Исследование международного опыта социально-миграционной политики для развития бизнеса в горно металлургическойотрасли
|
Введение 3
Глава 1. Мировые тенденции развития горно-металлургической отрасли 7
1.1. Особенности горно-металлургической отрасли мира 8
1.2. Особенности развития горно-металлургической отрасли России 9
Глава 2. Теоретико-методологические аспекты изучения международного опыта социально-миграционной политики 19
2.1. Теоретико-методологические аспекты изучения социально-миграционной политики 19
2.2. Анализ тенденций трудовой миграции в мире 22
2.3. Изучение международного опыта социально-миграционной политики стран с ведущей горно-металлургической отраслью 29
Глава 3. Анализ особенностей российской трудовой миграции и разработка управленческих решений социально-миграционной политики на основе международного опыта социально-миграционной политики для развития горно¬металлургической отрасли 50
3.1. Особенности российской трудовой миграции 50
3.2. Оценка социально-экономического эффекта использования ресурсов трудовой миграции. 65
3.3. Разработка управленческих решений для эффективного использованию ресурсов трудовой миграции в горно-металлургической отрасли. 85
Заключение 93
Список использованной литературы 97
Приложение
Глава 1. Мировые тенденции развития горно-металлургической отрасли 7
1.1. Особенности горно-металлургической отрасли мира 8
1.2. Особенности развития горно-металлургической отрасли России 9
Глава 2. Теоретико-методологические аспекты изучения международного опыта социально-миграционной политики 19
2.1. Теоретико-методологические аспекты изучения социально-миграционной политики 19
2.2. Анализ тенденций трудовой миграции в мире 22
2.3. Изучение международного опыта социально-миграционной политики стран с ведущей горно-металлургической отраслью 29
Глава 3. Анализ особенностей российской трудовой миграции и разработка управленческих решений социально-миграционной политики на основе международного опыта социально-миграционной политики для развития горно¬металлургической отрасли 50
3.1. Особенности российской трудовой миграции 50
3.2. Оценка социально-экономического эффекта использования ресурсов трудовой миграции. 65
3.3. Разработка управленческих решений для эффективного использованию ресурсов трудовой миграции в горно-металлургической отрасли. 85
Заключение 93
Список использованной литературы 97
Приложение
Социально-миграционная политика всегда играла важную роль в развитии страны и бизнеса в частности. Люди с давних времен обмениваются опытом на международном уровне, особенно это важно в условиях глобализации. Привлечение специалистов и рабочей силы в различные сферы деятельности играет важную роль в развитии предприятий, в том числе касающихся горнометаллургической промышленности. В этой отрасли существуют проблемы, прежде всего, нехватка рабочей силы, неосвоенность земель, нежелание людей работать в северных регионах России. Исходя из этого, нужно создавать такие условия, чтобы возможно было привлекать специалистов и рабочих из ближнего зарубежья. Актуальность данной проблемы заключается в необходимости распределения трудовых ресурсов в мире и особенно в России. Привлечение мигрантов к работе является довольно специфической проблемой, которая должна подвергаться изучению. Трудовая миграция скрывает под собой немало подводных и специфических особенностей, тем самым представляя интерес для исследования. В ходе исследования будет рассмотрена социально-миграционная политика государств, в промышленности которых одну из ключевых ролей играет горно¬металлургическая отрасль.
Миграция продолжает оставаться одной из ключевых тем в экспертной среде и рассматривается сегодня не только как угроза, но и как возможность для экономического развития. Миграция сегодня является важнейшей составляющей в формировании современного российского рынка труда. Демографическая ситуация, сложившаяся в России в конце XX в. и начале XXI в., предопределяет особую роль миграции населения для развития России. Сокращение численности старение населения России и - что особенно важно - убыль населения в трудоспособных возрастах (на 1 млн ежегодно в период между 2008 и 2018 гг.) формируют зависимость экономического развития от притока иностранной рабочей силы для восполнения дефицита рынка труда [2].
Прогноз состояния численности населения России, составленный недавно российскими демографами, подтвердил, что без крупномасштабных миграционных вливаний ее население будет быстро сокращаться. Экстраполяционный прогноз, предполагающий сохранение современных тенденций демографической ситуации в России, предсказывает, что число жителей России в 2050-м с высокой вероятностью будет ниже 100 млн. [Росстат]. Исследователи в один голос утверждают о недостатке исследований и отсутствие единого механизма изучения трудовой миграции. Проблемы оценки тенденций и закономерностей процесса миграции, его последствий, социального механизма управления им принадлежат к числу важнейших в теоретическом и практическом плане. В настоящее время нет исследований, позволяющих определить экономический эффект трудовой миграции или измерить вклад мигрантов в российскую экономику. Однако бесспорно, что иностранные работники создают часть валового внутреннего продукта, обеспечивают конкурентоспособность многих российских предприятий на рынке ввиду низкой стоимости своей рабочей силы,расширяют доступ к товарам и услугам для небогатой части российского населения.
Миграция может выступать фактором либо способствующим экономическому развитию бизнеса в горно-металлургической промышленности, либо сдерживающим его.
В качестве инструмента регулирования рынка труда необходимо применение маркетинга рабочей силы как комплекса приемов, средств и способов, способных оказать реальное воздействие на спрос и предложение миграционной рабочей силы. Поэтому существует необходимость в разработке социально-миграционной политики для реализации ресурсов миграции в горно¬металлургической отрасли, с учетом миграционных процессов и переориентации части потоков миграции населения в зависимости от соотношения предложения рабочей силы и спроса на нее на российском рынке труда.
Изучение международного опыта социально-миграционной политики поможет в разработке новых управленческих решений социально-миграционной политики России для развития бизнеса с учетом специфики российских реалий и специфики горно-металлургической отрасли.
Объект: Социально-миграционная политика для развития бизнеса в международном опыте регулирования миграции.
Предмет: Управленческие решения, возникающие в результате изучения международного опыта социально-миграционной политики для развития бизнеса в горно-металлургической отрасли.
Цель: Изучение международного опыта социально-миграционной политики и разработка социально-миграционной политики для развития бизнеса в горно-металлургической отрасли.
Задачи:
- определить мировые тенденции развития горно-металлургической отрасли.
- выявить особенности горно-металлургической отрасли мира и России
- проанализировать тенденции трудовой миграции в мире и России.
- изучение международного опыта социально-миграционной политики стран с ведущей горно-металлургической отраслью.
- оценить социально-экономического эффекта использования ресурсов трудовой миграции.
- разработать управленческие решения социально-миграционной политики на основе международного опыта социально-международной политики для развития бизнеса в горно-металлургической отрасли.
Методология исследования:
Следует отметить, что в целом изучение миграционных процессов характеризуется междисциплинарностью применяемых подходов. Анализ статистической информации часто представлен в комбинации с данными социологических исследований и анализом законодательной базы. Много исследований проводится на стыке демографии, этнологии, экономики и политологии. Используемыми методами экономического анализа развития миграционных процессов являются: сценарное прогнозирование, экспертные оценки. Социологические исследования при изучении миграционных процессов призваны дать информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить эффективность миграционной политики, предложения конкретных способов разрешения поставленной проблемы. Исследование будет иметь разведывательный характер и ее продуктом станет теоретический анализ на основе синтеза значимой научной базы.
Методики исследования:
- аналитический метод (анализ научных трудов и нормативных документов в области социально-миграционной политики);
- статистический метод (использование данных текущего учета и переписей населения относительно численности населения, естественного движения, миграции, социально-демографической и этнолингвистической структуры населения);
- социологический метод (проведение интервью с экспертами о социально-экономическом эффекте использования трудовой миграции).
Миграция продолжает оставаться одной из ключевых тем в экспертной среде и рассматривается сегодня не только как угроза, но и как возможность для экономического развития. Миграция сегодня является важнейшей составляющей в формировании современного российского рынка труда. Демографическая ситуация, сложившаяся в России в конце XX в. и начале XXI в., предопределяет особую роль миграции населения для развития России. Сокращение численности старение населения России и - что особенно важно - убыль населения в трудоспособных возрастах (на 1 млн ежегодно в период между 2008 и 2018 гг.) формируют зависимость экономического развития от притока иностранной рабочей силы для восполнения дефицита рынка труда [2].
Прогноз состояния численности населения России, составленный недавно российскими демографами, подтвердил, что без крупномасштабных миграционных вливаний ее население будет быстро сокращаться. Экстраполяционный прогноз, предполагающий сохранение современных тенденций демографической ситуации в России, предсказывает, что число жителей России в 2050-м с высокой вероятностью будет ниже 100 млн. [Росстат]. Исследователи в один голос утверждают о недостатке исследований и отсутствие единого механизма изучения трудовой миграции. Проблемы оценки тенденций и закономерностей процесса миграции, его последствий, социального механизма управления им принадлежат к числу важнейших в теоретическом и практическом плане. В настоящее время нет исследований, позволяющих определить экономический эффект трудовой миграции или измерить вклад мигрантов в российскую экономику. Однако бесспорно, что иностранные работники создают часть валового внутреннего продукта, обеспечивают конкурентоспособность многих российских предприятий на рынке ввиду низкой стоимости своей рабочей силы,расширяют доступ к товарам и услугам для небогатой части российского населения.
Миграция может выступать фактором либо способствующим экономическому развитию бизнеса в горно-металлургической промышленности, либо сдерживающим его.
В качестве инструмента регулирования рынка труда необходимо применение маркетинга рабочей силы как комплекса приемов, средств и способов, способных оказать реальное воздействие на спрос и предложение миграционной рабочей силы. Поэтому существует необходимость в разработке социально-миграционной политики для реализации ресурсов миграции в горно¬металлургической отрасли, с учетом миграционных процессов и переориентации части потоков миграции населения в зависимости от соотношения предложения рабочей силы и спроса на нее на российском рынке труда.
Изучение международного опыта социально-миграционной политики поможет в разработке новых управленческих решений социально-миграционной политики России для развития бизнеса с учетом специфики российских реалий и специфики горно-металлургической отрасли.
Объект: Социально-миграционная политика для развития бизнеса в международном опыте регулирования миграции.
Предмет: Управленческие решения, возникающие в результате изучения международного опыта социально-миграционной политики для развития бизнеса в горно-металлургической отрасли.
Цель: Изучение международного опыта социально-миграционной политики и разработка социально-миграционной политики для развития бизнеса в горно-металлургической отрасли.
Задачи:
- определить мировые тенденции развития горно-металлургической отрасли.
- выявить особенности горно-металлургической отрасли мира и России
- проанализировать тенденции трудовой миграции в мире и России.
- изучение международного опыта социально-миграционной политики стран с ведущей горно-металлургической отраслью.
- оценить социально-экономического эффекта использования ресурсов трудовой миграции.
- разработать управленческие решения социально-миграционной политики на основе международного опыта социально-международной политики для развития бизнеса в горно-металлургической отрасли.
Методология исследования:
Следует отметить, что в целом изучение миграционных процессов характеризуется междисциплинарностью применяемых подходов. Анализ статистической информации часто представлен в комбинации с данными социологических исследований и анализом законодательной базы. Много исследований проводится на стыке демографии, этнологии, экономики и политологии. Используемыми методами экономического анализа развития миграционных процессов являются: сценарное прогнозирование, экспертные оценки. Социологические исследования при изучении миграционных процессов призваны дать информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить эффективность миграционной политики, предложения конкретных способов разрешения поставленной проблемы. Исследование будет иметь разведывательный характер и ее продуктом станет теоретический анализ на основе синтеза значимой научной базы.
Методики исследования:
- аналитический метод (анализ научных трудов и нормативных документов в области социально-миграционной политики);
- статистический метод (использование данных текущего учета и переписей населения относительно численности населения, естественного движения, миграции, социально-демографической и этнолингвистической структуры населения);
- социологический метод (проведение интервью с экспертами о социально-экономическом эффекте использования трудовой миграции).
Фактически привлечение иностранной рабочей силы уже превратилось в неотъемлемое условие функционирования российской экономики. Во многих российских регионах, особенно в мегаполисах, динамично развивающихся регионах, приграничных областях, мигранты заняли экономические ниши, которые в будущем будут, видимо, расширяться. В таких регионах труд иностранных работников уже стал структурообразующим фактором экономики, которая не в состоянии полноценно функционировать без привлечения мигрантов.
Ясно, что и правительство, и предприниматели заинтересованы в привлечении иностранной рабочей силы для преодоления нехватки рабочих рук. Помимо этого, миграция рассматривается как способ улучшить демографическую ситуацию, поскольку российское население уменьшается. Таким образом, необходимость в низкооплачиваемых мигрантах в целом признается. При этом необходимо создавать такие условия, когда с трудящимися, прибывающими в страну, обращаются с достоинством и уважением. Необходимо провести обзор системы квот и ее усовершенствовать. Следует проанализировать новые механизмы упрощения урегулирования положения незаконных мигрантов во всех категориях и во всех секторах, как это было успешно сделано в сфере домашнего труда для граждан безвизовых стран. Кроме того, требуется принимать более решительные меры в отношении нарушения трудового законодательства со стороны работодателей, наряду с мерами по противодействию коррупции в этой области. Более того, благодаря мерам по преодолению незаконной миграции и той преступности.
Необходимо, чтобы власти пересмотрели систему квот с целью, в частности, расширения квот и сокращения стоимости для работодателей получения разрешения на работу для иностранных трудящихся. Следует рассмотреть новые механизмы урегулирования положения незаконных мигрантов во всех категориях и во всех секторах деятельности. Наконец, следует принимать более решительные меры в отношении нарушения трудового законодательства со стороны работодателей, наряду с мерами по борьбе с коррупцией в этой области
Различные эксперты высказывали мысль о том, что хорошей идеей было бы создать пост специального уполномоченного по мигрантам. В настоящее время, как представляется, не существует какого-либо официального органа, имеющего задачу оказывать помощь этой группе населения, и мигрантам некуда обратиться за поддержкой или для того, чтобы сообщить об эксплуатации или злоупотреблениях.
Продолжать адаптацию государственной миграционной политики, которая включает меры по интеграции, такие как обучение языку, консультации и помощь в получении социальных пособий и обеспечения, профессиональная подготовка и другие меры по содействию интеграции на рынке труда, а также соответствующая подготовка для должностных лиц, занимающихся иммигрантами.
Несмотря на нехватку рабочей силы и экономическую необходимость для Российской Федерации привлекать мигрантов, некоторые СМИ имеют тенденцию описывать мигрантов как лиц, отбирающих рабочие места у россиян.Властям необходимо организовать информационно-пропагандистскую кампанию для населения о важности для Российской Федерации миграционной рабочей силы, для продвижения позитивного образа мигрантов и для того, чтобы подчеркнуть необходимость соблюдения их прав и обращения с ними при уважении их достоинства. Власти должны принимать меры по распространению среди населения понимания того, что мигранты необходимы для российской экономики. Властям следует продвигать позитивный образ мигрантов на рабочих местах и повышать уровень осознания важности соблюдения их прав и обращения с ними при уважении их достоинства.
обеспечивая при этом должное уважение принципов конфиденциальности, информированного согласия и добровольной самоидентификации лиц в отношении их принадлежности к конкретной группе.
Властям Российской Федерации необходимо найти пути выявления тех российских граждан, неграждан и лиц без гражданства, которые сталкиваются с препятствиями в рамках процедуры регистрации места жительства, и облегчать их регистрацию таким образом, чтобы им не было отказано в доступе к их правам.
Существует много факторов, подталкивающих Россию к скорейшей разработке и реализации активной иммиграционной стратегии. Главный из них - сокращение населения страны. Ведь численность населения у нас непрерывно падает, а при этом уменьшается и число инокультурных иммигрантов, которых страна способна «переварить» и интегрировать. Немаловажно и то, что в силу сокращения численности детей и молодежи российская система образования располагает сейчас резервами, которые как раз и могли бы быть использованы для «перековки» мигрантов в полноценных россиян, предоставления им среднего специального и высшего образования, профессиональной подготовки в сферах промышленности, строительства и обслуживания, обучения и воспитания их детей в русских школах, дошкольных и внешкольных учреждениях, создания широкой сети курсов русского языка для иностранцев и пр. Но эти резервы при отсутствии спроса на них могут очень быстро испариться.
Нельзя давать укрепляться антииммиграционнным настроениям, и без того уже достаточно сильным в России. И политическая элита, и «простые люди» должны осознать, что мир переживает небывалые перемены и так, как было раньше, уже не будет. Иммиграция при всех ее угрозах и опасностях дает России шанс на выживание и даже на своеобразную мирную экспансию. Стратегия антииммиграционного изоляционизма и глухой обороны - это путь в никуда.
Важнейшим из институтов, закладывающих основы успешной интеграции мигрантов, является образование. Именно благодаря образованию - прежде всего школьному и дошкольному - выходцы из мигрантской среды проходят базовую социализацию и получают шанс сравняться со своими сверстниками из числа старожильческого населения. Вузовское образование выступает как дополнительный социальный лифт, необходимый для успешной карьеры, а тем самым и для успешной интеграции.
Огромное значение в процессе интеграции новоприбывшего населения имеют также средства массовой информации. Именно от СМИ - от отбора освещаемых фактов и способа их интерпретации - зависит, будет ли общественная атмосфера благоприятной для продуктивного взаимодействия принимающего и новоприбывшего населения.
Однако среди отрицательных моментов существуют и положительные.. Рабочие-иммигранты получают значительно меньшую зарплату, чем местные рабочие, что позволяет снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке. Если импортируется квалифицированная рабочая сила, то в стране снижаются издержки на ее подготовку. В целом тот факт, что трудящиеся-мигранты берут на себя выполнение работ, которые не привлекательны для российских граждан, предоставляет российским гражданам возможность делать выбор в пользу работы в наиболее развитых отраслях.
Ясно, что и правительство, и предприниматели заинтересованы в привлечении иностранной рабочей силы для преодоления нехватки рабочих рук. Помимо этого, миграция рассматривается как способ улучшить демографическую ситуацию, поскольку российское население уменьшается. Таким образом, необходимость в низкооплачиваемых мигрантах в целом признается. При этом необходимо создавать такие условия, когда с трудящимися, прибывающими в страну, обращаются с достоинством и уважением. Необходимо провести обзор системы квот и ее усовершенствовать. Следует проанализировать новые механизмы упрощения урегулирования положения незаконных мигрантов во всех категориях и во всех секторах, как это было успешно сделано в сфере домашнего труда для граждан безвизовых стран. Кроме того, требуется принимать более решительные меры в отношении нарушения трудового законодательства со стороны работодателей, наряду с мерами по противодействию коррупции в этой области. Более того, благодаря мерам по преодолению незаконной миграции и той преступности.
Необходимо, чтобы власти пересмотрели систему квот с целью, в частности, расширения квот и сокращения стоимости для работодателей получения разрешения на работу для иностранных трудящихся. Следует рассмотреть новые механизмы урегулирования положения незаконных мигрантов во всех категориях и во всех секторах деятельности. Наконец, следует принимать более решительные меры в отношении нарушения трудового законодательства со стороны работодателей, наряду с мерами по борьбе с коррупцией в этой области
Различные эксперты высказывали мысль о том, что хорошей идеей было бы создать пост специального уполномоченного по мигрантам. В настоящее время, как представляется, не существует какого-либо официального органа, имеющего задачу оказывать помощь этой группе населения, и мигрантам некуда обратиться за поддержкой или для того, чтобы сообщить об эксплуатации или злоупотреблениях.
Продолжать адаптацию государственной миграционной политики, которая включает меры по интеграции, такие как обучение языку, консультации и помощь в получении социальных пособий и обеспечения, профессиональная подготовка и другие меры по содействию интеграции на рынке труда, а также соответствующая подготовка для должностных лиц, занимающихся иммигрантами.
Несмотря на нехватку рабочей силы и экономическую необходимость для Российской Федерации привлекать мигрантов, некоторые СМИ имеют тенденцию описывать мигрантов как лиц, отбирающих рабочие места у россиян.Властям необходимо организовать информационно-пропагандистскую кампанию для населения о важности для Российской Федерации миграционной рабочей силы, для продвижения позитивного образа мигрантов и для того, чтобы подчеркнуть необходимость соблюдения их прав и обращения с ними при уважении их достоинства. Власти должны принимать меры по распространению среди населения понимания того, что мигранты необходимы для российской экономики. Властям следует продвигать позитивный образ мигрантов на рабочих местах и повышать уровень осознания важности соблюдения их прав и обращения с ними при уважении их достоинства.
обеспечивая при этом должное уважение принципов конфиденциальности, информированного согласия и добровольной самоидентификации лиц в отношении их принадлежности к конкретной группе.
Властям Российской Федерации необходимо найти пути выявления тех российских граждан, неграждан и лиц без гражданства, которые сталкиваются с препятствиями в рамках процедуры регистрации места жительства, и облегчать их регистрацию таким образом, чтобы им не было отказано в доступе к их правам.
Существует много факторов, подталкивающих Россию к скорейшей разработке и реализации активной иммиграционной стратегии. Главный из них - сокращение населения страны. Ведь численность населения у нас непрерывно падает, а при этом уменьшается и число инокультурных иммигрантов, которых страна способна «переварить» и интегрировать. Немаловажно и то, что в силу сокращения численности детей и молодежи российская система образования располагает сейчас резервами, которые как раз и могли бы быть использованы для «перековки» мигрантов в полноценных россиян, предоставления им среднего специального и высшего образования, профессиональной подготовки в сферах промышленности, строительства и обслуживания, обучения и воспитания их детей в русских школах, дошкольных и внешкольных учреждениях, создания широкой сети курсов русского языка для иностранцев и пр. Но эти резервы при отсутствии спроса на них могут очень быстро испариться.
Нельзя давать укрепляться антииммиграционнным настроениям, и без того уже достаточно сильным в России. И политическая элита, и «простые люди» должны осознать, что мир переживает небывалые перемены и так, как было раньше, уже не будет. Иммиграция при всех ее угрозах и опасностях дает России шанс на выживание и даже на своеобразную мирную экспансию. Стратегия антииммиграционного изоляционизма и глухой обороны - это путь в никуда.
Важнейшим из институтов, закладывающих основы успешной интеграции мигрантов, является образование. Именно благодаря образованию - прежде всего школьному и дошкольному - выходцы из мигрантской среды проходят базовую социализацию и получают шанс сравняться со своими сверстниками из числа старожильческого населения. Вузовское образование выступает как дополнительный социальный лифт, необходимый для успешной карьеры, а тем самым и для успешной интеграции.
Огромное значение в процессе интеграции новоприбывшего населения имеют также средства массовой информации. Именно от СМИ - от отбора освещаемых фактов и способа их интерпретации - зависит, будет ли общественная атмосфера благоприятной для продуктивного взаимодействия принимающего и новоприбывшего населения.
Однако среди отрицательных моментов существуют и положительные.. Рабочие-иммигранты получают значительно меньшую зарплату, чем местные рабочие, что позволяет снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке. Если импортируется квалифицированная рабочая сила, то в стране снижаются издержки на ее подготовку. В целом тот факт, что трудящиеся-мигранты берут на себя выполнение работ, которые не привлекательны для российских граждан, предоставляет российским гражданам возможность делать выбор в пользу работы в наиболее развитых отраслях.



