ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Теоретические аспекты социологического изучения представлений молодежи г. Красноярска о пожилых людях 9
1.1 Теоретико-методологические основы социологического изучения
представлений о пожилых людях 9
1.2 Социально-демографические характеристики молодежи г. Красноярска. 22
ГЛАВА 2 СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ Г. КРАСНОЯРСКА О ПОЖИЛЫХ ЛЮДЯХ» 28
2.1 Методическое обоснование исследования «Представления молодежи г.
Красноярска о пожилых людях» 28
2.2. Анализ результатов исследования «Представления молодежи г.
Красноярска о пожилых людях» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Молодежь не имеет ясного представления о жизни старшего поколения и часто утрирует их социальное положение, разделяя неверные предрассудки и стереотипы, что, в свою очередь, проецируется на межпоколенные взаимоотношения.
За последние десятилетия состав мирового населения резко изменился. С 1950 по 2010 год ожидаемая продолжительность жизни на общемировом уровне увеличилась с 46 до 68 лет и, как прогнозируется, достигнет 81 года к концу нынешнего века. Следует отметить, что в настоящее время численность женщин в возрасте 60 лет и старше превышает, по оценкам, численность мужчин соответствующего возраста на 66 миллионов. Среди лиц в возрасте 80 лет и старше женщин почти в два раза больше, чем мужчин, а среди лиц, достигших столетнего возраста, — в 4-5 раз больше. В 2050 году, согласно прогнозам демографов, впервые за всю историю человечества люди старше 60 лет в мире окажутся многочисленнее детей.
Прежде чем вести речь о пожилых людях, требуется определиться концептуально, т. е. решить, кого мы относим к этой группе. Однако с первых шагов мы сталкиваемся с ошибочными представлениями и, наконец, заблуждениями. Ведь пожилые — это неоднородная субстанция, и в «группе пожилых людей» можно выделить самые разные подгруппы. Например, возрастные — от «молодых пожилых» (60-70 лет) до самых старых (90 или даже 100 лет), гендерные — пожилые мужчины и пожилые женщины, причем у тех и у других старение проходит по-разному. Одни пожилые живут в мегаполисах, другие — в маленьких поселках или деревнях. Среди них есть люди с высшим и начальным образованием, академики и безграмотные, семейные и одинокие, профессионалы и те, кто всю жизнь проработал разнорабочим. Наконец, пожилые люди различаются по степени сохранности познавательной сферы: одни обладают хорошей памятью, вниманием, способностью к дальнейшему развитию и обучению, а у других наблюдаются умственные нарушения, спутанность сознания, депрессия или деменция. Все эти факторы влияют на то, как у человека проходит старение, на его самовосприятие как личности и как члена общества. Но влияют они и на то, как старого человека воспринимает общество, и молодежь как часть общества?
Обычно пожилыми людьми называют тех, кто достиг пенсионного возраста. Таким образом, в России под это определение подпадают женщины старше 55 лет и мужчины старше 60. Если следовать классификации Всемирной организации здравоохранения, то они станут «старыми», достигнув 75 лет, и «долгожителями» в 90. Однако в последние 10-20 лет в зарубежной геронтологической литературе постепенно отказываются от терминов «старые» и «старики», все чаще речь там идет о пожилых и очень пожилых людях. Что касается слова «престарелые», то оно вышло из употребления, стало анахронизмом. Это объясняется не только резким повышением продолжительности жизни в развитых странах, но и изменением общественного мнения, которое все чаще склонно видеть в позднем возрасте потенциал развития.
Изучение социальных представлений, сложившихся у молодого поколения о старших поколениях и о своих предках, позволяет получить ценную характеристику уровня и качества общественного и индивидуального сознания.
Необходимо дать определение возрастных границ данного периода жизни человека. Эти границы весьма условны, так как скорость старения для каждого человека различна и зависит от многих факторов. Помимо этого, существует большая разница между восприятием собственного возраста и календарного. Старение также зависит не только от биологического изменения, но и от социально-культурных условий. Поэтому наиболее правильным представляется ориентироваться на изменение социальной ситуации и роли человека.
Обобщая эти данные, мы видим, что разделение на подпериоды не отвечает реальности и наиболее разумным представляется выделение в старости периода, называемого пожилым, который будет включать в себя возраст с 65 лет.
Старость, по распространённым в обществе стереотипам, считают временем отдыха, или угасания, или даже «полусуществования». Хотя в психологии всё большую популярность приобретает точка зрения, согласно которой старость - это не только угасание, но и продолжающееся развитие личности человека. Развитие в старости осуществляется в направлении возрастания духовной зрелости человека. Причём именно возрастанию, а не достижению полной зрелости, так как предела развития у человека нет. Духовная зрелость в психологии - это устремлённость ко всё более полному разрешению своей жизненной задачи. Необходимо дать почувствовать человеку ответственность за её выполнение.
Пожилой возраст играет особую роль в жизненном цикле человека: в это время оценивается постигнутый путь как целостный процесс, а также объясняется смысл прожитой жизни, её ценность для последующих поколений. Действительно, только в старости можно увидеть, был ли человек по- настоящему счастлив, сумел ли он воспитать детей, оставил ли после себя какой-нибудь след, выполнил ли свою жизненную задачу. Интересно, что мысленное проигрывание молодыми людьми своей старости нередко заставляет переосмыслить ценности и цели их настоящего. Отношение людей к старости составляет основу нормального общества. Главная потребность пожилых людей - убедиться в ценности прожитой жизни. Это не так уж и просто, потому что довольно часто воспоминания о прежней жизни вызывают у представителей «третьего возраста» чувство уныния. Здесь выступает психологическая защита по типу отрицания, т.е. стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимся представлением о себе.
Для этого человек должен оглянуться назад и проанализировать свой жизненный путь: успехи и достижения, неудачи и срывы, сфокусироваться на прошлом или настоящем, а не на будущем. Если человеку удастся свести свои прошлые поступки в единое целое, систематизировать их в рамках сложившегося мировоззрения и увидеть себя звеном в многовековой истории человечества, то, согласно теории Эриксона, этот человек удачно решает психосоциальный конфликт старости - "целостность против отчаяния".
Проблема исследования недостаточная изученность представлений молодежи о пожилых людях.
Объектом изучения является молодежь г. Красноярска.
Предмет исследования представления молодежи г. Красноярска о пожилых людях.
Цель анализ представлений молодежи г. Красноярска о пожилых людях.
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретико-методологические основы социологического представлений о пожилых людях;
2. Изучить социально-демографический портрет молодежи города Красноярска;
3. Методически обосновать исследование;
4. Провести анализ результатов исследования.
Гипотеза: у молодежи г. Красноярска сложились преимущественно положительные представления о пожилых людях.
Обоснование и определение ключевых понятий исследования
Пожилые - женщины и мужчины, как правило, отошедшие от активного участия в трудовой деятельности или достигшие пенсионного возраста, чаще и то и другое.
Термин «пожилые люди» можно заменить другими, в частности «третий возраст».
Старость — период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма.
Процесс старения представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме.
Практика свидетельствует о том, что пожилые - это очень разные люди. Среди них есть здоровые и больные; проживающие в семьях и одинокие; довольные уходом на пенсию и жизнью и несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоактивные домоседы и жизнерадостные, оптимистически настроенные люди, занимающиеся спортом, ведущие активный образ жизни и так далее.
Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.
Обоснование метода исследования
В качестве метода исследования выбраны полуструктурированные глубинные интервью. Данный способ опроса позволяет наиболее эффективно выявить компоненты представления о пожилых людях.
Исторически сложилось так, что в общественном сознании люди старшего поколения, переступившие принятую в данной социальной группе определенную возрастную черту, никогда не рассматривались как полноценные члены социума, отношения в современных условиях далеко не всегда складываются успешно для пожилых людей. Например, отрицательное отношение к ним может быть связано и с инерционным сознанием, сохранившим из прошлого образ пожилого человека как неизбежно ущербного, больного, немощного.
Пожилые люди издревле рассматривались, как бесполезные для общества люди, но в ходе эволюции постепенно статус пожилого человека поднимался, а значит его роль для общества повысилась. Примечательным оказалось то, что продолжительность жизни пожилых людей повысилась.
Для изучения представлений молодежи г. Красноярска о пожилых людях, мы провели полуформализованное интервью.
Молодое поколение не имеет ясного представления о жизни пожилых людей и часто утрирует их социальное положение, в противовес своему собственному мнению, тем самым, порождая стереотипы. Стереотип пожилого человека у молодежи присутствует и позитивный или негативный. Позитивный стереотип старого человека делает упор на жизненный опыт и мудрость старых людей, потребность уважения к ним и заботе. Негативный, если основной упор делается на производство, оценивая человека по тому, участвует ли он в нем. Тогда старого человека воспринимают как бесполезного, а о его опыте говорят, что он устарел и неприменим.
Молодежь г. Красноярска наиболее восприимчивая и динамичная социальная группа и именно нынешнее поколение молодых людей, формирует свою систему ценностей, взглядов и мнений, а возможно и стереотипов.
Проблема исследования: «Недостаточная изученность представлений молодежи г. Красноярска о пожилых людях». Объектом нашего исследования выступила молодежь г. Красноярска, а предметом представления молодежи г. Красноярска о пожилых людях. В качестве метода исследования было выбрано полуструктурированное глубинное интервью. Данный способ опроса позволил нам наиболее эффективно выявить компоненты представления о пожилых людях.
В нашем исследовании, мы выяснили, что в представлении молодежи г. Красноярска пожилые люди, это люди, которым более 60 лет, а образ жизни пожилых людей спокойный, размеренный. Интервьюирование дало возможность сделать вывод: согласно представлениям молодежи г. Красноярска пожилые люди являются добрыми, спокойными людьми. Мы смогли сделать вывод, что в представлении молодежи г. Красноярска пожилые люди значимы для общества, но с возрастом их значимость для общества угасает. Что касаемо образа пожилой женщины, то проанализировав проведенные нами интервью, можно сделать вывод, что молодежь г. Красноярска имеет четкий образ пожилой женщины. При анализе образа пожилого мужчины, был сделан следующий вывод молодежь г. Красноярска не может определить более точный образ пожилого мужчины, обосновав это тем, что наиболее часто встречающиеся из пожилых людей, это пожилые женщины.
Следовательно, подтверждается гипотеза: у молодежи г. Красноярска сложились преимущественно положительные представления пожилых людей.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у молодежи г. Красноярска в настоящее время наблюдается четкая картина восприятия пожилых людей и их характеристик. Молодежь является отражением стереотипов, принятых в обществе, связанных с пожилыми людьми, а также, перед нами возникает картина этих стереотипов при формировании образа пожилого человека.
1. Томэ Х. Формы изменения личности // Психология старости и старения: Хрестоматия. С. 367.
2. Анцыферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Учебное пособие по психологии старости / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Изд. дом БАХРАХ-М, 2004. С. 492.
3. Психология среднего возраста, старения, смерти / Под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. С. 276-277.
4. Шахматов Н. Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М.: Медицина, 1996.
5. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2004. С. 672.
6. М. Мид Культура и преемственность поколений/ Учебник 1983 г.
7. Культурология: Учебник для студ. техн. вузов (Под ред. Н.Г. Багдасарьян). - М.: Высш. школа, 1999
8. Отношение пожилых людей к молодежи Козлов В. А. (Статья)
9. Психическое старение. - М., 1996. С.61 / Шахматов Н.Ф.
10. Клюева Н.В., Головчанова Н.С. Экзистенциальный анализ проблем пожилого возраста
11. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000.
12. Воловик В.И. Преемственность поколений. М., "Знание", 1973
13. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. — М.: МГУ, 1981 С. 62-80.
14. Булатов Г. Отношение к старшим и долгожительство в России// Отечественные записки. - 2005 - № 5.
15. Смирнова Я.С. Семейное и общественное положение старших возрастных групп // Абхазское долгожительство. М., 1987. С. 278.
16. Альперович В. Социальная геронтология. — Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. С. 50.
17. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 2008 г.
18. Лисовскогий И. Р. Социология молодежи. С-Петербург 2007 г.
19. Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы / М. "Наука" 2007 г.
20. Сикевич З.В. Молодёжная культура: "за" и "против". СПб 2008 г.
21. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. М.: Социально-технологический институт, 1999
22. Максимова С. Г., Черпанова О. В. Психологическая составляющая геронтологического образования 2009 .
23. Краснова О. В. Стереотипы и аттитюды к пожилым людям 2004
24. Глуханюк Н. С., Гершкович Т. Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. 2003
25. Гладченко А.А., Немировский В.Г. Социально-политические ориентации сибирской молодежи // Социологические исследования. 1996. № 9. С. 95-100.
26. Белановский С.А. Глубокое интервью.-М.: Никколо-Медиа, 2001. - 320с.
27. Бандура А. Теория социального научения.-СПб.: Евразия, 2010.-326 с.
28. Башкирова Ю.В, Матвеев В.В. Методы сбора информации в социологических исследованиях.-Великий Новгород, 2009.-24с.
29. Бориснев С.В. Социология коммуникаций.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-270с.
30. Александрова М.Д. Проблемы геронтологии - Ленинград.: Изд-во Ленинградского университета, 1974. - 135 с.
31. 2. Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения - Ленинград.: Изд-во Ленинградского университета, 1965. - 112 с.
32. 3. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: исследования геронтологии - М.: ИЦ «Академия», 2001. - 224 с.
33. 4. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие - М.: «Академический проект», 2000. - 624 с.
34. 5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2002. - 528с.
35. 6. Вегнер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. В 2-х частях. - М.: Генезис, 2001. - 425с.
36. 7. Геронтология и гериатрия - СПб.: Питер, 1989. - 167 с.
37. 8. Гериатрия/под ред. Д.Ф.Чеботарева - М.: Медицина, 1990. - 239 с.
38. 9. Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность? (Теории и традиции западной социальной геронтологии) // Мир психологии. - 1999. - № 2. - С. 80-96.
39. 10. Клиническая гериатрия: учеб. пособие - М.: Медицина, 1989. - 121 с.
40. 11. Крайг Г. Психология развития - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
41. 12. Маньковский М.Б. Актуальные проблемы геронтологии - Киев, 1968. - 118 с.
42. 13. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н.Дружинина. -- СПб.: Питер, 2001. -- 656 с.
43. 14. Психология развития: учеб./под ред. Т.Д. Марциновской - М.: ИЦ «Академия», 2001. - 352 с.
44. 15. Психология старения и старости. Хрестоматия: учеб. пособие/ составит. О.В.Краснова - М.: ИЦ «Академия», 2003 - 416 с.
45. 16. Психология среднего возраста, старения, старости/под ред. член. Корр. РАО А.А.Реана - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. - 384 с.
46. 17. Просветительский журнал по социальным вопросам «Социальная защита», №5 (158) июль 2005
47. 18. Просветительский журнал по социальным вопросам «Социальная защита», №6 (159) июль 2005
48. 19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
49. 20. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - СПб.: Питер, 2001. - 224 с.
50. 21. Теория социальной работы: Учебник/ под ред. проф. Е.И. Холостова. - М.: Юристъ, 1999, - 334 с.
51. 22. Технология социальной работы.: Учеб. пособие/ под ред. И.Г.Зайнышева. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
52. 23. Феофанов К.Л. Виктор К. Старость в современном обществе: Руководство по социальной геронтологии // Социальная геронтология: Современные исследования. - М.: ИНИОН РАН, 1994. - С. 41-57.
53. 24. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. 2-е изд.. М.: Изд-во МГУ, 1999. - 400 с.
54. 25. Хухлаева О.В. Психология развития: молодости, зрелости, старости: учеб. пособие - М.: ИЦ «Академия», 2002 - 208 с.
55. 26. Якимова Е.В. Торнстон Л. Геронтология в динамическом обществе // Социальная геронтология: Современные исследования. -- М.: ИНИОН РАН, 1994. - С. 58-68.