Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Первичная профилактика девиантного поведения подростков

Работа №24949

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы53
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1013
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Подростки с девиантным поведением как объект социальной работы 5
1.1 Возрастные особенности подросткового возраста 5
1.2 Понятия девиантного поведения, его типы, формы 13
1.3 Основные причины девиантного поведения подростков 16
2 Технологические основы социальной работы с подростками с
девиантным поведением 20
2.1 Технологии социальной работы с подростками с девиантным
поведением 20
2.2 Первично-профилактическое направление социальной работы с
подростками с девиантным поведением 27
3 Опыт применения первичной профилактики девиантного поведения подростков на примере деятельности молодежного центра «Свое дело» 35
3.1 Описание опыта деятельности молодежного центра «Свое дело» по
профилактике девиантного поведения подростков 35
3.2 Проблемы реализации первичной профилактики девиантного
поведения в молодежном центре «Свое дело» и рекомендации по решению этих проблем 41
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение

Для каждого общества характерны определенные социальные отклонения, которые в наше время называют девиантным поведением, т.е. поведением, отклоняющимся от социальных норм и требований, принятых в том или ином обществе. К девиантному поведению относят не только преступления, но и различные проступки, которые ставят под угрозу жизнь окружающих, а также оказывают негативное воздействие на других людей.
Наиболее уязвимы к такому влиянию дети, особенно находящиеся в подростковом возрасте. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2014 году число преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, составило 59,5 тыс. человек [1]. Также на 2014 год численность подростков, состоящих на учете в лечебно-профилактических организациях, с диагнозом «алкоголизм и алкогольные психозы», составила 331 тыс. человек, а с диагнозом «наркомания» - 552 тыс. человек [2, с. 78]. Можно сделать вывод, что проблема девиантного поведения среди подростков становится все более актуальной и требует особого внимания не только со стороны самого общества, но и государства в целом.
В наше время девиантное поведение проявляется в самых разнообразных формах, поэтому становится чрезвычайно важным искать пути его решения, вести постоянный контроль. Проблемой девиантного поведения в психологии занимаются Ю.А Клейберг, А. В. Прялухина, О. А. Манохина и рассматривали девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности [3,4,5]. В социологии основное внимание отводится личностям и группам, которые выступают носителями девиантного поведения и системе мер социального контроля, и этой проблемой занимаются Т. А. Пономарева, Е. В. Шульгина, М. Е. Позднякова [6,7,8]. В криминологии делается акцент на социально-правовых феноменах, которые связаны с нарушением юридических норм, и данной проблемой занимаются И. В. Упоров, Л. С. Буторина, А. Л. Репецкая [9,10,11].
Объектом являются подростки с девиантным поведением.
Предметом является первичная профилактика девиантного поведения подростков.
Цель: разработка рекомендаций по реализации технологий первичной профилактики девиантного поведения на основе анализа опыта деятельности ММАУ МЦ «Свое дело».
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- описать возрастные особенности подростков;
- рассмотреть понятия девиантного поведения, его типы и формы;
- выделить основные причины девиантного поведения;
- описать технологии работы с подростками с девиантным поведением;
- рассмотреть первичную профилактику девиантного поведения подростков;
- описать опыт деятельности ММАУ МЦ «Свое дело» по профилактике девиантного поведения подростков;
- выделить проблемы в реализации технологий первичной профилактики девиантного поведения в ММАУ МЦ «Свое дело» и разработка рекомендаций по их решению.
Методы работы: анализ документов, опрос (беседа, интервьюирование), включенное наблюдение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе был рассмотрен такой объект социальной работы как подростки с девиантным поведением. В современном обществе одной из серьезных социальных проблем является девиантное поведение подростков. В этот период молодости вырабатывается собственная жизненная позиция, определяются жизненные ценности, цели и задачи, поэтому необходимо постоянно корректировать поведение подростков.
В первой главе было раскрыто девиантное поведение как негативное социальное явление, а также описаны возрастные особенности подросткового периода. Существует множество подходов к определению понятия «девиантное поведение», каждый автор его трактует по-своему. В данной работе под девиантным поведением понимаются действия индивида или групп, противоречащие принятым в обществе нормам. Девиантное поведение может принимать массовый по масштабам характер, а также оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность, и общество в целом. Основными формами девиантного поведения являются насилие, наркомания и токсикомания, пьянство и алкоголизм, проституция и сексуальные отклонения, преступления и проступки, суицид, социальный паразитизм. Также были описаны основные причины девиантного поведения среди подростков. В научной литературе существует множество конкретных причин девиантного поведения, которые зависят от формы девиантного поведения. Общими факторами, которые обусловливают девиантное поведение подростков, являются общий уровень развития общества, непосредственно окружающая человека среда, наследственность, обучение и воспитание, действенность социальных институтов общества.
Во второй главе были описаны технологии работы с подростками с девиантным поведением, такие как социальная диагностика, профилактика, реабилитация и коррекция. Далее была описана первичная профилактика как технология социальной работы с подростками с девиантным поведением. Под
профилактикой понимается социально-педагогическая деятельность семьи и образовательных учреждений, государственных и общественных организаций, направленные на предупреждение и устранение риска возникновения отклоняющегося поведения подростков посредством формирования у них нравственных и правовых знаний, социально-полезных навыков и интересов. Существует три вида профилактики: первичная, вторичная и третичная. Также выделяются основные направления первичной профилактики: совершенствование социальной жизни людей; устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения; формирование условий, способствующих ресоциализации и реабилитации; воспитание социально позитивно-ориентированной личности; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. В настоящее время применяются две модели обучающих программ первичной профилактики для подростков: программы достижения социально¬психологической компетентности и программы обучения жизненным навыкам.
В третьей главе был исследован опыт первичной профилактической деятельности молодежного центра «Свое дело». Выявлены следующие проблемы: недостаточно активная деятельность по трансляции методических материалов проектов «Ювенальная служба» и «Служба превенции», отсутствие мероприятий по профилактике эмоционального выгорания волонтеров и специалистов в деятельности молодежного центра «Свое дело» и отсутствие применения групповой супервизии в молодежном центре.



1 Число преступлений, совершенных отдельными категориями лиц [Электронный ресурс] : Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru.
2 Дианов, М. А. Здравоохранение в России : статистический сборник / М.А. Дианова, С.Ю. Никитина. - Москва : Информационно-издательский центр «Статистика России», 2015. - 174 с.
3 Клейберг, Ю. А. Девиантное поведение: синтагма, онтология, эпистемология / Ю. А. Клейберг // Общество и право. - 2015. - № 1 (51). - С. 262-269.
4 Прялухина, А. В. Проблемы развития девиантной личности подростков /
А. В. Прялухина, Л. Г. Лаптев // Человеческий капитал. - 2017. - № 3 (99). - С. 88¬90.
5 Манохина, О. А. Психологические особенности понятия и причины девиантного поведения подростков / О. А. Манохина // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2011. - № 1. - С. 106-112.
6 Пономарева, Т. А. Особенности девиантного поведения подростков: социокультурный аспект / Т. А. Пономарева // Инновационная наука. - 2017. - Т. 1, № 3. - С. 254-257.
7 Шульгина, Е. В. Асексуальность и антисексуальность - формы девиантного поведения? / Е. В. Шульгина // Феноменология и профилактика девиантного поведения (Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием) / Министерство внутренних дел Российской Федерации, Краснодарский университет. - Краснодар, 2015. - С. 188-192.
8 Позднякова, М. Е. Особенности делинквентного поведения подростков, находящихся в учреждениях пенитенциарной системы / М. Е. Позднякова // Феноменология и профилактика девиантного поведения (Материалы IX
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием) / Министерство внутренних дел Российской Федерации,
Краснодарский университет. - Краснодар, 2015. - С. 115-121.
9 Репецкая, А. Л. Проблемы предупреждения девиантного поведения молодежи и организация системы ее криминологической защиты / А. Л. Репецкая // Известия ИГЭА. - 2012. - № 2 (82). - С. 145-149.
10 Буторина, Л. С. Противоправные формы девиантного поведения несовершеннолетних / Л. С. Буторина // Вестник Московского университета МВД России. - 2013. - № 2. - С. 161-165.
11 Упоров, И. В. Девиантное поведение несовершеннолетних как предпосылка совершения ими преступных деяний / И. В. Упоров // Общество и право. - 2012. - № 4 (41). - С. 312-315.
12 Психология человека от рождения до смерти / под ред. А. А. Реана. - Санкт-Петербург : Изд-во «Олма-Пресс Инвест», 2002. - 656 с.
13 Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. - Москва : Изд-во Эксмо, 2005. - 416 с.
14 Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - Москва : Просвещение, 1989. - 227 с.
15 Выготский, Л. С. Собрание сочинении : в 6 т. / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1984. - Т. 4. - 433 с.
16 Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. - Санкт-Петербург. : Питер, 1999. - 416 с.
17 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Москва : Педагогика, 1989. - Т. 2. - 328 с.
18 Балаева, А. В. Основы гуманитарной компетентности судьи, рассматривающего уголовные дела в отношении несовершеннолетних : методическое пособие / А. В. Балаева, Е. Д. Женодарова, Л. М. Карнозова. - Москва : ООО «Акварель», 2011. - 174 с.
19 Симончук, Т. Е. Девиантное поведение в подростковом возрасте / Т. Е. Симончук // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2016. - № 1 (23). - С. 202-203.
20 Овчинников, А. Ю. Сущность, причины, формы проявления отклоняющегося поведения в юношеском возрасте / А. Ю. Овчинников // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2011. - № 9. - С. 225-230.
21 Апинян, Г. В. О понятиях «девиация», «девиантность», «девиантное поведение» / Г. В. Апинян // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 118. - С. 119-123.
22 Фахрадова, Л. Н. Профилактика и коррекция девиантного поведения несовершеннолетних на уровне образовательной организации / Л. Н. Фахрадова,
В. Н. Барсуков, Е. О. Смолева, И. Н. Разварина // Проблемы развития территории. - 2016. - № 2 (82). - С. 123-136.
23 Маркова, О. О. Социально-педагогические технологии работы с детьми девиантного поведения / О. О. Маркова, Е. О. Аквазба // Человеческий и профессиональный потенциал молодежи региона : материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, студентов / Тюменский индустриальный университет. - Тюмень, 2014. - С. 67-68.
24 Павлова, С. А. Девиантное поведение и причины его возникновения / С.
А. Павлова, И. А. Фарафонтова // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 2, № 6. - С. 129-131.
25 Павленок, П. Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения : учебное пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. - Москва : Инфра-М, 2007. - 185 с.
26 Ахмуллаева, М. Ф. Девиантное поведение подростков: понятие, причины, виды и профилактика / М. Ф. Ахмуллаева, Б. Т. Крыкпаева // Велес. - 2016. - № 4-2 (34). - С. 138-145.
27 Рыжаков, С. С. Причины и условия преступности несовершеннолетних в фокусе психолого-криминологического интереса / С. С. Рыжаков // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - № 1. - С. 37-40.
28 Коломасова, Е. Н. Диагностика как технология социальной работы с семьей и детьми / Е. Н. Коломасова, Д. А. Бистяйкина // Вестник Мордовского университета. - 2012. - № 1. - С. 120-122.
29 Леус, Э. В. Диагностика девиантого поведения несовершеннолетних / Э.
B. Леус, А. Г. Соловьев, П. И. Сидоров // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 9. - С. 268-278.
30 Миронов, Д. Д. Психолого-педагогическая диагностика девиантного поведения / Д. Д. Миронов // Педагогический журнал Башкортостана. - 2016. - № 3. - С. 96-98.
31 Миннегалиев, М. М. Формы профилактики девиантного поведения подростков / М. М. Миннегалиев // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 5 (36). - С. 79-81.
32 Болдина, М. А. Профилактика как ведущая технология социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению / М. А. Болдина, Ю.
C. Никонов // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2016. - Т. 15, № 2. -
С. 99-103.
33 Королева, И. В. Первичная профилактика наркозависимости у молодежи посредством активизации личностного потенциала / И. В. Королева // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. - 2013. - № 1 (12). - С. 84-95.
34 Вахобова, Д. Ш. Девиация как социально - педагогическая проблема / Д. Ш. Вахобова, Д. А. Ибрагимова, Я. С. Шерматова // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития : сборник научных статей 4-и Международной научно¬практической конференции / Закрытое акционерное общество «Университетская книга». - Курск, 2014. - С. 89-92.
35 Паршина, В. В. Социальная реабилитация подростков с девиантным поведением / В. В. Паршина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - №2-2. - С. 284-286.
36 Липунова, О. В. Подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних / О. В. Липунова // Амурский научный вестник. -
2014. - № 4. - С. 66-77.
37 Иванин, А. В. Первичная профилактика девиантного поведении старших подростков / А. В. Иванин, Е. А. Истомина, Ю. Б. Ятченко // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий : межвузовский сборник научных работ. - Екатеринбург, 2016. - С. 236-240.
38 Якунина, Е. В. Профилактика девиантного поведения подростков / Е. В. Якунина, Е. В. Тремаскина // Вестник магистратуры. - 2016. - Т. 2, №6 (57). - С. 45¬47.
39 Петриченко, Ю. А. Воспитательно-профилактическая деятельность по предупреждению и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних / Ю. А. Петриченко // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2006. - Т. 1, № 9. - С. 131-141.
40 Кондрашина, Е. Б. Первичная профилактика отклоняющего поведения несовершенолетних // Е. Б. Кондрашина, Е. В. Тремаскина, К. О. Васяева // Вестник магистратуры. - 2016. - Т. 2, №6 (57). - С. 54-56.
41 Батищев, В. В. Профилактика патологических форм зависимого поведения. Позитивное большинство: технологии влияния на личный выбор / В.В. Батищев и др.; под общ. ред. О. В. Зыкова. - Москва : РБФ «НАН», 2010. - 342 с.
42 Лыгина, М. А. Волонтерское движение - новое направление первичной профилактики / М. А. Лыгина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. - 2008. - № 11. - С. 15-18.
43 Спрангер, Б. Е. Ключевые принципы построения профилактических программ для подростков / Б. Е. Спрангер // Вопросы наркологии. - 2008. - № 3. - С. 48-53.
44 Доноева, Ю. В. Активизирующая роль тренинговых занятий в развитии здоровьеориентированной направленности личности / Ю. В. Доноева // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 2. - С. 134-136.
45 Комер Р. Причины приема наркотических веществ / Р. Комер // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 6. С. 17-24.
46 Чеснакова, Е. Н. Формирование жизненных навыков подростков в процессе занятий спортивным ориентированием / Е. Н. Чеснакова // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - №28. - С. 1111-1113.
47 Устав Муниципального молодежного автономного учреждения «Молодежный центр «Свое дело». - Красноярск, 2016.
48 Положение о реализации проекта «Служба превенции». - ММАУ МЦ «Свое дело». - Красноярск, 2017.
49 Положение о проекте «Ювенальная служба». - ММАУ МЦ «Свое дело». - Красноярск, 2017.
50 Бутова, Т. В. Проблемы реализации молодежной политики на муниципальном уровне / Т. В. Бутова, А. И. Дунаева, Н. О. Удачин // Интернет- журнал Науковедение. - 2014. - №3 (22). - С. 1-9.
51 Фокин, И. В. Потенциалы супервизии и их актуализация в практике социальной работы / И. В. Фокин // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2010. - №2. - С. 216-219.
52 Дадова, 3. И. Роль школы в социализации подростков / 3. И. Дадова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 17. - С. 199-200.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ