Введение
1 Особенности содержания педагогического действия при формировании
учебной самостоятельности 9
1.1 Содержание и структура учебной деятельности 9
1.2 Понятие учебной самостоятельности в психологии 11
1.3 Педагогическое действие 14
1.4 Методы оценки учебной самостоятельности и педагогические действия.. 19
1.5 Критерии и диагностические процедуры 21
2 Исследование влияния педагогического действия на учебную
самостоятельность 27
2.1 Программа исследования 27
2.2 Описание методов и методик 31
2.2.1 Метод «Интервью» 31
2.2.2 Метод «Критериально-ориентированного наблюдения» за
педагогическим действием учителя 34
2.2.3 Диагностическая процедура «Подготовка к контрольной работе и
контрольная работа» 38
2.3 Качественный анализ результатов метода «Интервью» 43
2.4 Количественный анализ результатов метода «Интервью» 47
2.5 Качественный анализ результатов метода «Критериально-ориентированного наблюдения» 48
2.6 Количественный анализ результатов метода «Критериально-
ориентированного наблюдения» 53
2.7 Сопоставление количественных данных по результатам интервью и
наблюдения 55
2.8 Количественный анализ результатов диагностической процедуры
«Подготовка к контрольной работе и контрольная работа»
Заключение
Список использованных источников
Приложение А 72
Приложение Б 82
Приложение В 83
Приложение Г 100
Приложение Д 101
Анализ психологической и педагогической литературы показывает, что педагогическое действие в учебной самостоятельности, которое мы изучаем и описываем, не имеет достаточного содержания и не влечет к повышению учебной самостоятельности.
Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова заключается в том, что уже в младшем школьном возрасте у ребенка формируется новый тип мышления: теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира. Такое обучение воспитывает интерес к познанию и поиску новых источников информации. Оно способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты. Таким образом, развивает желание и умение учиться [5].
Сейчас же формирование у обучающихся учебной самостоятельности - одна из главных задач, определяемых действующим Федеральным государственным стандартом начального общего образования. Так, в качестве одного из образовательных результатов в стандарте заявлено достижение учеником начальной школы достаточного уровня самостоятельности в организации самого учебного процесса. Как показало наше предыдущее исследование, формирование учебной самостоятельности зависит от содержания педагогического действия. Под педагогическим действием понимается: открытое действие, которое включает в себя инициацию и построение детского действия как самостоятельного, ответственного учебного действия.
Согласно прикладным психолого-педагогическим разработкам О.С. Островерх, А.Г. Мокроусовой и других авторов становление учебной самостоятельности младших школьников связано с формированием индивидуального учебного действия. Индивидуальное учебной действие ребенка, с самого начала, строится как различие и переход от подготовки (тренировки) к реализации [19]. Для формирования учебной самостоятельности педагог должен строить свое педагогическое действие, используя разные институциональные формы (урок, занятие, поляризованный урок) и элементы образовательного пространства.
Г.А. Цукерман акцентирует внимание на том, что становление самостоятельности младшего школьника тесно связано с установкой ученика на поисковую активность, которая специально культивируется педагогами. Такая активность является основным поведенческим проявлением учебной самостоятельности школьников на уровне интерпсихического действия [30]. Автор выделяет позиции взрослого во взаимодействии с детьми: «Умелец» и «Учитель». Позиция «Умелец» характеризуется тем, что учитель передает свое мастерство своим ученика. Содержанием образования в таком случае являются специальные предметные знания, умения и навыки. Позиция «Учитель» характеризуется тем, что педагог организует обучение всеобщим способам деятельности. Содержанием образования здесь выступают способы мышления и деятельности: анализ, моделирование, схематизация, самоопределение, целеполагание и т.д [29].
Теоретическим основанием нашей исследовательской работы является культурно-историческая теория и теория деятельности, разработанная Л.С. Выготским и его школой (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия и др.) в XX
Культурно-исторический подход к развитию психики человека рассматривает формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения. В первую очередь это означает передачу взрослым ребенку культурных образцов поведения, общения и деятельности [22].
Данная магистерская диссертация является продолжением дипломной работы на тему: «Особенности педагогического действия, способствующего формированию учебной самостоятельности детей младшего школьного возраста». В прошлой работе нами выделены педагогические действия, которые обнаруживаются при формировании учебной самостоятельности. Возник вопрос, как влияют те или иные действия учителя на динамику учебной самостоятельности детей и то, какое качественное содержание присуще каждому действию.
На сегодняшний день проблема содержания педагогического действия в развитии учебной самостоятельности детей младшего школьного возраста является одной из актуальных. В предыдущем исследовании нами было разработано интервью, с помощью которого определялась связь педагогического действия с уровнем учебной самостоятельности детей. Исходя из данного исследования, мы пришли к выводу, что необходимо выделить характеристики занимаемых учителем позиций и выделить педагогические действия, которые влияют на формирования учебной самостоятельности.
Целью нашего исследования является определение влияния позиции учителя и соответствующего ей педагогического действия на учебную самостоятельность младших школьников.
Основными задачами исследования являются:
- Изучить позиции «инструктора» и «консультанта» и соответствующие им педагогические действия.
- Изучить влияние позиций «инструктора» и «консультанта» на становление учебной самостоятельности.
Объект исследования: педагогическое действие.
Предмет исследования: отношение педагогического действия и учебной самостоятельности.
Нами выделено две позиции, которые может занимать учитель при формировании учебной самостоятельности детей.
Позиция консультанта: педагог удерживает предметом своей работы индивидуальное учебное действие младшего школьника как отношение между подготовкой и реализацией. Учитель держит связь между оценкой и действием, между оценкой и подготовкой. Предметом наблюдения и работы учителя становятся трудности ребенка при организации подготовки и при переходе от подготовки к реализации. Действие педагога-консультанта является открытым, т.е. педагог строит обращение ребенка к дефицитам в его действии, создает возможности инициативного обращения к взрослому.
Позиция инструктора: педагог не удерживает предметом своей работы индивидуальное учебное действие младшего школьника как отношение между подготовкой и реализацией. Действует директивно: дает ребенку инструкцию к выполнению, говорит, как надо ему организовать свою подготовку, но не обращает ребенка к дефицитам в его действии, и закрывает возможности инициативного обращения ребенка к взрослому.
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что если педагог занимает позицию консультанта, то происходит положительная динамика учебной самостоятельности младших школьников, а если педагог занимает позицию инструктора, то положительной динамики учебной самостоятельности младших школьников не происходит.
Для достижения исследовательской цели были сформированы следующие задачи:
1. Определить основные понятия исследования.
2. Определить с помощью метода интервью, какую позицию занимает учитель.
3. Разработать критериально-ориентированное наблюдение.
4. Определить с помощью наблюдения на занятии, какая позиция преобладает в действии учителя.
5. Сопоставить результаты интервью с результатами наблюдения.
6. Выделить характеристики позиции консультанта и позиции инструктора.
7. Определить уровни учебной самостоятельности младших школьников с помощью диагностической процедуры «Подготовка к контрольной работе и контрольная работа».
8. Исследовать динамику учебной самостоятельности у младших школьников.
Методы исследования:
1. Анализ литературы.
2. Интервью.
3. Критериально-ориентированное наблюдение.
4. Контент анализ: выделение значимых единиц текста.
5. Диагностическая процедура «Подготовка к контрольной работе и контрольная работа».
6. Статистический анализ.
Выборка: 11 учителей начальных классов со 2 по 4 классы. Младшие школьники, обучающиеся по программе «Развивающее обучение»: 48 учеников из классов учителей занимающих позицию консультанта, 47 учеников из классов учителей занимающих позицию инструктора.
Для подтверждения гипотезы нашей исследовательской работы перед нами стояло несколько задач:
- Раскрыть содержание позиции консультанта и позиции инструктора
- Определить содержание педагогического действия с помощью метода интервью, соответствующее двум позициям.
- Разработать критериально-ориентированное наблюдение.
- Определить содержание педагогического действия с помощью наблюдения за действием учителя на занятии.
- Сопоставить результаты интервью с результатами наблюдения с целью определения, какой позиции соответствует действие учителя.
- Определить уровни учебной самостоятельности младших школьников с помощью диагностической процедуры «Подготовка к контрольной работе и контрольная работа».
- Исследовать динамику учебной самостоятельности у младших школьников.
- Определить особенности динамики учебной самостоятельности младших школьников, обучающихся у учителей с разной позицией.
По результатам интервью педагогов, мы пришли к выводу, что недостаточно определять содержание педагогического действия и соответствующую позицию на основе одного метода - интервью. С целью определения позиции необходимо сопоставлять данные, полученные с помощью интервью с данными, полученные в наблюдении за педагогическим действием. С этой целью нами было разработано критериально- ориентированное наблюдение за действием учителя.
По результатам качественного и количественного анализа интервью и наблюдения, мы выделили 2 группы учителей в зависимости от того, какую позицию они занимают.
Позиция консультанта характеризуется таким действием учителя, предметом которого является отношение между подготовкой и реализацией. Учитель выстраивает пространство подготовки таким образом, что ребенок ищет опору для оценивания и выбора вида работы. Учитель выстраивает совместное действие с ребенком, обращая его к дефицитам и поиску способов их преодоления. Действие учителя является открытым: оно включает в себя инициацию и построение детского действия, как самостоятельного, инициативного и ответственного.
Позиция инструктора характеризуется таким действием учителя, когда предметом его работы является не столько построение отношения между подготовкой и реализацией учебного действия ребенка, а нацеленность на результат и поэтому разворачивание исполнительского, а не пробного, ориентировочного учебного действия ребенка. Учитель прямо указывает ребенку на его дефициты, не создает условий для поиска ребенком опор при оценивании и выборе вида работы. Следовательно, действие учителя не является открытым: оно не включает в себя инициацию и построение детского действия как самостоятельного, инициативного и ответственного.
Выделив содержание педагогического действия, мы решили проверить его влияние: влияние педагогического действия на учебную самостоятельность младших школьников. Для этого мы провели диагностическую процедуру «Подготовка к контрольной работе и контрольная работа» в четырех классах, в начале года и в конце года. По результатам процедуры, мы проследили динамику индивидуального учебного действия в двух классах, дети которых обучаются у учителей, занимающих позицию консультанта, и в двух классах, дети которых обучаются у учителей, занимающих позицию инструктора.
Проанализировав полученные данные, мы сделали вывод, что дети, обучающиеся у учителей, которые занимают позицию консультанта, показывают положительную динамику учебной самостоятельности. Мы подсчитали эмпирическое значение между показателями уровня индивидуального учебного действия в начале года и в конце.
Таким образом, подтвердилось предположение о том, что если педагог занимает позицию консультанта, то происходит положительная динамика учебной самостоятельности младших школьников. Если педагог занимает позицию инструктора, то положительной динамики учебной самостоятельности младших школьников не происходит. Соответственно педагогические действия, относящиеся к позиции консультанта, являются эффективными. А педагогические действия, относящиеся к позиции инструктора, являются неэффективными.
Разработанное нами интервью может использоваться в качестве средства оценивания педагогического действия. Мы полагаем, что данное средство оценивания, поможет быстро определить, какую позицию занимает учитель, следовательно, и эффективность педагогического действия. Полученные качественные данные могут быть положены в основу занятий по формированию педагогического действия, ведущего к развитию учебной самостоятельности младших школьников.
1. Божович, Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л. И. Божович, Л. С. Славина. - Москва : Знание, 1979. - 96 с.
2. Бреслав, Г. М. Основы психологического исследования : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. М. Бреслав. - Москва : Смысл ; Издательский центр «Академия», 2010. - 496 с.
3. Гальперин, П. Я. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления / П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, Дж. Флейвелл. - Москва, 1978. - 616-620 с.
4. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в современной психологии. - Москва : Наука, 1966. - З17 с.
5. Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, В. И. Цукерман // Вопросы психологии. - 1992. - №З. - С. 14-19.
6. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения : монография / В. В. Давыдов. - Москва : Интор, 1996. - 544 с.
7. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология : учебное пособие / В. Н. Дружинин. - Москва : ИНФРА-М, 1997. - 256 с.
8. Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики: (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова) : учебное пособие для студентов вузов / В. П. Зинченко ; при участии: С. Ф. Горбова, Н. Д. Гордеевой. - Москва : Директ- Медиа, 2014. - ЗЗ1 с.
9. Ивошина, Т. Г. Формирование учебной самостоятельности школьников. История проблемы / Т. Г. Ивошина, Л. В. Шварева // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2011. - №24. - С. 945 - 950.
10. Калинина, Н. В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие : практич. пос. / Н. В.Калинина, С. Ю.Прохорова. - Москва : АРКТИ, 2008. - 80 с.
11. Калиновская, К. С. Общая психология. Речь. Сознание. Деятельность [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / СФУ, ИППС ; сост. К. С. Калиновская. - Красноярск : СФУ, 2017. - 46 с. - Режим доступа: http://Lib3.sfu-kras.ru/ft/LIB2/ELIB/b88/i-203549687.pdf
12. Колкова, С. М. Психология развития и возрастная психология. Сборник задач [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / СФУ, ПЛИС ; сост. С. М. Колкова. - Красноярск : СФУ, 2018. - 122 с. - Режим доступа: http://Lib3.sfu-kras.ru/ft/LIB2/ELIB/u159/i-371234969.pdf
13. Луковцева, А. К. Психология и педагогика. Курс лекций : учеб. пособие для студентов вузов / А. К. Луковцева - Москва : КДУ, 2008. - 80 с.
14. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» : федер. закон от 29.12.2012. № 273-Ф3. - Москва: Эксмо, 2012. - 141 с.
15. Новопашина, Л. А. Статистические методы в психологии [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / СФУ, ИППС ; сост. Л. А. Новопашина. - Красноярск : СФУ, 2018. - Режим доступа: http://Lib3.sfu- kras.ru/ft/LIB2/ELIB/b88/i-070003727.pdf
16. Островерх, О. С. Младший школьный возраст: характеристика педагогического действия и средства его построения [Электронный ресурс] / О. С. Островерх, Л. М. Козлова. - Красноярск : ИППР, 2002. - Режим доступа: http://first-school-age.narod.ru/new_18.htm
17. Островерх, О. С. Образовательное пространство учебной деятельности и динамика учебной самостоятельности школьников / О. С. Островерх, О. И. Свиридова, А. Г. Мокроусова // Материалы XIX конференции «Педагогика развития: инициатива, самостоятельность, ответственность». - 2012. - Режим доступа:http://ippd.ru/resources/library?file=988
18. Островерх, О. С. Об условиях становления индивидуального учебного действия в образовательном пространстве начальной школы / О. С. Островерх //
Материалы IV научной конференции «Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования». - 1997. - Часть 1. - Режим доступа:
http://ippd.ru/resources/library?file=469
19. Островерх, О. С. Учебная самостоятельность и ответственность в младшем школьном возрасте / О. С. Островерх, А. Г. Мокроусова // Материалы 9-й научно-практической конференции «Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление». - Красноярск, 2003. - С. 1-3.
20. Островерх, О. С. «Что есть педагогическое действие в развивающем обучении?» [Электронный ресурс] / О. С. Островерх // Режим доступа: http://first-school-age.narod.ru/new_19.htm
21. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для академического бакалавриата / Л. Ф. Обухова. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 460 с.
22. Обухова, Л. Ф. Детская психология. Теории. Факты. Проблемы [Электронный ресурс] / Л. Ф. Обухова // Психологическая библиотека самопознание и саморазвитие. - Москва : Тривола, 1995. - Режим доступа: http://www.ligis.ru/psylib/090417/books/obuhl01/index.htm
23. Попова, Д. В. Особенности формирования учебной самостоятельности младших школьников / Д. В. Попова, Б. В. Сергеева // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 6-1. - С. 114 - 122;
24. Свиридова, О. И. «Урочно-занятийная форма взаимодействия учителя и детей как условие развития учебной самостоятельности младших школьников» / О. И. Свиридова // Материалы 4-й научно-практической конференции «Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования». - Красноярск, 1997.
25. Свиридова, О. И. Форма организации учебной деятельности в начальной школе / О. И. Свиридова // Методические разработки. - Красноярск, 2001.
26. Сапачева, Л. Р. Формирование учебной самостоятельности младших школьников: Учебная программа и методические рекомендации для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Л. Р. Сапачева. - Мурманск : МОИПКРОиК, 2009. - 75 с.
27. Содержание и способы оценки самостоятельности учеников в пространстве учебной деятельности : отчет о НИР / Казак Ю. С. - Красноярск : Сибирский Федеральный Университет, 2014. - 44 с.
28. ФГОС НОО 15785 - 2009 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. - Введ. 6.10.2009. - Москва : Минобрнауки России, 2009. - 29 с.
29. Цукерман, Г. А. Мы, взрослые, и остальные люди / Г. А. Цукерман, В. И. Слободчиков // Семья и школа. - 1989. - № 11 ; № 12 ; 1990. - № 1 ; № 2.
30. Цукерман, Г. А. О детской самостоятельности / Г. А. Цукерман, Н. В. Елизарова // Вопросы психологии. - 1989. - С. 37 - 44.
31. Цукерман, Г. А. Поисковая активность в учебной деятельности / Г. А. Цукерман, Ю. И. Суховерша // Вопросы психологии. - 2007. - №5. - С. 25 - 38.
32. Цукерман, Г. А. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования / Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер // Психологическая наука и образование / Ред. В.В. Рубцов. - 2010. - №4. - С. 77 - 90.
33. Цукерман, Г. А. Развитие учебной самостоятельности / Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер. - Москва : «Авторский клуб», 2015. - 432 с.
34. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - Москва : Педагогика, 1989. - 560 с.
35. Эльконин, Б. Д. Опосредствование. Действие. Развитие / Б. Д. Эльконин. - Ижевск : ERGO, 2010. - 280 с.
36. Эльконин, Б. Д. - Образовательная самостоятельность и инициатива в содержании обучения / Б. Д. Эльконин // Материалы XIX конференции «Практики развития». - 2012.
37. Venger, A. Evaluation of Search Activity and Other Behavioral Attitudes in Indefinite Situationas. / A. Venger, V. Rotenberg, Y. Desiatnikova. - Dynamic Psychiatry, 1996, #160/161, pp. 368-377.
38. Veresov, N. Zone of proximal development (ZPD): the hidden dimension? // Lan-guage as Culture - Tensions in Time and Space. (edited by Anna-Lena Ostern and Ria Heilda-Ylikallio). - Vol 1. Rapport fran Pedagogiska fakulteten vid Abo Academi. Nr. 11. Vasa - 2004. pp. 13-29.
39. Dorney, Z. Teaching and Researching Motivation / Z. Dorney. - England: Pearson Education Limited, 2001.
40. Rubtsov, V. V. The Results of Research and Practice Session «Theory and Practice of Educational Activity: Tradition and Innovation» in Honor of the 85th Anniversary of V. Davydov / V. V. Rubtsov, V. S. Sobkin, V. T. Kudryavcev, V. S. Lazarev, I. D. Froumin, V. I. Panov, V. K. Vasilev, E. V. Chudinova, V. A. Bolotov,
G. A. Tsukerman, N. U. Krasavina // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. - 2015. Vol. 20, no. 3, pp. 197-218.