Введение 3
1 Теоретический анализ понятий «внутренняя картина здоровья», «отношение к здоровью» 10
1.1 Анализ представлений о понятии «здоровье» в научной литературе 10
1.2 Понятия «внутренняя картина здоровья», «отношение к здоровью» в психологических исследованиях 14
1.3 Факторы, влияющие на процесс формирования внутренней картины
здоровья и отношения к здоровью 18
1.4 Характеристика «внутренней картины здоровья» и «отношения к
здоровью» у старшеклассников со сколиозом в научной психологической литературе 22
2 Отношение к учению, как предмет психологического исследования 26
2.1 Теоретический анализ понятия «отношение к учению» 26
2.2 Особенности отношения к учению у старшеклассников со сколиозом... 29
3 Эмпирическое исследование взаимосвязи внутренней картины здоровья и
отношения к учению у старшеклассников со сколиозом 33
3.1 Отбор респондентов исследования 33
3.2 Подбор методик исследования 34
3.3 Результаты и интерпретация результатов исследования 37
3.4 Выводы исследования 45
Заключение 48
Список используемых источников 49
Приложение А 54
Приложение Б 59
Приложение В 67
Внутренняя картина здоровья и отношение к учению являются важными темами в психологии. Категория «отношение» наиболее глубоко разработана в концепции В.Н. Мясищева, который определяет отношение как избирательную, осознанную связь человека со значимым для него объектом, как потенциал психической реакции личности в связи с каким-либо предметом, процессом или фактором действительности. В.Н. Мясищев подчёркивает обусловленность характера отношений личности, как её индивидуальным жизненным опытом, так и влиянием общественно-исторического опыта [33].
Важность исследования данных категорий, как отмечает Л.И.Божович, определяется местом и ролью системы отношений личности, рассматриваемой как совокупность мотивационных тенденций личности и связанных с ней эмоциональных переживаний, так как стержнем возрастных изменений личности ребенка являются изменения, которые претерпевает его аффективно- потребностная сфера [8].
Многие зарубежные и отечественные авторы занимались проблемой изучения отношения к учению. Такие исследователи как И.Ю.Кулагина, А.К.Маркова, Л.И. Божович, определяли содержание категории отношение к учению, в первую очередь, как совокупность учебных мотивов[26; 28;8].
Помимо изучения мотивационно-потребностного компонента в отношении к учению, некоторые авторы, такие как А.Д. Андреева, придают большое значение исследованию и эмоционального компонента отношения к учению [2].
Так как важную роль в изучении отношения к учению играют учебные мотивы, то выделяются следующие особенности старшеклассника, которые способствуют становлению мотивации учения в старшем школьном возрасте [13].
- потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;
- потребность в самопознании себя как человека, оценивание своих возможностей при выборе профессии;
- интерес к разным формам самообразования;
- четко выраженная направленность мотивов и целей;
- устойчивость интересов и мотивов;
- становление целеполагания, развитие способности принимать решения;
- появляется единство процессуальной и результативной сторон в мотивации учения [13].
Негативные особенности мотивации старшеклассника:
- устойчивый интерес к одним предметам в ущерб усвоения других;
- пресыщенность единобразием и рутинностью повседневной жизни школы;
- неудовлетворенность однообразием форм и методов учебных занятий;
- отрицательное отношение к формам контроля со стороны учителя и родителей;
- стремление, в определенной степени, к конформизму[13].
Таким образом, в науке нет единого подхода к определению категории «отношение к учению». Проведенный анализ литературы показывает, что важным для изучения представляется мотивационно-потребностный и эмоциональный компоненты отношения к учению.
Другой важной темой в психологии является понятие «внутренняя картина здоровья»
В психологической литературе приводится несколько определений данного понятия.
Например, Васильева О.С. в своем исследовании приводит следующее определение - «внутренняя картина здоровья» — с одной стороны, совокупность интеллектуальных описаний (представлений) здоровья человека, комплекс эмоциональных переживаний и ощущений, а также его поведенческие реакции, а с другой - как особое отношение к здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию[10].
Внутренняя картина здоровья и отношение к здоровью являются динамическими структурами, постоянно изменяющимися на каждой возрастной ступени под действием накопленного жизненного опыта.
Рассматривая динамику изменений отношения к здоровью Р.А. Березовская, отмечает, что в идеале общая тенденция заключается в том, что осуществляется постепенный сдвиг от нейтрально-внешнего к эмоционально-внутреннему отношению: растет не столько информированность в области здоровья, сколько происходят изменения в ценностно-мотивационной структуре, трансформируется личностный смысл здоровья, актуализируется потребность в его сохранении и поддержании, осознается личная ответственность[6].
Также Р.А. Березовская отмечает, что эмоциональная сфера является наиболее слабо изученной в рамках проблемы психологии здоровья. Это связано, прежде всего, с тем, что нет единого теоретического подхода к данной проблеме, отсутствие достоверных и достаточных знаний о роли эмоциональной сферы в сохранении здоровья, что не позволяет создать полных и надежных, валидных психодиагностических методов, а также сформулировать содержание эмоционального компонента отношения к здоровью и внутренней картины здоровья [6].
Такие авторы как В. Э. Пахальян, И. В. Дубровина в своих работах отмечают, что отношение к здоровью и внутренняя картина здоровья рассматриваются в процессе развития индивида, на каждом возрастном этапе [15;39].
Изучением особенностей внутренней картины здоровья и отношения к здоровью в старшем школьном возрасте занимался В.Э. Пахальян.
Автор пишет о том, что главной особенностью старшего школьного возраста или ранней юности, прежде всего, является ориентацией на будущее, так как главным возрастным новообразованием данного периода является
Пахальян В.Э. отмечает, что внутренняя картина здоровья и отношения к нему все более связывается с самоопределением, выбором профессии и будущей жизни. Профессиональное самоопределение по-разному связано с ценностью здоровья, так как одни профессии предъявляют повышенные требования к здоровью, а другие вообще не учитывают этот компонент профессиональной готовности. Старшеклассник осознает важность здоровья как необходимого условия работоспособности в любом виде деятельности[39].
Данная работа будет посвящена изучению взаимосвязи внутренней картины здоровья и отношения к учению у старшеклассников со сколиозом, обучающихся в условиях образовательно-лечебного комплекса.
Образовательно-лечебный комплекс как учреждение интернатного типа характеризуется тем, что наряду с педагогами большую роль играют врачи. Существует жесткий леченый режим, старшеклассники вместе с процессом обучения совмещают лечение, во время уроков старшеклассники проходят лечебные процедуры. Оторванность от семьи и условия дефицита свободного времени создают большую физическую, умственную и психическую нагрузку[40].
Актуальность работы состоит в том, что внутренняя картина здоровья достаточно хорошо изучена у взрослых, и менее исследована в подростковом и старшем школьном возрасте. Также существует теоретическое положение о том, что для личности с высоким уровнем отношения к собственному здоровью характерны оптимальность организации и протекания жизненного процесса, общая результативность жизни, жизненная самореализация личности, то есть преобладает преимущественно положительный эмоциональный тонус, чувство единства со всеми сферами своей жизни. В старшем школьном возрасте внутренняя картина здоровья и отношение к учению тесно связаны с проблемой личностной и профессиональной самореализации, так как выбор профессии считается ключевым этапом личностного и профессионального
самоопределения в данном возрастном периоде. Старшеклассник рассматривает учебную деятельность, здоровье как ресурс, как базу профессиональной деятельности. Именно в старшем школьном возрасте впервые появляется сознательное отношение к учению [26].
В связи с этим представляется интерес в изучении внутренней картины здоровья у старшеклассников со сколиозом, а так же изучении его связи с отношением к учению в данном возрастном периоде.
Цель исследования: изучить взаимосвязь внутренней картины здоровья и отношения к учению у старшеклассников со сколиозом.
Исследовательский вопрос: связали уровень сформированности эмоционального компонента внутренней картины здоровья и тип эмоционального отношения к учению у старшеклассников со сколиозом?
Объект исследования: старшеклассники со сколиозом, учащиеся 9-11 классов в возрасте 15-17 лет.
Предмет исследования:внутренняя картина здоровья и отношение к учению у старшеклассников со сколиозом.
Гипотезы исследования:
а) Старшеклассники, у которых сформирован высокий уровень эмоционального компонента внутренней картины здоровья, будут иметь позитивное эмоциональное отношение к учению.
б) Старшеклассники, у которых сформирован средний уровень эмоционального компонента внутренней картины здоровья, будут иметь диффузное эмоциональное отношение к учению.
в) Старшеклассники, у которых сформирован низкий уровень эмоционального компонента внутренней картины здоровья, будут иметь негативное эмоциональное отношение к учению.
В исследовании приняли участие старшеклассников со сколиозом в возрасте 15-17 лет.
Задачи исследования:
Теоретические:
а) Провести анализ представлений понятия «внутренняя картина здоровья», «отношение к здоровью».
б) Изучить эмоциональный, когнитивный, поведенческий, ценностно-мотивационный компонент внутренней картины здоровья.
в) Провести анализ представлений понятия «отношение к учению»
г) Провести анализ особенностей внутренней картины здоровья и отношения к учению у старшеклассников со сколиозом.
Эмпирические:
а) Подобрать методики и создать инструмент для проведения исследования.
б) Подобрать группу респондентов для проведения исследования.
в) Провести исследование внутренней картины здоровья у старшеклассников со сколиозом.
г) Провести исследование отношения к учению у старшеклассников со сколиозом.
д) Проанализировать и проинтерпретировать полученные данные.
е) Сформулировать выводы исследования.
Для проверки гипотез исследования выбраны следующие методы и методики:
- Опросник «Отношение к здоровью» Автор: Р.А. Березовская.
- «Опросник для изучения эмоционального отношения к учению» Автор: А.Д. Андреева.
- Методы математической статистики (Коэффициент ранговой корреляции Спирмена)
Этапы исследования:
На первом этапе проведение исследования эмоционального компонента внутренней картины здоровья у старшеклассников со сколиозом с помощью опросника «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской.
Полученные данные будут ранжироваться на высокий, средний и низкий уровень сформированности эмоционального компонента внутренней картины здоровья.
На втором этапе проведение исследования отношения к учению у старшеклассников со сколиозом с помощью «Опросника для изучения эмоционального отношения к учению А.Д. Андреевой».
Результаты, полученные на данном этапе, будут ранжироваться на негативное, диффузное и положительное отношение к учению.
На третьем этапе данные, полученные по двум методикам, подвергаются обработке с использованием методов математической статистики (Коэффициент ранговой корреляции Спирмена)
Данная исследовательская работа посвящена изучению взаимосвязи внутренней картины здоровья и отношения к учению у старшеклассников со сколиозом, и в частности, исследованию связи уровня сформированности эмоционального компонента внутренней картины здоровья и типа эмоционального отношения к учению у старшеклассников со сколиозом.
Проведение теоретического анализа литературы по данной проблеме показало, что «здоровье» - это сложное интегральное образование, проявляющиеся на всех уровнях организации человека. Психологические аспекты здоровья описывают такие понятия как «внутренняя картина здоровья» и «отношение к здоровью».
Отношение человека к своему здоровью образует психологическое ядро здоровой личности. Формирование внутренней картины здоровья,прежде всего, происходит в условиях образования, где параллельно получению знаний формируется мировоззрение, отношение к жизни в целом и отношение к собственному здоровью.
Изучение теоретического материала в рамках данного исследования показало, что отношение к учению и внутренняя картина здоровья являются сложными динамическими структурными образования, которые изменяются в процессе накопления жизненного опыта, то есть имеют специфику на каждом возрастном этапе. Так же стоит отметить, что наличие соматического заболевания напрямую сказывается на процессе формирования отношения к здоровью и отношения к учению.
Проведенное эмпирическое исследование позволило сделать вывод о том, что между уровнем сформированнности эмоционального компонента внутренней картины здоровья и типом эмоционального отношения к учению существует статистически значимая связь.
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания : учебник / Б.Г. Ананьев. -Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 288 с.
2. Андреева, А.Д. Особенности отношения к учению подростков и старших школьников : автореферат дис. ... канд. психолог.наук / Алла Дамировна Андреева. - Москва, 1989. - 20 с.
3. Андреева, А.Д. Опросник для изучения эмоционального отношения к учению. [Электронный ресурс]// Гуманитарно-правовой портал «PSYERA». - Режим доступа: http://www.psyera.ru
4. Башманова, Е.Л. Разработка модели отношения школьников к учению и школе: типология, структура[Электронный ресурс] / Е.Л. Башманова// Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2009. - № 3. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru
5. Белинская, Т. В. Психологические составляющие развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического ВУЗа :дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07/ Татьяна Владимировна Белинская. - Калуга,2005.
- 174с.
6. Березовская, Р.А. Исследования отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии/ Р. А. Березовская // Вестник СПбГУ Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2011. - №1. - С. 221-226.
7. Березовская Р.А., Опросник «Отношение к здоровью» [Электронный ресурс] / Р. А. Березовская // Файловый архив для студентов «Stydfiles». - Режим доступа: http://www.studfiles.ru
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование / Л.И. Божович. - Москва: Просвещение, 1968.-294с.
9. Бодалев, А.А. Психология о личности: монография / А.А. Бодалев. - Москва :Книга, 2005. - 364 с.
10. Васильева, О.С. Экспериментальное исследование внутренней картины здоровья в юношеском возрасте/ О.С. Васильева // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. - Т. 69, №14. - С.316¬324.
11. Васильева, О.С., Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учебное пособие для вузов / О. С. Васильева, Ф.Р. Филатов. — Москва: Академия, 2001. - 352с.
12. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций: монография / Л.С. Выготский. - Москва : АПН РСФСР, 1960. - 434с.
13. Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности: учебное пособие/ О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. - Калининград :Калининградский университет, 2000. - 572 с.
14. Давыдов, В.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник/B.В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон; под ред. А. В. Петровского. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва : Просвещение, 1979. - 287с.
15. Дубровина, И. В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И.В. Дубровина. - Москва: Академия, 1995. - 168 с.
16. Жукова, Н.А. Исследование эмоционально-ценностного отношения школьников к учению/ Н.А. Жукова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №60. - С. 378-381.
17. Зимняя, И. А. Воспитание - проблема современного образования в России /И.А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Н. А Морозова. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 82с.
18. Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека/ А.Я. Иванюшкин// Вестник АМН СССР. - 1982. - №4.C. 29-33.
19. Ильясов, И.И. Структура процесса учения : монография / И.И. Ильясов.- Москва : МГУ,1986. - 197 с.
20. Кабаева, В.М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков :автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Кабаева Валентина Михайловна. - Москва, 2002.-31 с.
21. Каган, В.Е. Внутренняя картина здоровья и соматические заболевания у детей / В.Е. Каган // Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов Всесоюзной конференции.-Москва, 1986. - №18 - С. 74-75.
22. Колесов, Д.В. Здоровье через образование / Д.В. Колесов // Биология в школе — 2000. — №2.- С. 20-22.
23. Кон, И.С. Психология ранней юности : хрестоматия / И.С. Кон. - Москва: Просвещение, 1989.- 192с.
24. Корытова, Г.С. Внутренняя картина здоровья и социальные представления о нем студентов педагогического вуза / Г.С. Корытова // Сибирский психологический журнал. - 2012 - №46. - С. 131 - 143.
25. Крутетский, В. А. Психология подростка / В.А. Крутетский,Н. СЛукин. - Москва : Просвещение, 1965. - 314 с.
26. Кулагина, И.Ю. Мотивация учения у первоклассников с разным уровнем обучаемости / И.Ю. Кулагина // Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. Сб. научн. тр. — Москва, 1979. - С. 96 - 103.
27. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Ю.П. Лисицын. - Москва:ГЭОТАР-МЕД, 2002. - 520с.
28. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : учебное пособие / А. К. Маркова. - Москва: Просвещение, 1983. - 96 с.
29. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие / М.В. Матюхина; под ред. М. В. Гамезо. - Москва: Просвещение, 1984. - 256 с.
30. Медицинская служба [Электронный ресурс] // МБОУ «Средняя школа-интернат №1имени В.П. Синякова» [сайт]. - Режим доступа: http://school-int.kob.ru
31. Меньш, Е. А. Факторы, влияющие на формирование ценностного отношения студентов к здоровью [Электронный ресурс]/ Е.А. Меньш// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. — Уфа,2012. - Режим доступа: http://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2507/
32. Миронова, Е.В. Теоретический подход к определению понятий здоровье и здорового образа жизни / Е.В. Миронова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - Пенза, 2006. - №5. - С. 128 - 133.
33. Мясищев, В.Н. Психология отношений : избранные психологические труды / В.Н. Мясищев; под ред. А.А. Бодалева. - Москва : МОДЭК, 1995. - 356с.
34. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учебное пособие / А.Д. Наследов. - Санкт-Петербург: Речь, 2004. - 392с.
35. Некрасова, Т.А. Социально-психологические факторы отношения человека к своему здоровью / Т.А. Некрасова // Сервис Plus. - 2010. - №1. - С. 84 - 88.
36. Никифоров, Г. С. Психология здоровья : учебник для вузов / Г.С. Никифоров. — Санкт-Петербург :Питер, 2006. — 607 с.
37. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. - Москва:Юрайт, 2013. - 460с.
38. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под.ред. Л.И.Скворцова. - Изд. 25-е. - Москва :Мир и образование, 2006. - 976 с.
39. Пахальян, В.Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей / В.Э. Пахальян // Прикладная психология.- 2002. - №5-6.-С.83-94.
40. Потапова, Е.В. Психологическое сопровождение личности в особых условиях жизнедеятельности как гуманитарная проблема / Е.В. Потапова, В.С. Нургалеев // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 12. - С. 342-349.
41. Решетников, А.В. Здоровье как предмет изучения и социологии медицины : учебное пособие / А.В. Решетников, О.А. Шаповалова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 64 с.
42. Руслякова, Е.Е. Отношение к здоровью и внутренняя картина здоровья школьников [Электронный ресурс]// Интернет-журнал «Мир науки». - 2015. - №3. - Режим gостуnа:http://www.mir-nauki.com
43. Сухомлинова, Е.Н. Формирование ценностного отношения к здоровью у старших школьников: автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.07 / Сухомлинова Елена Николаевна. - Сочи, 2012. - 24 с.
44. Устав Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]:электронный фонд правовой и нормативно-технической документации // Консорциум кодекс. - Режим доступа: http://www.docs.cntd.ru
45. Щуркова, Н. Е. Новое воспитание / Н. Е. Щуркова.-Москва : Педагогическое сообщество,2000. - 128 с.