Введение
1 Теоретические основы организации учебного процесса в ВУЗе 11
1.1 Особенности и специфика организации учебного процесса в ВУЗе 11
1.2 Специфика дисциплины «Философия и история образования» 18
1.3 Организация учебного процесса по дисциплине «Философия и история
образования» 23
2 Теоретические основы разработки методического обеспечения по
дисциплине «Философия и история образования» 28
2.1 Основные понятия и сущность методического обеспечения учебного
процесса 28
2.2 Теоретические основы разработки педагогических программных средств 37
2.3 Дидактические принципы и требования, предъявляемые к разработке
электронных курсов 49
3 Обоснование и разработка методического обеспечения и электронного курса
«Философия и история образования» 61
3.1 Обоснование и разработка рабочей программы по дисциплине «Философия и история образования» 61
3.2 Обоснование и разработка лекционных и практических занятий по дисциплине «Философия и история образования» 64
3.3 Обоснование и разработка электронного курса «Философия и история образования» 73
3.4 Результаты апробации и экспертизы электронного курса «Философия и история образования» 77
Заключение 90
Список использованных источников 94
Актуальность исследования. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении нового информационно-технологического обеспечения в системе образования. И с наступлением информационного века, общество, где ведущую роль играют информационные технологии, гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни с применением этих технологий. Эти подтверждения мы можем найти в нормативно-правовых актах об образовании:
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации отмечается, что «учреждение профессионального образования должно осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов, мотивированных к профессиональному росту в условиях реализации и развития электронного обучения».
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах, среди которых можно выделить «...свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека.», «.информационная открытость.» и «.предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания .», так отмечено в Законе РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1].
Этих же принципов придерживается и А.Ю. Уваров, говоря, что «для достижения учащимися, образовательных результатов XXI века необходимы:
- высокий уровень освоения базовых учебных дисциплин;
- формирование учебных навыков и использование средств, информационные коммуникационные технологии для работы с информацией;
- проведение учебной работы в среде отражающей современные реалии;
- акцент на новых базовых компонентах содержания;
- применение методов оценки, адекватных новым целям и ожидаемым результатам» [2].
Учреждения высшего профессионально образования стараются выстраивать учебный процесс с соблюдением этих принципов обучения, что дает высокие и качественные результаты, если при его организации и ведении в полной мере учитываются эти связи.
А так же, как показывает практика, ни одно образовательное учреждение не обходится без применения компьютерной техники в учебном процессе. От специалистов требуются не только знания общих основ теории, но и владение современными информационными технологиями, особенно основанными на компьютерных сетях и Интернет.
Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образовании путем использования возможностей информационных технологий вызывает к потребности разработки и внедрения современного информационно-технологического обеспечения учебного процесса, отвечающего всем требования нового общества.
Вопросы «информатизации образования», «реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий», «...условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды» рассматриваются в Законе РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьи 13; 16; 18, 19, 98 [1].
В отечественной практике проблеме методического обеспечения учебного процесса до последнего времени не уделялось должного внимания. Обзор литературы выявил следующие предпосылки к изучению по данной проблеме:
- проблема всестороннего обеспечения учебного процесса всегда находилась в центре внимания отечественных педагогов-исследователей например, таких, как В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, В.П. Давыдов, М.В. Кларин, В.А. Сластенин и др.
- исследования проблемы информационного общества и информационных подходов в образовании А.Я. Ваграменского, К.К. Колина, А.Ю. Уварова и др.;
- психолого-педагогические исследования, изучающие общие вопросы использования информационных систем в образовании России, в трудах А.А. Андреева, П.Я. Гальперина, Б.С. Гершунского, П.И. Образцова, Е.С. Полат, И.В. Роберт и др.;
- учебно- познавательной деятельностью занимали такие ученые как, С.Л.Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д. Ушаков, К.Маркс, Давыдов В.В, Шевырева В. С.
Методическое обеспечение дисциплин должно способствовать повышению качества образовательного процесса, так как развитие образовательных учреждений в современных условиях рассматривается как процесс изменения, повышения качества образования. Присутствие информационных технологий в образовательном процессе предоставляет возможность получение информации и ее применение во всех областях жизни современного общества. В конечном итоге это способствует созданию благоприятных условий для самообучения и саморазвития.
Проблема исследования. Подготовка студентов в профессионально-педагогических вузах не всегда отражает специфику профессионально-педагогического образования, часто не учитывает современных тенденций в теории и практике обучения, и поэтому требует определенного переосмысления, уточнения и корректировки - это является основным направлением нашего исследования. Кроме того, указанная проблема не находит, должного внимания в педагогической и методической науке. На основании сложившейся проблемы определились следующие противоречия:
1) между возрастающей потребностью общества в компетентностных, конкурентоспособных специалистах и существующей недостаточно эффективной профессиональной подготовкой будущих специалистов;
2) между существующим методическим обеспечением учебного процесса, и новыми требованиями, предъявляемыми к содержанию, формам и технологиям обучения;
3) между образовательными потребностями учащихся и возможностями их удовлетворения в учебном процессе через методическое обеспечение дисциплины.
Актуальность рассматриваемой темы, учет противоречий, недостаточная практическая разработанность проблемы послужили основанием для определения темы исследования: «Разработка методического обеспечения по дисциплине «Философия и история образования».
Цель исследования: обосновать, разработать и реализовать в учебном процессе методическое обеспечение дисциплины «Философия и история образования».
Объект исследования: учебный процесс
Предмет исследования: методическое обеспечение дисциплины «Философия история образования».
Гипотеза исследования: методическое обеспечение дисциплины «Философия и история образования» будет результативным, если в нем будут реализованы следующие условия:
• методическое обеспечение учебного процесса будет разработано с учетом системного, компетентностного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов;
• методическое обеспечение будет учитывать специфику дисциплины и реализовывать соответствующие педагогические условия и технологии;
• методическое обеспечение будет выполнено с учетом требований, предъявляемых к его разработке.
В соответствии с целью, были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы организации учебного процесса в ВУЗе.
2. Выявить теоретические основы разработки методического
обеспечения учебного процесса.
3. Изучить теоретические основы разработки педагогических программных средств.
4. Обосновать и разработать электронный курс по дисциплине «Философия и история образования».
5. Проанализировать результаты апробации и экспертизы
электронного курса по дисциплине «Философия и история образования».
Для решения поставленных в исследовании задач применялись следующие методы:
- анализ литературы по проблеме исследования;
- анализ научно-методической литературы по проблеме разработки и применения педагогических программных средств в учебном процессе;
- анализ научно-методической литературы по проблеме разработки и применения электронных курсов в учебном процессе;
- анкетирование студентов высшего учебного заведения;
- метод экспертных оценок.
В структуру дипломной работы входят следующие части: введение, где изложена тема, актуальность исследования, его объект, предмет, цель и задачи, сформулирована гипотеза и описаны методы, теоретическая и методологическая основа исследования; три главы, раскрывающие теоретическую, практическую и экспериментальную части; заключительная часть; список использованных источников; приложения к дипломной работе, демонстрирующих методические разработки занятий, учебную программу дисциплины «Философия и история образования», разработанный электронный курс дисциплины «Философия и история образования».
С каждым годом возрастают требования к качеству подготовки педагогических кадров, которые могут квалифицированно выполнять свою профессиональную деятельность.
И главной задачей высших образовательных учреждений становится совершенствование содержательного наполнения учебного процесса через разработку нового методического обеспечения дисциплин.
Подготовка студентов в профессионально-педагогических вузах не всегда отражает специфику профессионально-педагогического образования, часто не учитывает современных тенденций в теории и практике обучения, и поэтому требует определенного переосмысления, уточнения и корректировки - это является основным направлением нашего исследования.
В заключении дипломной работы сформулированы основные выводы, подтверждающие теоретическую и практическую значимость разработки электронного курса по дисциплине «Философия и история образования ».
Целью нашего исследования было: обосновать, разработать и реализовать в учебном процессе методическое обеспечение. В рамках нашего исследования - разработка методического обеспечения дисциплины «Философия и история образования ».
Для достижения поставленной цели было сформулировано пять задач:
1. Рассмотреть теоретические основы организации учебного процесса в ВУЗе.
2. Выявить теоретические основы разработки методического учебного процесса.
3. Изучить теоретические основы разработки педагогических программных средств.
4. Обосновать и разработать электронный курс по дисциплине «Философия и история образования».
5. Проанализировать результаты апробации и экспертизы электронного курса по дисциплине «Философия и история образования».
Для решения первой задачи, нами были изучены основы организации учебного процесса в Вузе в условиях компетентностного подхода. Изучены определения таких понятий, как «компетенция », «учебный процесс» и «организация учебного процесса». Мы придерживаемся определения Э.Ф. Зеера. Компетентности подход - это приоритетная ориентация на цели - векторы образования: обучаемость, самоопределение (само детерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные конструкты: компетентности и компетенции
Ю. К. Бабинский рассматривает учебный процесс - целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания учащихся; организация обучения во взаимосвязи всех компонентов. Учебный процесс в ВУЗе - это динамическая система взаимодействия обучающихся и преподавательского, учебно-вспомогательного и руководящего состава, обеспечивающая обучающемуся возможность получения качественного профессионального образования по выбранным образовательным программам в условиях сочетания различных форм и технологий их реализации и направленное на обеспечение преемственности профессиональных образовательных программ различного уровня и непрерывности образовательного процесса.
В ходе исследования были выявлены особенности организации вуза, такие как, перенос большей доли учебного процесса на самостоятельную работу, с помощью модульности и деятельностного характера.
Для решения второй задачи, нами были изучены понимания и составляющие методического обеспечения. Мы придерживаемся мнения Е. В. Василевского, который рассматривает методическое обеспечение как процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта.
Так же выявили составляющие методического обеспечения, которые определяют содержание высшего образования и являются документами.
Решая третью задачу, нами были изучены теоретические основы педагогических программных средств. Мы рассмотрели ключевые понятия педагогических программных средств и за рабочее взяли определение М. И. Потеева - технологическое обеспечение учебного процесса, основанное на использовании компьютерных и телекоммуникационных технологий. Для разработки педагогических программных средств необходимо знать основные требования:
• педагогические требования
• технические требования
• психологические требования
• методические требования
• эстетические требования
• эргономические требования
Для решения четвертой задачи нами были проанализированы подходы к пониманию различными авторами понятия электронный курс и характерные черты электронных курсов на платформе Мудл. За основу мы взяли определение О.В. Зиминой, электронный курс- это образовательное электронное издание или ресурс для поддержки учебного процесса в учреждениях общего, специального, профессионального образования, а также для самообразования в рамках учебных программ, в том численацеленных на непрерывное образование.
Moodle - это система управления содержимым сайта (Content Management System - CMS), специально разработанная для создания курсов преподавателями.
Характерные черты:
• Открытость
• Параллельность
• Охват
• Социальное равноправие
• Гибкость
• Модульность
• Новая роль преподавателя
С целью разработки методического обеспечения нами была выявлена специфика дисциплины.
Дисциплина «Философия история образования» предназначена для успешного освоения общей и профессиональной педагогики, а также разделов методики воспитательной работы, педагогических технологий, поскольку осмысление и последующее применение систематической педагогики невозможно без постижения предшествующих культурно-исторических образовательных парадигм , сыгравших свою роль в становлении и развитии современного образования и педагогической науки в частности.
Специфика дисциплины определяется целями, задачами, требованиями к уровню знаний, умений и навыков учащихся, в формируемых компетенциях и определяет выбор педагогических условий и технологий и в целом методического обеспечения для ее преподавания.
Разработанное нами методическое обеспечение представлено лекционными и практическими занятиями фондом оценочных средств. Оно разрабатывалось с учетом факторов, влияющих на формирование навыков учебно-познавательной деятельности студентов. Нами были использованы педагогические условия и технологии способствующие формированию учебно¬познавательной деятельности студентов, выявленные нами в предыдущих исследованиях, такие как: проектные, модульные и кейс технологии.
Для решения 4 задачи, мы провели педагогическое обоснование и разработали электронный курс дисциплины «Философия и история образования».
Разработан педагогический и технологический сценарии курса.
Электронный курс содержит:
Ориентационный блок который включает методические рекомендации по работе с курсом, описание курса, Также в данном блоке предоставлен перечень работ для допуска к экзамену, рабочая программа, анкеты, которые являются инструментом получения обратной связи от участников электронного обучения, и т.д.
Информационный блок содержит основную информацию: лекции, практические задания глоссарий, который содержит понятия, используемые при изучении дисциплины «Философия и история образования », ресурсы для изучения дисциплины.
Диагностический блок содержит тесты и оценочные задания
Рефлексивный блок содержит раздел «оценки», где каждый студент может посмотреть свою успеваемость, и оценку каждого задания, понять свои пробелы и исправить ситуацию, провести рефлексию своей предыдущей работы.
Для доказательства педагогической обоснованности разработанных продуктов проведена апробация электронного курса.
Целью, которой являлось выявление соответствия электронного учебника дидактическим принципам, техническим требованиям, предъявляемым к разработке. В эксперименте использовался метод анкетирования.
Результаты анкетирования студентов позволяют сделать вывод, что в электронном курсе реализованы средства визуализации, имеется обратная связь, есть возможность выбора индивидуального темпа изучения материала, развивается самостоятельность, материал изложен в доступной форме.
Также Экспертам предлагалось оценить дистанционный курс.
В целом, общая оценка электронного курса составила 4,4 балла из 5 возможных, что является подтверждением целесообразности реализации его в учебном процессе.
В ходе выполненной работы все гипотезы доказаны, задачи решены и цель достигнута.
1. Закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьи 13; 16; 18, 19, 98: текст с изм. и доп. на 2011 год. - ЭКСМО, 2011
2. Уваров, А.Ю. Информатизация школы на пути к модели «1:1» / Информатика и образование, 2010. - №2. С.- 4
3. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата
образования. [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://quality.petrsu.ru/file/74/%EA%EB%FE%F7%E5%E2%FB%E5%20%EA%EE %EC%EF%E5%F2%E5%ED%F6%E8%E8.doc.
4. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов" [Электронный ресурс]:-Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
5. Зеер, Э.Ф. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании / Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков, Е.Г. Лопес. - Екатеринбург, 2012.
6. Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к образованию [Электронный ресурс]-Режим доступа:
http://www.urorao.ru/konf2005.php?mode=&exmod=zeer
7. Мединцева, И. П. Компетентностный подход в образовании / И. П. Мединцева // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.
8. Загвязинский, В.И. О компетентностном подходе и его роли в совершенствовании высшего образования. Доклад на Ученом совете ТГУ 18.01. 2010. - Режим доступа: http:// www.wtmn.ru
9. Ильина, Т.А. Сущность и структура процесса обучения. Этапы учебного процесса [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://paidagogos.com/?=75
10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ Рубинштейн, С. Л //СПб., 2010.
11. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии/ Леонтьев, А.Н// М., 2009
12. Зинченко, Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова). — 2002
13. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования/ В.В. Давыдов.- М., 2009.
14. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения/ В.В. Давыдов.- М., 2001.
15. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития/ Б. Д. Эльконин.- М., 2000.
16. Харламов, И.Ф. Педагогика// Учеб.пособие/ И.Ф.Харламов,- М.: Юристь, 2000.
17. Выготский, Л. С. Педагогическая психология/ Л. С. Выготский.- М., 1991
18. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования/ Л. С. Выготский.- М., 1956
19. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Валуева Н. В. М.: Оникс, 2010.
20. Образцов П.И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в вузе // «Высшее образование в России». 2011. №6. С. 25-28
21. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития/ В. И. Андреев. - 3-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2012.- 608с.
22. Кухтин, Д.В. Электронное обучение. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hotline.ua/knigi/autor/kuhtin_pv-232467/.
23. Потеев, М.И. Мировые информационные образовательные ресурсы: Учебное пособие. - СПб. 2012. - 145с. (Допущено Учебно-методическим объединением вузов по университетскому политехническому образованию)
24. Горлушкина, Н.Н. Педагогические программные средства: Учебное пособие / Н.Н. Горлушкина; под. ред. проф. М.И. Потеева. СПБСП6.: СП6 ГИТМО (ТУ), 2013.
25. Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий"http://base.garant.ru/70143486/#help#ixzz4B2nnIIuE
26. Тангиров, Х. Э., Абдусаломов Т. Т. Об использовании электронных средств обучения в процессе организации учебной деятельности школьников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 860-864
27. Осипова, С. И., Гафурова Н. В. О реализации психолого-педагогических целей обучения в информационной образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 1. — С. 117-124.
28. Преимущества Moodle - «Открытые технологии». - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd.
29. Система дистанционного обучения Moodle. - Электрон. дан. - режим доступа: http://moodle.org/. - Загл. с экрана
30. Ильина, Т.А. Сущность и структура процесса обучения. Этапы учебного процесса [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://paidagogos.com/?p=75
31. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 2008. - 206 с
32. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2011.
33. Кушнер, Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://sov.opredelim.com/docs/162400/index-2829-10.html.
34. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии/ Леонтьев, А.Н. // М., 2009
35. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития/ Эльконин, Б. Д. // М., 2000.
36. Образцов, П.И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в вузе // «Высшее образование в России». 2011. №6. С. 25¬28.
37. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - 3-е изд., стер. / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 368 с.
38. создание учебного курса в системе дистанционного обучения MOODLE: [электронный ресурс]. URL: http://www.uchportal.ru/publ/23-1 -0-2653