РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ П.А. ПОРОШЕНКО
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ 7
1.1. Речевое портретирование как способ изучения языковой личности. 7
1.1.1. Понятие языковой личности и способы ее изучения 7
1.1.2. Речевой портрет в кругу смежных понятий 10
1.2. Классификации речевых портретов: краткий обзор 14
1.3. Модель речевого портретирования политического деятеля 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 19
ГЛАВА 2. РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ П.А. ПОРОШЕНКО И
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИХ ОФОРМЛЕНИЯ 22
2.1. Понятие коммуникативной стратегии и коммуникативной тактики ... 22
2.2. Коммуникативные стратегии в речи П.А. Порошенко 31
2.2.1. Стратегия дискредитации и реализующие ее тактики и приемы.. 31
2.2.2. Стратегия самопрезентации и реализующие ее тактики и приемы .. 42
2.2.3. Стратегия формирования эмоционального настроя адресата и
реализующие ее тактики и приемы 52
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ 7
1.1. Речевое портретирование как способ изучения языковой личности. 7
1.1.1. Понятие языковой личности и способы ее изучения 7
1.1.2. Речевой портрет в кругу смежных понятий 10
1.2. Классификации речевых портретов: краткий обзор 14
1.3. Модель речевого портретирования политического деятеля 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 19
ГЛАВА 2. РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ П.А. ПОРОШЕНКО И
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИХ ОФОРМЛЕНИЯ 22
2.1. Понятие коммуникативной стратегии и коммуникативной тактики ... 22
2.2. Коммуникативные стратегии в речи П.А. Порошенко 31
2.2.1. Стратегия дискредитации и реализующие ее тактики и приемы.. 31
2.2.2. Стратегия самопрезентации и реализующие ее тактики и приемы .. 42
2.2.3. Стратегия формирования эмоционального настроя адресата и
реализующие ее тактики и приемы 52
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
В настоящее время активное развитие получает такое направление, как политическая лингвистика. С одной стороны, данная дисциплина изучает политический дискурс в целом, определяющим свойством которой является не столько информационная функция, сколько воздействующая; с другой стороны, языковую личность политического деятеля, которая преимущественно рассматривается как явление динамическое, содержащее индивидуальные и надындивидуальные черты. Другими словами, политик рассматривается и как уникальная языковая личность, и как субъект институционального дискурса, т. е. принадлежащий к определенной группе. Универсальной исследовательской категорией, позволяющей изучить языковую личность политика, является речевой портрет.
Возникновение речевого портретирования в политической лингвистике связано с именами зарубежных лингвистов, таких как Д. Вайс, Дж. А. Данн, С. Якобсон, Г. Лассвелл, J.C. Alexander, D.A. Hendricks, R.E. Denton Jr., J. Mattera, B. Rottinghaus и др. Однако сегодня данное направление активно развивается и в отечественной лингвистике, формируя существенный вклад в изучение языковой личности политика. Нельзя не отметить работы Е. В. Осетровой, Е. В. Фроловой, О. Н. Паршиной, А. П. Седых, Т. П. Тарасенко, Е. В. Шустровой, Т. В. Романовой и др.
Объектом лингвистических исследований уже были языковые личности В. В. Путина, Д. А. Медведева, Н. Ю. Белых, В. В. Жириновского, А. Б. Чубайса и др. Однако языковая личность президента Украины П. А. Порошенко, насколько нам известно, до сих пор не была предметом специального анализа. Таким образом, актуальность настоящей работы определяется неизученностью личности П. А. Порошенко в лингвистическом аспекте.
Объект исследования - языковая личность президента Украины П. А. Порошенко.
Предмет исследования - коммуникативные стратегии, тактики и лингвистические средства их реализации в речи П. А. Порошенко.
Цель исследования - представить речевой портрет П. А. Порошено в лингвопрагматическом аспекте, а именно: описать особенности лингвистического оформления коммуникативных стратегий и тактик, свойственных речи этого политика.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих за-Дач:
1) рассмотреть проблему определения понятия «речевой портрет» в аспекте соотношения со смежными понятиями;
2) представить классификации речевых портретов;
3) выявить и охарактеризовать на основе изучения научной литературы основные принципы речевого портретирования политического деятеля;
4) привести определение понятий коммуникативной стратегии и коммуникативной тактики;
5) выявить и описать коммуникативные стратегии и тактики, характерные для П. А. Порошенко;
6) выявить и описать специфику их языкового оформления.
Материалом исследования послужили расшифровки видео- и аудиозаписей публичных выступлений П. А. Порошенко и его ответов журналистам во время пресс-конференций, интервью в период с 2014 по 2016 гг. Общий объем текста речи 5 п.л.
Методы данного исследования определяются его целями, задачами, а также предметом. Использовался метод комплексного лингвистического описания, включающий приемы наблюдения, обобщения, интерпретации и классификации языковых фактов; приемы риторического анализа; контекстуальный анализ, позволяющий определить общий замысел речи; приемы общестилистического и культурно-речевого анализа, семантической и прагматической интерпретации.
Теоретико-методологической базой исследования явились фундаментальные труды в области теории языковой личности Бодуэна де Куртенэ, В. В. Виноградова, Ю. Н. Караулова, Л. П. Крысина, В. И. Карасика; работы в области политической лингвистики Е. В. Осетровой, О. Н. Паршиной, Е. И. Шейгал, О. Л. Михалевой, Г. Г. Почепцова, А. П. Чудинова; работы, по-священные речевому портретированию, М. В. Панова, Т. И. Ерофеевой, Е. А. Земской, М. В. Китайгородской, Т. М. Николаевойа, К. Ф. Седова, В. Д. Черняк; исследования в области коммуникативных стратегий и тактик О. С. Иссерс, Д. Р. Акоповой, Е. В. Фроловой, Е. Н. Ширяева, Т. А. ван Дейка, В. З. Демьянкова, Е. В. Клюева и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые предпринято описание речевого портрета политика П. А. Порошенко.
Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что ее основные положения дополняют и развивают научные представления о языковой личности современного политика.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять полученные результаты для повышения эффективности политической коммуникации, использовать в практике работы политологов, специалистов по общественным связям, политтехнологов, занимающихся текстовой деятельностью.
Структура работы. Основная часть выпускной квалификационной работы состоит из двух глав.
Глава 1 «Теория речевого портретирования в современной лингвистике» посвящена рассмотрению основных подходов к изучению языковой личности, а также теоретическому обоснованию модели речевого портретирования, применяемой в диссертационном исследовании.
В главе 2 «Речевые стратегии и тактики П. А. Порошенко и лингвистические особенности их оформления» выявлены основные черты речевого портрета П. А. Порошенко: описаны и проанализированы коммуникативные стратегии и тактики, применяемые политиком, а также лингвистические способы их оформления.
В Заключении подведены итоги исследования, обобщены характеристики речевого портрета политика П. А. Порошенко.
В список литературы включены источники, на которые имеются ссылки в тексте работы.
Возникновение речевого портретирования в политической лингвистике связано с именами зарубежных лингвистов, таких как Д. Вайс, Дж. А. Данн, С. Якобсон, Г. Лассвелл, J.C. Alexander, D.A. Hendricks, R.E. Denton Jr., J. Mattera, B. Rottinghaus и др. Однако сегодня данное направление активно развивается и в отечественной лингвистике, формируя существенный вклад в изучение языковой личности политика. Нельзя не отметить работы Е. В. Осетровой, Е. В. Фроловой, О. Н. Паршиной, А. П. Седых, Т. П. Тарасенко, Е. В. Шустровой, Т. В. Романовой и др.
Объектом лингвистических исследований уже были языковые личности В. В. Путина, Д. А. Медведева, Н. Ю. Белых, В. В. Жириновского, А. Б. Чубайса и др. Однако языковая личность президента Украины П. А. Порошенко, насколько нам известно, до сих пор не была предметом специального анализа. Таким образом, актуальность настоящей работы определяется неизученностью личности П. А. Порошенко в лингвистическом аспекте.
Объект исследования - языковая личность президента Украины П. А. Порошенко.
Предмет исследования - коммуникативные стратегии, тактики и лингвистические средства их реализации в речи П. А. Порошенко.
Цель исследования - представить речевой портрет П. А. Порошено в лингвопрагматическом аспекте, а именно: описать особенности лингвистического оформления коммуникативных стратегий и тактик, свойственных речи этого политика.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих за-Дач:
1) рассмотреть проблему определения понятия «речевой портрет» в аспекте соотношения со смежными понятиями;
2) представить классификации речевых портретов;
3) выявить и охарактеризовать на основе изучения научной литературы основные принципы речевого портретирования политического деятеля;
4) привести определение понятий коммуникативной стратегии и коммуникативной тактики;
5) выявить и описать коммуникативные стратегии и тактики, характерные для П. А. Порошенко;
6) выявить и описать специфику их языкового оформления.
Материалом исследования послужили расшифровки видео- и аудиозаписей публичных выступлений П. А. Порошенко и его ответов журналистам во время пресс-конференций, интервью в период с 2014 по 2016 гг. Общий объем текста речи 5 п.л.
Методы данного исследования определяются его целями, задачами, а также предметом. Использовался метод комплексного лингвистического описания, включающий приемы наблюдения, обобщения, интерпретации и классификации языковых фактов; приемы риторического анализа; контекстуальный анализ, позволяющий определить общий замысел речи; приемы общестилистического и культурно-речевого анализа, семантической и прагматической интерпретации.
Теоретико-методологической базой исследования явились фундаментальные труды в области теории языковой личности Бодуэна де Куртенэ, В. В. Виноградова, Ю. Н. Караулова, Л. П. Крысина, В. И. Карасика; работы в области политической лингвистики Е. В. Осетровой, О. Н. Паршиной, Е. И. Шейгал, О. Л. Михалевой, Г. Г. Почепцова, А. П. Чудинова; работы, по-священные речевому портретированию, М. В. Панова, Т. И. Ерофеевой, Е. А. Земской, М. В. Китайгородской, Т. М. Николаевойа, К. Ф. Седова, В. Д. Черняк; исследования в области коммуникативных стратегий и тактик О. С. Иссерс, Д. Р. Акоповой, Е. В. Фроловой, Е. Н. Ширяева, Т. А. ван Дейка, В. З. Демьянкова, Е. В. Клюева и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые предпринято описание речевого портрета политика П. А. Порошенко.
Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что ее основные положения дополняют и развивают научные представления о языковой личности современного политика.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять полученные результаты для повышения эффективности политической коммуникации, использовать в практике работы политологов, специалистов по общественным связям, политтехнологов, занимающихся текстовой деятельностью.
Структура работы. Основная часть выпускной квалификационной работы состоит из двух глав.
Глава 1 «Теория речевого портретирования в современной лингвистике» посвящена рассмотрению основных подходов к изучению языковой личности, а также теоретическому обоснованию модели речевого портретирования, применяемой в диссертационном исследовании.
В главе 2 «Речевые стратегии и тактики П. А. Порошенко и лингвистические особенности их оформления» выявлены основные черты речевого портрета П. А. Порошенко: описаны и проанализированы коммуникативные стратегии и тактики, применяемые политиком, а также лингвистические способы их оформления.
В Заключении подведены итоги исследования, обобщены характеристики речевого портрета политика П. А. Порошенко.
В список литературы включены источники, на которые имеются ссылки в тексте работы.
Настоящее исследование было посвящено изучению речевого портрета политика П. А. Порошенко в лингвопрагматическом аспекте. В результате сделаны следующие выводы.
Термин «языковая личность» сегодня является одним из самых востребованных в лингвистических исследованиях и может быть обозначен как совокупность (и результат реализации) способностей индивида к созданию и восприятию речевых произведений (текстов), различающихся а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности и в) определенной целевой направленностью. Структура языковой личности трехуровнева и включает вербально-семантический уровень, лингвокогнитивный (тезаурусный) и мотивационный (или прагматикон).
В современной лингвистике основные аспекты исследования языковой личности соотносятся с изучением ее структурных уровней, прежде всего, со вторым и третьим - это анализ отдельных концептов и выявление общей языковой картины мира языковой личности и анализ коммуникации, коммуникативных ситуаций, коммуникативных ролей, коммуникативных стратегий и тактик языковой личности.
Понятие речевого портрета имеет различные трактовки, в зависимости от целей и задач исследования, однако объект наблюдения при речевом портретировании остается неизменным - это языковая личность. В кругу смежных понятий речевой портрет трактуется как способ комплексного изучения индивидуальной или коллективной языковой личности.
Речевые портреты классифицируются: по типу объекта исследования (коллективный и индивидуальный, портрет реальной или вымышленной личности, релевантный или среднестатистический); по типу материала (основанный на изучении письменной или устной речи); в зависимости от пол-ноты характеристики языковой личности (полные или неполные речевые портреты; уровневые; фрагментарные).
Речевое портретирование как метод отличается широкой вариативностью, поэтому единой модели составления речевого портрета не существует, она выбирается в соответствии с целями исследованиями.
Языковая личность политика может быть представлена как динамический феномен, который возможно описать с точки зрения моделей речевого поведения, способов речевого маневрирования, приемов достижения коммуникативной цели.
Таким образом, речевой портрет политика может быть создан в лингвопрагматическом аспекте, а именно: исследован коммуникативный уровень модели речевого портрета через описание коммуникативных стратегий и так-тик.
Коммуникативная стратегия в исследовательской литературе определяется как комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели, формируемой в процессе речевой деятельности под воз-действием мотива, который, в свою очередь, обусловлен соответствующей потребностью. Коммуникативные тактики - это конкретные речевые действия, способы реализации коммуникативной стратегии.
Доминантными в речевом портрете П. А. Порошенко можно назвать три коммуникативные стратегии: стратегию дискредитации, стратегию само- презентации и стратегию формирования эмоционального настроя адресата.
Коммуникативной целью политика в рамках стратегии дискредитации является представление в негативном свете политических оппонентов - как внутри страны, так и на международной арене.
Стратегия дискредитации в речевом портрете П. А. Порошенко представлена тактикой прямого обвинения, тактикой непрямого обвинения, тактикой угрозы, манипулятивной тактикой, тактикой «анализ-минус».
Для реализации указанных коммуникативных тактик президент Украины использует следующие языковые средства: лексику с оценочной и эмотивной коннотацией, в качестве косвенной номинации - политические пейоративы, ярлыки; параллельные конструкции, риторические вопросы как средства экспрессивного синтаксиса; стилистические приемы метафоры, сравнения, аллюзии, антитезы, гиперболы.
Коммуникативной целью, которую преследует П. А. Порошенко при использовании стратегии самопрезентации, является демонстрация каких- либо качеств для формирования определенного впечатления о нем самом или о стране в целом.
В рамках данной стратегии П. А. Порошенко использует тактику отождествления, тактику солидаризации, тактику дистанцирования.
Среди лингвистических средств, при помощи которых политиком реализуются тактики стратегии самопрезентации, можно отметить особую структурную, синтаксическую организацию текстов, риторические обращения и вопросы, повествование с использованием «мы-инклюзивного», введение «я-темы», приемы анафоры и парцелляции, гиперболу, метафору, соответствующую коммуникативным задачам лексику, фразовое ударение.
Стратегия формирования эмоционального настроя адресата является одной из ведущих для П. А. Порошенко и характеризуется по сравнению с остальными стратегиями более богатым набором тактик и значительно более широким арсеналом использующихся языковых средств.
В качестве реализаторов данной стратегии в речи политика выступают: тактика единения, тактика интерпретации, тактика обращения к эмоциям адресата, тактика учета ценностных ориентиров адресата, тактика указания на перспективу, тактика иллюстрирования, тактика обещания.
Лексический уровень репрезентации указанных тактик характеризуется употреблением ключевого слова - концепта соборность и его лексико-семантических вариантов, использованием слов высокого стиля и соответствующей оценочной и эмотивной окраски, употреблением метафоры.
Синтаксический уровень репрезентации отличается сложным и выразительным сочетанием разнообразных конструкций и стилистических фигур: дистантного и контактного параллелизма, анафоры, хиазма, парцелляции, антитезы, бессоюзия, градации, риторического восклицания, обращения. Используется прием цитации, а также паузация как средство экспрессии.
Как было отмечено в первой главе нашей работы, создание полного речевого портрета языковой личности - это сложная, многоаспектная, объемная задача, поэтому настоящее исследование имеет перспективы: речевой портрет П. А. Порошенко может быть дополнен изучением других уровней языковой личности политика.
Термин «языковая личность» сегодня является одним из самых востребованных в лингвистических исследованиях и может быть обозначен как совокупность (и результат реализации) способностей индивида к созданию и восприятию речевых произведений (текстов), различающихся а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности и в) определенной целевой направленностью. Структура языковой личности трехуровнева и включает вербально-семантический уровень, лингвокогнитивный (тезаурусный) и мотивационный (или прагматикон).
В современной лингвистике основные аспекты исследования языковой личности соотносятся с изучением ее структурных уровней, прежде всего, со вторым и третьим - это анализ отдельных концептов и выявление общей языковой картины мира языковой личности и анализ коммуникации, коммуникативных ситуаций, коммуникативных ролей, коммуникативных стратегий и тактик языковой личности.
Понятие речевого портрета имеет различные трактовки, в зависимости от целей и задач исследования, однако объект наблюдения при речевом портретировании остается неизменным - это языковая личность. В кругу смежных понятий речевой портрет трактуется как способ комплексного изучения индивидуальной или коллективной языковой личности.
Речевые портреты классифицируются: по типу объекта исследования (коллективный и индивидуальный, портрет реальной или вымышленной личности, релевантный или среднестатистический); по типу материала (основанный на изучении письменной или устной речи); в зависимости от пол-ноты характеристики языковой личности (полные или неполные речевые портреты; уровневые; фрагментарные).
Речевое портретирование как метод отличается широкой вариативностью, поэтому единой модели составления речевого портрета не существует, она выбирается в соответствии с целями исследованиями.
Языковая личность политика может быть представлена как динамический феномен, который возможно описать с точки зрения моделей речевого поведения, способов речевого маневрирования, приемов достижения коммуникативной цели.
Таким образом, речевой портрет политика может быть создан в лингвопрагматическом аспекте, а именно: исследован коммуникативный уровень модели речевого портрета через описание коммуникативных стратегий и так-тик.
Коммуникативная стратегия в исследовательской литературе определяется как комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели, формируемой в процессе речевой деятельности под воз-действием мотива, который, в свою очередь, обусловлен соответствующей потребностью. Коммуникативные тактики - это конкретные речевые действия, способы реализации коммуникативной стратегии.
Доминантными в речевом портрете П. А. Порошенко можно назвать три коммуникативные стратегии: стратегию дискредитации, стратегию само- презентации и стратегию формирования эмоционального настроя адресата.
Коммуникативной целью политика в рамках стратегии дискредитации является представление в негативном свете политических оппонентов - как внутри страны, так и на международной арене.
Стратегия дискредитации в речевом портрете П. А. Порошенко представлена тактикой прямого обвинения, тактикой непрямого обвинения, тактикой угрозы, манипулятивной тактикой, тактикой «анализ-минус».
Для реализации указанных коммуникативных тактик президент Украины использует следующие языковые средства: лексику с оценочной и эмотивной коннотацией, в качестве косвенной номинации - политические пейоративы, ярлыки; параллельные конструкции, риторические вопросы как средства экспрессивного синтаксиса; стилистические приемы метафоры, сравнения, аллюзии, антитезы, гиперболы.
Коммуникативной целью, которую преследует П. А. Порошенко при использовании стратегии самопрезентации, является демонстрация каких- либо качеств для формирования определенного впечатления о нем самом или о стране в целом.
В рамках данной стратегии П. А. Порошенко использует тактику отождествления, тактику солидаризации, тактику дистанцирования.
Среди лингвистических средств, при помощи которых политиком реализуются тактики стратегии самопрезентации, можно отметить особую структурную, синтаксическую организацию текстов, риторические обращения и вопросы, повествование с использованием «мы-инклюзивного», введение «я-темы», приемы анафоры и парцелляции, гиперболу, метафору, соответствующую коммуникативным задачам лексику, фразовое ударение.
Стратегия формирования эмоционального настроя адресата является одной из ведущих для П. А. Порошенко и характеризуется по сравнению с остальными стратегиями более богатым набором тактик и значительно более широким арсеналом использующихся языковых средств.
В качестве реализаторов данной стратегии в речи политика выступают: тактика единения, тактика интерпретации, тактика обращения к эмоциям адресата, тактика учета ценностных ориентиров адресата, тактика указания на перспективу, тактика иллюстрирования, тактика обещания.
Лексический уровень репрезентации указанных тактик характеризуется употреблением ключевого слова - концепта соборность и его лексико-семантических вариантов, использованием слов высокого стиля и соответствующей оценочной и эмотивной окраски, употреблением метафоры.
Синтаксический уровень репрезентации отличается сложным и выразительным сочетанием разнообразных конструкций и стилистических фигур: дистантного и контактного параллелизма, анафоры, хиазма, парцелляции, антитезы, бессоюзия, градации, риторического восклицания, обращения. Используется прием цитации, а также паузация как средство экспрессии.
Как было отмечено в первой главе нашей работы, создание полного речевого портрета языковой личности - это сложная, многоаспектная, объемная задача, поэтому настоящее исследование имеет перспективы: речевой портрет П. А. Порошенко может быть дополнен изучением других уровней языковой личности политика.
Подобные работы
- Этнокультурные стереотипы в российской журналистике: формирование и коррекция
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - Этнокультурные стереотипы в российской журналистике: формирование и коррекция
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



