Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВКЛЮЧЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕСС РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА ИНВАЛИДА

Работа №23746

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
461
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Семья, воспитывающая ребёнка с инвалидностью, как особая реабилитационная среда 1
1.1 Особенности семей, воспитывающих ребёнка с инвалидностью 2
1.2 Реабилитационная активность родителей детей с ограниченными возможностями 3
1.3 Факторы, влияющие на включённость родителей в процесс реабилитации ребёнка-инвалида 3
2 Исследование включенности семей, воспитывающих ребёнка с инвалидностью 4
2.1 Методы исследования 5
2.2 Работа социального педагога с семьёй по программе «Повседневная реабилитация в домашних условиях» 6
2.3 Результаты исследования 5
Заключение 3
Список используемых источников 3
ПРИЛОЖЕНИЕ

Детская инвалидность и проблемы семей, воспитывающих таких детей, является одним из ведущих приоритетов региональной и социальной политики. Становление личности ребёнка с ограниченными возможностями его адаптация, реабилитация и социализация являются важнейшими задачами, отвечающими за его дальнейшее будущее. Основным фактором успешной социализации является семья и её влияние на социальную адаптацию ребёнка.
Семья является первым и ближайшим окружением любого ребёнка, а для ребёнка с инвалидностью члены семьи, в некоторых случаях, становятся практически единственными людьми, с которыми он взаимодействует. В то же время семья, зачастую, не получает системной информационной, психологической и социальной поддержки. Организационная разобщённость специалистов, работающих в учреждениях разных ведомств, ограничивает возможность реализации комплексного подхода к коррекционной работе с ребёнком и сопровождению его семьи. Можно также отметить, что в большинстве центров помощи, специалисты работают с самим ребенком с нарушениями, родителю же весьма редко уделяется необходимое внимание и поддержка. Наше убеждение состоит в том, что помощь может быть эффективной только тогда, когда единицей реабилитационного процесса становится вся семья как система. Только тогда появляется возможность действительной интеграции особенного ребенка и общества.
Актуальность проблемы разработки наиболее оптимальных стратегий работы с семьёй, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обусловлена комплексом противоречий: противоречие социального плана - между потребностью такой семьи в реабилитационной помощи и отсутствием продуманных педагогических основ поддержки данной категории семей; противоречие научного плана - между системными знаниями о целостном процессе реабилитации ребенка с ограниченными возможностями
Семья, является той средой, в которой ребёнок формируется как личность, и зачастую причиной проблем развития и формирования ребёнка как личности служат отношения внутри семьи, отношение членов семьи к ребёнку. Вследствие этого есть необходимость изучения семейной ситуации развития ребёнка в рамках процесса реабилитации.
Процесс реабилитации семей предполагает осознание и принятие родителями состояния ребёнка как совершившегося факта, побуждающего к активному поиску путей решения возникших проблем, достижение конкретных результатов в социальной интеграции детей с особенностями развития.
Очевидно, что на решение возникающих задач в процессе абилитации и реабилитации ребенка с инвалидностью существенное влияние оказывает реабилитационная активность и реабилитационный потенциал семьи. В исследовании мы попытались проследить, какие условия могут способствовать становлению активной осмысленной позиции родителя по отношению к процессу реабилитации и абилитации своего ребенка, а также оценить, какие из имеющихся в учреждениях социальной защиты населения форм работы наилучшим образом соответствуют поставленной задаче, и в каком направлении учреждениям следует еще поработать.
Объект исследования: включённость родителя в процесс реабилитации ребёнка инвалида.
Предмет исследования: факторы, влияющие на включённость родителя в процесс реабилитации ребёнка инвалида.
Целью исследования является: изучение факторов, влияющих на осмысленную включённую позицию родителей по отношению к процессу реабилитации ребёнка с особенностями в развитии.
Гипотеза: формированию включённой осмысленной позиции родителей в отношении процесса реабилитации будут способствовать следующие факторы:
- личностные характеристики родителя;
- стадия проживания горя, на которой находится родитель;
- наличие позитивного личного детского опыта родителя.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи:
1. изучить семейную ситуацию развития ребёнка в рамках процесса реабилитации;
2. проанализировать случаи формирования активной, включённой позиции родителей по отношению к процессу реабилитации своего ребёнка на примере конкретных случаев;
3. определить особенности работы социального педагога с семьёй, воспитывающей ребёнка с инвалидностью на примере программы повседневной реабилитации;
4. сформулировать принципы эффективной работы с родителями для специалистов реабилитационных учреждений.
База исследования:
МБУ «Городской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга». Работа с семьями строилась на основе Программы «Повседневная реабилитация в домашних условиях», данная программа помогает родителям организовать систему непрерывной реабилитации ребенка не только в специализированных учреждениях, но и дома.
Для решения поставленных целей и задач в работе использовались следующие методы:
- анализ научной литературы;
- обзор документации;
- метод экспертных оценок;
- углублённое интервью;
- метод наблюдения;
Приведенные в исследовании теоретические обобщения и разработанные на их основании практические рекомендации могут быть использованы в реабилитационных центрах для разработки программ комплексной социально¬психологической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью исследования было изучение факторов, влияющих на осмысленную включённую позицию родителей по отношению к процессу реабилитации ребёнка с особенностями в развитии.
Результаты проведенного исследования показали, что гипотеза нашла своё подтверждеие: включённая осмысленная позиция родителя в отношении процесса реабилитации формируется в зависимости от множества факторов. Важнейшими из них являются: личностные характеристики родителя, стадия проживания горя, на которой находится родитель, а так же наличие у родителя собственного положительного детского опыта, который является одной из характеристик формирования у человека резильентности. Эти факторы, были выбраны потому, что их можно увидеть на примере любой семьи, это неотъемлемые составляющие, которые присутствуют у любого родителя.
Также, в исследовании был затронут такой важный фактор, как влияние на уровень включённости родителей поддержки родственников, друзей или других людей, которые находятся рядом и могут помочь семье справиться с их горем. Безусловно, поддержка играет большую роль, она позитивно влияет и на родителей и на ребёнка, ведь очень важно знать что, твоего ребёнка принимает кто-то кроме тебя, что есть люди на которых можно положиться.
Преобразования и реформы последнего десятилетия в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения создали в крае реальные предпосылки для формирования и развития государственных негосударственных форм и способов поддержки семей, воспитывающих детей с нарушениями здоровья. В настоящее время в крае накоплен положительный практический опыт в области сопровождения семей, воспитывающих детей с инвалидностью, но говорить о целостной системе, учитывающей всю совокупность социальных, семейных, личностных факторов, а также все закономерности функционирования и развития региональной модели поддержки семей детей с инвалидностью, пока преждевременно.
Результаты проведённого исследования показали, что большинство родителей готовы активно включаться в процесс реабилитации своего ребёнка, обладая определёнными ресурсными возможностями. Работа с семьёй ребёнка- инвалида должна строиться на принципах максимально возможной интеграции ребёнка с ограниченными возможностями в общественную жизнь; индивидуальный подход к реабилитации и абилитации ребёнка в каждом конкретном случае. При этом необходимо учитывать разнообразие семейных стилей и стратегий. Что кажется удачным в работе с одной семьёй, может быть абсолютно непригодным для другой. Несмотря на индивидуальность технологий работы с каждой семьёй особенных детей, характер взаимодействия специалистов и членов семьи должен основываться на условиях равноправного сотрудничества, доброжелательности, непрерывного познания и обучения.
Важно помнить, что реабилитационный процесс не будет эффективным, если не будут учитываться родительские позиции и ряд выделенных нами факторов. В противном случае процесс реабилитации будет представлять собой набор мероприятий, который осуществляется, не принимая во позиции родителей, поставленные ими задачи и предполагаемые результаты реабилитационного процесса.



1. Федеральный закон от 24.11.1995 г., № 181 - ФЗ (ред. От 14.07.2008г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (принят ГД РФ 20.07.1995г.).
2. Абрамова, А.А. Культура родительства современности: основные противоречия и инновационные тенденции» / «Культура на рубеже эпох», выпуск 7 - Редакционно-издательский комплекс МГГУ им.М.Шолохова; М., 2011.
3. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. - 368с.
4. Ваништендаль, С. Резильентность или оправданные надежды. Раненый, но не побежденный. / Перевод: Анна Герцик. - BICE, 2015. - 58с.
5. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Издательский центр «Академия», 2016. - 160с.
6. Вихорев, Д.И. Проблемы обучения и адаптации детей инвалидов в России
7. Додатко, Е.А. Социально психологические проблемы семьи с ребёнком инвалидом. / Сборник научных статей, Красноярск 2001 год КГУ.
8. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: учеб. пособие / Т.В. Егорова - Балашов, 2002.
9. Ертанова, О.Н. Мы и особенные дети / Внешкольник, 1999, №9. - С. 14-16.
10. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2016.
11. Исследование конкретного случая в социально-педагогических практиках : учеб. пособие / Бутенко А. В., Чистохина А. В. - Красноярск: ИПК СФУ, 2009. - С. 16.
12. Кириллова, М.И. К вопросу подготовки специалистов по организации и управлению инклюзивным образованием / Вектор науки ТГУ. - 2012, №1.
13. Ковалев, С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988.- 208 с.
14. Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. - М., 1997.
15. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 2008 г./ Левченко, И. Ю., Ткачёва.
16. Леонтьев, В.Г. Мотивация, активность личности. //Сборник научных трудов, Новосибирск 2002.
17. Методические материалы Community Based Rehabilitation (CBR).
18. Мицкевич, Ж.И. Социально-педагогические проблемы воспитания детей в современной семье //Социально-педагогическая работа.— 2002.— №4.
19. Мошняга, В. Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / Технологии социальной работы./ под. ред. И. И. Холостовой, - М.: Инфра-М, 2003.- 285 с.
20. Мухина, B. Возрастная психология. Феноменология развития
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/05.php.
21. Особое детство: шаг навстречу переменам. - М.: Теревинф, 2006. - 168 с. - (Опыт работы Центра лечебной педагогики)
22. Петровский, А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности.
- Ростов-на-Дону, 1996.
23. Подготовка детей-инвалидов к семейной и взрослой жизни. Пособие для родителей и специалистов / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. Издание 2-е, дополненное. Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2007.
- 188 с.]
24. Положение о социально-психолого-медико-педагогическом консилиуме муниципального учреждения «Городской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга», приказ от 01.04.2010 г.
25. Проблемы социализации детей-инвалидов. Методические материалы к спецкурсу / Сост. Синцова Л.К., Барнаул, 1998. - С. 14.
26. Психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] // (http://mirslovarei.com/psy a)
27. Романовская, С. Использование игры в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. - СПб.: Питер, 2002. - 230 с.
28. Селигман, М. Обычные семьи, особые дети: [пер. с англ.] / Селигман М., Дарлинг Р. — М.: Теревинф, 2007. — 368 с. — (Серия «Особый ребенок»)
29. Словарь - справочник по социальной работе / под ред. Е. И. Холостовой. М.: Юристь, 1997. - 367 с.
30. Смирнова, Е. О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. — 2000. — № 3. — С. 3— 14./ Смирнова, Е. О., Быкова, М. В.
31. Смирнова, Е. Р. Семья нетипичного ребенка - Саратов, 1996.
32. Сопровождение семьи и ребёнка с инвалидностью в системе учреждений социальной защиты населения: методическое пособие/ В.А. Чеха, В.Г. Сухих; КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения, Красноярск, 2012-204с. »
33. Ткачева, В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. - №1.- с. 25-30.
34. Ткачёва, В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья / Высшее образование. Бакалавриат. - Инфа М. Издание 2-е, 2017. - 281с.
35. Форман, Ю. От чего зависит активность родителей (результаты научного исследования) // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Вып. 5: науч.-практ. сб. - М. Теревинф, 2006. - С. 65-88
36. Фуряева, Т. В. Социальная практика как поле взаимодействия общественных и государственных структур. Применение метода анализа случая в социальных практиках: Сб. материалов Краснояр. гос.ун-т;- 2005 - 95 с.
37. Фюр, Г. «Запрещенное» горе. Минск, «Минсктиппроект», 2003, 64 с.
38. Холостова Е.И., Н.Ф. Дементьева Социальная реабилитации: Учеб. пособие. - 3-е изд. - М., 2004.
39. Чарова, О. Б. Особенности материнского отношения к ребёнку с интеллектуальным недоразвитием / О. Ю. Чарова, Е. А. Савина / Дефектология, 1999, №5. - С. 34-39.
40. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. - М., 2002. - С. 496.
41. Эльконин, Д. Б. Избранное. - М., 1996.
42. Эрик Берн. Игры в которые играют люди. Психология человеческих отношений / Лучшее в психологии. Флипбуки. - Эксмо, 2015. - 1224с.
43. Юровицкая, М. Социальная адаптация больных детей. - М.: Просвещение. 1998. - 56с.
44. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная работа с инвалидами./ Е.Р.Ярская-Смирнова , Э.К. Наберушкина - СПб.: Питер, 2004. - 316 с.
45. Blacker, J. Sequential stages of parental adjustment to the birth of a child with handicaps: Fact or artifact? // Mental Retardation. 1984. V. 22. №2. P. 55-68.
46. Correy, G. Theory and practice of counselling and psychotherapy. Brooks Cole Publishing Company. Pacific, Grove, California, 1991.
47. Holden, G. W. Parental attitudes towards childrearing // Bronstein M. (ed.). Handbook of parenting. V. 3. Children and parenting. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Ass., 1995. P. 359-392.
48. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-
10) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mkb-10.com


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ