Внутренняя картина здоровья и отношение к учению у старшеклассников со сколиозом
|
Введение 3
1 Теоретический анализ понятий «внутренняя картина здоровья», «отношение к здоровью» 10
1.1 Анализ представлений о понятии «здоровье» в научной литературе 10
1.2 Понятия «внутренняя картина здоровья», «отношение к здоровью» в психологических исследованиях 14
1.3 Факторы, влияющие на процесс формирования внутренней картины
здоровья и отношения к здоровью 18
1.4 Характеристика «внутренней картины здоровья» и «отношения к
здоровью» у старшеклассников со сколиозом в научной психологической литературе 22
2 Отношение к учению, как предмет психологического исследования 26
2.1 Теоретический анализ понятия «отношение к учению» 26
2.2 Особенности отношения к учению у старшеклассников со сколиозом... 29
3 Эмпирическое исследование взаимосвязи внутренней картины здоровья и
отношения к учению у старшеклассников со сколиозом 33
3.1 Отбор респондентов исследования 33
3.2 Подбор методик исследования 34
3.3 Результаты и интерпретация результатов исследования 37
3.4 Выводы исследования 45
Заключение 48
Список используемых источников 49
Приложение А 54
Приложение Б 59
Приложение В 67
1 Теоретический анализ понятий «внутренняя картина здоровья», «отношение к здоровью» 10
1.1 Анализ представлений о понятии «здоровье» в научной литературе 10
1.2 Понятия «внутренняя картина здоровья», «отношение к здоровью» в психологических исследованиях 14
1.3 Факторы, влияющие на процесс формирования внутренней картины
здоровья и отношения к здоровью 18
1.4 Характеристика «внутренней картины здоровья» и «отношения к
здоровью» у старшеклассников со сколиозом в научной психологической литературе 22
2 Отношение к учению, как предмет психологического исследования 26
2.1 Теоретический анализ понятия «отношение к учению» 26
2.2 Особенности отношения к учению у старшеклассников со сколиозом... 29
3 Эмпирическое исследование взаимосвязи внутренней картины здоровья и
отношения к учению у старшеклассников со сколиозом 33
3.1 Отбор респондентов исследования 33
3.2 Подбор методик исследования 34
3.3 Результаты и интерпретация результатов исследования 37
3.4 Выводы исследования 45
Заключение 48
Список используемых источников 49
Приложение А 54
Приложение Б 59
Приложение В 67
Внутренняя картина здоровья и отношение к учению являются важными темами в психологии. Категория «отношение» наиболее глубоко разработана в концепции В.Н. Мясищева, который определяет отношение как избирательную, осознанную связь человека со значимым для него объектом, как потенциал психической реакции личности в связи с каким-либо предметом, процессом или фактором действительности. В.Н. Мясищев подчёркивает обусловленность характера отношений личности, как её индивидуальным жизненным опытом, так и влиянием общественно-исторического опыта [33].
Важность исследования данных категорий, как отмечает Л.И.Божович, определяется местом и ролью системы отношений личности, рассматриваемой как совокупность мотивационных тенденций личности и связанных с ней эмоциональных переживаний, так как стержнем возрастных изменений личности ребенка являются изменения, которые претерпевает его аффективно- потребностная сфера [8].
Многие зарубежные и отечественные авторы занимались проблемой изучения отношения к учению. Такие исследователи как И.Ю.Кулагина, А.К.Маркова, Л.И. Божович, определяли содержание категории отношение к учению, в первую очередь, как совокупность учебных мотивов[26; 28;8].
Помимо изучения мотивационно-потребностного компонента в отношении к учению, некоторые авторы, такие как А.Д. Андреева, придают большое значение исследованию и эмоционального компонента отношения к учению [2].
Так как важную роль в изучении отношения к учению играют учебные мотивы, то выделяются следующие особенности старшеклассника, которые способствуют становлению мотивации учения в старшем школьном возрасте [13].
- потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;
- потребность в самопознании себя как человека, оценивание своих возможностей при выборе профессии;
- интерес к разным формам самообразования;
- четко выраженная направленность мотивов и целей;
- устойчивость интересов и мотивов;
- становление целеполагания, развитие способности принимать решения;
- появляется единство процессуальной и результативной сторон в мотивации учения [13].
Негативные особенности мотивации старшеклассника:
- устойчивый интерес к одним предметам в ущерб усвоения других;
- пресыщенность единобразием и рутинностью повседневной жизни школы;
- неудовлетворенность однообразием форм и методов учебных занятий;
- отрицательное отношение к формам контроля со стороны учителя и родителей;
- стремление, в определенной степени, к конформизму[13].
Таким образом, в науке нет единого подхода к определению категории «отношение к учению». Проведенный анализ литературы показывает, что важным для изучения представляется мотивационно-потребностный и эмоциональный компоненты отношения к учению.
Другой важной темой в психологии является понятие «внутренняя картина здоровья»
В психологической литературе приводится несколько определений данного понятия.
Например, Васильева О.С. в своем исследовании приводит следующее определение - «внутренняя картина здоровья» — с одной стороны, совокупность интеллектуальных описаний (представлений) здоровья человека, комплекс эмоциональных переживаний и ощущений, а также его поведенческие реакции, а с другой - как особое отношение к здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию[10].
Внутренняя картина здоровья и отношение к здоровью являются динамическими структурами, постоянно изменяющимися на каждой возрастной ступени под действием накопленного жизненного опыта.
Рассматривая динамику изменений отношения к здоровью Р.А. Березовская, отмечает, что в идеале общая тенденция заключается в том, что осуществляется постепенный сдвиг от нейтрально-внешнего к эмоционально-внутреннему отношению: растет не столько информированность в области здоровья, сколько происходят изменения в ценностно-мотивационной структуре, трансформируется личностный смысл здоровья, актуализируется потребность в его сохранении и поддержании, осознается личная ответственность[6].
Также Р.А. Березовская отмечает, что эмоциональная сфера является наиболее слабо изученной в рамках проблемы психологии здоровья. Это связано, прежде всего, с тем, что нет единого теоретического подхода к данной проблеме, отсутствие достоверных и достаточных знаний о роли эмоциональной сферы в сохранении здоровья, что не позволяет создать полных и надежных, валидных психодиагностических методов, а также сформулировать содержание эмоционального компонента отношения к здоровью и внутренней картины здоровья [6].
Такие авторы как В. Э. Пахальян, И. В. Дубровина в своих работах отмечают, что отношение к здоровью и внутренняя картина здоровья рассматриваются в процессе развития индивида, на каждом возрастном этапе [15;39].
Изучением особенностей внутренней картины здоровья и отношения к здоровью в старшем школьном возрасте занимался В.Э. Пахальян.
Автор пишет о том, что главной особенностью старшего школьного возраста или ранней юности, прежде всего, является ориентацией на будущее, так как главным возрастным новообразованием данного периода является
Пахальян В.Э. отмечает, что внутренняя картина здоровья и отношения к нему все более связывается с самоопределением, выбором профессии и будущей жизни. Профессиональное самоопределение по-разному связано с ценностью здоровья, так как одни профессии предъявляют повышенные требования к здоровью, а другие вообще не учитывают этот компонент профессиональной готовности. Старшеклассник осознает важность здоровья как необходимого условия работоспособности в любом виде деятельности[39].
Данная работа будет посвящена изучению взаимосвязи внутренней картины здоровья и отношения к учению у старшеклассников со сколиозом, обучающихся в условиях образовательно-лечебного комплекса.
Образовательно-лечебный комплекс как учреждение интернатного типа характеризуется тем, что наряду с педагогами большую роль играют врачи. Существует жесткий леченый режим, старшеклассники вместе с процессом обучения совмещают лечение, во время уроков старшеклассники проходят лечебные процедуры. Оторванность от семьи и условия дефицита свободного времени создают большую физическую, умственную и психическую нагрузку[40].
Актуальность работы состоит в том, что внутренняя картина здоровья достаточно хорошо изучена у взрослых, и менее исследована в подростковом и старшем школьном возрасте. Также существует теоретическое положение о том, что для личности с высоким уровнем отношения к собственному здоровью характерны оптимальность организации и протекания жизненного процесса, общая результативность жизни, жизненная самореализация личности, то есть преобладает преимущественно положительный эмоциональный тонус, чувство единства со всеми сферами своей жизни. В старшем школьном возрасте внутренняя картина здоровья и отношение к учению тесно связаны с проблемой личностной и профессиональной самореализации, так как выбор профессии считается ключевым этапом личностного и профессионального
самоопределения в данном возрастном периоде. Старшеклассник рассматривает учебную деятельность, здоровье как ресурс, как базу профессиональной деятельности. Именно в старшем школьном возрасте впервые появляется сознательное отношение к учению [26].
В связи с этим представляется интерес в изучении внутренней картины здоровья у старшеклассников со сколиозом, а так же изучении его связи с отношением к учению в данном возрастном периоде.
Цель исследования: изучить взаимосвязь внутренней картины здоровья и отношения к учению у старшеклассников со сколиозом.
Исследовательский вопрос: связали уровень сформированности эмоционального компонента внутренней картины здоровья и тип эмоционального отношения к учению у старшеклассников со сколиозом?
Объект исследования: старшеклассники со сколиозом, учащиеся 9-11 классов в возрасте 15-17 лет.
Предмет исследования:внутренняя картина здоровья и отношение к учению у старшеклассников со сколиозом.
Гипотезы исследования:
а) Старшеклассники, у которых сформирован высокий уровень эмоционального компонента внутренней картины здоровья, будут иметь позитивное эмоциональное отношение к учению.
б) Старшеклассники, у которых сформирован средний уровень эмоционального компонента внутренней картины здоровья, будут иметь диффузное эмоциональное отношение к учению.
в) Старшеклассники, у которых сформирован низкий уровень эмоционального компонента внутренней картины здоровья, будут иметь негативное эмоциональное отношение к учению.
В исследовании приняли участие старшеклассников со сколиозом в возрасте 15-17 лет.
Задачи исследования:
Теоретические:
а) Провести анализ представлений понятия «внутренняя картина здоровья», «отношение к здоровью».
б) Изучить эмоциональный, когнитивный, поведенческий, ценностно-мотивационный компонент внутренней картины здоровья.
в) Провести анализ представлений понятия «отношение к учению»
г) Провести анализ особенностей внутренней картины здоровья и отношения к учению у старшеклассников со сколиозом.
Эмпирические:
а) Подобрать методики и создать инструмент для проведения исследования.
б) Подобрать группу респондентов для проведения исследования.
в) Провести исследование внутренней картины здоровья у старшеклассников со сколиозом.
г) Провести исследование отношения к учению у старшеклассников со сколиозом.
д) Проанализировать и проинтерпретировать полученные данные.
е) Сформулировать выводы исследования.
Для проверки гипотез исследования выбраны следующие методы и методики:
- Опросник «Отношение к здоровью» Автор: Р.А. Березовская.
- «Опросник для изучения эмоционального отношения к учению» Автор: А.Д. Андреева.
- Методы математической статистики (Коэффициент ранговой корреляции Спирмена)
Этапы исследования:
На первом этапе проведение исследования эмоционального компонента внутренней картины здоровья у старшеклассников со сколиозом с помощью опросника «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской.
Полученные данные будут ранжироваться на высокий, средний и низкий уровень сформированности эмоционального компонента внутренней картины здоровья.
На втором этапе проведение исследования отношения к учению у старшеклассников со сколиозом с помощью «Опросника для изучения эмоционального отношения к учению А.Д. Андреевой».
Результаты, полученные на данном этапе, будут ранжироваться на негативное, диффузное и положительное отношение к учению.
На третьем этапе данные, полученные по двум методикам, подвергаются обработке с использованием методов математической статистики (Коэффициент ранговой корреляции Спирмена)
Важность исследования данных категорий, как отмечает Л.И.Божович, определяется местом и ролью системы отношений личности, рассматриваемой как совокупность мотивационных тенденций личности и связанных с ней эмоциональных переживаний, так как стержнем возрастных изменений личности ребенка являются изменения, которые претерпевает его аффективно- потребностная сфера [8].
Многие зарубежные и отечественные авторы занимались проблемой изучения отношения к учению. Такие исследователи как И.Ю.Кулагина, А.К.Маркова, Л.И. Божович, определяли содержание категории отношение к учению, в первую очередь, как совокупность учебных мотивов[26; 28;8].
Помимо изучения мотивационно-потребностного компонента в отношении к учению, некоторые авторы, такие как А.Д. Андреева, придают большое значение исследованию и эмоционального компонента отношения к учению [2].
Так как важную роль в изучении отношения к учению играют учебные мотивы, то выделяются следующие особенности старшеклассника, которые способствуют становлению мотивации учения в старшем школьном возрасте [13].
- потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;
- потребность в самопознании себя как человека, оценивание своих возможностей при выборе профессии;
- интерес к разным формам самообразования;
- четко выраженная направленность мотивов и целей;
- устойчивость интересов и мотивов;
- становление целеполагания, развитие способности принимать решения;
- появляется единство процессуальной и результативной сторон в мотивации учения [13].
Негативные особенности мотивации старшеклассника:
- устойчивый интерес к одним предметам в ущерб усвоения других;
- пресыщенность единобразием и рутинностью повседневной жизни школы;
- неудовлетворенность однообразием форм и методов учебных занятий;
- отрицательное отношение к формам контроля со стороны учителя и родителей;
- стремление, в определенной степени, к конформизму[13].
Таким образом, в науке нет единого подхода к определению категории «отношение к учению». Проведенный анализ литературы показывает, что важным для изучения представляется мотивационно-потребностный и эмоциональный компоненты отношения к учению.
Другой важной темой в психологии является понятие «внутренняя картина здоровья»
В психологической литературе приводится несколько определений данного понятия.
Например, Васильева О.С. в своем исследовании приводит следующее определение - «внутренняя картина здоровья» — с одной стороны, совокупность интеллектуальных описаний (представлений) здоровья человека, комплекс эмоциональных переживаний и ощущений, а также его поведенческие реакции, а с другой - как особое отношение к здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию[10].
Внутренняя картина здоровья и отношение к здоровью являются динамическими структурами, постоянно изменяющимися на каждой возрастной ступени под действием накопленного жизненного опыта.
Рассматривая динамику изменений отношения к здоровью Р.А. Березовская, отмечает, что в идеале общая тенденция заключается в том, что осуществляется постепенный сдвиг от нейтрально-внешнего к эмоционально-внутреннему отношению: растет не столько информированность в области здоровья, сколько происходят изменения в ценностно-мотивационной структуре, трансформируется личностный смысл здоровья, актуализируется потребность в его сохранении и поддержании, осознается личная ответственность[6].
Также Р.А. Березовская отмечает, что эмоциональная сфера является наиболее слабо изученной в рамках проблемы психологии здоровья. Это связано, прежде всего, с тем, что нет единого теоретического подхода к данной проблеме, отсутствие достоверных и достаточных знаний о роли эмоциональной сферы в сохранении здоровья, что не позволяет создать полных и надежных, валидных психодиагностических методов, а также сформулировать содержание эмоционального компонента отношения к здоровью и внутренней картины здоровья [6].
Такие авторы как В. Э. Пахальян, И. В. Дубровина в своих работах отмечают, что отношение к здоровью и внутренняя картина здоровья рассматриваются в процессе развития индивида, на каждом возрастном этапе [15;39].
Изучением особенностей внутренней картины здоровья и отношения к здоровью в старшем школьном возрасте занимался В.Э. Пахальян.
Автор пишет о том, что главной особенностью старшего школьного возраста или ранней юности, прежде всего, является ориентацией на будущее, так как главным возрастным новообразованием данного периода является
Пахальян В.Э. отмечает, что внутренняя картина здоровья и отношения к нему все более связывается с самоопределением, выбором профессии и будущей жизни. Профессиональное самоопределение по-разному связано с ценностью здоровья, так как одни профессии предъявляют повышенные требования к здоровью, а другие вообще не учитывают этот компонент профессиональной готовности. Старшеклассник осознает важность здоровья как необходимого условия работоспособности в любом виде деятельности[39].
Данная работа будет посвящена изучению взаимосвязи внутренней картины здоровья и отношения к учению у старшеклассников со сколиозом, обучающихся в условиях образовательно-лечебного комплекса.
Образовательно-лечебный комплекс как учреждение интернатного типа характеризуется тем, что наряду с педагогами большую роль играют врачи. Существует жесткий леченый режим, старшеклассники вместе с процессом обучения совмещают лечение, во время уроков старшеклассники проходят лечебные процедуры. Оторванность от семьи и условия дефицита свободного времени создают большую физическую, умственную и психическую нагрузку[40].
Актуальность работы состоит в том, что внутренняя картина здоровья достаточно хорошо изучена у взрослых, и менее исследована в подростковом и старшем школьном возрасте. Также существует теоретическое положение о том, что для личности с высоким уровнем отношения к собственному здоровью характерны оптимальность организации и протекания жизненного процесса, общая результативность жизни, жизненная самореализация личности, то есть преобладает преимущественно положительный эмоциональный тонус, чувство единства со всеми сферами своей жизни. В старшем школьном возрасте внутренняя картина здоровья и отношение к учению тесно связаны с проблемой личностной и профессиональной самореализации, так как выбор профессии считается ключевым этапом личностного и профессионального
самоопределения в данном возрастном периоде. Старшеклассник рассматривает учебную деятельность, здоровье как ресурс, как базу профессиональной деятельности. Именно в старшем школьном возрасте впервые появляется сознательное отношение к учению [26].
В связи с этим представляется интерес в изучении внутренней картины здоровья у старшеклассников со сколиозом, а так же изучении его связи с отношением к учению в данном возрастном периоде.
Цель исследования: изучить взаимосвязь внутренней картины здоровья и отношения к учению у старшеклассников со сколиозом.
Исследовательский вопрос: связали уровень сформированности эмоционального компонента внутренней картины здоровья и тип эмоционального отношения к учению у старшеклассников со сколиозом?
Объект исследования: старшеклассники со сколиозом, учащиеся 9-11 классов в возрасте 15-17 лет.
Предмет исследования:внутренняя картина здоровья и отношение к учению у старшеклассников со сколиозом.
Гипотезы исследования:
а) Старшеклассники, у которых сформирован высокий уровень эмоционального компонента внутренней картины здоровья, будут иметь позитивное эмоциональное отношение к учению.
б) Старшеклассники, у которых сформирован средний уровень эмоционального компонента внутренней картины здоровья, будут иметь диффузное эмоциональное отношение к учению.
в) Старшеклассники, у которых сформирован низкий уровень эмоционального компонента внутренней картины здоровья, будут иметь негативное эмоциональное отношение к учению.
В исследовании приняли участие старшеклассников со сколиозом в возрасте 15-17 лет.
Задачи исследования:
Теоретические:
а) Провести анализ представлений понятия «внутренняя картина здоровья», «отношение к здоровью».
б) Изучить эмоциональный, когнитивный, поведенческий, ценностно-мотивационный компонент внутренней картины здоровья.
в) Провести анализ представлений понятия «отношение к учению»
г) Провести анализ особенностей внутренней картины здоровья и отношения к учению у старшеклассников со сколиозом.
Эмпирические:
а) Подобрать методики и создать инструмент для проведения исследования.
б) Подобрать группу респондентов для проведения исследования.
в) Провести исследование внутренней картины здоровья у старшеклассников со сколиозом.
г) Провести исследование отношения к учению у старшеклассников со сколиозом.
д) Проанализировать и проинтерпретировать полученные данные.
е) Сформулировать выводы исследования.
Для проверки гипотез исследования выбраны следующие методы и методики:
- Опросник «Отношение к здоровью» Автор: Р.А. Березовская.
- «Опросник для изучения эмоционального отношения к учению» Автор: А.Д. Андреева.
- Методы математической статистики (Коэффициент ранговой корреляции Спирмена)
Этапы исследования:
На первом этапе проведение исследования эмоционального компонента внутренней картины здоровья у старшеклассников со сколиозом с помощью опросника «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской.
Полученные данные будут ранжироваться на высокий, средний и низкий уровень сформированности эмоционального компонента внутренней картины здоровья.
На втором этапе проведение исследования отношения к учению у старшеклассников со сколиозом с помощью «Опросника для изучения эмоционального отношения к учению А.Д. Андреевой».
Результаты, полученные на данном этапе, будут ранжироваться на негативное, диффузное и положительное отношение к учению.
На третьем этапе данные, полученные по двум методикам, подвергаются обработке с использованием методов математической статистики (Коэффициент ранговой корреляции Спирмена)
Данная исследовательская работа посвящена изучению взаимосвязи внутренней картины здоровья и отношения к учению у старшеклассников со сколиозом, и в частности, исследованию связи уровня сформированности эмоционального компонента внутренней картины здоровья и типа эмоционального отношения к учению у старшеклассников со сколиозом.
Проведение теоретического анализа литературы по данной проблеме показало, что «здоровье» - это сложное интегральное образование, проявляющиеся на всех уровнях организации человека. Психологические аспекты здоровья описывают такие понятия как «внутренняя картина здоровья» и «отношение к здоровью».
Отношение человека к своему здоровью образует психологическое ядро здоровой личности. Формирование внутренней картины здоровья,прежде всего, происходит в условиях образования, где параллельно получению знаний формируется мировоззрение, отношение к жизни в целом и отношение к собственному здоровью.
Изучение теоретического материала в рамках данного исследования показало, что отношение к учению и внутренняя картина здоровья являются сложными динамическими структурными образования, которые изменяются в процессе накопления жизненного опыта, то есть имеют специфику на каждом возрастном этапе. Так же стоит отметить, что наличие соматического заболевания напрямую сказывается на процессе формирования отношения к здоровью и отношения к учению.
Проведенное эмпирическое исследование позволило сделать вывод о том, что между уровнем сформированнности эмоционального компонента внутренней картины здоровья и типом эмоционального отношения к учению существует статистически значимая связь.
Проведение теоретического анализа литературы по данной проблеме показало, что «здоровье» - это сложное интегральное образование, проявляющиеся на всех уровнях организации человека. Психологические аспекты здоровья описывают такие понятия как «внутренняя картина здоровья» и «отношение к здоровью».
Отношение человека к своему здоровью образует психологическое ядро здоровой личности. Формирование внутренней картины здоровья,прежде всего, происходит в условиях образования, где параллельно получению знаний формируется мировоззрение, отношение к жизни в целом и отношение к собственному здоровью.
Изучение теоретического материала в рамках данного исследования показало, что отношение к учению и внутренняя картина здоровья являются сложными динамическими структурными образования, которые изменяются в процессе накопления жизненного опыта, то есть имеют специфику на каждом возрастном этапе. Так же стоит отметить, что наличие соматического заболевания напрямую сказывается на процессе формирования отношения к здоровью и отношения к учению.
Проведенное эмпирическое исследование позволило сделать вывод о том, что между уровнем сформированнности эмоционального компонента внутренней картины здоровья и типом эмоционального отношения к учению существует статистически значимая связь.



