Введение
1 Понятие фитнес-индустрии, уровень и проблемы ее развития в России
Красноярске 6
1.1 Понятие фитнес-индустрии как предпринимательского сектора 6
1.2 Анализ фитнес-индустрии в России 19
1.3 Уровень развития фитнес-клубов в Красноярске 25
1.4 Выявление проблем в развитии фитнес-индустрии в
Красноярске 28
1.5 Меры повышения популярности фитнеса в развитии фитнес-
индустрии в Красноярске 34
2 Методы и организация исследования 38
2.1 Методы исследования 38
2.2 Организация исследования 39
3 Анализ деятельности фитнес-клуба «Пул энд Джим» 40
3.1 Общая характеристика фитнес-клуба «Пул энд Джим» 40
3.2 Особенности продвижения услуг фитнес-клуба «Пул энд Джим» .. 47
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение А 61
Современная индустрия спорта развивается очень динамично. Проводится все больше грандиозных спортивных мероприятий, которые отличаются большим разнообразием и привлекают огромную аудиторию зрителей и болельщиков. В связи с тем, что состояние здоровья россиян вызывает серьезную тревогу, государство особое внимание обращает на развитие индустрии фитнеса как наиболее популярного и проверенного в западных странах способа оздоровления.
Основные факторы бурного развития фитнес-индустрии носят социокультурный и экономический характер. Капиталовложения в здоровье считаются самыми серьезными и окупаемыми.
Актуальность исследования вопросов развития фитнес-индустрии в Красноярске определяется двумя основными факторами: во-первых, общим курсом на оздоровление нации, в рамках которого физкультура и спорт массово продвигаются в обществе в качестве популярного направления и, во-вторых, тем фактом, что фитнес является одним из доходных направлений бизнеса, развитие которого повышает занятость населения горожан, а также приносит доход в бюджет. Повышение уровня занятия фитнесом благоприятно отражается на здоровье, пропаганде здорового образа жизни жителей Красноярска, способствует формированию правильных установок у молодого поколения. Занятие фитнесом становится модной тенденцией в Красноярске, что в целом отражает благоприятные тенденции в обществе.
Степень научной разработанности темы исследования невысока. Фитнес- индустрия рассматривается больше в публицистической литературе маркетинговой и экономической направленности. Сводных обзоров по ее развитию в официальных источниках нет, поскольку фитнес является разновидностью частной предпринимательской деятельности и не подконтролен Министерству спорта РФ. Источниковую базу настоящей работы составили труды таких авторов, как Е.А. Бавыкин, В.И. Григорьев, Д.Е. Горский, М.В. Ефремов, В.А. Леденев и иных.
Объект исследования - развитие фитнес-индустрии в Красноярске.
Предмет исследования - фитнес-клуб «Пул энд Джим».
Цель работы - охарактеризовать маркетинговую деятельность, способствующую развитию клуба «Пул энд Джим».
Задачи исследования:
1. Проанализировать фитнес-индустрию, основных направлений и проблем ее развития в России и Красноярске;
2. Проанализировать развитие фитнес-клуба «Пул энд Джим»;
3. Охарактеризовать маркетинговую деятельность для развития фитнес- клуба «Пул энд Джим».
По итогам проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
1. Фитнес-индустрия - это предоставление услуг, способствующих достижению определенных спортивных результатов, приведению внешний облик, телосложение, осанка.
Анализ российского рынка фитнес-услуг показал, что предложение фитнес-услуг в целом по стране, за условным исключением некоторых крупных городов, не соответствует имеющемуся спросу, а текущие предоставляемые услуги - требованиям мировой фитнес-индустрии.
При данных темпах развития индустрии фитнеса компаниям для удержания своих позиций на рынке и повышения рентабельности необходимо тщательно исследовать рынок и отслеживать изменения предпочтений клиентов, а также грамотно использовать инструменты маркетингового управления для достижения конкурентных побед.
Темпы развития спортивно-оздоровительной индустрии в России демонстрируют острую необходимость включения государства в процесс общего оздоровления нации. Тактика и стратегия успешного сотрудничества государства и предпринимательства требует немедленного реагирования, прежде всего в законодательной сфере. Этот процесс только начинается. Но его результаты не замедлят сказаться как на улучшении качества жизни сегодняшних россиян, так и на оздоровлении будущих поколений наших граждан.
2. Фитнес-клуб «Пул энд Джим» -является коммерческой организацией, оказывающей услуги в области фитнеса и спорта. Особенностью фитнес-клуба является решающее значение кадрового ресурса в деятельности организации. Именно уровень подготовки, опытность инструкторов, их личные свойства, способные зарядить занимающихся позитивом, стремлением к продолжению тренировок, что является залогом к успешной деятельности и расширению клиентуры клуба. Финансовые показатели свидетельствуют о росте компании и о ее финансовой стабильности.
Особенностями физкультурно-спортивных услуг, оказываемых клубом, являются их следующие характеристики:
- они предназначены для удовлетворения специфических потребностей - клиенты приходят в клуб для того, чтобы стать более здоровыми, сильными и красивыми, улучшить свое самочувствие;
- они связаны с физическим развитием и оздоровлением и человека;
- относятся к специфической индустрии спорта и физической культуры.
Клуб оказывает услуги, смежные с основной деятельностью - сдает в аренду инфракрасную сауну, а также предлагает массаж, что особенно востребовано после тяжелых физических нагрузок.
Основная часть услуг клуба представляют собой активные занятия физическими упражнениями и видами спорта по определенной программе на базе научно обоснованных методик, регламентированного времени занятий, под руководством специалистов. Услуги оказывают сертифицированные тренеры, имеющие высшее образование и периодически проходящие курсы повышения квалификации.
Спортивно-оздоровительные услуги клуба также включают в себя консультирование, а также дополнительные и сопутствующие услуги.
Определив своеобразие, специфику понятия «спортивно¬оздоровительные услуги», можем определить спортивно-оздоровительный сервис как экономически обоснованное создание, предоставление и потребление услуг, удовлетворяющих совокупность специальных потребностей человека и связанных с программированием занятий специалистом (тренером, инструктором) в целях оздоровления и физического развития.
Иными словами, это - часть отрасли «физическая культура и спорт», которая производит свободно реализуемые на рынке спортивно¬оздоровительные услуги, или тот сектор экономики, где в качестве товара выступают спортивно-оздоровительные услуги.
Недостатками в сфере маркетинг услуг «Пул энд Джим» можно назвать следующее:
- отсутствие единой концепции PR-компании клуба;
- отсутствие практики проведения ивент-мероприятий. Такими могут быть, в том числе, выступления на различных общественных мероприятиях, праздниках, народных гуляниях и проч.;
- отсутствие практик проведения рекламных кампаний, приуроченных к каким-либо событиям.
3. Для совершенствования маркетинговой деятельности фитнес-клуба «Пул энд Джим» были рекомендованы следующие направления мероприятий:
- улучшение уже имеющегося спортивного сервиса оказания услуг;
- разработка новых направлений спортивных услуг;
- развитие дополнительных услуг в области физической культуры и спорта, которые позволят расширить спектр обслуживания в клубе, а также повысить его престиж на рынке услуг в области здоровья и спорта.
Для продвижения услуг клуба было рекомендовано:
- организация ивент-мероприятий;
- увеличить вместимость зала.
Социальный эффект мероприятий будет выражаться в повышении престижа клуба, его популярности среди населения, что будет способствовать продвижению спортивных услуг и увеличению клиентской базы клуба.
1. Об физической культуре и спорте в Российской Федерации
[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/
2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 302. - Введ. 15.04.2014. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70643480/
3. Алексеев, С.В. Спортивная реклама как элемент спортивного маркетинга. Нормативные аспекты регулирования / С.В. Алексеев // Спорт: экономика, право, управление. - 2015. - № 3. - С. 5-12.
4. Арзуманов, С. Физическое воспитание / С. Арзуманов. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2017. - 552 с.
5. Артемьева, Л.Б. Рекламная деятельность как способ пропаганды здорового образа жизни / Л. Б. Артемьева // Символ науки. - 2016. - № 4. - С. 103-107.
6. Бавыкин, Е.А. Фитнес-индустрия: самообман или польза для здоровья? / Е.А. Бавыкин // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2016. - № 5. - С. 190-195.
7. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания российской молодежи / В.К. Баьсевич. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2016. - 112 с.
8. Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Лубышева, Л.П // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 4. - С. 2-6.
9. Борисов, П.С. Модель формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся средствами спортивного туризма / П.С. Борисов // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2016. - № 2. - С. 432-436.
10. Бояринова, Н. Олимпийские надежды Public Relations / Н. Бояринова // Маркетинговые коммуникации. - 2014. - № 5. - С. 18-20.
11. Бронникова, Т.С. Маркетинг / Т.С. Бронникова. - М.: Дело, 2016. - 492 с.
12. Венедиктов, С.В. Социальная реклама здорового образа жизни /
С.В. Венедиктов // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2016. - № 3. -С. 45-48.
13. Вершинин, М.А. Эффективность включения элементов спортивных игр в содержание занятий по физической культуре в школе / М.А. Вершинин // Фундментальные исследования. - 2015. - № 2. - C. 120-124.
14. Виленский, М.Я. Физическая культура / М.Я. Виленский. - М.: Владос, 2015. - 385 с.
15. Гварлиани, Т.Е. Особенности развития спортивного туризма в Российской федерации / Т.Е. Гварлиани // Terra Economicus. - 2012. - № 4. - Т. 10.- С. 71-75.
16. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта / Б.Р. Голощапов. - М.: Академия, 2015. - 312 с.
17. Гольдштейн, Г.Я. Маркетинг / Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог, ТРГТУ, 2015. - 553 с.
18. Григорьев, В.И. Кластерный анализ экономической эффективности фитнес-индустрии / В.И. Григорьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3(85). - С. 73-76.
19. Демин, Р.С. Конкурентоспособность инфраструктуры предпринимательства в индустрии спорта / Р.С. Демин // Современная конкуренция. - 2017. - № 2. - С. 34-39.
20. Джефкинс, Ф. Реклама / Ф. Джефкинс. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 321 c.
21. Ефремова, М.В. Анализ российского рынка фитнес-услуг // Экономический анализ: теория и практика / М.В. Ефремова. - 2015. - № 21(240). - С. 26-31.
22. Жуликов, П.П. Реклама / П.П. Жуликов. - М.: ЛКИ, 2016. - 284 с.
23. Ильинич, В.А. Физическая культура / В.А. Ильинич. - М.: Гардарики, 2009. - 457 с.
24. Киварина, М.В. Взаимодействие власти и бизнеса в индустрии спорта / М.В. Киварина // Проблемы экономики и менеджмента. - 2016. - № 1. - С. 29-32.
25. Козьмик, В.Н. Актуальные тенденции маркетинга спорта в мире и
в России. Подъем индустрии спорта в России следствие проведения крупных спортивных мероприятий или роста экономической конъюнктуры? / В.Н. Козьмик // Интернет-журнал Науковедение. - 2012. - № 4. - С. 65-69.
26. Краснодембский, С.Е. Использование неолимпийских видов спорта для реализации учебной программы по спортивным играм в вузе и самостоятельного совершенствования студентов в сфере физической культуры / С.Е. Краснодембский // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 209. - С. 72-76.
27. Курашвили, В.А. Нерешенные проблемы менеджмента в развитии фитнес-индустрии / В.А. Курашвили // Современная конкуренция. - 2014. - № 2. - С. 36-41.
28. Леднев, П.Л. Индустрия спорта как арена конкурентной борьбы / П.Л. Леднев // Интернет-журнал Науковедение. - 2013. - № 2013. - № 6. - С. 8¬12.
29. Леднев, В.А. Рыночные отношения в индустрии спорта / В.А. Леднев. - М.: Экономика, 2005. - 369 с.
30. Малышев, А.А. Анализ рынка фитнес-услуг и тенденции его развития в России и Пензенской области / А.А. Малышев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2014. - № 3(31). - С. 178-182.
31. Мартыненко, А.В. Здоровый образ жизни молодежи / А.В. Мартыненко // Знание. Понимание. Умение. - 2014. - № 4. - С. 65-70.
32. Махник, Д.И. Правовые основы общественно-государственного взаимодействия в области физической культуры и спорта / Д.И. Махник // Законодательство и экономика. - 2016. - № 11. - С. 54-60.
33. Мельник, Т.Е. Государственно-частное партнерство в области физической культуры и спорта / Т.Е. Мельник// Журнал российского права. - 2016. - № 12. - С. 133-141.
34. Мендель, Т.В. Проблемы развития спортивно-туристской деятельности в России / Т.В. Мендель // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2013. - № 2. - С. 86-92.
35. Наумов, В.Н. Маркетинг сбыта / Под ред. Г.Л. Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2016. - 403 с.
36. Николаева, М.А. Маркетинг товаров и услуг / М.А. Николаева. - М.: Деловая литература, 2015. - 448 с.
37. Ногина, М.А. Приключенческий и экстремальный туризм: содержание понятий и причины популярности в молодёжной среде / М.А. Ногина // Концепт. - 2015. - № 3. - С. 5-10.
38. Носова, А.В. О стратегии продвижения продукта в индустрии спорта / А.В. Носова // Статистика и экономика. - 2015. - № 5. - С. 119-122.
39. Орлов, А.В. Национальная маркетинговая стратегия в спорте / А.В. Орлов // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 1. - С. 54-57.
40. Панкрухин, А.П. Маркетинг / А.П. Панкрухин. - М. Омега-Л, 2016. - 656 с.
41. Петрова, Т.Э. Проблемы формирования здорового образа жизни населения / Т.Э. Петрова // Интеграция образования. - 2015. - № 3. - С.54-59.
42. Погадаев, Г.Р. Физкультура / Г.Р. Погадаев. - М.: Экзамен, 2016. - 514 с.
43. Серпер, С.А. Фитнес в России: проблемы и перспективы федерального и регионального развития / С,А. Серпер // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2016. - № 3. - С. 16-21.
44. Скальская, Д.С. Специфика развития индустрии спорта в России / Д.С. Скальская // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2016. - ; 4. - С. 72-75.
45. Солнцев, И.В. Роль индустрии спорта в развитии современной экономики / И.В. Солнцев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. - № 2. - С. 62-66.
46. Татаринцев, А.Н. Перспективы развития российского рынка фитнес-услуг / А.Н. Татаринцев // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - № 11. - С. 124-128.
47. Теория и методика физической культуры / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Спарк, 2017. - 421 с.
48. Фролова, О.Ю. Индустрия спорта: коммерческая деятельность и политика Министерства спорта РФ / О.Ю. Фролова // Вестник НГИЭИ. - 2015. - № 2. - С. 82-88.
49. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг / В.Е. Хруцкий. - М.: Экон- Информ, 2016. - 623 с.
50. Яковлева, В.Н. Спортивные и подвижные игры, как средство оздоровления и повышение интереса к урокам физической культуры / В.Н. Яковлева // Science Time. - 2015. - № 7(19). - С. 263-268.