Введение 8
1 Состояние вопроса. Цели и задачи исследования 9
1.1 Анализ состояния дорожной сети Красноярского края 9
1.2 Состояния аварийности на федеральных дорогах Красноярского края. 12
1.3 Анализ основных причин дорожно-транспортных происшествий на
федеральных дорогах Красноярского края за 2015-2017 год 22
1.4 Вывод по главе, цели и задачи исследования 26
2 Методологические основы повышения безопасности дорожного
движения путем обеспечения надежности системы «ВАДС» 27
2.1 Исследование и определение механизма влияния
психофизиологических характеристик водителя на безопасность дорожного движения 28
2.2 Исследование и определение механизма влияния конструктивных
особенностей автомобиля на безопасность дорожного движения 35
2.3 Исследование и определение механизма влияния дорожных условий на
безопасность дорожного движения 38
2.4 Исследование и определение механизма влияния внешней среды на
безопасность дорожного движения 41
2.5 Разработка методологии оценки надежности системы «ВАДС» 44
3 Методики экспериментальных исследований 56
3.1 Оборудование для экспериментальных исследований 56
3.2 Исследование интенсивности движения на федеральных дорогах
Красноярского края 56
3.3 Исследование аварийных участков по скоростному режиму и
определение дистанции между автомобилями 60
3.4 Проверка адекватности разработанной модели 64
4 Практические рекомендации по повышению безопасности дорожного
движения 67
4.1 Применяемые способы повышения безопасности дорожного движения
в других странах 67
4.2 Практические рекомендации по повышению безопасности дорожного
движения, предложенные отечественными учеными 76
4.3 Технологии управления, автоматизации и повышения безопасности
дорожного движения, применяемые в России 81
4.4 Практические рекомендации по повышению безопасности дорожного
движения на основе разработанной модели 84
4.5 Апробация предложенных мероприятий по снижению аварийности ... 88
Заключение 90
Список использованных источников 91
Приложение
Движение по дорогам России имеет высокую степень неопределенности, в связи, с чем ежегодно тысячи человек гибнут или получают ранения в дорожно-транспортных происшествиях. ДТП является одной из самых значимых проблем России, так как связаны со здоровьем и жизнью людей молодого и среднего возраста и поэтому приводят к потерям в области демографического воспроизводства населения.
Увеличению вероятности возникновения ДТП сопутствуют факторы риска. Изучая такие факторы, можно понять, какие условия вызывают ненормально большое количество происшествий. Чем больше факторов риска, проявляющихся одновременно, тем больше вероятность происшествия.
В 2010 году Генеральная ассамблея ООН по инициативе России приняла резолюцию, согласно которой 2011-2020 годы провозглашены Десятилетием безопасности на дорогах. Отсюда следует, что актуальность проблемы обеспечения безопасности дорожного движения официально признана в настоящее время всем мировым сообществом
Целью диссертационной работы является разработка организационно¬технических мероприятий по снижению аварийности на междугородной дорожной сети Красноярского края.
Объект исследования - состояние безопасности дорожного движения на федеральных дорогах Красноярского края.
Предмет исследование - причинно-следственная связь возникновения ДТП.
В связи с большой смертностью на междугородней сети проблема безопасности дорожного движения является актуальной.
На основе проведенного обзора состояния аварийности в Красноярском крае были определены опасные участки на федеральных дорогах, основные виды ДПТ и основные виды нарушений ПДД.
Для того чтобы определить что оказывает влияние на безопасность дорожного движения была рассмотрена система «ВАДС». В ходе анализа системы была выявлены факторы, оказывающие влияние на аварийность на междугородней дорожной сети.
На основе анализа аварийности на федеральных дорогах красноярского края, была проведена причинно-следственную связь и сформулирована математическая модель для определения надежности системы «ВАДС»;
В ходе эксперимента на аварийных участках были рассмотрены: интенсивность движения, скорость потока, дистанция между ТС и состав автомобильного потока. В ходе анализа результатов было выявлено, что интенсивность движения превышает расчетную, расстояния между ТС недостаточно для торможения в экстренной ситуации. Анализ состава транспортного потока показал, что как минимум 50% автомобилей не снабжены системой АБС. Также было определено числовое значение коэффициентов аварийности и коэффициентов происшествий на аварийных участках, на основе которых была подтверждена адекватность разработанной математической модели надежности системы «ВАДС».
На основе анализа зависимости скорости движения и тормозного пути в зависимости от состояния дорожного полотна, освещенности и погодных условий, а также предложений отечественных и зарубежных ученых для снижения аварийности на междугородней дорожной сети Красноярского края предложено применение дорожных знаков с переменной информацией о максимально допустимой скорости движения. Использование таких знаков позволит повысить информативность водителей о реальной дорожной ситуации и снизить аварийность. Так как зачастую водители придерживаются максимально допустимой скорости движения, указанной на дорожных знаках, не принимая во внимание, что погодные условия, состояние дорожного полотна и интенсивность потока вносят свои коррективы.