Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка программы внеурочных занятий для формирования учебной мотивации обучающихся младшего школьного возраста при переходе на уровень основного общего образования

Работа №24868

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
855
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Внеурочные занятия в системе основного общего образования 6
1.1 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 6
1.2 Формирование учебной мотивации, обучающихся младшего школьного возраста в системе внеурочных занятий 11
2 Разработка и апробация программы внеурочных занятий для формирования учебной мотивации обучающихся младшего школьного возраста. 24
2.1 Описание программы внеурочной деятельности 24
2.2 Описание результатов апробации программы внеурочной деятельности
на базе МБОУ «Березовская СОШ №3» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты исследования по методике психологической диагностики готовности ребенка к переходу в среднее звено (С.Н, Сафонова) 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты анкеты Н.Г Лускановой на констатирующем этапе исследования 63
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты исследования по методике психологической диагностики готовности ребенка к переходу в среднее звено (С.Н, Сафонова) на контрольном этапе исследования 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты анкеты Н.Г Лускановой на контрольном этапе исследования 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Программа дополнительного образования «На 5» 69


Проблема учебной мотивации является наиболее актуальной, как для отечественной, так и для зарубежной школы. Важность ее решения определяется тем, что она является необходимой предпосылкой для эффективного осуществления процесса обучения и воспитания младших школьников.
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет требования к развитию школьников на начальном уровне общего образования. Сегодня уже не достаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, ведущее значение придается задаче научить школьников учиться, хотеть это делать.
В современной школе многое делается для формирования у обучающихся положительного отношения к учению. На это направленно использование всех видов проблемно-развивающего, личностно-ориентированного обучения, применение оптимального сочетания различных методов, форм индивидуальной, коллективной и групповой работы, учет возрастных особенностей школьников и др. Однако приходится признать, что интерес к обучению от начальной к средней школе в должной мере не возрастает, а напротив, имеет тенденцию к снижению [3].
Сегодня приходится слышать от педагогов-практиков, психологов, проблемы, связанные с «внутренним отходом от школы», «состоянием мотивационного вакуума» и «демотивированности» школьников. По их наблюдениям, если не организовать работу по формированию мотивации к учебной деятельности, дети, когда начинают входить на уровень основного общего образования, зачастую испытывают разочарование, сопровождающееся спадом результатов в учебной деятельности, желанием пропустить урок, уменьшением старательности, тяготением школьными обязанностями.
Именно в младшем школьном возрасте в рамках учебной деятельности закладывается фундамент дальнейшего отношения к учебе, предпосылки будущих достижений.
Учебная деятельность, общественная по своему содержанию, смыслу и форме осуществления, тесно связано с самооценкой. По мнению Л.С. Выготского формируется и активно развиваться она в младшем школьном возрасте.
Проблема исследования заключается в том, что несмотря на большое количество психолого-педагогических исследований по проблеме учебной мотивации в младшем школьном возрасте, данную проблему нельзя считать решенной на практике во всех аспектах, особенно это касается периода перехода с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования.
Гипотеза исследования:
Учебная мотивация детей младшего школьного возраста повыситься если:
- учитывать характеристики мотиваций достижения детей младшего школьного возраста
- использовать внеурочные занятия по программе.
Цель исследования - разработать и апробировать программу внеурочных занятий для формирования учебной мотивации обучающихся младшего школьного возраста при переходе на уровень основного общего образования.
Предмет исследования - программа внеурочных занятиях.
Объект исследования - процесс формирование учебной мотивации обучающихся младшего школьного возраста при переходе на уровень основного общего образования.
Задачи исследования:
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть понятие учебной мотивации к обучению, процесс ее формирования у младших школьников и при переходе на уровень основного общего образования;
2. Выделить возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
3. Разработать и апробировать программу внеурочных занятий.
4. Описать результаты апробации программы внеурочных занятий


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Большинство детей, переходящих в пятый класс испытывают двойственные чувства. С одной стороны, их привлекает всё новое: система обучения, новые учителя, с другой стороны вызывают беспокойство ситуации, связанные с установлением отношений с ровесниками и учителями. При переходе обучающихся в среднее звено школы возникает вопрос о формировании учебной мотивации. У многих обучающихся 5-х классов учебная мотивация не сформирована. В этот период дети начинают «примерять» различные способы поведения, чтобы приобрести определенный статус. Но зачастую дети не знают, как общаться. От умения устанавливать отношения, не бояться задавать вопросы и работать в команде зависит успешность любого человека. Психологический климат в коллективе и взаимоотношения между учащимися в классе влияет на формирование учебой мотивации обучающихся. Смысл учения для каждого ученика определяется системой его идеалов, ценностей, которые он заимствует из своего окружения (семьи, друзей, соучеников). Он может претерпевать существенные изменения и складывается из следующих моментов: осознание ребенком объективной важности учения, которая определяется выработанными в обществе нравственными ценностями, принятыми в социальном окружении и в семье данного ребенка; понимание значимости учения лично для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний ребенка, его самоконтроль и самооценку учебной работы, ее отдельных звеньев.
В результате теоретического анализа мы выделили основные направления работы по формированию мотивации детей к новой школьной жизни:
1. Должна проводиться психологическая диагностика, без этого невозможно выявить индивидуальные особенности обучающихся.
2. Педагоги и родители должны консультироваться у психолога.
3. Должно проводиться совершенствование методической работы.
4. Регулярно должна проводиться профилактическая, коррекционно-развивающая, аналитическая работа.
Необходимо проводить формирование учебной мотивации в соответствии с особенностями мотивационно-личностной сферы, под которыми подразумеваются сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности мотивационной сферы (личностная тревожность). В подростковом возрасте только обретение личностного смысла учения позволит школьнику эффективно учиться. Анализ показателей тревожности у школьников позволит выявить детей, неуверенных в себе, нуждающихся в психологической помощи.
Переход из младшей школы в среднюю - важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению.
В результате теоретического анализа нами были рассмотрены основные методики, направленные на диагностику формирования учебной мотивации обучающихся младшего школьного возраста в период адаптации при переходе на Уровень основного общего образования. Для проведения нашего исследования мы выбрали следующие методики:
1. Методика психологической диагностики готовности ребенка к переходу в среднее звено (С.Н, Сафонова).
2. Анкета Н.Г Лускановой.
Описание проведенного исследования предоставлено нами далее.
Практическое исследование было проведено в 2015-2016 году. В исследовании приняли участие 50 средних школьников, обучающихся в 5 классе: 25 из них были отнесены в экспериментальную группу и на них был апробирован программу внеурочных занятий, направленный на формирование учебной мотивации при переходе на уровень основного общего образования, и 25 были отнесены в контрольную группу, с которой проводилась стандартная программа обучения.
На констатирующем этапе исследования по готовности ребенка к переходу в среднее звено не было обнаружено значительных различий между исследуемыми группами детей: обе группы показали неудовлетворительный результат по готовности ребенка к переходу в среднее звено: в обеих группах обнаружено преимущественно общее отрицательное отношение к школе, доминирование внеучебных интересов, отрицательные переживания. В обеих группах так же был обнаружен средний уровень общего отношения к школе и преобладание социальных мотивов учения. По учебной мотивации не было обнаружено значительных различий между исследуемыми группами детей: обе группы показали средний результат учебной мотивации, что говорит о том, что эти дети проявляли положительное отношение к школе, однако, больше всего их привлекала внеучебная деятельность в школе. Эта категория детей чувствовали себя в школе довольно благополучно, однако, основной причиной посещения школы для них было общение с друзьями и преподавателем. Познавательный интерес у этой категории детей сформирован в меньшей степени.
После проведения констатирующего этапа исследования нами был проведен формирующий этап исследования длительностью 4 месяца.
В процессе проведения этого этапа нами разрабатывался программу внеурочных занятий, направленных на формирование учебной мотивации обучающихся младшего школьного возраста при переходе на Уровень основного общего образования в рамках внеклассных занятий. Всего было проведено 8 занятий, по 2 занятия в месяц.
Цель: профилактика школьной дезадаптации среди обучающихся пятых классов
Задачи:
- создание условия для формирования и поддержания учебной мотивации
- формирование сплоченности классного коллектива
- помощь в осознавании различий в позициях «ученик начальной школы» и «ученик средней школы»
Занятия по программе проводятся совместно с классным руководителем в рамках классных часов (45 минут).
Приемы, которые применялись нами для формирования учебной мотивации обучающихся младшего школьного возраста при переходе на Уровень основного общего образования в рамках внеклассных занятий:
Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей.
Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает.
Прием третий: создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов.
Прием четвертый: ролевой подход.
Прием пятый: деловая игра.
Прием шестой: решение нестандартных задач на смекалку и логику.
Прием седьмой: игры и конкурсы.
Прием восьмой: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.
После проведения формирующего этапа исследования нами была проведена контрольная диагностика.
На контрольном этапе исследования результаты экспериментальной группы по готовности ребенка к переходу в среднее звено оказались более оптимистичными, чем результаты контрольной группы: в экспериментальной группе улучшились показатели более значительно, эти дети стали лучше относиться к учебе, у них повысилась значимость познавательных мотивов обучения, отрицательных переживаний стало меньше, в то время, как в контрольной группе результаты практически не изменились. По учебной мотивации в экспериментальной группе результаты улучшились: уровень учебной мотивации у них стал несколько выше, чем в контрольной группе, в экспериментальной группе стало наблюдаться боле положительное отношение к школе, они стали испытывать больший интерес к учебной деятельности. Познавательный интерес в экспериментальной группе после проведения формирующего этапа исследования стал гораздо выше, нежели у контрольной группы.
Таким образом, практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов работы для организации деятельности по мотивов к учению у младших школьников в процессе адаптации при переходе на уровень основного общего образования, что в конечном итоге способствует эффективности учебной деятельности детей в целом. Дальнейшее практическое исследование может быть расширено до формирования учебной мотивации через повышение познавательного интереса при переходе на уровень основного общего образования не только во внеучебной, но и в учебной деятельности любого предмета.



1. Ахметов, М.А. Техники управления познавательными мотивами обучающихся / М.А. Ахметов, Э.А. Мусенова // Психология обучения. - 2009. - № 1. - С. 25-44.
2. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа. - 2011.- №6.- С.53-55
3. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей / Н.Ю. Борякова. - М.: Астрель, 2008. - 128 с.
4. Вульфов, Б.З. Интересы и потребности современных детей и подростков / Б.З. Вульфов, Ю.В. Синягин, Н.Ю. Синягина, Е.В. Селезнева. - СПб. Каро, 2007. - 144 с
5. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры / Л.С. Выготский. - М.-Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. - 422 с.
6. Гани, С.В. Мотивационные тенденции в обучении современных младших школьников / С.В. Гани, Н.И. Константинова // Начальная школа плюс до и После. - 2012. - № 7. - С. 38-40.
7. Герасимчик Л. В. Формирование мотивации и познавательной активности школьников - один из факторов повышения учебной успешности / Л. В. Герасимчик // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 6-18
8. Гордеева, Т.О. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников / Т.О. Гордеева, Е.А. Шепелева // Вестник Московского университета: научный журнал / ред. А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов. - 2011. - № 3. - С. 33-45.
9. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева. - М.: Смысл: Академия, 2006. - 332 с.
10. Зинченко, В.П. Психологическая педагогика / В.П. Зинченко. - М.: Высшая школа, 2011. - 464 с.
11. Иванников В.А. Анализ мотивации с позиций теории деятельности / В.А. Иванников // Национальный психологический журнал. - 2014. - №1. - С. 49-56
12. Кауфман А.О. Проблемы преемственности и адаптации школьников на II ступени обучения / А.О. Кауфман. - 2014.
13. Крайникова Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение четвероклассников при переходе в основную школу / Т.А. Крайникова // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - №8
14. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 563 с.
15. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники. Особенности развития / И.Ю. Кулагина. - М.: Эксмо, 2009. - 176 с.
16. Кулагина И.Ю. Условия развития учебной мотивации в начальных классах / И. Ю. Кулагина, С. В. Гани // Психология обучения. - 2011. - № 2. - С. 13-23
17. Князева Т.Н. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников «Я учусь учиться.» / Т.Н.Князева // М.: АРКТИ, 2004. 216 с.
18. Лукьянова, М.И. Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе / М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина // Психолого-педагогическая диагностика учебного процесса: хрестоматия / сост. В.Л. Соколов. - М.: АНО ПЭБ, 2008. - С. 257-302.
19. Лысенко, Е.М. Возрастная психология / Е.М. Лысенко. - М.: Владос-Пресс, 2006. - 172 с.
20. Михайлова, О.В. Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса / О.В. Михайлова // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 12. - С. 48-50.
21. Мокина, И.В. Учебная мотивация как показатель результативности образовательного процесса / И.В. Мокина // Управление современной школой. Завуч. - 2010. - № 8. - С. 23-35.
22. Петрова, Л.И. Воспитание младшего школьника / Л.И. Петрова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 352 с.
23. Решетников, М.К. Исследование подходов, стимулирующих познавательную мотивацию школьников и абитуриентов / М.К. Решетников, Т.Л. Соловьева // Совершенствование подготовки обучающихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации: межвуз. науч.-метод. сб. - Саратов: СГТУ, 2011. - С. 51-54.
24. Рыбкина О. В. Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации: науч.-исслед. работа. / О. В. Рыбкина- Северный, 2011. - 57 с.
25. Сабельникова, С. И. Организация внеурочной деятельности обучающихся / С.И. Сабельникова // Управление начальной школой. - 2011.- №3.-С.4-22
26. Симакова, О. Резервы учебной мотивации / О. Симакова // Учитель. - 2010. - № 3. - С. 38-40.
27. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студ. Средних пед. учеб. Заведений / В.А. Сластенин. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 576с.
28. Стюхина, Г.А. Психологические особенности и механизмы развития ребенка младшего школьного возраста: лекции / Г.А. Стюхина. - М.: Первое сентября, 2010. - 92 с.
29. Сырицына, С.И. Особенности физического и умственного развития младших школьников / С.И. Сырицына // Директор школы. - 2009. - № 4. - С. 74-80.
30. Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Е.Н. Степанов // Завуч начальной школы. - 2011.- №6.-С.36-48
31. Созонова, В. П. Примерная программа школьников во внеурочной деятельности в начальной школе / В.П. Созонова // Завуч начальной школы. - 2011.- №5.-С.64-77
32. Уман, А.И. Структура рефлексивной деятельности обучающихся в процессе обучения / А.И. Уман, М.А. Федорова // Инновации в образовании. - 2009. - № 1. - С. 78-88.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 6 октября 2009 года
34. Цыганенко Н.В. Мотивация учебной деятельности студентов вуза / Н.В. Цыганенко // Вестн. Алтайской науки. - 2014. - № 4. - С. 35-40
35. Шилова, Е.В. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в системе образования / Е.В. Шилова. - СПб. СПбГУПМ, 2010. - 223с.
36. Шинкоренко, М.П. Правильная мотивация учеников - залог успеха уроков / М.П. Шинкоренко // Математика в школе. - 2012. - № 2. - С. 47-54.
37. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2006. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ