РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ РЫНКА ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ КГКОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «КРАСНОЯРСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №2 ИМ. И.А. ПОНОМАРЕВА»)
|
Введение 3
1 Профориентация как элемент государственной политики занятости
молодежи в России 5
1.1 Тенденции и направления развития политики занятости в России . 5
1.2 Профессиональное самоопределение молодежи и его роль в
управлении трудовыми ресурсами территории 15
1.3 Исследование форм, методов, особенностей работы по
профессиональному самоопределению молодежи в системе управления трудовыми ресурсами территорий 29
2 Анализ деятельности, форм и методов работы в системе
профессионального самоопределения учащихся и выпускников специализированного образовательного учреждения «Красноярский детский дом №2 им. И.А.Пономарева» 42
2.1 Анализ деятельности КГБОУ ДПО «Красноярский центр профориентации и психологической поддержки населения» в системе профессионального самоопределения молодежи на рынке
труда г.Красноярска 42
2.2 Анализ результатов деятельности, форм, методов работы по
профессиональному самоопределению учащихся и выпускников специализированного образовательного учреждения 51
2.3. Мониторинг профессиональных предпочтений учащихся и выпускников специализированного образовательного учреждения 60
3 «Разработка проекта профессионального самоопределения выпускников специализированного образовательного учреждения «Красноярский детский дом №2 им. И.А.Пономарева», в соответствии
с потребностями рынка труда 67
3.1 Выбор форм, методов и технологии работы по профессиональному
самоопределению учащихся и выпускников, с учетом специфики образовательного учреждения 67
3.2 Разработка проекта мероприятий по профессиональному
самоопределению учащихся и выпускников образовательного учреждения 76
3.3 Оценка затрат и влияния проектных мероприятий на
профессиональный выбор учащихся и выпускников образовательного учреждения 85
Заключение 92
Список использованных источников 94
Приложение
1 Профориентация как элемент государственной политики занятости
молодежи в России 5
1.1 Тенденции и направления развития политики занятости в России . 5
1.2 Профессиональное самоопределение молодежи и его роль в
управлении трудовыми ресурсами территории 15
1.3 Исследование форм, методов, особенностей работы по
профессиональному самоопределению молодежи в системе управления трудовыми ресурсами территорий 29
2 Анализ деятельности, форм и методов работы в системе
профессионального самоопределения учащихся и выпускников специализированного образовательного учреждения «Красноярский детский дом №2 им. И.А.Пономарева» 42
2.1 Анализ деятельности КГБОУ ДПО «Красноярский центр профориентации и психологической поддержки населения» в системе профессионального самоопределения молодежи на рынке
труда г.Красноярска 42
2.2 Анализ результатов деятельности, форм, методов работы по
профессиональному самоопределению учащихся и выпускников специализированного образовательного учреждения 51
2.3. Мониторинг профессиональных предпочтений учащихся и выпускников специализированного образовательного учреждения 60
3 «Разработка проекта профессионального самоопределения выпускников специализированного образовательного учреждения «Красноярский детский дом №2 им. И.А.Пономарева», в соответствии
с потребностями рынка труда 67
3.1 Выбор форм, методов и технологии работы по профессиональному
самоопределению учащихся и выпускников, с учетом специфики образовательного учреждения 67
3.2 Разработка проекта мероприятий по профессиональному
самоопределению учащихся и выпускников образовательного учреждения 76
3.3 Оценка затрат и влияния проектных мероприятий на
профессиональный выбор учащихся и выпускников образовательного учреждения 85
Заключение 92
Список использованных источников 94
Приложение
Одной из задач государственной политики в сфере занятости населения и развития рынка труда является формирование эффективной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки различных групп населения. Профориентация способствует экономическому росту страны; помогает молодежи найти свое место в развивающейся экономике, обеспечивая реализацию свободы индивидуального выбора профессии; предоставляет молодым людям доступ к обучению в средних и высших учебных заведениях, а также к дальнейшей работе по специальности.
Сегодня российская экономика переживает период глубокого реформирования, это оказывает существенное влияние на предложение нарынке труда и выбор профессии выпускниками общеобразовательных учреждений. Проблемы профессиональной ориентации актуализируются всвязи с тем, что повышаются требования к общеобразовательной школе и ее выпускникам. Трудность сложившейся ситуации заключается в том, что процесс перехода к рыночной системе еще не завершен, и поэтому структуры спроса-предложения на рынке труда находятся в стадии их формирования. В этой связи молодые люди, находящиеся в ситуации профессионального выбора,осуществляют его либо на основе искаженных представлений о рынке труда,либо вообще не могут определиться с предпочтениями.
Особенно сложно вступить в процесс трудовых отношений такой уязвимой группе лиц, как дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, воспитывающиеся и обучающиеся в детских домах, чья конкурентоспособность в будущей трудовой жизни зависит от правильного выбора профессии, социально-трудовой компетентности и уровня адаптивности.
Профессиональная ориентация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработка методов диагностики их
профессиональных интересов и склонностей - задача государственной политики занятости населения. Формирование у подростков специализированных ОУ осознанного профессионального выбора и мотивации к профессиональной деятельности адекватной их возможностям - задача комплексной профориентации, возложенная на специалистов государственной службы занятости населения и руководителей учреждений региональной системы общего образования.
Согласованное государственно-общественное взаимодействие в оказании профориентационной помощи способны значительно повысить её результативность. Неправильный профессиональный выбор выпускников детских домов, дает право пополнить рынок труда безработных.
В условиях современной России перед выпускниками детских домов образуются преграды для проявления себя как личности: экономический фактор, общественное мнение, психологическое состояние самого подростка и т. д. Поэтому в наше время возрастает необходимость в помощи специалистов по профессиональному ориентированию личности.
Цель данной работы - разработка проекта профессионального самоопределения выпускников специализированных образовательных учреждений в соответствии с потребностями рынка труда.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач:
- рассмотреть тенденции и направления развития политики занятости в России;
- оценить роль работы в системе профессионального
самоопределения молодежи в управлении трудовыми ресурсами территории, формы, методы и особенности работы;
- проанализировать деятельность ГСЗН г. Красноярска в системе профессионального самоопределения молодежи на рынке труда г. Красноярска;
- изучить деятельность, формы и методы работы учреждения образования по профессиональному самоопределению учащихся и выпускников СОУ;
- разработать проект профессионального самоопределения учащихся и выпускников специализированных учреждений региональной системы образования в соответствии с потребностями РТ;
- оценить затраты и влияние проектных мероприятий на
профессиональный выбор учащихся и выпускников СОУ.
Объектом исследования является «Красноярский детский дом № 2 им. И. А. Пономарева».
Предмет исследования - формы и методы работы в системе профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Информационной базой для написания выпускной квалификационной работы послужили материалы отечественных источников, нормативно-правовые акты, статистическая отчетность, результаты собственных исследований.
Сегодня российская экономика переживает период глубокого реформирования, это оказывает существенное влияние на предложение нарынке труда и выбор профессии выпускниками общеобразовательных учреждений. Проблемы профессиональной ориентации актуализируются всвязи с тем, что повышаются требования к общеобразовательной школе и ее выпускникам. Трудность сложившейся ситуации заключается в том, что процесс перехода к рыночной системе еще не завершен, и поэтому структуры спроса-предложения на рынке труда находятся в стадии их формирования. В этой связи молодые люди, находящиеся в ситуации профессионального выбора,осуществляют его либо на основе искаженных представлений о рынке труда,либо вообще не могут определиться с предпочтениями.
Особенно сложно вступить в процесс трудовых отношений такой уязвимой группе лиц, как дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, воспитывающиеся и обучающиеся в детских домах, чья конкурентоспособность в будущей трудовой жизни зависит от правильного выбора профессии, социально-трудовой компетентности и уровня адаптивности.
Профессиональная ориентация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработка методов диагностики их
профессиональных интересов и склонностей - задача государственной политики занятости населения. Формирование у подростков специализированных ОУ осознанного профессионального выбора и мотивации к профессиональной деятельности адекватной их возможностям - задача комплексной профориентации, возложенная на специалистов государственной службы занятости населения и руководителей учреждений региональной системы общего образования.
Согласованное государственно-общественное взаимодействие в оказании профориентационной помощи способны значительно повысить её результативность. Неправильный профессиональный выбор выпускников детских домов, дает право пополнить рынок труда безработных.
В условиях современной России перед выпускниками детских домов образуются преграды для проявления себя как личности: экономический фактор, общественное мнение, психологическое состояние самого подростка и т. д. Поэтому в наше время возрастает необходимость в помощи специалистов по профессиональному ориентированию личности.
Цель данной работы - разработка проекта профессионального самоопределения выпускников специализированных образовательных учреждений в соответствии с потребностями рынка труда.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач:
- рассмотреть тенденции и направления развития политики занятости в России;
- оценить роль работы в системе профессионального
самоопределения молодежи в управлении трудовыми ресурсами территории, формы, методы и особенности работы;
- проанализировать деятельность ГСЗН г. Красноярска в системе профессионального самоопределения молодежи на рынке труда г. Красноярска;
- изучить деятельность, формы и методы работы учреждения образования по профессиональному самоопределению учащихся и выпускников СОУ;
- разработать проект профессионального самоопределения учащихся и выпускников специализированных учреждений региональной системы образования в соответствии с потребностями РТ;
- оценить затраты и влияние проектных мероприятий на
профессиональный выбор учащихся и выпускников СОУ.
Объектом исследования является «Красноярский детский дом № 2 им. И. А. Пономарева».
Предмет исследования - формы и методы работы в системе профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Информационной базой для написания выпускной квалификационной работы послужили материалы отечественных источников, нормативно-правовые акты, статистическая отчетность, результаты собственных исследований.
Проблема выбора профессии особенно остро стоит у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.У большинства воспитанников детских домов обнаруживается отсутствие проектов собственного будущего, отсутствие целей, а также неумение планировать свою деятельность, что связано с особенностями их психического развития и условиями проживания.
Значительную роль в решении проблем адаптации молодежи к сложившейся социально-экономической ситуации и адекватной ориентации на рынке труда играют профориентационные мероприятия. Важные составляющие такой деятельности - диагностика профессионального самоопределения, профконсультирование, экскурсии, профессиональные пробы и практики, проектная деятельность. Реализация комплекса такого рода мероприятий может обеспечить результативность профессионального самоопределения воспитанников, достойный профессиональный выбор.
Анализируя уровень безработицы в Красноярском крае по возрастным группам, следует отметить, что на сегодня в общей доле безработных, наибольший удельный вес занимают безработные в возрасте от 20 до 29 лет (30,9%). Проследив динамику безработных в возрасте 20-29 лет по годам, можно сделать вывод о том, что число безработной молодежи растет. Одной из причин роста уровня безработицы среди молодежи, может являться неправильный профессиональный выбор школьников, на выходе из общеобразовательного учреждения.
Несмотря на всё многообразие форм и методов работы по профессиональному самоопределению, необходимо учитывать специфику образовательного учреждения.
В Красноярском крае функционирует 9 организаций, предоставляющих услуги по профессиональному самоопределению. Красноярский центр профориентации и психологической поддержки населения является государственной бюджетной организацией, предоставляющей свои услуги населению города. Среди многочисленных реализованных проектов Центра существует проект «Твоя профессиональная перспектива», рассчитанный на воспитанников детского дома, реализованный в детском доме №1.
Руководствуясь опытом Центра профориентации, а также опытом других регионов РФ, на базе Красноярского детского дома №2 им. И. А. Пономарева был разработан и реализован проект по профессиональному самоопределению детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Проект включает в себя следующие мероприятия:
- выбор исследуемой группы;
- знакомство с обучающимися;
- введение в рынок труда и теорию трудовых отношений;
- тестирование на профессиональную предрасположенность;
- обработка результатов тестирования;
- построение перспективы профессионального развития учащихся.
Результатами реализации проектных мероприятий стали:
- выбор профессиональной области - 1 уч.;
- выбор конкретного учебного заведения - 3 уч.;
- индивидуальные программы развития - 5 уч..
В ходе реализации проекта была выявлена потребность в репетиторах по основным школьным предметам. С помощью благотворительного фонда «Счастливые дети», были привлечены репетиторы по русскому, математике английскому языку.
Общая сумма затрат на реализацию мероприятий по профессиональному самоопределению составит 15417, 46 рублей .
Социальный эффект от реализации мероприятий отразится в снижении числа профессионального неопределившихся воспитанников детского дома на момент выпуска из учреждения; повышении уровня социально-трудовой компетентности среди воспитанников детского дома; снижении уровня безработицы среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; заблаговременной подготовки к профессиональному обучению; а также адаптивности к профессиональной среде.
Значительную роль в решении проблем адаптации молодежи к сложившейся социально-экономической ситуации и адекватной ориентации на рынке труда играют профориентационные мероприятия. Важные составляющие такой деятельности - диагностика профессионального самоопределения, профконсультирование, экскурсии, профессиональные пробы и практики, проектная деятельность. Реализация комплекса такого рода мероприятий может обеспечить результативность профессионального самоопределения воспитанников, достойный профессиональный выбор.
Анализируя уровень безработицы в Красноярском крае по возрастным группам, следует отметить, что на сегодня в общей доле безработных, наибольший удельный вес занимают безработные в возрасте от 20 до 29 лет (30,9%). Проследив динамику безработных в возрасте 20-29 лет по годам, можно сделать вывод о том, что число безработной молодежи растет. Одной из причин роста уровня безработицы среди молодежи, может являться неправильный профессиональный выбор школьников, на выходе из общеобразовательного учреждения.
Несмотря на всё многообразие форм и методов работы по профессиональному самоопределению, необходимо учитывать специфику образовательного учреждения.
В Красноярском крае функционирует 9 организаций, предоставляющих услуги по профессиональному самоопределению. Красноярский центр профориентации и психологической поддержки населения является государственной бюджетной организацией, предоставляющей свои услуги населению города. Среди многочисленных реализованных проектов Центра существует проект «Твоя профессиональная перспектива», рассчитанный на воспитанников детского дома, реализованный в детском доме №1.
Руководствуясь опытом Центра профориентации, а также опытом других регионов РФ, на базе Красноярского детского дома №2 им. И. А. Пономарева был разработан и реализован проект по профессиональному самоопределению детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Проект включает в себя следующие мероприятия:
- выбор исследуемой группы;
- знакомство с обучающимися;
- введение в рынок труда и теорию трудовых отношений;
- тестирование на профессиональную предрасположенность;
- обработка результатов тестирования;
- построение перспективы профессионального развития учащихся.
Результатами реализации проектных мероприятий стали:
- выбор профессиональной области - 1 уч.;
- выбор конкретного учебного заведения - 3 уч.;
- индивидуальные программы развития - 5 уч..
В ходе реализации проекта была выявлена потребность в репетиторах по основным школьным предметам. С помощью благотворительного фонда «Счастливые дети», были привлечены репетиторы по русскому, математике английскому языку.
Общая сумма затрат на реализацию мероприятий по профессиональному самоопределению составит 15417, 46 рублей .
Социальный эффект от реализации мероприятий отразится в снижении числа профессионального неопределившихся воспитанников детского дома на момент выпуска из учреждения; повышении уровня социально-трудовой компетентности среди воспитанников детского дома; снижении уровня безработицы среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; заблаговременной подготовки к профессиональному обучению; а также адаптивности к профессиональной среде.



