Введение 5
1 Теоретическая часть 6
1.1 Анализ предметной области 6
1.1.1 Зарубежное такси 9
1.1.2 Такси в России 10
1.2 Перспективы развития служб такси 12
1.3 Информационные технологии и информационные системы, применяемые
в службах такси 16
1.3.1 Анализ спутниковых систем 18
1.3.2 Электронные карты в работе такси 22
1.3.3 Система электронного документооборота в компаниях такси 25
1.4 Процессный подход к управлению услугами служб такси 27
2 Описание предприятия ООО «Столица» 29
2.1 Описание деятельности предприятия 29
2.1.1 Организационная структура предприятия 30
2.1.2 Функциональная структура предприятия 31
2.1.3 Документооборот предприятия 31
2.2 Характеристика и описание основных бизнес-процессов организации .. 34
2.2.1 Выбор оптимизируемых бизнес-процессов 36
2.2.2 Идентификация бизнес-процесса 40
2.3 Анализ уровня автоматизации объекта исследования 43
2.3.1 Техническое обеспечение 43
2.3.2 Программные средства, применяемые в организации 45
3 Проектная часть 47
3.1 Обоснование решений по оптимизации работы предприятия 47
3.2 Выбор аппаратного обеспечения и оргтехники 47
3.3 Выбор программного обеспечения 49
3.4 Технико-экономическое обоснование внедрения ИТ 58
Заключение 60
Список сокращений 62
Список использованных источников 63
Приложение А Общие положения Устава ООО «Столица» 68
Приложение Б Образцы документов 69
Приложение В Функциональная структура ООО «Столица» 73
Приложение Г Окна программы «SKAT Operator»
Сегодня уже невозможно представить нашу жизнь без колесящих по улице такси. Многие выбирают такси за его многочисленные преимущества. Порой требуется добраться до определенного места, когда личный транспорт отсутствует, а на общественном транспорте иногда получается доехать только с «пере-садками». В таком случае выбор такси - очевидный вариант, чтобы добраться до места. Также оно не обременяет клиента остановками и другими пассажирами. Этим обуславливается актуальность данной работы.
Предметной областью выбранной темы будет являться такси. Объектом в данной предметной области выбрано Общество с ограниченной ответственностью «Столица».
Целью работы является повышение уровня информатизации предприятия сферы такси.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- охарактеризовать предметную область и провести анализ информатизации предметной области;
- описать компанию и направления ее деятельности;
- охарактеризовать бизнес-процессы и выявить оптимизируемые;
- обосновать рекомендации по внедрению электронной карты.
Перейдем к реализации поставленных задач.
В рамках данной работы была рассмотрена организация по оказанию ус¬луг такси ООО «Столица», ее организационная и функциональная структуры, основные бизнес-процессы. Был рассмотрен уровень автоматизации и информационное обеспечение, а также было предложено решение по внедрению эффективных информационных технологий и информационных систем.
В рамках первой задачи была охарактеризована предметная область. Рас-смотрены виды пассажирского транспорта, выяснены, какие виды используются для функционирования такси. Были представлены основные факты некоторого зарубежного такси и приведены примеры популярного такси в России. Да¬лее рассматривались перспективы развития такси, где вкратце были рассмотрены различные приложения для поездок по требованию. Затем рассматривались различные информационные технологии и информационные системы, применяемые в службах такси, куда входят спутниковые системы и их анализ, электронные карты в работе такси и система электронного документооборота, при-меняемого в работе такси.
В ходе решения второй задачи была описана организация ООО «Столица» и виды ее деятельности. Также была представлена организационная структура компании, где было выяснено, что она имеет два уровня иерархии. Следом рассматривалась функциональная структура, функции которой закреплены за определенным отделом.
Третья задача описывала характеристику основных бизнес-процессов организации. Были выбраны оптимизируемые процессы и идентифицированы. Таким процессом оказался процесс обслуживания клиентов. С помощью нотации IDEF0 была представлена модель процесса «как есть». Следующее, что было представлено - это анализ уровня автоматизации ООО «Столица». Было описано ее техническое обеспечение и программные средства, применяемые в организации.
В рамках последней задачи было представлено обоснование по оптимизации работы организации, был предложен перечень аппаратного и программного обеспечения. Затем приводилось технико-экономическое обоснование внедрения информационных технологий в количественном и качественном выражении.
В ходе решения задач было выяснено, что для разработки электронной карты требуется не только программа, но и различное оборудование, например, бортовой терминал мониторинга ГЛОНАСС/GPS, которое обеспечивает непосредственное отображение автомобилей на электронной карте
1. Виды пассажирского транспорта и пассажирские сообщения [Электронный ресурс] : информационный транспортный портал - Режим доступа: http://www.transportall.ru
2. История такси [Электронный ресурс] : информационный портал - Режим доступа: http://taxilife.ru/
3. История появления и развития услуг такси [Электронный ресурс] : электронный журнал - Режим доступа: http://diletant.media/
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 21.04.2011 № 69-ФЗ ред. от 14.10.2014. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим [Электронный ресурс] : постановление правительства 14.02.2009 № 112 ред. от 28.04.2015 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. Несколько фактов о Зарубежном такси [Электронный ресурс] : информационно-развлекательный интернет-портал - Режим доступа: http: //kupitedom.com/wordpress/?p=3300
7. Авдеенко, С. Вам «шашечки» или ехать? [Электронный ресурс] / С.
Авдеенко // The New Times.-2011.- №2. - Режим доступа:
http://newtimes.ru/stati/others/c2524903 1b8e22087a95c2f33da5cfc2-vam- shashechku-ulu-ehat.html
8. Русские таксомоторы [Электронный ресурс] : информационный пор¬тал «Русский портал» - Режим доступа: http://www.opoccuu.com/
9. В Москве появится государственное такси [Электронный ресурс] : новостной портал «Business FM» - Режим доступа:https://www.bfm.ru/
10. Везет. Заказ такси [Электронный ресурс] : сайт сервиса Рутакси - Режим доступа:https://moscow.rutaxi.ru/index.html
11. Лидер. Заказ такси [Электронный ресурс] : сайт сервиса Рутакси - Режим доступа:https://novosibirsk.rutaxi.ru/index.html
12. Такси Сатурн [Электронный ресурс] : сайт такси Сатурн - Режим доступа:https://nn.taxisaturn.ru
13. О компании [Электронный ресурс] : сайт такси «Максим» Режим доступа:https://taximaxim.ru
14. IV Международная Конференция «Современное такси» [Электронный ресурс] : сайт конференции - Режим доступа:http://taxiconf2017.ru
15. Без бомбил, но с конкуренцией [Электронный ресурс] : новостной портал «Газета.Ru» - Режим доступа:www.gazeta.ru
16. Сингапурская компания первой в мире запустила сервис беспилотных такси [Электронный ресурс] : сетевое издание «РИА Новости» - Режим доступа: https://ria.ru
17. Russian ROD downloads in global context [Электронный ресурс] сайт инвестиционного банка UBS - Режим доступа:https://neo.ubs.com
18. Принцип работы Uber [Электронный ресурс] : сайт компании Uber Technologies Inc - Режим доступа:www.uber.com
19. Что такое Яндекс.Такси? [Электронный ресурс] : сайт компании «Ян-декс» - Режим доступа:https://taxi.yandex.ru
20. Как китайский сервис такси Didi проверяет водителей и защищает пассажиров [Электронный ресурс] : сайт группы компаний «SCS Group» - Режим доступа:https://www.scsg.ru
21. Lyft Hits The East Coast With A Launch In Boston, Its First Big Post-Funding Expansion City [Электронный ресурс] : новостной портал технологий - Режим доступа:https://techcrunch.com
22. Онлайн-бронирование на BlaBlaCar [Электронный ресурс] : сервис поиска попутчиков - Режим доступа:https://www.blablacar.ru
23. Фомченков, Т. В 2017 году продадут миллион автомобилей, оснащен¬
ных ЭРА-ГЛОНАСС [Электронный ресурс] / Т. Фомченков // Российская газета - Федеральный выпуск. - 2017. - №7279. - Режим доступа:
https://rg.ru/2017/05/25/v-2017-godu-prodadut-million-osnashchennyh-era-glonass-avtomobilej.html
24. Информационные системы и технологии: науч. издание / под. ред. Ю. Ф. Тельнова. - М : ЮНИТИ-Дана, 2012. - 303 с.
25. Бизнес-реинжиниринг: Учебное пособие / Под ред. Н. В. Васильева М.: Экмос, 2005. - с. 160-161
26. Transit: The GPS Forefather [Электронный ресурс] : The Aerospace Cor-poration - Режим доступа: http://www.aerospace.org/crosslinkmag/spring- 2010/transit-the-gps-forefather/
27. «Циклон» - первая спутниковая система навигации в СССР [Электронный ресурс] : информационный портал - Режим доступа:http://www.kik- sssr.ru
28. История развития ГЛОНАСС [Электронный ресурс] : информационно-аналитический центр - Режим доступаhttps://www.glonass-iac.ru
29. GPS (NAVSTAR) [Электронный ресурс] : сайт торговой компании «Кронас» - Режим доступа:http: //www.kronas .ru/content/gpsnavstar
30. История развития ГЛОНАСС [Электронный ресурс] : системный интегратор проектов внедрения спутниковых технологий - Режим доступа: http://www.nis-glonass.ru
31. Спутниковая геодезическая система DORIS [Электронный ресурс] : контент-платформа - Режим доступа:http: //pandia. ru/text/7 9
32. Спутниковая система Бэйдоу [Электронный ресурс] : информационный портал - Режим доступа:http://www.gps.ru
33. Навигационная система Galileo [Электронный ресурс] : новостной портал - Режим доступа:http://www.interfax.ru/world/541192
34. Обзор глобальных навигационных систем [Электронный ресурс] : сайт компании «ВСПЦЕНТР» - Режим доступа:
http://www.vspcenter.ru/glonass/system/
35. Пономарев В. Л НЕТБУК: выбор, эксплуатация, модернизация. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009. - 432 с.
36. ГОСТ Р 54024-2010 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования. - Введ. 01.12.2011. - Москва : Стандартинформ, 2011. - 12 с.
37. Система мониторинга транспорта. Как это работает? [Электронный ресурс] : сайт компании «Центр мониторинга транспорта» - Режим доступа: https://glonass37.ru
38. Службы такси отказываются от раций [Электронный ресурс] : информационный портал - Режим доступа:http://vestimd.ru
39. Модуль «Электронные карты» [Электронный ресурс] : сайт компании «Лайм.Технологии» - Режим доступа:http://www.limetaxi.ru
40. Программа для диспетчерской такси [Электронный ресурс] : сайт компании «mTaxi» - Режим доступа: http: //mtaxiapp .com/ru/dispetcherskaya-taksi
41. Зачем inTaxi таксопаркам? [Электронный ресурс] : сайт сервиса «inTaxi» - Режим доступа: http://intaxi.ru/
42. Возможности программы [Электронный ресурс] : сайт компании «Единая Служба» - Режим доступа:http://www.estaxi.ru/
43. Внедрение на промышленных предприятиях информационных технологий поддержки жизненного цикла продукции: методические рекомендации / Л. В. Губич, М. Я. Ковалев, Н. И. Петкевич, Д. Л. Васильев, Н. П. Муха, И. И. Шибут. - Минск : «Беларуская навука», 2012.- 190 с
44. 1С:Предприятие 8. Такси и аренда автомобилей [Электронный ресурс] : интернет-магазин - Режим доступа: http://solutions.1c.ru/catalog/taxi/features
45. Репин, К. Н. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов: учебник для вузов / К. Н. Репин, А. А. Еремеевский. - Санкт- Петербург: Питер, 2013. - 276 с.
46. Маховский А. Внедряем процессный подход / А. Маховский, В. Па- тешман // Настольный журнал IT-руководителя. - 2013. - №11. - С. 24-26
47. Процессный подход к управлению: теория и практика применения [Электронный ресурс] : интернет-проект «Корпоративный менеджмент» - Режим доступа:http://www.cfin.ru
48. Елманова, Н. Объекты, модели и совокупности моделей [Электронный ресурс] / Н. Елманова // КомпьютерПресс. - 2007. №9. - Режим доступа: http://compress.ru/article.aspx?id=18087
49. Устав ООО «Столица» : документ организации - Абакан : ООО «Сто-лица», 2011. - 10 с.
50. Ясовский, В. Б. Организационная структура: учебное пособие / В. Б. Ясовский // ИНТУИТ. - 2006. - № 2. - С. 34-76.
51. Волкова, А. Н. Функциональная модель [Электронный ресурс] / А. Н.Волкова // Свободная энциклопедия. - 2003. - Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org
52. GoIP 8 - VoIP-GSM-шлюз GoIP8 (GSM/SIP/H323) [Электронный ре-сурс] : интернет магазин VoIP-Shop - Режим доступа:www.voip-shop.ru
53. Windows Server Ознакомительные версии [Электронный ресурс] : сайт компании Microsoft - Режим доступа:www.microsoft.com
54. Программа для такси Скат [Электронный ресурс] : сайт компании ООО «Скат» - Режим доступа:https://scat.su
55. Жданова, О. Н. Показатели оценки эффективности: учебное пособие / О. Н. Жданова, В. И. Кияев. - Саратов: Лаборатория знаний, 2012. - 123 с.
56. Москов, А. Все о такси в Красноярске [Электронный ресурс] / А.
Москов //Комсомольская Правда. -2013. - Режим доступа:
https://www.krsk.kp.ru/daily/26155/3043457
57. Система спутникового мониторинга транспорта ГЛОНАСС [Электронный ресурс] : сайт GPS-мониторинга автотранспорта - Режим доступа: http://space-team.com
58. Шестаков, Н. А. Позиционирование объектов в дорожной сети в системах мониторинга городского транспорта / Н. А. Шестаков // Проблемы информатики. - 2011. - №5. - С. 159-166.
59. Соловьев, М. Применение беспроводных технологий в системах мониторинга транспорта и неподвижных объектов / М. Соловьев // Электроника: Наука, Технология, Бизнес. - 2006. - №2. - С. 62-63.
60. Стандарт заказа такси или услуги курьера такси [Электронный ресурс] : сайт шаблона кодекса компании - Режим доступа: http://shablon.biz-drive.ru
61. Диаграмма Исикавы [Электронный ресурс] : сайт проекта менеджмента качества - Режим доступа: http://www.kpms.ru
62. Арутюнова, Д. В. Стратегический менеджмент: учебное пособие / А. В. Арутюнова. - Таганрог : ТТИ ЮФУ, 2010. - 122 с.
63. Продукты Office [Электронный ресурс] : сайт компании Microsoft - Режим доступа: https://products.office.com/ru-ru
64. ESET NOD32 - корпоративный антивирус [Электронный ресурс] : официальный сайт антивируса ESET NOD32 - Режим доступа: www.esetnod32.ru/business/
65. Выбор сервера для небольшой компании [Электронный ресурс] : сайт IT-решений ADVANSERV - Режим доступа: http://www.advanserv.ru/
66. Величко, Д. В. GPS навигация в автоматизированных системах диспетчеризации и мониторинга движения транспорта / Д. В. Величко, Д. О. Окольничева //Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2011. - №7. - С. 659-663
67. Для чего нужны сайт и мобильное приложение? [Электронный ресурс] : сайт готовых решений для такси - Режим доступа: http://www.taxi3c.ru/