Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ

Работа №2445

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы73 стр.
Год сдачи2011
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1509
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение........................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости
использования национальных традиций в воспитании детей
первых лет жизни (раннего возраста)......................................................... 9
1.1. Психолого-педагогические особенности детей первых лет жизни
(раннего возраста)............................................................................................ 9
1.2. Воспитание детей первых лет жизни...................................................... 19
1.3. Национальные традиции воспитания и их использование в работе
с детьми первых лет жизни............................................................................ 26
Выводы по 1 главе ………………………………………………………… 40

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития детей
первых лет жизни с учетом использования национальных традиций в воспитании…………………………………………………………………... 41
2.1. Обоснование методической базы исследования................................... 41
2.2. Ход и анализ констатирующего этапа эксперимента........................... 44
2.3. Формирующий этап эксперимента......................................................... 51
2.4. Анализ результатов контрольного эксперимента................................. 62
Выводы по 2 главе …………………………………………………........... 65

Заключение..................................................................................................... 67

Литература...................................................................................................... 70

Приложения

Введение


Актуальность исследования.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов национальной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой, А.И. Лазарева, Р.М. Римбурга, В.М. Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов А.И. Арнольдова, Н.А. Бердяева, А.Н. Дмитриева, В.И. Добрынина, М.С.Кагана, Н.М. Карамзина, Д.С.Лихачева, В.С. Соловьева, В.В. Розанова и др.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы, а особенно в первые годы жизни ребенка.
В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении. Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.
Именно этот период – возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка.
Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.
По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к национальным традициям воспитания, основным проявлением которого является фольклор. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.
Целенаправленное и систематическое использование национальных традиций в воспитании детей первых лет жизни позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Между тем, специальным исследований, посвященных воспитанию детей первых лет жизни на основе национальных традиций недостаточно. Таким образом, необходимость изучения рассматриваемой темы и низкая степень ее разработанности подчеркивают актуальность исследования.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью адекватной и квалифицированной психолого-педагогической работы с детьми первых лет жизни и дефицитом практических разработок в данной области.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в выявлении оптимальных педагогических условий развития детей раннего возраста с помощью средств народной педагогики.
Объектом исследования является процесс воспитания, ориентированный на приобщение детей первых лет жизни к национальным традициям.
Предмет исследования – процесс создания оптимальных условий для развития детей первых лет жизни под влиянием национальных традиций.
Целью нашего исследования является определение психолого-педагогических условий успешного развития детей первых лет жизни под влиянием национальных традиций.
Следует отметить, что эффективность любой воспитательной работы зависит от того, насколько отлаженной и систематичной она является. Это касается и рассматриваемой нами темы исследования. Эпизодическое использование в воспитательном процессе элементов национального воспитания не сделает процесс развития детей более эффективным.
Таким образом, гипотезой данного исследования является предположение о том, что только систематическая и целенаправленная работа по использованию национальных традиций в воспитании детей первых лет жизни способствует более полноценному развитию детей.
В работе нами поставлены следующие задачи:
• представить психолого-педагогические особенности детей первых лет жизни (раннего возраста);
• проанализировать национальные традиции воспитания и обосновать их использование в работе с детьми первых лет жизни;
• подготовить методическую базу для проведения экспериментального исследования;
• провести опытно-экспериментальное исследование развития детей первых лет жизни с учетом использования национальных традиций в воспитании;
• провести количественный и качественный анализ полученных данных;
• интерпретировать полученные данные на предмет подтверждения выдвинутой гипотезы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе теоретически обоснованы и практически подтверждены условия приобщения к национальной культуре на основе воспитания в национальных традициях детей первых лет жизни в ДОУ.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанной в исследовании системы воспитательной работы с детьми первых лет жизни в условиях ДОУ и в условиях семейного воспитания.
Методы исследования.
• Анализ специальной литературы.
• Педагогическое наблюдение.
• Педагогический эксперимент.
• Опрос, беседа.
• Анализ продуктивной деятельности детей.
• Статистическая обработка материалов.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе ДОУ "Светлячок", расположенного по адресу г. Рязань, ул. Зубковой, д. 23 а.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сделаем выводы по итогам исследования.
В работе решены следующие задачи.
1. Представлены психолого-педагогические особенности детей первых лет жизни (раннего возраста). Отмечено, что ранний возраст - особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей.
Выявлено, что для воспитания детей раннего возраста необходимо комплексное сопровождение индивидуального развития ребенка, способствующего благоприятной адаптации и формированию первоначального социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей.
2. Проанализированы национальные традиции воспитания и обосновано их использование в работе с детьми первых лет жизни.
Сделан вывод о том, что в современных условиях все большее внимание специалистами уделяется проблемам использования национальных традиций в воспитании детей. Одним из основных средств национального воспитания детей является устное народное творчество.
3. Подготовлена методическая база для проведения экспериментального исследования. Для изучения развития речи детей раннего возраста применены следующие методики:
• Методика 1. Оценка уровня сотрудничества ребенка со взрослым.
• Методика 2. Определение активного словарного запаса.
• Методика 3. Цель: исследование памяти.
4. Проведено опытно-экспериментальное исследование развития детей первых лет жизни с учетом использования национальных традиций в воспитании. Дан количественный и качественный анализ полученных данных.
Исследование проводилось в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Основная цель эксперимента – анализ особенностей развития детей раннего возраста и пути улучшения полученных показателей с помощью системы воспитательных мероприятий, основанных на традициях народной педагогики.
По итогам констатирующего этап эксперимента нами разработана и апробирована система упражнений с детьми первых лет жизни, основанная на использовании национальных традиций.
Система упражнений включала в себя:
• Занятия в стихотворной форме (веселые стихи, потешки и так далее).
• Музыкальные фольклорные занятия.
• Сценки с детьми на основе фольклора.
• В качестве средства активизации памяти, внимания и речи использовались игры типа «Помоги вспомнить».
• Для развития коммуникативных способностей детей использовались русские народные игры, которые для детей ценны в педагогическом отношении
• Малые формы фольклора в повседневной жизни в качестве ласки и шутки:
Чтобы убедиться в эффективности используемой в формирующем эксперименте системы работы, мы вновь провели контрольный эксперимент по тем же параметрам и показателям. Результаты проведенных исследований показывают, что дети экспериментальной группы значительно повысили свои показатели. Их результаты значительно улучшились в сравнении с детьми контрольной группы.
5. Таким образом, подтверждена гипотеза исследования. Систематическая и целенаправленная работа по использованию национальных традиций в воспитании детей первых лет жизни способствует более полноценному развитию детей.
На основе произведений устного народного творчества нами сформирована система фольклорных занятий для самых маленьких, которые носят игровой характер. Можно считать это направление педагогики раннего детства инновационным: оно способствует системному обновлению педагогического процесса по всем ведущим линиям развития. Это и развитие речи, и особая эмоциональная форма общения с ребёнком, и его эстетическое воспитание, и многое другое.
Представим психологические рекомендации по дальнейшему развитию детей раннего возраста для родителей и воспитателей.
1. Создать условия, которые наиболее полно способствовали бы реализации самоценности раннего детства.
2. Дети должны стать свидетелями добрых, доверительных отношений между родителями и воспитателями.
3. Необходимо воспитывать ребёнка в органическом соединении с культурой своего народа на высоких образцах народного искусства, доступных его восприятию, ибо воспитание красотой – одно из условий развития творческих потенций и яркой индивидуальности каждого малыша.
4. Необходимо использовать воспитательные возможности фольклора как на занятиях, так и в семейных условиях.
5. Развивать речь ребенка, память, мышление, внимание ежедневно, используя народные средства воспитания.
6. Необходимо заботиться о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, «открытия».
7. Заниматься с малышом совместной творческой деятельностью: играть, лепить, рисовать.



1. Авдеева Н. Развитие личности в раннем детстве // Дошкольное воспитание. – 2006. - №3. – С.103-108.
2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М.: Просвещение, 2007. – 348 с.
3. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание. – 2002. №5-6. С.5-8.
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 421 с.
5. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: метод. пособ. для педагогов дошк. образоват. учреждений / Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик и др.. – М.: Просвещение, 2007. – 143 с.
6. Гаврилина А.А. Организация и структура занятий с детьми раннего возраста // Дошкольная педагогика. – 2009. - №2. – с.27.
7. Гавриш Н., Загрутдинова М. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 2006. - №4. – С.12-16.
8. Галигузова Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет. – М.: Просвещение, 2007. – 159 с.
9. Гончарова Г.С. Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами экспериментальной деятельности // Дошкольная педагогика. – 2008. - №7. – с.27.
10. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
11. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. -Мн.: Университетское, 1988. - 399с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ