В законе Российской Федерации обучение и воспитание рассматривается, как ядро целенаправленного образовательного процесса в интересах личности, общества и государства, сопровождающегося достижением обучающимися определённых образовательных уровней.
Обучение рассматривается как процесс взаимосвязанной деятельности преподавателей (преподавание) и обучающихся (обучение).
Педагогическая система включает как преподавателей и обучающихся, так и цели, методы, средства, формы обучения и учебно – научную материальную базу.
Представление обучения в виде процесса, протекающего в рамках педагогической системы, в центр внимания ставит деятельность преподавателя, направленную на организацию деятельности обучающихся (обучение) по усвоению ими содержания учебной дисциплины (содержания обучения) на требуемом уровне.
Предусматривается проектирование преподавателем такой деятельности обучающихся, при которой требуемое качество обучения, определяемое его целью (усвоением содержания на требуемом уровне), достигается ценою собственных усилий обучающихся, их напряжённой (интенсивной), но безвредной для здоровья интеллектуальной деятельностью. Отсюда следует, что интенсифицировать обучение – значит, прежде всего, обеспечить активизацию мышления обучающихся и их учебно-познавательной деятельности в целом. Интенсификация обучения возможна лишь в случае, если деятельность преподавателей будет ориентирована на приведение всех элементов педагогической системы в состояние, адекватное научному знанию о каждом из них и о системе в целом, то есть, если будет осуществлён процесс интенсификации всей педагогической системы.
Таким образом, интенсифицировать обучение – это, значит, осуществить комплексный процесс совершенствования педагогической системы с тем, чтобы добиться требуемого качества обучения за счёт всемерной активизации обучения.
Система интенсивного обучения (СИО) является результатом интенсификации процесса обучения, т.е. комплексного процесса совершенствования педагогической системы, обеспечивающегося повышение эффективности обучения.
Рассматривая обучение как деятельность, необходимо, в первую очередь, определить его цели.
Цели обучения – система умений, адекватная составу содержания обучения как части содержания подготовки и социального опыта, которую должны усвоить обучающиеся.
Цель обучения – планируемый (требуемый) результат обучения, достижение которого в ходе интенсивного, дидактического (образовательного) процесса является обязательным. Поэтому СИО является системой гарантированного качества обучения.
Цели и содержание обучения взаимосвязаны, и об их совокупности следует говорить как о подсистеме педагогической системы. Эта подсистема ядром условий дидактической задачи, т.к. подобно условиям любой задачи отвечает на вопрос о том, что требуется получить в ходе её решения. Более того, понятия цели и содержания обучения используются при постановке дидактической задачи и для задания исходного состояния обучения.
Наличие данных об исходном состоянии обученности отвечает на вопрос: что дано? Тогда становится понятно, в чём состоит смысл самого решения дидактической задачи: создание условий для перевода обучающихся из исходного состояния обученности в требуемое, обусловленное конечными целями обучения. Из приведённого выше определения СИО следует, что такой переход должен осуществляться, прежде всего, усилиями самого обучающегося.
Обратимся далее к рассмотрению оставшихся элементов педагогической системы: методов обучения: методов обучения, средств обучения, форм обучения, а также учебно-научной материальной базы и определить их роль в решении дидактической задачи.
Проблема методов обучения имеет более, чем двухсотлетнюю историю. Ей посвящено большое количество научных трудов. В концепции СИО особо важным является толкование метода обучения, как способа достижения цели обучения, представляющего собой систему последовательных и упорядоченных действий преподавателя, организующего с помощью средств обучения учебно-познавательную деятельность обучающихся по усвоению ими содержания обучения. Принятие такого толкования методов обучения позволяет указать на важное его место в педагогической системе и определяющую роль подсистемы методов и средств обучения в решении дидактической задачи.
При требуемом качестве образования любой метод обучения реализуется через множество приёмов, к наиболее прогрессивным из которых относится использование компьютерных разработок в виде автоматизированных учебных курсов (АУК). В этом случае освоение материала является желательным и неутомительным.
Вместе с этим, компьютерные технологии должны органично встраиваться в учебный процесс, не вытесняя традиционных форм обучения (лекции, семинары, работа с литературой и т.д.), а дополняя и расширяя их возможности. Кроме того, при активном внедрении компьютерных средств, деятельность преподавателя должна быть направлена на организацию интенсивного усвоения обучающимися содержания учебной дисциплины.
Много лет назад преподаватель за время экзамена не мог определить, знает ли студент все темы курса. Вопросы носят случайный характер, и поэтому поставленная оценка не всегда отражает уровень знаний студента.
После обучения контроль знаний должен производиться индивидуально и достаточно часто. Преподавателю часто физически трудно организовать тщательный индивидуальный контроль знаний целой группы студентов. Вот почему автоматизация именно этой функции является одной из главных задач при внедрении компьютерных обучающих технологий.
Кроме того, система компьютерного обучения и контроля знаний должна регистрировать ошибки студентов, их неправильные ответы на контрольные вопросы по конкретным темам для получения полной информации об успеваемости группы. В этой связи использование компьютерных средств позволяет существенно снизить трудозатраты преподавателей и студентов, уровень психологической нагрузки и повысить объективность оценки знаний обучающихся.
Средства обучения – носители учебной информации. К ним относятся слово, слайд, запись на меловой доске, видео- и кинофильм, учебник, компьютер и другие средства. Их функции разнообразны. В средствах обучения сосредоточено педагогически обработанное содержание обучения, что позволяет говорить о них как о средствах преподавания и обучения. Обучающийся по отношению средствам рассматривается как субъект деятельности. Вместе с тем, в руках преподавателя средства обучения выступают и в роли средств презентации содержания обучения, контроля и управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся. Появление в последнее десятилетие средств обучения, ориентированных на использование персональных компьютеров, существенно усилило возможность управления обучением, создало предпосылки для адаптивного обучения. В этой связи следует заметить, что идеальным вариантом СИО считается тот, который обеспечивает управление обучением на основе знания о реальном состоянии обучающихся, в любой момент времени. Компьютерные средства позволяют реализовать такой вариант обучения.
Один и тот же материал может быть представлен несколькими средствами обучения, каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Преподаватель должен знать эти возможности, уметь распределить учебный материал по различным средствам обучения, формировать из них комплект средств обучения–систему носителей учебной информации, предназначенную для решения поставленной дидактической задачи.
Методы и средства обучения относятся к главным сторонам дидактического процесса. Будучи сформированным преподавателем как единая система (подсистема педагогической системы) для решения конкретной дидактической задачи, они могут обеспечить достижение требуемых целей, если будет в наличии необходимая для этого учебно-научная материальная база. А преподавателю предоставят право выбора организационной стороны обучения, т.е. формы воплощения его дидактического замысла или проще – формы обучения.
Многолетняя практика выработала большое разнообразие регламентированных форм обучения. Они получили название видов занятий (лекции, практические занятия, лабораторные работы, семинары, деловые игры, контрольные, курсовые, дипломные работы и т.п.). В рамках каждого из видов занятий решается свойственная ему частная, по отношению к общей, дидактическая задача.
Закономерная обусловленность эффективности обучения от выбора форм обучения отражает соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении. В СИО индивидуальная форма обучения реализуется на таких видах занятий, как самостоятельная работа обучающихся в часы аудиторных занятий в обычном или дисплейном классе, самоподготовка, упражнение на функциональном или комплексном тренажёре, индивидуально выполняемая курсовая работа. Коллективным формам (в составе учебного потока, группы) соответствуют лекция, семинар, тематическая дискуссия, деловая игра.
Материальной основой сформированной системы занятий служит учебно-научная материальная база, определяемая как материально – техническая система, включающая учебные помещения, технические средства обучения, ЭВТ, учебно-лабораторное, научное и вспомогательное оборудование, а также учебно-производственное, информационно-библиотечное и другие комплексы.
Интенсивное обучение предусматривает создание системы стимулирования и мотивации положительного отношения, обучающихся к обучению на всех этапах обучения. При этом первостепенное значение придаётся психолого-педагогической обработке содержания обучения с целью его трансформации в комплект средств обучения, позволяющий вызвать у обучающихся познавательный интерес за счёт стимулов социальной и личной значимости, новизны, занимательности, проблемности подачи. Здесь обучение должно рассматриваться как процесс проявления активной деятельности обучающегося. Тем самым можно выделить суть главной закономерности обучения как деятельности обучающегося, заключающейся в поэтапном овладении им содержания обучения. Последовательность этапов обучения, вытекающая из принятого деятельностного подхода в обучении, является исходным моментом построения интенсивного дидактического процесса, направленного на усвоение содержания обучения.
При выполнении дипломного проекта разработаны разделы: «Гидравлическое сопротивление поверхностей нагрева потоку воды», «Особенности работы металла поверхностей нагрева водогрейных котлов», «Температурный режим элементов поверхностей нагрева», «Гидравлическая и тепловая неравномерность в элементах водогрейных котлов», «Влияние подвода (отвода) воды к поверхности нагрева на ее распределение по ширине элемента», «Гидродинамика элементов водогрейных котлов», входящие в состав главы «Гидродинамика водогрейных котлов» автоматизированного учебного курса (АУК) «Водогрейные котлы».
Полученные материалы реализованы на ПЭВМ в виде программного продукта и дают представление о гидродинамических особенностях наиболее распространенных вариантов водогрейных котлов с номинальной тепловой мощностью 4÷116 МВт.
Изученные материалы заканчиваются проверкой знаний с помощью блока контрольных вопросов.
Материал представлен в виде, обеспечивающем наглядность обучения и повышающем усвояемость разделов изучаемой дисциплины.
Иллюстрация текстового материала большим количеством рисунков, схем, графиков с применением элементов анимации способствует усвоению изучаемых материалов и повышает качество подготовки будущих специалистов.
Результаты работы опубликованы в т. 3 XIII Международной научно-технической конференции студентов и аспирантов «Радиоэлектроника, электротехника и энергетика», Москва, 2007 (В.А. Коляда, А.А. Силич, Р.С. Фомин, студенты; руководители: А.В. Мошкарин, д.т.н., проф., Б.Л. Шелыгин, к.т.н., доц.); а также на региональной научно-технической конференции студентов и аспирантов «Теплоэнергетика», Иваново.: ГОУ ВПО Ивановский государственный энергетический университет, 2007 (В.А. Коляда, студент; руководители: Б.Л. Шелыгин, к.т.н., доц., А.В. Мошкарин, д.т.н., проф.).
. Л.Н. Сидельковский, В.Н. Юpенев. Котельные установки пpомышленных пpедпpиятий. "Энеpгоатомиздат". 1988 г.
2. Е.Ф. Бузников, К.Ф. Роддатис, Э.Я. Беpзиньш. Пpоизводственные и
отопительные котельные. "Энеpгия". 1974 г.
3. Е.Ф. Бузников, В.Н. Сидоpов. Водогpейные котлы и их пpименение на
электpостанциях и в котельных. "Энеpгия". 1965 г.
4. Теплотехнический спpавочник /Под pед. В.Н. Юpенева, П.Д. Лебедева.
"Энеpгия". 1976 г.
5. Пpомышленная теплоэнеpгетика и теплотехника: Спpавочник /Под общ. pед. В.А. Гpигоpьева и В.М. Зоpина. "Энеpгоатомиздат". 1989 г.
6. Котлы малой и сpедней мощности и топочные устpойства. Отpаслевой
коталог 15-83: НИИЭИнфоpмэнеpгомаш. 1983 г.
7. В.И. Частухин, В.В. Частухин. Топливо и теоpия гоpения.
"Вища школа". 1989 г.
8. Тепловой pасчет котельных агpегатов (Ноpмативный метод).
"Энеpгия". 1973 г.
9. Аэpодинамический pасчет котельных установок (Ноpмативный метод).
"Энеpгия". 1977 г.
10. Гидpавлический pасчет котельных агpегатов (Ноpмативный метод).
"Энеpгия". 1978 г.
11. Госгоpтехнадзоp СССР. Сбоpник пpавил и pукводящих матеpиалов по
котлонадзоpу. "Недpа". 1972 г.
12. Пpавила технической эксплуатации электpических станций и сетей.
"Энеpгоатомиздат". 1994 г.
13. В.А. Коляда, А.А. Силич, Р.С. Фомин, студенты; руководители: А.В. Мошкарин, д.т.н., проф., Б.Л. Шелыгин, к.т.н., доц. Повышение эффективности изучения котельных установок с использованием автоматизированных учебных курсов. Радиоэлектроника, электротехника и энергетика. Тезисы докладов XIII Международной научно-технической конференции студентов и аспирантов. Том 3. Москва, 2007г.
14. В.А. Коляда, студент; руководители: А.В. Мошкарин, д.т.н., проф., Б.Л. Шелыгин, к.т.н., доц. Автоматизированный учебный курс по изучению глродинамических особенностей водогрейных котлов. Тезисы докладов региональной научно-технической конференции студентов и аспирантов «Теплоэнергетика», Иваново. : ГОУ ВПО Ивановский государственный энергетический университет, 2007г.