Введение
Глава 1. Теоретический анализ ценностей современной молодежи
1.1. Ценности как объект научного исследования и методы формирования ценностных ориентаций
1.2. Молодёжь как социально-демографическая группа и особенности ее ценностного сознания
Глава 2. Анализ ценностных ориентаций и смысла жизни современной молодежи (на примере населения г. Саранска республики Мордовия)
2.1. Определение смысла жизни и ценностных ориентаций современной молодежи на примере г. Саранска республики Мордовия
2.2. Интерпретация данных исследования об образе жизни и ценностных ориентациях современной молодежи
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность работы. На сегодняшний день многих волнует вопрос о ближайшем будущем России. Это будущее неразрывно связано с духовно-нравственным обновлением общества. Важное значение для этих преобразований будет иметь воспитание, образование, которое в ближайшие годы получит российская студенческая молодёжь. В этом возрасте, учитывая динамику общественных отношений, на развитие личности значительное влияние оказывают ее ценностные ориентации. Поскольку, данная социальная группа наиболее восприимчива к трудностям и негативным явлениям действительности, это отразится на ее мировосприятии и системе ценностей. Исследование ценностных ориентаций и их формирование является важной задачей специалистов социокультурной деятельности, при этом уточнение сущности, содержания и особенностей усвоения общенациональных ценностей для общества актуально и перспективно. Эти и другие факторы, влияющие на развитие личности, формируются под воздействием различных детерминант. Самой значимой из них является реклама, в частности социальная.
Согласно Указу Президента РФ от 24 декабря 2014 г. №808 «Об утверждении основ государственной культурой политики» нравственное воспитание личности имеет стратегическую важность для государства, поскольку оно является основой безопасности России. В документе выделяются такие ценности как: патриотизм, историческая преемственность, самореализация граждан и собственно равенство, традиционные ценности. Эту духовно-нравственную базу педагоги образовательных учреждений пытаются привить современной молодёжи.
Поэтому важно изучить социально-психологические условия формирования ценностных ориентаций, а также рассмотреть этот вопрос с методологической стороны.
Исходя из актуальности проблемы исследования и ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости была определена тема исследования, сформулированы ее цели, задачи, обоснованы объект и предмет исследования.
Цель исследования: выявление основных ценностей и образа жизни современной молодёжи в процессе формирования ценностной системы.
Задачи исследования:
1. Уточнить содержание понятия ценности, а также рассмотреть основные типологии ценностей;
2. Выявить психологические особенности молодёжи как особой социально-демографической группы;
3. Посредством применения метода интервью определить основные ценности современной молодежи;
4. Обобщить полученные результаты исследования и сделать выводы.
Объект исследования - ценностная система и образ жизни современной молодёжи.
Предмет исследования - формирование системы ценностей молодёжи.
При написании работы использовались методы теоретико-методологического анализа социологических, психолого-педагогических научных источников, сравнительного анализа и интерпретации научных данных; эмпирические методы: анкетирование, интервью.
Эмпирическую базу исследования составила молодежь г. Саранска республики Мордовия в возрасте от 18 до 25 лет.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
В ходе проведенного исследования, проанализировав разные подходы к определениям ценности и ценностной системы, мы выделили понятие, в большей степени отражающее специфику этого термина.
Ценности в широком смысле - это значимость предметов действительности и явлений с точки зрения соответствия или несоответствия потребностям общества, группы и личности.
Ценности в узком смысле - нравственно-эстетические требования, которые выработали культура, общество или сознание личности.
Динамику социально-культурных ценностей начали изучать еще в конце девятнадцатого века, когда культура и ценности попали в поле зрения социологов. Вопросом о культурной специфике и изменчивости ценностей занимались Г. Риккет, В. Виндельбанд, Г. Зиммель и др. Они сделали важные открытия, благодаря которым социокультурную динамику стало возможно рассматривать как процесс, обусловленный функционированием экономической и политической систем общества.
Так же мы рассмотрели классификации ценностей по различным основаниям, что позволило изучить все многообразие ценностей, существующих у личности.
Поскольку в исследовании нас интересует студенческая молодёжь, также мы рассмотрели психофизиологические особенности данной социальной группы. Ее ключевыми особенностями является: возрастные характеристики: 17-24 года; особенности социального положения: высокий уровень мобильности, освоение новых социальных ролей; психологические особенности: активный поиск смысла жизни, стремительное формирование иерархии ценностей. Эти особенности необходимо учесть при работе с данной социальной группой.
В связи с изучением темы ценностей мы изучили методики, позволяющие формировать ценностные ориентации студенческой молодёжи. В нашем исследовании мы сделали попытку отойти от классических методов гуманизации образования, позволяющие корректировать и создавать ценности в сознании личности. Таким образом, мы уделяем внимание таким методикам как: диалог с преподавателем, бальная форма мероприятий в рамках ВУЗа, взаимодействие с лингвистическими дисциплинами а так же методике оптимизации социокультурной среды.
Проведённое эмпирическое исследование подтвердило заявленные выше гипотезы о том, что в сознании современной молодёжи наблюдаются тенденции увеличения значимости ценностей потребительского общества и постепенного уменьшения значимости традиционных ценностей.
Согласно полученным результатам для молодёжи наиболее значимы такие ценности как: любовь, самоактуализация и активность. Но в связи с мобильностью данной социальной группы их ценностная система является подвижной, а значит, еще подлежит коррекции.
Алишев, Б. C. Изменения в структуре ценностей студенческой молодёжи в начале ХХI века / Б. С. Алишев // Ученые записки Казанского университета. Серия гуманитарные науки. 2016. №4. С. 929-940.
2. Андреенкова, А. В. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик молодёжи /А. В. Андреенкова // Знания, 2017. 287 с.
3. Бегичева О. Л., Гришаева С. А., Поляков М. Б., Тимохович А. Н. и Чуев С. В. Монография: Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики: результаты исследования. под ред. С. В. Чуева. М.: Издательский дом ГУУ, 2017. 131 с.
4. Бергий О. К. Динамика ценностных ориентаций молодёжи городского округа / О. К. Бергий // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления : материалы всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 28 февраля 2014. Екатеринбург: УрФУ, 2014. Т. 1. 27-29 с.
5. Гадецкая Е. О. Человек в гуманистической и авторитарной системе ценностей в работах Э. Фромма. / Е. О. Гадецкая // Система ценностей современного общества, 2013. 19-23 с.
6. Журавлёва Н. А. Динамика ценностных ориентаций молодёжи в условиях социально-экономических изменений:монография. М.: Институт психологии РАН. 2016. С. 44.
7. Казачков М. Ю. Выбор социального действия в процессе принятия решений: автореф. дис. кан-та соц. наук. Нижний Новгород, 2010. 147 с.
8. Кон И. С. Социология молодёжи / И. С. Кон // Краткий словарь по социологии. М., 2018. 68 с.
9. Крутецкий В. А. Психология подростка. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. 427 с.
10. Лапин Н., Беляева Л., Здравмыслов А., Наумова Н. Динамика ценностей населения реформируемой России. М.: Эдиториал УРСС. 2016. 224 с.
11. Лутовенко В. М. Проблемы ценностные ориентации молодёжи в современном обществе / В. М. Лутовенко // Социс. М.: Наука, 2019. №4. 63 с.
12. Маичиц Н. А., Баева О. В. Ценностные ориентации молодежи и возможности их корреляции / Н. А. Маичиц, О. В. Баева // Future Human Image, 2014. 221-235 с.
13. Маньков Ю. В., Оганян К. М. М. учеб. пос. Социология молодёжи. / Ю. В. Маньков // Санкт-Петербург: Петрополис, 2018. 316 с.
14. Михайлева Е. Г. Ценности и ценностные ориентации в современной образовательной среде. Харьков: НУА. 2014, 216 с.
15. Мокеева Е. А. Проблемы отбора тем в социальной рекламе: гендерный аспект / Е. А. Мокеева // Женщина в российском обществе, 2017. №2. 103-110 с.
16. Нархова Е. Н., Радченко Т. Е. Методы формирования самоидентификации студенческой молодежи / Е. Н. Нархова, Т. Е. Радченко // Проблемы образования, науки и культуры. Известия Уральского федерального университета, 2012. №3. 69-76 с.
17. Парсонс Т. О структуре социального действия. / Т. Парсонс - 2¬е издание. М.:Академический проект, 2016. 880 с.
18. Пирогова Ю.К., Паршин П.Б. Рекламный текст, семиотика и лингвистика. / Ю. К. Пирогова, П. Б. Паршин // Международный институт рекламы. М.: Издательский дом Гребенникова, 2017. 270 с.
19. Райкина Т. А. Оптимизация социокультурной среды как фактор формирования гуманистических ценностей студенческой молодёжи: авореф. дис. канд-та пед. наук. Барнаул, 2017. 190 с.
20. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / Пер. с англ., вступ. статья и комментарии В.В. Сапова. М.: Астрель, 2016. – 273 с.
21. Сокурянская Л. Г. Монография: Студенчество на пути к другому обществу:ценностный дискурс перехода Харьков: Харьковский нац. ун-т им. В. Н. Каразин, 2016. 575 с.
22. Солодова Т. В. Психосоциальное исследование студенческой молодёжи / Т. В. Солодова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2018. №60. 468-473 с.
23. Троицкий К. В. Переоценка ценностей в аксиологической мысли М. Вебера / К. В. Троицкий // Вопросы философии, 2013. №4. 154-162 с.
24. Янукян М. Б. Формирование нравственных ценностей студенческой молодёжи: На примере лингвистических дисциплин: автореф. дис. канд-та пед. наук. Карачаевск, 2004. 151 с.