ВВЕДЕНИЕ 8
1 Теоретические основы организации учебного процесса по дисциплине
«Возрастная физиология и психофизиология» 12
1.1 Специфика дисциплины «Возрастная физиология и
психофизиология» 12
1.2 Педагогические технологии для преподавания дисциплины 15
2 Теоретические и содержательные основы разработки методического
обеспечения дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология» 36
2.1 Понятие методического обеспечения учебного процесса 36
2.2 Конструктивно - содержательный этап разработки методического
обеспечения дисциплины 42
2.3 Конструктивно - операциональный этап разработки методического
обеспечения дисциплины 47
2.3.1 Методическое обеспечение лекционных занятий 47
2.3.2 Методическое обеспечение практических занятий 52
2.3.3 Методическое обеспечение контроля уровня освоения студентами
содержания учебной дисциплины 53
2.4 Конструктивно - материальный этап разработки методического
обеспечения дисциплины 56
2.4.1 Теоретические основы разработки педагогических программных
средств 56
2.4.2 Педагогическое обоснование и описание электронного курса «Возрастная физиология и психофизиология» 65
3 Апробация и экспертиза методического обеспечения дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология» в учебном процессе 93
3.1 Программа апробации и экспертизы 93
3.2 Результаты апробации и экспертизы 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 119
ПРИЛОЖЕНИЕ
Новые информационные и образовательные технологии получают все большее развитие во всех сферах науки, культуры и производства; технические средства информационной поддержки становятся неотъемлемой частью всей системы непрерывного образования. На первый план выходит возможность интеллектуального саморазвития человека посредством информационных технологий, становятся актуальными проблемы совершенствования программного обеспечения и подготовки новых специалистов в данной области, а также повышения качества учебного процесса. Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования.
Соответствующие положения нашли отражение в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [1], в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ» [2], в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования педагогических специальностей [3]. Многие направления развития образования в стране, отмеченные как приоритетные в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года [4], прямо или косвенно связаны с использованием информационных технологий. Это инициирует научные исследования в данной области и определяет актуальность темы данной работы.
В Государственной программе развития образования до 2020 года [5] электронное обучение названо одним из 8 основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. В учебном процессе используются обучающие и тестирующие программы по различным дисциплинам образовательного процесса. Проведенные статистические исследования использования мультимедиа средств по различным дисциплинам показывают, что их применение позволило повысить не только интерес к будущим специальностям, но и успеваемость учащихся.
Благодаря электронному обучению происходит трансформация традиционного учебного процесса в познавательную деятельность учащихся по приобретению в первую очередь, знаний и умений по изучаемому предмету, но еще и универсальных - таких, как поиск, отбор, анализ, организация и представление информации, использование полученной информации для решения конкретных жизненных задач, способов инфокоммуникационного взаимодействия и т.д., являющихся составной частью информационной культуры личности, так необходимой каждому человеку для полноценной жизни и деятельности в информационном обществе.
Определение понятия образовательных электронных изданий и ресурсов предлагались в работах Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.Ю. Уварова, О.В. Зиминой, А.И. Кириллова и других исследователей.
Исходя из выше сказанного, была сформулирована тема исследования: «Разработка методического обеспечения дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология».
В соответствии с темой определена цель исследования: обосновать, разработать и апробировать в учебном процессе методическое обеспечение дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология».
Объект исследования: учебный процесс по дисциплине «Возрастная физиология и психофизиология».
Предмет исследования: методическое обеспечение дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология».
В основу исследования была положена гипотеза, которая состояла в том, что методическое обеспечение дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология» будет педагогически обоснованным, если оно разработано:
- с учётом специфики дисциплины;
на основе использования инновационных педагогических
технологий;
- в соответствии с теоретическими основами создания педагогических программных средств.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1. Раскрыть специфику дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология».
2. Выявить педагогические технологии для преподавания дисциплины.
3. Рассмотреть теоретические основы разработки методического обеспечения учебной дисциплины.
4. Разработать методическое обеспечение дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология».
5. Апробировать методическое обеспечение дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология» в учебном процессе.
Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы:
- анализ педагогической литературы по вопросам разработки методического обеспечения учебной дисциплины;
- анализ литературы по вопросам создания педагогических программных средств и электронных курсов;
- анализ научной литературы по методике преподавания естественно - научных дисциплин в высшей школе;
- анализ федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и учебного плана подготовки бакалавров по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)», учебных программ, учебников и учебных пособий по возрастной физиологии и психофизиологии;
- педагогический эксперимент, анкетирование, метод экспертных оценок.
Целью выпускной квалификационной работы являлось обоснование, разработка и апробация в учебном процессе методического обеспечения дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология».
В результате выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1. Охарактеризована специфика дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология». Целью преподавания дисциплины является:
- развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение» профилю подготовки 44.03.04.18 «Информатика и вычислительная техника»;
- формирование ответственного отношения будущих педагогов к здоровью человека, гармоничному его развитию как факторам повышения эффективности обучения на базе фундаментальных знаний, закономерностей развития организма.
Специфика дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология» заключается в её цели и задачах, требованиях к уровню знаний, умений и навыков студентов, компетенциях, формированию которых должно способствовать изучение дисциплины. Формируемые при ее изучении компетенции являются ключевыми моментами при определении педагогических и информационных технологий, которые могут быть использованы для преподавания дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология».
2. Выявлены педагогические технологии, которые целесообразно использовать в преподавании дисциплины.
выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Таким образом, применение технологии проблемного обучения позволяет научить студентов мыслить логично, научно, диалектически, творчески; способствует переходу знаний в убеждения; вызывает у них глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувства удовлетворения и уверенности в своих возможностях и силах.
Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, они способствуют воспитанию познавательных интересов и активизируют деятельность и является важнейшим средством воспитания учащихся. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для развития и социализации личности.
В работе мы рассмотрели понятие «информационные технологии», за основное нами было выбрано определение С.Я. Батышева, который рассматривал информационные технологии как способы получения, передачи, кодирования, обработки и воспроизведения информации, заданной в произвольной форме на любых доступных для пользователя носителях, в частности, на базе инструментальных систем, основным элементом которых является компьютер.
дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, возможностью совершать визуальные путешествия, возможностью представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга.
3. В результате анализа педагогической литературы была раскрыта сущность понятия «методическое обеспечение учебного процесса». Образцов П.И. рассматривает методическое обеспечение как - обеспечение учебного процесса соответствующими методиками, то есть совокупностью методов, методических приемов, частных методических процедур и операций, позволяющих педагогу достичь определенных им целей обучения, используя наиболее эффективные виды педагогического взаимодействия с обучающимися.
Под составом методического обеспечения учебной дисциплины понимаются все его структурные компоненты, из которых оно складывается как целое и достаточное для проектирования и качественной реализации образовательного процесса по учебной дисциплине.
Документами, которые определяют содержание и методическое обеспечение конкретных дисциплин, являются:
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию;
- Учебный план, устанавливающий (рекомендательно) объем дисциплины, если этот объем не был определен федеральным государственным образовательным стандартом и время ее изучения в общем комплексе дисциплин учебного плана;
- Учебная программа, представляющая собой методический документ, в котором в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной
учебной дисциплине определены содержание обучения, последовательность и наиболее целесообразные способы изложения его студентам.
4. Было разработано методическое обеспечение дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология». Разработка методического обеспечения включала в себя три этапа.
Конструктивно - содержательный этап состоял в разработке учебной программы дисциплины, определяющей ее содержание.
Конструктивно - операциональный этап разработки состоял в разработке методического обеспечения лекционных (36 часов) и практических занятий (18 часов), а также проведения контроля уровня освоения студентами содержания дисциплины.
Конструктивно - материальный этап состоял в разработке электронного обучающего курса «Возрастная физиология и психофизиология».
Электронный обучающий курс (ЭОК) представляет собой ресурс, содержащий комплекс учебно - методических материалов, реализованных в информационной обучающей системе. Элементы ЭОК реализуются на основе информационной обучающей системы с соблюдением логики изложения учебных материалов в соответствии со структурой изучаемой дисциплины.
В работе были проанализированы теоретические основы разработки педагогических программных средств. За основное определение понятия педагогических программных средств мы взяли трактовку Кухтина Д.В., который рассматривал их как отдельные программы и программные комплексы, предназначенные для применения в процессе изучения образовательной дисциплины.
В соответствии с классификацией Н.Н. Горлушкиной разработанный электронный обучающий курс:
- по целевому назначению является комбинированным, так как является демонстрационной программой, а также формирующей знания;
- по степени активности учащихся является активным;
- по функциональному назначению является нелинейным, а именно разветвлённым.
Были определены методические цели и задачи электронного курса «Возрастная физиология и психофизиология».
При создании электронного курса были учтены следующие принципы разработки педагогических программных средств: учет психофизиологических особенностей обучаемых, психологическая и педагогическая эргономичность, учет технических возможностей, функциональная полнота, приоритетность стратегии обучения, мотивационная и активностная обеспеченность, универсальность применения, принцип модульности построения.
При разработке электронного курса были соблюдены следующие дидактические принципы: научности, доступности, систематичности и последовательности обучения, компьютерной визуализации учебной информации, сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого, интерактивного диалога, развития интеллектуального потенциала, суггестивной обратной связи.
Электронный курс «Возрастная физиология и психофизиология» был разработан в обучающей среде «Moodle». Moodle - представляет собой систему управления содержимым сайта, специально разработанную для создания качественных online - курсов преподавателями.
Содержательная структура курса состоит из трёх модулей, каждый из которых представлен различными учебными элементами: 0 Модуль является вводным и включает в себя 3 учебных элемента, 1 Модуль «Возрастная физиология» состоит из 7 учебных элементов, 2 Модуль «Психофизиология» включает 11 учебных элементов.
Информационно - технологическая конструкция электронного курса состоит из следующих компонентов:
- Описание предполагаемого режима обучения;
- Структурированный теоретический материал;
- Электронный терминологический словарь;
- Электронный фонд контрольно - измерительных материалов;
- Электронная хрестоматия;
- Электронное наглядное пособие;
- Электронный практикум;
- Электронный тренажер (симулятор);
- Электронный курс лекций;
- Реализованные на базе информационной обучающей системы средства взаимодействия преподавателей и обучаемых;
- Список основной и дополнительной литературы;
- Материалы по методике изучения курса.
5. В рамках педагогического обучающего эксперимента проведена
апробация электронного курса и разработанного методического обеспечения занятий. В процессе преподавания дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология» на 2-ом курсе направления подготовки «Профессиональное обучение по отраслям (информатика и вычислительная техника)» на лекционных, практических и итоговом занятиях вводилось новое средство обучения, а именно разработанный электронный обучающий курс.
Анализ результатов анкетирования студентов, работавших с курсом, подтверждает, что электронный курс является мультимедийным, насыщен визуальными эффектами и графическими объектами, удобен в использовании, располагает к самостоятельной работе, что повышает мотивацию и интерес к изучению дисциплины.
Для оценки соответствия электронного курса принципам разработки электронных обучающих средств был использован метод экспертных оценок. Экспертами в исследовании выступили: доцент кафедры педагогики ГОУ ВО «Красноярский государственный педагогический институт им. В.П. Астафьева», начальник отдела информатизации учебного управления ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», инженер кафедры «Инженерный бакалавриат CDIO» ИЦМиМ СФУ, педагог КГБПОУ «Красноярский колледж радиоэлектроники и информационных технологий».
Данные, полученные в ходе апробации и экспертной оценки, подтверждают гипотезу о том, что использование методического обеспечения в процессе преподавания дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология» является педагогически обоснованным, так как оно разработано с учетом специфики дисциплины, на основе использования инновационных педагогических технологий, в соответствии с теоретическими основами создания педагогических программных средств.
Таким образом, задачи исследования были решены, поставленная цель была достигнута, гипотеза получила подтверждение.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Решение коллегии Минобразования РФ от 4.11.2004 N ПК-5 «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации».
3. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) / Мин. Образования РФ. М.: 2009. - 20 с.
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года [Текст]: Доктрина №751: [принят - 04.10.2000 г.].
5. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы [принят - 25.09.2012 г.].
6. Симоненко, В.Д. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.Д. Симоненко. - Москва: Вентана - Граф, 2006. - 368 с.
7. Сериков, В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография /. — Москва: Логос, 2012. - 448 с.
8. Сластенин, В. А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. — 11е изд., стер. — Москва: Издательский центр «Академия», 2012. — 608 с.
9. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. / под ред. Е. В. Бондаревская. - Ростов на Дону, 2000. - 351с.
10. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - Москва: Народное образование, 2005.
11. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим) / Пер. с англ.: - Москва, 2000. - 489 с.
12. Ивасенко, А. Г. Управление проектами. / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, М. В. Каркавин: - Ростов на Дону: Феникс, 2009. - 327 с.
13. Орлова, С.Е. Метод проектов в теории и практике начального образования в начале XX в / С.Е. Орлова // Вестник ЧГПУ. - 2010. - №6 С.149 - 158.
14. Морозова, М. М. Метод проектов в истории отечественной и зарубежной педагогики / Интеграция образования. [Электронный ресурс] 2007. №3-4. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-v-istorii- otechestvennoy-i-zarubezhnoy-pedagogiki
15. Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — Москва: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.
16. Омарова, А.А. Современная технология проблемного обучения / А.А. Омарова // Современные наукоемкие технологии. - 2011. - № 1 - С. 73-75.
17. Вавилова, Л.Н. Методические рекомендации/ Вавилова Л.Н., Кузина Т.С.; под общ. ред. В.М. Паниной. - Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007. - 94 с.
18. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. —140-146 с.
19. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования/ Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В.; под общ. ред. В.С. Кукушина. - Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. - 592 с.
20. Батышев, С.Я. Энциклопедия профессионального образования. [Электронный ресурс]; под ред. Батышева С.Я. - Режим доступа: http://www.anovikov.ru/dict/epo.pdf
21. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. /И.В. Роберт. - Москва: ИИО РАО 2010. -140 с.
22. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения. - Москва: Педагогика, 2011. 398-400 с.
23. Образцов, П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы. / П.И. Образцов. - Педагогика. 2013. №5 27-33 с.
24. Хомутова, К.В., Информационно-методическое обеспечение деятельности детских общественных объединений: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. / Хомутова Клавдия Васильевна. - Кострома: 2006. - 255 с.
25. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - 3-е изд., стер. - Москва: Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.
26. Бабко, Г.И. Проектирование и технология реализации инновационных образовательных процессов в вузе (из опыта сотрудничества РИВШ и БГАТУ) / Г. И. Бабко, А. В. Макаров. - Минск. Высшая школа: 2009. № 2. 77 с.
27. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. - Режим доступа: http://xn-- 80abucjiibhv9a.xn--p 1ai/
28. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
образования направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) [Электронный ресурс] - Режим доступа:
www.osu.ru/docs/fgos/vo/bak_44.03.04.pdf
29. Учебный план направления подготовки 44.03.04.18 Профессиональное обучение (по отраслям). - Год набора 2014.
30. Бабанский, Ю.К Методы обучения в современной общеобразовательной школе. / Ю.К. Бабанский. - Москва: Просвещение, 2011. 208с.
31. Сущность, содержание, структура и функции контроля как компонента педагогической системы вуза [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3280
32. Словарь по технологиям обучения, 2005 г., [Электронный ресурс] Режим доступа: www.ndce.edu.ru
33. Горлушкина, Н.Н. Педагогические программные средства / Учебное пособие. - Санкт Петербург: СПб ГИТМО (ТУ), 2010. - 152 с. - 100 экз.
34. Положение об электронных образовательных ресурсах ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» [Электронный ресурс]: 2013. - 12 с. Режим доступа: http://vii.sfu-kras.ru/images/libs/pol el edc kurs.pdf
35. Роберт, И.В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / составители И.В. Роберт, Т.А. Лавина. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 69 с.
36. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. — Москва: Педагогика, 2009. — 264с.
37. Кукушин, В.С. Дидактика (теория обучения) / В.С. Кукушкин. - Москва: МарТ, 2010. - 368 с.
38. Гафурова, Н.В. Педагогическое применение мультимедиа средств: учеб. пособие/ Н.В. Гафурова, Е.Ю. Чурилова - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015 - 204 с.
39. Числова, А. С. Педагогический сценарий как усиление обучающего и воспитывающего эффекта мультимедийных программ / А.С. Числова // Образовательные технологии и общество. - 2008. №2 439 - 451 с.
40. Мухина, Т. П. Система управления мультимедиа проектами в образовании. / Т. П. Мухина, О. М Шикульская. - НиКа. 2009. - 182 - 186 с.
41. Белозубов, А.В. Система дистанционного обучения Moodle. / А.В. Белозубов, Д.Г. Николаев. Учебно-методическое пособие. - Санкт Петербург: 2007. - 108 с.
42. Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 - Педагогика и психология» - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. - 134 с.
43. Орлов, А.И. Теория принятия решений. Учебное пособие. / А.И. Орлов. - Москва: Издательство "Март", 2004. - 568 с.