Введение
1 Теоретическая часть
1.1 Понятие и система государственной гражданской и муниципальной службы 7
1.1.1 Государственное и муниципальное управление 7
1.1.2 Государственная гражданская служба и муниципальная служба 10
1.1.3 Структура органов государственной власти России 13
1.2 Направления развития государственной и муниципальной службы ... 14
1.2.1 Государственная программа «Информационное общество» 18
1.2.2 Основные направления развития государственной гражданской
службы России 18
1.2.3 Основные направления развития государственной гражданской
службы в зарубежных странах и России 21
1.3 Сравнительный анализ использования ИС в области государственной и муниципальной службы 28
1.3.1 Проблемы в сфере информационного обеспечения органов
государственного управления 29
1.3.2 Зарубежный опыт использования ИС в области государственной
и муниципальной службы 30
2 Анализ предметной области 35
2.1 Общая характеристика Правительства Красноярского края 35
2.2 Обследование Кадрового центра 39
2.2.1 Общая характеристика организации 40
2.2.2 Перечень основных правовых актов 41
2.2.3 Дополнительное профессиональное образование 42
2.2.4 Анализ организационной структуры 44
2.2.5 Функциональная структура 45
2.2.6 Документооборот 46
2.3 Описание основных управленческих деловых процессов 47
2.3.1 Анализ процесса формирования тематического плана и графика
повышения квалификации 47
2.3.2 Процедура выдвижения на обучение 48
2.3.3 Процесс сбора и обработки персональных данных 50
2.4 Описание уровня информатизации 52
2.4.1 Федеральный портал управленческих кадров 53
2.4.2 Портал Кадровая политика 55
2.4.3 Информационные системы обработки персональных данных 57
2.4.4 Техническое обеспечение Кадрового центра 58
3 Разработка информационной системы сбора и обработки персональных
данных о служащих 59
3.1 Проектирование и моделирование информационной системы 59
3.1.1 Инфологическая модель данных 60
3.1.2 Даталогическая модель данных 61
3.1.3 Физическая модель данных 63
3.1.4 Моделирование информационной системы 66
3.1.5 Формирование технического задания 69
3.2 Выбор программного средства и разработка информационной системы 71
3.2.1 Обзор программных средств для разработки информационной системы 71
3.2.2 Разработка приложения 73
3.3 Оценка экономической эффективности от внедрения системы 79
3.3.1 План график выполнения проекта с распределением ресурсов 83
3.3.2 SWOT-анализ 84
3.3.3 Экономическая оценка использования приложения 85
Заключение 87
Список использованных источников 88
Приложение
Главным фактором эффективности государственного управления является организация системы власти и управления, ее функционирование как единого организма. Этот фактор играет определяющую роль в любом современном
развитом государстве.
Эффективность государственного управления напрямую связана с наличием современной бюрократии, обладающей высоким профессионализмом,
стратегическим инновационным мышлением, признающей в качестве приоритетного демократический стиль управляющей деятельности и руководствующейся государственным интересом [3].
Определяющим фактором эффективного функционирования государственного управления являются кадры государственной и муниципальной
службы.
Задачи формирования и использования кадров государственного регионального управления являются неотъемлемой частью общей проблемы – создания сильной демократической государственной и авторитетной власти.
Важно уделять особое внимание получению дополнительного профессионального образования, профессиональной переподготовке государственных
и муниципальных служащих.
В Красноярском крае организацией проведения обучающих программ для
служащих занимается объект исследования выпускной работы.
Объектом исследования ВКР является отдел по подготовке государственных и муниципальных служащих (Кадровый центр) управления кадров и государственной службы Губернатора Красноярского края.
Цель ВКР – совершенствование управления процессом обучения государственных и муниципальных служащих.
Задачи, решаемые при написании ВКР:
– формирование основного представления о государственной и муниципальной службе;
− изучение предметной области объекта исследования;
− обследование объекта исследования;
− выявление проблемных процессов в работе Кадрового центра;
– разработка рекомендаций для усовершенствования уровня информатизации процесса;
– реализация рекомендаций;
– оценка экономической эффективности от внедрения предложений.
Под уровнем информатизации понимают процесс, направленный на создание условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации работы органов государственной власти на основе внедрения информационно-комуникативных технологий и работы с информационными ресурсами.
В государственных органах существует малая часть автоматизированных
процессов.
Перейдем к рассмотрению ВКР, в рамках которой определим процессы,
нуждающиеся в автоматизации и усовершенствовании.
Информатизация органов государственной власти не только повышает
эффективность их деятельности, но и является модернизирующим фактором,
приводящим к преобразованию органов государственной власти.
Существующие в государственном управлении программные средства не
являются универсальными и едиными для страны, региона. Совокупность ИС
органов власти сложна и массивна, нуждается я в унификации и централизации.
Программные средства, действующие в органах государственной власти,
не могут позволить автоматизировать некоторые процессы работы.
В рамках ВКР рассмотрена работа органа исполнительной власти, реализующего государственную кадровую политику региона – отдел по подготовке
государственных и муниципальных служащих Управления кадров и государственной службы Губернатора Красноярского края.
В отделе выявлены процессы, нуждающиеся в автоматизации, но используя существующие программные средства, проблему невозможно решить.
Для разработки рекомендаций и их реализации изучены теоретические
аспекты государственного управления, рассмотрены основные направления
развития государственной и муниципальной службы России и заграничных
стран, уровень информатизации органов государственного управления зарубежных стран.
В рамках второй главы проведено обследование предметной области,
объекта исследования. Изучена структура, функции, основная деятельность
Кадрового центра, выделен процесс, который потенциально можно автоматизировать – процесс сбора и обработки персональных данных об участниках образовательных программ.
Рассмотрены основные программные средства, с помощью которых можно реализовать этот процесс, проведено сопоставление возможности использования тех или иных информационных систем в рамках существующих на объекте исследования. По итогам обзора производится выбор программы, в рамках
которой возможно автоматизировать процесс, в данном случае это объектноориентированный язык программирования Delphi.
Следующим шагом производится составление технического задания к
разработке, проектирование, программирование и визуализация приложения.
Тестирование приложения проводилось в Кадровом центре в течение года, в результате чего были выявлены и исправлены недостатки.
По итогам эксплуатации приложения сформирована социальноэкономическая эффективность применения приложения для органа исполнительной власти и служащих, заполняющих карточку сбора персональных данных, согласно которой, при прохождении обучения слушателями, кураторы
групп тратят на процесс сбора и обработки персональных данных 2 час 46 минут без программного средства и 7 минут при наличии программы. Сами служащие могут в течение дня зайти в компьютерный класс и заполнить карточку,
либо, найти свои данные в базе данных слушателей и, если необходимо, откорректировать их.
СТО 4.2–07–2014 Система менеджмента качества. Основные требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности. Введен 30.12.2013. Красноярск: ИПК СФУ, 2014. – 60 с.
2. Выполнение выпускной квалификационной работы по направлению
09.03.03 «Прикладная информатика»: учебно-методическое пособие [Текст] /
сост. А. В. Федорова. – Красноярск: СФУ, 2016. – 36 с.
3. Пыжикова Н.И., Титова Е.В., Козлов М.А. Критерии оценки эффективности государственной поддержки // Успехи современной науки. – 2015. – № 3.
– С. 5–7.
4. Студопедия – лекционный материал для студентов [Электронный ресурс] : Общее понятие управления. Управление как социальное явление». – Режим доступа: http://Studopedia.su/16_111746_obshchee-ponyatie-upravleniyaupravlenie-kak-sotsialnoe-yavlenie.html.
5. Fictionbook – бесплатная библиотека электронных книг [Электронный
ресурс] : К. Сибикеев. Государственное и муниципальное управление. – Режим
доступа: http://fictionbook.ru/author/konstantin_sibikeev/gosudarstvennoe_i_
municipalnoe_upravlenie/read_online.html.
6. Административное право РФ [Электронный ресурс] : Управление: понятие, признаки, виды. – Режим доступа: http://lawbook.online/ administrativnoepravo-uchebniki/upravlenie-ponyatie-priznaki-17407.html.
7. Берваль, А.В. Управление рисками основных участников рынка долевого строительства жилья : монография / А.В. Берваль, А.И. Романова. – М.:
НИЦ ИНФРА–М, 2014. – 154 с.
8. Волков, Ю. Е. Управление как вид социальной деятельности / Ю. Е.
Волков // Социология управления : Учебник. – М. : Изд-во РАГС, 2006. – С. 83–
103.
9. Аврамчикова, Н.Т. Государственное и муниципальное управление:
учебное пособие «Менеджмент»/ СИБГАУ, Красноярск, 2008. – 125 с.
10. Электронная библиотека Knigi.news [Электронный ресурс] : Государственное и муниципальное управление. – Режим доступа: http://knigi.news/
munitsipalnoe/gosudarstvennoe-munitsipalnoe-upravlenie-54274.html.
11. Чиркин В. Е. Система государственного и муниципального управления: учебник / В. Е. Чиркин. − 5-е изд., пересмотр. − М.: Норма: ИНФРА–М,
2013. − 432 с.
12. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год 17 мая 2017 г. Российская газета – Федеральный
выпуск. – 2016. – №7270 (104).
13. Рой, О. М. Система государственного и муниципального управления :
учебное пособие / О. М. Рой. – 3-е изд. – СПб. : Питер. – 2009. – 14 с.
14. Шедько, Ю.Н. Система государственного и муниципального управления: учебник для бакалавров / Ю. Н. Шедько, Ю. Б. Миндлин, И. С. Цыпин [и
др.]; под ред. Ю. Н. Шедько. − М.: Издательство Юрайт, 2013. − 570 с.89
15. База работ «Пятифан» [Электронный ресурс] : Система государственного и муниципального управления в России. – Режим доступа: http://5fan.ru/
wievjob.php?id=35100.
16. Клиент платформа Pandia [Электронный ресурс] : Государственное
управление как система. Правовое и организационное обеспечение государственного управления в современной России. – Режим доступа: http://pandia.ru/
text/79/109/29521.php.
17. Макарейко, Н.В. Административное право: пособие для сдачи экзамена / Н.В. Макарейко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2014. – 212 с.
18. Кадры Основы государственной службы и кадровой политики [Электронный ресурс] : Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы. – Режим доступа: http://isfic.info/gossab
/civserv03.htm.
19. Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный
ресурс] : Табель о рангах всех чинов 24 января 1722 г. – Режим доступа:
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/tabel.htm.
20. Правовая библиотека [Электронный ресурс] : Правовое и организационное обеспечение государственной службы. – Режим доступа:
http://www.pravo.vuzlib.su/book_z1133_page_74.html.
21. Ивановский В.В. Русское государственное право ч. 1 Верховная
власть и ее органы. Казань, 1896. – 578 с.
22. Эйхельман О. Обзор центральных и местных учреждений Управления
России и Устава о службе по определению от правительства. Киев, 1890. – 76 с.
23. Щербаков Ю.Н. Государственная и муниципальная служба. Феникс,
2007. – 8 с.
24. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций.
М.: Юридическая литература, 1997. – 263 с.
25. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. – 2014. − № 31. – Ст. 4398.
26. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 2004. − № 31. – Ст. 3215.
27. Федеральный закон «О системе государственной службы РФ»: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ // Российская газета . – 2003. −№ 103.
28. Портал 2XH.RU [Электронный ресурс] : Государственная должность.
Понятие, аспекты, признаки. - Административное право. – Режим доступа:
http://2xh.ru/yuridicheskie/administrativnoe/103-gosudarstvennaja-dolzhnostponjatie-aspekty-priznaki.html.
29. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574
«О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» //
Российская газета – Федеральный выпуск. – 2006. – № 3968.
30. Закон Красноярского края «О Реестре должностей государственной
гражданской службы Красноярского края». // Законодательное собрание Красноярского края. – 2005. – № 14-3514.90
31. Федеральный портал управленческих кадров [Электронный ресурс]: О
системе государственной службы Российской Федерации. – Режим доступа:
https://gossluzhba.gov.ru/Page/Index/Sistema_gosudarstvennoy_sluzhby.
32. Федеральный закон «О муниципальной службе Российской Федерации»: федеральный закон от 02.03.2007 №25-ФЗ// Российская газета – Федеральный выпуск. – 2007. − № 4310.
33. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: федеральный закон от 06.10.2003 №
131-ФЗ // Российская газета – Дополнительный выпуск № 3316. – 2003.
34. Файоль А. Общее и промышленное управление. М.: Контроллинг,
1991. С. 24–25.
35. Арутюнова С.Э. Основные направления развития государственного
управления в системе государственной службы РФ, Вестник Саратовской государственной юридической академии · № 6 (101), 2014. – С. 102-107.
36. Путин, В.В. Демократия и качество государства. О ротации федеральных государственных гражданских служащих (фрагменты статьи) // Государственная служба. 2012. № 1, С. 4–9.
37. Алехин, А. П. Административное право РФ: Учебник. А.П. Алехин, А.
А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов – М.: ИКД «Зерцало-М». 2009. – 608 с.
38. Козбаненко В.А. Правоведение: Учебник / Под общей ред. В. А. Козбаненко. − 3-е изд. − М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,
2006. − 1072 с.
39. Матвеев С.П. Социальная защита государственных служащих: теоретические основы построения системы, практика осуществления и проблемы
правового регулирования: монография. – Воронеж: Воронежский институт
МВД России, 2011. – 213 с.
40. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ
от 12 декабря 2013 года // Российская газета. 2013. 13 дек.
41. Бахрах, Д.Н. Административное право России. М., 2000. С. 1.
Бахрах, Д. Н. Административное право: Учебник для вузов. – 2-е изд.,
изм. и доп. / Д. Н. Бахрах, Б. В. Российский, Ю. Н. Старилов – М.: Норма, 2005.
– 800 с.
42. Тихомиров Ю.А., Шахрай С.М. Риск – ориентированное публичное
управление// Риск и право. М., 2015. – №3 (68). – С. 81–86.
43. Булгакова И.Г. Некоторые аспекты профилактики коррупции в органах государственной власти // Журнал российского права. 2012. – № 8. – С. 75–
80.
44. Волкова В.В. О механизме применения мер поощрения к государственным служащим// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2012. –
№6 – С. 62–65.
45. Все о праве. Компас в мире юриспруденции [Электронный ресурс]:
Признаки государственной службы. Государственная служба и ее виды. – Режим доступа: http://www.allpravo.ru/diploma/doc29p0/instrum6073.html.91
46. Т.С. Мангушева. Вопросы децентрализации в сфере охраны общественного порядка. Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. – № 6 (101) – С. 96-101.
47. Минкомсвязь России [Электронный ресурс] : Государственная программа «Информационное общество» (2011–2020 годы). – Режим доступа:
http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/1/.
48. Федеральный портал управленческих кадров [Электронный ресурс]:
Основные направления развития государственной гражданской службы РФ на
2016–2018 годы. – Режим доступа: https://gossluzhba.gov.ru/News/Details/
57f79021-33d5-4b5d-bc8e-98f39ade6e0d.
49. Приказ Федеральное архивное агентство от 05.12.2016 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации и внедрению основных механизмов открытости в деятельность Росархива на период до 2018
года». – Режим доступа: http://archives.ru/documents/prik136 _2016.shtml.
50. Указ Президента РФ от 11.08.2016 № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы РФ на 2016 - 2018 годы». –
Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime.
51. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 24 декабря 2015 года № 584 «Об утверждении временного порядка работы пилотной
версии единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ на период ее опытной эксплуатации»//
Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. – № 26. ст. 3896.
52. Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в
некоторые акты Правительства РФ по вопросу передачи Министерству труда и
социальной защиты РФ функций по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих»// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. – № 21, ст. 3116.
53. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы РФ «Информационное общество (2011-2020
годы)»// Российская газета – Федеральный выпуск. – 2014. − № 4310.
54. Указ Президента РФ от 11.08.2016 № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы РФ на 2016–2018 годы». –
Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71363052/.
55. Мир знаний [Электронный ресурс] : Государственная служба в Сингапуре. – Режим доступа: http://mirznanii.com/a/158061/gosudarstvennayasluzhba-v-singapure.
56. Макаров, А.А. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в полиции зарубежных стран / А.А. Макаров, В.М. Чупров
// Административное и муниципальное право. – 2010. – № 3. – С. 79–85.
57. Портал: Все о странах мира [Электронный ресурс] : Рейтинг стран по
уровню коррупции. – Режим доступа: http://gotoroad.ru/best/corruption.