Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изменения в самоотношении участников долгосрочной Арт-гештальт группы

Работа №23711

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы107
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
431
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение .3
1 Самоотношение в психологии .9
1.1 Понятие "самоотношение" в психологических исследованиях .9
1.2 Структура самоотношения .16
1.3 Факторы, влияющие на динамику самоотношения .26
2 Теоретико-методологические предпосылки влияния метода артгештальт- терапии на самоотношение .31
2.1 Исторические и методологические корни Гештальт-терапии .31
2.2 Основные положения в Гештальт-терапии .33
2.3 Возможности влияния артгештальт группы на самоотношение .37
2.4 Исследования о влиянии арт-терапии и гештальт-терапии на динамику
самоотношения .39
2.4.1 Гештальт-терапия и самоотношение .39
2.4.2 Арт-терапия и самоотношение .41
3 Эмпирическое исследование изменений самоотношения участников долговременной артгештальт группы 44
3.1 Эмпирическая гипотеза и способ ее проверки .44
3.2 Анализ результатов методики МИС 46
3.3 Анализ результатов методики «Кто Я?» .50
3.4 Анализ данных пост-исследовательского интервью .55
3.5 Выводы по проведенному исследованию .57
Заключение .60
Список использованных источников .63
Приложения А-В .66-107


Практики участия в терапевтических, образовательных, развивающих группах становятся всё более распространёнными в современной России. Одним из самых молодых подходов, динамично развивающихся методов,применяемых в России и за рубежом, является Артгештальт-терапия. Особенность данной терапии состоит в сочетании теории и принципов Гештальт-терапии с методами и техниками Арт-терапии, такими как рисование, танец, драматизация и другие.
К настоящему времени были проведены исследования, выявляющие влияние на самоотношение таких методов, как гештальт-терапия и арт-терапия. В частности, выявлено, что гештальт-терапия оказывает позитивное влияние на самоотношение, способствует увеличению осознанности собственных чувств, выраженности безоценочного аспекта самоотношения - аутосимпатии.Также из проведенных исследований известно, что использование арт-средств в терапии может способствовать снижению внутренней конфликтности и самообвинения, повышать уверенность в себе и самопринятие, причем эти показатели самоотношения могут выходить за верхнюю или нижнюю границы нормы [15]. Исследований о влиянии Артгештальт-терапии, которая сочетает в себе методы арт и гештальт-терапии, на динамику самоотношения к настоящему времени проведено не было, что представляет исследовательский интерес.
Главная специфика Артгештальт-терапии заключается в применении творческих средств самовыражения. Эффективность применения творческих методов на самоотношение в терапии уже давно обсуждалась и доказывалась (К. Юнг, А. Хилл, М. Наумбург, Э. Крамер). В частности, выявлено, что использование арт-средств значительно облегчает работу со своими внутренними плохо осознаваемыми конфликтами, так как первичные мысли и чувства переживаются в форме образов и символов, а не вербально. Творческие средства самовыражения помогают выразить свои внутренние конфликты, облегчают их осознавание и разрешение, а также дают возможность для выражения агрессивных и других порицаемых чувств в социально приемлемой манере, что снижает внутреннюю напряженность. Кроме того, в литературных источниках отмечается, что применение творческих средств усиливает ощущение собственной личностной ценности[21].
Другой особенностью метода Артгештальт является устройство группы. Работа в клиентско-образовательной группе Артгештальт-терапии, в отличие от гештальт-терапии, устроена таким образом, что каждый участник группы участвует в общем терапевтическом процессе, одновременно каждый работает в позиции клиента, выполняя творческую работу, которая обсуждается в группе. В то время как в гештальт-терапии во время сессии только один участник группы находится на «горячем стуле» и взаимодействует с терапевтом, остальные участники группы наблюдают за лечебным процессом. Таким образом, участники Артгештальт группы в большей степени вовлечены в терапевтический процесс, соответственно, мы предполагаем наблюдать изменения в самоотношении каждого участника.
Изменению в самоотношении участников группы может способствовать достижение стратегических целей артгештальт-подхода, а именно: расширение осознания, развитие самоподдержки и достижение психологической зрелости. Расширение осознания приводит к большему пониманию себя, расширяет знания о себе, открывает для индивида богатство внутреннего мира и пробуждает интерес к нему, а также способствует чувству управляемости и предсказуемости собственного «Я».Самоподдержка - понятие в гештальттерапии, означающее способность поддерживать себя, находить в себе самом опоры и ресурсы, по сути это понятие противоположно такому аспекту самоотношения, как самообвинение. Соответственно, развитие этого качества может снижать выраженность самообвинения. Достижение в артгештальттерапии психологической зрелости и ответственности также связано со способностью найти в себе «внутренний стержень», опоры, ресурсы для преодоления фрустрирующих ситуаций, принять на себя ответственность за свою жизнь и все, что в ней происходит, что сходно с описанием такого аспекта самоотношения, как «саморуководство», так как этот аспект «отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам» [17].
Кроме этого, в Артгештальт-терапии, применяются различные техники и методы воздействия, которые могут повлиять на динамику самоотношения. Например, активно применяемый в артгештальте феноменологический метод, или метод «обратной связи», позволяет посмотреть на себя со стороны и способствует переоценке неадекватных представлений о себе. Поддержка и принятие участника группой и терапевтом также может повысить его самопринятие и снизить самообвинение. Кроме того, в артгештальттерапии участники группы находятся в атмосфере принятия и безоценочности, также терапевт поддерживает в участниках стремление к самовыражению, самоисследованию, таким образом, отношение к себе может становиться более позитивным, выражаться в более субъектной форме.
Самоотношение в данном исследовании понимается как специфика отношения личности к собственному «Я». В качестве теоретической основы мы взяли теорию трехкомпонентной структуры самоотношения Пантилеева С. Р., а также теорию субъект-субъектной и субъект-объектной форм отношения к себе Сарджвеладзе Н. И.
По теории Пантилеева, самоотношение состоит из трех компонентов: самоуважения (имеется ввиду оценка собственной эффективности), аутосимпатии и такого компонента, который он называет «самоуничижение». Каждый из этих компонентов имеет свою подструктуру и включает такие характеристики как закрытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность и самообвинение[18].
По Сарджвеладзе отношение к себе может иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску; а также субъектную или объектную направленность. В случае объектного самоотношения личность оценивает себя с инструментальной точки зрения, т.е. с позиции: какую выгоду мне могут принести те или иные стороны своего «Я». В случае субъектного отношения собственное «Я» понимается как уникальное, развивающееся, связано с поиском смысла существования и самореализацией, то есть собственное «Я» выступает как самоцель, а не как средство для достижения чего-либо[22].
Объект исследования:Женщины, участвующие в долговременной артгештальт группе.
Предмет исследования:Особенности изменений самоотношения у женщин в течение 6 месяцев участия в долговременной группе по Артгештальт- терапии, по сравнению с неучаствующими.
Цель: Выявить различия в изменении самоотношения у женщин, участвующих и не участвующих в долговременной артгештальт группе.
Гипотезы:У женщин, участвующих в артгештальт группе, в отличие от неучаствующих, в течение 6 месяцев будут наблюдаться:
1) Снижение внутренней конфликтности и самообвинения, а также повышение показателей аутосимпатии и самоуважения;
2) Некоторые показатели самоуважения и аутосимпатии будут выходить за верхние границы нормы, показатели самоуничижения - за нижние границы нормы;
3) Увеличение субъектных компонентов самоотношения с положительной эмоциональной окраской.
Задачи:
1) Проанализировать литературные источники на тему самоотношения, уточнить понятийный аппарати определить основные теоретические подходы к описанию феномена самоотношения;
2) Изучить теоретико-методологические положения и специфику артгештальт-терапии с тем, чтобы определить механизмы, которые могут способствовать изменениям в самоотношении;
3) Проанализировать результаты исследований о влиянии гештальт- терапии и использования арт-средств в терапии на структуру самоотношения;
4) Подобрать методики, позволяющие установить особенности самоотношения у участников исследования;
5) Разработать и провести программу эмпирического исследования;
6) С учетом полученных данных оценить особенности динамики самоотношения у участников долговременной артгештальт группы.
Выборки исследования:
Женщины от 20 до 40 лет. Участники разделены на экспериментальную и контрольную группы методом попарного отбора (по полу, возрасту, семейному положению, наличию детей, роду профессиональной деятельности и социально-экономическому положению), в каждой группе по 9 человек.
Участники экспериментальной группы участвуют в долговременной клиентско-образовательной группе по Артгештальт-терапии в рамках первой ступени Артгештальт-терапии (в Красноярском филиале Негосударственного образовательного частного учреждения «Московский институт Гештальта и Психодрамы»).
Участники контрольной группы во время проведения исследования не участвовали ни в каких развивающих, психологических практиках.
Методы исследования:
- метод анализа литературы;
- метод опроса;
- контент-анализ;
- методы математической статистики.
Методики исследования:
- Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеев (МИС);
- Тест двадцати высказываний "Кто Я?" (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой);
- Пост-исследовательское интервью.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одним из самых молодых и развивающихся в России и за рубежом подходов является Артгештальт-терапия. В настоящее время эмпирическое исследование возможностей данного подхода является актуальным. Одним из аспектов личности, по нашему предположению подвергающийся влиянию артгештальт подхода, является самоотношение ее участников.
На основе литературных данных мы определили, что самоотношение - сложная динамическая система, которая состоит из трех основных компонентов: самоуважения, аутосимпатии и самоуничижения, и отражает специфику отношения к собственному «Я». Мы выявили, что самоотношение как самоорганизующаяся система поддерживает баланс динамики и устойчивости. Также выявили, что общий фон отношения к себе может иметь позитивную или негативную эмоциональную окрашенность, а также способ отношения к себе может разделяться на субъектный (т. е. целостное ощущение себя как источника сознания, собственной активности, своей воли, своих переживаний, стремления к развитию) и объектный (представления о своих конкретных качествах, знаниях, умениях, положении в обществе - их оценка и значимость).
Также на основании литературных данных мы выявили, что Артгештальт- терапия - подход, который сочетает в себе техники и методологию гештальт- терапии и арт-терапии. Данный подход может оказывать влияние на самоотношение участников артгештальт группы как через устройство группы, так и с помощью техник и методов работы, таких как применение творческих методов самовыражения, расширение осознания, развитие самоподдержки и ответственности, с помощью феноменологического метода, поддержки тренером стремления к самовыражению и самоисследованию, поддержания атмосферы принятия и безоценочности.
Анализируя ранее проведенные исследования о влиянии арт-терапии и гештальт-терапии на самоотношение, мы выявили, что эти подходы позитивно влияют на динамику самоотношения. А именно, происходит увеличение выраженности безоценочных аспектов самоотношения, таких как самопринятие, аутосимпатия, самоценность, причем изменения в большей степени происходят у участников с показателями ниже среднего по группе. У участников с завышенными показателями происходит некоторое снижение этих параметров до адекватных значений, то есть происходит оптимизация показателей самоотношения. Также, данные подходы способствуют снижению общего негативного фона самоотношения. В то же время применение творческих средств самовыражения может оказывать сильное воздействие на некоторые компоненты самоотношения, слишком снижая или увеличивая их выраженность.
Нами была разработана процедура исследования по выявлению особенностей изменений в самоотношении участников долговременной артгештальт группы. Полученные в ходе исследования результаты показали, что посещение долговременной артгештальт группы оказывает положительное влияние на динамику самоотношения ее участников.
Описать особенности изменений в самоотношении участников долговременной артгештальт группы можно следующим образом. Во-первых, снижается общий негативный фон отношения к себе, за счет снижения показателей внутренней конфликтности и самообвинения. Во-вторых, происходит оптимизация показателей самоуверенности, т. е. завышенные показатели по этому аспекту самоотношения снижаются до адекватных параметров. В-третьих, у участников долговременной артгештальт группы увеличивается выраженность субъекного отношения к себе с положительной эмоциональной окраской, за счет появления таких компонентов самоописания, как обращенность к собственным чувствам, переживаниям и признании себя как уникальной неповторимой личности.
Данные результаты исследования подтверждают наши предположения о том, что посещение долговременной артгештальт группы оказывает влияние на изменение самоотношения ее участников. Результаты нашей работы можно использовать на практике в работе со взрослыми женщинами, которые обращаются за помощью в связи с проблемами, связанными с отношением к себе.



1) Аврамова, Т. И. Личностно-ориентированные тренинги как метод коррекции самоотношения : дис. ... канд. психол. наук:19.00.05.- Воронеж, 2000. - 210 c.
2) Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание : монография: пер.с англ. -М.: Прогресс, 1986. - 424 с.
3) Вулф, Р. Исторические корни теории Гештальт-терапии // Журнал практического психолога (специальный выпуск: Восточно-Европейский Гештальт Институт). - 2003. - № 3. - С.43-53.
4) Гингер, С. Гештальт-терапия контакта : монография / пер. с фр. / под ред. Е. В. Просветиной.— СПб.: Специальная Литература, 1999.—287 с.
5) Гэри, Й. Осознавание, диалог и процесс в терапии : монография / пер. с нем. / под ред. А. Моховикова. -М.:Московский Гештальт Институт, 2002. - 100 с.
6) Джемс, У. Принципы психологии : монография / пер с англ. /под ред. Л. А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991.-368 с.
7) Долгополов, Н. Б. Первый блин. Арт-терапевтический сборник/ Н. Б. Долгополов, Е. Ощепкова. - Красноярск.: Офсет, 2010. - Вып. 1. - 80 с.
8) Иванова, Е.А. Путешествие в Гештальт. Теория и практика : учеб. пособие / Е. А. Иванова, Н. М. Лебедева.- М.: Речь, 2004. - 560 с.
9) Колышко, A.M. Психология самоотношения : учеб. пособие/ А.М.Колышко. -Гродно: ГрГУ, 2004. - 102 с.
10) Кун, М. Тест 20 высказываний «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой) / Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре : учеб. пособие. - СПб.: Речь,
2006. С.82-103.
11) Лекарева, М. П. Анализ изменений Я-концепции студентов- психологов в процессе изучения основ Гештальттерапии : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13; М., 1999. - 160 c.
12) Леонтьев, Д. А. Очерк психологии личности : монография. -М.: Смысл, 1993. -43 с.
13) Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности : монография. - М.: Смысл, 1999.-487 с.
14) Малкольм, П. Раздумья о теории поля // Журнал практического психолога. - 2002. - №2-3. - С. 40-50
15) Мужичкова, Ю. Е. Роль художественных форм самовыражения в развитии личностной сферы подростков: дис. ... канд. психол. наук.: 19.00.07. - М.: Московский гос. университет им. Ломоносова, 2008. - 207 с.
16) Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А. А.Бодалева - М.: «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.
17) Пантелеев, С. Р. Методика исследования самоотношения. - М.: Смысл, 1993. - 32 с.
18) Пантелеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система : монография.-М.: Издательство Моск. ун-та, 1991. -100 с.
19) Перлз, Ф. Теория Гештальт-терапии : монография : пер. с англ. / под ред. В. Кислюк.- М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 384 с.
20) Роджерс, К. Клиентоцентрированная терапия : монография / Роджерс К. , Хоббс Н. , Гордон Т. , Дорфман Э.: пер. с англ. / под ред. В.В. Лях, А.П. Хомик. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. - 320с.
21) Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика:монография : пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. Л. А. Петровской. -М.: Прогресс, 1990.- 368 с.
22) Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой : монография.- Тбилиси: «Мицниереба», 1989. - 206 с.
23) Сарджвеладзе, Н.И. Проблемы формирования социогенных потребностей : монография. - Тбилиси: «Мицниереба», 1974.—308 с.
24) Фаустова, А.Г. Теоретико-методологические основания исследований динамики самоотношения в клинической психологии [Электрон. ресурс] // Научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие» [электрон. версия]. -2015. -№4 (11). - С. 25-33. - Режим доступа: http://cyberlemnka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-osnovaniya-issledovaniy-dinamiki-samootnosheniya-v-klinicheskoy-psihologii,свободный.- Загл. с экрана.
25) Филипенко, В. Диалоги о Гештальт терапии: сборник интервью / Гомельский филиал московского гештальт института. - Гомель: «Кайрос»,
2006. - 133 с.
26) Фромм, Э. Искусство любить : монография : пер. с англ / под ред. Л.Трубицына.-М.: АСТ, 2013.-248 с.
27) Хломов, Д. Н. Арттерапия в гештальте : монография.-М.: Общество Практикующих Психологов «Гештальт -подход», 2012. - 95 с.
28) Чеснокова, И.И. Проблемы самосознания в психологии : монография. - М.: Наука, 1977. -144 с.
29) Шутенко, Е. Н. Развитие самосознания личности подростка в процессе психодрамы : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.11 : Москва, 1999. - 172 c.
30) Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: монография : пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1996. - 344 с.
31) Baldwin, S.A., Hoffmann, J.P. (2002). The Dynamics of Self-Esteem: a Growth-Curve Analysis. Journal of Youth and Adole scence, vol. 31 (2): 101113
32) Harter, S. (1999). The construction of the self. New York: Guilford Press.
33) Schafer, R.B., Keith, P.M. (1999). Change in Adult Self-Esteem: A longitudinal assessment. British Journal of Social Psychology, 38: 303-314.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ