Особенности таможенного контроля при упрощенной процедуре временного ввоза с применением Карнет АТА в период проведения международных спортивных мероприятий
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕДУР ВРЕМЕННОГО ВВОЗА В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИИ 7
1.1. Международно-правовые аспекты упрощения таможенной
процедуры временного ввоза 7
1.2. Регулирование отношений и гарантии в международной
системе АТА 16
1.3. Правовая база таможенного контроля при применении
карнет АТА в международном и российском законодательстве 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ
ПРОЦЕДУРЫ ВРЕМЕННОГО ВВОЗА КАРНЕТ АТА В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 35
2.1. Порядок оформления, удостоверения и выдачи карнетов АТА 35
2.2. Оценка возможности применения упрощенной процедуры карнет АТА
в период проведения международных спортивных мероприятий 45
2.3. Направления решения проблем таможенного контроля в условиях
применения карнет АТА при процедуре временного ввоза 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
В настоящее время спорт занял такое место в жизни общества, которое он не занимал никогда в истории человечества. Ежегодно по всему миру проводятся тысячи соревнований разного уровня. Огромный интерес к мероприятиям такого масштаба, как чемпионаты Европы, Мира, Олимпийские игры, практически не иссякает. Спорт поистине стирает все границы между странами. Во время соревнований вместе со спортсменами границы государств пересекают тонны спортивного снаряжения, инвентаря, экипировки. В данных условиях возникла чрезвычайная необходимость в упрощении формальностей, которые связаны с перемещением товаров, используемых в период временного ввоза, таких как выставочные образцы и профессиональное оборудование, используемое при проведении международных спортивных мероприятий.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обуславливается тем, что осуществление таможенной процедуры с применением карнет АТА упростит ввоз на территорию России товаров, оборудования и спортивного инвентаря для иностранных участников международных спортивных мероприятий в условиях упрощенной процедуры таможенного контроля, а также позволит снять со спортсменов лишнюю финансовую нагрузку, которая предполагается при общей процедуре ввоза товаров из-за рубежа.
Значение временного ввоза как самостоятельной таможенной процедуры определяется потребностями развития различных форм международного сотрудничества, особенно если учесть тот фактор, что Россия в последнее время становится международной спортивной ареной (Олимпиада в Сочи 2014, Чемпионат Мира по футболу 2018, Зимняя Универсиада 2019 в Красноярске). ввоза) на таможенной территории Евразийского экономического союза, с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ввозимым товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Из соображения защиты национальной экономики и обеспечения безопасности страны в период проведения международных спортивных мероприятий требуется установление четких правовых рамок использования данной таможенной процедуры в течение всего срока нахождения товаров под таможенной процедурой.
Объектом исследования выступает процедура временного ввоза с применением карнета АТА.
Предметом исследования являются условия применения упрощенной процедуры карнет АТА в период проведения международных спортивных мероприятий.
На основе вышеизложенного целью выпускной квалификационной работы следует определить рассмотрение особенностей таможенного контроля при упрощенной процедуре временного ввоза с применением карнета АТА в период проведения международных спортивных мероприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть международно-правовые аспекты упрощения таможенной процедуры временного ввоза.
2. Выявить направления регулирования отношений и гарантий в международной системе АТА.
3. Определить правовую базу таможенного контроля при применении карнет АТА в международном и российском законодательстве.
4. Рассмотреть порядок оформления, удостоверения и выдачи карнетов АТА.
5. Провести оценку возможности применения упрощенной процедуры карнет АТА в период проведения международных спортивных мероприятий.
6. Определить направления решения проблем таможенного контроля в условиях применения карнет АТА при процедуре временного ввоза.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе теоретических положений применения процедур временного ввоза в период проведения международных мероприятий в России.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения исследования выпускной квалификационной работы в совершенствовании таможенного контроля при упрощенной процедуре временного ввоза с применением карнет АТА в период проведения международных спортивных мероприятий.
Методы исследования. Методологической основой исследования являются общенаучные методы; анализ, синтез, а также ряд частно-научных методов: формально-юридический, статистический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и другие.
Теоретическая база исследования. Значительный вклад в исследование вопросов таможенного контроля при упрощенной процедуре временного ввоза с применением карнет АТА внесли такие ученые, как: А.И. Алпатов, О.Г. Анохина, М.Ю. Арефкина, А.М. Кизяева, Н.А. Назаренко, И.С. Нафиков, Д.С. Романова, В.Г. Свинухов, Т.Н. Трошкина, В.А. Цветков, Д.В. Чермянинов, С.О. Шохин и др.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Подводя итоги по проделанной работе, необходимо отметить, что в условиях перехода Российской Федерации на активное участие в международных спортивных мероприятиях, а также организации таких мероприятий на своей территории возникает необходимость в применении упрощенной процедуры временного ввоза на территории страны. Одним из вариантов такой таможенной процедуры выступает карнет АТА, который является международным таможенным документом, заменяющим таможенные декларации и позволяющим осуществлять упрощенное и ускоренное оформление временного ввоза товаров в связи с проведением выставок и ярмарок, а так же для перемещения через границу товарных образцов, профессионального оборудования и некоторых других товаров. Применение карнетов АТА дает ряд преимуществ при прохождении таможенного контроля: ускоренное и беспошлинное оформление временно ввозимых товаров (предусмотренные национальным таможенным законодательством страны документы не оформляются) и исключается необходимость в качестве обеспечения предоставлять залоги, депозиты и банковские гарантии (гарантией выступает карнет АТА).
В Российской Федерации функции по оформлению и выдаче карнетов АТА предоставлены ТИЛ РФ. Российская Федерация в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.11.1995 № 1084 «О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. с принятием ряда приложений» присоединилась к указанной конвенции только в рамках применения Приложений В1, В2, В3 и В5. При этом регулирование возможности применения карнетов АТА в отношении вещей (товаров) в спортивных целях, которые описаны в Приложении В6 Конвенции в Российской Федерации не предусмотрено в виду оговорки, предусмотренной
Сравнение специальной таможенной процедуры, существующей в настоящее время для проведения на территории Российской Федерации международных мероприятий, и процедуры временного ввоза с применением карнета АТА указывает на очевидное преимущество использования карнетов АТА с целью прохождения таможенного контроля в период проведения международных спортивных мероприятий, которое заключается в возможности заблаговременного оформления карнета АТА на территории страны нахождения спортсменов и предоставлении меньшего количества документов при прохождении таможенного контроля на границе страны ввоза.
Проведенный анализ статистики показал, что количество выданных карнетов АТА в Российской Федерации в период 2015-2017 гг. растет. Если в 2015 году по России было выдано 436 карнетов АТА, то в 2016 году это значение составляет 554 единиц, а в 2017 - 728. Общий прирост выдачи карнетов АТА в России в 2016 году составил 27,1%, а в 2017 году - 31,4%. При этом наибольшее количество карнетов АТА выдается ТИЛ РФ, Санкт- Петербургской и Московской ТПП.
Реализация возможности использования карнетов АТА при проведении международных спортивных мероприятий очевидны. Для этого ТИП РФ, таможенным органам и Правительству РФ необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, проводить разъяснительную работу с иностранными и российскими участниками международных спортивных мероприятий, таможенными органами и гарантирующими организациями в системе АТА. Необходимо использовать возможности зарубежных представительств РФ во всемирной таможенной организации, международные
связи ФТС РФ, ЦТУ РФ для повышения качества взаимодействия в сфере оформления товаров по карнетам АТА.
В выпускной квалификационной работе определен ряд направлений организационно-правового совершенствования таможенного контроля при проведении международных спортивных мероприятий с использованием упрощенной процедуры временного ввоза с применением карнета АТА, которые заключаются в формировании единой нормативно-правой базы таможенного регулирования в ЕАЭС и принятие Российской Федерацией Приложения В6 Конвенции о временном ввозе от 26.06.1990 г. без оговорок путем отмены Постановления Правительства РФ от 25.01.2013 № 36 «О принятии Российской Федерацией Приложения В.6 к Конвенции о временном ввозе».
Таким образом, предложенные меры по актуализации и легализации применения карнета АТА при проведении международных спортивных мероприятий позволят упростить процедуру временного ввоза на территорию Российской Федерации товаров в период проведения международных спортивных мероприятий.
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 12.04.2017) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. - Режим доступа: http://www.eaeunion.org/.
2. Конвенция о временном ввозе (заключена в Стамбуле 26.06.1990)
[Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно¬технической информации. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/1901084.
3. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973 г. (в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26.06.1999 г.) // Бюллетень международных договоров. - 2012.
- № 5.
4. Таможенная конвенция о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров
(Конвенция А.Т.А.) (заключена в Брюсселе 06.12.1961) [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/tamozhennaja-
konventsija-o-karnete-ata-dlja-vremennogo/.
5. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) от 30.10.1947
[Электронный ресурс] // СПС «Гарант». - Режим доступа:
http://base.garant.ru/2560614/.
6. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от
26.02.1999 (действие приостановлено с 01.01.2015) // Собрание
законодательства РФ - № 42. - 15.10.2001.
7. Договор об учреждении Евразийского экономического Сообщества от 10.10.2000 (в редакции Международного протокола от 06.10.2007) (действие приостановлено с 01.01.2015) // Собрание законодательства РФ. - № 7. - 18.02.2002.
8. О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру: решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 329 (ред. от 28.04.2017) // Таможенный вестник.
2010. - № 16.
9. О Договоре о Таможенном кодексе Таможенного союза: решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 17 (с изм. от 11.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - 13.12.2010. - № 50. - ст. 6615.
10. Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки: решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 331 (ред. от 21.12.2016) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=284437 &rnd=3AF44E31719B2D8068119428DDE5C49F&from=211443- 0#03581167283107618.
11. О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного
пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском: соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и
Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 08.05.2015) // Собрание законодательства РФ. - 03.09.2012. - № 36. - ст. 4866.
12. О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года: федеральный закон от 03.11.2010 № 279-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 08.11.2010. - № 45. - ст. 5744.
13. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 29.11.2010. - № 48. - ст. 6252.
14. О международных договорах Российской Федерации: федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. - 17.07.1995. -№ 29. - ст. 2757.
15. О принятии Российской Федерацией Приложения В.6 к Конвенции о временном ввозе: постановление Правительства РФ от 25.01.2013 № 36 // Собрание законодательства РФ. - 04.02.2013. - № 5. - ст. 380.
16. Об утверждении Правил применения специальной таможенной процедуры в отношении ввозимых в Российскую Федерацию спортивного снаряжения и оборудования, иных товаров, предназначенных исключительно для использования при организации и проведении официальных международных спортивных мероприятий или при проведении тренировочных мероприятий по подготовке к ним: постановление Правительства РФ от 02.07.2013 № 561 (ред. от 05.06.2017) // Собрании законодательства Российской Федерации. - 08.07.2013. - № 27. - ст. 3615.
17. Об утверждении Правил применения специальной таможенной процедуры в отношении ввозимых в Российскую Федерацию иностранных товаров, предназначенных для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 03.11.2011 № 911 // Собрание законодательства РФ. - 14.11.2011. - № 46. - ст. 6533.
18. О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. с принятием ряда приложений: постановление Правительства РФ от 02.11.1995 № 1084 // Собрание законодательства РФ. - 06.11.1995. - № 45. - ст. 4339.
19. Об участии ТИЛ РФ в международной системе АТА [Электронный
ресурс]: приказ ТИП РФ от 18.03.1999 № 20 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/901756464.
20. Об утверждении Методических рекомендаций о применении карнета АТА: приказ ФТС России от 28.12.2012 № 2675 (ред. от 17.02.2015) // Таможенный вестник. - 2013. - № 3-5.
21. Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении: приказ ФТС России от 26.05.2011 № 1067 (ред. от 06.03.2014) // Таможенные ведомости. - 2011. - № 8.
22. О временно ввозимых товарах иностранными физическими лицами: Письмо ФТС РФ от 22.08.2011 № 01-11/40428 // Таможенные ведомости. -
2011. - № 10.
23. О специальной таможенной процедуре для олимпийских товаров [Электронный ресурс]: информация ФТС России от 21.01.2014 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499072649.
24. Определение Арбитражного суда города Москвы от 03.02.2016 г. по делу № А40-117723/14-46-131Б [Электронный ресурс] // Решения арбитражных судов. Электронное правосудие. - Режим доступа: http://ras.arbitr.ru/.
25. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2015 г. по делу № А32-40675/2014 [Электронный ресурс] // Решения арбитражных судов. Электронное правосудие. - Режим доступа: http://ras.arbitr.ru/.
26. Агамагомедова, С.А. Административные барьеры при прохождении таможенного контроля: понятие, виды и способы преодоления / С.А. Агамагомедова // Журнал российского права. - 2017. - № 6. - С. 79 - 88.
27. Алпатов, А.И. Воздействие интеграционных факторов на развитие таможенного декларирования в таможенном союзе в современных условиях / А.И. Алпатов // Science Time. - 2017. - № 1. - С. 26 - 32.
28. Анохина, О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза (поглавный) / О.Г. Анохина. - М.: Проспект, 2017. - 416 с.
29. Арефкина, М.Ю. Правовая природа гарантии в международной системе АТА / М.Ю. Арефкина // Право и государство: теория и практика. - 2012. - № 5. - С. 128 - 132.
30. Арефкина, М.Ю. Роль торгово-промышленных палат в международной системе АТА / М.Ю. Арефкина // Право и государство: теория и практика. - 2016. - № 1. - С. 138 - 141.
31. Арефкина, М.Ю. Третейское разбирательство в международной системе АТА / М.Ю. Арефкина // Право и государство: теория и практика. - 2014. - № 9. - С. 85 - 88.
32. Воронцова, Н.А. Международно-правовые нормы временного ввоза (допуска) товаров на территорию государств / Н.А. Воронцова // Московский журнал международного права. - 2015. - № 2. - С. 93.
33. Кизяева, А.М. Анализ практики применения процедур временного ввоза и временного вывоза / А.М. Кизяева // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. - 2016. - № 1. - С. 3.
34. Козырин, А.Н. Временный ввоз в таможенном законодательстве ЕАЭС: таможенная процедура и ее налоговые последствия / А.Н. Козырин // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2016. - № 1. - С. 130 - 148.
35. Назаренко, Н.А. О понятии и содержании таможенной процедуры / Н.А. Назаренко, М.С. Савченко // Ленинградский юридический журнал. - 2015. - № 3. - С. 227 - 237.
36. Немирова, Г.И. Актуальные проблемы системы таможенного контроля и методы их разрешения в Евразийском экономическом союзе / Г.И. Немирова, А.А. Костин, О.В. Костина // Таможенное дело. - 2016. - № 4. - С. 11 - 15.
37. Романова, Д.С. К вопросу о классификации таможенного контроля / Д.С. Романова // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 8. - С. 664 - 669.
38. Свинухов, В.Г. Правовое регулирование декларирования товаров при осуществлении таможенных операций / В.Г. Свинухов, С.В. Сенотрусова // Право и экономика. - 2013. - № 4. - С. 59 - 60.
39. Сенотрусова, С.В. Таможенный контроль / С.В. Сенотрусова. - М.: Магистр, Инфра-М, 2013. - 144 с.
40. Сенотрусова, С.В. Общие положения правового регулирования
таможенного контроля / С.В. Сенотрусова, В.Г. Свинухов // Право и экономика. - 2016. - № 6. - С. 68 - 72.
41. Трошкина, Т.Н. Принципы организации и деятельности таможенного контроля в Таможенном союзе ЕврАзЭС / Т.Н. Трошкина // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2014. - № 4. - С. 21 - 26.
42. Трошкина, Т.Н. Таможенный контроль: организация и правовое регулирование в Евразийском экономическом союзе / Т.Н. Трошкина // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2017. - № 6. - С. 67 - 73.
43. Цветков, В.А. Институциональные и организационные проблемы
таможенного регулирования экспортно-импортных и транзитных
перевозок грузов в евразийском экономическом союзе. Часть 1 / В.А. Цветков, К.Х. Зондов, А.А. Медков, В.Н. Ионичева // Экономическая наука современной России. - 2015. - № 3. - С. 81 - 94.
44. Цветков, В.А. Институционально-организационные проблемы
таможенного регулирования экспортно-импортных и транзитных
перевозок грузов в евразийском экономическом союзе. Часть 2 / В.А.
Цветков, К.Х. Зоидов, А.А. Медков, В.Н. Ионичева // Экономическая наука современной России. - 2015. - № 4. - С. 32 - 47.
45. Чермянинов, Д.В. Международные договоры и конвенции как источники таможенного права в Российской Федерации / Д.В. Чермянинов, С.И. Серов // Таможенное дело. - 2014. - № 2. - С. 16 - 20.
46. Чернявский, А.Г. Таможенное право / А.Г. Чернявский. - М.: Юстиция, 2016. - 556 с.
47. Шохин, С.О. ЕАЭС и международные конвенции / С.О. Шохин // Международное публичное и частное право. - 2015. - № 4. - С. 14 - 17.
48. Доклад заместителя начальника Главного управления организации
таможенного оформления и таможенного контроля Александра Морозенкова «О порядке оформления коммерческих образцов и процедуре временного ввоза товаров с использованием карнета АТА» [Электронный ресурс] // Федеральная Таможенная служба. - Режим доступа:
http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2153 5:-l-r&catid=26:2011-01-24-14-45-21&Itemid=1830.
49. Информация по корректному заполнению отрывных листов (ваучеров)
карнета АТА [Электронный ресурс] // Федеральная Таможенная служба. - Режим доступа:
http://ved.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2049:2 017-05-24-11-15-09&catid=20:2010-09-09-00-47-43&Itemid=1794.
50. О ввозе профессионального оборудования иностранными
корреспондентами [Электронный ресурс] // Федеральная Таможенная служба. - Режим доступа:
http://fl.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3&Itemid =1817.
51. Система Карнетов АТА [Электронный ресурс] // Федеральная Таможенная
служба. - Режим доступа: http://domodedovo.customs.ru/index.php?
option=com_content&view=article&id=1242&Itemid=243.