Правовые акты органов исполнительной власти
|
Введение
Глава 1. Понятие и виды правовых актов управления 6
1.1 Понятие и правовая природа правовых актов 6
1.2 Классификация актов управления 19
Глава 2. Законность правовых актов государственного управления 37
2.1 Виды требований, предъявляемых к актам государственного управления 37
2.2 Последствия принятия актов, не соответствующих требованиям законности 54
Заключение 75
Список использованных источников 78
Глава 1. Понятие и виды правовых актов управления 6
1.1 Понятие и правовая природа правовых актов 6
1.2 Классификация актов управления 19
Глава 2. Законность правовых актов государственного управления 37
2.1 Виды требований, предъявляемых к актам государственного управления 37
2.2 Последствия принятия актов, не соответствующих требованиям законности 54
Заключение 75
Список использованных источников 78
Роль и значение актов управления в системе континентального права, в романо-германской правовой семье, к которой принадлежит российское право, всегда было огромно, так как они являлись главным средством реализации положений законов, непосредственно регулировали общественные отношения в различных сферах жизнедеятельности практически во все периоды.
Актуальность темы исследования связана с тем, что сегодня существует множество законодательных и иных нормативных правовых актов, в которых закреплены требования к форме и содержанию правовых актов определенных органов исполнительной власти, прописана процедура их разработки, принятия, вступления в силу и отмены. Однако общего правового акта, устанавливающего единые правила и требования, которые позволили бы унифицировать действия субъектов государственного управления при издании и применении ими правовых актов, на сегодняшний день нет. Разработан проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», однако он до сих пор не принят. Необходимость именно единого нормативного акта связана с тем, что все вопросы, касающиеся правового акта управления взаимосвязаны. В первую очередь, все зависит от того, какой смысл вкладывается в данную правовую конструкцию, к какой разновидности относится акт; от этого будет зависеть и содержание акта, и его оформление, и юридическая сила, и субъект, полномочный на его принятие, и процедура создания. Что, в свою очередь, связано с установленными требованиями законности, нарушение которых ведет к отмене, обжалованию, вынесению акта прокурором.
В связи с этим на практике возможны ситуации неопределенности, связанные с вопросами соблюдения требований, предъявляемых к правовым актам государственного управления, возникают спорные ситуации при реагировании уполномоченных органов на нарушения этих требований. Поэтому принятие унифицированного правового акта позволило бы привести российское законодательство к единообразию, ликвидации противоречий, что повысило бы продуктивность государственно-управленческой деятельности, деятельности судебных и правоохранительных органов.
Степень изученности проблемы. Среди ученых, занимающихся тематикой правовых актов государственного управления, можно назвать Ю. Г. Арзамасова, Д. Н. Бахраха, И. Л. Бачило, Р. Ф. Васильева, Л. А. Мицкевич, В. И. Новоселова, Ю. Н. Старилова, Ю. А. Тихомирова и др.
Цель работы: исследование общей характеристики правовых актов органов исполнительной власти.
Задачи работы:
1. Изучить понятие и правовую природу правовых актов государственного управления.
2. Проанализировать основные дискуссии, существующие в юридической литературе по данной тематике.
3. Рассмотреть классификации правовых актов управления по различным основаниям.
4. Изучить требования законности, предъявляемые к актам управления, их виды.
5. Проанализировать последствия несоответствия правовых актов требованиям законности.
6. Изучить судебную практику по вопросам реагирования на несоответствие актов установленным требованиям.
Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в процессе создания правовых актов органов исполнительной власти.
Предмет исследования состоит из научных работ, посвященных характеристике правовых актов государственного управления, их классификации, предъявляемым требованиям законности, способам преодоления последствий их нарушения, нормативных правовых актов и судебной практики.
При написании данной работы использовались нормативные правовые акты Российской Федерации и Красноярского края» Кроме того была изучена судебная практика Верховного Суда РФ по административным делам за 2016 год, практика Красноярского краевого суда по рассмотрению административных дел, практика районных (городских) судов Красноярского края. Также было проанализировано Постановление Конституционного Суда от 31.03.2015 № 6-П.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения, списка использованных источников.
Актуальность темы исследования связана с тем, что сегодня существует множество законодательных и иных нормативных правовых актов, в которых закреплены требования к форме и содержанию правовых актов определенных органов исполнительной власти, прописана процедура их разработки, принятия, вступления в силу и отмены. Однако общего правового акта, устанавливающего единые правила и требования, которые позволили бы унифицировать действия субъектов государственного управления при издании и применении ими правовых актов, на сегодняшний день нет. Разработан проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», однако он до сих пор не принят. Необходимость именно единого нормативного акта связана с тем, что все вопросы, касающиеся правового акта управления взаимосвязаны. В первую очередь, все зависит от того, какой смысл вкладывается в данную правовую конструкцию, к какой разновидности относится акт; от этого будет зависеть и содержание акта, и его оформление, и юридическая сила, и субъект, полномочный на его принятие, и процедура создания. Что, в свою очередь, связано с установленными требованиями законности, нарушение которых ведет к отмене, обжалованию, вынесению акта прокурором.
В связи с этим на практике возможны ситуации неопределенности, связанные с вопросами соблюдения требований, предъявляемых к правовым актам государственного управления, возникают спорные ситуации при реагировании уполномоченных органов на нарушения этих требований. Поэтому принятие унифицированного правового акта позволило бы привести российское законодательство к единообразию, ликвидации противоречий, что повысило бы продуктивность государственно-управленческой деятельности, деятельности судебных и правоохранительных органов.
Степень изученности проблемы. Среди ученых, занимающихся тематикой правовых актов государственного управления, можно назвать Ю. Г. Арзамасова, Д. Н. Бахраха, И. Л. Бачило, Р. Ф. Васильева, Л. А. Мицкевич, В. И. Новоселова, Ю. Н. Старилова, Ю. А. Тихомирова и др.
Цель работы: исследование общей характеристики правовых актов органов исполнительной власти.
Задачи работы:
1. Изучить понятие и правовую природу правовых актов государственного управления.
2. Проанализировать основные дискуссии, существующие в юридической литературе по данной тематике.
3. Рассмотреть классификации правовых актов управления по различным основаниям.
4. Изучить требования законности, предъявляемые к актам управления, их виды.
5. Проанализировать последствия несоответствия правовых актов требованиям законности.
6. Изучить судебную практику по вопросам реагирования на несоответствие актов установленным требованиям.
Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в процессе создания правовых актов органов исполнительной власти.
Предмет исследования состоит из научных работ, посвященных характеристике правовых актов государственного управления, их классификации, предъявляемым требованиям законности, способам преодоления последствий их нарушения, нормативных правовых актов и судебной практики.
При написании данной работы использовались нормативные правовые акты Российской Федерации и Красноярского края» Кроме того была изучена судебная практика Верховного Суда РФ по административным делам за 2016 год, практика Красноярского краевого суда по рассмотрению административных дел, практика районных (городских) судов Красноярского края. Также было проанализировано Постановление Конституционного Суда от 31.03.2015 № 6-П.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения, списка использованных источников.
Любая правовая система включает в себя не только законы, но и подзаконные правовые акты, в том числе правовые акты органов исполнительной власти. Значение последних в системе правового регулирования заключается в том, что они позволяют реализовать правовые нормы, содержащиеся в законодательных актах. Основная часть вопросов в различных сферах жизнедеятельности регламентирована именно подзаконными актами.
Правовой акт государственного управления - это надлежащим образом оформленное, официальное, односторонне-властное волеизъявление компетентного управленческого субъекта в функциональном смысле, изданное на основании и во исполнение вышестоящих актов для достижения целей управления, решения его задач и осуществления функций, с соблюдением законодательно установленной процедуры, и направленное на возникновение юридических последствий. Данный правовой институт еще не исследован полностью.
В юридической литературе приводится множество вариантов классификаций правовых актов государственного управления по различным основаниям. Классификация, поддерживаемая большинством ученых, - по юридическим свойствам акта. В связи с этим выделяют нормативные, индивидуальные и смешанные акты. На практике сложно разграничить данные виды актов. В Постановлении Конституционного Суда РФ рассматривается вопрос отнесения акта федеральной службы к нормативному или индивидуальному. Результатом принятия данного Постановления стало внесение изменений в принятый, но еще не вступивший в силу КАС РФ. Практическая значимость данного анализа заключается в том, что проанализированы и представлены основные аргументы Суда, который ввел новую правовую категорию: акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами.
Практическое значение классификации в том, что она помогает систематизировать акты, выделить их основные черты, определить уполномоченного на издание акта субъекта, а как следствие, форму акта и процедуру издания. На сегодняшний день не разработана общая система актов управления, объединяющая все или основные классификации.
Чтобы правовой акт управления мог оказывать регулирующее воздействие на общественные отношения, он должен обладать юридической силой, то есть соответствовать требованиям законности: требованию к соблюдению компетенции при издании правового акта управления; требованию к содержанию акта; требованию к форме правового акта; требованию к порядку издания правового акта, который включает как создание акта (подготовку проекта правового акта государственного управления, его обсуждение, принятие), так и регистрацию, опубликование (если они обязательны), вступление в силу, исполнение. В законодательстве отсутствуют четкие, единые требования, предъявляемые к актам управления. Они содержатся в различных нормативных актах и могут быть сформулированы в качестве предъявляемых к актам управления требований при помощи использования метода логического толкования.
По общему правилу, действует презумпция действительности акта государственного управления. Однако, если требования законности нарушены, то это ведет к определенным последствиям, связанным с соответствующим реагированием компетентных органов. Акт может быть отменен вышестоящим органом. Дискуссионным является вопрос, связанный с отменой правового акта управления издавшим его органом. Гражданин может обратиться в административном или судебном порядке в компетентный орган, что является предпосылкой для начала деятельности соответствующих органов государственной власти, связанной с проверкой соответствия правового акта управления требованиям законности. Актами реагирования прокурора на нарушение требований, предъявляемым к правовым актам государственного управления, является протест и представление об устранении нарушений закона. В результате анализа судебной практики рассмотрения Верховным Судом РФ и районными (городскими) судами Красноярского края административных дел об оспаривании правовых актов государственного управления выявлена следующая тенденция: в 2016 году из числа зарегистрированных нормативных правовых актов были признаны Верховным Судом РФ не соответствующими законодательству 19 нормативных актов, что составляет 12,8 %; из числа нормативных правовых актов Красноярского края, внесенных в Федеральный регистр актов субъектов Российской Федерации Управлением Министерства юстиции по Красноярскому краю, только 3 были признаны не соответствующими федеральному законодательству, что составляет менее 1 % от общего количества внесенных в регистр нормативных правовых актов Красноярского края.
Следует отметить, что для эффективности и непротиворечивости правового регулирования необходимо своевременно устранять дефекты в правовых актах управления, чтобы не возникало негативных последствий их несоблюдения для граждан и организаций.
Важное значение имеет принятие единого закона «Об административных процедурах» или закона «О нормативных правовых актах». Его основные положения должны раскрывать не только определение понятия «правовой акт государственного управления», но и содержать основные классификации актов, требования, предъявляемые к форме, содержанию и процедуре разработки проекта, принятия, издание, государственной регистрации, опубликования (или доведения до сведения адресата), вступления в силу, исполнения акта государственного управления, а также способы реагирования на незаконность актов (раскрывая не только характеристику способов, но и компетентных субъектов их осуществления).
Правовой акт государственного управления - это надлежащим образом оформленное, официальное, односторонне-властное волеизъявление компетентного управленческого субъекта в функциональном смысле, изданное на основании и во исполнение вышестоящих актов для достижения целей управления, решения его задач и осуществления функций, с соблюдением законодательно установленной процедуры, и направленное на возникновение юридических последствий. Данный правовой институт еще не исследован полностью.
В юридической литературе приводится множество вариантов классификаций правовых актов государственного управления по различным основаниям. Классификация, поддерживаемая большинством ученых, - по юридическим свойствам акта. В связи с этим выделяют нормативные, индивидуальные и смешанные акты. На практике сложно разграничить данные виды актов. В Постановлении Конституционного Суда РФ рассматривается вопрос отнесения акта федеральной службы к нормативному или индивидуальному. Результатом принятия данного Постановления стало внесение изменений в принятый, но еще не вступивший в силу КАС РФ. Практическая значимость данного анализа заключается в том, что проанализированы и представлены основные аргументы Суда, который ввел новую правовую категорию: акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами.
Практическое значение классификации в том, что она помогает систематизировать акты, выделить их основные черты, определить уполномоченного на издание акта субъекта, а как следствие, форму акта и процедуру издания. На сегодняшний день не разработана общая система актов управления, объединяющая все или основные классификации.
Чтобы правовой акт управления мог оказывать регулирующее воздействие на общественные отношения, он должен обладать юридической силой, то есть соответствовать требованиям законности: требованию к соблюдению компетенции при издании правового акта управления; требованию к содержанию акта; требованию к форме правового акта; требованию к порядку издания правового акта, который включает как создание акта (подготовку проекта правового акта государственного управления, его обсуждение, принятие), так и регистрацию, опубликование (если они обязательны), вступление в силу, исполнение. В законодательстве отсутствуют четкие, единые требования, предъявляемые к актам управления. Они содержатся в различных нормативных актах и могут быть сформулированы в качестве предъявляемых к актам управления требований при помощи использования метода логического толкования.
По общему правилу, действует презумпция действительности акта государственного управления. Однако, если требования законности нарушены, то это ведет к определенным последствиям, связанным с соответствующим реагированием компетентных органов. Акт может быть отменен вышестоящим органом. Дискуссионным является вопрос, связанный с отменой правового акта управления издавшим его органом. Гражданин может обратиться в административном или судебном порядке в компетентный орган, что является предпосылкой для начала деятельности соответствующих органов государственной власти, связанной с проверкой соответствия правового акта управления требованиям законности. Актами реагирования прокурора на нарушение требований, предъявляемым к правовым актам государственного управления, является протест и представление об устранении нарушений закона. В результате анализа судебной практики рассмотрения Верховным Судом РФ и районными (городскими) судами Красноярского края административных дел об оспаривании правовых актов государственного управления выявлена следующая тенденция: в 2016 году из числа зарегистрированных нормативных правовых актов были признаны Верховным Судом РФ не соответствующими законодательству 19 нормативных актов, что составляет 12,8 %; из числа нормативных правовых актов Красноярского края, внесенных в Федеральный регистр актов субъектов Российской Федерации Управлением Министерства юстиции по Красноярскому краю, только 3 были признаны не соответствующими федеральному законодательству, что составляет менее 1 % от общего количества внесенных в регистр нормативных правовых актов Красноярского края.
Следует отметить, что для эффективности и непротиворечивости правового регулирования необходимо своевременно устранять дефекты в правовых актах управления, чтобы не возникало негативных последствий их несоблюдения для граждан и организаций.
Важное значение имеет принятие единого закона «Об административных процедурах» или закона «О нормативных правовых актах». Его основные положения должны раскрывать не только определение понятия «правовой акт государственного управления», но и содержать основные классификации актов, требования, предъявляемые к форме, содержанию и процедуре разработки проекта, принятия, издание, государственной регистрации, опубликования (или доведения до сведения адресата), вступления в силу, исполнения акта государственного управления, а также способы реагирования на незаконность актов (раскрывая не только характеристику способов, но и компетентных субъектов их осуществления).
Подобные работы
- Оспаривание нормативных правовых актов органов исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности в арбитражном суде (Российский технологический университет)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2025 - Акты органов исполнительной власти об установлении тарифов «ГМК «Норильский
никель»
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Акты органов исполнительной власти субъектов РФ: понятие и виды
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5820 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Правовые акты органов судебной власти: понятие и правовое содержание (Уфимский Университет Науки и Технологий (Стерлитамакский филиал))
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Правовой статус органов исполнительной власти
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2005 - Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - Административно-правовой статус органов исполнительной власти
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1700 р. Год сдачи: 2005 - Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021



