Методика совершенствования групповых технических действий (на примере волейбольной команды «Енисей» г.Красноярск)
|
Введение 5
1 Основа технической подготовки 8
1.1Волейбол как вид спорта 22
1.2Особенности соревновательной деятельности игроков 14
1.3 Значение технической подготовки в волейболе 31
2 Организация и методы исследования 38
2.1 Методы исследования 38
2.2 Организация исследования 42
3 Результаты исследования и их обсуждение 45
Заключение 55
Список использованных источников
1 Основа технической подготовки 8
1.1Волейбол как вид спорта 22
1.2Особенности соревновательной деятельности игроков 14
1.3 Значение технической подготовки в волейболе 31
2 Организация и методы исследования 38
2.1 Методы исследования 38
2.2 Организация исследования 42
3 Результаты исследования и их обсуждение 45
Заключение 55
Список использованных источников
Актуальность исследования. Успешные, высокоэффективные и результативные действия спортсмена практически в любом виде спорта основаны на глубокой и устойчивой интеграции четырех главных компонентов
спортивной подготовки: физической, технической, тактической и психологической. Конечно, реально в конкретном виде спорта в зависимости от
его характера и специфики «вес» каждой из указанных составляющих и их
оптимальное сочетание различны.
Специфика волейбола, предъявляя высокие требования к уровню каждой из названных составляющих, вместе с тем, несомненно, ставит на
одно из ведущих мест техническую подготовку. По разнообразию технических приемов, выполняемых игроком, степени их вариативности и специфичности (как индивидуальной, так и по игровым амплуа) волейбол не имеет себе равных среди многих других видов спорта.
Очень жесткие временные рамки технико-тактических действий игрока в соревновательной обстановке, носящих (кроме подачи) характер ответных реакций на ситуацию (соперник, партнер, мяч), ограничение правилами
соревнований времени и характера контакта с мячом в пределах долей
секунды ставят техническую подготовку в волейболе на одну из доминирующих позиций в многолетней, стратегии развития игрока и команды в целом.
Техника как система рационально сопряженных движений отдельных частей тела и игрока в целом и процесс технической подготовки имеют
несколько различных аспектов, очень тесно интегрированных как при обучении и совершенствовании, так и их реализации в соревновательной деятельности. Оторвать их друг от друга без потери эффективности подготовки
практически невозможно. Этих важнейших проблем три: механика движения, методика обучения и совершенствования и тактическая направленность5
каждого технического приема. Рассмотрению этих главных аспектов технической подготовки и посвящена данная работа.
Спортивная техника – это, прежде всего общая механика и биомеханика движений. Выделяя в рамках общепринятой классификации шесть
основных групп технических приемов (подача, прием подачи, верхняя передача, нападающий удар, блокирование и защитные действия), необходимо
тщательно и подробно описывать и иллюстрировать все известные на сегодняшний день (а также гипотетически возможные в будущем) технические
варианты действий, их рациональные и индивидуальные модификации.
Важнейшей проблемой при этом является выделение в каждом виде
технических действий ключевых пунктов и точек, определяющих эффективность технического приема в целом и служащих опорными звеньями в
обучении и совершенствовании индивидуально оптимальной техники
движений. Актуальность такого подхода подтверждается также тем, что,
отвечая на вопрос, должна ли техника быть эффективной, все без исключения тренеры единодушно говорят: «Да, конечно!». Однако при обсуждении
уже практического вопроса, какой же она должна быть в каждом конкретном
случае, эти мнения начинают кардинально расходиться. Личный тренерский
опыт автора, мнения коллег-тренеров, а также анализ публикаций в мировой
и отечественной литературе, в том числе интервью со многими ведущими
игроками и тренерами мира подтверждают это.
Второй проблемой технической подготовки является эффективная
методика обучения и совершенствования.
Как и любая педагогическая методика, она должна представлять
научно обоснованную и логично построенную дидактическую систему, последовательность педагогических действий в связке тренер – спортсмен,
адекватную личности спортсмена и задачам обучения. Вместе с тем психолого-педагогические особенности моторного, двигательного обучения вообще и применительно к волейболу в частности требуют более глубокого анализа, научной и методической проработки.6
И, наконец, третьей проблемой технической подготовки является
явно выраженная тактическая, соревновательная направленность любого
технического приема. Техника является фундаментом для дальнейшей
тактической и интегральной подготовки, построения командной игры.
Попытки игроков и тренеров в погоне за внешним эффектом играть
более сложно, быстро, рискованно и вариативно, чем это позволяет реально имеющаяся у игроков техника, обречены на неудачу. Это потерянное тренировочное время, силы и репутация.
Из выше сказанного мы сформулировали тему нашей работы: методика совершенствования групповых технических действий (на примере волейбольной команды «Енисей» г. Красноярск).
Цель исследования – совершенствование групповых технических
действий (на примере волейбольной команды «Енисей» г. Красноярск).
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной методической литературы раскрыть значение технической подготовки в волейболе и изучить особенности соревновательной деятельности игроков.
2. Проанализировать групповые технические действия волейбольной
команды «Енисей»
3. Обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность методики технической подготовки волейболистов (на примере волейбольной команды «Енисей»).
Объект исследования – соревновательная деятельность волейболистов команды «Енисей».
Предмет исследования – методика технической подготовки волейбольной команды Енисей.
Гипотеза исследования – предполагается, что внедрение методики
технической подготовки с учетом соревновательной деятельности волейболистов может совершенствовать групповые технические действия в волейболе.
спортивной подготовки: физической, технической, тактической и психологической. Конечно, реально в конкретном виде спорта в зависимости от
его характера и специфики «вес» каждой из указанных составляющих и их
оптимальное сочетание различны.
Специфика волейбола, предъявляя высокие требования к уровню каждой из названных составляющих, вместе с тем, несомненно, ставит на
одно из ведущих мест техническую подготовку. По разнообразию технических приемов, выполняемых игроком, степени их вариативности и специфичности (как индивидуальной, так и по игровым амплуа) волейбол не имеет себе равных среди многих других видов спорта.
Очень жесткие временные рамки технико-тактических действий игрока в соревновательной обстановке, носящих (кроме подачи) характер ответных реакций на ситуацию (соперник, партнер, мяч), ограничение правилами
соревнований времени и характера контакта с мячом в пределах долей
секунды ставят техническую подготовку в волейболе на одну из доминирующих позиций в многолетней, стратегии развития игрока и команды в целом.
Техника как система рационально сопряженных движений отдельных частей тела и игрока в целом и процесс технической подготовки имеют
несколько различных аспектов, очень тесно интегрированных как при обучении и совершенствовании, так и их реализации в соревновательной деятельности. Оторвать их друг от друга без потери эффективности подготовки
практически невозможно. Этих важнейших проблем три: механика движения, методика обучения и совершенствования и тактическая направленность5
каждого технического приема. Рассмотрению этих главных аспектов технической подготовки и посвящена данная работа.
Спортивная техника – это, прежде всего общая механика и биомеханика движений. Выделяя в рамках общепринятой классификации шесть
основных групп технических приемов (подача, прием подачи, верхняя передача, нападающий удар, блокирование и защитные действия), необходимо
тщательно и подробно описывать и иллюстрировать все известные на сегодняшний день (а также гипотетически возможные в будущем) технические
варианты действий, их рациональные и индивидуальные модификации.
Важнейшей проблемой при этом является выделение в каждом виде
технических действий ключевых пунктов и точек, определяющих эффективность технического приема в целом и служащих опорными звеньями в
обучении и совершенствовании индивидуально оптимальной техники
движений. Актуальность такого подхода подтверждается также тем, что,
отвечая на вопрос, должна ли техника быть эффективной, все без исключения тренеры единодушно говорят: «Да, конечно!». Однако при обсуждении
уже практического вопроса, какой же она должна быть в каждом конкретном
случае, эти мнения начинают кардинально расходиться. Личный тренерский
опыт автора, мнения коллег-тренеров, а также анализ публикаций в мировой
и отечественной литературе, в том числе интервью со многими ведущими
игроками и тренерами мира подтверждают это.
Второй проблемой технической подготовки является эффективная
методика обучения и совершенствования.
Как и любая педагогическая методика, она должна представлять
научно обоснованную и логично построенную дидактическую систему, последовательность педагогических действий в связке тренер – спортсмен,
адекватную личности спортсмена и задачам обучения. Вместе с тем психолого-педагогические особенности моторного, двигательного обучения вообще и применительно к волейболу в частности требуют более глубокого анализа, научной и методической проработки.6
И, наконец, третьей проблемой технической подготовки является
явно выраженная тактическая, соревновательная направленность любого
технического приема. Техника является фундаментом для дальнейшей
тактической и интегральной подготовки, построения командной игры.
Попытки игроков и тренеров в погоне за внешним эффектом играть
более сложно, быстро, рискованно и вариативно, чем это позволяет реально имеющаяся у игроков техника, обречены на неудачу. Это потерянное тренировочное время, силы и репутация.
Из выше сказанного мы сформулировали тему нашей работы: методика совершенствования групповых технических действий (на примере волейбольной команды «Енисей» г. Красноярск).
Цель исследования – совершенствование групповых технических
действий (на примере волейбольной команды «Енисей» г. Красноярск).
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной методической литературы раскрыть значение технической подготовки в волейболе и изучить особенности соревновательной деятельности игроков.
2. Проанализировать групповые технические действия волейбольной
команды «Енисей»
3. Обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность методики технической подготовки волейболистов (на примере волейбольной команды «Енисей»).
Объект исследования – соревновательная деятельность волейболистов команды «Енисей».
Предмет исследования – методика технической подготовки волейбольной команды Енисей.
Гипотеза исследования – предполагается, что внедрение методики
технической подготовки с учетом соревновательной деятельности волейболистов может совершенствовать групповые технические действия в волейболе.
Совершенное овладение техникой игры — одна из центральных задач подготовки волейболистов во-первых, волейболисты должны овладеть
рациональной, наиболее целесообразной техникой. Во-вторых, эту технику
надо сделать доступной для занимающихся, т. е. привести ее в соответствие
с уровнем их возможностей. Соревновательная деятельность характеризуется множественными показателями, по которым можно определять эффективность деятельности как одного спортсмена, так и команды в целом. Эти
показатели – своеобразные критерии действий спортсмена. Поэтому учет
этих действий позволяет не только отразить и восстановить процесс соревнования и поведения спортсмена и команды, но также планировать и корректировать дальнейшую подготовку.
2. Традиционный анализ соревновательной деятельности волейболистов целесообразно дополнить показателем по игровым зонам. Это позволить в дальнейшем дополнить теорию волейбола новыми сведениями о закономерностях игры команд разного уровня.
В среднем за партию команда «Енисей» выполнила 89 технических
действий. Основная доля выигрыша в среднем за одну партию составила 8
технических действий. На долю проигрыша команда «Енисей» выполнила в
среднем 18 технических действий. Основную долю проигрыша составила
неудачная игра в защите, существенную долю очков в игре взяло на себя
техническое действие нападение, а большая часть передач было выполнено в
четвертую зону.
3. Проведенное экспериментальное исследование по технической подготовке, позволяет сделать вывод об эффективности применения методики
интегральной подготовки (за счет сложности и новизны упражнений). Результаты нашего исследования показали, что всех исследуемых показателей
экспериментальной группы выше, чем прирост данных показателей в контрольной группе. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, что научно55
обоснованная и разработанная методика для технической подготовки и
рациональное использование технических приемов, способствуют повышению уровня технической подготовки волейболистов, доказана.
Используя методику, уровень технической подготовки спортсменов
(Э) группы выше, чем в (К) группе за счет регулярного проявления на занятиях взаимовыручки, взаимопомощи, страховки при выполнении групповых
интегральных упражнений. Постоянно создавая и участвуя во множестве игровых ситуаций, спортсмены (Э) группы проявили высокий уровень освоения нападающего удара, чем (К) группы. По этой же причине вырос высокий
уровень навыков выполнения изученных элементов волейбола в командных
действиях. Этим можно объяснить возросшее игровое мышление спортсменов (Э) группы.
В своей дальнейшей подготовке команде «Енисей» следует больше
внимание уделить, прежде всего, элементам защиты и нападения. Так же
следует пересмотреть приоритеты выбора основной зоны нападения.
рациональной, наиболее целесообразной техникой. Во-вторых, эту технику
надо сделать доступной для занимающихся, т. е. привести ее в соответствие
с уровнем их возможностей. Соревновательная деятельность характеризуется множественными показателями, по которым можно определять эффективность деятельности как одного спортсмена, так и команды в целом. Эти
показатели – своеобразные критерии действий спортсмена. Поэтому учет
этих действий позволяет не только отразить и восстановить процесс соревнования и поведения спортсмена и команды, но также планировать и корректировать дальнейшую подготовку.
2. Традиционный анализ соревновательной деятельности волейболистов целесообразно дополнить показателем по игровым зонам. Это позволить в дальнейшем дополнить теорию волейбола новыми сведениями о закономерностях игры команд разного уровня.
В среднем за партию команда «Енисей» выполнила 89 технических
действий. Основная доля выигрыша в среднем за одну партию составила 8
технических действий. На долю проигрыша команда «Енисей» выполнила в
среднем 18 технических действий. Основную долю проигрыша составила
неудачная игра в защите, существенную долю очков в игре взяло на себя
техническое действие нападение, а большая часть передач было выполнено в
четвертую зону.
3. Проведенное экспериментальное исследование по технической подготовке, позволяет сделать вывод об эффективности применения методики
интегральной подготовки (за счет сложности и новизны упражнений). Результаты нашего исследования показали, что всех исследуемых показателей
экспериментальной группы выше, чем прирост данных показателей в контрольной группе. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, что научно55
обоснованная и разработанная методика для технической подготовки и
рациональное использование технических приемов, способствуют повышению уровня технической подготовки волейболистов, доказана.
Используя методику, уровень технической подготовки спортсменов
(Э) группы выше, чем в (К) группе за счет регулярного проявления на занятиях взаимовыручки, взаимопомощи, страховки при выполнении групповых
интегральных упражнений. Постоянно создавая и участвуя во множестве игровых ситуаций, спортсмены (Э) группы проявили высокий уровень освоения нападающего удара, чем (К) группы. По этой же причине вырос высокий
уровень навыков выполнения изученных элементов волейбола в командных
действиях. Этим можно объяснить возросшее игровое мышление спортсменов (Э) группы.
В своей дальнейшей подготовке команде «Енисей» следует больше
внимание уделить, прежде всего, элементам защиты и нападения. Так же
следует пересмотреть приоритеты выбора основной зоны нападения.



