Введение 3
1 Спорт как одна из тем современного регионального телевидения 8
1.1 Тенденции регионального телевещания 8
1.2 Спорт в СМИ как объект исследования 14
2 Анализ региональных телепрограмм «Наш спорт», «Спортивный клуб»,
«Афонтово Спорт» 21
2.1 Функции, концепция, структура 21
2.2 Виды спорта и основные информационные поводы 29
Заключение 37
Список использованных источников 39
Последние годы были насыщены спортивными событиями, и часть из них принимала Россия. Наша страна стала хозяйкой таких крупных международных соревнований, как чемпионаты мира по легкой атлетике (2013 г., Москва), летнему биатлону (2014 г., Тюмень), водным видам спорта (2015 г., Казань), хоккею (2016 г., Москва, Санкт-Петербург) и лыжному ориентированию (2017г., Красноярск), а также летняя Универсиада (2013 г., Казань). С 2014 года в Сочи ежегодно проходит этап чемпионата мира по кольцевым автогонкам «Формула- 1». Но главным достижением России за этот период является организация XXII Зимних Олимпийских игр. Эти Игры активно обсуждались в СМИ. Много говорилось об организации Олимпиады, но основное внимание уделялось спортивным достижениям ее участников. Сборная России по итогам Олимпиады расположилась на первой строчке неофициального общекомандного зачета, завоевав больше всех золотых медалей. Из 13 побед [Медальный зачет, 2014], одержанных российской командой, 5 - на счету спортсменов, представляющих Красноярский край. Эти успехи активно освещали красноярские СМИ [Красноярские саночники взяли , 2014], [Едут сами, 2014], [Красноярские олимпийцы, 2014].
Приведенные выше цифры и факты наглядно демонстрируют роль отдельно взятого региона в общем успехе страны на международной спортивной арене. Важную роль регионов в развитии российского спорта отмечает и правительство. В государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» сказано, что необходимым условием для роста количественных показателей и качественных изменений в сфере физической культуры и спорта является участие субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий данной программы [Государственная программа Российской. , 2014, 30]. Одна из ключевых функций субъектов - осуществление пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни [Государственная программа Российской. , 2014,31]. В дополнение к государственной программе, разработана федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [Федеральная целевая программа. , 2015]. Среди ожидаемых конечных результатов реализации этой программы, помимо прочего, значатся: ввод в эксплуатацию в субъектах Российской Федерации малобюджетных физкультурно-спортивных объектов шаговой доступности; строительство региональных спортивно-тренировочных центров; достижение полной обеспеченности субъектов Российской Федерации спортивной инфраструктурой, необходимой для подготовки спортивного резерва по базовым видам спорта. Все перечисленные выше мероприятия невозможно реализовать в полной мере без информационной поддержки, важная роль в которой отводится телевидению и спортивным программам региональных телеканалов. Для оказания качественной информационной поддержки мероприятиям, которые проводятся и будут проведены в рамках государственной и федеральной целевой программ, а также для осуществления пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни необходимо иметь представление о том, насколько качественно и полно освещается тема спорта на региональном телевидении.
Этим, а также интересом к теме спорта со стороны СМИ и исследователей журналистики обусловлена актуальность темы данной бакалаврской работы.
Новизна исследования выражается в том, что оно посвящено трем спортивным программам, которые ранее не использовались исследователями журналистики в качестве материала для анализа. Кроме того, исследователи, чьи работы по региональному телевидению и спортивной журналистике легли в основу данной работы, разрабатывали различные аспекты журналистики, не связанные с красноярским телевидением и темой спорта на региональном телевидении.
Среди российских исследователей спортивной журналистики можно выделить Е.А. Войтик. Она является автором множества работ на тему спорта в СМИ. В своих статьях Е.А. Войтик рассматривает освещение темы спорта в печатных и телевизионных СМИ. Основные направления ее исследований - спортивная медиакоммуникация и региональные СМИ как элемент массовых спортивных коммуникаций. Однако в своих многочисленных исследованиях Е. Войтик не упоминает о специфике программ о спорте, которые выходят в эфир региональных телеканалов. Кроме трудов Е.А. Войтик, в данной бакалаврской работе используются работы К.В. Киуру, М.М. Хучиева, Ж.Г. Солдатовой, Я.В. Мальковской, В.В. Бакшина и других исследователей спортивной региональной журналистики, а также материалы красноярских телеканалов, посвященные спорту.
Теоретико-практическая значимость данного исследования заключается в анализе и сопоставлении спортивной информации трех телепрограмм, посвященных одной теме, но производящихся разными телеканалами. По результатам проведенного анализа можно будет понять, насколько регулярно, полно и качественно освещается на красноярском телевидении тема спорта. Кроме того, особенности спортивных программ, которые будут выявлены в ходе исследования, могут стать основой дальнейших исследований, связанных с темой спорта на региональном телевидении.
Несмотря на нестабильную и напряженную обстановку в мировом спорте, а также на неоднозначное отношение к России спортсменов и руководителей ряда международных спортивных организаций, нашей стране продолжают доверять проведение крупных международных соревнований. Так, в сентябре этого года в г. Чайковский Пермского края пройдет чемпионат мира по летнему биатлону, летом 2018 года сразу в 11 городах России пройдет чемпионат мира по футболу, а в марте 2019 года Красноярск примет зимнюю Универсиаду. Это значит, что российский спорт получит новые возможности для развития, а значит и информационная поддержка мероприятий должна претерпеть качественные изменения. Чтобы провести эти изменения нужно понимать, как сейчас освещается спорт на региональном телевидении. Отсюда вытекает цель бакалаврской работы - определить специфику программ о спорте на региональном телевидении на примере спортивных программ красноярских телеканалов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выделить тенденции развития регионального телевещания;
- рассмотреть понятия: массовая информация, вид спорта, информационный повод;
- рассмотреть типологию информационных поводов в спортивной журналистике;
- описать функции, концепцию и структуру программ «Наш спорт», «Спортивный клуб», «Афонтово Спорт»;
- выделить виды спорта и информационные поводы в программах «Наш спорт», «Спортивный клуб» и «Афонтово Спорт».
Практическая часть исследования представляет собой анализ трех еженедельных спортивных программ, которые выходят на красноярском телевидении: «Наш спорт» (телеканал «Енисей»), «Спортивный клуб» (телеканал «7 канал») и «Афонтово Спорт» (телеканал «Афонтово»). Будет проанализирован период выхода программ с 1 января по 1 апреля 2017 года. В этот период с разной регулярностью в эфир вышли: 17 выпусков программы «Наш спорт», 10 выпусков программы «Спортивный клуб» и 10 выпусков программы «Афонтово Спорт».
Эта часть контента красноярского телевидения является объектом исследования, предмет исследования - функции, структура, концепции указанных выше программ, а также виды спорта и информационные поводы, которые в них представлены.
В данной работе красноярские спортивные программы будут исследоваться на предмет качества спортивного контента собственного производства в эфире, а также будут описаны функции, концепция и структура программ, на основе чего будут выявлены особенности спортивных программ на региональном телевидении на примере спортивных программ красноярских телеканалов.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обозначены ключевые моменты исследования: актуальность темы данного исследования, его цель и задачи, а также новизна, объект, предмет и теоретико-практическая значимость. Первая часть - теоретическая. Она состоит из двух параграфов: в первом выделены и описаны тенденции регионального телевидения. Во втором рассматриваются понятия «спортивная информация» и «вид спорта». Также в этом параграфе описана типология информационных поводов в спортивной журналистике. Вторая часть исследования - практическая. Она написана на основе анализа программ красноярских телеканалов «Енисей», «7 канал» и «Афонтово» и разделена на два параграфа: в первом параграфе описаны функции, концепция и структура программ «Наш спорт», «Спортивный клуб» и «Афонтово Спорт». Кроме того, в этом параграфе выделены виды спорта и информационные поводы красноярских спортивных программ. Завершается работа заключением, где подведены итоги исследования и обозначены перспективы дальнейшей работы над темой.
В данной бакалаврской работе ставилась цель - определить специфику программ о спорте на региональном телевидении на примере спортивных программ красноярских телеканалов. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
а) выделены тенденции регионального телевидения. Основными из которых являются:
1) зависимость от состояния экономики субъекта РФ и, как следствие, неравномерное развитие;
2) фрагментация контента и аудитории, которая обуславливает существование спортивных и других тематических программ на универсальных телеканалах, каковыми являются региональные каналы;
3) взаимодействие с центральными телеканалами, которое заключается в восполнении недостатка информации на федеральных телеканалах о событиях, происходящих в регионах РФ;
4) переход на цифровое вещание, который ставит под угрозу существование некоторых региональных телеканалов и их контента;
б) рассмотрены ключевые понятия, которые стали критериями для анализа телепрограмм:
1) массовая информация;
2) вид спорта;
3) информационный повод;
в) рассмотрена типология информационных поводов в спортивной журналистике, которая в результате исследования была расширена. В нее добавлена 1 новая категория: «Старт крупных турниров и подготовки к ним»;
г) описаны функции, концепция и структура программ «Наш спорт», «Спортивный клуб», «Афонтово Спорт». Выявлено, что основные функции, которые выполняют все 3 красноярские спортивные программы: историографическая, развлекательная и отчасти информационная. Также доказано, что все программы имеют уникальную структуру и концепцию;
д) выделены виды спорта и информационные поводы в программах «Наш спорт», «Спортивный клуб» и «Афонтово Спорт». Установлено, что все 3 программы освещают 6 видов спорта, которые имеют большую популярность в Красноярске: волейбол, хоккей с мячом, баскетбол, вольная борьба, футбол и регби. Но при этом в каждой программе есть виды спорта, которые не освещаются конкурентами. Также исследование показало, что авторы каждой программы по-разному работают с информационными поводами.
Таким образом, в результате проведенного анализа телепрограмм был сделан вывод о том, что тема спорта на красноярском телевидении освещается регулярно и достаточно полно, при этом качество программ можно назвать средним. Несмотря на небольшое количество видов спорта, которые они освещают, они выполняют 3 из 7 функций журналистики, выделенные В. Третьяковым и Е. Прохоровым, а также основные функции спортивного телевещания, выделенные Д. Десюком.
Главной особенностью красноярских спортивных программ является пристальный интерес к результатам спортсменов-земляков и соревнованиям, проходящим на территории города и края, что подтверждают информационные поводы. Каждая программа является уникальной и освещает спорт с ракурса, заданного ее концепцией.
1 «Афонтово Спорт», выпуск программы от 12.01.2017. Режим доступа: http: //afontovo .ru/news/21106
2 «Афонтово Спорт», выпуск программы от 18.01.2017. Режим доступа: http: //afontovo .ru/news/21147
3 «Афонтово Спорт», выпуск программы от 25.01.2017. Режим доступа: http: //afontovo .ru/news/21189
4 «Афонтово Спорт», выпуск программы от 01.02.2017. Режим доступа: http: //afontovo .ru/news/21211
5 «Афонтово Спорт», выпуск программы от 08.02.2017. Режим доступа: http: //afontovo .ru/news/21247
6 «Афонтово Спорт», выпуск программы от 22.02.2017. Режим доступа: http://afontovo.ru/news/21322
7 «Афонтово Спорт», выпуск программы от 01.03.2017. Режим доступа: http: //afontovo .ru/news/21361
8 «Афонтово Спорт», выпуск программы от 15.03.2017. Режим доступа: http: //afontovo .ru/news/21427
9 «Афонтово Спорт», выпуск программы от 22.03.2017. Режим доступа: http://afontovo.ru/news/21481
10 «Афонтово Спорт», выпуск программы от 29.03.2017. Режим доступа: http: //afontovo .ru/news/21514
11 Бакшин, В. В. О реорганизации регионального телевидения в России /
В. В. Бакшин // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2014. - № 1 (24). - С. 223-228.
12 Бережная, М. А. Фрагментация в аудиовизуальном медиатексте: интегративные ресурсы ТВ / М. А. Бережная // Журналистика XXI века: поиски теоретического обоснования / Материалы конференции форума «Дни философии в Петербурге - 2015» 30 - 31 октября 2015. - Санкт-Петербург, 2016.- № 1 С. 132-135.
13 Богданова, Д. Ш. Профессиональный спорт в современной культуре: проблема маргинализации / Д. Ш. Богданова // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) - 2012. - № 2. - С. 162-166.
14 Войтик, Е. А. Концепт «спорт» в современных медиатекстах: когнитивно-дискурсный аспект / Е. А. Войтик // Мир лингвистики и коммуникации : электронный научный журнал / Тверская государственная сельскохозяйственная академия. - Тверь, 2013. - Т. 1, № 33. - С. 28-31.
15 Войтик, Е. А. Проблематика развития регионального ТВ в современном информационном пространстве России / Е. А. Войтик // Открытие и дистанционное образование / Ассоциация образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет». - Томск, 2013. - № 4 (52). - С. 50.
16 Войтик, Е. А., Раскрытие темы «Виды спорта» в системе
журналистских практик: концептуально-содержательный аспект [Электронный ресурс]: -www.mediscope.ru- 2012 - Режим доступа:
http: //www. mediascope.ru/node/1248
17 Войтик, Е. А., Спортивная информация как понятие и ее роль в масс- медиа / Е. А. Войтик // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 56 - 2011. - № 20 (235). С. 60.
18 Войтик, Е.А., Спортивная медиакоммуникация в России в начале XXI века / Е.А. Войтик. - Томск : Издательский Дом ТГУ, Томск 2013. 240 с.
19 Говорит и показывает Красноярск. Юбилейное, публицистическое, краеведческое издание, посвящённое 55-летию краевого телевидения / автор- составитель Т. Н. Елинская. - Красноярск: Изд-во «Поликор», 2012. - 264 с
20 Голицына, А. Переход на цифровое вещание отложено на 2019 год [Электронный ресурс]: Официальный сайт газеты «Ведомости» - 02.09.2016 - Режим доступа:https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/09/02/655535-perehod-tsifrovoe-televidenie-otlozhen
21 Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» [Электронный ресурс]: Официальный сайт министерства спорта Российской Федерации - 15.04.2014 - Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/2017/doc/%D0%A0%D0%A0302_150414.pdf
22 Гриценко, А. Н. Метафоры в спортивных СМИ, описывающие мир баскетбола / А. Н. Гриценко // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Теория языка. Семиотика. Семантика. - 2015. - № 4. - С. 9-15.
23 Десюк, Д. В. Специфика отражения темы спорта на современном российском телевидении (телеканал «Спорт» 2003-2009): афтореф. Дис. ...канд. Филол. наук : 10.01.10 / Десюк Денис Вячеславович. - Москва, 2010 - С. 10.
24 Дневники чемпионата мира по спортивному ориентированию. Выпуск1. Режим доступа:https://www.enisey.tv/tv/nash_sport/post-1989/
25 Дневники чемпионата мира по лыжному ориентированию. Выпуск 2. Режим доступа:https://www.enisey.tv/tv/nash_sport/post-1987/
26 Дневники чемпионата мира по лыжному ориентированию. Выпуск 3. Режим доступа:https://www.enisey.tv/tv/nash_sport/post-1994/
27 Дневники чемпионата мира по спортивному ориентированию. Выпуск4. Режим доступа:https://www.enisey.tv/tv/nash_sport/post-2012/
28 Едут сами [Электронный ресурс]: Официальный сайт телеканала «7 канал» - 17.01.2014 - Режим доступа:http: //www.trk7.ru/news/20120.html
29 Иванов, А. В., Иванченко, Ю. Н. Стратегическое развитие отрасли физической культуры и спорта / А. В. Иванов, Ю. Н. Иванченко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008. - № 6. С. 180-185.
30 Кнуру, К. В., Типология информационных поводов в спортивной журналистике / К. В. Кнуру // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 63 - 2012. - № 5 (259). С. 88-91.
31 Красноярские олимпийцы [Электронный ресурс]: Официальный сайт телеканала «ТВК» - 19.02.2014 - Режим доступа:
http: //tvk6 .ru/publications/news/7789/
32 Красноярские саночники взяли серебро на Олимпиаде в Сочи
[Электронный ресурс]: официальный сайт телеканала СТС-Прима - 14.02.2014 - Режим доступа: http: //www.prima-tv.ru/news/3 5009-krasnoyarskie_sanochniki_vzyali_serebro_na_olimpiade_v_sochi/
33 Маликов, Н. В. Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных условиях жизни / Н. В. Маликов // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - № 6. - С. 195-197.
34 Мальковская, Я. В. Тенденции развития и потенциал телевизионной
отрасли в регионах России / Я. В. Мальковская // Экономический вестник Ростовского государственного университета / TERRA ECONOMICUS. - Ростов- на-Дону, 2009. - Т. 7, № 4 (часть 3). С. 226-228.
35 Малышева, Е. Г. Концептуальная метонимическая модель «Спорт - это шоу»: особенности репрезентации в русском спортивном дискурсном пространстве / Е.Г. Малышева // Политическая лингвистика. - 2014. - № 4. - С. 69-75.
36 Малышева, Е. Г. Своеобразие языковой репрезентации концептуальной метонимической модели «спорт - это смерть» в текстах спортивного дискурса / Е. Г. Малышева // Вестник пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2010. - №6. - С. 37-43.
37 Медальный зачет [Электронный ресурс]:www.sportbox.ru- 2014 - Режим доступа:http://news.sportbox.ru/olympics/Sochi2014/stats/medals
38 «Наш спорт», выпуск программы от 02.01.2017. Режим доступа: https://www.enisey.tv/tv/nash sport/post-1702/
39 «Наш спорт», выпуск программы от 09.01.2017. Режим доступа: https://www.enisey.tv/tv/nash sport/post-1711/
40 «Наш спорт», выпуск программы от 16.01.2017. Режим доступа: https://www.enisey.tv/tv/nash sport/post-1745/
41 «Наш спорт», выпуск программы «Наш спорт» от 23.01.2017. Режим доступа:https: //www.enisey.tv/tv/nash_sport/post-1779/
https://www.enisey.tv/tv/nash _sport/post-1813/
https://www.enisey.tv/tv/nash sport/post-1838/
https://www.enisey.tv/tv/nash _sport/post-1870/
https://www.enisey.tv/tv/nash sport/post-1908/
46 «Наш спорт», выпуск программы от 27.02.2017.
https://www.enisey.tv/tv/nash sport/post-1935/
47 «Наш спорт», выпуск программы от 06.03.2017.
https://www.enisey.tv/tv/nash sport/post-1965/
48 «Наш спорт», выпуск программы https://www.enisey.tv/tv/nash sport/post-1999/
49 «Наш спорт», выпуск программы https://www.enisey.tv/tv/nash sport/post-2032/
50 «Наш спорт», выпуск программы https://www.enisey.tv/tv/nash sport/post-2066/
51 О физической культуре и спорте в Российской Федерации : федер. Закон Российской федерации от 04 дек. 2007 г. № 329-ФЗ // Российская газета. - 2007. - 8 дек. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/2007/12/08/sport-doc.html
52 Паначев, В. Д. Социализация и спорт / В. Д. Паначев // Аналитика культурологии. - 2011. - № 21. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-i-sport
53 Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов / Е. П. Прохоров // 8-е изд., испр. - Москва - Аспект пресс, 2011. С. 57-86.
54 Радченко, И. А., Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшнз [Электронный ресурс]: 2004 - Режим доступа:
http://vocable.ru/dictionary/1081/word/informacionyi-povod
55 Рыбаков, В. В., Болотов, В. М., Полозкова, Н. Ф., Ярушин, С. А. Тенденции развития современного спорта / В.В. Рыбаков, В.М. Болотов, Н.Ф. Полозкова, С. А. Ярушин // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - № 9. - С. 160-168.
56 Словарь рекламных терминов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.advesti.ru/glossarv/desk/2031
57 Смирнова, М. А. Англоамериканизмы в современных македонских СМИ (по материалам электронных СМИ) / М. А. Смирнова // Вестник славянских культур. - 2015. - № 4. - С. 139-147.
58 Солдатова, Ж. Г. Особенности развития региональных СМИ в России / Ж. Г. Солдатова // Наука и современность / Институт журналистики Киевского национального университета им. Т.Г. Шевченко. - Киев, 2011. - Т. 1 № 10. - С. 55.
59 «Спортивный клуб», выпуск программы от 14.01.2017. Режим доступа:http: //www. trk7.ru/tvpro gramm/sportivnyy-club/59663/
60 «Спортивный клуб», выпуск программы от 21.01.2017. Режим доступа: http: //www. trk7.ru/tvpro gramm/sportivnyy-club/59991/
61 «Спортивный клуб», выпуск программы от 28.01.2017. Режим доступа: http: //www. trk7.ru/tvpro gramm/sportivnyy-club/60079/
62 «Спортивный клуб», выпуск программы от 04.02.2017. Режим доступа: http: //www. trk7.ru/tvpro gramm/sportivnyy-club/60497/
63 «Спортивный клуб», выпуск программы от 11.02.2017. Режим доступа: http: //www. trk7.ru/tvpro gramm/sportivnyy-club/60603/
64 «Спортивный клуб», выпуск программы от 17.02.2017. Режим доступа: http: //www. trk7.ru/tvpro gramm/sportivnyy-club/60999/
65 «Спортивный клуб», выпуск программы от 03.03.2017. Режим доступа: http: //www. trk7.ru/tvpro gramm/sportivnyy-club/61458/
66 «Спортивный клуб», выпуск программы от 10.03.2017. Режим доступа: http: //www. trk7.ru/tvpro gramm/sportivnyy-club/61724/
67 «Спортивный клуб», выпуск программы от 24.03.2017. Режим доступа: http: //www.trk7.ru/tvpro gramm/sportivnyy-club/62264/
68 «Спортивный клуб», выпуск программы «Спортивный клуб» от 31.03.2017. Режим доступа:http: //www.trk7 .ru/tvpro gramm/sportivnyy- club/62592/
69 Стратегия социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Официальный сайт законодательного собрания Красноярского края - 16.05.2013 - Режим доступа: http://www.sobranie.info/files/21049245022-05-13.pdf
70 Тертычный, А. А. Жанры периодической печати / А. А. Тертычный // учебное пособие [Электронный ресурс]: 2000 - Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text2/01 .htm
71 Третьяков, В. Т. Как стать знаменитым журналистом / В. Т. Третьяков //
Курс лекций по теории и практике современной русской журналистки [Электронный ресурс]: 2004 - Режим доступа:
http://dedovkgu.narod.ru/bib/tretijakovzhtm# ЛемIHM4._Общая_теория_современной
72 Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс]: Официальный сайт министерства спорта Российской Федерации - 21.01.2015 - Режим доступа:http: //www. minsport.gov. ru/p3 0_21012015. pdf
73 Хучиев, М. М. Специфика функционирования регионального телевидения: методика и принципы / М.М. Хучиев // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2013. - № 9 (57). - С. 3.