1 Теоретические аспекты проведения налоговых проверок 3
1.1 Налоговый контроль как форма государственного финансового контроля. 3
1.2 Эволюция налогового контроля в Российской Федерации 8
1.3 Роль налогового контроля в формировании доходов бюджета 13
Заключение 18
Список использованных источников 21
Налоговой контроль - инструмент мобилизации налоговых платежей в бюджет, которые являются главным доходом бюджета страны. Этим обуславливается его значимость в системе государственного финансового контроля, задача которого обеспечить законность, целесообразность и результативность образования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов.
Для понимания назначения налогового контроля раскроем понятие финансового контроля:
Государственный финансовый контроль, с помощью уполномоченных на то контрольных органов следит за соблюдением финансового законодательства, управляет финансовыми потоками страны.
Значение финансового контроля нельзя недооценить, ведь от него зависит направленность финансовой политики государства. Поступающие в бюджет финансовые ресурсы должны быть учтены и эффективно перераспределены на использование во всех необходимых сферах общества.
Налоговый контроль имеет более специализированную направленность, он является частью финансового контроля, но объектом воздействия являются не все финансовые отношения, а конкретно налоговые отношения: происходит аккумуляция и перераспределения налоговых платежей, изъятых из финансового потока.
Государственный финансовый контроль возможно систематизировать согласно конкретным показателям:
- порядок реализации - обязательный (внешний), самостоятельный (внутрений);
- период выполнения - подготовительный, происходящий в настоящем времени (оперативный), дальнейший;
- предметы контролирования - госбюджетный, надзор за внебюджетными фондами, налоговый, денежный, кредитный, страховой, инвестиционный, надзор из-за валютными потоками;
- субъекты контроля- президентский, надзор законодательных организаций правительству и регионального самоуправления, надзор исправных организаций правительству, банковый надзор.
В настоящее время многие вопросы контролирования исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет с налогоплательщиков не проработаны. Поэтому существует проблема уклонения от уплаты налогов, которая снижает налоговую дисциплину, и, как следствие, уровень налоговой культуры в стране.
Организации не всегда соблюдают налоговую дисциплину вследствие двух совокупностей причин - налогового и неналогового (организационно-экономического) характера. Причины налогового характера определяются комплексом взаимосвязанных проблем (уклонение от уплаты налогов и как следствие, налоговая задолженность, сокрытие доходов, занижение налоговой базы, несвоевременное представление налоговых деклараций), требующих решения в части налоговой оптимизации, совершенствования правового поля и качества деятельности налоговых органов, а также направлений развития налоговой культуры.
Вторая причина (неналоговая) характеризуется возникновением форс-мажорных ситуаций, при которых экономический субъект не в состоянии полностью или частично выполнить свои обязанности. То есть такие причины носят осознанный характер, при которых налогоплательщик, прибегает к налоговому правонарушению, зная налоговые санкции, которые могут возникнуть в случае раскрытия, но при этом выйти из сложившейся ситуации и уже в дальнейшем исчислить и уплатить полагающиеся бюджетные платежи. Ежегодно, вследствие выявленных причин, бюджетная система недополучает значительные суммы налогов и сборов из-за ненадлежащего исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.
По данным Федеральной налоговой службы на 1 января 2015 года совокупная задолженность по налоговым платежам, налоговым санкциям и пеням в бюджетную систему Российской Федерации составила 1 047 557,8 133 млн. руб., в том числе по федеральным налогам и сборам - 873 573,9 млн. руб. Совокупная задолженность по сравнению с суммой задолженности на 1 января 2014 года возросла на 42 831,5 млн. руб., по федеральным налогам и сборам увеличение задолженности составило 38 369,9 млн. руб.
Камеральные и выездные налоговые проверки - основные инструменты налоговых органов, используемые в целях предупреждения, выявления и пресечения налоговых правонарушений. Камеральная налоговая проверка решает две самостоятельные задачи налогового контроля: по проверке правильности и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации; по отбору налогоплательщиков в целях дальнейшего проведения выездных налоговых проверок.
Камеральная проверка легко поддается автоматизации, что позволяет проводить внутридокументный контроль показателей налоговой декларации и междокументный контроль налоговой отчетности, в том числе с использованием информации из внешних источников, которая прямо или косвенно может характеризовать налоговую базу.
Выездная налоговая проверка хотя позволяет охватить незначительное число налогоплательщиков, однако является наиболее эффективной формой налогового контроля. Данный вид контроля выявляет наибольшее число налоговых правонарушений. Однако эта форма налогового контроля наиболее трудоемка, требует больших затрат рабочего времени высококвалифицированных сотрудников налоговых органов. В связи с этим проведение выездных налоговых проверок целесообразно в первую очередь в тех случаях, когда затраты на них многократно перекрываются суммами дополнительно начисленных в результате проверки налогов.
Тенденция недополучения денежных средств сохраняется на протяжении всего анализируемого периода в связи с тем, что в действующей налоговой системе неэффективно работает система контроля за сбором, а также система санкций за нарушения налогового законодательства. Проведенный анализ проблем и причин низкой налоговой дисциплины налогоплательщиков в РФ говорит о необходимости совершенствования налогового администрирования и его инструментов с помощью ужесточения санкций за нарушение и устранения пробелов в налоговом законодательстве, а также внедрения налогового консультирования через методический инструментарий налогового анализа и планирования.
В работе предложен разработанный подход к совершенствованию налогового контроля. Этот подход нацелен, прежде всего, на повышение эффективности налогового контроля путем сбалансированного учета интересов всех участников налоговых правоотношений, повышения понятности, «прозрачности» и результативности действий налоговых органов в ходе осуществления ими контрольных мероприятий.
Проведенное исследование в рамках решения поставленных научных и практических задач позволило сделать ряд предложений, нацеленных на совершенствование работы налоговых органов по проведению камеральных и выездных налоговых проверок.
Практическая значимость сформулированных рекомендаций по вопросам совершенствования налогового контроля заключается в том, что разработка и применение научно обоснованных нормативов нагрузки и ввода данных позволит более точно определять штатную численность налоговых органов и концентрировать имеющиеся ресурсы на направлениях, связанных с осуществлением налогового контроля.
Налоговые органы получат более четкие алгоритмы оценки результативности контрольной работы.
1 Налоговый кодекс Российской Федерации : Часть первая
[Электронный ресурс] : федер. закон от от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ ред. от 05.04.2016, с изм. от 12.04.2016. // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
2 Налоговый кодекс Российской Федерации : Часть вторая [Электронный ресурс] : федер. закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ ред. от 05.04.2016, с изм. от 12.04.2016. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.06.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.06.2016): Справочная правовая система «КонсультантПлюс Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4 Закон Российской Федерации от 21 марта 1991года № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».
5 О залоге: Федеральный закон от 29.05.1992 N 2872-1 (ред. от 06.12.2011)
6 Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговые проверкам.// : Справочная правовая система «КонсультантПлюс Режим доступа: http://www.consultant.ru/
7 Концепция планирования выездных налоговых проверок : приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@-[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/
8 Приказ от 30 мая 2007 г. N мм-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // Internetresource: http://www.referent.ru - Правовая система «Референт»
9 Стратегическая карта ФНС России на 2016-2020 гг. /Федеральная налоговая служба. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/fts/ftsmission/
10 Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов
(сведения о проведении камеральных и выездных проверок) [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.nalog.ru/rn24/related_activities/statistics_and_analytics/forms/
11 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2014¬2017 годы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/fts/activities_fts/ftsefficiency/5071588/
12 Галишникова Е.В. Роль и место налогового контроля в системе государственного финансового контроля/ контентус - 2015 № 6 -с.165-172
13 Селиванов А. С. Финансово-правовое регулирование форм налогового контроля в Российской Федерации :автореф. дис. ... канд. юр. наук / А. С. Селиванов. - Москва, 2012. - 21 с.
14 Артамонова Л.Г. Принципы налогового контроля и контрольной работы налоговых органов: современные тенденции // Налоги и налогообложение. 2011. № 8.
15 Марченко М.А. Налоговый контроль и принципы его осуществления /Экономика, социология и право. 2013. № 12. С. 44-45.
16 Казарян Т.Р. Развитие принципов налогового контроля в условиях модернизации налоговых органов/ учет и статистика. 2013. № 1 (29). с. 37-43.
17 Мусаелян А.К., Зубкова М.Б. Генезис системы государственного налогового контроля в РФ /Новые технологии. 2014. № 2. С. 92-98.
18 Г.С. Айтхожина. генезис налоговых проверок / Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2012. № 1. С. 199-204.
19 Грызунова Е.В., Мамедов Н.Д. Развитие института налогового контроля в россии на рубеже ХХ-ХХ1 веков / Национальная Ассоциация Ученых. 2015. № 15-1 (15). С. 131-134.
20 Мостовая И.Г. Налоговый мониторинг: новый уровень отношений между компаниями и налоговыми органами // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2014. № 8. С. 23-28.
21 Донич С.Р. Налоговый контроль и налоговое администрирование: новации законодательства в 2015 г /вестник сибирского государственного университета путей сообщения 2015 № 4.1, с.50-55
22 Ермакова Е.А.Налоговый контроль в системе противодействия уклонению от уплаты налогов/ ФГБОУ ВПО "Сарат. гос. юр. акад.". 2015. С. 231-236
23 Кочегаров С.А. Проблемы уклонения от налогов. /Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 2-7. С. 69-71.
24 Ермакова Е.А. Оценка масштабов уклонения от уплаты налогов в России //Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения: монография для магистрантов, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит» / под ред. И.А. Майбурова, А.П. Киреенко, Ю.Б. Иванова. М., 2013. С. 173
25 Шемякина М.С., Соколова Е.Е. Планирование и подготовка выездных налоговых проверок/ Инновационное развитие экономики № 5(22) - 2014
26 Фетисов П.С. Проблемы налогового администрирования в ходе проведения выездных налоговых проверок / Economics. 2015. № 2 (3). С. 60-66.
27 Васюченкова Л.В. Методика проведения предпроверочного анализа / "Налоговая политика и практика" №2 2014
28 Жумаханов Д.А. Правовые аспекты возмещения налога на добавленную стоимость при экспорте товаров 2011
29 Соболева Г.В., Дюкина Т.О. Оценка результативности налогового администрирования в Российской Федерации/ Вестник Финансового университета № 6 / 2013
30 Е. А. Мурзина, А.М. Ванюхина-Совершенствование методики проведения налоговых проверок в отношении субъектов малого и среднего бизнеса.-Экономика и право 2015.№ 6 (52)
31 Бутенко Л.А., Курочкина И.П., Минашкин В.Г., Солярик М.А., Шувалов А.Е., Шувалова Е.Б. Проблемы налогового администрирования в Российской Федерации. под ред. д.э.н., проф. Шуваловой Е.Б. - М.: МЭСИ, 2012. - С. 187
32 Малис Н.И., Горский И.В., Анисимов С.А.. Теория и практика налогообложения: Учебник; Под ред. Н.И. Малис - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 432 с.
33 Тарабарова А.А. Предпроверочный анализ и его роль в повышении качества выездных налоговых проверок / Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2015. № 4. С. 110-113
34 Поролло Е.В. Налоговый контроль: сущность и место в системе го-сударственного финансового контроля // TERRA ECONOMICUS. - 2013.
№ 3-3, Т. 11. - С. 84.
35 Саркисянц Г.В. Современные проблемы в организации налогового контроля и пути повышения эффективности налоговых проверок [Текст] / Г.В. Саркисянц // Молодой ученый. - 2015. - №4. - С. 421-423.
36 Якупов З.С. О роли институтов налогообложения и налогового контроля в реализации стратегии устойчивого развития современной России // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 1 (33). - С. 130.
37 Воробьёв Ю.Н. Анализ эффективности налогового контроля/ Научный результат. Серия «Экономические исследования» № 2 / 2015
38 Федеральный ресурс «Спарк»// Интернет ресурс: http://spark- interfax.ru/
39 Федеральная налоговая служба// Интернет ресурс: - www.nalog.ru/rn24
40 Интернет-газета Newslab.ru// Интернет источник: http://newslab.ru/info/dossier/upravlenie-federalnoj-nalogovoj-sluzhby-ufns-rossii- po-krasnoyarskomu-krayu-
41 Интернет-журнал «закон»//Интернет ресурс
:https://zakon.ru/discussion/2015/4/10/plyus_20__avtomatizirovannaya_sistema_poz volila_fns_uvelichit_sbory_po_nds
42 Российская газета" - Федеральный выпуск №6900 (32) 15.02.2016 // http://rg.ru/2016/02/15/chislo-firm-odnodnevok-rezko-snizilos.html
43 Илья Мунерман: ««Ромашки» спрятались» /Журнал «Эксперт» №49
(967) от 30.11.2015 // http://www.spark-interfax.ru/promo/ru/articles/21-
romashki.html