КУЛЬТУРНО-ТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СКД КАК МЕХАНИЗМ ВТОРИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
|
Введение
1. Особенности процесса вторичной социализации 11
1.1 Общая характеристика процесса вторичной социализации в сельской
местности 11
1.2 Специфика вторичной социализации среди лиц третьего возраста 17
2 Специфика культурно-творческих технологий в работе с лицами третьего
возраста 29
2.1 Понятие культурно-творческих технологий 29
2.2 Проект клуба общения «Молоды душой» на базе МБУК
«Налобинская ЦКС» 35
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение
1. Особенности процесса вторичной социализации 11
1.1 Общая характеристика процесса вторичной социализации в сельской
местности 11
1.2 Специфика вторичной социализации среди лиц третьего возраста 17
2 Специфика культурно-творческих технологий в работе с лицами третьего
возраста 29
2.1 Понятие культурно-творческих технологий 29
2.2 Проект клуба общения «Молоды душой» на базе МБУК
«Налобинская ЦКС» 35
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение
Одной из основополагающих проблем наук, занимающихся изучением личности, на сегодняшний день является изучение процесса социализации, т.е. исследование широкого круга вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным общественным субъектом. Для каждого поколения людей эффективная самореализация способствует формированию чувства уверенности, которое выступает одним из ведущих условий успешной социализации индивида. Социальное самоопределение человека одинаково актуально как для подрастающего поколения, так и для лиц третьего возраста. Эффективным процессом для поддержания и сохранения жизнедеятельности личности, выступает процесс вторичной социализации. Данный процесс социализации направлен на развитие социальной активности населения, что является актуальным для всех категорий жителей сельской местности, ввиду их разобщённости. Понятие вторичной социализации в науке остается еще недостаточно разработанным, что может быть вызвано отрицанием необходимости понятийного оформления данного процесса вплоть до настоящего времени. Однако на современном этапе развития общества актуальность исследования подобной проблемы стоит очень остро и обусловливается увеличением доли лиц третьего возраста в составе населения развитых стран. Согласно данным последней переписи населения в сельской местности проживает 26,3% пенсионеров от общего количества населения. Это огромная социальная группа, требующая особого внимания и не всегда его получающая. В России делаются только первые шаги, попытки внедрения социальных технологий в работу с людьми пенсионного возраста. Изучаются мотивация, организационные формы, направленные на продление социальной и трудовой активности лиц третьего возраста, увлечение их в регулярные контакты, общение с молодежью, творческую деятельность. Большинство пенсионеров, проявляют желание и дальше продолжать активную жизнедеятельность, хотят быть полезными обществу и при этом не отвергнутыми обществом. Вторичная социализация в данном случае будет выступать неким приспособлением к изменению возрастных ситуаций. Проблемы одиночества, социальной изоляции, выхода на пенсию, будут решаться через активность пожилого населения, через умение заполнить своё свободное время. Одним из способов для такой активности будет выступать - культурно-досуговая деятельность, которая является средством вторичной социализации. Культурно-досуговая деятельность представляет собой систему направленного социального воздействия на личность. Поэтому лица третьего возраста став субъектами культурно-досуговой деятельности могут активно реализовывать право выбора, посредством которого самореализуется личность. Учреждения же, которые будут организовывать культурно-досуговую деятельность для лиц третьего возраста, могут выйти на новый уровень своего развития, связанный с расширением функций. Учреждения посредством культурно-досуговой деятельности не просто будут заполнять свободное время субъекта, а будут воздействовать на реконструкцию личности, что имеет очень важное значение для всего общества в целом.
Вместе с тем проблема вторичной социализации лиц третьего возраста требует дальнейшего научного развития. Исследование данной темы выпускной квалификационной работы особенно актуально в вопросе дальнейшей разработки и совершенствования основных направлений и механизмов государственной социальной политики в отношении лиц третьего возраста, с целью повышения уровня «включенности» данной социально-демографической группы в общественную жизнь и выработки адекватной возрасту социальной активности.
Степень изученности проблемы
Значимости процесса социализации среди лиц третьего возраста, посвящены многочисленные труды отечественных и зарубежных авторов, в которых исследуются и анализируются такие аспекты, как самореализация
Изучением истории и теории социально-культурной деятельности, занимались такие отечественные авторы как: М. А. Ариарский, Т. И. Бакланова, Г. М. Бирженюк, Е. И. Григорьева, М. И. Долженкова,
A. Д. Жарков, А. С. Запесоцкий, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников,
Е. В. Литовкин, Е. Г. Нефедова, О. П. Пальцева, Э. В. Соколов, Ю. А. Стрельцов, А. А. Сукало, В. Я. Суртаев, Б. А. Титов, B. Е. Триодин,
B. М. Чижиков, Н. Н. Ярошенко.
Изучением современных концепций социализации, анализом и построением новой теории социализации лиц третьего возраста занимались такие зарубежные и отечественные авторы как: К. Ф. Завершинский,
C. Н. Иконникова, А. П. Марков, Г. Риккерт, Л. Уайт, А. Я. Флиер.
Целостным рассмотрением лиц третьего возраста как объектов и субъектов социально-культурной деятельности, в рамках геронтологического подхода, в единстве его физических, психических и социальных свойств, существующего в определённой социальной и исторической среде, занимались: А. А. Богомолец, А. Комфорт, И. И. Мечников, В. В. Фролькис, X. Хазан.
Рассмотрением старости как периода развития зрелого человека и альтернативой сложившемуся в науке и практике представлению о том, что человек исчерпывает своё развитие по достижении пенсионного возраста занимались: Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалёв, А. А. Деркач, Н. А. Рыбников.
Исследованием социально-кульутрной среды как целостной системы, функционирование которой является результатом всех её компонентов и уровней занимались: В. Г. Афанасьев, Л. Берталанфи, А. А. Богданов, Дж. Форрестер, Э. Г. Юдин.
Эффективности культурно-досуговой деятельности в процессе социализации лиц третьего возраста и развитию творческих, коммуникативных и индивидуальных способностей, уделял свое внимание ряд российских
Таким образом, социализация личности, исследование социокультурной среды, организация культурно-досуговой деятельности лиц третьего возраста, проблемы данной возрастной категории изучены российскими и зарубежными исследователями на необходимом уровне для рассмотрения проблематики данной выпускной квалификационной работы. Опираясь на труды вышеупомянутых исследователей, социологов, психологов, будет проведён анализ особенностей процесса вторичной социализации; будет рассмотрена специфика данного процесса среди лиц третьего возраста в сельской местности, основные определения, понятия и специфика культурно-творческих технологий.
Использование материалов научных работ по исследованию процесса вторичной социализации, её особенностей среди лиц третьего возраста позволит комплексно подойти к проблематике данной выпускной квалификационной работы, а именно: поможет раскрыть особенности вторичной социализации среди лиц третьего возраста; изучить культурно-творческие технологии и их значение в процессе вторичной социализации пожилых людей; поможет дать оценку культурно-досуговой деятельности в процессе вторичной социализации пенсионеров, а также сделать выводы по изучаемой проблематике и подвести итоги.
Объект исследования: вторичная социализация лиц третьего возраста в сельской местности.
Предмет исследования: культурно-творческие технологии СКД.
Цель исследования: изучение специфики вторичной социализации лиц третьего возраста в сельской местности и выявление путей оптимизации данного процесса с помощью культурно-творческих технологий.
Задачи исследования:
- рассмотреть особенности процесса вторичной социализации в сельской местности;
- изучить специфику вторичной социализации сельского населения третьего возраста;
- обозначить основные характеристики культурно-творческих технологий социально-культурной деятельности;
- предложить проектное решение изучаемой проблемы.
Методологическая основа
В основу исследования вошли следующие методы: теоретические — комплексный анализ и синтез информации, полученной в результате проблемно-тематического изучения литературных печатных и электронных источников, а также экспериментального материала; эмпирические — наблюдение, опрос, анкетирование, экспертное интервью, метод экспертных оценок.
Существенную роль в разработке данной тематики дипломной работы в последние годы сыграли отечественные авторы: К. М. Арымбаева, И. В. Бестужев-Лада, О. В. Белоконь, И. А. Гехт, О. Грегор, Н. В. Гудков, Н. Ф. Дементьева, Т. Г. Дичев, Т. В. Карсаевская, Т. Г. Киселева, Т. З. Козлова, О. В. Краснова, С. Г. Марковкина, Т. Д. Марцинковская, Е. Ф. Молевич, Г. В. Морозов, Э. С. Пушкова, К. Рощак, К. А. Страшникова, М. М. Тульчинский, Е. И. Холостова, Ж. В. Хозина, В. Н. Шабалин, Е. Ю. Шаталова и другие. В их работах подробно раскрываются вопросы социальной и социально-психологической адаптации лиц третьего возраста, особенности их досуга, теория и практика социальной работы с пожилыми людьми, проблемы выработки позитивных установок в обществе по отношению к людям третьего возраста.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили современные концепции социализации личности разработанные: К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьевым, А. А. Бодалёвым,
А. Н. Леонтьевым, В. Н. Мясищевым, А. В. Петровским, К. К. Платоновым, С. Л. Рубинштейном, Е. В. Шороховой, В. А. Ядовым, а также концепции
В основу исследования данной темы также вошли концепции прикладной культурологии, разработанные: М. А. Ариарским, П. С. Гуревичем, Т. Г. Киселёвой, Э. В. Соколовым, Б. А. Титовым, А. Я. Флиером,
Д. В. Шамсутдиновой; социологии досуга, предложенные: Б. А. Грушиным, В. Д. Патрушевым и В. А. Ядовым; педагогики досуга, разработанные: А. Ф. Воловиком, И. А. Новиковой; а также концепции социальной педагогики А. В. Мудрика и социальной работы В. Г. Бочаровой, В. З. Дуликова, Е. И. Холостовой, Н. П. Щукиной.
В процессе исследования использовались работы, тематику которых составляют проблемы досуга людей третьего возраста, поставленные К. М. Арымбаевой, Т. В. Вдовенко, Л. Б. Кулёминой, О. А. Пачиной, и Ж. В. Хозиной.
Методы исследования: теоретические — комплексный анализ и синтез информации, полученной в результате проблемно-тематического изучения литературных печатных и электронных источников, а также экспериментального материала; эмпирические — наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, экспертное интервью, метод экспертных оценок.
Гипотеза работы: вторичная социализация лиц третьего возраста на селе осуществляется в пространстве активного взаимодействия культурно-досугового учреждения и потребителя, организованного средствами культурно¬творческих технологий.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в изучении и уточнении понятия вторичной социализации в сельской местности, в изучении особенностей культурно-творческих технологий; в выявлении характеристики граждан третьего возраста, их особенности и пути решения возможных проблем.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы:
- при разработке программ социальной поддержки лиц третьего возраста;
- для дальнейшего использования в практике культурно-досуговых учреждений по работе с населением третьего возраста.
Структура работы
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, проекта, заключения, списка литературы, приложений.
Вместе с тем проблема вторичной социализации лиц третьего возраста требует дальнейшего научного развития. Исследование данной темы выпускной квалификационной работы особенно актуально в вопросе дальнейшей разработки и совершенствования основных направлений и механизмов государственной социальной политики в отношении лиц третьего возраста, с целью повышения уровня «включенности» данной социально-демографической группы в общественную жизнь и выработки адекватной возрасту социальной активности.
Степень изученности проблемы
Значимости процесса социализации среди лиц третьего возраста, посвящены многочисленные труды отечественных и зарубежных авторов, в которых исследуются и анализируются такие аспекты, как самореализация
Изучением истории и теории социально-культурной деятельности, занимались такие отечественные авторы как: М. А. Ариарский, Т. И. Бакланова, Г. М. Бирженюк, Е. И. Григорьева, М. И. Долженкова,
A. Д. Жарков, А. С. Запесоцкий, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников,
Е. В. Литовкин, Е. Г. Нефедова, О. П. Пальцева, Э. В. Соколов, Ю. А. Стрельцов, А. А. Сукало, В. Я. Суртаев, Б. А. Титов, B. Е. Триодин,
B. М. Чижиков, Н. Н. Ярошенко.
Изучением современных концепций социализации, анализом и построением новой теории социализации лиц третьего возраста занимались такие зарубежные и отечественные авторы как: К. Ф. Завершинский,
C. Н. Иконникова, А. П. Марков, Г. Риккерт, Л. Уайт, А. Я. Флиер.
Целостным рассмотрением лиц третьего возраста как объектов и субъектов социально-культурной деятельности, в рамках геронтологического подхода, в единстве его физических, психических и социальных свойств, существующего в определённой социальной и исторической среде, занимались: А. А. Богомолец, А. Комфорт, И. И. Мечников, В. В. Фролькис, X. Хазан.
Рассмотрением старости как периода развития зрелого человека и альтернативой сложившемуся в науке и практике представлению о том, что человек исчерпывает своё развитие по достижении пенсионного возраста занимались: Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалёв, А. А. Деркач, Н. А. Рыбников.
Исследованием социально-кульутрной среды как целостной системы, функционирование которой является результатом всех её компонентов и уровней занимались: В. Г. Афанасьев, Л. Берталанфи, А. А. Богданов, Дж. Форрестер, Э. Г. Юдин.
Эффективности культурно-досуговой деятельности в процессе социализации лиц третьего возраста и развитию творческих, коммуникативных и индивидуальных способностей, уделял свое внимание ряд российских
Таким образом, социализация личности, исследование социокультурной среды, организация культурно-досуговой деятельности лиц третьего возраста, проблемы данной возрастной категории изучены российскими и зарубежными исследователями на необходимом уровне для рассмотрения проблематики данной выпускной квалификационной работы. Опираясь на труды вышеупомянутых исследователей, социологов, психологов, будет проведён анализ особенностей процесса вторичной социализации; будет рассмотрена специфика данного процесса среди лиц третьего возраста в сельской местности, основные определения, понятия и специфика культурно-творческих технологий.
Использование материалов научных работ по исследованию процесса вторичной социализации, её особенностей среди лиц третьего возраста позволит комплексно подойти к проблематике данной выпускной квалификационной работы, а именно: поможет раскрыть особенности вторичной социализации среди лиц третьего возраста; изучить культурно-творческие технологии и их значение в процессе вторичной социализации пожилых людей; поможет дать оценку культурно-досуговой деятельности в процессе вторичной социализации пенсионеров, а также сделать выводы по изучаемой проблематике и подвести итоги.
Объект исследования: вторичная социализация лиц третьего возраста в сельской местности.
Предмет исследования: культурно-творческие технологии СКД.
Цель исследования: изучение специфики вторичной социализации лиц третьего возраста в сельской местности и выявление путей оптимизации данного процесса с помощью культурно-творческих технологий.
Задачи исследования:
- рассмотреть особенности процесса вторичной социализации в сельской местности;
- изучить специфику вторичной социализации сельского населения третьего возраста;
- обозначить основные характеристики культурно-творческих технологий социально-культурной деятельности;
- предложить проектное решение изучаемой проблемы.
Методологическая основа
В основу исследования вошли следующие методы: теоретические — комплексный анализ и синтез информации, полученной в результате проблемно-тематического изучения литературных печатных и электронных источников, а также экспериментального материала; эмпирические — наблюдение, опрос, анкетирование, экспертное интервью, метод экспертных оценок.
Существенную роль в разработке данной тематики дипломной работы в последние годы сыграли отечественные авторы: К. М. Арымбаева, И. В. Бестужев-Лада, О. В. Белоконь, И. А. Гехт, О. Грегор, Н. В. Гудков, Н. Ф. Дементьева, Т. Г. Дичев, Т. В. Карсаевская, Т. Г. Киселева, Т. З. Козлова, О. В. Краснова, С. Г. Марковкина, Т. Д. Марцинковская, Е. Ф. Молевич, Г. В. Морозов, Э. С. Пушкова, К. Рощак, К. А. Страшникова, М. М. Тульчинский, Е. И. Холостова, Ж. В. Хозина, В. Н. Шабалин, Е. Ю. Шаталова и другие. В их работах подробно раскрываются вопросы социальной и социально-психологической адаптации лиц третьего возраста, особенности их досуга, теория и практика социальной работы с пожилыми людьми, проблемы выработки позитивных установок в обществе по отношению к людям третьего возраста.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили современные концепции социализации личности разработанные: К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьевым, А. А. Бодалёвым,
А. Н. Леонтьевым, В. Н. Мясищевым, А. В. Петровским, К. К. Платоновым, С. Л. Рубинштейном, Е. В. Шороховой, В. А. Ядовым, а также концепции
В основу исследования данной темы также вошли концепции прикладной культурологии, разработанные: М. А. Ариарским, П. С. Гуревичем, Т. Г. Киселёвой, Э. В. Соколовым, Б. А. Титовым, А. Я. Флиером,
Д. В. Шамсутдиновой; социологии досуга, предложенные: Б. А. Грушиным, В. Д. Патрушевым и В. А. Ядовым; педагогики досуга, разработанные: А. Ф. Воловиком, И. А. Новиковой; а также концепции социальной педагогики А. В. Мудрика и социальной работы В. Г. Бочаровой, В. З. Дуликова, Е. И. Холостовой, Н. П. Щукиной.
В процессе исследования использовались работы, тематику которых составляют проблемы досуга людей третьего возраста, поставленные К. М. Арымбаевой, Т. В. Вдовенко, Л. Б. Кулёминой, О. А. Пачиной, и Ж. В. Хозиной.
Методы исследования: теоретические — комплексный анализ и синтез информации, полученной в результате проблемно-тематического изучения литературных печатных и электронных источников, а также экспериментального материала; эмпирические — наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, экспертное интервью, метод экспертных оценок.
Гипотеза работы: вторичная социализация лиц третьего возраста на селе осуществляется в пространстве активного взаимодействия культурно-досугового учреждения и потребителя, организованного средствами культурно¬творческих технологий.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в изучении и уточнении понятия вторичной социализации в сельской местности, в изучении особенностей культурно-творческих технологий; в выявлении характеристики граждан третьего возраста, их особенности и пути решения возможных проблем.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы:
- при разработке программ социальной поддержки лиц третьего возраста;
- для дальнейшего использования в практике культурно-досуговых учреждений по работе с населением третьего возраста.
Структура работы
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, проекта, заключения, списка литературы, приложений.
Рассмотрение особенностей процесса, вторичной социализации лиц третьего возраста в первой главе данного исследования, позволило понять механизм решения существующих проблем пожилой категории граждан; указало на малую изученность данной темы выпускной квалификационной работы. Анализ культурно-творческих технологий, во второй главе, и способов воздействия их на вторичную социализацию лиц третьего возраста, позволил понять специфику изучаемого предмета на современном этапе; были рассмотрены виды и формы досуговой деятельности пожилых людей, играющие важную роль в процессе социализации.
Исследование выявило ряд проблем, деформирующих нормальное протекание процесса социализации среди лиц третьего возраста в сельской местности: социальная разобщённость населения, проблема социальной идентичности пожилых людей, проблема социальной изоляции пожилой категории граждан, проблема социальной активности населения. Проблемы приобретают весомость ещё и потому, что не чётко регулируются органами власти. Исследование подчеркнуло важную роль досуговой деятельности в процессе вторичной социализации лиц третьего возраста, так как досуговая деятельность решает основную задачу вторичной социализации — привлечение населения к социальной активности. Рассмотренные причины возникновения проблем, вторичной социализации лиц третьего возраста на территории сельской местности, происходят из-за неправильно организованной досуговой деятельности или вовсе из-за её отсутствия.
Анализ проблемного поля позволил уточнить причину такой ситуации — слабое развитие форм досуговой деятельности для лиц третьего возраста. На основе выявленных проблем было составлено проектное решение, а именно — создание такой формы досуга пожилых людей, как клуб общения, на базе Налобинской ЦКС. Проект учитывает все возрастные особенности лиц третьего возраста.
Гипотеза данной выпускной квалификационной работы, заключающаяся в том, что вторичная социализация лиц третьего возраста на селе осуществляется в пространстве активного взаимодействия культурно-досугового учреждения и потребителя, организованного средствами культурно¬творческих технологий, была подтверждена.
Подтвердить гипотезу помогли труды, научные работы сферы социальной психологии и статьи российских и зарубежных специалистов данной сферы, а также экспертное интервью специалистов сферы социального обслуживания.
Исследование выявило ряд проблем, деформирующих нормальное протекание процесса социализации среди лиц третьего возраста в сельской местности: социальная разобщённость населения, проблема социальной идентичности пожилых людей, проблема социальной изоляции пожилой категории граждан, проблема социальной активности населения. Проблемы приобретают весомость ещё и потому, что не чётко регулируются органами власти. Исследование подчеркнуло важную роль досуговой деятельности в процессе вторичной социализации лиц третьего возраста, так как досуговая деятельность решает основную задачу вторичной социализации — привлечение населения к социальной активности. Рассмотренные причины возникновения проблем, вторичной социализации лиц третьего возраста на территории сельской местности, происходят из-за неправильно организованной досуговой деятельности или вовсе из-за её отсутствия.
Анализ проблемного поля позволил уточнить причину такой ситуации — слабое развитие форм досуговой деятельности для лиц третьего возраста. На основе выявленных проблем было составлено проектное решение, а именно — создание такой формы досуга пожилых людей, как клуб общения, на базе Налобинской ЦКС. Проект учитывает все возрастные особенности лиц третьего возраста.
Гипотеза данной выпускной квалификационной работы, заключающаяся в том, что вторичная социализация лиц третьего возраста на селе осуществляется в пространстве активного взаимодействия культурно-досугового учреждения и потребителя, организованного средствами культурно¬творческих технологий, была подтверждена.
Подтвердить гипотезу помогли труды, научные работы сферы социальной психологии и статьи российских и зарубежных специалистов данной сферы, а также экспертное интервью специалистов сферы социального обслуживания.



