ВВЕДЕНИЕ 5
1 Особенности и тенденции рынка радиовещания 7
1.1 Тенденции развития и особенности рынка радиовещания в России 7
1.2 Конъюнктурный анализ рынка радиовещания в г. Красноярске 24
2 Оценка потенциала выхода ООО «ИНКО» на рынок города Красноярска. 38
2.1 Анализ конкурентной среды и оценка потребительских предпочтений города Красноярска 38
2.2 Оценка влияния XXIX всемирной зимней Универсиады на рынок радио и использование этого влияния при разработке системы позиционирования радиостанции 47
3 Разработка стратегии выхода ООО «ИНКО» на рынок радиовещания города Красноярска 60
3.1 Формирование целей и стратегии выхода ООО «ИНКО» на рынок города Красноярска 60
3.2 Оценка эффективности предложенной стратегии 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
Средства массовой информации - это мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом.
Радио - это специфичное и уникальное средство массовой коммуникации. Главным инструментом его воздействия на аудиторию является сила «живого слова» - нередко более убедительная, чем иные визуальные образы, создаваемые другими СМИ. Безусловно, радио трудно соперничать с безграничными возможностями телевидения, но целый ряд бесспорных преимуществ, свойственных этому СМИ, является весомым аргументом для его значимости в жизни людей и дальнейшего развития.
Рынок радиовещания является достаточно интересным для исследования, поскольку отличается агрессивной конкуренцией, имеет 2 вида потребителей, одновременно выступая на рынках B2B и B2C.
Рынок радиовещания города Красноярска на данный момент находится в состоянии стагнации. Но проведение XXIX Всемирной зимней Универсиады может подарить уникальную возможность найти свободную нишу и выйти на рынок Красноярска.
Целью данной работы является исследование состояния рынка радиовещания в г. Красноярске, а также разработка стратегии выхода на рынок ООО «ИНКО».
Задачи:
1) Исследовать особенности и тенденции рынка радиовещания.
2) Провести анализ конкурентной среды и оценку потребительских предпочтений города Красноярска.
3) Дать оценку возможностей ООО «ИНКО» на рынке города Красноярска.
4) Разработать стратегию выхода ООО «ИНКО» на рынок радиовещания города Красноярска.
5) Дать оценку эффективности предложенной стратегии.
В работе будет проведено исследование рынка радиовещания России и г. Красноярска в период с 2014 по 2017 год. При изучении рынка будет использоваться конъюнктурный и маркетинговый анализ, а также методики PEST и SWOT анализа, комплекс «маркетинг-микс».
В данной работе был рассмотрен рынок радиовещания в масштабах страны и города Красноярска. Анализ рынка радиовещания города Красноярска позволил нам сформировать стратегию выхода компании ООО «ИНКО» на данный рынок.
В ходе написания работы, были выполнены следующие задачи:
- Исследованы особенности и тенденции рынка радиовещания России;
- Проведен анализ конкурентной среды и оценка потребительских предпочтений на рынке радиовещания в городе Красноярске;
- Дана оценка возможностей ООО «ИНКО» на рынке города Красноярска;
- Разработана стратегия выхода ООО «ИНКО» на рынок радиовещания города Красноярска;
- Дана оценка эффективности предложенной стратегии.
На современном этапе для рынка радиовещания ключевое значение имеет технологический фактор, а наибольшую угрозу представляет экономический фактор. Отрицательное влияние на финансовый результат могут оказывать такие факторы, как повышение курса валют, экономический кризис и снижение покупательской способности.
Среди технологических факторов особое внимание следует уделить развитию методов получения сигнала и новым технологиям на рынке оборудования. Техническая составляющая рынка радиовещания постоянно находится в развитии.
Рынок радиовещания занимает 4% от объема медиарынка и отличается агрессивной конкуренцией по причине присутствия большого количества игроков на рынке. В данной работе рассмотрен рынок радиовещания в целом, а также сегмент региональных и сетевых радиостанций.
Рынок радиовещания работает одновременно на рынках В2В и В2С.
Для вычисления основных экономических показателей рынка используется его В2В сегмент, а именно - рынок радиорекламы. За счет анализа показателей объема радиорекламы, мы выяснили, что рынок радиовещания отличается стабильным, но медленным ростом. В частности, в 2016 году рынок радиовещания показал рост на 6% в сравнении с показателями предыдущего года.
На рынке Красноярска осуществляют свою деятельность 24 радиостанции. По данным TNS, лидерами на рынке являются следующие радиостанции:
- Европа Плюс - 18,05%;
- Радио Дача - 17,24%;
- Радио ENERGY - 14,58%.
По состоянию на конец 2016г., объем рекламного рынка в сегменте радиовещания в Красноярске составил 199 млн. руб., показав рост на 7,6% по сравнению с предыдущим годом.
С помощью опроса, были определены критерии, которыми слушатели пользуются при выборе той или иной радиостанции. Основные критерии, выделенные респондентами:
- Музыкальное наполнение
- Новости в эфире
- Отсутствие диджеев в эфире
В пункте 2.1 была найдена свободная ниша на рынке радиовещания в городе Красноярске, на основании чего был предложен запуск спортивной радиостанции с собственным 24-часовым эфирным программированием, осуществляющей музыкально-информационное радиовещание. В качестве основных конкурентов данной радиостанции выделены: «Авторитетное радио» и «Спорт FM».
В пункте 2.1 рассмотрены возможности радиостанций в условиях проведения XXIX всемирной зимней Универсиады. Исходя из опыта рекламного рынка Казани, в период зимней Универсиады 2019, ожидается рост рекламного рынка Красноярска на 20-30%. Таким образом, проведение XXIX всемирной зимней Универсиады в Красноярске создает благоприятную экономическую среду для выхода на рынок.
Также, на основании проведенного в пункте 2.1 исследования рынка и результатов опроса, представленных в данном пункте, была сформирована стратегия позиционирования новой спортивной радиостанции, запуск которой рекомендуется компании ООО «ИНКО» для выхода на рынок радиовещания города Красноярска. Краткое описание позиционирования радиостанции приведем ниже.
Тип радиостанции - информационно-музыкальный.
Эфирное наполнение в соответствии с типом радиостанции рекомендуется сформировать в соотношении 40% - информационные программы, 60% - музыка.
Целевая аудитория предложенной радиостанции - мужчины в возрасте 25 - 35 лет, ведущие активный и спортивный образ жизни.
Для формирования стратегии выхода компании ООО «ИНКО» на рынок радиовещания города Красноярска с новой спортивной радиостанцией, использовались элементы стратегии диверсификации и стратегии проникновения. При формировании стратегии запуска радиостанции использовался метод комплекса маркетинга 7Р.
На основании проведенных в пункте 3.2 исследований, разработанная стратегия выхода компании ООО «ИНКО» на рынок города Красноярска с новой радиостанцией признана выгодной, а сам проект быстроокупаемым.
1 FM Альянс группа радиостанций [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://7fm.ru
2 PowerBranding.ru[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://powerbranding.ru
3 Tvkinoradio [Электронный ресурс] Информационно-справочный портал - Режим доступа: http://tvkinoradio.ru/
4 Ассоциация Коммуникационных Агентств России (АКАР) [Электронный ресурс] : Информационно-справочный портал - Режим доступа: http://www.akarussia.ru
5 Бианки, В.А. Убрать конкурента: PR-атака/А.В. Бианки, А.А. Серавин.-СПб.: Питер, 2007.-239 с.
6 Бизнес-статистика [Электронный ресурс] : Готовые обзоры рынков и бизнес-планы BusinesStat - Режим доступа: http://www.businesstat.ru/
7 Брянцева,Е.Н. Стратегический менеджмент : учеб. пособие / Е. Н. Брянцева; Ом. гос. тех. ун-т.-Омск : ОГТУ, 2007. - 95 с.
8 Бурчаков, Р.Г. Комплекс маркетинга: какую концепцию выбрать? / Р. Г. Бурчаков // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2006 .- № 6 . - С. 572-577.
9 Голубков Е. Предплановые маркетинговые исследования и стратегический анализ/ Е. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом.- 2007.-№6.-С.96-113.
10 Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология / Е. П. Голубков. — М.: Финпресс, 2000. — 464 с.
11 ГПМ Радио [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gpmradio.ru/
12 Гражданский кодекс РФ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
13 Группа компаний «Выбери радио» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://krasnoyarsk.gkvr.ru/
14 Губенко И.В. Стратегические подходы к формированию конкурентоспособности бренда / И.В. Губенко //Современная конкуренция. - 2010.- №5.-С.34.
15 Деловой портал B2BIS Бизнес Красноярск [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://www.b2bis.ru
16 Индустрия рекламы [Электронный ресурс] : Информационно-справочный портал - Режим доступа: http://adindustry.ru/
17 Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Экспресс-курс.- 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. — СПб.: Питер, 2006. — 464c.
18 Котлер Ф. Основы маркетинга: /Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг; Пер. с англ. - 2-е европ. Изд. - М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 1152 с.
19 Красноярск в цифрах: стат. справочник/ Красноярский краевой ком. гос. статистики.- Красноярск, 2013.-26 с.
20 Красноярский край в цифрах: Стат. сб./ Красноярский краевой ком. гос. статистики.- Красноярск: Красноярскстат, 2013.-143 с.
21 Курочкина А.А. Экономические эффекты проведения международных спортивных мероприятий в регионах // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 6 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2017/06/14935
22 Лукашова Е.В. Проблемы ценностного сегментирования российского потребительского рынка//Маркетинг в России и за рубежом. - 2007. - №1(57). - С. 3-10.
23 Лукашова Е.В. Проблемы ценностного сегментирования российского потребительского рынка//Маркетинг в России и за рубежом. - 2007. - №1(57). - С. 3-10.
24 Магомедов Ш. Ассортиментная политика торгового предприятия//Маркетинг. - 2009. - №1(104). - С. 51-60.
25 Манн, И. Маркетинг без бюджета. 50 работающих инструментов / И. Манн.- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.-288 с.
26 Манн, И. Маркетинг без бюджета. 50 работающих инструментов / И. Манн.- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.-288 с.
27 Маркетинг: учебник/ А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. Романова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.-560.
28 Маркетинговое агентство РБК [Электронный ресурс] : Систематизированная база данных готовых исследований - Режим доступа: http://www.research.rbc.ru/
29 Махмутова Г.С. Алгоритм сегментации рынка и отбора целевых сегментов//Маркетинг. - 2006. - №1. - С. 44-57
30 Махмутова Г.С., Махмутов И.И. Анализ и классификация методов сегментации//Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - №1. - С. 35-46
31 Мельникова, Н.А. Медиапланирование: стратегическое и тактическое планирование рекламных кампаний /Н. А. Мельникова.-М.: Дашков и К°, 2010.-177 с.
32 Мельникова, Н.А. Медиапланирование: стратегическое и тактическое планирование рекламных кампаний /Н. А. Мельникова.-М.: Дашков и К°, 2010.-177 с.
33 Муромкина, И.И. Маркетинговые факторы успеха на региональном потребительском рынке / И.И. Муромкина //Маркетинг, №1, 2007, с.22.
34 Муромкина, И.И. Маркетинговые факторы успеха на региональном потребительском рынке / И.И. Муромкина //Маркетинг, №1, 2007, с.22.
35 Налоговый кодекс РФ (Принят Государственной думой 22.11.2004 г. с изменениями и дополнениями ) // СПС «Консультант» от .01февраля 2017 г.
36 Николаева, М.А. Собственные торговые марки: учеб. пособие/M.A. Николаева, С.А. Калугина.- М.: ОЦПКРТ, 2008. - 56с.
37 Николаева, М.А. Собственные торговые марки: учеб. пособие/M.A. Николаева, С.А. Калугина.- М.: ОЦПКРТ, 2008. - 56с.
38 Новости радио OnAir [Электронный ресурс] : Информационно-справочный портал - Режим доступа: http://onair.ru/
39 О защите конкуренции [Электронный ресурс] :федер. закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ ред. 01.03.2011 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
40 О рекламе [Электронный ресурс] : федер. закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ ред. 05.04.2011 . - Режим доступа: Консультант Плюс.
41 О СМИ [Электронный ресурс] : федер. закон от 13.03.2006 № 38- ФЗ ред. 05.04.2011 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
42 Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс] : федер. закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ ред. от 03.07.2016. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
43 Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник.- М.: Омега-Л, 2003.-656с.
44 Понятие целевого сегмента [Электронный архив] - Режим доступа: http://www.nicemanagement.ru/
45 Попова, Ю.Ф. Стратегический и операционный маркетинг: учеб. пособие / Ю.Ф.Попова; Сыктывкарский гос. ун-т.—Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2008.—101 с.
46 Предпринимательство: Учебник для вузов/Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандера. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 581 с.
47 Предпринимательство: Учебник/Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 448 с.
48 Романов, A.A. Маркетинговые коммуникации /А. А. Романов, А.
B. Панько; Ин-т менеджмента МЭСИ.-М.: Эксмо, 2006.-427 с.
49 Соловьев, Б.А. Маркетинг: учебник/ Б.А.Соловьев.-М.:ИНФРА- М,2008.-383 с.
50 Соловьева А.И. Методика сегментирования рынка пассажирских автотранспортных услуг// Вестник ИНЖЭКОНа. - 2008. - №3(22). - С. 447¬450.
51 Социально-экономическое положение Красноярского края в 2016 году [Электронный ресурс] : Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - Режим доступа: www.krasstat.gks.ru
52 Стратегический менеджмент. / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко,
C. В. Панасенко. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2012
53 Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2011
54 Таганов Д.И. Сегментирование потребителей на основе иерархического кластерного анализа//маркетинг в России и за рубежом. -2005. - №2. - С. 32-42
55 Траут Дж., Райс Э. Позиционирование: битва за умы/Дж. Траут, Э. Райс. - СПб.: Питер, 2007. - 336 с.
56 Траут, Дж, Райс, Э Маркетинговые войны. Юбилейное издание: пер. с англ. / Джек Траут, Эл Райс// Деловой бестселлер - СБб.: Питер, 2010.-304с.
57 Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. Учебник для вузов. 5-е издание.-СПб.: Питер, 2008.-368с.: ил.- Серия «Учебник для вузов».
58 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - Режим доступа: http://www.gks.ru/
59 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : Официальная статистика - Режим доступа: http://www.gks.ru/
60 Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям [Электронный ресурс] : Отраслевые доклады - Режим доступа: http://www.fapmc.ru/
61 Фиров Н.В. Методологические основы оценки конкурентоспособности предприятия // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 22. - С. 2 - 9.
62 Фирсенко, С.С. Товарная политика предприятия : учеб. пособие / С.С. Фирсенко, Е.В. Щербенко ; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т.-Красноярск, 2008.-277 с.
63 Фокина Е.В. Оценка конкурентоспособности предприятия и характеристика ее уровня // Учет и статистика. - 2011. - № 23. - С. 53 - 60.
64 Фокс, Д.Д. Конкурентные преимущества в денежном выражении: пер. с англ. /Д. Д. Фокс, Р.К. Грегори.-М.: Альпина Бизнес Букс,2006. -294 с.
65 Швец А., Швец М. Анализ ассортиментной политики предприятия//Маркетинг. - 2007. - №2(93). - С. 50-60.
66 Швец А., Швец М. Оценка товарного ассортимента мясоперерабатывающего предприятия на примере ОАО «Комбинат мясной Калачеевский»//Практический маркетинг. - 2006.- №7(113). - С. 32-38.
67 Экономическая стратегия фирмы: учеб. пособие/Под ред. А.П. Градова. - 3-е изд., испр. - СПб.: Спец-Лист, 2000. - 589 с.
68 Экономическая теория: Учебник/Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 714 с.
69 Юданов А.Ю. Конкуренция. Теория и практика.: Учебник для вузов/А.Ю.Юданов; Спб.: Питер, 2008.-356 с.
70 Юрашев В. Количественные показатели контроля конкурентоспособности торговой марки//Маркетинг. - 2002. - №6. - С. 55-58.
71 Юшкова Л.В. Конкурентный анализ товарных рынков и услуг: учебное пособие/Л.В.Юшкова; Краснояр. гос. торг.-эконом.ин-т.-Красноярск, 2008.-294с.