Введение
Глава 1 МАРКЕТИНГ КАК ОСНОВА ВЫЖИВАНИЯ КОМПАНИИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Теоретические основы маркетинга
1.2 Сущность маркетинговой стратегии в условиях кризиса
1.3 Виды маркетинговых стратегий
1.4 Планирование стратегии маркетинга
Выводы
Глава 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «МЕТАЛЛОСТРОЙКОНСТРУКЦИЯ»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ конкурентного рынка металлических форм
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции
2.4 Анализ себестоимости и безубыточности производства
2.5 Анализ показателей ликвидности и платежеспособности
2.6 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Выводы
Глава 3 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
3.1 Маркетинговая стратегия лидерства в издержках М. Портера
3.2 Математические модели в реализации стратегии лидерства в
издержках
3.2.1 Формирование ассортиментной политики предприятия на ос-
нове ABC и XYZ-анализа
3.2.2 Планирование развития хозяйственного портфеля на основе
марковской имитационной модели
3.2.3 Оптимизация издержек на основе рейтингования
Выводы
Глава 4 СПЕЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
4.1 Модернизация системы менеджмента качества как составляющего
элемента маркетинговой стратегии ЗАО «Металлостройконструкция»
Выводы
4.2 Компьютерное моделирование проектных решений
4.3 Безопасность и экологичность проектных решений
4.3.1 Анализ условий труда в отделе маркетинга и сбыта
4.3.2 Предлагаемое размещение мебели и технических средств в отделе маркетинга и сбыта
4.3.3 Факторы, действующие на работников отдела
4.3.4 Расчет общей равномерной освещённости в отделе
4.3.5 Расчёт оптимального количества кондиционеров для отдела
4.3.6 Определение эффективности проектных решений
Выводы
Заключение
Библиографический список
Приложение А - Калькуляция затрат на изготовление металлических форм МФ 17-00
Приложение Б – График безубыточности производства металлических форм МФ 17-00 в 2007 году
Приложение В – График безубыточности производства металлических форм МФ 17-00 в 2008 году
Приложение Г – График безубыточности производства металлических форм МФ 17-00 в 2009 году
Приложение Д - Анализ финансовых результатов деятельности ЗАО «МСК» 6
В последние десятилетия в связи с развитием в нашей стране рыночных от-ношений, расширением возможностей внешнеэкономической деятельности значи-тельно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления.
Маркетинг - это искусство и наука правильно выбирать целевой рынок, привлекать, сохранять и наращивать количество потребителей посредством создания у них уверенности, что покупатель представляет наивысшую ценность для компании; это упорядоченный и целенаправленный процесс осознания потребностей клиентов и партнеров, регулирования рыночной деятельности. В современной экономике маркетинг стал рассматриваться как наука и философия, объединяющая множество стратегий и концепций, включающая самые разнообразные виды деятельности: исследование, сегментирование, разработку и позиционирование товаров, установление цен, рекламу, public relation, программы лояльности многие другие.
В период мирового финансового кризиса 2008-2009гг. резко обострились проблемы компаний, стратегия которых не соответствовала условиям, диктуемым рыночной конъюнктурой: произошло падение показателей доходности, ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости; многие фирмы оказались на грани банкротства. В прошлом они могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутрифирменные проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде.
В связи с этим возникает потребность в новой маркетинговой стратегии, которая обеспечит долгосрочные конкурентные преимущества и восстановит конкурентоспособность продукции компаний, оказавшихся в кризисных условиях.
Маркетинговая стратегия представляет собой детальный всесторонний ком-плексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление мис-сии организации на рынке, достижение ее целей, ориентацию производства на по-требителей и конкурентов, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре. Сегодня маркетинг становится основой разработки производственной стратегии, поскольку определяющим принципом конкурентоспособности компании является ориентация на получение прибыли, наилучшее удовлетворение потребностей потребителей посредством обоснованной маркетинговой стратегии, что подтверждает актуальность выбранной темы дипломного проектирования.
Цель дипломного проекта заключается в разработке предложений по формированию эффективной маркетинговой стратегии предприятия, способной восстановить конкурентоспособность продукции, обеспечить долгосрочные конкурентные преимущества, устойчивый экономический рост и развитие.
Объектом исследования выбрано закрытое акционерное общество «Металлостройконструкция» - ведущий поставщик крупнейших строительных компаний России и Зарубежья, производящий металлические формы, бортоснастку, универсальные строительные леса.
Предметом исследования является экономическое обоснование маркетинговой стратегии на основе использования математического моделирования.
Структура дипломного проекта состоит из четырех глав: первая глава посвящена рассмотрению теоретических основ стратегического маркетинга – основы эффективного развития фирмы в условиях рыночной экономики. Во второй главе было проведено исследование основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия за последние три года с использованием прогрессивных методов математического анализа и современного пакета прикладных программ. В третьей главе описаны предложения по формированию маркетинговой стратегии предприятия на основе моделирования проектных решений, с помощью математических инструментов рассчитан экономический эффект от реализации стратегии лидерства в издержках Майкла Портера. В четвертой главе представлены проектные предложения по формированию системы менеджмента качества как составляющего элемента маркетинговой стратегии предприятия, компьютерное моделирование, а также обоснование безопасности и экологичности проектных решений.
В процессе подготовки дипломной работы использовались материалы бухгалтерской, финансовой, статистической отчётности и различные учебные и методические источники.
Применение математических моделей анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия позволит обеспечить многовариантность прогнозирования возможностей развития фирмы, что в свою очередь позволит менеджерам высшего звена принимать взвешенные экономически обоснованные решения. Внедрение проектных предложений по модернизации маркетинговой стратегии ЗАО «Металлостройконструкция» обеспечит долгосрочные конкурентные преимущества, прочные позиции товара фирмы на рынке, увеличение доходности, ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости, а также стабильный рост и развитие предприятия в долгосрочной перспективе.
В 2008-2009гг. в связи с мировым финансовым кризисом и его негативным последствиями резко ухудшилась рыночная конъюнктура, и многие предприятия, стратегии которых не соответствовали потребностям рынка, оказались на грани банкротства. Дестабилизация экономики затронула все отрасли производства, включая и строительство, где объем инвестиций сократился более чем в два раза; резко снизились показатели доходности, ликвидности и финансовой устойчивости строительных фирм; конкуренция в отрасли достигла колоссальных масштабов.
Объектом исследования в дипломном проекте выбрано закрытое акционерное общество «Металлостройконструкция». Предприятие является ведущим поставщиком крупнейших строительных компаний России и Зарубежья, и снижение платежеспособности этих компаний негативно сказалось на уровне спроса на продукцию и положении предприятия на рынке.
Проведенный анализ бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности за три года выявил ухудшение всех основных показателей работы акционерного общества. Так, рост цен на сырье, материалы, топливо, транспортные перевозки за полтора года обусловил ухудшение структуры себестоимости производства металлических форм, а также крайне нежелательный рост критического объема производства и снижение запаса финансовой прочности с 52,6% в 2007г. до 35,5% и 29,4% в 2008 и 2009г. соответственно. Группировка статей актива и пассива баланса по степени ликвидности также выявила негативные тенденции сокращения абсолютно ликвидных и медленно реализуемых активов в 2009г. по сравнению с 2008г. При этом отмечен нежелательный рост суммы краткосрочных обязательств за два года. Рас-считанные коэффициенты абсолютной, быстрой и текущей ликвидности, а также доля собственных оборотных средств остаются в пределах нормативных значений для строительной отрасли, но их значения стремятся к минимальным, что также свидетельствует о неустойчивом финансовом положении предприятия. Кроме того, в 2009г. из-за снижения платежеспособности покупателей резко уменьшилась величина прибыли (-87% к 2008г.). Уменьшение прибыли отразилось на уровне доходности как производства, так и компании в целом: показатели валовой, операционной и чистой рентабельности снизились соответственно до 3% (-19%), 2% (-15%) и 3% (-12% к 2008г.)
Результаты анализа финансовых показателей работы предприятия за последние три года являются подтверждением актуальности выбранной темы дипломного проекта, поскольку только обоснованная маркетинговая стратегия, учитывающая конъюнктуру рынка и многообразие факторов внешней среды, способна восстановить конкурентоспособность продукции и стабильное финансовое положение предприятия, обеспечить долгосрочные конкурентные преимущества, рост и развитие фирмы в долгосрочной перспективе.
Проектные предложения по разработке и внедрению маркетинговой стратегии лидерства в издержках в ЗАО «Металлостройконструкция» в своей основе имеют три направления:
- ценовая политика, направленная на мониторинг и снижение издержек производства. Применение принципов логистики, ABC-, XYZ-, дисперсионного анализа, а также новейшие методы математического моделирования позволяют оптимизировать структуру затрат и разработать комплекс мероприятий, дальнейшее внедрение которого позволит стабилизировать цены на продукцию, что в условиях финансового кризиса уже является позитивной тенденцией;
- политика предприятия в области менеджмента качества, направленная на улучшение всех потребительских и технических параметров продукции, а вследствие этого, на повышение спроса. Рациональная политика предприятия в области качества может выступить неценовым фактором повышения конкурентоспособности и частично компенсировать необратимый рост цен;
- комплексная оценка разработанных и внедряемых мероприятий с использованием прогрессивных методов анализа, математических моделей и пакета прикладных программ, которая поможет проводить всесторонний мониторинг, контроль и оценку эффективности проектных предложений.
Совместная реализация этих направлений в рамках единой маркетинговой стратегии лидерства в издержках позволит предприятию завоевать прочную позицию на рынке, восстановить ликвидность, платежеспособность, финансовую устойчивость, повысить конкурентоспособность товаров, сохранить доходность бизнеса, а также обеспечить стабильный рост и развитие в условиях мирового финансового кризиса и его негативных последствий.
1 Уолкер-мл. О., Бойд-мл. Х., Ларше Ж.-К., Маллинз Дж. Маркетинговая стратегия. - М: Вершина, 2008;
2 Котлер Ф. 300 ключевых вопросов маркетинга. Пер. с англ. - М.: "Рос-тинтэр", 2007;
3 Липсиц И. Маркетинговые стратегии для российских компаний. - М.: ИНФРА-М, 2007;
4 Хулей Г., Сондерс Д. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2009;
5 Котлер Ф. Основы маркетинга. – М: Инфра-М, 2007
6 Шельман Е. В. Эффективная система на основе процессного управления. Про-блемы. Анализ. Решение. - М: Вершина, 2008;
7 Минин А. Маркетинговое планирование. Российская практика. - М.: Вершина, 2009;
8 Терещенко В. Маркетинг: новые технологии в России. - СПб.: Питер, 2008;
9 Шайхутдинов Р. Пять задач маркетинга в условиях сокращения спроса на рынке // «Бизнес-газета», № 4, 2009;
10 Ковени М. Стратегический разрыв: Технологии воплощения корпоративной маркетинговой стратегии в жизнь. - Киев: Альпина Бизнес Букс, 2008;
11 Антикризисное управление предприятием: практическое пособие / Под ред. Г.К.Таль, Б.Г. Юн. - М: Дело, 2007;
12 Брайан Д. Смит. Как заставить маркетинг работать. Стратегическое планирование на опыте известных компаний. - М.: Вершина, 2008;
13 Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов – М.: Баланс Бизнес Букс, 2007;
14 Клайв Ридинг. Стратегическое бизнес-планирование. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2009;
15 Нечаев О. Разработка маркетинговой стратегии: практический опыт // «Гене-ральный директор», №4, 2008;
16 Соткин И. ЗАО «Металлостройконструкция»: в ногу со временем. - Рязань: Колорит, 2006;
17 Меньшов П. Объем производства промышленной продукции на предприятиях России // «Промышленная политика в Российской Федерации», №2, 2010;
18 Басовский Л.Е., Лунева А.М., Басовский А.Л. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ): Учеб. пособие / Под ред. Л.Е. Ба-совского. – М.: ИНФРА-М, 2008;
19 Шеремет Л. На шаг впереди // «Генеральный директор», № 12, 2009;
20 Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ хозяйственного состояния предприятия. – Изд. 3-е, исправл., доп. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2009;
21 Любушин Н.П., Лещева В.П., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008;
22 Ус М. Разработка стратегии: от постановки целей к плану действий // «Генеральный директор», № 3, 2010;
23 А. Э. Джабраилов, В. И. Моргунов. Маркетинг. Логистика. Транспортно-складские логистические комплексы. – М.: ОЗОН, 2010;
24 Литеров К. Как изменения на рынке грузоперевозок скажутся на Вашей работе // «Бизнес-газета», №5, 2009;
25 Г. И. Лебедева, Н. А. Микулик. Прикладная математика. Математические модели в транспортных системах. – М.: Асар, 2009;
26 Г. П. Фомин. Математические методы и модели в коммерческой деятельности. – М.: Литера, 2008;
27 Беляков С. ABC- и XYZ-анализ в логистике // «Генеральный директор», №8, 2009;
28 В. Д. Мятлев, Л. А. Панченко, Г. Ю. Ризниченко, А. Т. Терехин. Теория вероятностей и математическая статистика. Математические модели. – М.: Литера, 2009;
29 В. В. Бузырев, М. Н. Юденко. Управление качеством в строительстве. – М.: ГИОРД, 2009;
30 Ус М. Как внедрить систему менеджмента качества на предприятии // «Гене-ральный директор», №1, 2010;
31 Алабин П. М. Методы контроля сварных соединений. Курс лекций. – М.: Экзамен, 2009;
32 А. Ф. Горшков, Б. В. Евтеев, В. А. Коршунов, В. А. Титов, Е. Б. Фролов. Компьютерное моделирование менеджмента. Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2007;
33 Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. Ред. С.В. Белов. – М.: Высшая школа,2009;
34 Виролайнен Э.И. Безопасность жизнедеятельности. Методические указания к выполнению практических работ и расчетных заданий. – Рязань: РИ МГОУ, 2008
35 www.gd.ru
36 www.arcrm.ru
37 www.lib.socio.msu.ru
38 www.gks.ru