НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И МЕХАНИЗМ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
|
1 Теоретические аспекты проведения налоговых проверок 3
1.1 Налоговый контроль как форма государственного финансового контроля. 3
1.2 Эволюция налогового контроля в Российской Федерации 8
1.3 Роль налогового контроля в формировании доходов бюджета 13
Заключение 18
Список использованных источников 21
1.1 Налоговый контроль как форма государственного финансового контроля. 3
1.2 Эволюция налогового контроля в Российской Федерации 8
1.3 Роль налогового контроля в формировании доходов бюджета 13
Заключение 18
Список использованных источников 21
Налоговой контроль - инструмент мобилизации налоговых платежей в бюджет, которые являются главным доходом бюджета страны. Этим обуславливается его значимость в системе государственного финансового контроля, задача которого обеспечить законность, целесообразность и результативность образования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов.
Для понимания назначения налогового контроля раскроем понятие финансового контроля:
Государственный финансовый контроль, с помощью уполномоченных на то контрольных органов следит за соблюдением финансового законодательства, управляет финансовыми потоками страны.
Значение финансового контроля нельзя недооценить, ведь от него зависит направленность финансовой политики государства. Поступающие в бюджет финансовые ресурсы должны быть учтены и эффективно перераспределены на использование во всех необходимых сферах общества.
Налоговый контроль имеет более специализированную направленность, он является частью финансового контроля, но объектом воздействия являются не все финансовые отношения, а конкретно налоговые отношения: происходит аккумуляция и перераспределения налоговых платежей, изъятых из финансового потока.
Государственный финансовый контроль возможно систематизировать согласно конкретным показателям:
- порядок реализации - обязательный (внешний), самостоятельный (внутрений);
- период выполнения - подготовительный, происходящий в настоящем времени (оперативный), дальнейший;
- предметы контролирования - госбюджетный, надзор за внебюджетными фондами, налоговый, денежный, кредитный, страховой, инвестиционный, надзор из-за валютными потоками;
- субъекты контроля- президентский, надзор законодательных организаций правительству и регионального самоуправления, надзор исправных организаций правительству, банковый надзор.
Для понимания назначения налогового контроля раскроем понятие финансового контроля:
Государственный финансовый контроль, с помощью уполномоченных на то контрольных органов следит за соблюдением финансового законодательства, управляет финансовыми потоками страны.
Значение финансового контроля нельзя недооценить, ведь от него зависит направленность финансовой политики государства. Поступающие в бюджет финансовые ресурсы должны быть учтены и эффективно перераспределены на использование во всех необходимых сферах общества.
Налоговый контроль имеет более специализированную направленность, он является частью финансового контроля, но объектом воздействия являются не все финансовые отношения, а конкретно налоговые отношения: происходит аккумуляция и перераспределения налоговых платежей, изъятых из финансового потока.
Государственный финансовый контроль возможно систематизировать согласно конкретным показателям:
- порядок реализации - обязательный (внешний), самостоятельный (внутрений);
- период выполнения - подготовительный, происходящий в настоящем времени (оперативный), дальнейший;
- предметы контролирования - госбюджетный, надзор за внебюджетными фондами, налоговый, денежный, кредитный, страховой, инвестиционный, надзор из-за валютными потоками;
- субъекты контроля- президентский, надзор законодательных организаций правительству и регионального самоуправления, надзор исправных организаций правительству, банковый надзор.
В настоящее время многие вопросы контролирования исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет с налогоплательщиков не проработаны. Поэтому существует проблема уклонения от уплаты налогов, которая снижает налоговую дисциплину, и, как следствие, уровень налоговой культуры в стране.
Организации не всегда соблюдают налоговую дисциплину вследствие двух совокупностей причин - налогового и неналогового (организационно-экономического) характера. Причины налогового характера определяются комплексом взаимосвязанных проблем (уклонение от уплаты налогов и как следствие, налоговая задолженность, сокрытие доходов, занижение налоговой базы, несвоевременное представление налоговых деклараций), требующих решения в части налоговой оптимизации, совершенствования правового поля и качества деятельности налоговых органов, а также направлений развития налоговой культуры.
Вторая причина (неналоговая) характеризуется возникновением форс-мажорных ситуаций, при которых экономический субъект не в состоянии полностью или частично выполнить свои обязанности. То есть такие причины носят осознанный характер, при которых налогоплательщик, прибегает к налоговому правонарушению, зная налоговые санкции, которые могут возникнуть в случае раскрытия, но при этом выйти из сложившейся ситуации и уже в дальнейшем исчислить и уплатить полагающиеся бюджетные платежи. Ежегодно, вследствие выявленных причин, бюджетная система недополучает значительные суммы налогов и сборов из-за ненадлежащего исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.
По данным Федеральной налоговой службы на 1 января 2015 года совокупная задолженность по налоговым платежам, налоговым санкциям и пеням в бюджетную систему Российской Федерации составила 1 047 557,8 133 млн. руб., в том числе по федеральным налогам и сборам - 873 573,9 млн. руб. Совокупная задолженность по сравнению с суммой задолженности на 1 января 2014 года возросла на 42 831,5 млн. руб., по федеральным налогам и сборам увеличение задолженности составило 38 369,9 млн. руб.
Камеральные и выездные налоговые проверки - основные инструменты налоговых органов, используемые в целях предупреждения, выявления и пресечения налоговых правонарушений. Камеральная налоговая проверка решает две самостоятельные задачи налогового контроля: по проверке правильности и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации; по отбору налогоплательщиков в целях дальнейшего проведения выездных налоговых проверок.
Камеральная проверка легко поддается автоматизации, что позволяет проводить внутридокументный контроль показателей налоговой декларации и междокументный контроль налоговой отчетности, в том числе с использованием информации из внешних источников, которая прямо или косвенно может характеризовать налоговую базу.
Выездная налоговая проверка хотя позволяет охватить незначительное число налогоплательщиков, однако является наиболее эффективной формой налогового контроля. Данный вид контроля выявляет наибольшее число налоговых правонарушений. Однако эта форма налогового контроля наиболее трудоемка, требует больших затрат рабочего времени высококвалифицированных сотрудников налоговых органов. В связи с этим проведение выездных налоговых проверок целесообразно в первую очередь в тех случаях, когда затраты на них многократно перекрываются суммами дополнительно начисленных в результате проверки налогов.
Тенденция недополучения денежных средств сохраняется на протяжении всего анализируемого периода в связи с тем, что в действующей налоговой системе неэффективно работает система контроля за сбором, а также система санкций за нарушения налогового законодательства. Проведенный анализ проблем и причин низкой налоговой дисциплины налогоплательщиков в РФ говорит о необходимости совершенствования налогового администрирования и его инструментов с помощью ужесточения санкций за нарушение и устранения пробелов в налоговом законодательстве, а также внедрения налогового консультирования через методический инструментарий налогового анализа и планирования.
В работе предложен разработанный подход к совершенствованию налогового контроля. Этот подход нацелен, прежде всего, на повышение эффективности налогового контроля путем сбалансированного учета интересов всех участников налоговых правоотношений, повышения понятности, «прозрачности» и результативности действий налоговых органов в ходе осуществления ими контрольных мероприятий.
Проведенное исследование в рамках решения поставленных научных и практических задач позволило сделать ряд предложений, нацеленных на совершенствование работы налоговых органов по проведению камеральных и выездных налоговых проверок.
Практическая значимость сформулированных рекомендаций по вопросам совершенствования налогового контроля заключается в том, что разработка и применение научно обоснованных нормативов нагрузки и ввода данных позволит более точно определять штатную численность налоговых органов и концентрировать имеющиеся ресурсы на направлениях, связанных с осуществлением налогового контроля.
Налоговые органы получат более четкие алгоритмы оценки результативности контрольной работы.
Организации не всегда соблюдают налоговую дисциплину вследствие двух совокупностей причин - налогового и неналогового (организационно-экономического) характера. Причины налогового характера определяются комплексом взаимосвязанных проблем (уклонение от уплаты налогов и как следствие, налоговая задолженность, сокрытие доходов, занижение налоговой базы, несвоевременное представление налоговых деклараций), требующих решения в части налоговой оптимизации, совершенствования правового поля и качества деятельности налоговых органов, а также направлений развития налоговой культуры.
Вторая причина (неналоговая) характеризуется возникновением форс-мажорных ситуаций, при которых экономический субъект не в состоянии полностью или частично выполнить свои обязанности. То есть такие причины носят осознанный характер, при которых налогоплательщик, прибегает к налоговому правонарушению, зная налоговые санкции, которые могут возникнуть в случае раскрытия, но при этом выйти из сложившейся ситуации и уже в дальнейшем исчислить и уплатить полагающиеся бюджетные платежи. Ежегодно, вследствие выявленных причин, бюджетная система недополучает значительные суммы налогов и сборов из-за ненадлежащего исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.
По данным Федеральной налоговой службы на 1 января 2015 года совокупная задолженность по налоговым платежам, налоговым санкциям и пеням в бюджетную систему Российской Федерации составила 1 047 557,8 133 млн. руб., в том числе по федеральным налогам и сборам - 873 573,9 млн. руб. Совокупная задолженность по сравнению с суммой задолженности на 1 января 2014 года возросла на 42 831,5 млн. руб., по федеральным налогам и сборам увеличение задолженности составило 38 369,9 млн. руб.
Камеральные и выездные налоговые проверки - основные инструменты налоговых органов, используемые в целях предупреждения, выявления и пресечения налоговых правонарушений. Камеральная налоговая проверка решает две самостоятельные задачи налогового контроля: по проверке правильности и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации; по отбору налогоплательщиков в целях дальнейшего проведения выездных налоговых проверок.
Камеральная проверка легко поддается автоматизации, что позволяет проводить внутридокументный контроль показателей налоговой декларации и междокументный контроль налоговой отчетности, в том числе с использованием информации из внешних источников, которая прямо или косвенно может характеризовать налоговую базу.
Выездная налоговая проверка хотя позволяет охватить незначительное число налогоплательщиков, однако является наиболее эффективной формой налогового контроля. Данный вид контроля выявляет наибольшее число налоговых правонарушений. Однако эта форма налогового контроля наиболее трудоемка, требует больших затрат рабочего времени высококвалифицированных сотрудников налоговых органов. В связи с этим проведение выездных налоговых проверок целесообразно в первую очередь в тех случаях, когда затраты на них многократно перекрываются суммами дополнительно начисленных в результате проверки налогов.
Тенденция недополучения денежных средств сохраняется на протяжении всего анализируемого периода в связи с тем, что в действующей налоговой системе неэффективно работает система контроля за сбором, а также система санкций за нарушения налогового законодательства. Проведенный анализ проблем и причин низкой налоговой дисциплины налогоплательщиков в РФ говорит о необходимости совершенствования налогового администрирования и его инструментов с помощью ужесточения санкций за нарушение и устранения пробелов в налоговом законодательстве, а также внедрения налогового консультирования через методический инструментарий налогового анализа и планирования.
В работе предложен разработанный подход к совершенствованию налогового контроля. Этот подход нацелен, прежде всего, на повышение эффективности налогового контроля путем сбалансированного учета интересов всех участников налоговых правоотношений, повышения понятности, «прозрачности» и результативности действий налоговых органов в ходе осуществления ими контрольных мероприятий.
Проведенное исследование в рамках решения поставленных научных и практических задач позволило сделать ряд предложений, нацеленных на совершенствование работы налоговых органов по проведению камеральных и выездных налоговых проверок.
Практическая значимость сформулированных рекомендаций по вопросам совершенствования налогового контроля заключается в том, что разработка и применение научно обоснованных нормативов нагрузки и ввода данных позволит более точно определять штатную численность налоговых органов и концентрировать имеющиеся ресурсы на направлениях, связанных с осуществлением налогового контроля.
Налоговые органы получат более четкие алгоритмы оценки результативности контрольной работы.
Подобные работы
- ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
Бакалаврская работа, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ (НА ПРИМЕРЕ ИФНС №4 ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ В Г. АЧИНСКЕ)
Бакалаврская работа, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Оптимизация процессов ведения реестров исполнительного производства (на примере Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №24 по Красноярскому краю
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Оценка возможностей развития малого бизнеса на региональном рынке мебельной продукции
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы формирования налоговых доходов субъекта РФ и пути их решения (Восточно-Сибирский Государственный Университет Технологий и Управления)
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2019 - Разработка стратегии развития организации (на примере ООО «Игра-Сервис»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование проведения и организации таможенной проверки
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Публично-правовые основы финансовой деятельности государства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018



