Блог «Сибирочка» как средство формирования исторических знаний у студентов направления «Педагогическое образование»
|
Введение
1 Теоретические основы формирования исторических знаний у студентов
направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» 6
1.1 Тьютор: сущность профессии, компетенции 6
1.2 Исторические знания (сущность, виды и функции), исторические знания
о Сибири 17
1.3 Психолого-педагогические сущность и особенности сотворчества
студентов 29
Выводы по первой главе 39
2 Разработка блога «Сибирочка» как средства формирования исторических
знаний у студентов направления «Педагогическое образование» 41
2.1 Характеристика контента блога «Сибирочка» 41
2.2 Описание работы по созданию блога «Сибирочка» 54
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 66
Выводы по второй главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А 83
1 Теоретические основы формирования исторических знаний у студентов
направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» 6
1.1 Тьютор: сущность профессии, компетенции 6
1.2 Исторические знания (сущность, виды и функции), исторические знания
о Сибири 17
1.3 Психолого-педагогические сущность и особенности сотворчества
студентов 29
Выводы по первой главе 39
2 Разработка блога «Сибирочка» как средства формирования исторических
знаний у студентов направления «Педагогическое образование» 41
2.1 Характеристика контента блога «Сибирочка» 41
2.2 Описание работы по созданию блога «Сибирочка» 54
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 66
Выводы по второй главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А 83
В связи с модернизацией Российского образования происходит множество изменений, одним из которых является появление важной и востребованной профессии как тьютор. В настоящее время данная профессия набирает стремительную популярность и воспринимается как один из трендов современного образования. В этой связи актуальным становится повышение качества образования, посредством формирования необходимых современному специалисту компетенций. Очевидно, что набор необходимых знаний, умений и навыков, а также ключевых компетенций у выпускника учебного заведения обеспечивают его конкурентоспособность. Наряду с модернизацией системы Российского образования происходит модернизация содержания образовательных программ высшей школы. В Институте педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета направление подготовки «Педагогическое образование» обогащается новыми профилями подготовки, среди которых профиль «Тьютор». Для студентов направления «Педагогическое образование» и, в частности, для профиля «Тьютор» очень важно владеть историческими знаниями, потому что знакомство с повседневным поведением человека другой исторической эпохи позволяет обратить внимание студентов на преемственность общечеловеческой культуры и значимость общечеловеческих ценностей.
Актуальность нашего исследования определяется противоречиями между формированием исторических знаний у студентов направления «Педагогическое образование» и устаревшими средствами их формирования. Поиск путей разрешения данного противоречия составил проблему исследования.
Всё вышеизложенное послужило основанием для выбора темы выпускной квалификационной работы «Блог «Сибирочка» как средство формирования исторических знаний у студентов направления «Педагогическое образование».
Объект исследования: процесс формирования исторических знаний у студентов направления «Педагогическое образование».
Предмет исследования: средства формирования исторических знаний у студентов направления «Педагогическое образование».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать интерактивный блог «Сибирочка» как средство формирования исторических знаний у студентов направления «Педагогическое образование».
Гипотеза исследования: интерактивный блог «Сибирочка» станет средством формирования исторических знаний у студентов направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор», если обеспечивается:
- сотворчество студентов в историко-познавательной деятельности по отбору материала о Сибири;
- сориентированность материала на историческую повседневную жизнедеятельность человека;
- приоритет самостоятельной познавательной и творческой деятельности студентов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия «историческое знание». Выявить особенности формирования исторических знаний у студентов направления «Педагогическое образование».
2. Проанализировать этапы разработки блога «Сибирочка» в процессе сотворчества студентов в историко-познавательной деятельности по отбору материала о Сибири.
3. Разработать содержание блога «Сибирочка» как средства формирования исторических знаний у студентов направления «Педагогическое образование».
Методологической основой исследования явились концепция дидактической среды сети Интернет (Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Дмитриева Е.И., Хуторской А.В.); исследования проблем содержания исторического знания, различных подходов к изучению истории (Н. Данилевского, А.Я.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы, опытно-экспериментальная работа; анкетирование;
математические методы обработки опытно-экспериментальной работы.
Базой исследования явился институт педагогики, психологии и социологии СФУ. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 27 человек. Исследование выполнялось в 2017 - 2018 уч. г.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы в ПЛИС СФУ.
Основные результаты и положения работы были изложены на заседаниях кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования, на Международной научно-практической конференции «Проспект свободный - 2017» (Красноярск, апрель 2017), на Международной научно-практической конференции «Образование, наука и инновации» (Севастополь, апрель 2017), а также на страницах сборника научных работ «Danish Scientific Journal» (Дания, апрель 2018).
Объем и структура работы: введение, две главы (6 параграфов), заключение, список использованных источников, приложение.
Актуальность нашего исследования определяется противоречиями между формированием исторических знаний у студентов направления «Педагогическое образование» и устаревшими средствами их формирования. Поиск путей разрешения данного противоречия составил проблему исследования.
Всё вышеизложенное послужило основанием для выбора темы выпускной квалификационной работы «Блог «Сибирочка» как средство формирования исторических знаний у студентов направления «Педагогическое образование».
Объект исследования: процесс формирования исторических знаний у студентов направления «Педагогическое образование».
Предмет исследования: средства формирования исторических знаний у студентов направления «Педагогическое образование».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать интерактивный блог «Сибирочка» как средство формирования исторических знаний у студентов направления «Педагогическое образование».
Гипотеза исследования: интерактивный блог «Сибирочка» станет средством формирования исторических знаний у студентов направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор», если обеспечивается:
- сотворчество студентов в историко-познавательной деятельности по отбору материала о Сибири;
- сориентированность материала на историческую повседневную жизнедеятельность человека;
- приоритет самостоятельной познавательной и творческой деятельности студентов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия «историческое знание». Выявить особенности формирования исторических знаний у студентов направления «Педагогическое образование».
2. Проанализировать этапы разработки блога «Сибирочка» в процессе сотворчества студентов в историко-познавательной деятельности по отбору материала о Сибири.
3. Разработать содержание блога «Сибирочка» как средства формирования исторических знаний у студентов направления «Педагогическое образование».
Методологической основой исследования явились концепция дидактической среды сети Интернет (Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Дмитриева Е.И., Хуторской А.В.); исследования проблем содержания исторического знания, различных подходов к изучению истории (Н. Данилевского, А.Я.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы, опытно-экспериментальная работа; анкетирование;
математические методы обработки опытно-экспериментальной работы.
Базой исследования явился институт педагогики, психологии и социологии СФУ. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 27 человек. Исследование выполнялось в 2017 - 2018 уч. г.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы в ПЛИС СФУ.
Основные результаты и положения работы были изложены на заседаниях кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования, на Международной научно-практической конференции «Проспект свободный - 2017» (Красноярск, апрель 2017), на Международной научно-практической конференции «Образование, наука и инновации» (Севастополь, апрель 2017), а также на страницах сборника научных работ «Danish Scientific Journal» (Дания, апрель 2018).
Объем и структура работы: введение, две главы (6 параграфов), заключение, список использованных источников, приложение.
В рамках бакалаврской работы мы рассмотрели сущность и специфику тьюторской деятельности, провели теоретический анализ понятия «сотворчество», разработали блог «Сибирочка» совместно со студентами направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор». Целью бакалаврской работы было создание блога в качестве средства формирования исторических знаний студентов направления «Педагогическое образование». В процессе сотворчества со студентами направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» в историко-познавательной деятельности по отбору материала о Сибири разработан контент блога.
Мы определяем блог в широком его значении, а именно как «веб-пространство пользователя, позволяющее ему размещать персональную информацию на страницах личного блога, осуществлять публикацию, хранение, обработку и передачу информации в различных форматах (текстовая, графическая, мультимедиа)». Блог можно использовать как средство формирования исторических знаний у студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», если обеспечивается:
- сотворчество студентов в историко-познавательной деятельности по отбору материала о Сибири;
- сориентированность материала на историческую повседневную жизнедеятельность человека;
- приоритет самостоятельной познавательной и творческой деятельности студентов.
Позитивные результаты, полученные в итоге исследования, позволяют признать теоретическую и практическую значимость бакалаврской работы.
Подтверждением позитивных результатов являются приведенные в бакалаврской работе данные об экспертной оценке блога.
Таким образом, в настоящем исследовании подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована его цель и решены поставленные задачи.
Проведенное исследование лишь один из подходов в разработке перспективной теоретической и практической проблемы, не претендует на полноту раскрытия всех аспектов поднятой проблемы.
Мы определяем блог в широком его значении, а именно как «веб-пространство пользователя, позволяющее ему размещать персональную информацию на страницах личного блога, осуществлять публикацию, хранение, обработку и передачу информации в различных форматах (текстовая, графическая, мультимедиа)». Блог можно использовать как средство формирования исторических знаний у студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», если обеспечивается:
- сотворчество студентов в историко-познавательной деятельности по отбору материала о Сибири;
- сориентированность материала на историческую повседневную жизнедеятельность человека;
- приоритет самостоятельной познавательной и творческой деятельности студентов.
Позитивные результаты, полученные в итоге исследования, позволяют признать теоретическую и практическую значимость бакалаврской работы.
Подтверждением позитивных результатов являются приведенные в бакалаврской работе данные об экспертной оценке блога.
Таким образом, в настоящем исследовании подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована его цель и решены поставленные задачи.
Проведенное исследование лишь один из подходов в разработке перспективной теоретической и практической проблемы, не претендует на полноту раскрытия всех аспектов поднятой проблемы.



