ГЛАВА I. МЕНЕДЖМЕНТ НА МЕДИАПРЕДПРИЯТИЯХ. СТРУКТУРА ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕЛЕКОМПАНИЙ
1.1. Что такое менеджмент. Современные теории управления ……….……. 9
1.2. Этапы деятельности и принципы работы менеджера на телевидении .. 12
1.3. Структуры управления в СМИ. Должностные обязанности основных менеджеров телекомпании ……………………………………………..…….. 21
ГЛАВА II. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИИ
«37 КАНАЛ»
2.1. Структура телерадиокомпании. Организация работы «37 канала» …... 29
2.2 Организационная структура и функционирование службы новостей
ТРК «37 канал» ………………………………………………………………... 36
2.3 Особенности продвижения и реализации услуг и рекламных возможностей ТРК «37 канал» ……………………………………………..… 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..… 59
Список использованной литературы и источников …………………………. 64
С советских времен в нашей стране понятия «средства массовой информации» и «журналистика» воспринимались как синонимы. Это было чистое творчество, плохое или хорошее, никакие экономические критерии к нему были неприменимы. «Золотым веком» такой журналистики стала горбачевская гласность. Пресса получила свободу слова, а о деньгах за нее по-прежнему думало государство.
В ельцинские времена журналистское творчество продолжало оставаться понятием, равным по смыслу термину «СМИ». Но средства на него уже не выделялись «сверху». И пресса пошла по пути не зарабатывания, а «доставания», нахождения денег. «Творчество» стало продаваться оптом и в розницу любому заказчику, готовому за него платить.
Сегодня в стране зарегистрировано несколько десятков тысяч печатных СМИ, выданы тысячи лицензий на вещательную деятельность. Качественно же СМИ по большому счету утратили то доверие и уважение аудитории, которыми они пользовались и в советскую эпоху, и в годы перестройки. Свобода слова стала тождественной свободе информационного рэкета.
В последние же годы все чаще говорят о СМИ как о бизнесе. И страну снова бросило в крайность: стало нормой считать, что медийный бизнес существует лишь ради извлечения прибыли. На первый план в газетах, на радио и телевидении выдвинулись директора и иные управленцы. Заметки, статьи и репортажи превратились в «контент», газеты и программы – в «продукт». Но нормальный рынок – это не столько извлечение прибыли, сколько удовлетворение спроса. А читателям, слушателям и зрителям неинтересны ни маркетинг, ни позиционирование того или иного СМИ. Для них главными по-прежнему остаются журналист, ведущий, репортер… Аудитория хочет, чтобы они вернули себе ее доверие.
За минувшие годы стало ясно: не может быть честной прессы без экономической независимости. А экономической независимости не может быть без правильно поставленного дела: и работы с персоналом, и управления финансами, и рекламных продаж, и следования законам. Ведь, в конце концов, только крепко стоящая на ногах компания способна вести со своими аудиториями честную игру. Иными словами – путь к доверию зрителя лежит через хороший менеджмент.
Значимость менеджмента наиболее очевидна на примере телевидения. Ведь, как известно, главное преимущество телевидения состоит в том, что оно является незаменимым средством общения для миллионов семей; почти каждый, независимо от своего социально-экономического статуса, регулярно смотрит некоторые телевизионные программы. Телевидение объединяет в себе преимущества других видов СМИ: текст – от газет, звук – от радио, а визуальная информативность – главная его особенность. Вещательные компании должны ясно представлять себе, что общество ждет от них ответственной работы как от представителей этой профессии. Коммерческие телестанции нужны для того, чтобы предлагать обществу определенные услуги, одновременно получая прибыль. Но нельзя в жертву прибыли приносить стандарты хорошего вещания. Нужен сбалансированный подход.
Сохранять необходимый баланс нелегко, но тем весомее результаты. Чтобы продукт телекомпании был востребованным и в то же время приносил стабильный доход, необходимо правильно организовать его производство – собственно, так было, есть и будет в любом другом деле. Грамотное управление – залог успешного бизнеса, а слово «менеджмент» давно стало привычным для сегодняшней российской действительности. Теперь оно означает не только сферу профессиональной деятельности, но и целый институт, изучающий науку управления. Без профессиональных управленцев сегодня невозможен средний и крупный бизнес, и те, кто им занимается, уже пришли к пониманию этого.
Телевидение – нечто особенное. Это не просто бизнес. Это дело, финансовый успех которого обеспечивает его держателям независимость, а значит и популярность, доверие зрителей, что, в свою очередь, вновь оборачивается прибылью. Круг взаимозависимых компонентов, обеспечивающих этот успех, необходимо ясно представлять и выстраивать работу компании в соответствии с главными принципами менеджмента. Но, если о «менеджменте вообще» написано и сказано много, то специфика управления на телевидении остается мало исследованной. Дело осложняется еще и тем, что телевидение затрагивает практически все сферы человеческой жизни, главные из которых – духовная и образовательная. То есть, здесь наука управления должна сосуществовать с этикой – наукой «не навредить».
Данная проблема очень актуальна, многие управленцы на телестанциях осуществляют свою деятельность скорее интуитивно, нежели опираясь на конкретные знания. Особенно это касается небольших частных компаний, которым в нынешних условиях нелегко выживать и обеспечивать себя профессиональными кадрами. А без них, этих компаний, современное телевидение представить весьма сложно.
В России с практической точки зрения попытки изучать менеджмент СМИ стали предприниматься с начала 90-х годов прошлого века. В 1994 году на базе российского отделения «Интерньюс» был проведен один из первых семинаров на тему «Творческий менеджмент телевизионных станций», на основе его материалов американские специалисты П. Гринберг, Д. Вагнер и Ш. Маркоф составили одноименный сборник. По нему долгое время обучали слушателей в центрах «Интерньюс» уже российские специалисты.
Вопросами исследования менеджмента и экономики СМИ с научной точки зрения занимаются в большинстве вузов России, где есть факультеты журналистики. Так, например, С.М. Гуревич, занимавшийся в советский период изучением научной основы труда журналиста («Организация индивидуального труда журналиста» (1984 год), «Основы научной организации труда журналиста» (1987 год), продолжил исследования уже в новое время, которое требовало более конкретных научных знаний, а именно экономических – «Экономика средств массовой информации» вышла в 1999 году. Тогда же был выпущен труд другого известного исследователя – В.В. Ворошилова – «Менеджмент средств массовой информации». Стоит отметить В.Л. Иваницкого, который занимается как вопросами менеджмента в целом, так и бизнес-планирования, в частности, а также С.М. Горохова.
При этом исследования по менеджменту в СМИ посвящены в основном газетной журналистике или журналистике в целом и в то же время больше экономической стороне вопроса, нежели организационной. И, конечно, совсем малоизученными остаются структура и организация деятельности региональных и, тем более, местных телекомпаний.
Цель данной работы – выяснение комплекса вопросов, касающихся организации менеджмента и деятельности в целом на небольшой частной телекомпании. Будет предпринята попытка сопоставить теоретические знания о том, каким образом происходит организация работы в таком специфичном виде СМИ, с практическими.
В связи с этим мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Обобщить имеющиеся теоретические знания по данному вопросу;
2. Смоделировать и проанализировать структуру исследуемой телестанции, определить основные принципы организации ее работы;
3. Проанализировать должностные обязанности менеджеров всех звеньев;
4. Выявить специфику работы основных отделов телекомпании;
5. Определить перспективные направления деятельности.
Итак, объектом данного исследования является региональное телевидение. В качестве предмета выбрана одна из городских компаний Ростовской области – ТРК «37 канал» г. Новочеркасска. В ее состав входит телеканал и радиостанция.
Для решения поставленных задач важное значение имели труды таких авторов, как П. Гринберг, Д. Вагнер и Ш. Маркоф, Дж. Браун и У. Коул, У. Данкерли, В.В. Ворошилов, С.М. Гуревич, Н.В. Зверева, Е.Е. Корнилова, и др.
В ходе работы использовался в основном типологический метод исследования, фактическая основа строится на включенном наблюдении и анализе различных материалов по организации работы.
Основная часть дипломной работы состоит из двух глав. Первая – теоретическая, в ней рассматриваются вопросы организации управления телерадиокомпанией в целом, основные принципы телевизионного менеджмента. Во второй главе освещается функционирование конкретной телекомпании на примере ТРК «37 канал», ее структуры, более конкретно разобрано функционирование двух основных отделов – службы новостей и отдела продаж услуг и рекламных возможностей. Дипломная работа также содержит приложения, связанные как с теорией менеджмента, так и с деятельностью данной ТРК.
Современный медиарынок требует глубоких знаний, прежде всего в области менеджмента, он требует инновационного мышления и высокого профессионализма. Сегодня ведущие специалисты на телевидении считают, что новая реальность заставляет увеличивать эффективность управления, организации отдельных служб и творческой работы. В прошлом возможно было скрывать недостатки работы за счет нового, непривычного для зрителя формата местного ТВ. Но станций становилось все больше, выросла конкуренция, прибыльность снизилась, и закрывать глаза на недостаточно продуманную организацию редакции не удается.
Анализируя организационную структуру и функционирование рассматриваемой телекомпании, сопоставляя теорию и принципы работы различных отделов с опытом конкретной телестанции, представляется возможным не только сделать определенные выводы, но и на отдельном примере увидеть тенденции, развивающиеся или только наметившиеся на сегодняшних российских малых и средних телекомпаниях.
Учитывая задачи, которые ставились в начале работы, можно сделать следующие выводы:
1. На «37 канале» существует достаточно типичная система управления. Судя по работе отдельной структуры телекомпании – службы новостей – эта система достаточно стройная и в то же время гибкая;
2. Поддержанию системы управления уделяется недостаточно внимания, что не позволяет каналу развиваться более интенсивно. Возможно, это происходит из-за недостатка теоретических знаний у главных и основных менеджеров;
3. Должностные обязанности не прописаны четко, должностные инструкции не приняты официально ;
4. Ощущается нехватка кадров. Человек, занимающий определенную должность, часто выполняет обязанности нескольких сотрудников;
5. Наблюдается недостаточная моральная и особенно материальная заинтересованность.
Что касается тенденций, то главная из них проистекает из вечной проблемы региональных СМИ, а именно «кадрового голода». Ситуация, когда один и тот же человек является и директором отдела, и журналистом, и видеоинженером, на наш взгляд, неоднозначна. С одной стороны, универсальность – одно из наиболее ценных качеств современного телевизионного деятеля, причем, как правило, им обладают как раз региональные представители этой профессии. Это отмечают известные исследователи и деятели регионального ТВ, включая Н. Звереву . Это доказывает практика последних лет (в том числе и опыт именно «37 канала»): специалисты, взращенные в таких условиях, оказываются востребованными на более крупных медиарынках – столичном и федеральном. Однако, есть и минусы: многозадачность работы каждого конкретного сотрудника зачастую оборачивается неполным или некачественным ее исполнением, путаницей и поисками «крайнего», способствует дестабилизации моральной обстановки в коллективе.
Учитывая результаты данного исследования, представляется целесообразным основным менеджерам исследуемого СМИ в дальнейшей его деятельности основные усилия направить на следующее:
1. Укрепление и развитие существующей системы управления путем более четкой регламентации обязанностей каждого сотрудника и доведения целей и задач предприятия до всего коллектива;
2. Повышение материальной заинтересованности сотрудников с учетом всех выполняемых обязанностей, как прямых, так и вмененных сотруднику «по совместительству»;
3. Увеличение численности штата по крайней мере на 2-3 человека; при необходимости, обучение их внутри компании или на семинарах для сотрудников региональных телекомпаний;
4. Повышение квалификации уже существующих менеджеров.
На наш взгляд, ТРК «37 канал» представляет собой интерес в том смысле, что ее построение, работа и результат этой работы, даже с учетом недостатков в организации и менеджменте компании в целом, являет собой пример стремления приблизиться к общепризнанным стандартам. Однако, необходим частичный, а в некоторых отделах кардинальный пересмотр методов и принципов управления, в том числе усиление не только профессиональной, но и материальной заинтересованности в труде, чтобы работа сотрудников была наиболее эффективной.
Сегодня выживают те телекомпании, которые могут делать качественный продукт для зрителей, затрачивая при этом меньше ресурсов, то есть те, где есть профессионалы своего дела. Далеко не во всех местных и региональных телекомпаниях сотрудники – и особенно руководители! – имеют специальное образование. Это объясняется не только и не столько нежеланием и недальновидностью самих владельцев и управленцев региональных и местных СМИ, сколько отсутствием в России отлаженной системы подготовки и переподготовки соответствующих специалистов.
В ведущих вузах страны экономика и менеджмент СМИ существует как отдельная дисциплина не так давно и ей, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания в учебных программах факультетов журналистики. Уже опытные специалисты в области масс-медиа имеют возможность повысить свою квалификацию только с помощью частных курсов и семинаров. При этом единственной организацией с налаженной системой обучения для региональных телевизионщиков была автономная некоммерческая организация «Интерньюс». Это подтверждает и пример данного исследования – сотрудники службы новостей ТРК «37 канал», помимо университетского образования, имели возможность получать с помощью «Интерньюс» дополнительные, более специальные знания и навыки. В то же время государственная система переподготовки кадров пока не готова адекватно ответить на потребности сегодняшнего медиарынка.
Сейчас существует много текущих краткосрочных и долгосрочных проблем, с которыми сталкивается телевизионная индустрия на всех уровнях, в том числе, региональном. Увеличившаяся конкуренция между различными типами СМИ, появление более качественных телевизионных (телевидение высокого разрешения, прямая спутниковая трансляция, интерактивное телевидение) и электронных СМИ, а также растущая популярность видео резко поменяли телевизионные пристрастия зрителей. Чтобы выжить, руководители телекомпаний и их структур должны четко представлять препятствия, отделяющие их от массовой аудитории, и иметь информацию о том, как эти препятствия трансформируются в будущем. К сожалению, это происходит далеко не во всех ТК, тем более местных. Многие из них еще недостаточно развиты для качественного собственного вещания. Недостаток квалифицированных творческих, управленческих и технических кадров, способных работать в современных условиях, является одной из главных проблем, с которыми сталкиваются сегодня российские теле- и радиокомпании.
В эпоху, когда инфляция, рост числа телевизоров и отсутствие свободных вещательных частот ставят барьеры перед многими замыслами, задачи станции приходится выполнять за счет стратегического менеджмента, учитывающего все функции возможного роста. То есть усиленное обучение менеджменту, более разумные капиталовложения и гибкий стиль управления оказываются ключевыми факторами успешной деятельности в медийной сфере.
Представляется возможным, что в первом из перечисленных выше вопросов – обучении – данная работа может быть полезной как в знакомстве с теоретическими основами построения телекомпании, так и с практической точки зрения: чужой опыт и тем более анализ ошибок ценится в любом виде практической деятельности.
В то же время поле для исследований в данной сфере остается очень и очень широким. Региональное и местное телевидение – часть повседневной жизни каждого из нас, хотим мы того или нет. Оно по-прежнему малоизученно и скрывает в себе не только просчеты и ошибки в повседневной деятельности, но и находки, своеобразные «ноу-хау», о каких столичные теледеятели могут и не догадываться. На наш взгляд, предметами дальнейших подобных исследований могут стать по меньшей мере еще три телекомпании Ростовской области: «5 канал» г. Таганрога ("Нева-ТВ"), ТК «Сальская степь» г. Сальска и ТРК «Волгодонский вестник» г. Волгодонска. По мнению независимых экспертов, эти три компании наряду с ТРК «37 канал» являются лидерами местного вещания в регионе.
Современный медиарынок требует глубоких знаний, прежде всего в области менеджмента, он требует инновационного мышления и высокого профессионализма. Сегодня ведущие специалисты на телевидении считают, что новая реальность заставляет увеличивать эффективность управления, организации отдельных служб и творческой работы. В прошлом возможно было скрывать недостатки работы за счет нового, непривычного для зрителя формата местного ТВ. Но станций становилось все больше, выросла конкуренция, прибыльность снизилась, и закрывать глаза на недостаточно продуманную организацию редакции не удается.
Анализируя организационную структуру и функционирование рассматриваемой телекомпании, сопоставляя теорию и принципы работы различных отделов с опытом конкретной телестанции, представляется возможным не только сделать определенные выводы, но и на отдельном примере увидеть тенденции, развивающиеся или только наметившиеся на сегодняшних российских малых и средних телекомпаниях.
Учитывая задачи, которые ставились в начале работы, можно сделать следующие выводы:
1. На «37 канале» существует достаточно типичная система управления. Судя по работе отдельной структуры телекомпании – службы новостей – эта система достаточно стройная и в то же время гибкая;
2. Поддержанию системы управления уделяется недостаточно внимания, что не позволяет каналу развиваться более интенсивно. Возможно, это происходит из-за недостатка теоретических знаний у главных и основных менеджеров;
3. Должностные обязанности не прописаны четко, должностные инструкции не приняты официально ;
4. Ощущается нехватка кадров. Человек, занимающий определенную должность, часто выполняет обязанности нескольких сотрудников;
5. Наблюдается недостаточная моральная и особенно материальная заинтересованность.
Что касается тенденций, то главная из них проистекает из вечной проблемы региональных СМИ, а именно «кадрового голода». Ситуация, когда один и тот же человек является и директором отдела, и журналистом, и видеоинженером, на наш взгляд, неоднозначна. С одной стороны, универсальность – одно из наиболее ценных качеств современного телевизионного деятеля, причем, как правило, им обладают как раз региональные представители этой профессии. Это отмечают известные исследователи и деятели регионального ТВ, включая Н. Звереву . Это доказывает практика последних лет (в том числе и опыт именно «37 канала»): специалисты, взращенные в таких условиях, оказываются востребованными на более крупных медиарынках – столичном и федеральном. Однако, есть и минусы: многозадачность работы каждого конкретного сотрудника зачастую оборачивается неполным или некачественным ее исполнением, путаницей и поисками «крайнего», способствует дестабилизации моральной обстановки в коллективе.
Учитывая результаты данного исследования, представляется целесообразным основным менеджерам исследуемого СМИ в дальнейшей его деятельности основные усилия направить на следующее:
1. Укрепление и развитие существующей системы управления путем более четкой регламентации обязанностей каждого сотрудника и доведения целей и задач предприятия до всего коллектива;
2. Повышение материальной заинтересованности сотрудников с учетом всех выполняемых обязанностей, как прямых, так и вмененных сотруднику «по совместительству»;
3. Увеличение численности штата по крайней мере на 2-3 человека; при необходимости, обучение их внутри компании или на семинарах для сотрудников региональных телекомпаний;
4. Повышение квалификации уже существующих менеджеров.
На наш взгляд, ТРК «37 канал» представляет собой интерес в том смысле, что ее построение, работа и результат этой работы, даже с учетом недостатков в организации и менеджменте компании в целом, являет собой пример стремления приблизиться к общепризнанным стандартам. Однако, необходим частичный, а в некоторых отделах кардинальный пересмотр методов и принципов управления, в том числе усиление не только профессиональной, но и материальной заинтересованности в труде, чтобы работа сотрудников была наиболее эффективной.
Сегодня выживают те телекомпании, которые могут делать качественный продукт для зрителей, затрачивая при этом меньше ресурсов, то есть те, где есть профессионалы своего дела. Далеко не во всех местных и региональных телекомпаниях сотрудники – и особенно руководители! – имеют специальное образование. Это объясняется не только и не столько нежеланием и недальновидностью самих владельцев и управленцев региональных и местных СМИ, сколько отсутствием в России отлаженной системы подготовки и переподготовки соответствующих специалистов.
В ведущих вузах страны экономика и менеджмент СМИ существует как отдельная дисциплина не так давно и ей, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания в учебных программах факультетов журналистики. Уже опытные специалисты в области масс-медиа имеют возможность повысить свою квалификацию только с помощью частных курсов и семинаров. При этом единственной организацией с налаженной системой обучения для региональных телевизионщиков была автономная некоммерческая организация «Интерньюс». Это подтверждает и пример данного исследования – сотрудники службы новостей ТРК «37 канал», помимо университетского образования, имели возможность получать с помощью «Интерньюс» дополнительные, более специальные знания и навыки. В то же время государственная система переподготовки кадров пока не готова адекватно ответить на потребности сегодняшнего медиарынка.
Сейчас существует много текущих краткосрочных и долгосрочных проблем, с которыми сталкивается телевизионная индустрия на всех уровнях, в том числе, региональном. Увеличившаяся конкуренция между различными типами СМИ, появление более качественных телевизионных (телевидение высокого разрешения, прямая спутниковая трансляция, интерактивное телевидение) и электронных СМИ, а также растущая популярность видео резко поменяли телевизионные пристрастия зрителей. Чтобы выжить, руководители телекомпаний и их структур должны четко представлять препятствия, отделяющие их от массовой аудитории, и иметь информацию о том, как эти препятствия трансформируются в будущем. К сожалению, это происходит далеко не во всех ТК, тем более местных. Многие из них еще недостаточно развиты для качественного собственного вещания. Недостаток квалифицированных творческих, управленческих и технических кадров, способных работать в современных условиях, является одной из главных проблем, с которыми сталкиваются сегодня российские теле- и радиокомпании.
В эпоху, когда инфляция, рост числа телевизоров и отсутствие свободных вещательных частот ставят барьеры перед многими замыслами, задачи станции приходится выполнять за счет стратегического менеджмента, учитывающего все функции возможного роста. То есть усиленное обучение менеджменту, более разумные капиталовложения и гибкий стиль управления оказываются ключевыми факторами успешной деятельности в медийной сфере.
Представляется возможным, что в первом из перечисленных выше вопросов – обучении – данная работа может быть полезной как в знакомстве с теоретическими основами построения телекомпании, так и с практической точки зрения: чужой опыт и тем более анализ ошибок ценится в любом виде практической деятельности.
В то же время поле для исследований в данной сфере остается очень и очень широким. Региональное и местное телевидение – часть повседневной жизни каждого из нас, хотим мы того или нет. Оно по-прежнему малоизученно и скрывает в себе не только просчеты и ошибки в повседневной деятельности, но и находки, своеобразные «ноу-хау», о каких столичные теледеятели могут и не догадываться. На наш взгляд, предметами дальнейших подобных исследований могут стать по меньшей мере еще три телекомпании Ростовской области: «5 канал» г. Таганрога ("Нева-ТВ"), ТК «Сальская степь» г. Сальска и ТРК «Волгодонский вестник» г. Волгодонска. По мнению независимых экспертов, эти три компании наряду с ТРК «37 канал» являются лидерами местного вещания в регионе.
1) NTC's Mass Media Dictionary. Словарь языка средств массовой информации США. М., 1992
2) Stephens M.A. History of Television. http://www.nyu.edu
3) Webster's Third New International Edition//ed. by Philip Babcock Gove. Springfield MA, 1993
4) 300 лет российской журналистике (материалы научно-практической конференции). С-Пб., 2003
5) Бусленко Н.И., Корнилов Е.А. Региональное телевидение: социологический портрет // Филологический вестник РГУ 1998, № 1
6) Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. М., 2003
7) Ворошилов В.В. Журналистика и рынок: проблемы маркетинга и менеджмента СМИ. С-Пб., 1993
8) Ворошилов В.В. Менеджмент средств массовой информации. С-Пб., 1999
9) Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ. М., 2004
10) Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации. М., 1999
11) Данкерли У. Вкладывать в управление. http://www.internews.ru/sreda/ll/40.html
12) Дж. Браун, У. Коул. Эффективный менеджмент на радио и телевидении. М., 2001
13) Дипломная работа по журналистике. Методические рекомендации для студентов V курса ОДО и VI курса ОЗО отделения журналистики филологического факультета. Тюмень, 2005
14) Зверева Н.В. Где родился, там и пригодился? // СРЕДА 2001, № 12
15) Зверева Н.В. Сам себе продюсер: хорошо это или плохо? // СРЕДА 2004, № 4
16) Зверева Н.В. Тележурналистам из регионов: ответы на ваши вопросы. М., 2004
17) Зверева Н.В. Типичные проблемы маленькой региональной компании // СРЕДА 2003, №9
18) Иваницкий В.Л. Практические методы достижения экономической стабильности независимых СМИ. М., 2000
19) Иванова Е.А. Основные принципы формирования отношений между федеральными и региональными телеканалами и создание телесетей // Филологический вестник РГУ. 2002. № 2
20) Князев А. А. Основы тележурналистики и телерепортажа. Бишкек, 2001
21) Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. С-Пб., 2000
22) Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетия. Ростов н/Д., 1999
23) Корнилов Е.А. Методологические проблемы исследования журналистики. Ростов н/Д., 1999
24) Корнилова Е.Е. Современные тенденции развития российского телевидения. Известия высших учебных заведений, Северо-Кавказский регион, 2007
25) Корнилова Е.Е. Процессы коммерциализации и проблемы регионализации телевидения как компонента системы СМК // Филологический вестник РГУ. 2002. № 2
26) Корнилова Е.Е. Телевизионная реклама. С-Пб., 2002
27) Корнилова Е.Е. Основы телевизионной журналистики. http://kafedra-smk.rostov.ru
28) Корнилова Е.Е. Мастерство журналистики. http://kafedra-smk.rostov.ru
29) Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М., 2004
30) Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. и др. Телевизионная журналистика. М., 2002
31) Кэррол Маккаллах В. Новости на TV. М., 2002
32) Методы исследования журналистики. РГУ, 1979
33) Организация работы отдела новостей на региональной телекомпании. Материалы семинара для директоров отделов новостей. М., Internews, 1998
34) Орлова В.В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. М., 2003
35) Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2002
36) Сборник научных трудов. Средства массовой коммуникации в изменяющемся мире. Ростов-н/Д., 2007
37) Средства массовой коммуникации в изменяющемся мире: Сборник научных трудов. Ростов-н/Д: Ирбис, 2007
38) Творческий телевизионный менеджмент. М., Internews, 1994
39) Телевизионная журналистика. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. и др. М., 2002
40) Феофанов О.А. Реклама. Новые технологии в России. С-Пб., 2000
41) Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика. М., 2004
42) Цвик В.Л. Теленовости – время местное. //Вестник МГУ. Серия Журналистика. 2003. №3
43) Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. М., 2003
44) http://37tv.ru
45) http://evartist.narod.ru
46) http://internews.ru
47) http://nyu.edu
48) http://sreda-mag.ru