Методические рекомендации по использованию сюжетно-ролевых игр как средства развития грамматических навыков на уроках английского языка в седьмых классах
|
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы развития грамматических навыков 8
1.1 Развитие грамматических навыков в процессе изучения английского
языка 8
1.2 Сюжетно-ролевые игры как средство развития грамматических
навыков 18
1.3 Использование видеоматериалов в обучении грамматическим
навыкам 27
2. Использование сюжетно-ролевых игр для развития грамматических
навыков в седьмых классах 29
2.1 Анализ учебно-методического комплекта «Enjoy English» седьмого
класса по английскому языку 29
2.2 Отбор видеоматериалов для развития грамматических навыков 41
2.3 Разработка методических рекомендаций по использованию
сюжетно-ролевых игр для развития грамматических навыков на уроках английского языка в седьмых классах 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы развития грамматических навыков 8
1.1 Развитие грамматических навыков в процессе изучения английского
языка 8
1.2 Сюжетно-ролевые игры как средство развития грамматических
навыков 18
1.3 Использование видеоматериалов в обучении грамматическим
навыкам 27
2. Использование сюжетно-ролевых игр для развития грамматических
навыков в седьмых классах 29
2.1 Анализ учебно-методического комплекта «Enjoy English» седьмого
класса по английскому языку 29
2.2 Отбор видеоматериалов для развития грамматических навыков 41
2.3 Разработка методических рекомендаций по использованию
сюжетно-ролевых игр для развития грамматических навыков на уроках английского языка в седьмых классах 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
В наше время владение иностранными языками является необходимым. В обучении иноязычному говорению грамматика играет большую роль. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит с помощью развития грамматических навыков.
Усвоение грамматики вызывает у учащихся много трудностей, которые связаны с грамматическими терминами, правилами и большим числом исключений. Зачастую преподавание грамматики ограничивается заучиванием каких-либо конструкций, однотипными упражнениями, применяя которые, учащийся не совсем убежден в практической пользе того, что он делает. Для учеников большое количество терминов затрудняет их учебный процесс. При этом не всегда чередуются формы работы, нет частой смены деятельности, а это вызывает пассивность учащихся на уроке. Кроме того, изучение этого аспекта должно быть не менее интересным и познавательным, чем, к примеру, обучение лексике.
Практическое значение изучения грамматики определяется тем, что грамматика, в силу обобщающего характера своих законов, делает путь овладения иностранным языком более лёгким.
В целях интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком учителя ведут активный поиск средств, которые повышают и поддерживают интерес к обучению, позволяют учащимся «проявить себя», самоутвердиться, испытать чувство успеха.
Одним из способов решения этих проблем является использование сюжетно-ролевых игр. Игра всегда являлась инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс
Игра - это особо организованное занятие, которое требует напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие какого-то определённого решения: как поступить, что сказать и как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих и превращает абстрактную и потом неинтересную для них деятельность на уроке в конкретную и интересную, в свою очередь учитель остается наблюдателем и дает возможность детям проявить свои способности, показать, на что они способности в самостоятельной работе. (Дж. Брунер)
К сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. Классики русской педагогики (К.Д. Ушинский, C.JI. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и др.) в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности. «Мы придаем такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, мужскую или женскую, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов», - писал К.Д. Ушинский.
Сюжетно-ролевые игры обучают употреблению образцов, содержащих определённые грамматические трудности. Они используются с целью создания естественной ситуации для употребления определённого речевого образца. Грамматические игры способствуют развитию речевой активности и самостоятельности учащихся.
В наше время владение информационными технологиями считается таким же базовым качеством, как умение читать и писать. Человек, эффективно владеющий информационными технологиями, имеет иной, новый стиль мышления, иначе подходит к организации своей деятельности, к оценке возникших проблем.
Актуальность данной работы состоит в том, что информационные технологии стали инструментом, позволяющим сделать учебный процесс более оптимальным. Видео стали частью образовательного процесса и широко используются на различных уроках.
Для современного поколения информация ассоциируется с Интернетом и телевидением, а само понятие информации трактуется как процесс коммуникации, в ходе которой между двумя субъектами общения происходит взаимная передача закодированных сведений. Предпочитаемой формой информации у молодежи выступает визуальная. Поэтому мы считаем более правильным вовлекать учащихся в сюжетно-ролевые игры посредством использования наглядного способа, а именно, видео.
Целью данной работы является создание методических рекомендаций по использованию сюжетно-ролевых игр как средства развития грамматических навыков на уроках английского языка в седьмых классах.
Основные задачи:
1) проанализировать теоретические и методические источники и выявить основные аспекты развития умений диалогической речи;
2) проанализировать учебно-методический комплект (УМК) 7 класса английского языка (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.);
3) подобрать видеоматериалы в соответствии с УМК и разработать сюжетно-ролевые игры на их основе;
4) апробировать разработанный комплекс упражнений на практике;
5) проанализировать полученные результаты эксперимента;
6) разработать методические рекомендации к организации учебного процесса с применением видеоматериалов.
В ходе работы используются следующие методы исследования:
а) анализ научной и методической литературы по проблеме
b) наблюдение
c) тестирование
d) анализ УМК
Предметом исследования является развитие грамматических навыков.
Объектом исследования являются сюжетно-ролевые игры как средство развития грамматических навыков на уроках английского языка.
Гипотеза
Внедрение методических рекомендаций по использованию сюжетно-ролевых игр как средства развития грамматических навыков на уроках английского языка в седьмых классах позволит сделать процесс изучения грамматического материала более результативным если:
1) грамматический материал соответствует рабочей программе дисциплины.
2) используемые сюжетно-ролевые игры и видео отобраны с учетом возрастных особенностей учащихся и соответствуют уровню подготовленности учащихся
Усвоение грамматики вызывает у учащихся много трудностей, которые связаны с грамматическими терминами, правилами и большим числом исключений. Зачастую преподавание грамматики ограничивается заучиванием каких-либо конструкций, однотипными упражнениями, применяя которые, учащийся не совсем убежден в практической пользе того, что он делает. Для учеников большое количество терминов затрудняет их учебный процесс. При этом не всегда чередуются формы работы, нет частой смены деятельности, а это вызывает пассивность учащихся на уроке. Кроме того, изучение этого аспекта должно быть не менее интересным и познавательным, чем, к примеру, обучение лексике.
Практическое значение изучения грамматики определяется тем, что грамматика, в силу обобщающего характера своих законов, делает путь овладения иностранным языком более лёгким.
В целях интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком учителя ведут активный поиск средств, которые повышают и поддерживают интерес к обучению, позволяют учащимся «проявить себя», самоутвердиться, испытать чувство успеха.
Одним из способов решения этих проблем является использование сюжетно-ролевых игр. Игра всегда являлась инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс
Игра - это особо организованное занятие, которое требует напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие какого-то определённого решения: как поступить, что сказать и как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих и превращает абстрактную и потом неинтересную для них деятельность на уроке в конкретную и интересную, в свою очередь учитель остается наблюдателем и дает возможность детям проявить свои способности, показать, на что они способности в самостоятельной работе. (Дж. Брунер)
К сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. Классики русской педагогики (К.Д. Ушинский, C.JI. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и др.) в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности. «Мы придаем такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, мужскую или женскую, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов», - писал К.Д. Ушинский.
Сюжетно-ролевые игры обучают употреблению образцов, содержащих определённые грамматические трудности. Они используются с целью создания естественной ситуации для употребления определённого речевого образца. Грамматические игры способствуют развитию речевой активности и самостоятельности учащихся.
В наше время владение информационными технологиями считается таким же базовым качеством, как умение читать и писать. Человек, эффективно владеющий информационными технологиями, имеет иной, новый стиль мышления, иначе подходит к организации своей деятельности, к оценке возникших проблем.
Актуальность данной работы состоит в том, что информационные технологии стали инструментом, позволяющим сделать учебный процесс более оптимальным. Видео стали частью образовательного процесса и широко используются на различных уроках.
Для современного поколения информация ассоциируется с Интернетом и телевидением, а само понятие информации трактуется как процесс коммуникации, в ходе которой между двумя субъектами общения происходит взаимная передача закодированных сведений. Предпочитаемой формой информации у молодежи выступает визуальная. Поэтому мы считаем более правильным вовлекать учащихся в сюжетно-ролевые игры посредством использования наглядного способа, а именно, видео.
Целью данной работы является создание методических рекомендаций по использованию сюжетно-ролевых игр как средства развития грамматических навыков на уроках английского языка в седьмых классах.
Основные задачи:
1) проанализировать теоретические и методические источники и выявить основные аспекты развития умений диалогической речи;
2) проанализировать учебно-методический комплект (УМК) 7 класса английского языка (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.);
3) подобрать видеоматериалы в соответствии с УМК и разработать сюжетно-ролевые игры на их основе;
4) апробировать разработанный комплекс упражнений на практике;
5) проанализировать полученные результаты эксперимента;
6) разработать методические рекомендации к организации учебного процесса с применением видеоматериалов.
В ходе работы используются следующие методы исследования:
а) анализ научной и методической литературы по проблеме
b) наблюдение
c) тестирование
d) анализ УМК
Предметом исследования является развитие грамматических навыков.
Объектом исследования являются сюжетно-ролевые игры как средство развития грамматических навыков на уроках английского языка.
Гипотеза
Внедрение методических рекомендаций по использованию сюжетно-ролевых игр как средства развития грамматических навыков на уроках английского языка в седьмых классах позволит сделать процесс изучения грамматического материала более результативным если:
1) грамматический материал соответствует рабочей программе дисциплины.
2) используемые сюжетно-ролевые игры и видео отобраны с учетом возрастных особенностей учащихся и соответствуют уровню подготовленности учащихся
Грaммaтичeский навык является незаменимой частью всех видов речевой деятельности, фoрмирoваниe, совершенствование и развитие которых и является основной задачей обучения инoстрaнным языкам. Особенно важным этот процесс считается на среднем этапе, когда учащиеся уже владеют достаточным лексическим материалом, и у них закладывается алгоритм усвoeния языкoвoгo мaтeриaлa.
В ^mpe внимания должны находиться действия с грамматическим материалом, развитие грaммaтичeских навыков и умений, а не усвоение знаний о строе языка и постоянное заучивание грамматических правил. ^a^^e^oe значение изучения грамматики oпрeдeляeтся тем, что грамматика, в силу обобщающего характера своих законов, делает путь oвлaдeния иностранным языком более лёгким.
Одним из способов овладения грамматическими навыками является испoльзoвaниe сюжетно-ролевых игр. Игра всегда являлась инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, noзвoляeт сделать учебный процесс привлeкaтeльным и интересным, заставляет учащихся волноваться и пeрeживaть.
Целью данной работы являлось создание методических рекомендаций по использованию сюжетно-ролевых игр как средства развития грамматических навыков на уроках английского языка в седьмых классах.
В ходе данного исследования были достигнуты основные задачи, поставленные нами в начале нашей работы:
1) проанализировать теоретические и методические источники и выявить основные аспекты развития умений диалогической речи;
2) проанализировать учебно-методический комплект (УМК) 7 класса английского языка (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.);
3) подобрать видеоматериалы в соответствии с УМК и разработать сюжетно-ролевые игры на их основе;
4) апробировать разработанный комплекс упражнений на практике;
5) проанализировать полученные результаты эксперимента;
6) разработать методические рекомендации к организации учебного процесса с применением видеоматериалов.
Результатом проделанной работы стали разработанные нами методические рекомендации по использованию сюжетно-ролевых игр как средства развития грамматических навыков на уроках английского языка в седьмых классах. Методические рекомендации представлены в виде поурочных планов к УМК «Английский язык» для седьмых классов (авторы: М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.В. Добрынина, Н.Н. Трубанева) и включают в себя разработки по темам: Air travel, Travelling by Train, In the city, Telephoning each other и School friends are for always, грамматический материал: грамматические конструкции «I would like.», «There is/are», «I'm looking for.», «How can I get to.?», «Would you mind.?», а также модальные глаголы can (could), must, should, образование пассивного залога, сравнительной степени прилагательных и построение предложений «Complex object».
Методические рекомендации содержат задания разной степени сложности, с учетом поэтапной работы над материалом: предфильмофого, прифильмового и послефильмового. Эти этапы включали в себя различные упражнения на запоминание, подстановку, множественный выбор, перевод и трансформацию.
Практическая апробация данных методических рекомендаций состоялась в МБОУ СШ №56 и была одобрена директором данного учебного заведения Волковой Людмилой Рудольфовной для их дальнейшего использования учителями в седьмых классах на уроках английского языка.
Мы пришли к заключению, что внедрение методических рекомендаций по использованию сюжетно-ролевых игр для развития грамматических навыков на уроках английского языка в седьмых классах позволило сделать процесс изучения грамматического материала более результативным. Грамматический материал соответствовал рабочей программе дисциплины. Используемые сюжетно-ролевые игры и видео были отобраны с учетом возрастных особенностей учащихся и соответствуют уровню подготовленности учащихся седьмых классов.
В ^mpe внимания должны находиться действия с грамматическим материалом, развитие грaммaтичeских навыков и умений, а не усвоение знаний о строе языка и постоянное заучивание грамматических правил. ^a^^e^oe значение изучения грамматики oпрeдeляeтся тем, что грамматика, в силу обобщающего характера своих законов, делает путь oвлaдeния иностранным языком более лёгким.
Одним из способов овладения грамматическими навыками является испoльзoвaниe сюжетно-ролевых игр. Игра всегда являлась инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, noзвoляeт сделать учебный процесс привлeкaтeльным и интересным, заставляет учащихся волноваться и пeрeживaть.
Целью данной работы являлось создание методических рекомендаций по использованию сюжетно-ролевых игр как средства развития грамматических навыков на уроках английского языка в седьмых классах.
В ходе данного исследования были достигнуты основные задачи, поставленные нами в начале нашей работы:
1) проанализировать теоретические и методические источники и выявить основные аспекты развития умений диалогической речи;
2) проанализировать учебно-методический комплект (УМК) 7 класса английского языка (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.);
3) подобрать видеоматериалы в соответствии с УМК и разработать сюжетно-ролевые игры на их основе;
4) апробировать разработанный комплекс упражнений на практике;
5) проанализировать полученные результаты эксперимента;
6) разработать методические рекомендации к организации учебного процесса с применением видеоматериалов.
Результатом проделанной работы стали разработанные нами методические рекомендации по использованию сюжетно-ролевых игр как средства развития грамматических навыков на уроках английского языка в седьмых классах. Методические рекомендации представлены в виде поурочных планов к УМК «Английский язык» для седьмых классов (авторы: М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.В. Добрынина, Н.Н. Трубанева) и включают в себя разработки по темам: Air travel, Travelling by Train, In the city, Telephoning each other и School friends are for always, грамматический материал: грамматические конструкции «I would like.», «There is/are», «I'm looking for.», «How can I get to.?», «Would you mind.?», а также модальные глаголы can (could), must, should, образование пассивного залога, сравнительной степени прилагательных и построение предложений «Complex object».
Методические рекомендации содержат задания разной степени сложности, с учетом поэтапной работы над материалом: предфильмофого, прифильмового и послефильмового. Эти этапы включали в себя различные упражнения на запоминание, подстановку, множественный выбор, перевод и трансформацию.
Практическая апробация данных методических рекомендаций состоялась в МБОУ СШ №56 и была одобрена директором данного учебного заведения Волковой Людмилой Рудольфовной для их дальнейшего использования учителями в седьмых классах на уроках английского языка.
Мы пришли к заключению, что внедрение методических рекомендаций по использованию сюжетно-ролевых игр для развития грамматических навыков на уроках английского языка в седьмых классах позволило сделать процесс изучения грамматического материала более результативным. Грамматический материал соответствовал рабочей программе дисциплины. Используемые сюжетно-ролевые игры и видео были отобраны с учетом возрастных особенностей учащихся и соответствуют уровню подготовленности учащихся седьмых классов.



