Введение 3
1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия 5
1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия, виды и факторы, ее
определяющие 5
1.2 Методы оценки и анализа конкурентоспособности предприятия 13
1.3 Механизмы управления конкурентоспособностью предприятия 20
2 Анализ внешней и внутренней среды ООО «Крепость-Сириус» 26
2.1 Анализ автомобильного рынка 26
2.1.1 Обзор мирового авторынка 26
2.1.2 Анализ российского рынка легковых автомобилей 28
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО
«Крепость-Сириус» 38
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления конкурентоспособностью ООО «Крепость-Сириус» 51
3.1 Оценка эффективности управления конкурентоспособностью предприятия 51
3.2 Основные направления совершенствования деятельности автоцентра
Lexus для повышения конкурентоспособности 58
3.3 Использование мобильного маркетинга как инструмента для повышения
лояльности клиентов 63
Заключение 68
Список использованных источников 70
Приложение А 74
Приложение Б 76
Конкуренция - одна из основных черт рыночной экономики, движущая сила эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Именно конкуренция создает условия для самореализации личности и обеспечивает творческую свободу в экономической сфере, побуждая создавать новые более конкурентоспособные товары и услуги.
На сегодняшний день многие страны создают национальные органы по вопросам конкуренции, а также принимают законы о конкуренции, что показывает признание важности конкуренции для эффективного функционирования рыночного хозяйства. Победа в конкурентной борьбе - основная и конечная цель любой фирмы. Её достижение напрямую зависит от уровня конкурентоспособности компании, а именно, от того, насколько она хуже или лучше в сравнении с конкурентами - аналогичными компаниями.
Для поддержания уровня сбыта и сохранения финансовой устойчивости компаниям необходимо вносить соответствующие изменения в политику управления конкурентоспособностью. Особую ценность представляет анализ сложившихся подходов и методов в определении и оценке конкурентоспособности торгового предприятия. Детальная проработка этих вопросов будет способствовать определению и верной расстановке приоритетов в процессе повышения конкурентоспособности торгового предприятия в стремительно меняющейся сфере конкурентных отношений.
В связи с этим, тема бакалаврской работы «Совершенствование системы управления конкурентоспособностью компании с учетом влияния международной среды на примере ООО «Крепость-Сириус» особенно актуальна, так как в современных условиях наблюдается серьезный рост конкуренции и значительное снижение продаж во всех отраслях, и, в первую очередь, на автомобильном рынке.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия;
- провести анализ мирового и российского автомобильного рынка;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия ООО «Крепость-Сириус» за прошедшие периоды;
- проанализировать эффективность управления конкурентоспособностью на предприятии;
- разработать рекомендации и мероприятия для повышения конкурентоспособности предприятия.
Повышение конкурентоспособности предприятия - это, в первую очередь, понимание нужд потребительского рынка и перспектив его развития, знание возможностей конкурентов, анализ тенденций развития окружающей среды, способность создать товар с такими качествами, чтобы потребитель предпочел его, а не товар конкурента.
В ходе работы были изучены такие теоретические аспекты, как сущность, виды конкурентоспособности, рассмотрены факторы, влияющие на конкурентоспособность, методы оценки конкурентоспособности предприятия, а также механизмы управления конкурентоспособностью предприятия.
Следующий шаг заключался в проведении исследования мирового и российского автомобильного рынка, определении положение Российской Федерации в общей структуре мировых продаж автомобилей, а также выявлении реальное состояние современного авторынка нашей страны. Анализ показал, что российский авторынок показывает значительное падение продаж в 2015-2016 годах, что объясняется колебанием курса национальной валюты и общей нестабильной экономической ситуацией. Значительное сокращение российского авторынка и увеличивающаяся конкуренция обуславливают необходимость повышения конкурентоспособности на предприятии.
В анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия были рассчитаны показатели ликвидности, рентабельности и оборачиваемости, проведен анализ финансовой устойчивости, а также анализ доходов и расходов предприятия с учетом влияния инфляции.
На следующем этапе был проведен анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Крепость-Сириус» такими методами, как SWOT-анализ, PEST-анализ, а также анализ пяти конкурентных сил по М. Портеру. В ходе анализы выли выявлены основные направления для повышения конкурентоспособности предприятия, а именно, деятельность в области привлечения и сохранения существующих клиентов.
Заключительным шагом в работе является разработка рекомендаций и мероприятий для повышения конкурентоспособности автоцентра «Лексус- Красноярск». Была разработана система рекомендаций для совершенствования работы менеджеров по продажам, а также работы с существующими клиентами, в том числе разработка системы дисконта. С целью повышения лояльности клиентов было предложено использовать инструменты мобильного маркетинга, в частности, разработка мобильного приложения автоцентра Lexus. Также, была рассчитана стоимость внедрения данного проекта на предприятии.
Таким образом, цель данной выпускной квалификационной работы, которая заключалась в совершенствовании управления
конкурентоспособностью предприятия ООО «Крепость-Сириус», была успешно достигнута путем решения поставленных задач, а именно, изучения теоретических основ управления конкурентоспособностью предприятия, проведения анализа автомобильного рынка, хозяйственной деятельности и конкурентоспособности предприятия, а также разработки рекомендаций по повышению конкурентоспособности дилерского автоцентра «Лексус- Красноярск».
1 Официальный сайт группы компаний «Крепость» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.krepost.com/
2 Официальный сайт ООО «Крепость-Сириус» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lexus-krasnoyarsk.ru/
3 Кулешова А. Б. Конкуренция в вопросах и ответах : учебное пособие / А. Б. Кулешова. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004 - 256 с.
4 Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р. А. Фатхутдинов. - М.: Дашков и Ко, 2002 - 892 с.
5 МакДональд М. Сегментирование рынка : практическое руководство / М. МакДональд, Я. Данбар - М.: Дело и сервис, 2002 - 288 с.
6 Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / под ред. О. Нижельской - М.: Альпина Паблишер, 2016 - 456 с.
7 Лифиц И. Конкурентоспособность товаров и услуг : учебное пособие - М.: Юрайт, 2014 - 438 с.
8 Перцовский Н. И. Маркетинг. Краткий толковый словарь основных маркетинговых понятий и современных терминов / Н. И. Перцовский - М.: Дашков и Ко, 2016 - 140 с.
9 Маркетинг : словарь / Райзберг Б., Поршнев А., Азоев Г., Завьялов П., Лозовский Л. - М.: Экономика, 1999 - 368 с.
10 Яшева, Г. А. Конкурентоспособность предприятий легкой промышленности: оценка и направления повышения / Г. А. Яшева, Н. Л. Прокофьева, В. В. Квасникова. - Витебск: УО «ВГТУ», 2003 - 302 с.
11 Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992-2015. / Р. А. Фатхутдинов. - М.: Экономика, 2005 - 606 с.
12 Ходяченко В. Б. Маркетинг : учебное пособие / В. Б. Ходяченко. - СПб.: СПбГУ, 2001 - 266 с.
13 Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/
14 Шкардун В. Д. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятия / В. Шкардун - Маркетинг, №1, 2005 - С. 38-59.
15 Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика : учебник / Е. П. Голубков - М.: Финпресс, 2003 - 496 с.
16 Алещенко В. В. Теоретико-методологические вопросы конкурентоспособности экономической системы / В. В. Алещенко - М.: Маркетинг в России и за рубежом, №1, 2005 - С. 106-119
17 Млоток Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке [Электронный ресурс] / Е. Млоток // Энциклопедия маркетинга - Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/read/m3/index.htm
18 Портер М. Международная конкуренция / под ред. В. Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 2008 - 437с.
19 Ахматова М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности / М. Ахматова, Е. Попов - М.: Маркетинг, №4, 2003 - С. 25-38.
20 Методы оценки конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс] // Энциклопедия экономиста - Режим доступа: http://www.grandars.ru/ college/ekonomika-firmy/ocenka-konkurentosposobnosti-predpriyatiya.html
21 Маслов Н. В. Принципы введения новых товаров на рынок [Электронный ресурс] / Н. В. Маслов // Энциклопедия маркетинга - Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/read/article/a43.htm
22 Зулькарнаев И. У. Метод расчета интегральной
конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий [Электронный ресурс] / И. У. Зулькарнаев // Маркетинг в России и за рубежом №4, 2001 // Корпоративный менеджмент - Режим доступа:
http://www.cfin.ru/press/marketing/2001-4/04.shtml
23 Многоугольник конкурентоспособности [Электронный ресурс] / Power Branding - Режим доступа: http://powerbranding.ru/competition/mnogougolnik- konkurentosposobnosti/
24 Методика проведения анализа качества и конкурентоспособности продукции предприятия [Электронный ресурс] / Информационный менеджмент - Режим доступа: http://www.manageweek.ru/maws-504-1.html
25 Методы оценки конкурентоспособности предприятия [Электронный
ресурс] / Экономика организаций - Режим доступа:
http://www.econorganize.ru/ecorgs-56-1.html
26 Волков Д. В. Оценка конкурентоспособности предприятия: теоретико-методологические подходы [Электронный ресурс] / Д. В. Волков // Липецкий Государственный Технологический Университет - Режим доступа: http://www.stu.lipetsk.ru/files/materials/3718/2010_1_020.pdf
27 Белоусов А. В. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия : автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук / А. В. Белоусов - М., 2007
28 Войцеховская И. А. Системный подход в управлении конкурентоспособностью организации // Вестник филиала Российского Государственного Социального университета №5 - Красноярск, 2006
29 Малхасьян Л. С. Управление конкурентоспособностью продукции промышленных предприятий : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Л. С. Малхасьян - Краснодар, 2007
30 Белоусов В. В. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия : автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук / В. В. Белоусов - Ижевск, 2008
31 Мировой рынок легковых автомобилей в 2015-2016 годах [Электронный ресурс] / Мировая экономика - Режим доступа: http://www.ereport.ru/articles/commod/auto.htm
32 Официальный сайт аналитического агентства «АВТОСТАТ» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.autostat.ru/
33 Официальный сайт акционерного общества «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pwc.ru/
34 Официальный сайт ассоциации «Российские автомобильные дилеры» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.asroad.org/
35 Инструменты мобильного маркетинга [Электронный ресурс] / AppTractor - медиа о мобильной разработке - Режим доступа: http://apptractor.ru/marketing-monetization/ad-networks/instrumentyi-mobilnogo- marketinga.html
36 Мобильная реклама и мобильный маркетинг [Электронный ресурс] / Энциклопедия маркетинга - Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib- comm/dm/mobile.htm
37 Инструменты мобильного маркетинга [Электронный ресурс] / Marketing in Russia - Режим доступа: http://marketing-in-russia.ru/2011/1002/
38 Техника продаж автомобилей [Электронный ресурс] / Superior seller - универсальный продавец // Информационный бизнес-проект - Режим доступа: http://superiorseller.com/tekhnika-prodazh-avtomobilei