Введение
1. Особенности патриотического воспитания подростков 11
1.1 Анализ понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в
образовательной сфере 11
1.2 Виды патриотического воспитания 17
2 Культуротворческие технологии как механизм
патриотического воспитания 33
2.1. Понятие и характеристика культуротворческих технологий 33
2.2. Проект «История вокруг меня» 38
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложения
Актуальность исследования. Формирование патриотизма у подрастающего поколения — одна из важнейших государственных и общественных функций. В процессе модернизации гражданского общества России данная проблема остается одной из самых актуальных.
За последнее десятилетие отношение государства к этой проблеме стало меняться, начала выстраиваться система патриотического воспитания, учитывающая факторы внешнего и внутреннего характера. В России была создана Концепция патриотического воспитания граждан, а также Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой впервые в современной истории государства прописан национальный воспитательный идеал, разработана и внедрена в жизнь Государственная программа патриотического воспитания на 2011-2015 год, утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», в Стратегии государственной культурной политики РФ также отмечена роль патриотического воспитания в культурном аспекте. Вопросы патриотического воспитания граждан России отражены во многих Законах РФ: «О ветеранах», «О днях воинской славы России», «О Государственном гербе РФ», «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гимне РФ» и др.
Современное общество понимает патриотизм, как явление многовариативное, разнообразное и неоднозначное. Это объясняется сложной природой данного явления и многообразием форм его проявления. Идея патриотического воспитания должна выйти на качественно новый уровень в условиях современного российского государства. В настоящее время очень важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как социальную и духовно-нравственную ценность, сформировать в подростковом поколении социально значимые и граждански активные качества, которые оно сможет впоследствии проявлять в созидательном возрасте и в тех видах
деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. Подростки — молодое поколение, которое является важным структурным элементом общества, воспитание которого во многом предопределяет перспективы и направления развития общества. Поэтому патриотическое воспитание подростков является одной из важнейших задач руководства государства в целом и руководства отдельных регионов в частности [74, с.3].
С одной стороны, значимость данной проблемы в теоретическом аспекте обусловлена дискуссионностью сущности самого определения «патриотизм». Неоднозначность трактовки данного понятия и фальсификация близкими по смыслу значениями говорит о том, что процесс концептуализации не закончен. Именно поэтому усиливается значимость комплексного, социокультурного синтеза понятия «патриотизм».
Названная проблема представляется одной из значимых в контексте понимания закономерностей и особенностей влияния патриотического воспитания на решение социально-политических, экономических и культурологических проблем современного российского общества. В связи с этим проблема воспитания патриотизма привлекает внимание всех слоёв общества, является предметом полемики между представителями различных общественно-политических сил, камнем преткновения в дискуссиях и дебатах разного уровня. Показателем злободневности этой темы является возросшее количество публикаций в изданиях различного рода, интенсивное обсуждение проблемы в блогосфере.
С другой стороны, актуальность данной работы состоит в том, что она позволит рассмотреть не только традиции в понимании и формировании патриотизма, но и современные культуротворческие технологии, позволяющие с помощью различных средств и методов совершенствовать процесс патриотического воспитания подрастающего поколения.
Особенность культурологических технологий состоит в том, что они позволяют подросткам через саморазвитие, проживание и усвоение определенного исторического опыта создавать модель духовно-нравственного
6
поведения и формировать гражданско-патриотические чувства. На основе данных технологий подростки воспринимают и усваивают полученную информацию поверхностно, но за счет специфики и особенностей возникает внутренний интерес к патриотизму и патриотическому воспитанию. Поэтому в воспитании современных подростков необходимо использовать данные виды технологий.
Степень изученности
На сегодняшний день изучен широкий круг вопросов, связанных с проблемами патриотического воспитания подростков. Владимир Даль объяснял понятие «патриотизм» как «любовь к отчизне», «патриот», по Далю, — «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Советский энциклопедический словарь также трактует «патриотизм» как «любовь к родине».
Первые упоминания о значимости патриотического воспитания можно проследить в трудах Аристотеля, Платона, в работах философов Нового времени: Г. Гегеля, И. Г. Гердер, Т. Гоббса, И. Канта. Особый интерес при изучении данной темы представляли труды Платона, раскрывающие значимость воспитания гражданина в становлении государства. Со временем понимание любови к Отечеству, как высшей ценности, рассматривается в трудах следующих мыслителей: Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж. - Ж. Руссо, И. Г. Фихте и др.
Многие мыслители и педагоги прошлого, выявляя роль патриотизма в процессе личностного становления человека, отмечали их многостороннее формирующее влияние. Например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм есть не только важная задача воспитания, но и могучее педагогическое средство [94, С.229].
В отечественной философии периода русского религиозного ренессанса следующе ученые — И. А. Ильин, В. С. Соловьев, И. М. Ястребцев, рассматривали патриотическое воспитание с позиции культуры, нравственности, гуманизма, человеческой деятельности.
Вопросы патриотического воспитания и формирование граждански- активной личности, обоснование возникновения патриотизма как социально-значимого явления, а также сущность, задачи и методы патриотического воспитания были раскрыты в трудах Н. К. Крупской. Касались вопросов воспитания подрастающего поколения М. И. Калинин, В. И. Ленин, А. В. Луначарский, они подчеркивали важность развития у молодежи любви к Родине.
Вопросы патриотического и духовного воспитания, ценностного самоопределения и развития личности рассматривались такими учеными, как А. А. Аронов, Л. С. Зорилова, И. Н. Романов, Н. Е. Хворов.
В настоящее время происходит процесс возрождения российского патриотического сознания, что отмечается в работах С. В. Дармодехина, Н. Д. Никандрова, В. И. Лутовинова и др.
Влияние социально-культурных технологий на формирование личности и на ее социально-культурное становление рассматривали М. А. Ариарский, Т. Г. Кисилева, Ю. Д. Красильников, Н. Н. Ярошенко, Д. М. Генкин.
Красильников Ю. Д. и Т. Г. Кисилева вводят понятие «технология социально-культурной деятельности», трактуя ее как совокупность общих, функциональных и социально-дифференцированных методик, пополняющихся за счет исторического и современного опыта, сосредоточенного и накопленного в сфере культуры, быта, досуга различными народами с разных стран [45, с.404].
Технологии СКД как система с различными составляющими трактуется в работах А. Д. Жаркова. В данной системе он выделил «методику и организацию», которые описывают производственное понятие технологии как вид деятельности менеджера СКД, сфокусированные на объекте и изменяемые под воздействием культурных и социально-экономических факторов. Понятие «технология СКД», на его взгляд, очень близко к понятию «педагогическая технология», они выступают в роли целостного процесса, придерживаются
Новикова Г. Н. в своих работах трактует социально-культурные технологии как педагогическую систему последовательных алгоритмических организационно-управленческих действий, функционирования личностных, инструментальных и методологических средств, направленных на достижение планируемых результатов [52, 58, 59].
По мнению Е. И. Григорьевой, «Технология — это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания» [28, с.367].
В целом на сегодняшний день можно констатировать наличие значительного числа разнонаправленных мнений по вопросам патриотизма, отсутствие в обществе единого понимания патриотического воспитания, а также недостаточную системность и четкость государственной политики в этой сфере. И это проблемы, которые ожидают своего решения.
Объект исследования — патриотическое воспитание подростков.
Предмет исследования — культуротворческие технологии.
Цель работы — анализ применения культуротворческих технологий в патриотическом воспитании подростков.
Цель определила следующие задачи:
1) изучить понятие «патриотическое воспитание»;
2) изучить виды патриотического воспитания;
3) провести экспертное интервью;
4) провести опрос на базе ММАУ МЦ Свое дело среди подростков;
5) исследовать понятие «культуротворческие технологии»;
6) разработать проект по патриотическому воспитанию подростков, применяя культуротворческие технологии;
7) проанализировать полученные результаты и информацию, сделать выводы.
Теоретико-методологическими основами данного исследования являются труды по психологии, подростковому образованию и воспитанию, а также теории классификации технологий СКД. В частности, ключевыми идеями для данной работы послужили:
- особенности психологии подростков (И. В. Дубровина, Платон, С. М. Громбах, К. Н. Поливанова, О. А. Конопкин, Ф. И. Иващенко, В. В. Зеньковский, М. И. Лисина и др.);
- основы воспитания подростков (А. Г. Ковалев, А. В. Мудрик, А. Н. Прихожан, Н. Н. Толстых, Р. Ремшмидт, Н. А. Рождественская и др.);
- теории классификаций технологий СКД (Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, В. В. Туев, А. Д. Жарков, Г. Н. Новикова и др.);
В качестве общенаучных методов исследования были взяты:
- исследование научной, социологической литературы по проблеме патриотического воспитания подростков;
- анализ нормативно-правовой базы РФ по патриотическому воспитанию подрастающей молодежи;
- классифицирование видов патриотического воспитания;
- анализ основных особенностей культуротворческих технологий;
- проектирование системы патриотического воспитания с использованием культуротворческих технологий в современном образовании;
- сравнительный анализ видов патриотического воспитания на примере реализуемых проектов;
- синтез всех полученных результатов в ходе исследования.
К частнонаучным методам исследования относится проведение социологического опроса среди подростков Октябрьского района, экспертного интервью среди представителей молодежных центров, основной деятельностью
Новизна исследования заключается в том, что мы считываем понятие «патриотизм» с аудитории, а не навязываем готовое сформулированное определение. Таким образом, само определение будет сформулировано с опорой на результаты опроса среди подростков, что позволит выявить представление о понятии «патриотическое воспитание» у целевой аудитории.
Теоретическая значимость исследования заключается в осмыслении и переосмыслении понятия «патриотизм», выработке теоретических знаний в области патриотического воспитания, популяризации и повышении значимости культуротворческих технологий и использование их в качестве инструмента формирования патриотических ценностей у молодёжи.
Практическая значимость состоит в том, что данное исследование позволит оценить на основе полученных данных опроса и экспертного интервью, достигаются ли ожидаемые результаты работы патриотических центров, соответствуют ли эти результаты реально существующей обстановке в них. Таким образом, эксперты смогут отследить какую область воспитания необходимо скорректировать для достижения наилучших результатов. Практическая значимость заключается также в разработке усовершенствованной форме институциональной системы патриотического воспитания на основе изучения малой Родины с использованием культуротворческих технологий.
Воспитание патриотизма — одна из главных общественных функций, один из основных компонентов, определяющих развитость мировоззренческой культуры личности. Воспитание патриотизма является важнейшим фактором духовно-нравственного становления и развития личности, а также выступает основой формирования менталитета человека, его гражданственности, проявляемой в системе основополагающих ценностей.
В первой главе рассмотрев понятие «патриотизм» и «патриотическое воспитание», мы пришли к выводу: эти духовно — нравственные категории во все времена волновали как учёных, философов, педагогов, писателей, так и рядовых граждан, для которых патриотизм — это, прежде всего, любовь к родине, позволяющая сформировать всесторонне развитую личность. Патриотическое воспитание — целенаправленная педагогическая деятельность по развитию и формированию чувства любви, преданности Родине и готовность служить ей. Оно имеет огромный смысл для каждого гражданина и зависит от исторического содержания и наполнения данных понятий. Многие учёные с давних времён занимались развитием гражданского, а потом и гражданско-патриотического воспитания. И поэтому само явление патриотического воспитания несёт в себе традиции и обычаи, складывавшиеся с годами.
Патриотическое воспитание целенаправленно воздействует на личность подростка и ведёт к возникновению у него патриотического сознания, патриотического поведения и отношения. Сам процесс патриотического воспитания представляет собой процесс осознания учащимся своего общественного значения, и признания этого со стороны общества (моя семья — часть истории, я — часть моей семьи).
Патриотическое воспитание является целенаправленным процессом, представляющим единую систему по самосовершенствованию личности подрастающего поколения, систему этического и эстетического обучения и самообразования, и подразделяется на виды — военно-патриотическое воспитание, героико-патриотическое воспитание, национально-патриотическое воспитание, гражданское воспитание, гражданско-патриотическое воспитание. Данные виды сложились исторически в зависимости от факторов воспитания патриотизма, которые мы в данной работе разделили на факторы внутреннего и внешнего порядка. К внешним факторам относятся государство, общественные объединения, социальные институты (семья, школа), а к внутренним — культурные и исторические ценности, литература, фольклор.
Показатели исследования подростковой целевой аудитории указывают на востребованность военно-спортивного воспитания, но приоритетными формами воспитания патриотизма подростки выделяют героико-историческое и национально-патриотическое виды воспитания.
Результаты экспертного интервью показали, что патриотическое воспитание, для специалистов Молодежного военно-спортивного центра «Патриот», это знание истории и умение гордиться своей страной, это любовь к своей Родине. Большинство специалистов указывает на значимость мероприятий героико-исторического содержания, но при этом воспитание патриотизма должно быть в комплексе всех его видов. Разница лишь в том, на каком историческом этапе делать акцент на соответствующий вид воспитания. На сегодняшний день более эффективным является героико-патриотический и национально-патриотический виды воспитания, опираясь на данные проведенного исследования среди объектов и субъектов данного процесса. Данные положения свидетельствует о подтверждении гипотезы, воспитание патриотизма неотделимо от военного воспитания. Военное воспитание является лишь частью огромного комплекса мер по воспитанию гражданина страны, настоящего патриота.
Во второй главе рассмотрено понятие и характеристика культуротворческих технологий, которые являются неотъемлемой частью всей творческой деятельности. Во второй главе автор выпускной квалификационной работы также рассматривает применение культуротворческих технологий в современной педагогике, способствующих эффективному патриотическому воспитанию. Существующие творческие проекты и конкурсы направлены на формирование активной жизненной позиции, чувства гордости и сопричастности к Родине. Благодаря развитию технологий и методов, усваивается ещё больше ценностей, у подростков возникает ещё больше идеалов, они знакомятся с эстетическими и художественными культурами. Технологии влияют также на развитие свойств личности ребёнка - ума, воли, любви к Родине. В данной работе представлены различные проекты, проводимые на территории Красноярского края, направленные на формирование у подростков патриотического сознания, на основе чувства верности Отечеству с применением культуротворческих технологий.
Опираясь на полученные данные в ходе изучения научной литературы, проведения опроса среди подростков и экспертного интервью среди специалистов по патриотическому воспитанию, автором работы был предложен и реализован проект «История вокруг меня». Целью проекта стало создание усовершенствованной формы институциональной системы патриотического воспитания на основе изучения малой Родины с использованием культуротворческих технологий. В рамках проекта был реализован ряд мероприятия, которые по форме наиболее эффективны и учитывающие потребности для подростковой аудитории.
1. Абдулатипов, Р. Г. Человек, нация, общество / Р. Г. Абдулатипов. - Москва : Политиздат, 1991. - 222 с.
2. Августевич, И. И. История школы и педагогики России 1917-1992 г.г. : учеб.пособие / И. И. Августевич. - Москва - Белгород, 1994. - 105 с.
3. Агаев, А. Г. Патриотизм и интернационализм советского человека /
A. Г. Агаев. - 2-е изд., перераб. - Москва : Сов. Россия, 1975. - 350 с.
4. Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва : Айрис-Пресс, 2002. - 214 с.
5. Адаменко, С. Воспитываем патриотов России / Адаменко С. // Народное образование. - 2005. - N 4. - С. 23 - 25.
6. Алексеев, Н. Г. Краткий философский словарь / Под. ред. Алексеева А. П. - Москва : Проспект, 1997. - 400 с.
7. Алпатов, Н. И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатского типа: из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России / Н. И. Алпатов. - Москва : Учпедгиз, 1958. - 244 с. 2.
8. Анисов, М. И. Источники изучения истории педагогики в России: Учеб-метод. пос. для пед. ин-тов / М. И. Анисов. - Москва : Б.и., 1991. - 196 с.
9. Антонов, В. Ф. Революционное народничество / В. Ф. Антонов. - Москва : Просвещение, 1965. С. 26 - 27.
10. Базилевич, Н. Г. Проблема патриотического
воспитания младших школьников в педагогическом наследии
B. А. Сухомлинского / Н. Г. Базилевич. - Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1985. - 208 с.
11. Блонский, П. П. Гражданское и человеческое воспитание / П. П. Блонский : Ин-т теории и истории педагогики. — Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 696 с.
12. Бобровникова, В. К. Педагогические идеи и деятельность Ломоносова / В. К. Бобровникова. - Москва : Изд-во пед.наук РСФСР, 1961. - 183 с.
13. Болдырев, Н. И. О воспитании советского патриотизма / Н. И. Болдырев. - Сов. педагогика. 1939. -N1.-C. 6.
14. Брусов, С. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга // Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования / С. Брусов. - Свердловск, 1991. - С.55.
15. Бык, А. С. Воспитание гражданственности старшеклассников в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского / А. С. Бык. - Дисс. .канд.пед.наук. Киев, 1985. - 208 с.
16. Военная психология и педагогика : Учеб. пособие / под общ. ред. ген.-полк. В. Ф. Кулакова. - Москва : Совершенство, 1998. -340 с.
17. Военно-патриотическое воспитание молодежи (проблемы и опыт) : Сборник / сост. Ю. И. Дерюгин. - Москва : Патриот, 1991. - 213 с.
18. Воробьева, И. В. Социально-культурная деятельность / И. В. Воробъева. - Минск, ГИУСТ БГУ, 2009. - 106 с.
19. Воспитание гражданина в советской школе. - Москва : Педагогика, 1990. -176с.
20. Выборщиков, Н. А. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: монография / Н. А. Выборщиков, М. Б. Кусмарцев. - Волгоград : НП ИПД «Авторское перо», 2007. С. - 172.
21. Выготский, Л. С. Собр. Сочинений Т.4 / Л. С. Выготский. - Москва, 1983. - С. 385.
22. Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: монография / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. - Волгоград : НП ИПД «Авторское перо», 2006. -172 с.
23. Вырщиков, А. Н., Кусмарцев, М. Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. - Волгоград : НП ИПД «Авторское перо», 2005. - 119 с.
24. Газман, О. С. Общественное гражданское воспитание : взгляд в будущее / О. С. Газман. - Сов.педагогика. 1990. N 7. - С. 38 - 44.
25. Гасанов, З. Т. Патриотическое воспитание граждан // З. Т. Гасанов. - Москва, 2005. - № 6 - С. 59.
26. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (утв. постановлением
Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795).
27. Григорьева, E. И. Современные технологии социально-культурной деятельности / Е. И. Григорьева. Тамбов, Тамбовский гос. университет. 2001. - 284 с.
28. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / под ред. Е. И. Григорьевой. - Тамбов, 2002. - 504 с.
29. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / под. науч. ред. проф. Е. И. Григорьевой. — Тамбов : Першина, 2004. — 512 с.
30. Гурова, Р. Г. Современная молодежь : социальные ценности и нравственные ориентиры / Р. Г. Гурова . // Педагогика. 2000, №10. - C. 47.
31. Даль, В. И. Онлайн словарь В. Даля «Толковый словарь живого великорусского языка» [Электронный ресурс] : В. И. Даль. - Режим доступа : http://slovardalja.net/
32. Дашковская, О. Д. Организация досуговой деятельности // Текст лекций / О. Д. Дашковская. - Ярославль : Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2009. - 75 с.
33. Дядиченко, О. В. Социализационные траектории молодежи в российском обществе потребления : автореферат / О. В. Дядиченко. - Ростов- на-Дону, 2008. - 8 с.
34. Ерошенков, И. Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / И. Н. Ерошенко. - Москва, 1994. - 399 c.
35. Ефремова, Г. Н. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников / Г. Н. Ефремова. - 2005. - № 8 - С. 17.
36. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности : Учебное пособие / А. Д. Жарков - Москва, 2002. - 403 с.
37. Жарков, А. Д. Культурно-досуговая деятельность : Учебник / Под ред. А. Д. Жаркова и В. М. Чижикова. - Москва, 1998. - 296 с.
38. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие / А.Д. Жарков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : МГУКИ, 2002. — 288 с.
39. Запесоцкий, А. С. Философия и социология культуры / А. С. Запесоцкий. Санкт-Петербург : СПбГУП: Наука, 2011. - 308 с.
40. Зимин, П. П. Воля и ее воспитание у подростков / П. П. Зимин. - Ташкент, 2005. - 47 с.
41. Зубайраев, А. А. Патриотическое воспитание: духовная сфера, опыт // Сов. педагогика / А. А. Зубайраев. 1990 - . N 5. - С. 37 - 42.
42. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин - Москва : Республика, 1993. - 185 с.
43. Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии развития современного отечественного образования : Сб. науч. тр. / Под ред.
З. И. Равкина. - Москва : РАО, 1993. - 226 с.
44. Киселева, Т. Г. Основы СКД : Учебное пособие / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - Москва, 1995. - 395 с.
45. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии: Учебная программа / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - Москва : МГУКИ, 2001. - 394 с.
46. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - Москва, 2004. - 478 с.
47. Киселёва, Т. Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - Москва : МГУКИ, 2004. - 539 с.
48. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе /
М. В. Кларин. - Москва : Академия, 1999. - 245 с.
49. Кобылянский, В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика / В. А. Кобылянский. - 2004. - №5. - С. 52.
50. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования : проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. — Москва : Просвещение, 2009. - 79 с.
51. Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников. - 2005 - № 1. - С. 37.
52. Красавина, Е. В. Социальная адаптация российских студентов: роль молодежной субкультуры: дис. канд. социол. наук: 22.00.04. - Красавина Екатерина Валерьевна. - Новочеркасск, 2005. - 175 с.
53. Краткий политический словарь. - Москва, 1989.
54. Максимова, И. В. Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой региона // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 40-43.
55. Максютин, Н. Ф. Культурно-досуговая деятельность / Н. Ф. Максютин. - Казань, 1999. - 186 с.
56. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. - Москва, 2007. - 98 с.
57. Медынский, Е. Н. Воспитание в древнем мире // Очерки по истории педагогики / Е. Н. Медынский. - Москва, 1952. - 146 с.
58. Молодежь новой России : образ жизни и ценностные приоритеты. - Москва : Институт социологии РАН, 2007. - С. 95.
59. Никандров, Н. Д. Вера и нравственность: православные традиции и современность / Н. Д. Никандров - Москва - 203. - 17 с.
60. Новаторов, В. Е. Культурно-досуговая деятельность : Словарь- справочник / В. Е. Новаторов. - Омск, 1992. - С. 128.
61. Новикова, Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности / Г. Н. Новикова. - Москва : МГУКИ, 2004. - 459 с.
62. Новикова, Г. Н. Социально-культурные технологии как система управления социокультурной деятельностью // Технологические основы социально-культурной деятельности / Г. Н. Новикова. - Москва: МГУКИ, 2004. — 176 с.
63. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. - Москва , 2003.
64. О военно-патриотических, молодежных и детских объединениях : постановление Правительства РФ // Российская газета. - 2000. - № 144.
65. Овчинников, А. И. Духовные ценности в условиях модернизации права // Философия права / А. И. Овчинников. 2012. № 5 (54). С. 109-111.
66. Овчинников, О. А. Патриотическое воспитание курсантов и его виды // Молодой ученый / О. А. Овчинников. — 2014. — №15. — С. 293-295
67. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - Москва, 1978. - С. 208.
68. Ожегов, С. И. Онлайн словарь Ожегова «Толковый словарь»
[Электронный ресурс] : С. И. Ожегов. - Режим доступа :
http://slovarozhegova.ru/
69. Онлайн энциклопедия [Электронный ресурс] : - Режим доступа : http://ru.wikipedia.ru П. П. Блонский. - Своб.воспитание и своб.школа 1918. — № 4 - 5. - С. 79 - 87.
70. Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы: государственная программа // Собрание законодательных актов РФ. 2005. - № 29.
71. Педагогическая энциклопедия. - Москва. 1966. Т.3.
72. Педагогический словарь. - Москва , 1960.
73. Педагогический энциклопедический словарь / под. ред. Бим - Бад. Большая Российская энциклопедия. - Москва, 2003. - C. 185.
74. Платон. Государство. Перевод Егунова А. И. // Собрание сочинений в четырех томах. - Москва, 1994. - Т.3.
75. Платон. Законы. Перевод Егунова А. И. // Собрание сочинений в четырех томах. - Москва, 1994. - Т.4.
76. Попова, Ф. Х. Культуротворческие технологии: учеб. -метод. пособие / Ф. Х. Новикова. - Тюмень, РИЦ ТГАКИ, 2008. - 48 с.
77. Путин, В. В. Россия на рубеже тысячелетия / Российская газета. - 1999. - 31 декабря.
78. Путин, В. В. Россия: национальный вопрос [Электронный ресурс] : - Режим доступа : http://rosnation.ru/?page_id=537
79. Радищев, А. Н. «Беседа о том, что есть сын Отечества» [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://rvb.ru/
80. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - Москва : Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
81. Российская идентичность в социологическом измерении. Аналитический доклад. - Москва : РАН, 2007. - С. 35.
82. Российская педагогическая энциклопедия. - Москва, 1993. 17. Словарь по этике / под ред. И. Кона. - М., 1981.
83. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. - Москва : Мнемозина, 2000.
84. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г. К. Селевко. - Москва : НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 2. - 816 с.
85. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие / Г. К. Селевко. - Москва: Народное образование, 1998. - 256 с.
86. Сибирская православная газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www. ihtus.ru
87. Смирнова, Е. И. Теория и методика организации самодеятельного творчества в культурно-просветительных учреждениях/ Е. И. Смирнова. - Москва : Просвещение, 2007.
88. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под науч. ред. проф. Е. И. Григорьевой. - Тамбов, 2007. - 512 с.
89. Стоюнин, В. Я. Заметки о русской школе // Хрестоматия по истории педагогики/ под ред. С. А. Каменева. Том IV. Часть II. - Москва : Государственное учебно-педагогическое издательство, 1936. - С. 130.
90. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
91. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга: Учебное пособие / Ю. А. Стрельцов. - Москва, 2002. - С.352
92. Творчество: Культурология. XX век. Словарь. - Санкт-Петербург, 1997. - С. 295.
93. Тетушкина, Л. Н. Уроки воспитания патриотизма. ОБЖ / Л. Н. Тетушкина. - Москва, 2005. - №8 - 86 с.
94. Туев, В. В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах: учебное пособие по курсу «Социально-культурная деятельность» / В. В. Туев. КемГУКИ, АлтГАКИ. - Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2006. - 87 с.
95. Уткин, В. Е. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие / В. Е. Уткин, Ю. М. Кудрявцев, Н. М. Угарова. - Казань : Издательство Казанского ВВКУ, 2005. - 286 с.
96. Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - Москва : Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.
97. Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://az.lib.rU/u/ushinskij_k_d/ text_0050.shtml.
98. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология : Избр. пед. соч. : В 2 т. / Под ред. А. И. Пискунова, Г. С. Костюна. - Москва, 1974. - Т.1. - С.229 - 547.
99. Федосеев, П. Н. Социализм и патриотизм / П. Н. Федосеев. - Москва : Наука, 1954. - С 25.
100. Федотова, В. И. Подготовка к жизни - важнейшая задача комсомола/ Сов.педагогика / В. И. Федотова. 1958. - № 9. - С.7.
101. Философский онлайн словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://filosof.historic.ru/
102. Философский словарь. - Москва, 1987. - С. 92.
103. Хромов, Н. А. Основы военной службы. ОБЖ / Н. А. Хромов. - Москва : Наука, 2005. - №8 - 36 с.
104. Чиняков, М. Н. Уроки патриотизма. ОБЖ / М. Н. Чиняков. - Москва : Наука, 2005. - №8 - 61 с.
105. Шамова, Т. И. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление / Т. И. Шамова, Г. Н. Шибанова. - Москва : ЦГЛ, 2005. - 200с.
106. Электронный ресурс краевых конкурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ipkfks.ru/