Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ

Работа №24644

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы120
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
704
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Психолого - педагогические исследования процесса жизненного
самоопределения подростков, воспитывающихся в детском доме 8
1.1 Психолого - педагогические аспекты жизненного самоопределения,
подростков 8
1.2 Психолого - педагогические особенности подростков, воспитывающихся
в детском доме 22
1.3 Психолого - педагогические условия жизненного самоопределения
подростков, воспитывающихся в детском доме 36
Выводы по главе 1 50
2 Организация опытно экспериментального исследования педагогических
условий обеспечения жизненного самоопределения подростков, воспитывающихся в детском доме 53
2.1 Этапы и методы организации экспериментальной работы 53
2.2 Модель психолого - педагогического сопровождения жизненного
сопровождения подростков, воспитывающихся в детском доме 539
2.3 Тренинг психолого - педагогического сопровождения жизненного
самоопределения «Учусь жить самостоятельно» 62
2.4 Анализ апробации программы сопровождения жизненного
самоопределения подростков - воспитанников детского дома 75
Выводы по главе 2 90
Заключение 93
Список использованных источников 99
Приложение


На начало 2016 года численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляла 71 156 ребенка, из них 54 813 это дети старше 10 лет [28].
По итогам 2016 года в Красноярском крае проживают 15 276 детей из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 2,5 % от численности детского населения Красноярского края. Из них 2 656 чел. состоят на учете в Региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и воспитываются в государственных учреждениях [36].
В настоящее время государство взяло на себя поддержку и заботу о сиротах, но к данной проблеме должен быть привлечен весь социум, общество для создания благоприятных условий для проживания.
Так Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П. Астахова: в докладе 2013г. «Защита прав и свобод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - приоритетная задача государства» [8] упоминает, что в соответствии с положениями Концепции демографической политики России на период до 2025 года, Указами и Поручениями Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства России, в центре и регионах реализуется комплекс мер, направленных на развитие различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной адаптации и профессионального сопровождения воспитанников детских интернатных учреждений.
В национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., одной из основных проблем в сфере детства является социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении). В Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество. Так же в 5 разделе одной из задач является создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе[2].
Можно отметить существенное противоречие между государственным заказом, предполагающим создание условий для самоопределения данной категории детей и нехваткой психолого-педагогических технологий для сопровождения жизненного самоопределения подростков, воспитывающихся в детском доме.
Целью работы является исследование психолого-педагогических условий обеспечения жизненного самоопределения, подростков, воспитывающихся в детском доме.
Объектом исследования является процесс жизненного самоопределения подростков, воспитывающихся в детском доме.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение обеспечения условий жизненного самоопределения подростков, воспитывающихся в детском доме.
Гипотеза: психолого-педагогическое сопровождение процесса
жизненного самоопределения подростков, воспитывающихся в детском доме, предполагает развитие ключевых компонентов жизненного самоопределения:
— когнитивный, который заключается в знании о своих ценностях, ресурсах и особенностях социальной ситуации самоопределения;
— мотивационно-ценностный, предполагает наличие способности формирования мотива к самоопределению и самоактуализации;
— эмоционально - волевой - способность к реализации волевых усилий по отношению к собственной жизни, самоопределению;
— действенно - практический, как умение реализовывать действия по самоопределению.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические исследования по проблемам жизненного самоопределения подростков, воспитывающихся в детском доме.
2. Выявить и обосновать педагогические условия обеспечения жизненного самоопределения подростков, воспитывающихся в детском доме.
3. Организация опытно экспериментального исследования педагогических условий обеспечения жизненного самоопределения подростков, воспитывающихся в детском доме.
4. Разработка и апробация модели психолого-педагогических условий обеспечения жизненного самоопределения подростков, воспитывающихся в детском доме.
5. Провести исследование психолого-педагогической эффективности разработанной модели.
Теоретико-методологическими основами исследования являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных исследователей:
— положения концепции жизненного пути личности (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн и др.) и причинно-целевой концепции психологического времени (Е.И. Головаха, А.А. Кроник);
— психологические теории развития личности: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.;
— психолого-педагогические подходы при создании условий самоопределения: событийный подход - А.С. Макаренко; деятельностный подход - Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев; средовой подход - В.И. Слободчиков, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, К.Н. Вентцель, Б.Д. Эльконин, Г.А. Ковалева, И.Д. Фрумин, В.А. Ясвин, Г. Ричардсон, О. Конт, Г. Спенсер и М. Вебер, В. Вундт;
— проблема самоопределения исследовалась многими отечественными и зарубежными ученными, такими как К. Роджерс, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, А.В. Мудрик, Э. Эриксон, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, А.К. Маркова, С.П. Крягжде, Э. Берн, Ф.Р. Филиппов, И.В. Дубровина, Дж. Марше, В. Франкл, Дж. Келли, А.В. Петровский, Э. Фромм, А. Маслоу;
— теоретические исследования особенностей развития личности, воспитывающейся вне семьи в работах Л. И. Божович, И. В. Дубровина, Л. В. Маликов, В. С. Мухина, В.Н. Ослон, М.И. Лисина, А. М. Прихожан, М. Селигман, Н. Н. Толстых.
Экспериментальное исследование проводилось на базе Краевого государственного казенного учреждения, для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Сосновоборский детский дом» (далее КГКУ «Сосновоборский детский дом») в период с 01.08.2015 г. по 30.05.2017г. В исследовании приняли участие подростки - воспитанники КГКУ «Сосновоборский детский дом», в возрасте от 14 до 18 лет, всего 11 человек, 4 юноши и 7 девушек. Экспериментальное исследование включало в себя четыре этапа - подготовительный, констатирующий, формирующий, контрольный.
В рамках подготовительного этапа (01.09.2015- 01.01.2016гг.) мы определяли замысел исследования. Нам необходимо было увидеть, какие теоретические положения преобладают в науке по данной проблеме. Мы изучали, в каком состоянии находится методологическая и методическая база психолого-педагогических условий обеспечения жизненного самоопределения подростков, воспитывающихся в детском доме. В соответствии с этим изучалась и анализировалась целесообразная психологическая, педагогическая, философская литература, что позволило выявить состояние и степень разработанности, изученности данной проблемы в настоящее время.
В итоге данного этапа разработан пакет диагностических методик по изучению жизненного самоопределения подростков, воспитывающихся в детском доме. Разработан теоретико-методологический аппарат исследования, определился замысел исследования.
Констатирующий этап (01.01.2016-01.03.2016гг.)
Данный этап предполагает рассмотрение теоретических аспектов жизненного самоопределения подростков, воспитывающихся в детском доме, а также проведение диагностики особенностей жизненного самоопределения подростков, воспитывающихся в детском доме.
Для изучения особенностей жизненного самоопределения подростков, воспитывающихся в детском доме, нами были подобранны и использовались следующие методики:
— «Тест смысложизненных ориентаций» Дж. Крамбо и Л. Махолик, в адаптации Д.А. Леонтьева;
— методика «Жизненный путь» Л.Ф. Бурлачук.
Формирующий этап (01.03.2016-01.04.2017гг.) включает разработку и апробацию тренинга «Учусь жить самостоятельно», организацию выездных мини сессией с погружением «Я-студент».
На контрольном этапе (апрель - май 2017г.) осуществляется анализ эффективности проведения формирующей работы по данной проблеме и обобщение полученных результатов.
Структура диссертации и основное содержание. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений, которые включают программу тренинга «Учусь жить самостоятельно». Список литературы содержит 64 наименования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Модель психолого-педагогического сопровождения жизненного самоопределения подростков-воспитанников детского дома, представленная в квалификационной работе основана:
На концепции самоопределения В.Ф. Сафина, который рассматривает самоопределение как «относительно самостоятельный этап социализации, суть которого заключается в формировании индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества».
Ведущим психолого-педагогическим механизмом самоопределения является осознание субъектом своих «хочу», «могу», «имею» и согласование их с требованиями выбранной жизненной цели, в результате которых у субъекта формируется программа поведения, состоящая из отдельных жизненных «узелков».
Структура работы по сопровождению опирается на структуру процесса самоопределения по Л.В. Байбородова и М. И. Рожкова, которыми выделены когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, действенно-практический компоненты.
Данная модель основана на принципах:
— принцип нравственного саморегулирования;
— принцип социального закаливания;
— принцип актуализации ситуации;
— принцип психолого-педагогического сопровождения жизненного самоопределения подростков воспитывающихся в детском доме;
— принцип стимулирования саморазвития индивидуальности;
— принцип развивающей социальной интеракции;
— принцип дилеммности;
— принцип «социального зеркала».
Модель психолого-педагогического сопровождения жизненного самоопределения подростков, воспитывающихся в детском доме, включает следующие этапы: диагностический, содержательный и футурологический этапы.
Психологическая диагностика позволила выявить следующие особенности личностных характеристик воспитанников, обуславливающих особенности их самоопределения:
Девушки-воспитанницы детского дома значительно более юношей уверены в своих способностях к контролю собственной жизни, в общей управляемости жизни.
По отношению к прошлому-настоящему-будущему они отличаются от юношей. Если у ребят низкие оценки будущего и настоящего при нормальных - прошлого, то у девушек жизненная трансспектива и перспектива соответствуют норме при небольшой нисходящей динамике: наиболее позитивно оценивается прошлое («результат»), немного менее - настоящее («Процесс») и наименее - будущее («Цель»).
Анализируя результаты методики «Жизненный путь», можно сказать, что при формировании временной перспективы у подростков, воспитывающихся в детском доме, неразвиты такие параметры как: протяженность, направленность, дифференцированность, эмоциональность, локус контроля, согласованность. При данных результатах у подростков, воспитывающихся в детском доме возможны проблемы при планировании жизни, проблемы контроля над собственной жизнью, фрустрации при столкновении с трудностями и профессиональном не самоопределении.
Сопоставляя психодиагностические данные и результаты наблюдения за разворачиванием процессов самоопределения воспитанников, можно сделать вывод, что на когнитивном уровне (согласно методике «СЖО») у воспитанников сформированы знания, но перенести их в действие они не могут, причиной чего, возможно, является отсутствие практического опыта (согласно методике «Жизненный путь»).
Полученные результаты подтвердили необходимость психолого-педагогического сопровождения обеспечения жизненного самоопределения подростков, воспитывающихся в детском доме.
Программа тренинга «Учусь жить самостоятельно» состоит из специально организованных развивающих занятий, составленных по результатам диагностики, а также, учитывая индивидуально психологические условия воспитанников сирот, и особенности их проживания общежитии.
Тренинг направлен на развитие компонентов жизненного самоопределения: осознание своих способностей и возможностей,
способствовать формированию позитивного образа будущего в сознании ребенка, развитие способности к самостоятельному выбору.
В программе тренинга выделены три этапа:
Подготовительный этап направлен на мотивирование и формирование позитивного отношения к новой деятельности; создание доверительных отношений в группе, способствующей раскрытию подростков, создание творческой обстановки. На данный период было отведено 3 занятия.
Задачи основного этапа включали способствование формированию позитивного образа будущего в сознании ребенка, развитие способности к самостоятельному выбору; осознание своих способностей и возможностей. Данный этап включал 4 занятия.
Заключительный этап направлен на закрепление основных навыков полученных в процессе занятий. Рефлексия, что дал тренинг каждому участнику, включение игр, позволяющих осознать изменения. Также подросткам дан инструмент планирования и развития самостоятельности, способствующий развитию самостоятельности воспитанников и формированию умений осуществлять управление собственной учебно-познавательной деятельностью.
После проведенного тренинга были организованны мини-сессии с погружением «Я - студент». Выходные дни подростки проживали самостоятельно в общежитии КГБПОУ «Дивногорский гидроэнергетический техникум им. А.Е. Бочкина», в субботу посещали специально организованные занятия, на которых им задавали домашнее задание (написание конспектов, рефератов, исследований и т.д.) на следующую неделю. Подростки проживали в общежитии, самостоятельно готовили, распределяли свой день. Таких выездов состоялось 6.
Эффективность коррекционного воздействия может, оценивается как с точки зрения постановки целей и задач программы, так и с позиции разрешения реальных трудностей развития. Необходимо помнить, что результат коррекционной работы может проявляться постепенно. Кроме того, программа ориентирована не на полное разрешение проблем развития, а на запуск механизма самоизменения, осознаний. После проведения программы была проведена итоговая диагностика. Для данной диагностики была взята методика «Жизненный путь». Выбор данной методики объясняется ее большой информативностью и наиболее интересной подросткам.
По результатам диагностики можно сделать вывод о том, что изменения носят незначительный положительный характер и касаются протяженности, согласованности, эмоциональной оценки, временной перспективы, локуса контроля. Возможно, данные изменения являются только началом в личности подростков, проживающих в детском доме, и будут продолжаться, так как необходимо время для осознания и закрепления полученного опыта.
В процессе проведенной работы подростки выстраивали индивидуальную траекторию развития. В нее включаются такие составляющие, как «мои ресурсы» и ресурсы среды, «мои ограничения», «мои способности и возможности», планирование на близлежащие 3 года, у некоторых - на 5 и более лет. Также воспитанники представляли коллажи «Мой мир», «Что я должен познать» и «Мой путь».
Результаты диагностики и наблюдения за реализацией самоопределения воспитанников в их действиях в образовательной среде детского дома свидетельствуют о том, что:
Из разных типов действий по сопровождению самоопределения наиболее эффективны организационные формы - опыт жизни в качестве студентов с необходимостью самоорганизации и самообслуживания (выездная мини-сессия «Я-студент»).
Из использовавшихся тренинговых форм наиболее эффективны те, которые предполагают организацию действий ребенка, наименее - ориентированные на когнитивную сферу личности. Ярко проявилось рассогласование когнитивного и деятельностного компонентов самоопределения - воспитанники знают, что им следует отвечать на вопросы. Охотно планируют собственные действия, но не применяют этого в собственных действиях.
Это рассогласование определяет и ограничения психодиагностических методик в работе с подростками - данные психодиагностических методик не показывали существенных сдвигов в процессах самоопределения, между тем в действиях подростков такие сдвиги наблюдались.
Анализ результатов формирующего эксперимента позволил определить направления развития модели сопровождения самоопределения подростков, воспитывающихся в детском доме:
Одной из ключевых проблем для подростков в целом и воспитанников детского дома является рассогласованность когнитивного и деятельностного компонентов, поэтому важной задачей сопровождения является перевод его в деятельностные формы.
Деятельностными формами являются: социальные, личностные, профессиональные пробы, проектирование с реализацией (запланировать поступление в определенное учебное заведение и начать реализацию действий по поступлению).
Также необходимо выстраивание начала траекторий самоопределения непосредственно в детском доме - организация связей с учебными учреждениями и работодателям.


1. О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http://base.garant.ru/70661542/#ixzz4hRnIty1d.
2. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http://base.garant.ru/70661542/#ixzz4hRnIty1d.
3. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778 /ea3a3d53f6e57a53297.
4. Агаркова, В. В. Характеристики поведения детей с ранним опытом институционализации / В. В. Агаркова, Р. Ж. Мухамедрахимов. // Вестн. С.- Петерб. ун-та. - 2013. - №4. - С. 99-108. Адлер, А. Наука жить/ пер. с англ. и нем. - К.: Port-Royal, 1997. - 288 с.
5. Алехина, С. В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, И. В. Вачков. // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - №5. - С. 97-104.
6. Антонова, В. К. Концепты социальной инклюзии и эксклюзии в глобальном обществе: дрейф по социальным институтам, акторам и практикам / В. К. Антонова. // Журнал исследований социальной политики. - 2013. - №3, Том 2. - С. 151-170.
7. Арон, И. С. Профессиональное самоопределение старшеклассников в контексте социальной ситуации развития / И. С. Арон. // Национальный психологический журнал. - 2013. - №3. - С. 20-27.
8. Защита прав и свобод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - приоритетная задача государства. Доклад Уполномоченного при Президенте Р.Ф. по правам ребенка П. Астахов на Всероссийском съезде руководителей организаций для детей - сирот [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rfdeti.ru/files/-12.05.2015., свободный. - Загл. с экрана.
9. Бахматова, Т. Г. Социальная инклюзия сирот на региональном рынке труда: опыт Иркутском области / Т. Г. Бахматова, Ю. А. Чусова. // Социологические исследования. - 2015. - №6. - С. 40-45.
10. Байбародова, Л.В. Профориентация и самоопределение детей- сирот: учебно-методическое пособие / Л.В. Байбародова, Л.Н. Серебренников, А.П. Чернявская; под ред. Л.В. Байбородовой, М.И. Рожкова. - Калининград, 2010.-240с.
11. Бахматова, Т. Г. Социальная инклюзия сирот на региональном рынке труда: опыт Иркутском области / Т. Г. Бахматова, Ю. А. Чусова. // Социологические исследования. - 2015. - №6. - С. 40-45.
12. Берн, Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Э. Берн. - М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2014. - 91 c.
13. Бобылева, И.А. Сопровождение как технология индивидуализации социально-педагогической поддержки детей, оставшихся без попечения родителей / И.А. Бобылева // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения. Материалы I Международной научно-практической конференции. 14-15 ноября 2013 год. Издательство: Московский городской психолого-педагогический университет, 2013. - 233с. - С. 170-178
14. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - М. : Международная педагогическая академия, 1996. - 209 c.
15. Бубнова, И.С. К проблеме профессионального самоопределения воспитанников детских домов//Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения. Труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Под. общ. ред. М.В. Темлянцева. Новокузнецк. - 2014.С.29-30.
16. Бырдина, О. Г. Педагогические средства формирования профессионально-ценностного самоотношения студентов педвуза / О. Г. Бырдина. // Молодой ученый. - 2013. - №10. - С. 501-503 Вдовина С.А., Вдовина Е.А. Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильной школы // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 679-681
17. Вдовина, С. А. Психолого-педагогическое содействие в профессионально-личностном самоопределении старшеклассников / С. А. Вдовина, Е. А. Вдовина. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - №9. - С. 2-7.
18. Сафин, В.Ф. Вопросы самоопределения личности и её активности: Межвузовский сборник научных трудов / Сафин. В.Ф.. - Уфа : Башкирский пединститут, 1985. - 109 c.
19. Воронина, Е. В. педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников / Е. В. Воронина. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - №9. - С. 94-99.
20. Гинзбург, М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М. Р. Гинзбург. // Вопросы психологии. - 1988. - №2. - С. 19-26.
21. Грицанов, А. А. Новейший философский словарь / А. А. Грицанов. - Минск : Книжный Дом, 1999. - 567 c
22. Давыдова, А. Ю. Социально-психологический подход к проблеме мотивации достижения личности в психологической науке / А. Ю. Давыдова. // Научные ведомости. Серия гуманитарные науки. - 2013. - №27. - С. 46-50.
23. Ефименко, В. Н. Адаптивно-развивающая среда учреждения интернатного типа как фактор социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / В. Н. Ефименко, Ю. В. Стафеева. // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2012. - С. 35-42.
24. Жизненное самоопределение: ступени роста: сб. науч. ст./ под общ. ред. проф. И.В. Плаксиной. - Владимир - ВлГУ, 2014.-240с.
25. Журавлева, О.В. Постинтернатное сопровождение воспитанников детских домов в условиях государственно-частного партнерства // Профессиональное образование и занятость молодежи - XXI век: материалы Междунар. научно-практич. конф.: в 2 ч. - Кемерово, 2013. - Ч. 1. - 365с.
26. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2004. - 384 c.
27. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 512с.
28. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ
«Численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на начало года (тыс. детей)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа :
http://www.usynovite.ru/statistics/2015/2/, свободный. - Загл. с экрана.
29. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения молодежи / Е. А. Климов. - Ростов-на-Дону, 2006.- 283с.
30. Костюнина, Е. А. Трудности профессионального самоопределения подростков / Е. А. Костюнина, Л. Г. Агеева. // Молодой ученный. - 2015. - №20. - С. 530-533.
31. Левицкая, И. А. Профессиональное самоопределение как социокультурный процесс / И. А. Левицкая. // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - №2. - С. 136-140.
32. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-еизд. — М.: Смысл, 2000
33. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. - М. : МПСИ, 2001. - 384 c.
34. Лукина, А.К. Социальная педагогика как педагогика среды: учеб. пособие/А.К. Лукина - Красноярск: Краснояр. гос. ун-т., 2005. - 243с.
35. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студентов высших учебных заведений. 13-е изд., перераб. и доп./В.С. Мухина - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 608 с.
36. Образование Красноярского края «Система государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.krao.ru/rb-topic.php?t=68, свободный. - Загл. с экрана.
37. Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон- М.: Генезис, 2006. - 368 с.
38. Педан, В. А. Роль событийного подхода в создании воспитательной сети учреждением дополнительного образования / В. А. Педан. // Человек и Образование. - 2016. - №1. - С. 104-108.
39. Бобылева, И.А. Постинтернат: конструктор системы
сопровождения / И.А. Бобылева, И.Е. Доненко, О.В. Заводилкина и др.; под ред. И.А. Бобылевой - М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2013. - 40 с.
40. Практикум по психологии жизненных ситуаций/Под ред. Е.Ю. Коржовой. - СПб.: ООО «Фирма «Стикс», 2016. - 268 с.
41. Прихожан, А.М. Психология сиротства: учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. - 3-е изд. - СПб: Питер, 2007. - 192 с.
42. Проблемы профессионального самоопределения детей сирот // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам XXVII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2015 —№ 8(27) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://nauchforum.ru/archive/MNF_social/8(27).
43. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - М.:Инс-т практ.психол., 1997. -304с.
44. Рерке, В. И. Изучение жизненной перспективы личности воспитанников интернатного учреждения в контексте субъективной картины мира / В. И. Рерке. // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология.. - 2015. - №1. - С. 248-250.
45. Рубинштейн, С. Л., Основы общей психологии: в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика. - (Труды действительных членов и членов- корреспондентов Акад. пед. наук СССР). Т. 1 / [сост. и авт. коммент. К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский]. - 1989. - 485 с.
46. Сапожникова, Т.Н. Принципы педагогического сопровождения жизненного самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /Сапожникова Т.Н., Лунева Е.С.//Перспективы Науки и Образования. - 2013. - №4. - С.125-132.
47. Скворец, В. А. Жизнеустройство народа и моделирование социального организма / В. А. Скворец // Философия и общество. - 2013. - № 3. - С. 87-104.
48. Смолянинова, О.Г. Технология электронного портфолио в образовании: российский и зарубежный опыт / О.Г. Смолянинова. - Сибирский федеральный ун-т. — Красноярск, 2012. — 332 с.
49. Тренинговая программа эффективного взаимодействия специалистов, работающих с выпускниками интернатных учреждений: Методическое пособие / Под ред. М.Л. Бобровой, Н.И. Янушко. - Мурманск, 2012. - 68 с.
50. Услуга «Социально-психолого-педагогическое сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях первичной трудовой занятости (наставничество на рабочем месте)». Книга 25 / под ред. М. О. Егоровой. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. - 154 с.
51. Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборник: / Общ.ред. Л.Я. Гозмана. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
52. Цицерон, М.Т. «О старости. О дружбе. Об обязанностях / М.Т. Цицерон - М.: Наука, 1974. -246 с.
53. Чернего, Д. И. Динамика психического развития детей первого года жизни в связи с длительностью пребывания в учреждении / Д. И. Чернего, Р. Ж. Мухамедрахимов. // Вестн. С.-Петерб. ун-та. - 2013. - №3. - С. 52-60.
54. Эриксон, Э. Молодой Лютер: психоаналитическое историческое исследование / Э. Эриксон - М.: Медиум, 1996. - 508 c.
55. Яковлева, Н. Ф. Воспитание характера детей - сирот: учебное пособие / Н. Ф. Яковлева. - Красноярск: Краснояр. Гос. Пед. Ун-т им. В.П. Астафьева., 2010. - 392 c.
56. Яковлева, Н. Ф. Проявления недостатков характера у детей - сирот / Н. Ф. Яковлева. // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2011. - №4. - С. 96-100.
57. Bakermans-Kranenburg, Marian J.; Bunkers, Kelley McCreery; Dobrova-Krol, Natasha A... Muhamedrahimov Rifkat J.; et al. (2012). The Development and Care of Institutionally Reared Children //Child Development Perspectives Volume: 6 Issue: 2 Pages: 174-180 Published: JUN 2012. DOI: 10.1111/j.1750-8606.2011. 00231.x
58. Buhler, Ch. Zielstrebungen als Prozesse. — Psychologische Rundschau, 1967, No. 2. - S.99.
59. Cottle. T.J. Perceiving time: a psychological studi with men and women. -N.Y. 1976.-276 p.
60. Hawk Brandi; McCall Robert B.; Groark Christina J.; Muhamedrahimov Rifkat J.; Palmov Oleg I.; Nikoforova Natalia V. (2012). Age at Adoption: A Measure of Time in the Orphanage or Child-Specific Factors? // Adoption Quarterly, Vol. 15, №1, 2012, P. 18-34 (ISSN 1092-6755)
61. Gerstmann P. Sposob formulowania planow zyciowych a poziom rownowagi emocjonalnej dorastajacej mlodziezy // Psychologia wychowawcza. 1981. XXIV. № 1. S. 66—75.
62. McCall, Robert B.; Groark, Christina J.; Fish, Larry; Muhamedrahimov Rifkat J.; et al. Maintaining a Social-Emotional Intervention and Its Benefits for Institutionalized Children //Child Development Volume: 84 Issue: 5 Pages: 1734¬1749 Published: SEP 2013. DOI: 10.1111/cdev.12098
63. Ryan, R. M., & Deci, E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American Psychologist. 2000. Vol.55. №1. P. 68-78.
64. Cheung Chau-kiu, Lee Tak-van. Improving social competence through character education // Evaluation and Programm Planning. Child Welfare and the Challenge of the New Americans. 2010. August. P.255-263.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ