Введение 6
1 Теоретические основы администрирования учебного процесса в условиях
информатизации 11
1.1 Информационные системы в сфере образования 11
1.2 Организация учебного процесса в среднем профессиональном
образовании в условиях информатизации 37
1.3 Структура администрирования учебного процесса КГАПОУ
«Красноярский техникум транспорта и сервиса» 46
2 Разработка информационного сопровождения администрирования учебного
процесса КГАПОУ «Красноярский техникум транспорта и сервиса» 54
2.1 Обоснование и разработка структуры администрирования учебного процесса для ЗИС «Дневник.ру» 55
0.0 Наполнение ЗИС «Дневник.ру в соответствии со структурой администрирования 59
2.3 Апробация администрирования учебного процесса КГАПОУ «Красноярский техникум транспорта и сервиса» с применением ЗИС
«Дневник.ру» 67
Заключение 73
Список сокращений
Список использованных источников
Приложение
Актуальность исследования.Внедрение Федеральных
государственных стандартов нового поколения, а также реорганизация учреждений профессионального образования НПО/СПО повышает требования к системе образования, в целом, а также к участникам образовательного процесса.
Развитие образовательных организаций обусловлено процессом информатизации общества, который в последние годы приобрел глобальный характер.Информационное общество отдает приоритет информации по сравнению с остальными ресурсами, повышая потребность в информационных продуктах и услугах. Универсальным
инструментарием выступают информационно - коммуникационные технологии, которые расширяют возможности управления образовательной организацией, так как предоставляют в распоряжение сотрудников современные информационные системы, программно-технические средства, то есть новейшие методы обработки, передачи, анализа информации, необходимой для принятия управленческих решений.
Для того чтобы образовательные услуги, предоставляемые учреждениями профессионального образования, были востребованы, ими необходимо управлять. Управление образовательным процессом, то есть администрирование предполагает: выбор стратегии обучения; информатизацию учебного процесса; принятие требований к руководителям образовательного учреждения и его сотрудникам. Эти подтверждения мы можем найти в нормативно-правовых актах об образовании:
- Вопросы «информатизации образования», «экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования», «... условий для
функционирования электронной информационно-образовательной среды», «мониторинг и информационные системы в системе образования»рассматриваются в Законе РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьи 13; 16; 18, 19, 89-98 [1];
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации, «учреждение профессионального образования должно осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов, мотивированных к профессиональному росту в условиях реализации и развития электронного обучения».
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года включает в себя такие стандарты:
- охват высшим и средним профессиональным образованием населения составит 60 - 70 процентов;
- формирование экономики знаний и высоких технологий, в т.ч. сферы профессионального образования;
- переход от системы массового образования, характерной для
индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному
индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности;
- структурная и технологическая модернизация образования;
- завершение формирования национальной инновационной системы, модернизация фундаментальной и прикладной науки и профессионального образования;
- переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам;
- внедрение инновационных технологий в образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения;
- обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития и т.д. [2]
В настоящее время КГАПОУ «Красноярский техникум транспорта и сервиса» реализует образовательную деятельность по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС), а также по программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). Тем самым повышая требования к деятельности преподавательского состава при выборе современных технологий обучения: актуализировать рабочую программу, организовывать учебный процесс, способствовать развитию творческого потенциала учащихся, проводить занятия с использованием активных методов обучения, вести профессиональную документацию, отслеживать результаты промежуточной и итоговой аттестаций, а также качество освоения учебных программ. Это вызывает необходимость использования инновационных способов отслеживания изменений в ходе профессиональной подготовки. Конечно, мониторинг всех этих показателей можно вести и без привлечения технических средств, но современный уровень развития информатизации позволяет использовать информационные системы для модернизации процесса администрирования.
Таким образом, внедрение информационной системы, а именно информационного сопровождения в процесс администрирования образовательной организации позволит работать в единой среде информационного обмена и осуществлять мониторинг результатов и качества обучения, автоматизировать документооборот, поддерживать интерактивную коммуникацию, тем самым соответствуя современному уровню информатизации.
Обзор современных исследований выявил следующие предпосылки к изучению по данной проблеме:
- исследования проблем информационного общества и информационных подходов в образовании А.Я. Ваграменского, К.К. Колина, А.Ю. Уварова [3, 7] и др.;
- исследование общих вопросов использования информационных систем в образовании России, в трудах А.А. Андреева, П.Я. Гальперина, Б.С. Гершунского [4], П.И. Образцова[05], Е.С. Полат, И.В. Роберт[5, 33] и др.
- вопросы делового администрирования Э.М. Никитин, Иванов А.В., Шимутина Е.Н.[6] и проблемы использования ИКТ в руководстве и управлении образовательным учреждением (Лучко О.Н., Бочаров М.И., Танова Э.В., Арефьев О.Н.).
Но возникает противоречие между необходимостью получения полных и точных данных о ходе учебного процесса с применением инновационных подходов, и отсутствием информационного сопровождения
администрирования учебного процесса.
Недостаточная разработанность проблемы и практическая значимость ее решения для повышения качества администрирования учебного процесса, обусловили актуальность исследования и позволили сформулировать тему исследования: «Разработка информационного сопровождения
администрирования учебного процесса СПО»
Цель исследования- разработать информационное сопровождение для администрирования учебного процесса СПО.
администрирования учебного процесса СПО.
Гипотеза исследования - информационное администрирования учебного процесса будет результативным, если:
- удовлетворяет, отражает, информирует о нормативной базе
образовательной организации;
- соответствует целям образовательной организации и существующей структуре администрирования;
- его сущность и назначение реализовано в условиях информатизации;
- наполнено в информационной среде и удовлетворяет системе администрирования.
При написании данной работы ставились задачи:
1) Определить особенности организации учебного процесса в СПО.
2) Охарактеризовать процесс информационного сопровождения учебного процесса в СПО.
3) Охарактеризовать структуру администрирования учебного процесса ОО.
4) Обосновать и разработать информационное сопровождение администрирования учебного процесса ОО.
5) Провести апробацию информационного сопровождения
администрирования учебного процесса ОО.
В работах В.С. Аванесова, В.П. Беспалько, И.А. Зимней, М.М. Поташника,А.И.Субетто, Н.А. Селезнёвой, П.И. Третьякова, Т.П. Шамовой, Т.К. Чекмарёвой, М.А.Сергеевой и др. созданы теоретические предпосылки проектирования эффективной действующей системы управления качеством образовательного процесса, информационного обеспечения образовательного учреждения.
Соловьёв В.Н., Матрос Д.Ш., Мельникова Н.Н., Белушкин С.Д., Перегудов Ф.И.,Новожилова Н.В., Швецова С.В., Каракозова Е.Н. и др. рассматривают теоретико-методологические основы компьютеризации и автоматизации системы управления образовательным учреждением.
Решая первую задачу, мы конкретизировали основные понятия: информатизация образования, информационное сопровождение,
администрирование, информационная система.
Новые стандарты ставят задачу использования информационно- коммуникационных технологий в среднем профессиональном образовании. Таким образом, появляется новый вид сопровождения учебного процесса - информационное сопровождение, которое учитывает современный уровень развития ИКТ для обеспечения администрирования учебного процесса.
Решая вторую задачу, мы определили особенности администрирования учебного процесса в условиях реализации ФГОС СПО.
Таким образом, администрирование учебного процесса, с одной стороны, может выступать в качестве совокупного субъекта управления по отношению к преподавательскому коллективу, с другой стороны, оно является объектом управления (точнее, управляемой подсистемой) со стороны органов управления образовательным учреждением.
Решая третью задачу мы охарактеризовали структуру администрирования учебного процесса ОО. Проанализировав отчетную документацию, мы выделили основные задачи, подлежащих автоматизации:
- отчет преподавателя по дисциплинам за семестр;
- критерии оценки результативности и качества труда работников педагогического персонала;
- ведомости промежуточной аттестации в форме ДЗ, экзамена и т.д.
Таким образом, администрирование учебного процесса должно охватывать все виды профессиональной деятельности от администрации до преподавателей. Учитывать особенности каждой подструктуры, то есть придерживаться системного и деятельностных подходов в управлении.
От информированности всех субъектов учебного процесса зависит слаженность действий в процессе администрирования. Поэтому каждая
73
подструктура проводит внутренние совещания, все результаты доводятся до сведения всех членов трудового коллектива для стабильного функционирования учреждения. Наряду с вопросами, предусмотренными в плане, по инициативе администрации, общественных организаций, структурных подразделений, отдельных членов трудового коллектива могут рассматриваться и другие вопросы. Внедрение информационного сопровождения позволит автоматизировать большую часть работы и сократить время на уведомление сотрудников: отслеживание посещаемости студентов, успеваемость, внеурочную деятельность, рейтинг групп, базу педагогических кадров и др., т.е. осуществлять управление учебным процессом в условиях информатизации.
Проанализировав имеющиеся информационные системы и опыт использования в других образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, изучив надлежащую документацию, мы решили внедрить ЗИС Дневник.ру с возможностью подключения модуля "Дневник СПО", поскольку он полностью отражает образовательную деятельность КГАПОУ КТТиС, а также они предоставляют возможность апробирования информационной системы без дополнительных затрат. Поэтому вторая глава диссертации посвящена обоснованию, разработке и наполнению закрытой информационной системы «Дневник.ру».
Обязательным этапом подготовки к внедрению электронных дневников и журналов успеваемости в общеобразовательном учреждении является квалифицированная разъяснительная работа с педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения о внедрении информационной системы. Необходимо помнить об оформлении согласий от родителей (законных представителей) об обработке персональных данных учащихся. Для успешной реализации внедрения необходимо проводить регулярный мониторинг работы по апробации и информационной системы.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в соответствии с гипотезой исследования, задачами исследования и нашла свое подтверждения по результатам анкетирования преподавателей и представителей администрации.
Таким образом, задачи решены, поставленная цель достигнута, гипотеза получила свое подтверждение.
1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "Об образовании в Российской Федерации": офиц. текст. - Москва:, 2012
2 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от
08.08.2009) <О Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года")
3 Уваров, А.Ю. Информатизация школы на пути к модели «1:1» / Информатика и образование, 2009. - №2.
4 Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu-lib.net/drugoe-2/gershunskiy-b-s-kompyuterizatsiya-v-sfer
5 Роберт, И.В. Современные информационные технологии в обра¬зовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010.
6 Иванов, А.В., Шимутина Е.Н. Деловое администрирование: Учебное пособие. - М.: АПКиППРО, 2009. - 86 с.
7 Асмолов, А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие /А.Г.Асмолов, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров / — М.: Изд-во «НексПринт», 2010. — 84 с.
8 Дзялошинская, М. И. СМИ в системе социального партнёрства:
ресурс влияния, модератор диалога, субъект информационного сопровождения? / М. И. Дзялошинская // Информационное сопровождение социальных проектов в современном обществе : материалы V
Международной научно-практической конференции (22-23 апреля 2014 г.). - М. : ИД «АТИСО», 2014. - С. 167-185.
9 Большой экономический словарь/Под ред. А.И Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2002.
10 Кравченко, А.И. История менеджмента. М.: Академический проект, 2002.
11 Варфоломеева, А.О. Информационные системы предприятия:
Учебное пособие / А.О. Варфоломеева, А.В. Коряковский, В.П. Романов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 283 с.: 60x90 1/16. - (Высшее
образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-005549-7
12 Мезенцев, К.Н. Автоматизированные информационные системы: Учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. — 3-е изд., стер. — М.:Академия, 2012. — 176 с.
13 Сайков, Б. П., Энциклопедия учителя информатики.: вып. 10 / Б. П. Сайков, И. Г. Семакин ; ред. И. Г.
14 Семакин. - // Информатика. Приложение к газете "Первое сентября". - 2007. - N 20. - С.13-37
15 Фоменков, А. И. Педагогический мониторинг в управлении общеобразовательным учреждением : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 /; [Место защиты: Смол.гос. ун-т]. - Смоленск, 2007. - 232 с. : ил.
16 Исаков,В.Л.. Педагогический мониторинг как средство повышения эффективности учебного процесса :дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Чайковский, 2007 197 с. РГБ ОД, 61:07-13/1013
17 Избачков, Ю.С., Петров В.Н., Васильев
А.А., ТелинаИ.С.Информационные системы: Учебник для вузов. 3-е изд. ^Издательский дом "Питер", 2010
18 Полонский, В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. - 2007. - № 3. - С. 4-12
19 Волков, А.Е. Модель «Российское образование -2020» / А.Е. Волков и др. // Вопросы образования. - 2008. - № 1.
20 Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с.
21 Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации (12 ноября 2009 г.).[Электронный ресурс]
- Режим доступа: http: //www.kremlin.ru/transcripts/5979.
22 Сайт министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]//Режим доступа: htt|y/Avvv.iHiio6|4iavi
23 Использование инновационных технологий в процессе подготовки специалистов педвуза // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования :межвуз. сб. науч. трудов / под ред. А.В. Усовой, О.Р. Шефер. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2008.
24 Максимова, О. А. «Цифровое» поколение: стиль жизни и конструирование идентичности в виртуальном пространстве. / О.А. Максимова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - №22 (313). - Выл. 81. С. 6-10.
25 Образцов, П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы [Электронный ресурс] / П.И. Образцов - Режим доступа: http/www.kind@orel .ru
26 Виханский. О. С., Наумов А. И. В54 Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Магистр : ИНФРА-М, 2014. - 656 с
27 Кибанов, А.Я. (ред.) Управление персоналом организации
Учебник. 4-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 695 с. — (Высшее образование).
28 Рогожин, С.В., Рогожина Т.В. Теория организации.- М:Экзамен, 2006-319С.
29 Менеджмент: Учебник / Под ред. В.В. Томилова. - М.: Юрайт- Издат, 2006. - 591 с.
30 Мансуров, Р. Разработка стратегического управления
образовательным учреждением. - LAP LAMBERT AcademicPublishing, 2013.
- 145 с.
31 Информационные технологии управления: Учебное пособие / М.В.Бастриков, О.П.Пономарев; Институт «КВШУ».- Калининград: Изд-во Ин-та «КВШУ», 2005.
32 Маглинец, Ю.А. Разработка информационных систем. Часть 1, Структурные методы. - Красноярск.:Кларитеанум, 2004. - 120 с.
33 Роберт, И.В., Поляков, В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. М.: «Образование и Информатика», 2004. - 68 с.
34 Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики/ А.Н. Асаул, Б. М. Капаров, под ред. д.э.н, проф. А. Н. Асаула - СПб.: «Гуманистика», 2007. - 280с.
35 Компьютерные методы реализации экономических и
информационных управленческих решений/Трахтенгерц Э.А. В 2-х томах. Том 1. Методы и средства. - М.: СИНТЕГ, 2009, 172 с.
Том 2. Реализация решений. - М.: СИНТЕГ, 2009, 224 с.
36 Околелов, О.П. Процесс обучения в системе дистанционного
образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-
joe.ru/sod/00/3_00/st235.html
37 Бершадский, А.М., Кревский И.Г. Понятие, формы и методы дистанционного образования [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.vspu.ac.ru/sci/monograf
38 Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов" [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http: //www.eidos.ru/j ournal/2002/0423. htm
39 Зверева, H. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании / Н.А. Зверева // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2015. - С. 161-164.
40 Лейбович, А. Н. Теория инновационной деятельности / А. Н. Лейбович // Разработка и применение национальной системы квалификаций. -2015. №1. С. 6.
41 Сайт Министерства образования и науки РФ ФГАУ "Федеральный институт развития образования" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www.firo .ru/
42 Молодые профессионалы Сибири: сборник аналитических, информационных материалов по итогам Полуфинала Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) в Сибирском федеральном округе - 2016. - Красноярск: ООО РПБ «Амальгама», 2016. - 248 с.
43 Информационный сайт конгресса конференций "Информационные технологии в образовании" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ito.edu.ru/
44 Официальный сайт Электронной библиотеки диссертаций Российской государственной библиотеки [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://diss.rsl.ru/
45 Административно-управленческий портал [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.aup.ru/
46 Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к образованию
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.urorao.ru/konf2005.php?mode=&exmod=zeer
47 Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб.Пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.
48 Ильина, Т.А. Сущность и структура процесса обучения. Этапы учебного процесса [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://paidagogos.com/?p=75
49 Веряев, А.А. - Педагогика информатики.- Барнаул Изд-во БГПУ, 2004. - 477 с.
50 Официальный сайт "АКДИ Экономика и жизнь" - www.akdi.ru 3.
Ф.В. Шутилов, М.В. Зелинская, М.Ф. Бовыкина Виды информационных технологий [Электронный ресурс] - Режим доступа:
www.prepod2000.kulichki.net/item_282.html
51 Авдулов, А.Н., Кулькин, А.М. Классификация информационных технологий / Грант РФФИ, проект № 02_06_80004
52 Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? [Текст]: (теорет.- методол. аспект)// ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ. -М. : Логос, 2006. - № 8. -ISSN 1726-667Х
53 Андреев, А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании. 2004. № 6.
54 Власенко, В.А. Взаимосвязь компонентов информационно-образовательной среды школы / В.А. Власенко, Е.В. Якушина / Народное образование, - №5, 2012, с.124
55 Конопатова, Н. К., Иванова Е.В. Развитие районной информационно-образовательной среды как возможность реализации инновационного потенциала педагогических кадров. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. № 02. С. 156-164.
56 Курова, Н.Н. Информационная среда образовательного
учреждения как управленческий ресурс современного руководителя школы / Конференция «Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.adm-
edu.spb.ru/sites/default/files/sovremennaya_obrazovatelnaya_sreda.pdf
57 Уваров, А.Ю. Ориентиры образовательных реформ и
информационные технологии. Образовательная политика. №1(57) 2012.
58 Единая образовательная сеть Дневник.ру [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dnevnik.ru/
59 Студенческая научно-исследовательская лаборатория
Информационных технологий (СНИЛИТ) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://snilit.tspu.ru/
60 Платформенное решение АСУ УЗ «UniversysWebServer 5»
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://gisoft.ru/default.aspx?WCE=GOTO.PAGES&WCI=UWS_INFO
61 Горюнов, В. С. Информационные системы в образовании // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 159-161.
62 1С: Колледж управление средним специальным учебным
заведением [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.1c-
college.ru/1c_college/