ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................. 3
1 История спортивной игры регби в Красноярском крае ..................................... 12
1.1 История зарождения регби в Красноярском крае на примере регбийного
клуба «Красный Яр» ................................................................................................. 12
1.2 Развитие спортивной игры регби в Красноярском крае на базе регбийного
клуба «Енисей – СТМ»............................................................................................. 18
2 Влияние факторов регби на личность студента.................................................. 29
2.1 Особенности влияния спортивных факторов на развитие личности
студента...................................................................................................................... 29
2.2 Психологическая подготовка и создание спортивного резерва студентов –
регбистов.................................................................................................................... 35
2.3 Особенности внимания студентов – регбистов ............................................. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................................... 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ........................................................ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящее время значительно возрос интерес к
истории спорта Красноярского края, поскольку спорт является одной из
качественных характеристик личности. Спорт признается одним из важных
регуляторов общественной жизни, а также необходимым условием становления
и развития студента как разносторонне и полноценно развитой личности.
В Красноярском крае регби является одним из популярнейших видов
спорта. По словам тренера по регби Леонида Тихоновича Сабинина, «большой
ошибкой является то, что у нас так мало внимания уделяется именно развитию
студенческого спорта. Промежуточная ступень между детско – юношеским и
профессиональным спортом – студенческий спорт развит довольно слабо,
пропадает значительная часть резерва пополнения команд и происходит потеря
талантливых ребят»1.
Рост интереса к изучению различных аспектов студенческой жизни был
характерен для всей мировой науки ХХ столетия, но особенно этот процесс
усилился в последние десятилетия. Это обусловлено тем, что история
студенчества в России остается малоизученной. Особенно это касается истории
студенческой спортивной культуры, которая входит в общероссийскую, но при
этом сохраняет свою индивидуальность. Тем не менее, аспекты спортивного и
культурного развития, становления студентов – спортсменов остаются в
большей степени малоизученными. Без познания основных элементов
спортивной культуры невозможно понять полную картину социальных условий
формирования личности, культурные и общественные взаимосвязи,
становление и развитие новых черт в студенческом обществе среди
спортсменов. Суммируя все вышесказанное, можно отметить, что выбранная
тема исследования представляется актуальной.
1 Катцын П.Е., Леонид Сабинин: «Успешный тренер всегда фанатик» // Городские новости. – Красноярск, 2013.
– № 112.4
Степень изученности темы. Историография данной темы прошла
длительный пусть развития. Возникновение истории спортивной игры регби в
качестве самостоятельной концепции произошло в 1960-х гг.
Авторы одной из самых первых книг о регби А.Соколов и А.Бутягин
упоминают о первых попытках создания регбийных команд в Советском союзе,
а также дают краткую информацию о некоторых спортивных клубах и
физкультурных учебных заведениях, акцентируя внимание на студенческом
спорте.
В дальнейшем количество работ по отдельным аспектам начинает
увеличиваться. Примечательно отметить, что работы советских и зарубежных
исследователей имею большое количество общих аспектов. Тем самым,
представляется провести общий анализ работ.
Изучая большое количество литературы и источников, их практическую
значимость, мы разделили историографию на три периода.
На первом этапе (1970 – 80–е гг.) исследование влияния спортивной
игры регби на формирование личности студента находилось в зачаточном
состоянии.
Описание особенностей регби в специфике, требующей от спортсменов
выполнения определенных тактико–технических действий, описание основ
значительного ряд элементов, которые формируются у студентов – спортсменов
посредством игры в регби, а также обоснование причин развития данных
характеристик у регбистов описываются в работах Б.Грюнвальда, Е.Х. Хайхема,
Ж.К.Холодова, Р.Пулэна3.
Основные положения теории спортивной ориентации и диагностики
спортивной пригодности, столь важные для высоких показателей процесса
влияние спорта на личность встречаются в работах М.С.Бриль, Н.Ж.Булгаковой,
2 Соколов А.А. Регби : Учеб. пособие по обучению технике и тактике игры / М., 1963.; Соколов А.А.
Спортивная игра регби. – М., 1968.; Соколов А.А. Регби. Техника, тактика и обучение.– М., 1935.
3 Хайхем Е.Х. Регби на высоких скоростях. – М., 1970. ; Грюнвальд Б. Футбол. Регби. Баскетбол. – М., 1972.;
Пулэн Р.Ж. Регби. Игра и тренировка. – М., 1978.; Холодов Ж.К. Основы подготовки регбистов. – М., 1984.5
В.М.Волкова, Л.Т.Сабинина4, В.П.Филина5.
Б.А.Вяткин, Г.Ф.Горбунов, Е.Н.Данилова6, Е.П.Ильин, Р.М.Найдиффер7,
А.Л.Попов, Л.Т.Сабинин исследовали современные научные методики с
акцентом на психологическую подготовку спортсменов – регбистов.
Изучение ряда комплекса индивидуальных свойств спортсмена с
подробным описанием уровней развития физических качеств, тактического
мышления и управления собственным эмоциональным состоянием в
напряженной обстановке, научный анализ способностей студентов ‒
спортсменов в спортивных играх, подобным регби, проводились
Р.М.Найдиффером, В.Б.Шварцем, С.В.Хрущевым8.
Особое место в литературе принадлежит трудам, посвященным
исследованиям устойчивости к стрессу, который в игровых моментах в регби
является частым спутником многих игроков – неспецифической реакции
организма на различные вредные факторы. (Б.А. Вяткин, Е.П. Ильин9)
Описание коммуникативных способностей, столь важных в командных
спортивных играх, подобно регби, находим в трудах Р.М.Найдиффера,
Л.Т.Сабинина10. Согласно мнению экспертов, без способности устанавливать и
поддерживать устойчивые связи с другими игроками командной игры может не
быть, что разрушает продуктивность игры и, как следствие, ведет к типичному
разрушению личности.
Второй этап приходится на 1990–е гг. В силу объективных причин
количество литературы по данному вопросу заметно сокращается.
4 (см. Приложение А).
5 Бриль М.С. Отбор в спортивных играх.– М., 1980.; Булгакова Н.Ж. Регби: спортивная ориентация. – М., 1982.;
Сабинин Л.Т. Эталонная модель регбиста и комплектование регбийной команды вуза: учебное пособие. –
Красноярск, 2007.; Сабинин Л.Т., 40 лет регби в Красноярске. – Красноярск, 2009.
6 (см. Приложение А).
7 (см. Приложение А).
8 Найдиффер Р.К. Психология соревнующегося спортсмена. – М., 1979.; Попов А.В. Спортивная психология. –
М., 2000.; Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. – М., 1988.; Данилова Е.Н. Актуальные
проблемы развития регби в Сибири // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии:
тезисы Всероссийской научно–практической конференции, посвященной 60–летию Победы. – Кемерово, 2005.
9 Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания регбистов. – М., 1988.
10 Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена. – М., 1979.; Л.Т. Сабинин, Е.Н. Данилова //
Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: тезисы Всероссийской научно–
практической конференции, посвященной 60–летию Победы. – Кемерово, 2005.6
Согласно мнению Л.Т.Сабинина11, начинать летоисчисление развития
спортивной игры регби в России от начала 30х гг. ХХ в. не предоставляется
возможным. Аргументацией служит отсутствие четко установленных правил и
базовой системы соревнований, в какой– либо степени близкой к современной.
Автор на подробных примерах рассматривает факт большого энтузиазма у
молодежи того времени и прямого стремления приобщиться к занятиям
физической культурой и упражнениям, используя различные виды спорта, в том
числе и регби, о котором уже знали не понаслышке.
В исследованиях В.С. Мерлина, И.В.Равич–Щербо12 рассматриваются
диагностика особенностей нервной системы и личности студента – спортсмена,
описание психологических факторов, влияющих на развития спортсмена при
комплектовании команд с подробным описанием исторических примеров.
Значение высококвалифицированного спортсмена в педагогическом плане,
а также процессы создания условий, где студент – спортсмен будет способен
максимально продемонстрировать и развивать свою индивидуальность и
формироваться как личность описываются в трудах М.С.Бриль,
Н.Ж.Булгаковой, В.М.Волкова, В.П.Филина, Майнберга Э.13
Л.Т.Сабинин, В.Б.Шварц, С.В. Хрущев провели актуальные исследования и
методики изучения и развития факторов, которые будут способствовать
успешному воспитанию физических и морально–волевых качеств у студентов –
регбистов.
Описание влияния международных связей, особенностей жесткой игры в
регби, подробное описание исторических личностей их развитие и становление
как профессиональных спортсменов регбистов, оценка их вклада в развитие
данного спорта в нашем крае нашло отражение в статьях местных
периодических изданий под авторством Рудик И. М., Кабылкин Е., Кутаков
11 Сабинин Л.Т. Эталонная модель регбиста и комплектование регбийной команды вуза: учебное пособие. –
Красноярск, 2007.
12 Мерлин В.С. Спортивная психология. – М., 1991.
13 Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. – М., 1990.; Булгакова Н.Ж. Регби: спортивная ориентация. – М.,
1982.; Майнберг Э. Эталонная модель регбиста в вузах: учебное пособие. – М., 1993.; Майнберг Э. Основные
проблемы педагогики спорта. Вводный курс / Пер. с нем. Под ред. М.Я. Виленского, О.С. Метлушко. – М., 1995.7
Е.М. и др.14.
На третьем, завершающем этапе историографии (н. 2000–х) вновь проявляется
интерес исследования к данной тематике , что нашло отражение в значительном
расширении литературной базы. На данный момент регби является одним из
передовых видов спорта не только в Красноярском крае, но и в России.
Значительно увеличивается число научных разработок в области организации
спортивной тренировки, что находит отражение на становление личностей
спортсменов (Е.Н.Данилова, А.И.Завьялов15, В.М.Зациорский, Л.Т.Сабинин)16.
К.К.Платонов, Р.М.Найдиффер17 повествуют подробное описание
успешной деятельности студентов – спортсменов, зависимость от
взаимодействия их личностных особенностей и персонально выполняемых
обязанностей, известные примеры случаев ошибок и их негативных
последствий
Представляет особый интерес работа Л.Т.Сабинина «Эталонная модель
регбиста и комплектование регбийной команды вуза».18 В настоящей работе
изложена история развития регби, в частности история сильнейших команд
страны по данному виду спорта. На исследовании различных методик
проводится детальный анализ и степень влияния различных факторов
спортивной деятельности (занятия регби) на формирование характера игры
студентов – спортсменов. Также описываются проблемы подготовки
спортивного резерва по регби, основу которого составляют студенты –
регбисты.
Диссертация Даниловой Е.Н. на тему «Формирование регбийной команды
на основе модельных характеристик игрового амплуа» заслуживает особого
14 Кабылкин Е. Ж. Игра для настоящих мужчин// Красноярский рабочий. – 1997.; Кутаков Е.М. Первухин
А.Ю.: «Период выживания в российском регби закончился»// Вечерний Красноярск. – Красноярск, 2008. – №
34.; Кутаков Е. Недостойное поражение при достойной игре// Городские новости. – Красноярск, 1998.; Грачев
В. Л. «Скуадра адзурра» держит курс на Красноярск // Красноярский комсомолец. – Красноярск, 1998. и др.
15 (см. Приложение А).
16 Л.Т. Сабинин, Е.Н. Данилова // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии:
тезисы Всероссийской научно–практической конференции, посвященной 60–летию Победы. – Кемерово, 2005.
17 Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена. – М., 1979.
18 Сабинин Л.Т. Эталонная модель регбиста и комплектование регбийной команды вуза: учебное пособие. –
Красноярск, 2007.8
внимания. Автор проводит значительное исследование, в котором описаны
теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры. Кроме того,
обосновывается влияние свойств внимания регбиста на его способности
устанавливать и поддерживать устойчивые связи с членами команды и
контролировать действия соперников. Это в значительной мере отражается на
формировании студентов – спортсменов как всесторонне развитых личностей.
Основная часть зарубежной литературы посвящена вопросам спортивной
психологии, в которой условно выделяются «типы внимания»,
характеризующие соотношение тех или иных особенностей внимания. В ней мы
находим достаточное количество методик, применяемых именно в
студенческом спорте.
Таким образом, в ходе историографического изучения данной темы было
выявлено, что в целом историческая литература не дает полной картины
влияния спортивной игры регби на формирование личности студентов в
рассматриваемый нами период. Это подтверждает актуальность изучаемой
темы.
Цель работы заключается в исследовании влияния спортивной игры
регби на формирование личности студентов – спортсменов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Исследовать историю становления регби в Красноярском крае как одного из
ведущих видов спорта в регионе;
2. изучить материально – техническую базу спортивной игры регби в
Красноярском крае;
3. проанализировать психологические качества, формирующиеся у студентов –
спортсменов в процессе занятий спортивной игрой регби;
4. Оценить степень влияния спортивной игры регби на формирование
личностей студента – спортсменов на разных исторических этапах;9
5. выявить основные факторы спортивной игры регби, влияющие на
формирование личности студентов.
В качестве объекта исследования выступили студенты – регбисты
Красноярского края.
Предметом исследования стали факторы спортивной игры регби,
формирующие личность студентов.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1968 по
1998 гг. Верхняя граница обусловлена зарождением спортивной игры регби в
нашем регионе, его начальными этапами развития и становления как одного из
ведущих видов спорта. Нижняя граница характеризуется временным угасанием
данного вида спорта в Красноярском крае.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию
Красноярского края, который является одной из главных спортивных арен
нашей страны в к. 60 – к. 90 –х гг. ХХ в.
Методология исследования. В ходе решения поставленных задач
применялись следующие общенаучные методы исследования: анализ и синтез,
метод аналогии.
В основу исследования был положен принцип историзма, применение
которого дало возможность рассмотреть объект изучения во всем его
многообразии и противоречиях.
Принцип объективности позволил осуществить комплексный и
критический анализ событий и явлений.
Хронологический метод разделил исследуемую часть исторического
процесса на периоды.
При помощи методов сравнения и обобщения была прослежена
эволюция становления и развития красноярских студентов изучаемого периода.
При написании работы применялись логический и системный методы,
позволившие рассмотреть влияние спортивной игры регби на развитие
красноярских студентов как единый процесс.10
Также следует отметить, что работа выполнена в рамках
междисциплинарного подхода, посредством обращения к наукам социология,
психология, физическая культура.
Источниковую базу исследования составляют опубликованные
материалы.
Первую группу источников составляют статьи местных периодических
изданий. Различный материал ретроспективной периодики отражает историю
становления регби как одного из ведущих видов спорта в Красноярске. Многие
аспекты темы освещались на страницах периодической печати. Это газеты:
«Красноярский рабочий», «Городские новости», «Красноярский комсомолец»,
«Вечерний Красноярск», «Сегодняшняя газета», «Спорт на Енисее», «Комок»,
«Комсомольская правда», «Сибирская газета на Енисее», «Красноярские
профсоюзы», «Спорт и культура», «Континент Сибирь», «АиФ на Енисее», и
т.д.
Вторую группу источников составляют интервью спортсменов. Они
представляют особую важность, поскольку напрямую отражают интересы, быт
и досуг студентов высших учебных заведений второй половины XX в.
Российские общественные и спортивные деятели оставили свои воспоминания
о развитии студенческого спорта того времени. Благодаря интервью ведущих
членов команды регбистов и их тренеров, представляется возможным
проследить эволюцию студентов – спортсменов того периода, отразить влияние
игры регби на их личности.
Совокупность источников позволила проанализировать степень влияния
регби на развитие студентов – спортсменов Красноярского края.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые объектом
специального исторического исследования стали факторы спортивной игры
регби, формирующие личность студентов – регбистов в Красноярском крае.
Практическая значимость работы. Результаты данного исследования
могут быть использованы при создании общеобразовательных курсов по11
истории Красноярского края, а также спецкурсов по истории спорта и
повседневности ХХ в.
Также данная работа может быть актуальна для желающих узнать об
истории красноярского регби, ведущих российских регбийных клубов, а также
выяснить как регби способствует формированию личности студента.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и
приложения.
Апробация работы. Отдельные положения выпускной
квалификационной работы нашли отражения в докладах на научных
конференциях: «История развития регби как одного из ведущих видов спорта
Красноярского края (на материалах местных периодических изданий 1969 – 90–
х гг.)» в рамках международной научно–практической конференции студентов,
аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука: Проспект Свободный –
2016», г. Красноярск; «History of rugby as one of the leading sports in Krasnoyarsk
region (on materials of local periodicals, 1969 – 1990s)» в рамках международной
научно–практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых
«Молодежь и наука: проспект Свободный – 2016», г. Красноярск.
Результаты исследования обсуждались на собрании с ведущим тренером
по регби и основателем данного вида спорта в Красноярском крае
Л.Т.Сабининым.
В работе были рассмотрены история развития и становления ведущих в
России регбийных клубов г. Красноярска – «Красный Яр» и «Енисей – СТМ» и
условия становления студентов как спортсменов. Эти условия нашли
отражение в психологических особенностях личности студентов - регбистов.
Также выявлено влияние общественно–политической обстановки
Красноярского края на развитие студенческого спорта в разные периоды.
Что касается материально – технической базы в начале рассматриваемого
периода, можно сказать она была в зачаточном состоянии. Не было каких –
либо специализированных стадионов, залов, клубов. В большинстве случаев
командам удавалось по счастливой случайности заниматься в скромных
спортивных залах и стадионах, в неудобное время (встречались случаи после 10
и 11 вечера), а также иногда спортивные площадки арендовали за свой счет. В
кризисном состоянии пребывали проблемы профессиональной экипировки,
содержания спортсменов и возможность их участия на соревнованиях
различного ранга. Подобные условия жизни сложно называть
удовлетворительными. Часто именно по причине отсутствия средств в бюджете
на развитие данного спорта, у студентов исчезала возможность участия и
отстаивания своего лидерства в соревнованиях различного ранга. Студенческие
игры на начальном этапе финансировались недостаточно, поэтому большой
пользы для бюджета они не приносили. К началу 70–х гг. ситуация изменилась.
Состав команд заметно увеличивается, создаются новые клубы, многие
основываются на базе учебных заведений, предприятий, появляются спонсоры
отдельных клубов, красноярские регбисты становятся участниками
соревнований различных уровней, появляются новые победы и растет
авторитет местных регбийных клубов на уровне страны. На завершающем
этапе происходят следующие изменения. Регбийные клубы региона – «Красный
Яр» и «Енисей – СТМ» становятся ведущими на всероссийском уровне.
Красноярские регбисты укрепляют всероссийские и международные связи,50
совершая выезды на различные матчи в другие регионы и страны, а также
высылая ответные приглашения и проводя некоторые турниры в родном
городе. Заметно увеличилось финансирование клубов.
Что касается спортивной игры регби в университетах Красноярского края
в рассматриваемый период, то было выявлено, что регби вышло на новый
уровень. Студенческие команды выезжали на матчи и турниры за границу, и по
ответному приглашению, многие зарубежные команды приезжали в
Красноярск.
В процессе исследования было установлено, что на начальном этапе
развития регби в Красноярском крае, оно оказывало малую степень влияния на
спортсменов, поскольку отсутствовали строго установленные правила, время
проведения игры, качество экипировки, осознание понимания важности
данного вида спорта и т.д. С развитием регби как ведущего вида спорта
ситуация изменилась. Студенческие команды расширили свой состав, их
количество заметно возрастает, улучшается качество игры. В данном случае
ключевую роль играл психологический фактор. К студентам пришло осознание,
что победа – общая цель команды, все они – это единое целое. Сравнивая
биографию спортсменов на начальных этапах занятиями регби и в конце их
спортивной карьеры, можно отметить значительную положительную динамику.
Ежедневные изнурительные тренировки, ответственные матчи и
соревнования с продолжительным периодом игрового времени, периодически
суровыми климатическими условиями, строжайшее соблюдение режима,
здорового образа жизни помогают в формировании личностных качеств у
студентов.
В процессе исследования мы выяснили, что помимо физического
развития, благодаря занятиям спортом (на примере регби) у студентов
формируются и такие качества как стрессоустойчивость, способность быстро
принимать решения в нестандартных ситуациях, умение анализировать и
адекватно оценить ситуацию.51
Была отмечена важная роль тренеров в жизни студентов – спортсменов. С
одной стороны была установлена положительная тенденция развития
взаимоотношений – на протяжении всего рассматриваемого периода
складывался семейный тип отношений между главными участниками –
тренером и студентами – спортсменами – в период спортивно воспитательного
и тренировочно – игрового процессов. Тренер – наставник и студенты всегда
были рады идти навстречу и помочь друг другу, в том числе и в личных делах.
С другой стороны, в силу ряда объективных причин, за весь рассматриваемый
период тренера поочередно сменяли друг друга, что также нашло свое
отражение на формировании взаимоотношений в данной области. Поэтому,
основной задачей тренера было создать и поддерживать дружескую атмосферу
у студентов на протяжении не только всего тренировочного процесса, но и за
пределами игрового поля. Чтобы между студентами не происходили
конфликты как внутри команды, так и между соревнующимися клубами.
Проводились многочисленные агитационные работы по всем направлениям: в
школах, высших учебных заведениях, а также в регбийных клубах. Студенты
стали часто посещать лекции, не пропускать тренировочный процесс. Многие
преподаватели стали отмечать у студентов – регбистов заметные успехи: они
перестали пропускать учебу, а совмещение ее с тренировками позволило
улучшить усидчивость, терпимость ко многим предметам, что также повлияло
на повышение успеваемости. С окончательным формированием и развитием
регбийных клубов в Красноярском крае, у студенчества и тренерского состава
формировались дружеские отношения.
Опубликованные
1.1 Периодические издания
1.1.1 Беляев Л.К. С юбилеем, «Красный Яр»!/ Л.К. Беляев // Сегодняшняя
газета. – Красноярск, 2001. – № 31. – С. Б–2 – Б–3.
1.1.2 Грачев В.Н. «Скуадра адзурра» держит курс на Красноярск/ В.Н.
Грачев// Красноярский комсомолец. – 1998. – № 12. – С. 8
1.1.3 Иванов С.Г. Сибиряки диктуют регбийную моду / С.Г. Иванов //
Красноярский рабочий. – Красноярск, 2005. – № 42. – С. 10.
1.1.4 Кабылкин Е.М. Иларионов И.Я.: «Есть такое слово: надо»/ Е.М.
Кабылкин// Городские новости. – Красноярск, 2009. – № 35. – С. 7.
1.1.5 Кабылкин Е.М. Игра для настоящих мужчин/ Е.М. Кабылкин//
Красноярский рабочий. – Красноярск, 1997. – С. 12.
1.1.6 Кутаков Е.М. Первухин, А.Ю.: «Период выживания в
российском регби закончился»/ Е.М. Кутаков// Вечерний Красноярск. –
Красноярск, 2008. – № 34. – С. 28–29.
1.1.7 Кутаков Е.М. Недостойное поражение при достойной игре/ Е. М.
Кутаков// Городские новости. – Красноярск, 1998. – № 14. – С. 11.
1.1.8 Машегов А.Ю. Регби – это жизнь/ А.Ю. Машегов// Городские
новости. – Красноярск, 2009. – № 117. – С. 7.
1.1.9 Некрасов К.Ж. Новиков П.: «Чтобы расти, нужны сильные
соперники»/ К.Ж.Некрасов // Вечерний Красноярск. – Красноярск, 2006. – №
2. – С. 33.
1.1.10 Павлов А.Д. Два фронта «Сибтяжмаш»/ А.Д. Павлов//
Красноярский рабочий. – Красноярск, 1999. – № 4. С.18 – 19.
1.1.11 Рудик И. К. Как много варваров хороших!/ И.К. Рудик//
Красноярский комсомолец. – Красноярск, 1992. – № 28. С. 13.
1.1.12 Шевнин В.Л. Чупров Сергей Иванович: За нами – пацаны/ В.Л.
Шевнин// Городские новости. – Красноярск, 2008. – № 184. – С. 12.53
Литература
1. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа
жизни субъектов образовательного процесса «Школа-вуз»/ Н.П.
Абаскалова. – Новосибирск: НГПУ, 2001. – 316 с.
2. Акимов А.И. Особенности физического воспитания как фактор
процесса формирования будущих руководителей коллективов/ А.И.
Акимов. – М.: МЦФЭР, 2005. – 112 с.
3. Алексеева Э.Н. Физическая культура в обеспечении здоровья
студентов/ Э.Н. Алексеева// Проблемы развития физической культуры и
спорта в новом тысячелетии: тезисы Всероссийской научно–
практической конференции, посвященной 55–летию Победы. – Кемерово:
Кузбассвузиздат, 2000. – С. 46 – 49.
4. Апциаури Л.Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации
личности / Л.Ш. Апциаури – М.: Физкультура и спорт, 1995. – 157 с.
5. Ашмарин Б.А. Теория и практика педагогических исследований в
физическом воспитании/ Б.А. Ашмарин – М.: Физкультура и спорт, 1978.
– 223 с.
6. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации
физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура:
воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 2 – С. 3 – 9.
7. Беликов В.А. Физическое образование как компонент
профессиональной культуры личности/ В.А. Беликов// Психологические
проблемы современного образования. 2004. – С. 113 – 116.
8. Берман А.Б. Особенности профессиональной адаптации тренеров в
зависимости от их волевых качеств/ А.Б. Берман // Проблемы развития
физической культуры и спорта в новом тысячелетии: тезисы
Всероссийской научно–практической конференции, посвященной 55–
летию Победы. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – С. 55 – 60.54
9. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх/ М.С. Бриль – М.: Физкультура
и спорт, 1980. – 127 с.
10. Виленский М.Я. Направленное использование физических нагрузок
как фактор управления профессиональной способностью студентов / М.Я.
Виленский, В.П. Русанов// Теория и практика физической культуры. –
1977. – № 6. – С. 44 – 47.
11. Витун Е.В. Формирование психического здоровья студентов
средствами физической культуры/ Е.В. Витун, В.Г. Витун// Проблемы
развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: тезисы
Всероссийской научно–практической конференции, посвященной 60–
летию Победы. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. – С. 75 – 81.
12. Витун Е.В. Физическая культура в обеспечении психофизического
здоровья студентов/ Е.В. Витун, Л.А. Скавинская, В.С. Дедович//
Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии:
тезисы Всероссийской научно–практической конференции, посвященной
60–летию Победы. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. – С. 23 – 31.
13. Гладких Д.Г. Влияние спортивной деятельности на развитие
личности спортсмена/ Д.Г. Гладких// Психологические проблемы
современного образования. 2009. – С. 173 – 179.
14. Глазина Т.А. К проблеме воспитания личности студента в процессе
физкультурного образования/ Т.А. Глазина// Теория и практика
физической культуры. – 2002. – № 6. – С. 17 – 21.
15. Данилова Е.Н. Актуальные проблемы развития регби в Сибири /
Е.Н. Данилова, Л.Т. Сабинин// Проблемы развития физической культуры
и спорта в новом тысячелетии: тезисы Всероссийской научно–
практической конференции, посвященной 60–летию Победы. – Кемерово:
Кузбассвузиздат, 2005. – С. 139 – 143.
16. Данилова Е.Н. Формирование регбийной команды на основе
модельных характеристик игрового амплуа/ автореф.дис…канд. пед.
наук.: 13.00.04/ Данилова Елена Николаевна. – Красноярск, 2009. – 25 с.55
17. Девяткина А.П. Влияние физической культуры и спорта на
формирование личности студентов/ А.П. Девяткина// Теория и практика
физической культуры. – 2005. – № 4. – С. 23 – 28.
18. Дерягин М.В. Влияние спортивной деятельности на всестороннее
развитие личности/ М.В. Дерягин// Теоретические вопросы физической
культуры и спорта. – 2003. – С. 42 – 50.
19. Джамалаева О.Ю. Педагогическая технология мыслительнообразного моделирования двигательных действий студентов на занятиях
по физической культуре/ О.Ю. Джамалаева// Теория и практика
физической культуры. – 2001. – С. 17 – 21.
20. Зайцев Г.К. Потребностно – мотивационная сфера физического
воспитания студентов/ Г.К. Зайцев// Теория и практика физической
культуры. – 2003. – № 7. – С. 21 – 24.
21. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебное пособие/
Е.П. Ильин. – М.: Просвещение, 1997. – 287 с.
22. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания/ Е.П. Ильин.
– М.: Просвещение, 1998. –199 с.
23. Кабышева М.И. Социально – культурное развитие студентов на
материале игровых занятий по физической культуре/ М.И. Кабышева//
Теоретические вопросы физической культуры и спорта. – 2003. – С. 52 –
56.
24. Королева М.С. Психологическая подготовка в тренировочном
процессе регбистов/ М.С. Королева// Проблемы развития физической
культуры и спорта в новом тысячелетии: тезисы Всероссийской научно–
практической конференции, посвященной 60–летию Победы. – Кемерово:
Кузбассвузиздат, 2005. – С. 139 – 143.
25. Косованова Л.В. Организация оздоровительной работы в высших
образовательных учреждениях/ Л.В. Косованова. – М.: Физкультура и
спорт, 1998. – 171 с.56
26. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры
человека/ Л.И. Лубышева. – М.: ГЦОЛИФК, 2002. 40 с.
27. Майнберг Э.Я. Основные проблемы педагогики спорта. Вводный
курс / Пер. с нем. Под ред. М.Я. Виленского, О.С. Метлушко. – М.:
АспектПресс, 1995. – 137 с.
28. Малютина М.В. Психофизическая подготовка будущих
специалистов в ВУЗЕ/ М.В. Малютина, В.М.Мачнев. – М.: ГЦОЛИФК,
2003. 57 с.
29. Маркова Е.В. Мотивационно-волевые особенности личности
студента как факторы успешности деятельности/ Е.В. Маркова//
Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии:
тезисы Всероссийской научно–практической конференции, посвященной
60–летию Победы. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. – С. 124 – 128.
30. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры/ Л.П.
Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 243 с.
31. Найдиффер Р. Д. Психология соревнующегося спортсмена/ Р.Д.
Найдиффер – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 224 с.
32. Попов А.В. Спортивная психология/ А.В. Попов – М.: Флинта,
2000. – 152 с.
33. Пулэн Р.У. Регби. Игра и тренировка / Р.У. Пулэн – М.:
Физкультура и спорт, 1978. – 152 с.
34. Рапопорт Л.А. Педагогическое управление развитием
студенческого спорта в университетах России/ Л.А. Рапопорт. М.:
Физкультура и спорт, 1998. – 89 с.
35. Сабинин Л.Т. 40 лет регби в Красноярске/ Л.Т. Сабинин. –
Красноярск, 2009. – 147 с.
36. Сабинин Л.Т. Эталонная модель регбиста и комплектование
регбийной команды вуза: учебное пособие/ Л.Т.Сабинин – Красноярск:
ИАС СФУ, 2007. – 95 с.57
37. Сабинин Л.Т. Социализация подростков через приобщение к
занятиям спортом на примере регби/ Л.Т.Сабинин, Т.В. Чечеткина. –
Красноярск: ИАС СФУ, 2009. ‒ С. 47 – 50.
38. Смородин, В.В. Значение рационального питания для студентов
курса спортивного совершенствования/ В.В. Смородин// Теоретические
вопросы физической культуры и спорта. – 2001. – С. 52 – 56.
39. Фрайковская Е.В. Физическая культура и спорт в контексте
общекультурного и нравственного воспитания студентов/ Е.В.
Фрайковская// Теория и практика физической культуры. – 2002. – С. 22 –
26.
40. Хайхем Е.Х. Регби на высоких скоростях/ Е.Х. Хайхем, В.Б.
Хайхем – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 207 с.
41. Чабрин Ж.Б. Организация и управление студенческими
спортивными командами высшей квалификации в вузах России/
Ж.Б.Чабрин. – М.: Флинта, 2008. – 153 с.
42. Щербакова А.Ю. Развитие морально-волевой сферы студенток
вузов на занятиях по физической культуре/ А.Ю.Щербакова//
Теоретические вопросы физической культуры и спорта. – 2002. – С. 39 –
44