Введение 3
1 Теоретические аспекты оценки эффективности служб персонала страховой организации 5
1.1 Место и роль службы персонала в организации 5
1.2 Оценка эффективности службы персонала 13
1.3 Особенности оценки эффективности службы персонала страховой
организации 21
2 Анализ деятельности службы персонала Страховой компании «Надежда» .. 27
2.1 Организационно - экономическая характеристика Страховой компании
«Надежда» 27
2.2 Анализ численности и структуры персонала в Страховой компании
«Надежда» 34
2.3 Практика оценки эффективности службы персонала в Страховой компании
«Надежда» 41
3 Рекомендации по оценке эффективности деятельности службы персонала
САО «Надежда» 47
3.1 Оценка эффективности деятельности службы персонала САО «Надежда» на основе системы сбалансированных показателей 47
3.2 Организация оценки эффективности деятельности службы персонала в САО «Надежда» 51
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложение А Общие показатели по методу сбалансированных показателей . 61
Приложение Б Виды страхования САО «Надежда» 64
Приложение В Вопросы полуформализованного интервью с руководителем службы персонала 65
В современных условиях большинство компаний не проводят оценку эффективности службы персонал. Служба персонала реализует функции, влияющие на трудовой потенциал организации, на финансовые результаты компании, поэтому оценка деятельности службы персонала является одним из факторов улучшения компании. Результаты оценки выявляют основные проблемы взаимоотношений с персоналом, связанные с качеством выполняемой работы, удовлетворенностью работников, дисциплиной и текучестью персонала.
Актуальность данной темы заключается в том, что эффективная деятельность предприятия в значительной степени зависит от деятельности службы персонала. Эффективность работы персонала определяется тем, насколько цели каждого сотрудника адекватны целям организации
Цель выпускной квалификационной работы-разработка методики оценки эффективности деятельности службы персонала.
Объект исследования -служба персонала САО «Надежда».
Предмет исследования - эффективность работы службы персонала.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) выявить теоретические аспекты оценки эффективности службы персонала в страховой организации;
2) установить организационно-экономическую характеристику САО «Надежда»;
3) определить деятельность службы персонала в САО «Надежда»;
4) разработать методику оценки эффективности службы персонала в организации.
Методологической базой выпускной квалификационной работы при определении подхода к исследованию являются работы следующих авторов: АрмстронгМ.,Веснин В.Р., Кибанов А.Я., Одегов Ю.Г.
Эмпирической базой исследования являются данные внутреннего учета и отчетности исследуемого предприятия, а также официальный сайт компании.
Технической базой исследования являются программные продукты MicrosoftWord
В современных условиях потребность в необходимости разработки методики оценки эффективности службы персонала обусловлена тем, что эффективная деятельность предприятия в значительной степени зависит от деятельности службы персонала.
Изучение специальной литературы по вопросам оценки эффективности службы персонала показало, что службу персонала необходимо оценивать для определения того, насколько способствует достижению целей организации и выполнению поставленных перед ней задач. Результаты оценки выявляют основные проблемы взаимоотношений с персоналом, связанные с качеством выполняемой работы, удовлетворенностью работников, дисциплиной и текучестью персонала.Для оценки службы персонала в страховой компании используется общий набор показателей результатов деятельности, а также используют общие методы оценки, но рекомендуют использовать метод сбалансированных показателей.
Анализ оценки эффективности службы персонала был проведен на примере САО «Надежда». На основании проведенного анализа, производственно-хозяйственных показателей было выявлено, что результативность работы компании увеличилась, о чем свидетельствуют увеличение прибыли, а также поступлений страховых премий. Компания полностью обеспечена персоналом, показатель текучести кадров, характерный для отрасли небольшой, это свидетельствует о периодическом обновлении коллектива. Персонал влияет на трудовой потенциал организации, на финансовые результаты компании, а результаты отражают в первую очередь эффективность работы службы персонала. В страховой компании «Надежда» оценку эффективности службы персонала не проводят.
Соответственно, можно предложить следующую методику оценки эффективности службы персонала:
1. Определить стратегические цели, связанные с деятельностью компании в сфере управления персоналом;
2. Определить, какие задачи стоят перед службой персонала, а также выделить функциональные блоки, которыми может заниматься служба персонала;
3. Определить показатели к каждой функциональной группе;
4. Провести расчеты по показателям;
5. Сформировать выводы по показателям.
При помощи оценки можно повысить эффективность деятельности службы персонала, которая в свою очередь влияет на финансовые результаты компании. Также предлагаемые рекомендации помогут изменить роль службы персонала в соответствие с требованиями бизнеса.
1. Аверин А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации: учебное пособие / А.Н. Аверин. - Москва: РАГС, 2005. - 224с.
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: Пер. с англ. / Под ред. С.К. Мордовина. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 832 с.
3. Артамонова В.Г., Шаталов Н.Н. Профессиональные болезни: учебник /В.Г.Артамонова, Н.Н. Шаталов. - Москва: Медицина, 2009. - 416с.
4. Афлетунова Г.Э. Система управления персоналом / Г.Э.Алефтун // Журнал Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами. - 2013. - № 2.
5. Баев Л. А. К вопросу о категорийной системе оценки и управления предприятием / Л. А. Баев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - № 3.
6. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: учебное пособие для студентов вузов / Т.Ю. Базаров. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 239 c
7. Баранчеев В. П. Управление предприятием: учебник / В.П.Баранчеев. - Москва: Юрайт, 2014. - 711 с
8. Бухалков М.И. Управление персоналом: учебник / М.И. Бухалков. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 400 c.
9. Веснин В.Р. Управление персоналом: учебное пособие / В.Р. Веснин. - Москва: Проспект,2009. - 206 c.
10. Веснин В.Р. Управление персоналом: практ. пособие. - Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 320с.
11. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник - самый эффективный ресурс компании: учебное пособие / В.И. Герчиков. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 282 c.
12. Гершман М.А. Инновационный менеджмент: учебное пособие / М.А.Гершман. - Москва: Маркет ДС, 2014. - 200 с.
13. Грызенкова Ю.В, Журавин С.Г, Соломатина А.С. Стратегическое управление персоналом в страховой компании: проблемы, теория и практика: монография / Ю.В. Грызенкова, С.Г. Журавин, А.С. Соломатина. - Москва: НПО МАКСС Групп, 2012. - 194 с.
14. Гуртов В. К. Образование и кадры - стратегическое направление эффективного подъема экономики/ В.К.Гуртов // Уровень жизни населения регионов России. - 2015. - № 2 (196). - 147 с.
15. Дейнека А.В. Управление персоналом: учебник /А.В.Дейнека. — Москва: Издательско торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 292 с
16. Дементьева А.Г. Управление персоналом: учебник / А.Г. Дементьева. - Москва: Магистр, 2011. - 287 c.
17. Дуракова И.Б., Волкова Л.П Управление персоналом: учебник / И.Б.Дуракова, Л.П.Волкова. - Москва: ИНФРА-М, 2009. — 546 с.
18. Дятлов В.А. Управление персоналом: учеб.пособие / В.А. Дятлов.- Москва: ПРИОР, 2009. - 365 с.
19. Журнал «Кадровые решения» №2, 2005, Управление персоналом.
20. Зайцева Т.В. Управление персоналом: учебник / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб. - Москва: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 c.
21. Ивановская, Л. В. Управление персоналом: теория и практика. Кадровая политика и стратегия управления персоналом: учебно-практическое пособие / Л.В. Ивановская. - Москва: Проспект, 2013. - 64 c.
22. Каштанова Е.В. Управление персоналом: теория и практика. Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением и кадровым резервом: учебно-практическое пособие / Е.В. Каштанова. - Москва: Проспект, 2013. - 64 c.
23. Кибанов А. Я, Коновалов В. Г, Ушакова М. В. Служба управления персоналом: учебник / А.Я.Кибанов, В.Г.Коновалов, М.В.Ушаков. - Москва: Мир, 2010. - 418 с.
24. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник /. А. Я. Кибанова. — Москва: ИНФРА-М, 1997 - 403 с.
25. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник/ А.Я.Кибанов. - Москва: ИНФА, 2005. - 638 с.
26. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник/A. Я. Кибанова. -Москва:ИНФРА-М, 2010.-695с.
27. Кокин Ю.П., Шлендер П.Э. Экономика труда: учебник / Ю.П.Кокин. - Москва: Магистр, 2010. - 686 с.
28. Котов Д. В. Оценка качества управления персоналом [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2015 г.). - Т. I. - Москва: РИОР, 2015. - 114 с.
29. Лукичева Л.И. Управление персоналом: учебное пособие / Л.И. Лукичева. - Москва: Омега-Л, 2013. - 263 c.
30. Максимова Л.В. Управление персоналом: основы теории и деловой практикум: учебное пособие / Л.В. Максимова. - Москва: Альфа-М, ИНФРА-М, 2009. - 256 c.
31. Макушкина Н.Д Управление персоналом: Учебно-методический комплекс. Изд. 4-е, перераб. и дополн. / Сибирский федеральный университет. Красноярск, 2016 г. 59 с. (экспресс-издание) Составитель: Н.Д. Макушкина
32. Маслова В.М. Управление персоналом: учебник для бакалавров /B. М. Маслова. - Москва: Юрайт, 2013. - 492 c.
33. Митрофанова Е.А. Управление персоналом: Теория и практика. Аудит, контроллинг и оценках расходов на персонал: учебно-практическое пособие / Е.А. Митрофанова. - Москва: Проспект, 2013. - 80 c.
34. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: учебник для бакалавров / Е.Б. Моргунов. - Москва: Юрайт, 2011. - 561 c.
35. Новопашина Л.А Управление персоналом. Второе название: лекции [Электронный ресурс] /сост. Л.А. Новопашина). - Электрон.дан. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013.
36. Одегов Ю.Г, К. X. Абдурахманов, Л. Р. Котова Оценка эффективности работы с персоналом: методологический подход: учебно-практическое пособие /Ю.Г.Одегов. - Москва:Альфа-Пресс,2011. - 234 с.
37. Одегов Ю. Подходы к управлению человеческими ресурсами и их влияние на оценку эффективности работы с персоналом / Ю. Одегов, Л. Котова // Кадровик. - 2011. - №2. - С.82-90.
38. Организация работы службы персонала: методическое пособие. Приложение к журналу «Справочник по управлению персоналом».-2006 - 34 с.
39. Пахомов А.А. Управление персоналом: учебник / А.А.Пахомов. - Мосвка: Изд-во ин-та Е.Т.Гайдара, 2014. - 128 с.
40. Пихало В.Т. Управление персоналом организации: учебное пособие / В.Т. Пихало, Ю.Н. Царегородцев, С.А. Петрова, Ю.Е. Ефремова. - Москва: Форум, 2010. - 400 c.
41. Плотницкая М.Р понятие «персонал» в контексте управления человеческими ресурсами / Журнал вестник краунц серия «гуманитарные науки». - 2013. - № 1.
42. Полякова О.Н. Управление персоналом: учебник / И.Б. Дуракова, Л.П. Волкова, Е.Н. Кобцева, О.Н. Полякова. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 570 c.
43. Потемкин В.К. Управление персоналом: учебник для вузов / В.К. Потемкин. - Санкт - Петербург: Питер, Лидер, 2010. - 432 c.
44. Сербиновский Б.Ю и Самыгина С.И. Учебное пособие/Б.Ю. Сербиновский, С.И.Самыгина. - Москва: «Издательство Приор», 1999 - 432 с
45. Скотт, Синк Д. Управление производительностью: учебное пособие / Скотт. -Москва: Прогресс, 1989. - 528 с.
46. Степаненко Д.О. Методические подходы к оценке эффективности системы управления Журнал вестник №8(144) август 2012
47. ФаулерА. «Доказательство того, что отделы кадров зарабатывают свой хлеб»
48. Федорова Н.В. Управление персоналом: учебник / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. - Москва: КноРус, 2013. - 432 c.
49. Страховое Акционерное Общество «Надежда» [Электронный ресурс]: база данных содержит финансовую отчетность компании. -
Красноярский край. - Режим доступа: http://www.nadins.ru