Введение.........................................................................................................................................2
1 Основные теоретические проблемы социальных аспектов межличностных отношений в женском коллективе.....................................................................................................................4
1.1 Межличностные отношения их понятия и компоненты в отечественных и зарубежных исследования..................................................................................................................................4
1.2 Специфика межличностных отношений в женском коллективе......................................13
1.3 Межличностные отношения понятие и их компоненты в женском коллективе....................................................................................................................................20
2 Экспериментальное изучение особенностей межличностных отношения в трудовом женском коллективе....................................................................................................................25
2.1 Понятие, цель, задачи, объект, гипотеза и предмет исследования...................................25
2.2. Методы исследования..........................................................................................................26
2.3 Результаты исследования .....................................................................................................31
Заключение...................................................................................................................................34
Список используемой литературы.............................................................................................36
Приложение..................................................................................................................................39
Заинтересованность в проблеме взаимоотношений уходит своими корнями в далекое прошлое. Общественные процессы взаимоотношений между людьми, их взаимодействие - это те вопросы с которыми сталкиваются люди вступая в контакт с окружающими и которые всегда привлекали к себе пристальное внимание.
Свои работы данной в изучении межличностных отношений посвятили такие ученые как: Т. Шибутани, Б.Д. Парыгин, Г.М. Андреева, Д. Майерс, М.И. Еникеев, Ю.М. Жуков, В.Н. Куницына, А.В. Петровский, Р.С. Немов и другие.
Исключительно человеческой потребностью является потребность в общении, которая основана на фундаментальном стремлении людей к сотрудничеству и сообществу. Могут быть разные мотивы. Человек завязывая отношения с другими стремится к тому, чтобы властвовать, производить впечатление, поддерживать имидж доброжелательного и дружелюбного человека, доминировать и так далее.
В обыденных контактах между людьми возникает дружба и ненависть, команда и семья, привязанность и одиночество. Человек в результате общения приобретает индивидуальность, находит подтверждение признания и признание. Однако большее количество исследований посвящено изучению межличностных отношений, так как они являются главной формой жизнедеятельности человека, но существую аспекты которые являются не достаточно изученными, что и поспособствовало проблеме нашего исследования.
Целью исследования является изучить особенности межличностных отношений в женском трудовом коллективе.
Данная цель способствовала решению следующих задач:
1) осуществить анализ исследуемой проблемы;
2) рассмотреть особенности межличностных отношений в трудовом женской коллективе;
3) анализировать особенности поведения женщин в женском трудовом коллективе;
4) исследовать социально-психологический климат отношений в трудовом женском коллективе;
5) провести сравнительный анализ полученных данных;
6) проанализировать главные тенденции поведения в реальной группе.
Предметом исследования выступают особенности межличностных отношений в трудовом женском коллективе.
Объектом исследования являются женщинs работающие в трудовом коллективе.
Гипотеза исследования - межличностные отношения в трудовом женском коллективе, которые могут носить отличительный характер.
Практический анализ содержится в том, что полученные в работе результаты могут быть использованы психологами и что по способствует эффективному управлению коллективом и при решении конфликтных ситуаций в трудовом коллективе женщин.
Проблема общения была логическим центром психологической науки. Исследования в этой области открыло возможности глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирование его внутреннего мира, раскрыло социальную обусловленность психики и образа жизни личности. Философские основы разработки проблемы общения связаны с трудами таких ученых, как Л.С. Выготского, В.М. Бехтерева, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, они рассматривали общение как важное условие психического развития человека, формирования личности, его социализации и индивидуализации. Неоценимый вклад в развитие проблемы общения внес основоположник отечественной психологии Л.С, Выготский. При исследовании проблем мышления и речи открылось понимание механизма преобразования общения в сознании личности. Как одна из важнейших социальных потребностей, выдвигалось общение, без реализации которого замедляется и прекращается формирование личности. Экспериментальные данные говорят о том, что с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в общении с другими людьми и она постепенно развивается и преобразуется от потребности в эмоциональных контактах в потребность глубоко личностном общении и сотрудничестве. Для каждого человека, данная потребность носит индивидуальный характер и определяется как личностными особенностями субъекта общения, так и условиями и обстоятельствами и социальными факторами. Плодотворные резервы общения - является целостное понимание жизни, ответственность и доверие. Существуют у каждого человека, в скрытом виде такие возможности. Когда человек научится использовать данные возможности осознано и корректно, тогда он сможет устанавливать и сохранять продуктивный контакт с окружающими, а также достигать высоких результатов в совместной с другими деятельностями. В различных формах проявляется непродуктивное общение, директивной, манипуляционной, агрессивной, силовой модели подавляющих стратегии контакта, основанной на стремлении захватить пространство партнера, подавить его активность и во многих формах отвержения, потери, беспомощности, ухода моделями избегательной стратегии контакта, которая основана на стремлении замкнуться в своем собственном пространстве. Человек, который обладает развитыми потенциалами рефлексии, ответственностью и доверием, сможет не только активно подойти к поиску другого ведения общения, но и приблизиться к решению центральной задачи на этом пути (обретению единства, познанию своей целостной и неповторимой сущности, и преодолевая при этом двойственность человеческого общества и существа.
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М., Аспект Пресс, 2010. - 36с.
2. Бойко В.В. и др. Социально-психологический климат коллектива и личность/ В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. - М.: Мысль, 2006. - 27с.
3. Браун Р. Межгрупповые отношения // Перспективы социальной психологии. М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001. - 79с.
4. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль. 2005.
5. Буранов С. О. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе Ориентир.-2005 - 104.
6. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Смысл, 2011. - 73с.
7. Визигина А.В., Пантилеев С.Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин Вопросы психологии, 2012г. № 3, 91-101с.
8. Военная педагогика и психология. Психология воинского коллектива. - М., 2010. -90c.
9. Гурин В. Социально - психологические основы взаимоотношений в воинском коллективе и пути их укрепления // Ориентир. - 2010 - № 7.
10. Донцов А. И. Психология коллектива. - М.: МГУ. 2010.
11. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. М.: Издательская группа Норма - Инфра М, 2012. - 124с.
12. Климов Е.А. основы психологии: Учебник для вузов. М.: Международная Педагогическая Академия, 2011. - 25с.
13. Крайг Г. Психология Развития. - СПб.: Питер, 2005. - 980с.
14. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. - Дубна: Издательский Центр «Феникс», Издательство «Когито-центр», 2011.- 44с.
15. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 54 с.
16. Ландрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Международная педагогическая академия, 2005. - 38с.
17. Леонтьев А. Н. Очерк психологии личности. - М.: Смысл. 2005.
18. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М.: Смысл, 2006. - 54с.
19. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. - СПб.: Питер, 2006.
20. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2005.
21. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. - СПб.: Изд-во СПб университета, 2000. - 132с.
22. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2011. - 36с.
23. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальный учебных заведений. СПб.: Издательство «Союз», 2010. 76с.
24. Нартова - Бочавер С.К. Дифференциальная психология: учебное пособие / С.К. Нартова - Бочавер. - М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2005. - 80с.
25. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн., Кн. 1. Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Просвещение, «Владос», 2010.
26. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л., 2005.
27. Общая психология. Курс лекций. / сост. Е.И. Рогов. - М., Владос, 2011. - 48с.
28. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2012. - 18с.
29. Парыгин Б.Д. Социальная психология.: Учебное пособие. - СПб.: СПб ГУП, 2003. - 66с.
30. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для вузов. - М.: Academia, 2013. - 52 с.
31. Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы /Под ред. Бодалева А. А. Карлинской И. М.- М., 2010.
32. Психология личности. Тексты. - М.: МГУ. 2005.
33. Психология: Словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского 20е изд., испр., доп. - М. Политиздат, 2005. - 94с.
34. Психология и педагогика. Военная психология. Под ред. Маклакова А. Г. СПб.: Питер, 2005.
35. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ - М», 2012.
36. Ратанова Т.А., Золотарева Л.И., Шляхта Н.Ф. Методы изучения и психодиагностика личности. - М.: Издательство МГОПУ, 2010 - 129с.
37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 2011. - 29с.
38. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. - СПб.: Речь, 2010. - 96с.
39. Социальная психология: ключевые идеи / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 12с.
40. Стрельников В. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. // Ориентир. - 2005 - 66с.
41. Хорни К. Женская психология. - СПб.: Речь, 2013.
42. Федотов В. В. Взаимоотношения в первичном воинском коллективе. М., 2005.
43. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. - М.: Владос2012.
44. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов на Дону.: изд-во «Феникс», 2010.