ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ В ДИСКУРСЕ МЕДИАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИСКУРСИВНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕДИАТИВНОГО ДИСКУРСА 6
1.1 Исследовательские подходы к дискурсу медиации 6
1.2 Дискурс медиации: составные элементы, стратегии и тактики 14
1.3 Понятие и типология дискурсивных маркеров 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКИХ
ДИСКУРСИВНЫХ МАРКЕРОВ В МЕДИАТИВНОМ ДИСКУРСЕ 35
2.1 Функционирование дискурсивных маркеров на этапе конфронтации 35
2.2 Прагмалингвистические маркеры как индикатор репрезентации
стратегии компромиссов 45
2.3 Использование прагмалингвистических маркеров в кооперативном
дискурсивном пространстве медиации 57
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
СПИСОК ИЛЛЮСТРИРОВАННОГО МАТЕРИАЛА 80
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ДИСКУРСИВНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕДИАТИВНОГО ДИСКУРСА 6
1.1 Исследовательские подходы к дискурсу медиации 6
1.2 Дискурс медиации: составные элементы, стратегии и тактики 14
1.3 Понятие и типология дискурсивных маркеров 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКИХ
ДИСКУРСИВНЫХ МАРКЕРОВ В МЕДИАТИВНОМ ДИСКУРСЕ 35
2.1 Функционирование дискурсивных маркеров на этапе конфронтации 35
2.2 Прагмалингвистические маркеры как индикатор репрезентации
стратегии компромиссов 45
2.3 Использование прагмалингвистических маркеров в кооперативном
дискурсивном пространстве медиации 57
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
СПИСОК ИЛЛЮСТРИРОВАННОГО МАТЕРИАЛА 80
ПРИЛОЖЕНИЕ
В данной работе рассматривается дискурс медиации с лингвистической точки зрения и приводятся дискурсивные индикаторы, характеризующие данный вид дискурса.
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что медиация, или процедура посредничества в разрешении споров, получила широкое распространение во всем мире, доказав свою целесообразность и эффективность. Рассмотрение вопросов, связанных с исследованием механизмов речевого взаимодействия представляет большой интерес для понимания сущности процесса медиации. При этом дискурс медиации сравнительно недавно стал предметом изучения в лингвистике и на данный момент является малоизученным.
Целью работы является изучение особенностей функционирования прагмалингвистических маркеров в англоязычном дискурсе медиации.
Поставленная цель определяет решение следующих задач:
1. выявить основные характеристики дискурса медиации;
2. определить коммуникативно-прагматическую структуру дискурса медиации;
3. уточнить понятие дискурсивного маркера и его характеристики;
4. провести анализ функционирования лингвистических маркеров на разных этапах дискурса медиации;
5. разработать классификацию дискурсивных маркеров в англоязычном дискурсе медиации.
Объектом исследования послужил дискурс медиации.
Предметом изучения являются прагмалингвистические маркеры в англоязычном дискурсе медиации.
коммуникативно-прагматический метод.
Научная новизна заключается в выборе предмета исследования - дискурсивных маркеров в дискурсе медиации, а также в использовании комплексного подхода к изучению дискурса медиации с лингвистической точки зрения.
Материалом для магистерского исследования послужили видеозаписи медиативных сессий, которые представляют собой реальные случаи медиации, проведенные опытными тренерами-медиаторами (общее время звучания 15 часов) и скрипты медиативных сессий (общий объем 20 страниц).
Теоретическо-методологической основой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых в области теории дискурса (В.И. Карасик, М.Л. Макаров, С.М. Марков и др.), дискурса медиации (Л.В. Куликова, О.А. Прохорова, Н.С. Баребина, А.Г. Моногарова,
М.Е. Семеняко и др.); лингвопрагматических дискурсивных маркеров (А.А. Кибрик, B. Fraser, D. Schiffin и др.).
Структура и объем работы. Исследование состоит из Введения, двух глав, Заключения, библиографии.
Во Введении обосновывается выбор темы исследования, аргументируется ее актуальность, описываются цели, задачи, методы исследования, описывается материал исследования, приводятся научная новизна и теоретико-методологическая база.
В первой главе «Дискурсивные основы исследования медиативного дискурса» дискурс медиации рассматривается как вид институционального дискурса по следующим характеристикам: цель; участники дискурса медиации; хронотопные признаки; ценности; стратегии и тактики; дискурсивные маркеры и их типология.
медиации. Дискурсивные маркеры анализируются на всех трех стадиях дискурсивного процесса: на этапе конфронтации, при реализации стратегии компромиссов и при переходе в кооперативное дискурсивное пространство. Приводится анализ применения дискурсивных маркеров всеми участниками дискурса медиации - медиатором и конфликтующими сторонами.
В Заключении излагаются основные результаты проведенного теоретического и практического исследования.
Апробация исследования. По теме магистерской диссертации был представлен доклад на международной научно-практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» (апрель 2018); была опубликована статья в журнале ИФиЯК СФУ “Siberia_Lingua”.
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что медиация, или процедура посредничества в разрешении споров, получила широкое распространение во всем мире, доказав свою целесообразность и эффективность. Рассмотрение вопросов, связанных с исследованием механизмов речевого взаимодействия представляет большой интерес для понимания сущности процесса медиации. При этом дискурс медиации сравнительно недавно стал предметом изучения в лингвистике и на данный момент является малоизученным.
Целью работы является изучение особенностей функционирования прагмалингвистических маркеров в англоязычном дискурсе медиации.
Поставленная цель определяет решение следующих задач:
1. выявить основные характеристики дискурса медиации;
2. определить коммуникативно-прагматическую структуру дискурса медиации;
3. уточнить понятие дискурсивного маркера и его характеристики;
4. провести анализ функционирования лингвистических маркеров на разных этапах дискурса медиации;
5. разработать классификацию дискурсивных маркеров в англоязычном дискурсе медиации.
Объектом исследования послужил дискурс медиации.
Предметом изучения являются прагмалингвистические маркеры в англоязычном дискурсе медиации.
коммуникативно-прагматический метод.
Научная новизна заключается в выборе предмета исследования - дискурсивных маркеров в дискурсе медиации, а также в использовании комплексного подхода к изучению дискурса медиации с лингвистической точки зрения.
Материалом для магистерского исследования послужили видеозаписи медиативных сессий, которые представляют собой реальные случаи медиации, проведенные опытными тренерами-медиаторами (общее время звучания 15 часов) и скрипты медиативных сессий (общий объем 20 страниц).
Теоретическо-методологической основой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых в области теории дискурса (В.И. Карасик, М.Л. Макаров, С.М. Марков и др.), дискурса медиации (Л.В. Куликова, О.А. Прохорова, Н.С. Баребина, А.Г. Моногарова,
М.Е. Семеняко и др.); лингвопрагматических дискурсивных маркеров (А.А. Кибрик, B. Fraser, D. Schiffin и др.).
Структура и объем работы. Исследование состоит из Введения, двух глав, Заключения, библиографии.
Во Введении обосновывается выбор темы исследования, аргументируется ее актуальность, описываются цели, задачи, методы исследования, описывается материал исследования, приводятся научная новизна и теоретико-методологическая база.
В первой главе «Дискурсивные основы исследования медиативного дискурса» дискурс медиации рассматривается как вид институционального дискурса по следующим характеристикам: цель; участники дискурса медиации; хронотопные признаки; ценности; стратегии и тактики; дискурсивные маркеры и их типология.
медиации. Дискурсивные маркеры анализируются на всех трех стадиях дискурсивного процесса: на этапе конфронтации, при реализации стратегии компромиссов и при переходе в кооперативное дискурсивное пространство. Приводится анализ применения дискурсивных маркеров всеми участниками дискурса медиации - медиатором и конфликтующими сторонами.
В Заключении излагаются основные результаты проведенного теоретического и практического исследования.
Апробация исследования. По теме магистерской диссертации был представлен доклад на международной научно-практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» (апрель 2018); была опубликована статья в журнале ИФиЯК СФУ “Siberia_Lingua”.
В работе решалась задача проанализировать функционирование прагмалингвистических дискурсивных маркеров на разных этапах дискурса медиации и разработать классификацию дискурсивных маркеров в англоязычном дискурсе медиации. Для решения этой задачи было необходимо исследовать дискурс медиации, его основные характеристики, коммуникативно-прагматическую структуру, а также, уточнить понятие дискурсивного маркера и его характеристик.
Объем исследовательского корпуса составил 16 англоязычных медиативных сессий, из которых были взяты, классифицированы и проанализированы 48 примеров использования прагмалингвистических дискурсивных маркеров.
Под дискурсом медиации понимают «менеджмент процесса когнитивной, вербальной и эмоциональной трансформации субъектов конфликтного общения в рамках континуума от коммуникативного диссонанса к коммуникативному консенсусу. Основная цель дискурса медиации - управление процессом развития кооперации, направленной на разрешение конфликта» [Куликова, Прохорова, 2016: 102].
Основными базовыми характеристиками дискурса медиации с лингвистической точки зрения являются: терминологичность,
интертекстуальность и субъектность.
Дискурс медиации выделяется на основании следующих системообразующих признаков: цель, участники, хронотопные признаки, ценности, стратегии и тактики, дискурсивные маркеры. Целью является - попытка конфликтующих сторон выработать взаимоприемлемое решение. Участниками дискурса являются собственно конфликтующие коммуниканты и медиатор.
Медиативный процесс осуществляется по определенной модели и имеет в своем развитии несколько этапов: подготовительный фрагмент, фрагмент формулирования точек зрения конфликтующих субъектов и фрагмент работы над конфликтом. Каждый этап характеризуется своими стратегиями и тактиками.
Медиатор, являясь нейтральной стороной, поддерживает переговоры независимо от ситуации, содействует деэскалации конфликта, не допускает углубления противоречий между сторонами, обсуждает с участниками детали возможного компромисса. Речевое поведение медиатора должно быть направлено на реализацию следующих основополагающих стратегий: стратегия смягчения, стратегия контроля над темой, стратегия совместного поиска альтернативы. Актуализировать данные стратегии в дискурсе медиации помогает использование в речи дискурсивных маркеров. Кроме того, к использованию этих языковых единиц прибегают и конфликтанты. Дискурсивные маркеры, это незнаменательные слова или словосочетания, регулирующие дискурсивный процесс между говорящим и адресатом.
В ходе исследования англоязычных медиативных сессий мы классифицировали выявленные дискурсивные маркеры и пришли к выводу, что они используются всеми участниками дискурса медиации на каждом этапе медиативного процесса:
1. Этап конфронтации со стороны участников дискурса характеризуется жестким противостоянием, нежеланием понять друг друга. В ходе исследования было выявлено использование следующих групп дискурсивных маркеров: маркеры оценки ситуации, маркеры недовольства, маркеры отсутствия солидарности, эмфазы, преувеличения, подведения итогов.
Со стороны медиаторов этот этап характеризуется организационной стратегией. Были зафиксированы следующие группы дискурсивных маркеров: маркеры детализации и уточнения, маркеры оценки ситуации, маркеры эмфазы, маркеры обобщения. Примеры использования дискурсивных маркеров на этом этапе приведены в таблице в Приложении А.
2. Этап компромиссов направлен на выявление полной и достоверной информации, анализ всех проблем. Со стороны участников конфликта стратегия компромисса характеризуется тем, что каждая из сторон идет на некоторые уступки и начинает учитывать интересы партнера. Были зафиксированы следующие группы дискурсивных маркеров: маркеры детализации и уточнения, маркеры эмфазы, маркеры манеры речи и маркеры уверенности.
Со стороны медиаторов этап компромиссов заключается в выявлении полной и достоверной информации, анализе всех проблем. Были зафиксированы следующие группы дискурсивных маркеров: детализации и уточнения, маркеры оценки ситуации, эмфазы, маркеры обобщения, уточняющие маркеры-вопросы и маркеры солидаризации.
Примеры использования дискурсивных маркеров на этапе компромиссов для каждой группы маркеров можно посмотреть в таблице в Приложении Б.
3. После выяснения сути проблемы и взаимных претензий начинается процесс кооперации. В процессе кооперации участники конфликта начинают воспринимать проблему как общую, а своего оппонента как союзника и стремятся в какой-то степени объединиться. Были зафиксированы следующие группы дискурсивных маркеров: маркеры детализации и уточнения, маркеры оценки ситуации, маркеры уверенности и маркеры разъяснения намерений.
Для медиаторов на этапе кооперации доминантной является созидательная стратегия. Были зафиксированы следующие группы дискурсивных маркеров: маркеры детализации и уточнения, эмфазы, маркеры манеры речи, маркеры смягчения, разъяснения текущей информации и маркеры обобщения.
Примеры использования прагмалингвистических дискурсивных маркеров на последнем этапе кооперации для каждой группы маркеров приведены в таблице в Приложении В.
Итак, употребление в речи прагмалингвистических дискурсивных маркеров обеспечивает функционирование коммуникативного взаимодействия между всеми участниками медиативного процесса, как медиатором, так и конфликтантами, и помогает переходу участников дискурсивного сообщества из конфликтного дискурсивного пространства в кооперативное.
Объем исследовательского корпуса составил 16 англоязычных медиативных сессий, из которых были взяты, классифицированы и проанализированы 48 примеров использования прагмалингвистических дискурсивных маркеров.
Под дискурсом медиации понимают «менеджмент процесса когнитивной, вербальной и эмоциональной трансформации субъектов конфликтного общения в рамках континуума от коммуникативного диссонанса к коммуникативному консенсусу. Основная цель дискурса медиации - управление процессом развития кооперации, направленной на разрешение конфликта» [Куликова, Прохорова, 2016: 102].
Основными базовыми характеристиками дискурса медиации с лингвистической точки зрения являются: терминологичность,
интертекстуальность и субъектность.
Дискурс медиации выделяется на основании следующих системообразующих признаков: цель, участники, хронотопные признаки, ценности, стратегии и тактики, дискурсивные маркеры. Целью является - попытка конфликтующих сторон выработать взаимоприемлемое решение. Участниками дискурса являются собственно конфликтующие коммуниканты и медиатор.
Медиативный процесс осуществляется по определенной модели и имеет в своем развитии несколько этапов: подготовительный фрагмент, фрагмент формулирования точек зрения конфликтующих субъектов и фрагмент работы над конфликтом. Каждый этап характеризуется своими стратегиями и тактиками.
Медиатор, являясь нейтральной стороной, поддерживает переговоры независимо от ситуации, содействует деэскалации конфликта, не допускает углубления противоречий между сторонами, обсуждает с участниками детали возможного компромисса. Речевое поведение медиатора должно быть направлено на реализацию следующих основополагающих стратегий: стратегия смягчения, стратегия контроля над темой, стратегия совместного поиска альтернативы. Актуализировать данные стратегии в дискурсе медиации помогает использование в речи дискурсивных маркеров. Кроме того, к использованию этих языковых единиц прибегают и конфликтанты. Дискурсивные маркеры, это незнаменательные слова или словосочетания, регулирующие дискурсивный процесс между говорящим и адресатом.
В ходе исследования англоязычных медиативных сессий мы классифицировали выявленные дискурсивные маркеры и пришли к выводу, что они используются всеми участниками дискурса медиации на каждом этапе медиативного процесса:
1. Этап конфронтации со стороны участников дискурса характеризуется жестким противостоянием, нежеланием понять друг друга. В ходе исследования было выявлено использование следующих групп дискурсивных маркеров: маркеры оценки ситуации, маркеры недовольства, маркеры отсутствия солидарности, эмфазы, преувеличения, подведения итогов.
Со стороны медиаторов этот этап характеризуется организационной стратегией. Были зафиксированы следующие группы дискурсивных маркеров: маркеры детализации и уточнения, маркеры оценки ситуации, маркеры эмфазы, маркеры обобщения. Примеры использования дискурсивных маркеров на этом этапе приведены в таблице в Приложении А.
2. Этап компромиссов направлен на выявление полной и достоверной информации, анализ всех проблем. Со стороны участников конфликта стратегия компромисса характеризуется тем, что каждая из сторон идет на некоторые уступки и начинает учитывать интересы партнера. Были зафиксированы следующие группы дискурсивных маркеров: маркеры детализации и уточнения, маркеры эмфазы, маркеры манеры речи и маркеры уверенности.
Со стороны медиаторов этап компромиссов заключается в выявлении полной и достоверной информации, анализе всех проблем. Были зафиксированы следующие группы дискурсивных маркеров: детализации и уточнения, маркеры оценки ситуации, эмфазы, маркеры обобщения, уточняющие маркеры-вопросы и маркеры солидаризации.
Примеры использования дискурсивных маркеров на этапе компромиссов для каждой группы маркеров можно посмотреть в таблице в Приложении Б.
3. После выяснения сути проблемы и взаимных претензий начинается процесс кооперации. В процессе кооперации участники конфликта начинают воспринимать проблему как общую, а своего оппонента как союзника и стремятся в какой-то степени объединиться. Были зафиксированы следующие группы дискурсивных маркеров: маркеры детализации и уточнения, маркеры оценки ситуации, маркеры уверенности и маркеры разъяснения намерений.
Для медиаторов на этапе кооперации доминантной является созидательная стратегия. Были зафиксированы следующие группы дискурсивных маркеров: маркеры детализации и уточнения, эмфазы, маркеры манеры речи, маркеры смягчения, разъяснения текущей информации и маркеры обобщения.
Примеры использования прагмалингвистических дискурсивных маркеров на последнем этапе кооперации для каждой группы маркеров приведены в таблице в Приложении В.
Итак, употребление в речи прагмалингвистических дискурсивных маркеров обеспечивает функционирование коммуникативного взаимодействия между всеми участниками медиативного процесса, как медиатором, так и конфликтантами, и помогает переходу участников дискурсивного сообщества из конфликтного дискурсивного пространства в кооперативное.



