Оценка эффективности мер социальной поддержки инвалидов на примере Красноярского края
|
Введение
1 Государственная социальная политика в отношении лиц с
ограниченными возможностями здоровья 7
1.1 Современные принципы государственной социальной политики
защиты инвалидов 7
1.2 Нормативно - правовая база в области социальной защиты
инвалидов 10
1.3 Основные требования, предъявляемые к организации доступной
среды 13
2 Оценка результативности мер социальной поддержки инвалидов в
Красноярском крае 25
2.1 Основные проблемы инвалидов Красноярского края 25
2.2 Формирование и реализация доступной среды в Красноярском
крае 32
2.3 Анализ и оценка создания доступной информационной среды для
инвалидов Красноярского края 42
3 Критерии правильности определения доступной среды для
инвалидов 48
3.1 Методология оценки эффективности мер социальной поддержки
инвалидов Красноярского края 48
3.2 Современные региональные аспекты паспортизации для
инвалидов объектов социальной инфраструктуры и услуг 52
3.3 Роль некоммерческих организаций в процесс решения проблем
инвалидов в Красноярском крае 58
Заключение 64
Список использованных источников 65
Приложение А Информационная брошюра «Меры социальной
поддержки инвалидов Красноярского края» 68
Приложение Б Паспорт доступности объекта социальной
инфраструктуры Красноярского края 75
Приложение В - Ж Таблица показателей критерия оценки
эффективности мер социальной поддержки инвалидов 78-85
1 Государственная социальная политика в отношении лиц с
ограниченными возможностями здоровья 7
1.1 Современные принципы государственной социальной политики
защиты инвалидов 7
1.2 Нормативно - правовая база в области социальной защиты
инвалидов 10
1.3 Основные требования, предъявляемые к организации доступной
среды 13
2 Оценка результативности мер социальной поддержки инвалидов в
Красноярском крае 25
2.1 Основные проблемы инвалидов Красноярского края 25
2.2 Формирование и реализация доступной среды в Красноярском
крае 32
2.3 Анализ и оценка создания доступной информационной среды для
инвалидов Красноярского края 42
3 Критерии правильности определения доступной среды для
инвалидов 48
3.1 Методология оценки эффективности мер социальной поддержки
инвалидов Красноярского края 48
3.2 Современные региональные аспекты паспортизации для
инвалидов объектов социальной инфраструктуры и услуг 52
3.3 Роль некоммерческих организаций в процесс решения проблем
инвалидов в Красноярском крае 58
Заключение 64
Список использованных источников 65
Приложение А Информационная брошюра «Меры социальной
поддержки инвалидов Красноярского края» 68
Приложение Б Паспорт доступности объекта социальной
инфраструктуры Красноярского края 75
Приложение В - Ж Таблица показателей критерия оценки
эффективности мер социальной поддержки инвалидов 78-85
Актуальность исследования: подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым. В настоящее время правое государство должно быть социальным, а социальное государство не может быть не правовым. Между тем исторически, между принципами правового и социального государства можно фиксировать определенную противоположность.
Термин «Доступная среда» носит комплексный характер. Доступная среда в широком смысле - это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. С точки зрения проблемы инвалидности, доступная среда - это среда, которую беспрепятственно могут использовать люди с любыми нарушениями (физическими, сенсорными или интеллектуальными). Доступная среда - это не только оснащение объектов пандусами, поручнями и другими приспособлениями, это еще и возможность заниматься посильным трудом, познавательно и интересно проводить свободное время маломобильным группам населения (МГН): как инвалидам, так и людям с временным нарушением здоровья, беременным женщинам, гражданам пожилого возраста, людям с детскими колясками.
Конституция Российской Федерации закрепила равенство прав и свобод граждан. Данное равенство означает, что права и свободы признаются за всеми людьми, в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами по каким - либо основанием, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса. При постановке данных условий невозможно упустить возможность сделать анализ эффективности проводимых мер социальной поддержки инвалидов на примере Красноярского края, как одного из субъектов Российской Федерации.
Объект исследования: меры социальной поддержки инвалидов в Красноярском крае.
Предмет исследования: методика оценки эффективности мер социальной поддержки инвалидов на региональном уровне.
Цель исследования: анализ эффективности проводимых мер и формирование предложений для усовершенствования системы социальной поддержки инвалидов в Красноярском крае.
Задачи исследования:
1) описание мер социальной поддержки инвалидов, проводимых министерством социальной политики Красноярского края;
2) анализ законодательства в области социальной защиты лиц, имеющих инвалидность;
3) изучение опыта работы с данной категорией населения на примере учреждений социального обслуживания Красноярского края;
4) определение компетенций ведомств в структуре социальной защиты инвалидов Красноярского края;
5) выявление проблем в реализации мер социальной защиты инвалидов Красноярского края;
6) оценка реализации программы «Доступная среда» в Красноярском крае;
7) разработка методических рекомендаций для усовершенствования мер социальной защиты инвалидов в Красноярском крае.
Степень изученности: вопросы изучения эффективности региональных проводимых мер по отношению к инвалидам, на данный момент недостаточно хорошо исследованы и освещены для общества.
Вопросы формирования и реализации практик, методик и технологий реабилитации инвалидов Красноярского края в достаточной степени освещены в методических сборниках КГКУ «Ресурсно-методический центр системы социальной защиты населения» [1], меры социальной поддержки инвалидов Красноярского края изложены на официальном сайте Министерства социальной политики Красноярского края [2]. Таким образом, в области социальной поддержки инвалидов Красноярского края существует слаженный механизм освещения данных мер, открыто и в доступной для получателя услуг форме, но отсутствует информация об эффективности этих мер и не разработана единая региональная методика оценки эффективности данных мер.
Гипотеза исследования заключается в том, что в существующих реалиях, несмотря на наличие механизмов и методик оценки эффективности мер социальной поддержки инвалидом на федеральном уровне, в Красноярском крае отсутствует комплексная методика, позволяющая наиболее объективно и всесторонне оценить качество предоставления мер и региональную деятельность в рамках формирования и реализации доступной среды. В тоже время в качестве одного из самых действующих механизмов оценки эффективности реализации региональных мер социальной поддержки инвалидов, может являться определение критериев правильности и доступности проводимых мер, разработка единого регионального паспорта объектов социальной инфраструктуры и активное вовлечение НКО в сферу социальной защиты инвалидов края.
Теоретико-методологической основой исследования являются нормативные правовые документы, обеспечивающие реализацию мер социальной поддержки инвалидов на уровне РФ и на уровне Красноярского края, а также различные материалы, характеризующие социальное развитие региона в целом.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1) осуществлен комплексный анализ социальной политики Красноярского края в отношении инвалидов, выявлены ее слабые и сильные стороны;
2) проведен анализ основных требований, предъявляемые к организации доступной среды в РФ и их реализация и соблюдение в Красноярском крае;
3) разработаны рекомендации для внедрения региональной методики оценки эффективности мер социальной поддержки инвалидов Красноярского края;
4) разработан региональный паспорт доступности объектов социальной инфраструктуры;
5) доказано, что активное вовлечение НКО в процесс решения проблем инвалидов в Красноярском крае является неотъемлемой частью социально развитого региона.
Термин «Доступная среда» носит комплексный характер. Доступная среда в широком смысле - это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. С точки зрения проблемы инвалидности, доступная среда - это среда, которую беспрепятственно могут использовать люди с любыми нарушениями (физическими, сенсорными или интеллектуальными). Доступная среда - это не только оснащение объектов пандусами, поручнями и другими приспособлениями, это еще и возможность заниматься посильным трудом, познавательно и интересно проводить свободное время маломобильным группам населения (МГН): как инвалидам, так и людям с временным нарушением здоровья, беременным женщинам, гражданам пожилого возраста, людям с детскими колясками.
Конституция Российской Федерации закрепила равенство прав и свобод граждан. Данное равенство означает, что права и свободы признаются за всеми людьми, в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами по каким - либо основанием, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса. При постановке данных условий невозможно упустить возможность сделать анализ эффективности проводимых мер социальной поддержки инвалидов на примере Красноярского края, как одного из субъектов Российской Федерации.
Объект исследования: меры социальной поддержки инвалидов в Красноярском крае.
Предмет исследования: методика оценки эффективности мер социальной поддержки инвалидов на региональном уровне.
Цель исследования: анализ эффективности проводимых мер и формирование предложений для усовершенствования системы социальной поддержки инвалидов в Красноярском крае.
Задачи исследования:
1) описание мер социальной поддержки инвалидов, проводимых министерством социальной политики Красноярского края;
2) анализ законодательства в области социальной защиты лиц, имеющих инвалидность;
3) изучение опыта работы с данной категорией населения на примере учреждений социального обслуживания Красноярского края;
4) определение компетенций ведомств в структуре социальной защиты инвалидов Красноярского края;
5) выявление проблем в реализации мер социальной защиты инвалидов Красноярского края;
6) оценка реализации программы «Доступная среда» в Красноярском крае;
7) разработка методических рекомендаций для усовершенствования мер социальной защиты инвалидов в Красноярском крае.
Степень изученности: вопросы изучения эффективности региональных проводимых мер по отношению к инвалидам, на данный момент недостаточно хорошо исследованы и освещены для общества.
Вопросы формирования и реализации практик, методик и технологий реабилитации инвалидов Красноярского края в достаточной степени освещены в методических сборниках КГКУ «Ресурсно-методический центр системы социальной защиты населения» [1], меры социальной поддержки инвалидов Красноярского края изложены на официальном сайте Министерства социальной политики Красноярского края [2]. Таким образом, в области социальной поддержки инвалидов Красноярского края существует слаженный механизм освещения данных мер, открыто и в доступной для получателя услуг форме, но отсутствует информация об эффективности этих мер и не разработана единая региональная методика оценки эффективности данных мер.
Гипотеза исследования заключается в том, что в существующих реалиях, несмотря на наличие механизмов и методик оценки эффективности мер социальной поддержки инвалидом на федеральном уровне, в Красноярском крае отсутствует комплексная методика, позволяющая наиболее объективно и всесторонне оценить качество предоставления мер и региональную деятельность в рамках формирования и реализации доступной среды. В тоже время в качестве одного из самых действующих механизмов оценки эффективности реализации региональных мер социальной поддержки инвалидов, может являться определение критериев правильности и доступности проводимых мер, разработка единого регионального паспорта объектов социальной инфраструктуры и активное вовлечение НКО в сферу социальной защиты инвалидов края.
Теоретико-методологической основой исследования являются нормативные правовые документы, обеспечивающие реализацию мер социальной поддержки инвалидов на уровне РФ и на уровне Красноярского края, а также различные материалы, характеризующие социальное развитие региона в целом.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1) осуществлен комплексный анализ социальной политики Красноярского края в отношении инвалидов, выявлены ее слабые и сильные стороны;
2) проведен анализ основных требований, предъявляемые к организации доступной среды в РФ и их реализация и соблюдение в Красноярском крае;
3) разработаны рекомендации для внедрения региональной методики оценки эффективности мер социальной поддержки инвалидов Красноярского края;
4) разработан региональный паспорт доступности объектов социальной инфраструктуры;
5) доказано, что активное вовлечение НКО в процесс решения проблем инвалидов в Красноярском крае является неотъемлемой частью социально развитого региона.
Социальная поддержка инвалидов - это система гарантированных государством мер по оказанию помощи в различных вопросах в преодолении проблем инвалидов. Государство разрабатывает комплекс мероприятий, чтобы данная категория населения не чувствовала себя незащищенной и ущемленной. В РФ социальная поддержка инвалидов осуществляется как на федеральном, таки на региональном уровнях. Каждый субъект РФ в силу своих специфических особенностей и региональных проблем, разрабатывает свой комплекс мероприятий по оказанию комплексных мер социальной поддержки инвалидов. Основной задаче работы с инвалидами является объединение усилий, как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, а так же групп взаимопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей и самореализации данной социальной группы.
Эффективное решение проблем инвалидов возможно только при активной государственной поддержке, в том числе в рамках выполнения НПА и государственных целевых программ.
Проанализировав основные меры государственной поддержки инвалидов Красноярского края можно прийти к выводу, что на данный момент государство совместно с НКО пытается создать и развивать систему помощи данной категории населения, принимаются законы и программы, в которых разрабатываются меры помощи, которые помогают создать такие условия в обществе, чтобы люди с ограниченными возможностями могли на равных участвовать в общественной жизни. Эффективность мер социальной поддержки нельзя проанализировать моментально. Для этого должно пройти некоторое время, чтобы оценить и выявить положительные и негативные стороны полученных результатов.
Эффективное решение проблем инвалидов возможно только при активной государственной поддержке, в том числе в рамках выполнения НПА и государственных целевых программ.
Проанализировав основные меры государственной поддержки инвалидов Красноярского края можно прийти к выводу, что на данный момент государство совместно с НКО пытается создать и развивать систему помощи данной категории населения, принимаются законы и программы, в которых разрабатываются меры помощи, которые помогают создать такие условия в обществе, чтобы люди с ограниченными возможностями могли на равных участвовать в общественной жизни. Эффективность мер социальной поддержки нельзя проанализировать моментально. Для этого должно пройти некоторое время, чтобы оценить и выявить положительные и негативные стороны полученных результатов.



