Введение 4
1 Факторы, влияющие на трансформацию СМИ 8
1.1 Социокультурные факторы 8
1.1.1 Особенности медиапотребления и воздействие платформ новых медиа на читателя 8
1.1.2 Клиповое мышление и многозадачность аудитории 14
1.2. Технологические факторы 16
1.2.1 Увеличение роли мобильного веба 16
1.2.2 Программные продукты, увеличивающие эффективность работы онлайновых СМИ 19
1.2.3 Цифровизация 23
1.3 Экономические факторы 25
2 Актуальные процессы, происходящие в красноярских онлайн-СМИ 28
2. 1 Методология трех интервью 28
2.2 Городской развлекательный сайт «Город Прима» 30
2.2.1 Аудитория сайта 32
2.2.2 Контент сайта 33
2.2.3 Рекламные возможности 36
2.2.4 Организация работы над проектом 37
2.3 Информационное агентство tvk6.ru 39
2.3.1 Аудитория сайта 40
2.3.2 Контент сайта tvk6.ru 43
2.3.3 Рекламные возможности 44
2.3.4 Организация работы над проектом 44
2.4 «Проспект мира» - prmira.ru 47
2.4.1 Аудитория сайта 48
2.4.2 Контент 50
2.4.3 Рекламные возможности 52
2.4.4 Организация работы над проектом 54
2.5 Итоги исследования 54
Заключение 58
Список использованных источников 61
Темой данной дипломной работы является трансформация красноярских онлайновых СМИ на примерах сайтов телекомпании «ТВК» и медиагруппы «Прима», а также интернет-журнала «Проспект Мира». В работе представлен анализ деятельности выбранных нами для исследования интернет-СМИ, направленной на развитие своих медиаплощадок. Исследование было проведено на основании интервью с руководителями или сотрудниками данных проектов.
На протяжении последних лет мы можем видеть, как красноярские СМИ совершенствуют свои площадки в интернете. Телевизионные СМИ развивают свое присутствие в онлайновой среде, внедряют новые форматы, производят не только эфирный контент, но и работают над улучшением своих площадок в социальных сетях, модернизируют свои сайты, - в общем, идут в сторону конвергенции. В свою очередь, изначально сетевые СМИ в желании развиваться тоже занимаются продвижением своих медиаплощадок. Какие причины обусловили трансформацию красноярских онлайновых СМИ? Пока мы можем только предполагать.
Возможно, для телевизионных СМИ сосредоточение на развитии онлайновых площадок связано с опасениями из-за процесса цифровизации, и подобные действия - это подготовка своего рода «запасного аэродрома» (в случае, если телевизионное вещание будет осуществляться только через интернет). Существующие интернет-СМИ борются с растущей конкуренцией за своего читателя и рекламодателя, работают над формированием активного читательского сообщества вокруг издания, а также концентрируются на развитии своих площадок в социальных сетях. Для того чтобы проследить и понять причины трансформации, нами для анализа были выбраны наиболее интересные и яркие, на наш взгляд, прецеденты в красноярских СМИ за последний год.
В связи с обозначенной проблемой мы можем вывести актуальность нашей работы, которая заключается в том, чтобы охарактеризовать сегодняшнее состояние красноярской онлайновой среды, а также выявить причины трансформации интернет-СМИ. Нами будут изучены следующие онлайновые СМИ, которые имеют разные содержательные модели: сайт информационного агентства tvk6.ru, развлекательный сайт «Город Прима» - внеэфирный проект медиагруппы «Прима» и первое в Красноярске интернет- СМИ, которое выросло из сообщества в социальной сети - «Проспект Мира».
Объект нашего исследования - функционирование СМИ в сетевой среде или в городском информационном пространстве онлайновые СМИ.
Предмет исследования - трансформация красноярских онлайновых СМИ.
Наша цель состоит в том, чтобы исследовать основные тенденции, происходящие в красноярских онлайновых СМИ, которые способствуют их развитию.
Задачи:
1. Определить и описать факторы, влияющие на трансформацию мировых и федеральных онлайновых СМИ;
2. Провести интервью с руководителями и сотрудниками, заявленных нами для исследования СМИ и собрать необходимую для исследования информацию;
3. Проанализировать полученную информацию, чтобы четко описать процессы трансформации, которые происходят в исследуемых СМИ.
4. Выяснить, как общемировые тенденции онлайновой среды реализуются в Красноярске, на примере исследуемых СМИ;
Теоретическую базу материалов, которые были использованы нами составляют следующие исследования: для того чтобы понять логику потребления новых медиа в нашей работе мы обратились к труду Льва Мановича «Язык новых медиа», где он описывает принципы построения коммуникаций в рамках онлайновой среды. Для дальнейшего изучения социокультурных факторов, способствующих трансформации медиа мы обратились к исследованиям теоретика электронных медиа Фридриха Киттлера, в частности к его статье «Мир символического - мир машины», а также статьям социологов К.Г. Фрумкина и А.С. Чернавского, журналиста и исследователя новых медиа Андрея Мирошниченко и культуролога Е.А. Лапиной-Кратасюк. Четкие данные о медиапотреблении в России мы получили из отчета об исследовании центра «Делойт». Также мы пользовались исследованиями Яндекса в области развития интернета в регионах России, а подробно изучить источники переходов на сайты исследуемых СМИ, некоторые характеристики аудитории и прочие данные необходимые для того, чтобы составить портрет онлайн-СМИ нам помогали данные аналитических сервисов Liveinternet и SimilarWeb. Для того чтобы составить представления и описать актуальные тренды медиа, мы пользовались статьями и переводами западных статей, размещенных на сайте аналитической компании, которая изучает инструменты повышающие эффективность онлайновых медиа - mediatoolbox.ru.
Что касается методов сбора информации для исследования, наша первая теоретическая глава, посвященная факторам, влияющим на трансформацию красноярских онлайн-СМИ, строится на отборе и реферировании источников, данные из которых помогли нам углубиться в процессы регулярно изменяющейся медиасреды. В второй главе, мы использовали данные интервью, которые были проведены с руководителями исследуемых СМИ.
Новизна нашего исследования заключается в том, что в рамках выпускной работы мы анализируем деятельность красноярских интернет-СМИ и определяем основные причины трансформации местной онлайновой медиасреды, а также выясняем насколько мировые медиатренды реализуются в нашем городе, что пока еще не предавалось научному осмыслению.
Выводы и прилагаемые фактические материалы могут быть полезными в учебной вузовской практике как при проведении спецсеминаров, так и в практических курсах по журналистике. Эмпирические материалы работы будут полезны в процессе дальнейшего изучения рынка онлайн-СМИ Красноярска.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Во введении обоснуется актуальность темы, выделены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи работы, новизна и практическая значимость выполненного исследования. Первая глава «Факторы, влияющие на трансформацию СМИ» посвящена подробному разбору актуальных тенденций медиа и причинам трансформации онлайновой среды. Во второй главе исследования, мы представляем некие портреты выбранных нами для исследования СМИ, а также выясняем, как реализуются (и реализуются ли вообще) тенденции медиа в Красноярске. В заключении сформулированы главные результаты и выводы исследования и намечены направления дальнейшего изучения данной темы.
Целью нашего исследования было изучение основных тенденций, происходящих в красноярских онлайновых СМИ, которые способствуют их развитию. Согласно указанным нами во введении задачам, на начальном этапе исследования мы сосредоточились на факторах, которые влияют на трансформацию онлайн-СМИ, для того чтобы лучше понять процессы происходящие в красноярской медиасреде.
При написании первой главы перед нами стояли следующие задачи:
1) Определить и описать факторы и тенденции, влияющие на трансформацию онлайновых СМИ мировых и федеральных СМИ;
2) Описать тенденции медиапотребления в России и особенности и потребления аудиторий информации на платформах новых медиа;
3) Описать состояние рекламного рынка медиа в России; описать технологические факторы, которые влияют на процесс потребления и производства информации.
Мы считаем, что поставленные задачи были выполнены. Нами был определен круг факторов и описаны тенденции, которые задают общий тон для развития федеральных и региональных СМИ. Полагаясь на исследования теоретиков медиа, мы осветили особенности коммуникации аудитории на платформах новых медиа, а также наметили основные тенденции потребления информации современным читателем (многозадачность, рассредоточенность, клиповое мышление и.д), что оказывает влияние на жанровое и тематическое разнообразие при создании контента редакциями СМИ (геймификация контента, «нелюбовь» к долгому чтению). Мы указали экономические факторы, среди которых главенствующее место занимает растущий рынок интернет- рекламы. Кстати, в 2015 году - очень тяжелом по данным экспертов году для рынка рекламы в медиа, интернет - единственная площадка, которая имела положительную динамику (радио, ТВ, пресса же снизили свои показатели).
В рамках нашего исследования, во второй главе мы анализировали деятельность красноярских интернет-СМИ и определяли основные причины трансформации местной онлайновой медиасреды, а также выясняли насколько мировые медиатренды реализуются в нашем городе, что пока еще не предавалось научному осмыслению.
Яркие представители красноярской медиасреды, которые были описаны в нашем исследовании, на наш взгляд и согласно данным статистики - это лидеры среди других СМИ. Данные онлайн-издания не только лидеры по части посещаемости (каждый в своем направлении), но и новаторы по части внедрения в работу опыта зарубежных и федеральных СМИ. Конечно, некоторые внедрения реализуются с некоторым региональных колоритом в силу недостатка технических ресурсов (в Красноярских СМИ остро чувствуются как и недостаток финансовый для реализации некоторых планов), так и недостаток профессионалов среди журналистов и веб-разработчиков СМИ.
В целом, можно сказать, что прогноз положительный и каждое из исследуемых нами СМИ видит дальнейшие широкие перспективы для развития. Пожалуй, самая главная среди намеченных нами тенденций - это обращение традиционных красноярских СМИ в сторону интернета. Все осознают, что будущее за сетевыми медиа, поэтому для укрепления своих позиций, на рынке красноярских медиа, просто необходимо заниматься развитием своего присутствия в интернете. Команды медиагруппы «Прима» и телекомпании ТВК считают развитие своих интернет-проектов, а также аккаунтов в социальных сетях одним из ключевых направлений деятельности. По-прежнему производство телевизионного контента, конечно, на первом месте, но с каждым годом важность развития интернет проектов растет.
Силу онлайновых СМИ можно увидеть и на примере интернет-журнала «Проспект Мира». Это издание, которое организует свою работу согласно общемировым тенденциям, с ежедневной аудиторией уже в 20 тысяч человек, которое существует только год, примерно на одном уровне (а некоторых уже и опережает) с красноярскими интернет-изданиями, которые существуют на медиарынке Красноярска много лет.
Ясно одно, как традиционным СМИ, так и собственно-сетевым жизненно необходимо быть быстрее и мобильнее и организовывать новые каналы общений с аудиторией, чтобы расширять свою сферу влияния, иначе им просто не выжить в конкурентной борьбе.
Мы считаем, что наше исследование необходимо продолжать, так как нами было изучено только три проекта. При дальнейшем изучении сетевых СМИ возможно будет составить самую полную картину состояния красноярской онлайновой медиасреды.
1 Амзин, А.А. Резюме и ключевые выводы доклада Reuters Institute
Digital News Report 2015 [Электронный ресурс] : статья / А.А. Амзин // Мы и Жо. Media and journalism. - 2015. - Режим доступа:
http://themedia.center/2015/06/21/rezyume-i-klyuchevyie-vyivodyi-doklada-reuters- institute-digital-news-report-2015/.
2 Амзин, А.А. Тиражи печатной прессы сокращаются быстрее, чем
кажется [Электронный ресурс] : перевод с англ. / А.А. Амзин // Мы и Жо. Media and journalism. - 2016. - Режим доступа:
http://themedia.center/2015/06/21/rezyume-i-klyuchevyie-vyivodyi-doklada-reuters- institute-digital-news-report-2015/.
3 Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные : сборник исследований / А.Г. Качкаева, И.В. Кирия, К.Г. Коломеец, Н.Г. Лосева, О.М. Силантьева, Л.О. Телень, Т.Б. Тихомирова, М.Г. Филимонов. - Москва : Аспект-Пресс, 2010. - 201 с.
4 Как работает внутренний сервис The Guardian для аналитики
посещаемости сайта [Электронный ресурс] : статья // Мы и Жо. Media and journalism. - 01.02.2015. - Режим доступа:
http://themedia.center/2015/02/01/ophan-guardian/.
5 Киттлер, Ф. Мир символического - мир машины : монография / Ф. Киттлер.
- Логос. 2010. - №1. - С. 5-17.
6 Корнев, М. А., Пуля, В.Ю. 10 трендов новых медиа в 2016 году [Электронный ресурс] : статья / В.Ю. Пуля, М.А. Корнев // Mediatoolbox. - 2016. - Режим доступа: http://mediatoolbox.ru/trends2016/.
7 Корнев, М.С. Обзор технологических трендов в журналистике за месяц [Электронный ресурс] : статья / М.С. Корнев // Mediatoolbox. - 2016. - Режим доступа: http://mediatoolbox.ru/blog/obzor-tehnologicheskih-trendov-v- zhurnalistike-za-mesyats/.
8 Короленко, Ц.П, Лоскутов, В.А. Интернет-зависимость в русскоязычном секторе интернета [Электронный ресурс] : науч. статья / Ц.П. Короленко, В.А. Лоскутов // Сибирский научный медицинский журнал. - 2004.
- №3. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/internet-zavisimost-v- russkoyazychnom-sektore-interneta.
9 Ларот, Т.А. Как будет развиваться журналистика в ближайшем будущем: прогноз от института Reuters [Электронный ресурс] : статья / Т.А. Ларот // Mediatoolbox. - 2016 г. - Режим доступа: http://mediatoolbox.ru/blog/a-b- testirovanie-v-media-ne-ver-sebe-ver-rezultatam-testa/.
10 Лапина-Кратасюк, Е.В. Особенности новых медиа [Электронный ресурс] : статья / Е. В. Кратасюк // Интернет-журнал «Постнаука». - 2015. - Режим доступа: https://postnauka.ru/video/38005.
11 Мирошниченко, А. А. О вине медиа [Электронный ресурс] / А. Мирошниченко // Digital-агрессия: что делать и кто виноват? : сб. статей научно-практической конференции. - М., РРГУ, 2015. - Режим доступа: http://planetasmi.ru/arkhiv/42598-o-vine-media.
12 Максимов, А. К. Топ-5 аккаунтов красноярского Телеграма
[Электронный ресурс] : запись в Facebook / А.Максимов // Facebook. - 09.06.2016. - Режим доступа:
https://www.facebook.com/maxsimov/posts/1229416643765063.
13 Оболонков, С.Д. The Washington Post начала лицензировать
собственную платформу для работы с контентом [Электронный ресурс] : статья / С.Д. Оболонков // Mediatoolbox. - 2015. - Режим доступа:
http://themedia.center/2015/10/08/the-washington-post-nachala-litsenzirovat- sobstvennuyu-platformu-dlya-rabotyi-s-kontentom/.
14 Полеухин, А. Принципы новой среды по Л.Мановичу
[Электронный ресурс] : статья / А. Полеухин // Сайт студии «Гонзо-дизайн» - 2014. - Режим доступа: http://gonzo-
design.ru/education/articles/newmediaprinciples/.
15 Пуля, В.Ю. 7 трендов новых медиа [Электронный ресурс] : статья /
В.Ю. Пуля // Mediatoolbox. - 2015. - Режим доступа:
http://mediatoolbox.ш/?s=7+трендов+новых+медиа.
16 Ростова, Н. Галина Тимченко: «Может, у кого-то это трафик, а у меня - аудитория» [Электронный ресурс] : интервью / Н. Ростова // SLON. - 18.03.2014. - Режим доступа: https://slon.ru/world/galya_galya-1072609.xhtml.
17 Семеновских, Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде [Электронный ресурс] : науч. статья / Т. В. Семеновских // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - №5. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf.
18 Стечкин, И.А. А/Б-тестирование в медиа: Не верь себе, верь результатам теста [Электронный ресурс] : статья / И.А. Стечкин // Mediatoolbox. - 2015. - Режим доступа: http://mediatoolbox.ru/blog/a-b-testirovanie-v-media-ne- ver-sebe-ver-rezultatam-testa/.
19 Сухачева, А.В. Как The Guardian и The Financial Times используют онлайн-аналитику [Электронный ресурс] : статья / А.В. Сухачева // Новый репортер. - 15.12.2015. - Режим доступа: http://newreporter.org/2015/12/15/kak- the-guardian-i-the-financial-times-ispolzuyut-onlajn-analitiku/.
20 Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста
[Электронный ресурс] : науч. статья / К. Г. Фрумкин // Литературно-философский журнал «Топос». - 22.09.2010. - Режим доступа:
http://www.topos.ru/article/7371.
21 Чернавский, А.С. Современное медиапотребление и появление новых медиа [Электронный ресурс] : статья / А.С. Чернавский // сайт «Компас целей». - 2015. - Режим доступа: http://analitikaru.ru/2015/07/21/sovremennoe- mediapotreblenie-i-poyavlenie-novyx-media/.
22 Шайка-лайка: 7 причин любить Проспект Мира [Электронный ресурс] : статья // Проспект Мира. - 30.03.2016. - Режим доступа: http://www.prmira.ru/article/450491.
23 Внедрение цифрового телерадиовещания в России: интеграция в глобальное информационное пространство [Электронный ресурс] : отчет с пленарного заседания Национальной Ассоциации Телевещателей от 06. 10. 2012. - Режим доступа: http://nat-congress.nethouse.ru/documents.
24 Медиапотребление в России: ключевые тенденции [Электронный
ресурс] : статья // -2016. - Режим доступа:
http://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/technology-media-and- telecommunications/articles/media-consumption-in-russia-2015.html.
25 Объемы рекламы в средствах ее распространения в январе - марте 2016 года [Электронный ресурс] : статья // - 2016. - Режим доступа: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id6703.
26 Развитие интернета в регионах России [Электронный ресурс] :
исследование // - 2016. - Режим доступа:
https://yandex.ru/company/researches/2016/ya_internet_regions_2016.
27 Lichterman, J. Constantly tweaking: How The Guardian continues to
develop its in-house analytics system [Электронный ресурс] : статья / J. Lichterman // Neiman Lab. - 2015. - Режим доступа:
http://www.niemanlab.org/2015/01/constantly-tweaking-how-the-guardian- continues-to-develop-its-in-house-analytics-system.
28 Manovich, L. The Language of New Media : руководство / L. Manovich. - London : MIT Press. - 2001. - 355 c.
29 Woods B. How The Guardian's Ophan analytics engine helps editors make better decisions [Электронный ресурс] : статья / B. Woods // The Next Web. - 2015. - Режим доступа: http://thenextweb.com/media/2015/04/13/how-the- guardians-ophan-analytics-engine-helps-editors-make-better-decisions/#gref.