ПРИМЕНЕНИЕ КРЕСТОВОГО ЗАХВАТА В ПОДГОТОВКЕ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ 12-14
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННАЯ ПОДГОТОВКА БОРЦОВ
1.1. Технико-тактическая подготовка борцов 6
1.2. Способы обучения приемам, выполняемым с
использованием крестового захвата 18
1.3. Физическая подготовка борцов 25
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Организация исследований 37
2.2. Методы исследований 38
ГЛАВА 3 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БОРЬБЕ С КРЕСТОВОГО ЗАХВАТА
3.1. Крестовой захват как средство достижения победы 40
по результатам анкетирования
3.2. Анализ особенностей изучения, использования и
реализации крестового захвата на практике 45
3.3. Методика обучения приемам с крестового захвата 47
3.4. Совершенствование методики обучения приемам с
крестового захвата 53
3.5. Методика обучения борцов 12-14 лет особенностям
борьбы за захват крестом 60
ВЫВОДЫ 65
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 80
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННАЯ ПОДГОТОВКА БОРЦОВ
1.1. Технико-тактическая подготовка борцов 6
1.2. Способы обучения приемам, выполняемым с
использованием крестового захвата 18
1.3. Физическая подготовка борцов 25
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Организация исследований 37
2.2. Методы исследований 38
ГЛАВА 3 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БОРЬБЕ С КРЕСТОВОГО ЗАХВАТА
3.1. Крестовой захват как средство достижения победы 40
по результатам анкетирования
3.2. Анализ особенностей изучения, использования и
реализации крестового захвата на практике 45
3.3. Методика обучения приемам с крестового захвата 47
3.4. Совершенствование методики обучения приемам с
крестового захвата 53
3.5. Методика обучения борцов 12-14 лет особенностям
борьбы за захват крестом 60
ВЫВОДЫ 65
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 80
Актуальность. Высшим критерием в определении спортивного мастерства спортсмена служит его разносторонняя и результативная техника. Только благодаря разносторонней технической подготовленности борец может добиться высоких спортивных результатов. Поэтому важно в совершенстве владеть всеми основными приемами квалификационных групп, а также защитам от них и контрприемами, уметь увязывать действие в комбинацию. Разносторонняя техническая подготовка борца - одно из важнейших требований для современной борьбы [97; 101].
Также высшим критерием в определении спортивного мастерства является умелое тактическое построение схватки с разными по подготовленности борцами, где четко выявляются свои положительные и отрицательные качества по технической, тактической и психологической подготовке [92; 104].
Методы обучения и техника выполнения бросков в борьбе наиболее широко представлены в работах следующих авторов: Ю. Шахмурадов, А.И. Завьялов, Д.Г. Миндиашвили, Б.А. Подливаев, В.А. Панков. Это говорит о том, что обучение в вольной борьбе имеет большое значение [24; 26; 92; 97; 101; 104].
Обучение спортивной борьбе является формированием системы знаний, навыков и умений, являющихся основой специфической деятельности. Обучение и тренировка по борьбе осуществляется в соответствии с программами, утвержденными спорткомитетом России, задача тренера в этом отношении: рационально и правильно построить процесс обучения, занимающиеся должны понимать цель стоящей перед ними задачи, знать какими средствами и методами можно решить поставленную перед ними задачу. При решении педагогических задач в обучении большое значение имеет взаимодействие преподавателя и занимающегося, а также формирование индивидуальной техники и тактики у юных спортсменов.
В данном возрасте закладывается основная база технической подготовленности борцов, закладываются основные технические навыки, а так как положение крестового захвата является наиболее эффективным и зрелищным в борьбе, то его изучение в возрасте 12-14 лет является актуальным. На начальном этапе обучения борьбе, на наш взгляд, легче всего осваиваются технические действия, выполняемые с крестового захвата. Только правильно выполненный захват может быть залогом эффективного дальнейшего действия. На основании вышеизложенного мы выбрали тему «Применение крестового захвата в подготовке борцов вольного стиля 12-14 лет».
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс борцов вольного стиля 12-14 лет.
Предмет исследования: особенности формирования технико-тактических действий через реализацию крестового захвата.
Цель работы заключалась в оптимизации учебно-тренировочного процесса юных борцов средствами физического воспитания, направленными на развитие силы и формирование навыка выполнения технических действий, реализуемых с крестового захвата.
Задачи исследования:
1. Выявить роль технических действий с положения борца «крестовой обоюдный захват туловища» по литературным исследованиям.
2. Разработать рекомендации и методику совершенствования технических действий из положения борцов «крестовой обоюдный захват туловища»
3. Экспериментально проверить эффективность разработанных рекомендаций и методики совершенствования технической подготовленности борцов 12-14 лет.
Гипотеза: мы предположили, что направленное воздействие специально подобранных приемов борьбы, выполняемых на основе крестового захвата и общефизическая подготовка положительно повлияет на повышение качества тактико-технической деятельности борцов.
Научная новизна заключается в направленном воздействии специальных приемов на основе крестового захвата и в разработанных рекомендациях, направленных на одновременное совершенствование технико-тактической базы борцов вольного стиля 12-14 лет и повышение уровня развития их общефизической подготовленности.
Практическая значимость. Разработаны рекомендации по технико-тактическим действиям в борьбе, которые позволяют повысить эффективность учебно-тренировочного процесса юных спортсменов по вольной борьбе. Применение в системе обучения наших разработок позволит содействовать росту показателей реализации технико-тактических действий у юных борцов вольного стиля в учебно-тренировочном процессе.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, 3 глав, выводов, практических рекомендации, приложения. В библиографическом списке представлены 124 литературных источника.
Также высшим критерием в определении спортивного мастерства является умелое тактическое построение схватки с разными по подготовленности борцами, где четко выявляются свои положительные и отрицательные качества по технической, тактической и психологической подготовке [92; 104].
Методы обучения и техника выполнения бросков в борьбе наиболее широко представлены в работах следующих авторов: Ю. Шахмурадов, А.И. Завьялов, Д.Г. Миндиашвили, Б.А. Подливаев, В.А. Панков. Это говорит о том, что обучение в вольной борьбе имеет большое значение [24; 26; 92; 97; 101; 104].
Обучение спортивной борьбе является формированием системы знаний, навыков и умений, являющихся основой специфической деятельности. Обучение и тренировка по борьбе осуществляется в соответствии с программами, утвержденными спорткомитетом России, задача тренера в этом отношении: рационально и правильно построить процесс обучения, занимающиеся должны понимать цель стоящей перед ними задачи, знать какими средствами и методами можно решить поставленную перед ними задачу. При решении педагогических задач в обучении большое значение имеет взаимодействие преподавателя и занимающегося, а также формирование индивидуальной техники и тактики у юных спортсменов.
В данном возрасте закладывается основная база технической подготовленности борцов, закладываются основные технические навыки, а так как положение крестового захвата является наиболее эффективным и зрелищным в борьбе, то его изучение в возрасте 12-14 лет является актуальным. На начальном этапе обучения борьбе, на наш взгляд, легче всего осваиваются технические действия, выполняемые с крестового захвата. Только правильно выполненный захват может быть залогом эффективного дальнейшего действия. На основании вышеизложенного мы выбрали тему «Применение крестового захвата в подготовке борцов вольного стиля 12-14 лет».
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс борцов вольного стиля 12-14 лет.
Предмет исследования: особенности формирования технико-тактических действий через реализацию крестового захвата.
Цель работы заключалась в оптимизации учебно-тренировочного процесса юных борцов средствами физического воспитания, направленными на развитие силы и формирование навыка выполнения технических действий, реализуемых с крестового захвата.
Задачи исследования:
1. Выявить роль технических действий с положения борца «крестовой обоюдный захват туловища» по литературным исследованиям.
2. Разработать рекомендации и методику совершенствования технических действий из положения борцов «крестовой обоюдный захват туловища»
3. Экспериментально проверить эффективность разработанных рекомендаций и методики совершенствования технической подготовленности борцов 12-14 лет.
Гипотеза: мы предположили, что направленное воздействие специально подобранных приемов борьбы, выполняемых на основе крестового захвата и общефизическая подготовка положительно повлияет на повышение качества тактико-технической деятельности борцов.
Научная новизна заключается в направленном воздействии специальных приемов на основе крестового захвата и в разработанных рекомендациях, направленных на одновременное совершенствование технико-тактической базы борцов вольного стиля 12-14 лет и повышение уровня развития их общефизической подготовленности.
Практическая значимость. Разработаны рекомендации по технико-тактическим действиям в борьбе, которые позволяют повысить эффективность учебно-тренировочного процесса юных спортсменов по вольной борьбе. Применение в системе обучения наших разработок позволит содействовать росту показателей реализации технико-тактических действий у юных борцов вольного стиля в учебно-тренировочном процессе.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, 3 глав, выводов, практических рекомендации, приложения. В библиографическом списке представлены 124 литературных источника.
1. По литературным данным установлено, что крестовой захват позволяет проводить ряд приемов, таких как броски поворотом (в т.ч. «мельница»), прогибом, подворотом (в т.ч. «бедро»), через спину, подсечки, подбивы, осуществлять тотальный или локальный натиск, а анализ технико-тактических действий по его проведению в настоящее время различными авторами дается с разных позиций и под несовпадающими углами зрения.
2. В результате анкетирования мы выявили, что борцы неосознанно подходят к занятиям по вольной борьбе (чем больше стаж занятий, тем менее осознаны действия), изучают приемы «вслепую», при этом большинство (42%) собираются продолжить свою спортивную карьеру и достигнуть наивысших результатов; 24% собираются стать Олимпийскими чемпионами; 10% собираются заниматься другим видом спорта;. 6% продолжат заниматься для удовольствия; еще не наметили дальнейшие планы 7% и лишь 9% прекратят занятия.
Необходимо постоянно проводить занятия по вольной борьбе не только с непосредственным изучением и отработкой технических и тактических действиях, но и с пояснительными беседами о значимости осознанных действий, целеустремленности — это не только путь к победе в борьбе, но залог успеха в целом.
Итоги педагогического наблюдения показали, что крестовой захват входит в число используемых захватов, правильный захват и реализация его ведет к выигрышному положению. Спортсмены плохо защищаются от захвата крестом.
Для подтверждения данных фактов и улучшения качества выполнения технических действий с применением крестового захвата нами планируется составление плана тренировочного процесса с учетом выявленных нами закономерностей:
— необходимо начинать изучение/отработку любого технического действия с показа начального захвата;
— сразу исправлять ошибки, предотвращая тем самым проигрышные ситуации и травмы;
— необходимо регулярно повторять технические действия, которые ведут к победной ситуации;
— не упускать из виду и изучение защитных действий от захватов.
3. Реализация экспериментальной методики показала:
1) борцы, целенаправленно развивающие физические качества, и тут же применяющие их на практике становятся уверенней в своих силах, борьба их динамичная и зрелищная;
2) борцы, на тренировке отрабатывающие целенаправленно приемы с определенного захвата уже знают, что могут успешно его выполнить на схватках. Появляется стимул для проведения и других захватов, чтобы отличиться своими умениями от своих товарищей;
3) увеличиваются показатели физических качеств спортсменов.
Спортсмены экспериментальной группы более уверенны в своих силах и из-за того, что крестовой захват проводится в стойке, а это значит, что у него есть преимущество уже с первой секунды борьбы.
На первом этапе эксперимента удалось увеличить скоростные и координационные показатели у занимающихся по нашей методике, воспитать чувство уверенности в себе и желание к достижениям результатов. У борцов появился стимул к совершенствованию своих физических качеств и стимул для проявления инициативы в борьбе. Однако прирост показателей оказался незначительным, позволил лишь сравнять показатели групп. Прирост в показателях может быть вызван законом нивелирования, по которому физические возможности спортсменов с разным уровнем подготовленности, в конце концов, становятся на один уровень. Следовательно, ссылаясь на закон нивелирования, мы не можем однозначно говорить об эффективности методики. Необходимо проводить дальнейшие занятия по разработанной методике и проверять результат.
Результаты эксперимента свидетельствуют, что спортсмены более уверенны в своих силах и из-за того, что крестовой захват проводится в стойке, а это значит, что у него есть преимущество уже с первой секунды борьбы.
В ходе эксперимента удалось увеличить выносливость, скоростные, силовые и координационные показатели у занимающихся по нашей методике, воспитать чувство уверенности в себе и желание к достижениям результатов. У борцов появился стимул к совершенствованию своих физических качеств и стимул для проявления инициативы в борьбе. О приросте можно судить по полученным результатам тестовых заданий.
Экспериментальная работа показала, что у испытуемых наибольший прирост уровня тактического мастерства произошел при выполнении второго задания. Это подтверждает правильность обращения нами основного внимания на совершенствование выполнения комбинаций из двух приемов маневрирования. При выполнении первого задания по выполнению одного приема маневрирования также произошло существенное улучшение, однако, оно не так выражено, как во втором задании. Выполнение простых маневров не вызвало у испытуемых особых затруднений. Более сложной задачей была реализация комбинации из трех приемов маневрирования. Выполнение третьего задания является технически и тактически наиболее сложным. По нашему мнению, совмещение выполнения трех приемов маневрирования требует расширения разновидностей подготавливающих действий и, в частности, для проведения бросков прогибом. Другим важным аспектом является необходимость повышения тактического мышления у испытуемых. Предлагаемое нами содержание совершенствования подготавливающих действий требует от спортсмена приобретения способности к различению временных изменений в двигательных реагированиях противника.
2. В результате анкетирования мы выявили, что борцы неосознанно подходят к занятиям по вольной борьбе (чем больше стаж занятий, тем менее осознаны действия), изучают приемы «вслепую», при этом большинство (42%) собираются продолжить свою спортивную карьеру и достигнуть наивысших результатов; 24% собираются стать Олимпийскими чемпионами; 10% собираются заниматься другим видом спорта;. 6% продолжат заниматься для удовольствия; еще не наметили дальнейшие планы 7% и лишь 9% прекратят занятия.
Необходимо постоянно проводить занятия по вольной борьбе не только с непосредственным изучением и отработкой технических и тактических действиях, но и с пояснительными беседами о значимости осознанных действий, целеустремленности — это не только путь к победе в борьбе, но залог успеха в целом.
Итоги педагогического наблюдения показали, что крестовой захват входит в число используемых захватов, правильный захват и реализация его ведет к выигрышному положению. Спортсмены плохо защищаются от захвата крестом.
Для подтверждения данных фактов и улучшения качества выполнения технических действий с применением крестового захвата нами планируется составление плана тренировочного процесса с учетом выявленных нами закономерностей:
— необходимо начинать изучение/отработку любого технического действия с показа начального захвата;
— сразу исправлять ошибки, предотвращая тем самым проигрышные ситуации и травмы;
— необходимо регулярно повторять технические действия, которые ведут к победной ситуации;
— не упускать из виду и изучение защитных действий от захватов.
3. Реализация экспериментальной методики показала:
1) борцы, целенаправленно развивающие физические качества, и тут же применяющие их на практике становятся уверенней в своих силах, борьба их динамичная и зрелищная;
2) борцы, на тренировке отрабатывающие целенаправленно приемы с определенного захвата уже знают, что могут успешно его выполнить на схватках. Появляется стимул для проведения и других захватов, чтобы отличиться своими умениями от своих товарищей;
3) увеличиваются показатели физических качеств спортсменов.
Спортсмены экспериментальной группы более уверенны в своих силах и из-за того, что крестовой захват проводится в стойке, а это значит, что у него есть преимущество уже с первой секунды борьбы.
На первом этапе эксперимента удалось увеличить скоростные и координационные показатели у занимающихся по нашей методике, воспитать чувство уверенности в себе и желание к достижениям результатов. У борцов появился стимул к совершенствованию своих физических качеств и стимул для проявления инициативы в борьбе. Однако прирост показателей оказался незначительным, позволил лишь сравнять показатели групп. Прирост в показателях может быть вызван законом нивелирования, по которому физические возможности спортсменов с разным уровнем подготовленности, в конце концов, становятся на один уровень. Следовательно, ссылаясь на закон нивелирования, мы не можем однозначно говорить об эффективности методики. Необходимо проводить дальнейшие занятия по разработанной методике и проверять результат.
Результаты эксперимента свидетельствуют, что спортсмены более уверенны в своих силах и из-за того, что крестовой захват проводится в стойке, а это значит, что у него есть преимущество уже с первой секунды борьбы.
В ходе эксперимента удалось увеличить выносливость, скоростные, силовые и координационные показатели у занимающихся по нашей методике, воспитать чувство уверенности в себе и желание к достижениям результатов. У борцов появился стимул к совершенствованию своих физических качеств и стимул для проявления инициативы в борьбе. О приросте можно судить по полученным результатам тестовых заданий.
Экспериментальная работа показала, что у испытуемых наибольший прирост уровня тактического мастерства произошел при выполнении второго задания. Это подтверждает правильность обращения нами основного внимания на совершенствование выполнения комбинаций из двух приемов маневрирования. При выполнении первого задания по выполнению одного приема маневрирования также произошло существенное улучшение, однако, оно не так выражено, как во втором задании. Выполнение простых маневров не вызвало у испытуемых особых затруднений. Более сложной задачей была реализация комбинации из трех приемов маневрирования. Выполнение третьего задания является технически и тактически наиболее сложным. По нашему мнению, совмещение выполнения трех приемов маневрирования требует расширения разновидностей подготавливающих действий и, в частности, для проведения бросков прогибом. Другим важным аспектом является необходимость повышения тактического мышления у испытуемых. Предлагаемое нами содержание совершенствования подготавливающих действий требует от спортсмена приобретения способности к различению временных изменений в двигательных реагированиях противника.



