NOIR ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА 90-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА: СЮЖЕТЫ, ОБРАЗЫ, ИДЕИ
|
Введение
1. Историко-теоретические аспекты возникновения и формирования понятия «нуар». Сферы существования феномена в искусстве 11
1.1 Историко-теоретические аспекты понятия «нуар» 11
1.2 Сферы существования феномена «noir» в искусстве. 25
2. Особенности проявления феномена «noir» в сюжетах, образах и идеях отечественного кинематографа 90-х годов ХХ века 34
2.1 Сюжеты, образы и идеи в отечественном кинематографе. Сюжеты,
образы и идеи в российском кино 90-х годов ХХ века. 34
2.2 Анализ кинопроизведения «Дюба-дюба» Александра Хвана. 52
Список использованных источников 68
Приложение
1. Историко-теоретические аспекты возникновения и формирования понятия «нуар». Сферы существования феномена в искусстве 11
1.1 Историко-теоретические аспекты понятия «нуар» 11
1.2 Сферы существования феномена «noir» в искусстве. 25
2. Особенности проявления феномена «noir» в сюжетах, образах и идеях отечественного кинематографа 90-х годов ХХ века 34
2.1 Сюжеты, образы и идеи в отечественном кинематографе. Сюжеты,
образы и идеи в российском кино 90-х годов ХХ века. 34
2.2 Анализ кинопроизведения «Дюба-дюба» Александра Хвана. 52
Список использованных источников 68
Приложение
Актуальность темы исследования
Искусство всегда было актуально для человека, так как в первую очередь помогало ему в познании самого себя, окружающего мира и универсума в целом. Данная работа обращена к искусству кино - одному из изобразительных видов искусств, - которое также способствует поиску ответов на фундаментальные вопросы.
При создании произведения искусства немаловажную роль играет историческая ситуация, социальные процессы, в которых находится художник. В некоторых случаях именно они служат побудителями к актуализации той или иной художественной идеи. Искусство кино, наряду с фотографией, в большей степени способно фиксировать и конструировать действительность. Определенным образом запечатлевая и организуя художественный материал, кино тем самым не только фокусирует внимание зрителя на важных, с точки зрения создателя, моментах, но и провоцирует рефлексировать над ними.
Социальная действительность неоднократно становилась материалом для создания произведений киноискусства, на основе чего они объединялись теоретиками кино в различные классификации, как локальные, так и всеобщие. Отнесение кинопроизведения к определенному типу фильмов углубляет не только его понимание, но и конкретного социально¬исторического периода в целом. На сегодняшний день существует большое количество мнений исследователей кино касаемо принадлежности фильма к той или иной категории, границы которых текучи и не конкретны, а уникальные характеристики могут трансформироваться в универсальные.
Настоящая исследовательская работа актуальна обращением к малоизученному периоду истории отечественного кино 90-х годов. Внимание сконцентрировано на углублении понимания феномена «чернухи» в российском кинематографе и проведении аналогий с кинематографическим термином «film noir», применимым к голливудским криминальным драмам. Таким образом, спорный кинематографический пласт отечественного кино будет рассмотрен под иным, малоисследованным углом, что позволит расширить его понимание.
Степень изученности
Степень изученности исследуемой темы представлена обширным блоком литературы с точки зрения составляющих ее компонентов - «нуара» как термина, относящегося к голливудским криминальным фильмам, и отечественной кино-«ченухи» периода 90-х годов ХХ века. Но проблема, поднимаемая настоящей исследовательской работой, научному изучению не подлежала.
Понятие «нуар» и фильмы, снятые с характерными его признаками, интересуют исследователей кино с момента его возникновения. Первыми описали новое явление в кино французские исследователи Раймон Борде и Этьен Шаметона в книге «Панорама американских кинонуаров» (The Shadows of Film Noir ), после которой «нуар» становится термином, объединяющим кинопроизведения со схожими чертами и интонацией. Позже - в 1971 году - выходит статья американского сценариста и теоретика кино Пола Шредера «Заметки о фильме нуар» (Notes on Film Noir ) в качестве краткого экскурса в проблематику «черного» кинематографа. Шредер обращается к истокам возникновения понятия, к интерпретации самого термина. На основе анализа конкретных фильмов-репрезентантов автор рассказывает о цветовой основе, культурологических и стилистических элементах нуара, выделяет четыре основных явления, через которые, по его мнению, в той или иной степени способствовали созданию неповторимой «нуарной» тональности. Впоследствии многие исследователи кинонуара будут ссылаться в своих работах на статью Шредера, анализируя film noir с точки зрения истории и теории, как, например, Я. Лурье , С. Добротворский , К. Харли и другие.
Статья Шредера обращена к понятию «нуар» в целом. Современные же исследователи зачастую касаются изучения определенных аспектов фильмов- нуар. Особое внимание уделяется образу «роковой женщины», который исследуется в работах как зарубежных теоретиков (John Blaser , Elizabeth Cowie , Helen Hanson , Claire Johnston , Sylvia Harvey и другие), так и отечественных (Е. Новикова , Е. Потехина ). Такие работы исследуют социальные и культурные предпосылки возникновения и развития женского образа, нарративные и визуальные приемы, с помощью которых авторы фильмов конструировали его на экране. Также обращают внимание на другие кинематографические явления, оказавшие влияние на формирование нуара, например, статья Яны Скляровой «Традиции немецкого киноэкспрессионизма в американских фильмах нуар 1940-1950 гг.». Кроме того, исследуется ситуация в кинематографе после классического film noir - «Нуар после 50-х: смерть, развитие или постмодернистское цитирование?» , где автор статьи приходит к выводу о том, что нуар имеет сложное промежуточное отношение к формальным признакам модерна и постмодерна, выделяет три ключевых элемента эстетики нуара, присущих и классическому периоду, и современному нуару, и тем самым стремится показать ограниченность принципиального различия нуара, неонуара и постнуара.
Феномен «чернухи» в отечественном кино как рефлексия над социальной действительностью рассматривается с разных точек зрения исследователями киноискусства в соответствии с визуализации определенной проблемы, которая наличествует в обществе. Внимание сконцентрировано на таких темах, как столкновение старого и нового поколений (К. Разлогов , А. Щербенок ), сексуальность, способы демонстрации обнаженного тела и его мотивировок (Я. Левченко ), демонстрация на экране наркомании, бандитизма, проституции (Г. Геращенко ) и так далее. Кроме того, анализируется не только кинопродукт, но и его влияние на сознание людей, особенно на молодое поколение: А. В. Федоров , Д. Босов , Л. Гудков и Б. Дубин , В. Суковатая и другие.
Помимо исследования посредством кино актуальных проблем эпохи и механизмы их отражения, существует большое количество работ, осмысляющих феномен «чернухи» с теоретических позиций. Сюда входит изучение содержательного, семиотического и тематического направления (И. Лубашова ), цензура и «границы дозволенного» в кинематографе на творчестве конкретных режиссеров (Е. С. Кащенко ), проявление «чернухи» в различных жанрах (Ермакова А. Ю. и А. Н. Маленьких ). В статье Н. Осиповой «Россия годы 00-ые» автор выделяет в кинематографе признаки времени, классифицирует «чернушные» фильмы, отмечает характерные элементы того или иного типа фильмов, обосновывая теоретические выводы с помощью анализа кинопроизведений, выступающих репрезентантами.
Поднимаемая настоящей работой тема исследования затрагивается в статье Д. Дондурея «Конец эпохи - конец чернухи?» , которая содержит результаты дискуссии между писателями, теоретиками и практиками кино, рассуждающими о проблеме «чернухи» в отечественном кинематографе.
Степень изученности предмета исследования показывает различные подходы к изучению направлений noir голливудского криминального фильма и «чернухи» отечественного кино 90-х годов ХХ века, но отсутствуют исследования, рассматривающие данные кинематографические феномены в их тождестве, наличии схожих черт, во влиянии одного на другое, что дает возможность для изучения кино 90-х под иным углом зрения, которое также углубит понимание сложного пласта отечественного кинематографа.
Объектом исследования выступает феномен «noir» в отечественном кинематографе 90-х годов ХХ века.
Предметом исследования является особенности проявления феномена «noir» в сюжетах, образах и идеях отечественного кинематографа 90-х годов ХХ века.
Цель исследовательской работы - определить особенности проявления стиля noir в отечественном кинематографе 90-х годов ХХ века.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть историю понятия «нуар»;
2) определить сферы существования феномена «нуара» в искусстве;
3) рассмотреть сюжеты, образы и идею отечественного кино в целом и периода 90-х годов ХХ века в частности;
4) провести анализ произведения отечественного киноискусства «Дюба-дюба» Александра Хвана 1992 г., через которое проявляются типичные для отечественного кинематографа 90-х годов ХХ века образы, идеи, сюжеты.
Методология. При проведении исследования феномена «чернухи» в отечественном кинематографе 90-х годов будут использованы общие положения современной теории изобразительного искусства, метод философско-искусствоведческого анализа и герменевтический метод, что позволит детально и всесторонне изучить предмет исследования.
Теоретическая и практическая значимость. Настоящее исследование может внести дополнения к теоретическим знаниям об отечественном кинематографе 90-х годов ХХ века в целом и конкретно о жанре «чернуха» в российском кино. Также результаты исследования могут быть использованы в качестве дополнительного расширения к существующему учебному материалу по истории и теории киноискусства в таких курсах как: «История мирового киноискусства», «Социология кино», «История и теория неигровых видов кино», «История теорий кино».
Структура работы: введение, две главы, каждая из которых содержит по два параграфа, заключение и список использованных источников.
Искусство всегда было актуально для человека, так как в первую очередь помогало ему в познании самого себя, окружающего мира и универсума в целом. Данная работа обращена к искусству кино - одному из изобразительных видов искусств, - которое также способствует поиску ответов на фундаментальные вопросы.
При создании произведения искусства немаловажную роль играет историческая ситуация, социальные процессы, в которых находится художник. В некоторых случаях именно они служат побудителями к актуализации той или иной художественной идеи. Искусство кино, наряду с фотографией, в большей степени способно фиксировать и конструировать действительность. Определенным образом запечатлевая и организуя художественный материал, кино тем самым не только фокусирует внимание зрителя на важных, с точки зрения создателя, моментах, но и провоцирует рефлексировать над ними.
Социальная действительность неоднократно становилась материалом для создания произведений киноискусства, на основе чего они объединялись теоретиками кино в различные классификации, как локальные, так и всеобщие. Отнесение кинопроизведения к определенному типу фильмов углубляет не только его понимание, но и конкретного социально¬исторического периода в целом. На сегодняшний день существует большое количество мнений исследователей кино касаемо принадлежности фильма к той или иной категории, границы которых текучи и не конкретны, а уникальные характеристики могут трансформироваться в универсальные.
Настоящая исследовательская работа актуальна обращением к малоизученному периоду истории отечественного кино 90-х годов. Внимание сконцентрировано на углублении понимания феномена «чернухи» в российском кинематографе и проведении аналогий с кинематографическим термином «film noir», применимым к голливудским криминальным драмам. Таким образом, спорный кинематографический пласт отечественного кино будет рассмотрен под иным, малоисследованным углом, что позволит расширить его понимание.
Степень изученности
Степень изученности исследуемой темы представлена обширным блоком литературы с точки зрения составляющих ее компонентов - «нуара» как термина, относящегося к голливудским криминальным фильмам, и отечественной кино-«ченухи» периода 90-х годов ХХ века. Но проблема, поднимаемая настоящей исследовательской работой, научному изучению не подлежала.
Понятие «нуар» и фильмы, снятые с характерными его признаками, интересуют исследователей кино с момента его возникновения. Первыми описали новое явление в кино французские исследователи Раймон Борде и Этьен Шаметона в книге «Панорама американских кинонуаров» (The Shadows of Film Noir ), после которой «нуар» становится термином, объединяющим кинопроизведения со схожими чертами и интонацией. Позже - в 1971 году - выходит статья американского сценариста и теоретика кино Пола Шредера «Заметки о фильме нуар» (Notes on Film Noir ) в качестве краткого экскурса в проблематику «черного» кинематографа. Шредер обращается к истокам возникновения понятия, к интерпретации самого термина. На основе анализа конкретных фильмов-репрезентантов автор рассказывает о цветовой основе, культурологических и стилистических элементах нуара, выделяет четыре основных явления, через которые, по его мнению, в той или иной степени способствовали созданию неповторимой «нуарной» тональности. Впоследствии многие исследователи кинонуара будут ссылаться в своих работах на статью Шредера, анализируя film noir с точки зрения истории и теории, как, например, Я. Лурье , С. Добротворский , К. Харли и другие.
Статья Шредера обращена к понятию «нуар» в целом. Современные же исследователи зачастую касаются изучения определенных аспектов фильмов- нуар. Особое внимание уделяется образу «роковой женщины», который исследуется в работах как зарубежных теоретиков (John Blaser , Elizabeth Cowie , Helen Hanson , Claire Johnston , Sylvia Harvey и другие), так и отечественных (Е. Новикова , Е. Потехина ). Такие работы исследуют социальные и культурные предпосылки возникновения и развития женского образа, нарративные и визуальные приемы, с помощью которых авторы фильмов конструировали его на экране. Также обращают внимание на другие кинематографические явления, оказавшие влияние на формирование нуара, например, статья Яны Скляровой «Традиции немецкого киноэкспрессионизма в американских фильмах нуар 1940-1950 гг.». Кроме того, исследуется ситуация в кинематографе после классического film noir - «Нуар после 50-х: смерть, развитие или постмодернистское цитирование?» , где автор статьи приходит к выводу о том, что нуар имеет сложное промежуточное отношение к формальным признакам модерна и постмодерна, выделяет три ключевых элемента эстетики нуара, присущих и классическому периоду, и современному нуару, и тем самым стремится показать ограниченность принципиального различия нуара, неонуара и постнуара.
Феномен «чернухи» в отечественном кино как рефлексия над социальной действительностью рассматривается с разных точек зрения исследователями киноискусства в соответствии с визуализации определенной проблемы, которая наличествует в обществе. Внимание сконцентрировано на таких темах, как столкновение старого и нового поколений (К. Разлогов , А. Щербенок ), сексуальность, способы демонстрации обнаженного тела и его мотивировок (Я. Левченко ), демонстрация на экране наркомании, бандитизма, проституции (Г. Геращенко ) и так далее. Кроме того, анализируется не только кинопродукт, но и его влияние на сознание людей, особенно на молодое поколение: А. В. Федоров , Д. Босов , Л. Гудков и Б. Дубин , В. Суковатая и другие.
Помимо исследования посредством кино актуальных проблем эпохи и механизмы их отражения, существует большое количество работ, осмысляющих феномен «чернухи» с теоретических позиций. Сюда входит изучение содержательного, семиотического и тематического направления (И. Лубашова ), цензура и «границы дозволенного» в кинематографе на творчестве конкретных режиссеров (Е. С. Кащенко ), проявление «чернухи» в различных жанрах (Ермакова А. Ю. и А. Н. Маленьких ). В статье Н. Осиповой «Россия годы 00-ые» автор выделяет в кинематографе признаки времени, классифицирует «чернушные» фильмы, отмечает характерные элементы того или иного типа фильмов, обосновывая теоретические выводы с помощью анализа кинопроизведений, выступающих репрезентантами.
Поднимаемая настоящей работой тема исследования затрагивается в статье Д. Дондурея «Конец эпохи - конец чернухи?» , которая содержит результаты дискуссии между писателями, теоретиками и практиками кино, рассуждающими о проблеме «чернухи» в отечественном кинематографе.
Степень изученности предмета исследования показывает различные подходы к изучению направлений noir голливудского криминального фильма и «чернухи» отечественного кино 90-х годов ХХ века, но отсутствуют исследования, рассматривающие данные кинематографические феномены в их тождестве, наличии схожих черт, во влиянии одного на другое, что дает возможность для изучения кино 90-х под иным углом зрения, которое также углубит понимание сложного пласта отечественного кинематографа.
Объектом исследования выступает феномен «noir» в отечественном кинематографе 90-х годов ХХ века.
Предметом исследования является особенности проявления феномена «noir» в сюжетах, образах и идеях отечественного кинематографа 90-х годов ХХ века.
Цель исследовательской работы - определить особенности проявления стиля noir в отечественном кинематографе 90-х годов ХХ века.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть историю понятия «нуар»;
2) определить сферы существования феномена «нуара» в искусстве;
3) рассмотреть сюжеты, образы и идею отечественного кино в целом и периода 90-х годов ХХ века в частности;
4) провести анализ произведения отечественного киноискусства «Дюба-дюба» Александра Хвана 1992 г., через которое проявляются типичные для отечественного кинематографа 90-х годов ХХ века образы, идеи, сюжеты.
Методология. При проведении исследования феномена «чернухи» в отечественном кинематографе 90-х годов будут использованы общие положения современной теории изобразительного искусства, метод философско-искусствоведческого анализа и герменевтический метод, что позволит детально и всесторонне изучить предмет исследования.
Теоретическая и практическая значимость. Настоящее исследование может внести дополнения к теоретическим знаниям об отечественном кинематографе 90-х годов ХХ века в целом и конкретно о жанре «чернуха» в российском кино. Также результаты исследования могут быть использованы в качестве дополнительного расширения к существующему учебному материалу по истории и теории киноискусства в таких курсах как: «История мирового киноискусства», «Социология кино», «История и теория неигровых видов кино», «История теорий кино».
Структура работы: введение, две главы, каждая из которых содержит по два параграфа, заключение и список использованных источников.
Настоящая исследовательская работа имела своей целью определение особенностей проявления стиля noir в отечественном кинематографе 90-х годов ХХ века.
Для достижения данной цели были выполнены следующие задачи: рассмотрена история понятия «noir» - зарождение и формирование феномена, определены сферы существования феномена в искусстве, проанализированы сюжеты, образы и идеи отечественного кинематографа в целом и периода 90-х годов ХХ века в частности, проведен философско- искусствоведческий анализ произведения отечественного киноискусства «Дюба-дюба» Александра Хвана 1992 г., который выступает репрезентантом отечественного «черного» кино.
Понятие «noir» в значении «черный», изначально интегрирующее эстетический и политический контексты, впоследствии утверждает себя в искусстве как некий стиль с устоявшимися признаками, характеристиками и специфическим чертами. Зародившись в среде французской критики применительно к голливудским криминальным драмам, «noir» впоследствии преодолевает свои временные и пространственные границы. Так, данное исследование показало существование феномена не только в сфере кинематографа, но и в других видах искусства - литературе, живописи, фотографии.
Но наибольшее развитие стиль «noir» получает именно в сфере искусства кино. «Черный» стиль вырабатывает свою устойчивую формулу, которая находит выражение в сюжетах, образах, идеях кинопроизведений: преступное общество с фальшивыми приоритетами, герой-одиночка, ведущий свое собственное расследование, женщина-оборотень, расставляющая ловушку герою, расчетливая, хитрая и способная на преступление. Сюжет имеет сложно выстроенную ткань повествования, в основе которой расследования убийств, ограбления, мошенничества и
ложные обвинения в преступлении, секс, насилие, предательство и двуличность, постоянное курение и пьянство. Репрезентируются идеи опасного мира, полного преступлений и пороков, идеи отчужденности, одиночества и безнадежности. Характерным также являются фаталистические мотивы, которые выражаются в предопределенности происходящего с героем - идея Рока или Судьбы становятся важной онтологемой для фильмов-нуар.
Со временем происходит эволюция стиля, которая получает название «нео-нуар». В кино появляются новые способы визуализации - смена монохромности колоризацией кинопространства, стиль сливается с другими жанрами - мюзикл, научная фантастика, подростковая драма, комикс, но выработанная формула остается неизменной. То же касается и кинокартин, появившихся за пределами Америки - стиль сохраняет свои устойчивые элементы, синтезируя их с особенностями национального кинематографа других стран.
На формирование «черного» отечественного кино оказали влияние определенные социально-исторические и культурные предпосылки, но по своему характеру похожие на причины кристаллизации кинематографического феномена в западноевропейском кино: крушение старого миропорядка, кризис системы, развенчание иллюзий, созданных предыдущей эпохой, создание кинопроизведений, не следующих установленной программе.
Исследование показало, что «черные» отечественные фильмы заключают в себе стилистические (съемка в полумраке, доминирование тьмы над светом, сложная хронология, реалистическая традиция) и содержательные (криминальный сюжет без хэппи-энда; аморальность представленного мира; обращение к асоциальным элементам общества; герой маргинал-одиночка; женский образ, противоположный по своему характеру и функционалу персонажу, созданному предыдущей кинотрадицией; постоянное саморазрушение героев, проявляющееся и в их преступных 65
мотивах, и в бытовых привычках) черты «film noir», которые гармонично сочетаются с особенностями отечественного кинематографа, главным образом проявляющиеся в том, что понятие «черный» («чернуха») находит свое выражение не столько в формальной составляющей кинопроизведения, сколько в содержательной; фильм представлен не как детектив, а как драма; реализм находит выражение не в технологии создания кинокартины, а в актуализации и демонстрации современных реалий; основная точка репрезентации фильма - позиция демонстрации.
На примере анализа кинокартины «Дюба-дюба» Александра Хвана 1992 г., были выявлены особенности проявления стиля «noir» в сюжетах, образах и идеях отечественного кино 90-х годов ХХ века: фильмы обращаются к «болезням» общества - визуализируются крайние асоциальные и маргинальные элементы социума без изыскано-романтической окраски, характерной для западноевропейского фильма-нуар; образ главного героя представлен как часть той среды, в которой он существует, и которая ставит его на позицию жертвы; женские персонажи лишены типичной женской функции, они заключают в себе обман и предательство; представленный мир аморален, полон преступности и беззакония, он бесплоден, не способен на созидание, ценность человеческой жизни в нем отрицается; отсюда идеи одиночества человека, социального насилия и несправедливости, идеи упадка, кризиса общественных отношений как кризиса всей страны.
Данная характеристика присуще не только выбранному в качестве репрезентанта кинопроизведению, но другим кинокартинам периода 90-х годов, в большей или меньшей степени, содержащие выделенные в процессе исследования элементы «noir». Тем самым, анализ определенного кинематографического пласта и его репрезентанта доказал, что устойчивое клишированное именование «чернуха» выступает явлением, названным мировым киносообществом «noir».
Таким образом, анализ кинематографического феномена «noir» позволил исследовать отечественное «черное» кино с выявлением
66
характерных для него сюжетов, образов и идей под иным, малоисследованным углом, который углубил понимание российского кино периода 90-х годов ХХ века.
Для достижения данной цели были выполнены следующие задачи: рассмотрена история понятия «noir» - зарождение и формирование феномена, определены сферы существования феномена в искусстве, проанализированы сюжеты, образы и идеи отечественного кинематографа в целом и периода 90-х годов ХХ века в частности, проведен философско- искусствоведческий анализ произведения отечественного киноискусства «Дюба-дюба» Александра Хвана 1992 г., который выступает репрезентантом отечественного «черного» кино.
Понятие «noir» в значении «черный», изначально интегрирующее эстетический и политический контексты, впоследствии утверждает себя в искусстве как некий стиль с устоявшимися признаками, характеристиками и специфическим чертами. Зародившись в среде французской критики применительно к голливудским криминальным драмам, «noir» впоследствии преодолевает свои временные и пространственные границы. Так, данное исследование показало существование феномена не только в сфере кинематографа, но и в других видах искусства - литературе, живописи, фотографии.
Но наибольшее развитие стиль «noir» получает именно в сфере искусства кино. «Черный» стиль вырабатывает свою устойчивую формулу, которая находит выражение в сюжетах, образах, идеях кинопроизведений: преступное общество с фальшивыми приоритетами, герой-одиночка, ведущий свое собственное расследование, женщина-оборотень, расставляющая ловушку герою, расчетливая, хитрая и способная на преступление. Сюжет имеет сложно выстроенную ткань повествования, в основе которой расследования убийств, ограбления, мошенничества и
ложные обвинения в преступлении, секс, насилие, предательство и двуличность, постоянное курение и пьянство. Репрезентируются идеи опасного мира, полного преступлений и пороков, идеи отчужденности, одиночества и безнадежности. Характерным также являются фаталистические мотивы, которые выражаются в предопределенности происходящего с героем - идея Рока или Судьбы становятся важной онтологемой для фильмов-нуар.
Со временем происходит эволюция стиля, которая получает название «нео-нуар». В кино появляются новые способы визуализации - смена монохромности колоризацией кинопространства, стиль сливается с другими жанрами - мюзикл, научная фантастика, подростковая драма, комикс, но выработанная формула остается неизменной. То же касается и кинокартин, появившихся за пределами Америки - стиль сохраняет свои устойчивые элементы, синтезируя их с особенностями национального кинематографа других стран.
На формирование «черного» отечественного кино оказали влияние определенные социально-исторические и культурные предпосылки, но по своему характеру похожие на причины кристаллизации кинематографического феномена в западноевропейском кино: крушение старого миропорядка, кризис системы, развенчание иллюзий, созданных предыдущей эпохой, создание кинопроизведений, не следующих установленной программе.
Исследование показало, что «черные» отечественные фильмы заключают в себе стилистические (съемка в полумраке, доминирование тьмы над светом, сложная хронология, реалистическая традиция) и содержательные (криминальный сюжет без хэппи-энда; аморальность представленного мира; обращение к асоциальным элементам общества; герой маргинал-одиночка; женский образ, противоположный по своему характеру и функционалу персонажу, созданному предыдущей кинотрадицией; постоянное саморазрушение героев, проявляющееся и в их преступных 65
мотивах, и в бытовых привычках) черты «film noir», которые гармонично сочетаются с особенностями отечественного кинематографа, главным образом проявляющиеся в том, что понятие «черный» («чернуха») находит свое выражение не столько в формальной составляющей кинопроизведения, сколько в содержательной; фильм представлен не как детектив, а как драма; реализм находит выражение не в технологии создания кинокартины, а в актуализации и демонстрации современных реалий; основная точка репрезентации фильма - позиция демонстрации.
На примере анализа кинокартины «Дюба-дюба» Александра Хвана 1992 г., были выявлены особенности проявления стиля «noir» в сюжетах, образах и идеях отечественного кино 90-х годов ХХ века: фильмы обращаются к «болезням» общества - визуализируются крайние асоциальные и маргинальные элементы социума без изыскано-романтической окраски, характерной для западноевропейского фильма-нуар; образ главного героя представлен как часть той среды, в которой он существует, и которая ставит его на позицию жертвы; женские персонажи лишены типичной женской функции, они заключают в себе обман и предательство; представленный мир аморален, полон преступности и беззакония, он бесплоден, не способен на созидание, ценность человеческой жизни в нем отрицается; отсюда идеи одиночества человека, социального насилия и несправедливости, идеи упадка, кризиса общественных отношений как кризиса всей страны.
Данная характеристика присуще не только выбранному в качестве репрезентанта кинопроизведению, но другим кинокартинам периода 90-х годов, в большей или меньшей степени, содержащие выделенные в процессе исследования элементы «noir». Тем самым, анализ определенного кинематографического пласта и его репрезентанта доказал, что устойчивое клишированное именование «чернуха» выступает явлением, названным мировым киносообществом «noir».
Таким образом, анализ кинематографического феномена «noir» позволил исследовать отечественное «черное» кино с выявлением
66
характерных для него сюжетов, образов и идей под иным, малоисследованным углом, который углубил понимание российского кино периода 90-х годов ХХ века.



