ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы детского аутизма 6
1.1 Психолого-педагогические особенности ребенка с РАС 6
1.2 Анализ современных подходов при коррекции детского аутизма в России
и зарубежом 20
2 Разработка методических рекомендаций по тьюторскому сопровождению
ребенка с РАС 36
2.1 Методические рекомендации по тьюторскому сопровождению ребенка с РАС 36
2.2 Педагогический эксперимент и его результаты 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А, Б, В
Детский аутизм - проблема довольно актуальная на сегодняшний день. Ниже объясню почему. И в нашей стране, и за рубежом за последние годы появилось много новых оригинальных исследований, посвященных проблемам этиологии, методикам детского аутизма, проявлениям аутистических состояний в различных клинических структурах.
В ряде стран были проведены исследования по выявлению распространенности детского аутизма. Установлено, что данный синдром встречается примерно в 3-6 случаях на 10000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
Часто подчеркивается, что вокруг этого «чистого» клинического синдрома группируются множественные случаи сходных нарушений в развитии коммуникации и социальной адаптации.
В результате современные клинические классификации включают детский аутизм в группу первазивных (всепроникающих) расстройств, проявляющихся в нарушении развития практически всех сторон психики: когнитивной и аффективной сферы: внимания, памяти, речи, мышления; сенсорики и моторики и т. д.
В настоящее время становится все более понятным, что детский аутизм не является проблемой одного только детского возраста. (Лебединская К.С., Никольская О. С.). Трудности коммуникации и социальной адаптации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь и поддержка должны сопровождать человека, страдающего аутизмом, всю жизнь.
При работе с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС) стиль преподавания имеет важнейшее значение для обеспечения эффективности обучающего процесса. К ключевым моментам, на которые необходимо обратить внимание, можно отнести инклюзивное образование. Проще говоря, инклюзия = «включение».
Доказано, что инклюзия является наиболее развивающей средой для многих детей с ограниченными возможностями, а также для их нормативных одноклассников. (Лебединская К.С., Никольская О.С.) [2]. Инклюзия детей аутичного спектра широко практикуется в мире. Многие из таких детей не в состоянии справиться своими силами и государство назначает им помощников, которые сопровождают их в учебное время.
У сопровождающего человека есть специальный педагогический термин «тьютор» [10].
Роль тьютора не ограничивается лишь сопровождением ребенка. Тьютор является своего рода связующим звеном, основной задачей которого является координация взаимодействия между основными участниками инклюзивного процесса — самим ребенком, сверстниками, педагогом и родителями ребенка. Выполняя свою ключевую роль, тьютор целенаправленно работает над достижением основной цели — привести ребенка к максимально успешному развитию в инклюзивной среде, при этом lie нарушая кардинальным образом 3
С одной стороны, важно обучить ребенка приспособляться к социальным правилам, распорядку дня, сенсорным раздражителям, которые находятся в натуральной среде, а с другой стороны — научить окружающих (как взрослых, так и сверстников) с пониманием относиться к особенностям аутичного ребенка и воспринимать его как неотъемлемую часть.
Включение детей с аутизмом в массовую образовательную систему в дошкольном и школьном возрасте может внести большой вклад в их развитие, включая повышение уровня речевых и коммуникативных навыков, навыков социализации и интеллектуального уровня. Многие эксперты считают инклюзию гражданским правом, ответственным за формирование соответствующего социального развития, но для того, чтобы инклюзия и обучение в среде нормативно развивающихся сверстников были успешными, многим детям с аутизмом требуется специализированная помощь.
Процесс инклюзии требует слаженной работы педагогического коллектива, применения специфических методов и методик, восприятия инклюзии как процесса и большого эмоционального вклада. Комплексность процесса инклюзии, как и комплексность человеческих взаимоотношений, не имеет единственного пути решения всех проблем и затруднений. Особенности каждого ребенка с аутизмом, возможности среды, в которую он будет включен, профессионализм и мотивация педагогов представляют собой сложный механизм факторов, для отлаженной работы которого требуется выбор целей и стратегий инклюзии на индивидуальной основе [2].
Как видно из вышеописанного, то тема является довольно проблематичной и загадочной. И изучать ее очень интересно.
Цель нашей дипломной работы - разработать методические рекомендации по тьюторскому сопровождению детей с расстройством аутистичекого спектра.
Задачи:
1. Выявить психолого-педагогические особенности развития ребенка с РАС
2. Изучить современные подходы при коррекции детского аутизма в России и зарубежом
3. Разработать методические рекомендации для работы с детьми с РАС
4. Проверить эффективность методики на практике в детском саду Объект - дети с расстройством аутистического спектра.
Предмет - методические рекомендации по работе с детьми с расстройством аутистического спектра.
Гипотеза - мы считаем, что разработанные нами методические рекомендации по тьюторскому сопровождению детей с РАС позволят им более эффективно осваивать образовательную программу детского сада.
Успешное взаимодействие специалистов с семьёй обучающегося с аутизмом - одно из главных условий эффективности коррекционно-образовательного процесса. Работа с семьёй подразумевает различные формы психологической помощи родителям, разъяснение истинных проблем ребёнка, обучение приемам и методам работы с ребёнком в условиях семьи и, возможно, использование родителей как парапрофессионалов [21, с. 68]. Разработанные нами методические рекомендации будут полезны родителям и специалистам.
Данная работа посвящена изучению проблемы ребенка с РАС.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок учился в общеобразовательном учебном заведении, будь то детский сад или школа. Чтобы реализовать инклюзивную практику требуются определенные условия, специалисты, работающие с ребенком с РАС, такие как дефектолог, логопед, психолог, тьютор, чтобы помогать ребенку в дальнейшем обучении. Команда специалистов должна быть сплоченной и работать в одном темпе и по одинаковым принципам.
В 1 главе нами изучена теоретическая литература, отмечены психолого-педагогические особенности детей с РАС, проанализированы популярные подходы к коррекции аутизма. Рассмотрена работа тьюторского сопровождения.
Основными проявлениями болезни являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими, эмоциональная холодность или безразличие к близким, страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненная приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям, а также расстройства речи, характер которых существенно отличается при разных вариантах синдрома.
Нами отмечены более эффективные методы работы с детьми с РАС, такие как программа ТЕАССН, АBА-терaпия, эмоционально-уровневый подход. Эти методики популярны как зарубежом, так и в России. Аутизм отступает у 40% больных детей.
Во 2 главе мы преподносим практическую разработку - методические рекомендации для обучения детей с РАС. В ней мы описываем самые актуальные трудности ребенка и способы их решения в условиях детского сада.
Чтобы доказать гипотезу своего исследования, об эффективности методических рекомендаций, мы проводим эксперимент, сроки которого были: сентябрь 2015 г. - январь 2016 г. По данным диагностики видно, что разработанные нами методические рекомендации работают, и ими пользуется не только тьютор, но и все педагоги ДОУ и родители детей. Коллектив детского сада отметил плюсы разработанных рекомендаций. Мы считаем, что разработанные нами рекомендации частично доказали нашу гипотезу о эффективном освоении образовательной программы детского сада.
1. Айрес, Э. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития : учеб. пособие / Э. Айрес. - М.: изд-во Теревинф, 2012. - С. 240-246
2. Брин, И.Л. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология : сб. материалов // Материалы международной научно¬практической конференции «Организация психолого-педагогической и медико-социальной помощи лицам с расстройствами аутистического спектра» II Международной научно-практической конференции / М. Л. Дунайкин, О. Г. Шейнкман; под ред. Алехина С. В. - М.: изд-во МГППУ,
2013. - С. 20-31
3. Гринспен, С. На ты с аутизмом : методика / С. Гринспен; под ред. М. Дименштейн; переводчик: А. А. Ильин-Томич. - М.: изд-во Теревинф, 2015. - С. 87-92
4. Делани, Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом : методика / Т. Делани; переводчик В. И. Дегтярева. - Екб.: изд-во Рама Паблишинг,
2014. - С. 145-154
5. Доленко, О.В. Детский аутизм и рецептивные расстройства речи Нейроньюс: психоневрология и нейропсихиатрия. - Москва: 2011 г. - С. 101-106
6. Ермолаев, С. Д. Специальное и инклюзивное образование в детском саду
: сб. науч. тр. ФГОС / С. Д. Ермолаев. - СПб.: изд-во Детство-пресс, 2015. - С. 135-140
7. Ефимов, О. И. Аутизм дружбе не помеха : сб. науч. тр. / О. И. Ефимов. - СПб.: изд-во Диля, 2015. - С. 15-17
8. Лебединская, К. С., Диагностика раннего детского аутизма : науч. изд. / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. - М.: изд-во Просвещение, 1991. - С. 78-89
9. Микиртумов, Б. Е. Аутизм. История вопроса и современный взгляд : науч. изд. / Б. Е. Микиртумов. - СПб.: изд-во Н-Л, 2012. - С. 135-138
10. Минобрнауки РФ Письмо от 18 марта 2014 г. N 06-281 О направлении требований, п. 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultantru/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc;base=LAW;n=57872;md=189271.27009529364295304;div=LAW
1 1 .Морозов, С. А. Современные подходы к коррекции детского аутизма. Обзор и комментарии : науч. изд. / С. А. Морозов. - М.: 2010. - 94 с.
12. Морозов, С.А. Детский аутизм и основы его коррекции. - М.: 2011, 78 с.
13. Морозова, С. С. Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах : науч. изд. / С. С. Морозова. - Краснодар: изд-во Владос, 2010. - 176 с.
14. Морозова, С.С. Составление и использование индивидуальных коррекционных программ для работы с аутичными детьми : мет. реком. / С. С. Морозова. - М.: 2010. - 143 с.
15. Морозова, Т.И. Методические рекомендации по коррекции нарушений речевого развития при детском аутизме // Аутизм: методические материалы по психолого-педагогической коррекции / Т. И. Морозова; под ред. С.А.Морозова. - М.: Изд. 2-е доп., 2010. - 102-141с.
16. Никольская, О. С. Специальный ФГОС начального образования для детей с расстройствами аутистического спектра : науч. изд. ФГОС / О. С. Никольская; под ред. М. А.Поповой. - М.: изд-во Просвещение, 2013. - 29 с.
17.О коррекционном и инклюзивном образовании детей [Электронный ресурс] : Письмо Минобрнауки Pоссии от 07.06.2013 N HP-535/07. - Pежим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=157999
18.О сохранении системы специализированного коррекционного образования [Электронный ресурс] : Письмо Минобрнауки Pоссии от 28.10.2014 N BК-2270/07. - Pежим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=151225
19. Проект Федерального закона N 11928-6 "О народном образовании" (ред., внесенная в ГД ФС PФ, текст по состоянию на 25.01.2012) Статья 29. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование) [Электронный ресурс]. - Pежим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=92542
20. Проект Федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Pоссийской Федерации" (окончательная ред., принятая ГД ФС PФ 21.12.2012) Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. - Pежим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=100922
21. Pостомашвили, И. Е.Психологический тренинг партнерского общения подростков с ограниченными возможностями здоровья : уч.- мет. пособие / И. Е. Pостомашвили, Т. А. Колосова, под. ред. М. О. Bайполиной. - М.: изд-во Каро, 2014. - 96 с.
22. Франческа, А. Bведение в психологическую теорию аутизма : науч. изд. / А. Франческа; переводчик Д. Ермолаев. - М.: изд-во Теревинф, 2012. - С. 167-169
23. Цветкова, Г. B. Тьюторское сопровождение образовательного процесса. Технология смысло-поисковой деятельности : пособие / Г. B. Цветкова, под. ред. Л. Е, Гринина, A. B. Перепелкиной. - Bолгоград: изд-во Учитель, 2013. - С. 67-71
24. Шрамм, P. Детский аутизм и ABA. Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения : науч. изд. / P. Шрамм; переводчик З. Измайлова-Камар. - Екб.: изд-во Pама Паблишинг, 2014. - 208 с.
25. Эрц, Ю.М. Инклюзия детей с аутизмом в общеобразовательной системе: обзор целей и стратегий [Электронный ресурс]. - Pежим доступа:
http: //neuronews .com.ua/page/inklyuziya-detej -s-autizmom-v-obcsheobrazovatelnuyu-sistemu-obzor-celej-i-strategij