Введение 5
1 Основа технической подготовки 8
1.1Волейбол как вид спорта 22
1.2Особенности соревновательной деятельности игроков 14
1.3 Значение технической подготовки в волейболе 31
2 Организация и методы исследования 38
2.1 Методы исследования 38
2.2 Организация исследования 42
3 Результаты исследования и их обсуждение 45
Заключение 55
Список использованных источников
Актуальность исследования. Успешные, высокоэффективные и результативные действия спортсмена практически в любом виде спорта основаны на глубокой и устойчивой интеграции четырех главных компонентов
спортивной подготовки: физической, технической, тактической и психологической. Конечно, реально в конкретном виде спорта в зависимости от
его характера и специфики «вес» каждой из указанных составляющих и их
оптимальное сочетание различны.
Специфика волейбола, предъявляя высокие требования к уровню каждой из названных составляющих, вместе с тем, несомненно, ставит на
одно из ведущих мест техническую подготовку. По разнообразию технических приемов, выполняемых игроком, степени их вариативности и специфичности (как индивидуальной, так и по игровым амплуа) волейбол не имеет себе равных среди многих других видов спорта.
Очень жесткие временные рамки технико-тактических действий игрока в соревновательной обстановке, носящих (кроме подачи) характер ответных реакций на ситуацию (соперник, партнер, мяч), ограничение правилами
соревнований времени и характера контакта с мячом в пределах долей
секунды ставят техническую подготовку в волейболе на одну из доминирующих позиций в многолетней, стратегии развития игрока и команды в целом.
Техника как система рационально сопряженных движений отдельных частей тела и игрока в целом и процесс технической подготовки имеют
несколько различных аспектов, очень тесно интегрированных как при обучении и совершенствовании, так и их реализации в соревновательной деятельности. Оторвать их друг от друга без потери эффективности подготовки
практически невозможно. Этих важнейших проблем три: механика движения, методика обучения и совершенствования и тактическая направленность5
каждого технического приема. Рассмотрению этих главных аспектов технической подготовки и посвящена данная работа.
Спортивная техника – это, прежде всего общая механика и биомеханика движений. Выделяя в рамках общепринятой классификации шесть
основных групп технических приемов (подача, прием подачи, верхняя передача, нападающий удар, блокирование и защитные действия), необходимо
тщательно и подробно описывать и иллюстрировать все известные на сегодняшний день (а также гипотетически возможные в будущем) технические
варианты действий, их рациональные и индивидуальные модификации.
Важнейшей проблемой при этом является выделение в каждом виде
технических действий ключевых пунктов и точек, определяющих эффективность технического приема в целом и служащих опорными звеньями в
обучении и совершенствовании индивидуально оптимальной техники
движений. Актуальность такого подхода подтверждается также тем, что,
отвечая на вопрос, должна ли техника быть эффективной, все без исключения тренеры единодушно говорят: «Да, конечно!». Однако при обсуждении
уже практического вопроса, какой же она должна быть в каждом конкретном
случае, эти мнения начинают кардинально расходиться. Личный тренерский
опыт автора, мнения коллег-тренеров, а также анализ публикаций в мировой
и отечественной литературе, в том числе интервью со многими ведущими
игроками и тренерами мира подтверждают это.
Второй проблемой технической подготовки является эффективная
методика обучения и совершенствования.
Как и любая педагогическая методика, она должна представлять
научно обоснованную и логично построенную дидактическую систему, последовательность педагогических действий в связке тренер – спортсмен,
адекватную личности спортсмена и задачам обучения. Вместе с тем психолого-педагогические особенности моторного, двигательного обучения вообще и применительно к волейболу в частности требуют более глубокого анализа, научной и методической проработки.6
И, наконец, третьей проблемой технической подготовки является
явно выраженная тактическая, соревновательная направленность любого
технического приема. Техника является фундаментом для дальнейшей
тактической и интегральной подготовки, построения командной игры.
Попытки игроков и тренеров в погоне за внешним эффектом играть
более сложно, быстро, рискованно и вариативно, чем это позволяет реально имеющаяся у игроков техника, обречены на неудачу. Это потерянное тренировочное время, силы и репутация.
Из выше сказанного мы сформулировали тему нашей работы: методика совершенствования групповых технических действий (на примере волейбольной команды «Енисей» г. Красноярск).
Цель исследования – совершенствование групповых технических
действий (на примере волейбольной команды «Енисей» г. Красноярск).
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной методической литературы раскрыть значение технической подготовки в волейболе и изучить особенности соревновательной деятельности игроков.
2. Проанализировать групповые технические действия волейбольной
команды «Енисей»
3. Обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность методики технической подготовки волейболистов (на примере волейбольной команды «Енисей»).
Объект исследования – соревновательная деятельность волейболистов команды «Енисей».
Предмет исследования – методика технической подготовки волейбольной команды Енисей.
Гипотеза исследования – предполагается, что внедрение методики
технической подготовки с учетом соревновательной деятельности волейболистов может совершенствовать групповые технические действия в волейболе.
Совершенное овладение техникой игры — одна из центральных задач подготовки волейболистов во-первых, волейболисты должны овладеть
рациональной, наиболее целесообразной техникой. Во-вторых, эту технику
надо сделать доступной для занимающихся, т. е. привести ее в соответствие
с уровнем их возможностей. Соревновательная деятельность характеризуется множественными показателями, по которым можно определять эффективность деятельности как одного спортсмена, так и команды в целом. Эти
показатели – своеобразные критерии действий спортсмена. Поэтому учет
этих действий позволяет не только отразить и восстановить процесс соревнования и поведения спортсмена и команды, но также планировать и корректировать дальнейшую подготовку.
2. Традиционный анализ соревновательной деятельности волейболистов целесообразно дополнить показателем по игровым зонам. Это позволить в дальнейшем дополнить теорию волейбола новыми сведениями о закономерностях игры команд разного уровня.
В среднем за партию команда «Енисей» выполнила 89 технических
действий. Основная доля выигрыша в среднем за одну партию составила 8
технических действий. На долю проигрыша команда «Енисей» выполнила в
среднем 18 технических действий. Основную долю проигрыша составила
неудачная игра в защите, существенную долю очков в игре взяло на себя
техническое действие нападение, а большая часть передач было выполнено в
четвертую зону.
3. Проведенное экспериментальное исследование по технической подготовке, позволяет сделать вывод об эффективности применения методики
интегральной подготовки (за счет сложности и новизны упражнений). Результаты нашего исследования показали, что всех исследуемых показателей
экспериментальной группы выше, чем прирост данных показателей в контрольной группе. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, что научно55
обоснованная и разработанная методика для технической подготовки и
рациональное использование технических приемов, способствуют повышению уровня технической подготовки волейболистов, доказана.
Используя методику, уровень технической подготовки спортсменов
(Э) группы выше, чем в (К) группе за счет регулярного проявления на занятиях взаимовыручки, взаимопомощи, страховки при выполнении групповых
интегральных упражнений. Постоянно создавая и участвуя во множестве игровых ситуаций, спортсмены (Э) группы проявили высокий уровень освоения нападающего удара, чем (К) группы. По этой же причине вырос высокий
уровень навыков выполнения изученных элементов волейбола в командных
действиях. Этим можно объяснить возросшее игровое мышление спортсменов (Э) группы.
В своей дальнейшей подготовке команде «Енисей» следует больше
внимание уделить, прежде всего, элементам защиты и нападения. Так же
следует пересмотреть приоритеты выбора основной зоны нападения.
Аврамова Н.В. Разработка модели основных направлений совершенствования технической подготовки волейболисток 15-17 лет/ Н.В. Аврамова //Педагогикой-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -2012. -N 4. -С. 6-11.
2. Айриянц А.Г. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений.–
М.: Академия, 2006. – 325 с.
3. Акчурин Н.А., Шанкин А.А., Малышев В.Г., Кошелева О.А.
Оценка морфофункциональных свойств организма при проведении профессионального отбора школьников для занятия волейболом /Н.А. Акчурин.,А.А. Шанкие.,В.Г. Кошелева //Фундаментальные исследования. - 2012.
- N 9. - С. 265-267.
4. Андреев В.И.,Зюбанова И.А., Иценко Л.М., Капилевич Л.В. Совершенствование техники атакующих действий волейболистов /
И.А.Зюбанова, Л.М.Иценко, В.И.Андреев, Л.В. Капилевич – Томск: Изд- во
Томского политехнического университета, 2010. – 100 с.
5. Барчуков И.С. Физическая культура: Учеб. пособие для вузов. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 255 с.
6. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки./ А.А. Беляев, Л.В. Булыкина – М.: изд.-во Физкультура и Спорт, 2007.- 184с.
7. В Муаяд М. К проблеме обучения юных волейболистов на этапе
начальной подготовки/ М.К. Муаяд//Слобожанский научно-спортивный
вестник. -2012.-N 5. -С. 24-27.
8. Волейбол / Под редакцией А.Б. Беляева, М.В. Савина. – М.: Физкультура, образование и наука, 2000.- 368 с.
9. Волков В. Ю., Пономарев Г. Н., Щербаков В. Г. Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. Часть 2. – СПб.: Нестер, 2000. – 206 с.57
10. Гаврилов М.А. «Волейбол»/ М.А.Гаврилов – М.: изд.-во «Физкультура, образование, и наука» 2000. - 294с.
11. Денисов М.В. Совершенствовыание технических приемов волейбола на основе сопряженного воздействия/М.В.Денисова//Наука.Инновации.
Технологии. -2010. -N 1. -С. 41-46.
12. Ермаков С.С. Педагогические подходы в обучении сложным техническим приемам юных волейболистов/С.С.Ермаков//Физическое воспитание студентов творческих специальностей. -2001. -N 2. -С. 32-42.
13. Железняк Ю. Д. и др. Волейбол. Программа: Учебное издание /
Железняк Ю. Д., Чачин А. В., Сыромятников Ю. П – М.: Советский спорт,
2003. – 112 с.
14. Железняк Ю. Д., Портнов Ю. М. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения: Учебник для студентов высших педагогических
учебных заведений – М.: Академия, 2004. – 520 с.
15. Зборовский, П.А. К вопросу о тестировании точности движений в
волейболе / П.А. Зборовский // Проблемы физического воспитания и спорта:
реалии и перспективы: сб. науч. тр. каф. лёгкой атлетики ИФК и дзюдо АГУ.
– Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. – С. 150-159.
16. Зефирова Е.В., Платонова В.А., Удин Е.Г. Начальное обучение
технике передачи двумя руками сверху в волейболе / Методическое пособие. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2010. – 58 с.
17. Иванова Л.М. Развитие тактического мышления студентовволейболистов при выполнении нападающих действий // Психологические
технологии в физическом воспитании и спорте: тез.докл.научн.-практ.конф.-
Омск: из-во Сибгуфк, 2004.- С.109-112.
18. Иванова, Л.М. Отличительные особенности создания нетрадиционных средств подготовки в спортивных играх / Л.М. Иванова, А.А. Гераськин,
В.Н. Притыкин // матер.межд.научн.конф.психологов спорта и физическ.культуры "Рудиковские чтения".- Москва: 2004.- С.18-20.58
19. Ильинич В. И. Физическая культура: Учебник. – М.: Гардарики,
2005. – 448 с.
20. Клещев Ю.Н. Волейбол. - М.: Спорт Академия Пресс, 2003. - 189 с.
21. Коваленко В. А. Физическая культура: Учеб. пособие. – М.: Ассоциация спортивных вузов, 2000. – 432 с.
22. Коваленко Т.Г., Моисеева О.А., Рыжкина М.Г. Основы спортивной
тренировки: Учебно-методическое пособие. — Волгоград: Издательство
Волгоградского государственного университета, 2001. — 88 с.
23. Конева Е. В. Спортивные игры: правила, тактика, техника. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 448 с
24. Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. /
В.Б. Коренберг - М.: Физкультура и спорт,2008. - 208 с.
25. Кудермина Е.И. Инструментальное общение как фактор успешности совместной игровой деятельности (на примере квалифицированных волейболистов) // Дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Киев: Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, Киев, 2000. - 121 с.
26. Лапутин А.Н. Обучение спортивным движениям./ А.Н. Лапутин -
Киев: Здоровье, 2006. - 216с.
27. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. 4-е
изд., испр. и. доп. — СПб.: Издательство «Лань», 2005. — 384 с.
28. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания, теоретико-методические
аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры./ Л.П. Матвеев - М.: Физкультура и спорт,2004. - 543 с. Носко Н.А. Футбол ./ Н.А. Носко. - К., 2006. - 22
с.
29. Методика обучения технике игры в волейбол: метод. пособие. /
сост. Н.В. Мезенцева, Е.А. Казанкова. – Красноярск: Ин-т естеств. и гуманит. наук, 2007. - с.59
30. Методические основы обучения подачам в волейболе: методические указания / сост. Г. В. Савицкая. – Ульяновск : УлГТУ, 2012. – 36 с.
31. Методические указания к практическим занятиям по изучению
правил соревнования и методики судейства по волейболу. 100 вопросов и
ответов. / Сост. М.Н. Чапурин. – Чебоксары: ЧКИ РУК. Новое время, 2007. –
110 с.
32. Новожилова, С. В. Влияние комплексов специальных акробатических упражнений наэффективность игры юных волейболисток в защите и
нападении /С.В. Новожилова //Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. -2010.- N3. -С. 30-
33.
33. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать./ Н.Г.
Озолин.- М.: ООО "Издательство Астрель", 2005.- 864 с.
34. Озолин Н.Г. Совершенствование системы подготовки спортсменов:
Лекция./ Н.Г. Озолин - М.: ГЦОЛИФК, 2006. - 33 с.
35. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для
техникумов физ. культуры /Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и
спорт, 2006. - 352с.
36. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: история развития и современное состояние / В.Н. Платонов.
Учебник для студентов вузов физического воспитания и спорта.- К.: Олимпийская литература.- 2007.- 383 с.
37. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском
спорте. Общая теория и ее практические приложения. - Киев: Олимпийская
литература, 2004. - 808 с.
38. Психология физической культуры и спорта: учебник для студ.
высш. учеб. заведений / ред.А. В. Родионов. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр Академия, 2010. - 368 с
39. Седунов Н.В. Диагностика психических состояний на начальном
этапе отбора в волейболе. – Красноярск: Издательство КГУ, 2004. – 213 с.60
40. Селезнева О.В. Начальное обучение техническим приемам волейбола высокорослых девочек, приступивших к занятиям в 13-14 лет/О.В. Селезнева// Ученые записи университета имени П.Ф. Лезгафта.-2011.-N 9. -С.
124-127.
41. Сорокина В. М., Сорокин Д. Ю. ВОЛЕЙБОЛ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ:
Учеб. пособие / ВолгГТУ, изд.-во.Волгоград, 2007. – 60 с.
42. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для
студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин,
А.В.Лексаков; Под ред. Ю.Д.Же¬лезняка, Ю.М.Портнова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издатель¬ский центр «Академия», 2004. - 520 с.
43. Станкевич Б.Я. Состояние, проблемы и перспективные направления научных исследований в волейболе/Б.Я. Станкевич//Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта.
-2013. -N 12. - С. 77-81.
44. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,
2000. - 480 с