Анализ финансовой деятельности предприятия: учебник / М. Р. Ковбасюк - М.: Финансы и статистика, 2015. - 405 с.
15. Кондраков, Н. П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит в условиях рынка: учебник / Н. П. Кондраков - М.: Перспектива, 2012. - 505 с.
16. Коркина, Н. И. Анализ результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации и ее финансового состояния: учебник для вузов/ Н. И. Коркина, Н. А. Соловьева. - Красноярск: РИО КГПУ, 2014. - 108 с.
17. Кравченко, Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник для вузов / Л. И. Кравченко. - Минск: Высшая школа, 2014. - 430 с.
18. Крейнина, Н. Н. Финансовое состояние предприятие: Методы оценки / Н. Н. Крейнина. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 512 с.
19. Любушин, М. П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учебник для вузов / М. П. Любушин, В. Б. Лещева, В. Г. Дьякова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 405 с.
20. Любушин, Н.П., Романова, И. В. Маркетинговый анализ торгового предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 7 (69).
21. Павлова, А. Р. Совершенствование деятельности предприятия / А. Р. Павлова, И. Р. Мерзляков // Финансы. - 2016. - № 5. - С.14-15.
22. Петров, Ю. С. Оптимизация показателей экономической эффективности / Ю. С. Петров // Экономика и жизнь. - 2014. - № 3. - С. 2-3.
23. Пешкова, Е. П. Маркетинговый анализ деятельности фирмы: учебник / Е. П. Пешкова. - М.: Ось, 2012. - 404 с.
24. Русак, В. А. Финансовый анализ субъектов хозяйствования: учебник / В. А. Русак, М. А.Русак. - Минск: Высшая школа, 2016.- 309 с.
25. Ришар, Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Ж. Ришар. - М.: Аудит, 2009. - 375 с.
26. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник для вузов / Г. В. Савицкая. - Минск: ООО «Новое знание», 2014. - 406 с.
27. Смекалов, П. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: учеб. пособие / П. В. Смекалов. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 305 с.
28. Станиславчик, Е. Н., Тарануха, Ю.В. Маркетинг-план. Маркетинговый анализ инвестиционного проекта: учеб. пособие / Е. Н. Станиславчик. - М.: Ось, 2015. - 398 с.
29. Самсонов, Н. Ф. Финансовый менеджмент: учебник / Под ред. Н. Ф. Самсонова. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 401 с.
30. Туманин, П. В. Анализ хозяйственной деятельности торговых предприятий: учебник / П. В. Туманин. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 305 с.
31. Черняк, В.З. Бизнес-планирование: Учеб. - практ. пособие. - М.: Изд- во РДЛ, 2015. - 271 с.
32. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа предприятий: учеб. пособие / А. Д. Шеремет, Р. В. Сайфулин, Е. А. Негашев. - М.: ЮниГлоб, 2014. - 601 с.
33. Штундюк, В. Д. Проблемные вопросы в области управление ликвидностью предприятия / В. Д. Штундюк // Экономист. - 2012. - № 3. - С.8¬9.
34. Шубин, И. Современные проблемы анализа и отбора инвестиционных проектов для финансирования / И. Шубин // Инвестиции в России. - 2016. - № 16. - С. 8 - 10.
35. Экономика и статистика фирмы: учеб. пособие / Под ред. С. Д. Ильенковой. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 240 с.
36. Экономика предприятия: учеб. пособие / Под. ред. А. Э. Карлика. - СПб.: ГУЭФ, 2013. - 369 с.